Обучение рассказыванию детей с онр

Методика обучения детей с ОНР составлению рассказа по наглядной опоре

Методика обучения детей с ОНР составлению рассказа по наглядной опоре

Современное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Развитие речи, обучение родному языку - составная часть всестороннего развития дошкольников. Каждый ребёнок должен грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи, важнейшие свойства которой — ососзнанность и произвольность. Совершенствовать устную речь — это, значит обогащать, активизировать словарь, формировать умение точно пользоваться словарным запасом, правильно употреблять слова по смыслу. Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешного обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои суждения, воспроизводить содержание текстов, писать программные изложения и сочинения. Обращаясь к понятийно-терменологическому словарю под редакцией В.И. Селевёрстова мы видим следующее определение: «Речь связная - отрезок речи, обладающий значительной протяжённостью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части». Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс. Он многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи — такая форма речевой аномалии, у детей с первично сохранным слухом и интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. (Р.Е.Левина « Основы теории и практики логопедии» МОСКВА, 1968 г.). При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Речь детей с ОНР мало понятна окружающим. Если ребёнок с такой речевой патологией остаётся без специальной помощи, то в зависимости от степени и характера речевой недостаточности и психических наслоений снижаются возможности обучения ребёнка, его участия в активной жизни. Сложна и многообразна структура речевого дефекта детей с ОНР.

У таких детей отмечается моторная неловкость, характерны нарушения общего и орального праксиса, низкая умственная работоспособность, двигательная расторможенность (иногда, напротив, повышенная тормозимость). Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей приобретает особую значимость и актуальность на современном этапе развития логопедии. Преодоление ОНР - комплексная медико-педагогическая проблема. Задачей логопеда является квалифицированная педагогическая диагностика уровня речевого развития, разработка содержания и методов поэтапного логопедического воздействия. В данной работе я попыталась систематизировать и представить в определённой последовательности приёмы и методы коррекционного воздействия, обобщая сведения, почерпнутые из известных литературных источников, собственного опыта и практических наблюдений за детьми. Недостатки в употреблении лексики, грамматики, в звукопроизношении с наибольшей отчётливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, составление рассказа по одной или серии картин, подготовка рассказа описания). Правильно воспринимая взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание мало доступен для детей, которые обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Часть детей способна лишь отвечать на вопросы. Вне знакомой обиходной ситуации дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает их недостаточную коммуникабельность. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде всего, переход от диалогической речи к контекстной. Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в методике общей коррекционной работы по развитию связной монологической, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учётом отмечаемых у детей данной группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и использования иллюстративного материала, структуры занятий и приёмов коррекционной работы. Особое значение уделяется развитию внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. В целях формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

  1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам
    с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах хорошо знакомого сюжета ("Семья", "Игры на детской площадке", "Зимние развлечения" и др.). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.
  2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, события, определяющих общую тематику картины ("Ледоход", "Река замёрзла" и др. из тематических серий картин О.И. Соловьёвой, В.А. Езикеевой).
  3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий: составление рассказов по серии картинок с изображением отдельных, "ключевых" моментов действия, а также с пропуском какого-либо звена.
  4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).
  5. Описание пейзажной картины.

Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и т.д.) разбор её содержания обучение детей составлению рассказа анализ детских рассказов. Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: "Кто больше увидит?", "Кто лучше запомнил?", "Кто самый внимательный?" приём обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей с последующим их оречевлением.

Методические приёмы при обучении рассказыванию.

  1. Образец рассказа педагога по картине.
  2. Наводящие вопросы.
  3. Предваряющий план рассказа.
  4. Составление рассказа по фрагментам картины.
  5. Коллективное сочинение рассказа детьми.

Методика обучения рассказыванию по сериям сюжетных картин.

На первом занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии при этом у детей формулируются навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания. Они учатся выделять «действенную», событийную основу (определение действий персонажей, уяснение связей между ними) и существенные детали изображения. После этого картинки в нужном порядке размещаются одним-двумя детьми на наборном полотне (штативе). По вопросам педагога определяется общее содержание изображённых событий. Затем дети «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок. На втором занятии они поочерёдно составляют рассказы по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом. В качестве обучающего приёма рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображённому действию (по вопросам или данному образцу). Для формирования у детей первоначальных навыков составления рассказа-описания изображённого пейзажа могут быть использованы пейзажные картины из тематической серии В.А. Езикеевой («Зима», «Весна») и др. В процессе разбора картины дети усваивают примерную схему последовательного описания:

  • называют время года
  • перечисляют предметы ландшафта
  • дают описание изображённых объектов по вопросам.
  • Коррекционно-логопедическая работа по формированию различных сторон речи детей на занятиях с использованием картин включает в себя формирование навыков грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словарного запаса и проводится с учётом особенностей конкретного иллюстративного материала, в соответствии с задачами каждого периода обучения. В III периоде первого года обучения, по мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи включаются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. Такие задания целесообразно включать в занятия на основе проводимых в ДОУ утренников, экскурсий, а также наблюдений во время прогулок. Дети рассказывают о празднике, проводившимся в детском саду, об интересной игре, о том, что видели на экскурсии. Рассказы составляются с опорой на образец педагога и вопросный план. Используются: коллективная форма составления рассказа, приём его дополнения другими детьми. Составление рассказов на основе коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий и слайдов, а также рисунков самих детей. В качестве «опорного» наглядного материала для составления детских рассказов может быть использован и просмотр соответствующих видеофильмов. Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических, так и на воспитательских занятиях, проводимых по плану логопеда. Составление рассказов на основе опыта может предшествовать организация выставок детских рисунков по той же тематике.

    1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М. 1961.
    2. Глухов В.П. Особенности формирования связной
      монологической речи детей старшего дошкольного возраста с
      общим речевым недоразвитием. М. 1987г.
    3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию
      связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по
      обучению рассказыванию. \ Дефектология. 1988, № 3.
    4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М. 1982.
    5. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия.
      Преодоление ОНР у дошкольников. М, 1998.

    Обучение детей с ОНР рассказам по картинам

    Опыт работы воспитателя детского сада. Обучение детей с ОНР составлению рассказов по картинам.

    Формирование связной речи у детей с ОНР является одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Для детей с ОНР характерно отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, бедность речевых и языковых средств, смысловые пропуски.
    Таким образом, в работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина. Вторым вспомогательным средством будет моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчёркивалась педагогами В.К.Воробьёвой, В.П.Глуховым.
    Л.С.Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной работе всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Исходя их этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников с ОНР, наряду с традиционными методами и приёмами, мною используются средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки).
    Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:
    • пересказу,
    • составлению описательного рассказа о единичных предметах,
    • составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине,
    • рассказыванию с элементами творчества.
    Виды занятий с картинным материалом, которые я использую в своей работе.
    1. Составление рассказов по серии сюжетных картин.
    При работе над серией катин у детей формируется представление об основных принципах построения построения связного высказывания: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Мною использовались следующие приёмы работы по серии сюжетных картин:
    • Установление последовательности серии картин.
    • Отбор из нескольких картинок тех, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.
    • Восстановление последовательности событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).
    • Определение недостающей картинки (необходимо выложить картинки, кроме одной дети должны догадаться, чего не хватает, и рассказать только тогда выкладывается недостающая картинка).
    • Найти лишнюю картинку.
    • Распутывание двух сюжетных линий об одном главном герое.
    • Подбор к сюжетной картинке отдельных предметных изображений.
    • Использование семантических абсурдов (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).
    Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке из серии и изображали её в виде пиктораммы (схематичного рисунка). Таким образом, составляется графический план рассказа.
    2. Составление рассказа по сюжетным картинам.
    Для составления рассказов я использую многофигурные картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Дочки-матери», «Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»).
    Но на занятиях не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Детям нужно предлагать и жанровую живопись, способную взволновать ребёнка, вызвать желание обсудить увиденное («Прибыл на каникулы», «Опять двойка» Ф.П.Решетникова, «Иван-царевич на сером волке», «Три богатыря», «Алёнушка» В.М.Васнецова, «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина). Нужно, чтобы ребёнок видел особенности композиции, цветовой палитры картины, сумел выразить своё отношение к изображённому на картине при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделять внимание построению рассказа. В качестве плана при составлении рассказов по картине используются карточки-символы:
    • Вопросительный знак (название картины).
    • Схематичное изображение леса и города обозначает место действия.
    • Карточки с изображением времён года и частей суток – обозначает время действия.
    • Карточка со стрелками – обозначают композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины).
    • Схематичное изображение человека и животного – действующие лица, изображённые на картине.
    • Их одежда.
    • Смайлики с различными эмоциями – настроение и характер действующих лиц.
    • Радуга – цветовая палитра.
    • Символ «сердце» (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).
    3. Описание пейзажной картины.
    При разборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, описывают изображённые объекты, выражают своё отношение к картине (символы: время года, части суток, погода, композиция, слова-признаки, образные выражения, цветовая палитра, сердце).
    Требования к картине
    • Реалистичное изображение.
    • Картина должна быть высокохудожественной
    • Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка)

    Этапы работы по составлению рассказов по картине.

    I. Подготовительная работа.
    Значение подготовительной работы велико: чем тщательнее будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказа, тем лучше получатся сами тексты.
    Виды подготовительной работы:
    1.Рассматривание.
    Цели: привлечь внимание к картине способствовать развитию зрительного восприятия. Эффективность этого вида деятельности возрастает многократно при комментировании самих детей, того, что они видят. Педагог должен отойти на второй план и вмешиваться в ситуацию только в том случае, если возникнет необходимость в уточнении названий предметов и явлений, в привлечении внимания детей к деталям картины, оставшимся за пределами зоны обсуждения а также в том случае, если информация, которой дети обмениваются между собой, неверна.
    2. Беседа по картине.
    Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет активизировать знания детей об окружающем. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае. Если удается создать у ребенка впечатление. Что его мнение по каждому вопросу интересно педагогу. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включит в неё следующие виды вопросов:
    Вопросы, направленные на:
    • анализ сюжета картины
    • пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной
    • создание стимула к фантазированию
    3. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
    Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
    4. Словарная работа.
    Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей.
    * Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения
    * Построение антонимических пар (игра «Наоборот»)
    * Построение синонимических рядов
    * Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях).
    5. Различные игры.
    Игры на акцентуацию внимания.
    Цели: развивать зрительное восприятие. Зрительную память и зрительное внимание, активизировать словарь
    - «Кто внимательный» - Дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое логопедом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку, называют детали картины
    - «Найди предмет». Проходит в форме соревнования. Кто больше назовёт живых предметов, неживых предметов
    - «Кто больше увидит?». Ребёнок называет изображённые на картине предметы определённого цвета, назначения, сделанные из того или иного материала.
    - «Классификации»
    Игры на установление связи между предметами.
    Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения, активизировать словарь.
    - «Что с чем?»
    - «Ассоциативные ряды или круги»
    Я соединяю линией два предмета и прошу рассказать, как связаны между собой объекты, которые он соединил. Дети должны вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи. Можно использовать схематичное изображение слов-действий. Очень эффективным будеи обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картины с последующим оречевлением.
    - «Оживи картину». Я предлагаю детям закрыть глаза и представить, что они попали в картину. Что вы слышите? (показываю символ «ухо»). «Пройдите» по картине, «дотроньтесь» до предметов, которые вам попадаются на пути. Что вы почувствовали? (показываю символ «рука»). Вдохните запах. Какие запахи вы почувствовали? (показываю симовл «нос»). Попробуйте на вкус. Какие у вас возникли вкусовые ощущения? (показываю символ «рот-язык»).
    Сенсорные игры.
    - «Сенсорная копилка». Скажите, какой предмет? Что ещё такое же? Дети придумывают метафоры и сравнения по моделям.
    - «Было – будет» Ребёнок выбирает любого героя картины. Придумай, что он делал раньше (до появления на картине), что будет делать потом
    - «Я - другой». Выберите героя, скажите в каком он настроении (состоянии). Расскажите, какими он видит предметы или события в таком состоянии. Теперь настроение у него изменилось? Какими теперь он видит окружающее.
    - «Раскрась так же»
    Языковые игры.
    - «Скажи ласково»
    - «Я - Мы» - образование множественного числа
    - «Действия»
    - «Поэты» - подбор рифмы
    - «Доскажи словечко»
    II. Репродуктивный вид рассказывания (воссоздающий, использующий опору)
    1. Описательные рассказы.
    • Описания предмета по образцу
    • Описание предмета по вопросам логопеда:
    • Описательный рассказ по схеме
    • Описательный рассказ по сенсорным символам
    • Описательный рассказ по мнемотаблице
    • Описательные рассказы по цветовым символам.
    2. Сравнительно-описательные рассказы.
    • Сравнительное описание по аналогии.
    • Сравнительное описание по вопросам
    • Сравнительное описание по схеме
    3. Описание картины
    • по традиционной методике.
    • по системе ТРИЗ
    • по вопросам логопеда
    • по плану
    • частичное описание картины
    • с помощью ориентировочных схем
    • с помощью схематично изображенных деталей
    4. Описание динамического сюжета по картине
    Составление рассказа:
    • по опорным словам
    • по аналогии
    • по сюжетной картине и стихотворению
    • по предложениям, составленным из опорных слов
    • по картографической схеме (методика В.К.Воробьевой)
    III. Творческий вид рассказывания.
    Придумывание:
    • начала рассказа
    • конца рассказа
    • рассказ от имени какого-либо живого предмета, от первого лица
    • рассказ от имени неживого предмета (оживление неживого предмета)
    • придумывание сказки (кантоминация)
    • придумывание рассказа на тему.
    • аналогично составляется рассказ по пословице и картине.
    При работе с рассказами необходимо соблюдать некоторые правила:
    1. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать нужно только еще одним вопросом, или двумя. Количество вопросов пропорционально мастерству логопеда.
    2. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
    3. Перед занятием тщательно посмотрите конспект еще раз. Вопросы по картине должны быть лаконичными и точными.
    4. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

    Общие требования к организации работы с картиной:
    1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
    2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
    3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
    4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
    5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
    6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

    Требования к рассказам детей
    • точная передача сюжета
    • самостоятельность
    • образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий)
    • наличие связей предложений и частей рассказа
    • выразительность, умение интонировать, акцентирование наиболее значимых слов
    • плавность речи, фонетическая чёткость каждой фразы
    • Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

    Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи

    Обучение рассказыванию детей с онрОбучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи.

    Одним из приемов развития связной речи является обучение рассказыванию по картине. Значение этого вида занятий велико, т.к. они способствуют:

  • расширению и активизации словаря
  • формированию грамматически правильной речи
  • развитию процессов восприятия, воображения и логического мышления.
  • И это очень важно, т.к. у детей с ОНР, наряду с системным нарушением речи, очень часто наблюдаются отклонения и недостатки в развитии внимания, памяти, восприятия и мышления [3].

    Обучение рассказыванию по сюжетным и пейзажным картинкам является частью системы по развитию связной монологической речи дошкольников с ОНР, которая включает в себя:

  • описание предметов
  • пересказ
  • рассказы по картинам
  • некоторые виды творческого рассказывания [1].
  • Ниже представлены примерные конспекты по обучению детей с ОНР рассказыванию по картинке в разных возрастных группах.

    Конспект занятия №1 по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе.

    Тема занятия: «Беседа по картине «Куры»

  • учить детей полно и точно отвечать на вопросы по содержанию картины, используя в речи простую распространенную фразу,
  • обогащать и активизировать словарь,
  • работать над развитием силы голоса.
  • разучивать загадки о петухе,
  • беседа о домашних птицах.
  • кукарекает, кудахчет, пищат, гребешок, бородка, шпоры, пестрые, хвост колесом.
  • винительный падеж существительных: «клюет зернышки», «нашли жучка», «клюнуть жучка», «пьет воду», «ищет червячков»
  • предложный падеж: «на голове», «на ногах», «на пальцах», «на земле»
  • существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Ход занятия.

    1. Организация внимания:

    - Сначала сядут девочки, потом мальчики.

    Логопед достает коробку. Вдруг из нее раздается: «ку-ка-ре-ку!»

    - Ой, кто это там кукарекает? Как вы думаете, ребята?

    - Давайте посмотрим (логопед открывает коробку и достает из нее большого игрушечного петуха).

    - Здравствуй, петушок (дети здороваются)! Ты зачем залез в коробку?

    - Здравствуйте! А я хотел всех ребят разбудить.

    - Да ребята давно уже не спят. Смотри мы уже позавтракали и теперь сели заниматься.

    - Да? Ну вот, значит, я опоздал.

    - Ну, ты не грусти. Хочешь, мы тебе загадку загадаем? (Петушок со-глашается и дети загадывают ему загадку: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Ночью - распевает, днем - время считает»).

    -Ну, это про меня загадка. Да, и днем, и ночью распеваю. Я прямо как будильник. Я очень нужный.

    - Да, Петя, ты не только нужный, но еще и очень красивый. Да, ребята? Хочешь мы про тебя расскажем? (Логопед вместе с детьми рассказывает).

    - А у меня есть картина, на которой нарисована куриная семья. Хотите посмотреть? (Логопед вывешивает картину). Давайте назовем всех-всех, кто нарисован на этой картине.

    - Расскажите, какой у него гребешок.

    - Что у него еще есть на голове?

    - Какой у него клюв?

    - Какой у петуха хвост?

    - Какие у петуха лапы? Что есть на лапах?

    - Какого цвета перышки у петуха?

    - Что делает петух?

    - А это кто? Какие они?

    - Какого цвета цыплята?

    - С кем гуляют цыплята?

    - Что делает их мама-курица?

    - Куда смотрят эти цыплята? Что они хотят сделать?

    - Что здесь нарисовано? Что делает эта курица?

    - Сколько всего кур здесь нарисовано?

    3. Работа над силой голоса.

    - Понравилась вам эта картина?

    - А тебе, Петя? Давайте покричим, как петух. Что он делает? (Кукарекает). Как он кукарекает громко или тихо?

    - А как куры своих детей созывают? (Изображают). Что они делают? (Кудахчут).

    - А что делают цыплята? Каким голосом они пищат? (Тонким, тихим).- Изображают.

    Петух: «Молодцы, ребята, мне у вас очень понравилось, но теперь мне надо идти домой, меня курочка и цыплятки ждут. До свидания, ребята.

    Дети прощаются с петухом и приглашают его еще в гости.

    Логопед дает оценку ответам детей.

    Конспект занятия №2 по обучению детей составлению связных рассказов по картине в старшей группе.

    Тема: «Составление связных рассказов по картине «В лесу»

  • учить детей строить полный последовательный рассказ по сюжетной картине, в речи простыми распространенными предложениями (в том числе с однородными членами)
  • при рассказывании использовать коллективно со-ставленный план.
  • рассматривание и беседа по данной кар-тине, составление рассказов-описаний, отдельных фрагмен-тов картины, чтение рассказов и стихов, беседа о лете.
  • чудесная, ясная, солнечная (погода)
  • березы, сосны, поляна, ромашки, колокольчики, незабудка, букет
  • собирать, искать.
  • отработать творительный падеж с предлогом «за».
  • картина, кружочки красного и синего цвета по количеству детей.
  • Ход занятия

    1. Организация внимания.

    Уточнение последовательности времен года: каждому ребенку задается вопрос типа: «Какое время года бывает после лета?» «перед зимой?» и т.д.

    Правильно ответивший на вопрос садится на свое место.

    2. Вступительная беседа:

    - Какое сейчас время года?

    - Назовите весенние месяцы.

    - Какой весенний месяц сейчас?

    - Какое время года будет после весны?

    - Сейчас конец весны, как мы говорим про такую весну (поздняя)?

    - На какое время года похожа поздняя весна?

    - Какое летом солнце?

    - А какая погода бывает летом?

    - Ваня, скажи, какая летом погода, назови все слова, которые говорили ребята (ребенок строит предложение с однородными членами).

    - Куда мы пойдем на прогулку?

    - Игра «К нам пришел волшебник «Я слышу».

    Логопед вывешивает картину:

    - Посмотрите, дети решили пойти погулять в лес. Как вы думаете, где они живут? Давайте поиграем в игру «К нам пришел волшебник «Я слышу». Представьте себе, что вы тоже оказались здесь, в лесу. Какие звуки вы слышите? (Шумят деревья, жужжат жуки, разговаривают между собой девочки и мальчики, поют птицы, прыгают белки, шурша когтями по стволу дерева).

    - А теперь вы встаньте со стульчиков, кто захочет, возьмите корзины для ягод, орехов и прогуляемся по лесу. (Дети изображают, как идут по лесу, рвут цветы, собирают ягоды в корзины (рука согнута в локте). А сейчас подкрадемся на цыпочках, спрячемся за дерево и посмотрим, как играют белки. Послушайте, как кукует вдалеке кукушка (дети тихим голосом ку-ку ку-ку). Пойдем дальше. Нужно покричать, чтобы никто не отстал, не потерялся: Ау! Ау! (протяжно, не очень громко). Теперь можно идти домой.

    - Сейчас будем составлять по картине рассказ.

    - О чем будем говорить вначале?

    - О чем расскажем потом?

    - О чем будем рассказывать дальше?

    - Что нужно сказать потом?

    - Чем закончим рассказ?

    3-4 ребенка (по очереди) составляют свои рассказы по картине. После каждого выступления дети поднимают красный или синий кружки в зависимости от того, понравился рассказ или нет. Затем они добавляют, высказывают замечания или, наоборот, говорят, что им понравилось в рассказе.

    - Что мы сегодня делали?

    - Чьи рассказы вам понравились?

    Логопед дает оценку ответам детей.

    Конспект занятия №3 по обученю рассказыванию по серии сюжетных картинок в подготовительной группе.

    Тема: «Составление рассказов по сюжетным картинкам серии «Что такое хорошо и что такое плохо».

  • упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок
  • учить развивать сюжет, придумывая продолжение рассказа
  • учить давать оценку поступкам людей, их эмоциональному состоянию.
  • грустный, печальный, огорчение, веселый, радостный, веселье, стыдно, покраснел, «не смотрит в глаза».
  • чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • беседы о правилах поведения в обществе, о делах плохих и хороших
  • рассматривание и беседа по данной серии сюжетных картинок.
  • Ход занятия

    1. Организация внимания:

    Игра «Скажи наоборот» (логопед называет слово, бросает ребенку мяч, тот возвращает его, произносит слово с обратным значением (радость, грусть, добрый, веселый, трудолюбивый, вежливый, жадный, красивый, ленивый, злой, грустный, щедрый).

    2. Вступительная беседа:

    - Ребята, вы знаете, что есть поступки плохие и хорошие, если человек совершит хороший поступок, то как про него можно сказать (хороший, справедливый, добрый). А если кто-то поступит плохо, то такому человеку обязательно будет стыдно. Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы потом не пришлось краснеть за свои поступки. Давайте расскажем о том, какие хорошие поступки вы совершили.

    3. Рассказывание по картинкам.

    - Сегодня мы будем составлять рас сказ про Олега и Мишу (выставляет первую картинку). Ира начнет рассказывать, а мы будем слушать внимательно и дополнять рассказ (Ира рассказывает. После рассказа дети вносят дополнения и поправки).

    - Ребята, как в такой ситуации нужно поступить Мише?

    - Давайте посмотрим, как же поступил Миша (выставляется вторая картинка). Кто хочет рассказать?

    - Кто дополнит рассказ Артема? (Логопед следит за тем, чтобы в своих рассказах дети дали оценку поступку Миши).

    - Миша поступил нехорошо. Как вы думаете, ему радостно от того, что он отобрал у Олега игрушку?

    - Посмотрим следующую картинку. Вика, расскажи, что было раньше.

    - Вам понравился рассказ Вики?

    - Людям, которые поступают нехорошо, обычно бывает стыдно за свои поступки. И они даже краснеют от стыда. Посмотрим, стыдно ли Мише (выставляется четвертая картинка).

    - Кто хочет рассказать? (Если ребенок в рассказе упускает это, то логопед просит обратить внимание на настроение персонажей картины).

    Две руки хлопают,
    Две ноги топают,
    Два локтя вращаются,
    Два глаза закрываются.

    5. Работа над развитием воображения:

    - Дети, подумайте, а что могло произойти дальше? (Дети стали играть вместе).

    - А как играть вместе, ведь игрушка-то одна? (Дети высказываю свои варианты)

    - А на следующий день, когда мальчики пришли в детский сад, что мог сделать Миша, чтобы порадовать Олега?

    - Так как же нужно играть, чтобы никому не было обидно?

    - Кто хочет еще раз рассказать про Олега и Мишу (выслушивается 1-2 рассказа с добавлением своего конца истории).

    Логопед дает оценку рассказам детей.

  • Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М. Просвещение, 1981 г
  • Гербова В.В. «Учусь говорить» М. Просвещение, 1999 г.
  • Глухов В. П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с ОНР//Дефектология. 1986 №3
  • Ксейко Лилия Абдряшитовна,
    учитель-логопед высшей кв. категории,
    МБДОУ №139 «Яблонька»,
    г. Ульяновск

    Обучение рассказыванию детей с ОНР

    Алеся Самохина
    Обучение рассказыванию детей с ОНР

    Методика обучения детей с ОНР рассказыванию разработана В . П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной, Н. В. Серебряковой, Л. Ф. Спировой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Р. И. Шуйфер, А. В. Ястребовой и др.

    В. П. Глухов раскрывает особенности организации занятий с дошкольниками с ОНР по пересказу на первом и втором годах обучения . характеризует структуру занятий, используемые методы и приемы обучения .

    Особую роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей подчеркивают многие исследователи как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике (A.M.Бородич, Э. П. Короткова, Л. П. Федоренко, Т. Б. Филичева и др.). При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

    Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (второй период первого года обучения ) используют небольшие тексты в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей . Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств.

    Как показывает практика, обучение пересказу на материале каждого произведения и целесообразно проводить на двух занятиях (в отдельных случаях, при усложнении выполняемых заданий — на трех) .

    В общую структуру занятий входят. организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный» ) [1-е занятие] пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов [2-е занятие] . Цель подготовительных упражнений — организовать внимание детей . подготовить их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте демонстрация соответствующих картинок и др.). Текст прочитывают дважды, в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений. Для этого выбирают предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей . существенных предметов отображаемой обстановки, тех или иных действий, событий и др.

    С помощью того же приема внимание детей обращают и на возможные варианты изменения грамматической формы слова, нормативные правила оформления связи слов в словосочетаниях и т. д. Это способствует лучшему восприятию текста, направляет внимание детей на важные смысловые моменты и некоторые языковые особенности произведения.

    Разбор содержания произведения — «содержательное ядро» текста. Целенаправленный разбор лексического материала способствует лучшему осмыслению отраженных в тексте предикативных отношений и способов их языкового выражения. Проведение такого разбора значительно облегчает детям с ОНР последующее составление пересказа.

    Второе занятие по пересказу начинается с повторного чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступают к его составлению. При обучении детей с ОНР пересказу применяют вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. К числу таких приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем — отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей).

    Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года (третий период обучения ) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа.

    На втором году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал. Можно рекомендовать ряд специальных приемов, способствующих развитию у детей с ОНР внимания . вербального восприятия, лучшему осмыслению и запоминанию текста, а также формированию навыков планирования развернутых высказываний. Рекомендуется, например, такая форма работы, когда пересказ одного ребенка иллюстрирует другой, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа .

    Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда на отдельном (воспитательском) занятии детям предлагают выполнить рисунок по выбору на сюжет рассказа . после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.

    При обучении пересказу в ряде случаев можно использовать «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Такие «опорные» объекты располагают на картине-панно в линейном ряду соответственно последовательным эпизодам рассказа .

    Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Демонстрационное панно используют для иллюстрирования педагогом текста при чтении и разборе произведения, иллюстрирования ребенком пересказа, а также для обучения планированию пересказа путем моделирования действий персонажей.

    На втором году обучения рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используют блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняют силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующими каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа .

    Использование диафильма при обучении пересказу способствует повышению интереса к занятиям, развитию восприятия и вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей . В качестве варианта структуры занятий по пересказу с применением диафильмов предлагается следующий. предварительное чтение текста просмотр диафильма в сочетании с прослушиванием текста (чтение текста педагогом или магнитофонная запись) просмотр кадров, сопровождаемый ответами детей на вопросы пересказ текста по фрагментам.

    В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяют коррекционной работе по формированию у детей грамматики правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

    Так, на первом году обучения (II—III периоды) особое внимание обращается на усвоение детьми нормативного употребления падежных окончаний имен существительных и личных местоимений, форм согласования прилагательных с существительными развитию фразовой речи. Дети усваивают разные виды связи слов в предложении, в том числе согласование существительных и глаголов, прилагательных с существительными в косвенных падежах и нормы глагольного управления.

    Большое внимание придают практическому овладению правилами согласования глаголов-сказуемых с местоимениями в функции подлежащего. Это реализуется в ходе разбора текста и самого пересказа, а также с помощью специальных (лексико-грамматических) упражнений, включаемых в занятия. К ним относятся. упражнения в словоизменении, подборе лексем и словоформ, например определений к данному педагогом слову при характеристике персонажей сказки упражнения в дополнении предложений нужным по смыслу словом и др.

    На первом году обучения отрабатывают различные грамматические структуры простого распространенного предложения, некоторых типов сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. На втором году обучения на занятиях по пересказу обращают внимание на овладение детьми навыками построения предложений с несколькими однородными сказуемыми, а также бессоюзных сложных и сложноподчиненных предложений.

    При проведении словарной работы внимание детей акцентируют на словах, служащих для выражения временной и пространственной связи событий (сначала, потом, утром, вечером, дальше, там, назад, обратно и др. на употребление предлогов с пространственным значением (в, на, над, под, из-за и т. д.). Обращают внимание на слова, указывающие на характер действия (длительность, интенсивность, например. скоро, долго, медленно, громко и др. Усвоение таких слов-«маркеров» значительно облегчает детям составление связных высказываний.

    По мере роста речевых возможностей детей (второй год обучения ) при пересказе отдельных произведений помимо обычного воспроизведения текста дети овладевают некоторыми доступными приемами его языковой трансформации. Так, при пересказе фрагментов произведений дается задание рассказать о событиях в прошедшем времени (путем замены временных форм глаголов). При пересказе других произведений можно использовать такой прием трансформации текста, как замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица . Указанная форма работы способствует овладению детьми лексико-грамматическими средствами построения высказываний путем практических целенаправленных действий с ними.

    Публикации по теме:

    Проект «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 12 «Берёзка» Проект «Использование метода мнемотехники в обучении.

    Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит.

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию.

    Конспект занятия по развитию речи. Обучение рассказыванию по картинке «Вот это снеговик!» Развитие речи. Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!». Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное.

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию. Сюжетно-ролевая игра «Выставка платков» Программное содержание. учить детей составлять рассказы – описания различных платков, задавать вопросы и отвечать на них, активизировать.

    Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп по теме «Развитие связной речи: обучение рассказыванию» Цель консультации: Дать методические рекомендации к проведению занятий, направленных на развитие связной речи у обучающихся старшего и.

    Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР» Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина Речь, выступая в своём функциональном.

    Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка» Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка». Цель: учить детей составлять рассказы из личного опыта. Побуждать детей выделять особенности.

    Консультация «Развитие речевых навыков детей при обучении рассказыванию» Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развитию речи детей дошкольного возраста.

    Развитие речи. Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности. Задачи: 1. Учить составлять небольшой рассказ.

    Источники:
    nsportal.ru, ped-kopilka.ru, logoportal.ru, www.maam.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное