Как помочь ребенку дружить

Как научить ребенка дружить

Как научить ребенка дружить? Чтобы это понять для начала нужно разобраться, что такое дружба.

Дружба – это отношения с другим человеком, основанные на взаимной приязни. Взаимная приязнь понимается как радость, интерес, приятные ощущения в сторону другого человека .

Но прежде чем начать учить своего ребенка дружить, нужно разобраться в следующем. Вот Вы, к примеру, дружите с первым встречным? – Нет. – А дружите ли Вы со всеми? – Тоже, нет. Вот и Ваш малыш, может не дружить с тем или иным ребенком только из-за того, что просто не хочет или ему не нравится этот ребенок.

Другое дело, когда ребенок хочет дружить с детками на площадке, но не умеет и не знает как. Или избегает детей, не хочет с ними играть, а играет только с взрослыми. Вот здесь уже нужно знать, как научить ребенка дружить.

Как научить ребенка дружить в разный возрастной период

Дети разного возраста дружат по-разному. В каждом возрасте есть свои приоритеты и особенности.

Уже с полугода дети начинают тянуться друг к другу.

От полтора года и до двух лет дети уже сотрудничают друг с другом, играют в песочнице, строят замки, разговаривают, делятся игрушками. Детей такого возраста притягивают только те дети, которые занимаются тем же делом, что они. Эту дружбу можно назвать «территориальной». Дети общаются «языком тела». Но уже здесь можно заметить и симпатии и антипатии ребенка, с кем он играет, а с кем играть не хочет. При виде знакомого друга малыш может улыбаться и радостно прыгать.

Нужно заметить, что возраст двух лет сопровождается эгоцентричностью. Поэтому он может жадничать, плакать из-за того, что мама обратила внимание на другого ребенка, выражать «своё Я». Детки в этом возрасте конфликтны, не любят, если не принимают их точку зрения.

В возрасте от трёх до пяти лет дети используют такие понятия, как «дружить», «дружу», «друг», «подружка», «дружба». В этом возрасте у ребенка много друзей. С одними он дружит сегодня, с другими завтра. На протяжении часа они могут быть лучшими друзьями, а уже через пять минут поссориться и не дружить. Отношения не устойчивы, подвержены эмоциональности. Но именно в этом возрасте и закладываются понятия дружбы. Очень важно влияние родителей и воспитателей, которые должны помогать, быть рядом и поддерживать в минуты ссор с друзьями, рассказывать, как дружить, мириться и не ссориться.

Здесь важно научить детей правильно налаживать взаимодействие друг с другом.

Дети от шести до девяти лет уже не называют друзьями всех знакомых. Среди них выделяют только несколько детей и чаще дружат по интересам. Эта дружба похожа уже на «взрослую дружбу». К расставаниям и ссорам дети этого возраста относятся более болезненно, очень переживают. Не все, правда, всё зависит от характера.

Почему у ребенка нет друзей

Чаще всего виновными в отсутствии друзей у ребенка являются родители.

Первая причина – это тревожность матери . Мама старается, что её ребенок дружил только с «проверенными» детьми или детьми знакомых мам.

Вторая причина – гиперопека. Малышу нельзя гулять на площадке с детьми, потому они все болеют. Малышу нельзя играть в песочнице, где играют все остальные дети, потому что туда ходят в туалет коты. В старшем возрасте нельзя ходить на дискотеку, в кафе, во двор. И причины здесь тоже может быть разные.

Третья причина – занятость родителей или самого ребенка . В этом случае ребенок после уроков в школе идет на занятия в секции или кружки, приходит домой, учит уроки, а погулять или пообщаться з друзьями у него просто не остается времени.

Следующая причина – индивидуальные особенности малыша . характер. Ребенок может быть скромным, тихим спокойным, или наоборот – агрессивным, злым, несдержанным, недружелюбным.

Как научить ребенка дружить

Родители должны точно изучить причины отсутствия друзей у своего ребенка и уже тогда руководствоваться советами. Нужно обращать внимание на возраст и потребности малыша.

Изначально нужно помнить, что родители – пример для своих детей. Неважно, какой возраст: малыш или уже подросток, ребенок всё равно будет ориентироваться на Ваше поведение и на отношение с другими людьми.

Для того, чтобы научить своего ребенка дружить, для начала нужно рассказать, что такое дружба, рассказать как дружат и какие радости это приносит. Почитайте книги с рассказами и сказками о дружбе, обязательно обговорите, что прочитали, чтобы узнать какой вывод сделал малыш с услышанного рассказа. Исходя из ответа, Вы сможете услышать понимание ребенка о дружбе. Смотрите мультфильмы и пойте песни о дружбе. Попробуйте нарисовать или сделать аппликацию на тему дружбы. Всё услышанное накапливается и формируется правильное представление о дружбе.

Старайтесь чаще ходить в гости и играть в детских коллективах, на детских площадках. Чем больше в окружении ребенка будет детей, тем легче ему будет общаться и заводить друзей.

Не критикуйте его друзей, старайтесь смириться и принять его выбор. Спрашивайте у ребенка про его друзей, во что они играли, с кем ему больше нравится играть и кто его лучший друг. Научите его делиться с Вами своими переживаниями.

Как научить ребенка дружить - если ребенок нерешительный

Очень часто нерешительность мешает ребенку подойти познакомиться, попросить понравившуюся игрушки и др. Чтобы малыш стал более решительным – поручайте ему ответственные задания. Пусть он учится принимать решения сам . спрашивайте его, что он хочет сегодня одеть, куда пойдете гулять. Пусть выбор делает он. Тогда ребенок не будет теряться в окружении детей, если его что-то спросят или он хочет что-то попросить.

Как научить ребенка дружить - если ребенок не умеет знакомиться

Для этого Вам нужно научить ребенка это делать. Расскажите. как знакомятся и что при этом говорят. Чтобы ребенок для начала потренировался, можно поиграть дома в ролевые игры или с любимыми игрушками. На площадке можете подойти вместе с ребенок и сначала представиться Вам, а потом представить своего малыша. Не обращайте внимания на удивленные взгляды мамочек, Вас это не должно касаться, в этот момент думайте о своем ребенке.

Помните, не нужно заставлять своего ребенка дружить, если он не хочет . Значит, у него на это есть веские причины.

Только Вы можете научить своего ребенка строить отношения и взаимодействовать с людьми.

В любом случае будьте рядом и поддерживайте своего малыша!

Как помочь ребенку завести друзей?

Как помочь ребенку дружить

Родителе с радостью наблюдают, как их дети заводят новых друзей, потому что знают, насколько это важно для самооценки, развития чувства собственной безопасности и хорошего самочувствия. Но отношения, которые строит ваш ребенок, не всегда дарят ему положительные эмоции. Как и во взаимоотношениях между взрослыми, здесь неизбежны ссоры, конфликты и оскорбленные чувства. Зачастую дети не только страдают от насмешек и подлостей товарищей, но и сами бывают несправедливы и становятся причиной слез и обид других детей.

Возможность познакомиться со всеми аспектами дружеских отношений — важная составляющая процесса социальной адаптации и развития ребенка. Вам, вероятно, больно за этим наблюдать, но это лучший способ для ребенка научиться настоящей дружбе и создать собственный круг общения. Родителям необязательно вмешиваться и пытаться помочь детям подружиться. Главное — помнить, что дети очень нуждаются в поддержке и понимании, когда старательно строят дружеские отношения с окружающими .

Развитие социальных навыков

Некоторые дети с самого младенчества ведут себя активно и легко заводят друзей. Другие же застенчивы и чувствуют себя неловко в компании, поэтому нуждаются в поощрении и поддержке родителей. Помогите малышу развить, навыки общения и поведения в обществе. К примеру:

  1. Ребенка следует научить здороваться и улыбаться тому, с кем он хочет познакомиться.
  2. Расскажите малышу, как лучше присоединиться к группе сверстников. Подойдя к группе, ребенок должен выбрать одного из детей и, глядя ему в глаза, спросить, может ли он присоединиться к ним. Если ответ будет отрицательным, малышу следует улыбнуться и отойти в сторону. А вам следует сказать ему, что в следующий раз обязательно получится. Если же группа разрешит, следует поблагодарить ее участников.
  3. Чаще напоминайте ребенку, как важно быть вежливым и доброжелательным с окружающими. В любой компании ценят жизнерадостных и оптимистичных людей — для ребенка это верный способ подружиться со многими.

Иногда дети при общении со сверстниками могут проявлять эмоциональную черствость. Если такое случается, объясните ребенку, в чем он не прав, и подчеркните, что он должен нести ответственность за свое поведение — нельзя сплетничать, а также бить, обижать, дразнить и прогонять других детей. Если вы стали свидетелем подобных действий своего чада, необходимо немедленно прекратить это и объяснить, почему такое поведение недопустимо.

Сочувствие и взаимная вежливость

Главное в дружеских отношениях, безусловно — способность посмотреть на вещи с точки зрения партнера и способность делиться. Без этого невозможно построить долгую и крепкую дружбу. Вы можете научить ребенка чувствовать эмоции других и корректно реагировать на них, если будете ежедневно практиковать это в собственной семье.

Помогайте ребенку дружить

Наблюдая со стороны за становлением дружбы вашего ребенка с другими детьми, вы, вероятно, чувствуете, что не можете разобраться в сложном устройстве их социального круга. Возможно, нас удивляет, почему некоторые союзы распадаются и почему ребенок предпочитает дружить с теми, а не иными детьми. Главное — будьте всегда готовы выслушать ребенка и помочь советом. Так вы гарантируете, что дети будут делиться с вами своими радостями и горестями по мере становления дружеских отношений.

Один из способов научиться быть хорошим другом — планировать время следующей встречи для игр. Если друг малыша пришел к вам в гости, предоставьте им место для игр. Когда вы даете нашему ребенку возможность быть «хозяином» с гостем, тем самым формируете в детях уверенность, что они в состоянии сами, без вашей помощи, построить дружеские отношения. Разумеется, ребенок должен получить ваше разрешение, чтобы ходить играть в дом к другу. Разрешая это ребенку, вы показываете, что поощряете его стремление подружиться с другими детьми.

Возможности дружбы

Убедитесь в том, что ваше чадо имеет возможность подружиться с кем-либо вне его школьного круга общения. Если в школе ваш ребенок не смог завести друзей, его способность сделать это в другой компании поможет стимулировать уверенность в себе и уменьшить чувство одиночества. Даже те дети, которые вполне удовлетворены общением в компании одноклассников, только выиграют, если заведут вне школы друзей с другими интересами, такими как спорт, туристические походы, церковный хор или занятия искусством.

Причастность к общим интересам и взаимопомощь

Помогите ребенку понять главную цель любой дружбы — оказание взаимной помощи. Согласно исследованиям, те, кто пытается помочь другим, чаще вызывают симпатию окружающих. Научив ребенка понимать потребности друзей и предлагать свою помощь, вы поможете сформировать у него навыки дружбы. К тому же если ребенок разделяет интересы одноклассников, он тем самым показывает, что уважает их и дружеские отношения, связывающие их. Одним из способов практиковать сочувствие будет принести лакомство больному другу или пригласить на обед в ваш дом только что переехавшую семью соседей. Учась таким образом внимательно относиться к нуждам других, ваш ребенок, вероятно, окажет радушный прием любому новичку в классе.

Не тревожьтесь понапрасну

Ничто так не беспокоит и не выбивает родителей из колеи, как наблюдение за тем, как ребенок реагирует на проявления социальной несправедливости, с которыми он так или иначе сталкивается в процессе формирования дружеских отношений. Помните, что большинство детей легко сходятся с окружающими и строят социальную иерархию по собственным правилам. Когда дети неизбежно столкнутся с отторжением от группы и разочарованием, они, скорее всего, преодолеют это и благополучно забудут. Даже те дети, которые так или иначе пострадали от поведения друзей, вырастут, повзрослеют и найдут новые способы строить дружеские и теплые отношения.

Не слишком вмешивайтесь в дружеские отношения детей

Родители, воспитывая детей, часто вспоминают собственные детские разочарования и обиды и пытаются регулировать, с кем и как следует дружить их собственным детям для их же блага. Позвольте детям вначале самостоятельно справиться с возникающими разногласиями и конфликтами, держитесь в стороне. Конечно, если дети сами не могут принять решение, следует предложить выслушать, в чем спор, и спросить их мнение, прежде чем предлагать совет. Такое неназойливое управление отношениями поможет детям осознать, что вы им доверяете и считаете их достаточно самостоятельными, чтобы найти решение самостоятельно.

По мере взросления дети будут не раз радоваться и разочаровываться, находить и терять друзей. Не отказывайтесь выслушать ребенка, если он хочет обсудить с вами отношения в компании, и будьте готовы помочь советом, если потребуется. Покажите ребенку, что вы понимаете боль и разочарование, которые он испытывает, расскажите несколько историй из собственного детства и посоветуйте, как бороться с неприятными эмоциями в таких случаях. Конечно, проще всего предложить стратегию поведения или совет, как действовать дальше, но большинству детей больше всего нужны эмоциональное сочувствие, поддержка родителей в важный момент жизни.

Когда ребенок подвержен риску

Все наши советы призваны помочь детям усвоить навыки общения в коллективе и научиться быстро заводить друзей. В то же время родителям важно определить, в какой момент необходимо вмешаться, если у ребенка не получается находить друзей. Большинство детей имеют хотя бы одного друга, однако около 20% детей не имеют друзей вообще. Этих детей можно отнести к одной из трех категорий:

  1. заброшенные дети
  2. дети со сложным характером
  3. отвергнутые дети.

Заброшенных детей игнорируют не родители, а сверстники. В действительности для таких детей идеальными являются близкие доверительные отношения с родителями, но они очень застенчивы и социально неуклюжи. Если ваш ребенок подходит под это описание, помогите ему найти друзей среди других детей, помимо семьи. Вы, конечно, не сможете изменить характер ребенка, но можете помочь ему развить навыки общения в коллективе и поиска друзей.

Сложные дети ведут себя вызывающе, и обычно это правится сверстникам. Однако в их поведении также много грубых и раздражающих черт, что вызывает неудовольствие других детей. Такие дети любят дразнить младших, часто не заботятся о своей физической форме и личной гигиене. Им полезно прививать хорошие привычки и отучать их от дурных, это поможет им находить общий язык со сверстниками.

Наконец, отвергнутые дети отличаются повышенной агрессией и склонностью к депрессии, замкнуты и угрюмы. Если ваш ребенок проявляет агрессию или становится необычно замкнутым, ему необходимо помочь и посоветовать другие способы выплескивания отрицательных эмоций. Помогая ребенку советом, вы сможете определить, являются ли замкнутость и агрессия действительно признаками депрессии.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок относится к одной из перечисленных групп, не стоит закрывать глаза на изменения в поведении и надеяться, что все пройдет без вашего вмешательства. Дети, у которых нет друзей, рискуют остаться в одиночестве в будущем и приобрести множество психологических и поведенческих расстройств. Ребенка важно подстраховывать, когда он пытается строить дружеские отношения со сверстниками, но если вы видите, что он начинает замыкаться в себе, ваше вмешательство становится необходимым.

Опекать ребенка по мере того, как он заводит друзей, довольно сложно и ответственно. Существует очень тонкая грань между ситуациями, когда необходимо вмешаться и помочь, и ситуациями, когда надо отойти в сторону и предоставить детям разобраться самостоятельно. Ориентируясь и участвуя в школьной жизни вашего ребенка, его внеклассных занятиях, жизни его друзей и сверстников, вы тем самым определяете собственное место в его круге общения. Лучшее, что вы можете делать в этот период, — выслушивать ребенка, понимая, что в любых дружеских отношениях есть взлеты и падения, и привыкать к ним следует с самого детства.

Как помочь ребенку завести друзей?

У ребенка нет друзей

Именно с раннего возраста закладывается коммуникабельность и способность налаживать рациональные контакты, заводить взаимовыгодные связи. В это период перед родителями встает довольно серьезный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок правильно общался, легко заводил дружбу с окружающими, и не только с одногодками, но и с детьми старшего возраста.

Как помочь найти друзей

Часто перед родителями встает такая проблема, что с их ребенком никто не хочет заводить дружбу. В садике с ним не играют в группе, на детской площадке не делятся игрушками, в школе не общаются и т.д.

  • Чтобы успокоить ребенка, родители отмахиваются и говорят ему не общаться с такими друзьями, мол, не хотят и не надо. У тебя есть родственники, которые всегда будут с тобой играть, что бы ни произошло. Именно таким способом родители приучают его к замкнутости, и ему в будущем будет тяжело налаживать контакты с окружающими. Если такое происходит, необходимо побеседовать с малышом и помочь наладить коммуникацию.
  • Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что дети могут быть очень застенчивы, здесь большую роль играет наследственность. Как помочь ребенку дружитьНеобходимо взять ребенка за руку и подойти к другим малышам. Необходимо помочь ему познакомиться, предложите какую-нибудь простенькую игру. После того, как вы установили первичный контакт между детьми. ваше участие должно быть исчерпано. Дети разберутся и продолжат общение самостоятельно.
  • Каждый вечер следует обсуждать с ребенком прошедший день, что он планирует на следующий. Необходимо интересоваться жизнью ребенка, а не контролировать ее. Спрашивайте про одноклассников, одногруппников. Если вам будет известно, как складываются отношения у ребенка с окружающими, вы всегда сможете дать дельный совет. Можно рассказать о своем детстве, друзьях, увлечениях, играх, как бы вы поступили в той или иной ситуации. Иначе говоря, вы должны делиться своим опытом, а не навязывать его. Все дети берут пример, в основном, со своих родителей, и именно такое общение будет крайне полезным.
  • Иногда можно организовывать у себя детские вечеринки. Предоставьте право выбора ребенку, кого приглашать, а кого нет. Родителям, в свою очередь, можно пригласить родственников приглашенных детей.
  • Если у вас взрослое мероприятие и в гости пришли знакомые, не отправляйте малыша в свою комнату, пусть побудет вместе со всеми и почувствует себя полноправным членом семьи. Многие темы его заинтересуют, пусть поговорит со взрослыми. При любом раскладе, он всегда сможет тихо посидеть около вас с игрушками.
  • Проблемы в школе

    Как оказалось, школа - не самое спокойное место, в жизни ребенка появляются различные проблемы. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы ему было проще их преодолеть.Как помочь ребенку дружить

    Психологами выделены некоторые причины отсутствия друзей у ребенка. Если у ребенка были друзья в садике и во дворе, значит навыки социального поведения у него в норме. Есть некоторые внешние причины, по которым ребенок не может завести школьных друзей.

    У детей в младшем школьном возрасте, до третьего класса, нахождение друзей происходит по ситуативному типу. Живут в одном доме, ходят из школы одной дорогой, родители общаются между собой. Любой причины достаточно, чтобы стать друзьями. Чтобы привести ситуацию в норму, возможно, достаточно будет, забирать ученика из школы попозже, чтобы он смог провести время после уроков с одноклассниками. Как помочь ребенку дружитьИли можно, например, чаще останавливаться с родителями одноклассников поболтать, что позволит детям познакомиться поближе, пока взрослые разговаривают. Самым эффективным способом для сплочения станет любой праздник, куда будут приглашены одноклассники. В раннем возрасте, такие приглашения воспринимаются абсолютно нормально.

    У младших школьников на формирование мнения большое влияние оказывает учительница. Необходимо выяснить у ребенка, как учитель строит отношения с ребятами. Не исключено, что он разделяет учеников на успевающих и отстающих, и ваш ребенок попал в категорию плохих, с которыми остальным общаться нельзя. Стоит серьезно поговорить по этому поводу с учителем, от нее же нужно добиться, чтобы она при всем классе сказала, что ваш ребенок хороший и с ним можно дружить.

    Травля ребенка одноклассниками

    В пятых-шестых классах, присутствует такое явление как моббинг. Это когда дети сплачиваются против кого-то одного. Виноват в такой ситуации всегда класс, а не ребенок-изгой. Чтобы он ни сделал, авторитета ему не вернуть. Слабак так и будет объектом для насмешек, даже если подтянется на турнике больше всех, а над отличником все будут смеяться, даже если он будет получать двойки.Как помочь ребенку дружить

    Такое явление, как моббинг, характерно в тех школах, где кроме учебы, учителей больше ничего не интересует, и поведение учащихся пускается на самотек. Дети испытывают удовлетворение от сплочения против кого-то, такова особенность психологии незрелой группы. Развитые коллективы делятся на несколько, враждующих между собой групп, что является более здоровым явлением.

    В наше время, когда нет классных часов, пионерии, различных сборов и прочих внеурочных мероприятий, моббинг становится серьезной проблемой. В одиночестве с ним не справиться. Нужно поднимать вопрос в родительском комитете, с классом должны проводить занятия психологи, чтобы научить, что нельзя самоутвердиться за счет кого-то, а уживаться нужно группой, в которой найдется место каждому.

    Всем известно, как болезненно для ребенка остаться в одиночестве. Что делать, если нет друзей?

    Если у ребенка нет друзей

    Можно следовать некоторым правилам, и тогда ситуация изменится в лучшую сторону.

    Как помочь ребенку дружитьЛюбая дружба начинается с чего-то. Два человека подают какой-то знак о том, что они хотят стать друзьями. Чтобы ваш ребенок с кем-то подружился, вам нужно показать другому ребенку, что ваш малыш проявляет интерес к нему, выражает открытость к дружбе. Детям дошкольного возраста проще, они более непосредственны и наивны, могут прямо спросить, хочет ли ребенок с ними дружить. Дети постарше не всегда способны показывать заинтересованность прямо и открыто. Особенно застенчивые дети испытывают с этим определенные проблемы. Когда незнакомый малыш скажет им привет, они отворачиваются и молчат, или бормочут что-то невразумительное. Это происходит от того, что малыш чувствует себя стесненно, но другие дети понимают это как нежелание общаться. В таком случае очень сложно найти друга, и ребенок может остаться в полном одиночестве.

    Как поступить в такой ситуации? Можно научить проявлять открытость хотя бы в приветствии. В таком случае хорошо помогают ролевые игры, когда малыш практически воспроизводит линию своего поведения и поведения другого ребенка. Необходимо объяснить, что приветствие - это дружеский зрительный контакт, улыбка. Объяснение должно быть достаточно громким, чтобы другой ребенок тоже это слышал. Имя человека, произнесенное за приветствием, сделает его более личным.

    Это еще один способ, достаточно простой к тому же, который выражает готовность ребенка дружить. Он чувствует себя комфортно, когда говорит искренний комплимент, а нам нравятся люди, которые оценивают наши хорошие качества по достоинству.

    Сядьте вместе с ребенком и подумайте, как можно похвалить одноклассников. Для начала, пусть комплименты будут совсем простыми: У тебя красивый свитер, или хороший гол ребенок может сказать однокласснику, играющему в футбол. Можно сказать однокласснице, которая рисует, что у нее красивые рисунки, это откроет новые возможности для дружбы.Как помочь ребенку дружить

    Даже самое малое проявление доброты может быть хорошим способом для начала дружбы. Если ваш ребенок поделится ручкой или карандашом, поможет донести портфель однокласснице, то вызовет ответную доброту, которая может стать началом дружбы.

    По некоторым исследованиям, иногда дети пытаются покупать друзей, раздавая какие-то вещи или деньги. Это конечно не сработает. Дети могут взять такие подарки, но взаимностью не ответят, и возможно даже потеряют уважение. Пытаясь дружбу купить, можно приобрести совсем не то, чего хотелось бы. Доброта - это манипулирование другом, оказание не преднамеренного влияния на него. Бывает, что маленькие дети увлекаются до такой степени, что настраивают своего друга играть только с ними. Если другой ребенок преследует другие цели, то такая дружба ему скоро надоест. Возможно, понадобится помочь ребенку попытаться выражать свою симпатию менее навязчиво.

    Как помочь ребенку дружитьДружба может и не возникнуть от того, что дети живут рядом, учатся в одном классе или ходят в одну и ту же секцию. Специалисты установили, что в большинстве случаев, дружба возникает между детьми, которые считают, что они похожи друг на друга. Дети легче заводят дружбу с детьми одного пола, возраста, и национальности. Также, дети могут подружиться на основе интересов, социальных навыков, достижений в учебе или спорте, популярности в коллективе. Так, основным компонентом дружбы является формирование похожести. Данный термин необходимо разъяснить. Сходство особо привлекательно, потому что это по нраву детям на эмоциональном и практическом уровне. На уровне практики, очень хорошо иметь друга, который увлекается тем же, например, играет в шахматы или решает математические задачи. На уровне эмоций, подобность друга дает ощущение доверия и комфорта. Задайте своему ребенку вопрос: Как ты понимаешь, что у вас с мальчиком или девочкой есть что-то общее? Ответами станут наблюдения ребенка, которые помогут ему разобраться, с кем он хочет дружить. Нахождение общего языка с другими детьми не означает, что он должен стать клоном остальных. Но подружиться с кем-то, у кого совсем другие интересы, он тоже не сможет. Дружба начинается с похожих черт характера или увлечений.

    Существует несколько стратегий привлечения внимания к себе. Одна школьница рассказала, как по ее мнению можно найти друзей: Нужно сделать грустное лицо и тогда дети сами подойдут. Такая стратегия одноразова и не является хорошим путем к дружбе. Дети подойдут к грустному ребенку, но не более двух раз. Они хотят быть с такими детьми, которые живут весело и с удовольствием.

    Участие в общем веселье является еще одной составляющей дружбы. Это подтверждается классическим исследованием психолога Д.Готтмана, который изучал возникновение дружбы между незнакомыми детьми. Как помочь ребенку дружитьПроводился такой эксперимент: восемнадцать детей, от трех до девяти лет, были собраны в одном из домов на три дня, для игры. В результате обнаружилось, что главным признаком того, что дети подружились, стало то, насколько они были в состоянии поддержать общую игру.

    Это намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы получить удовольствие от игры со сверстниками, ребенок должен вести себя так, чтобы другой ребенок тоже играл с ним, мог сообщить о своих предпочтениях или антипатии, избежать любых разногласий, или разрешить их, если они возникли. Конечно, существует много вариантов, когда игра идет не так, как хочется: дети могут ссориться друг с другом, обижаться, не мириться, не давать или забирать игрушки у других детей, пытаться командовать другими детьми, драться. Все эти ситуации мешают всеобщему веселью. Но именно способность разрешать и преодолевать такие ситуации делает дружбу детей более успешной.

    Третий - лишний: Если с вашим ребенком не хотят дружить

    Мама, почему Вася и Лена сказали, что мне нельзя с ними играть? - У ребенка слезы на глазах, и вам хочется разобраться с Васей и Леной, отругать, наказать, восстановить справедливость, защитить своего птенчика. Но, подумайте, вы не всегда будете рядом, когда он будет сталкиваться с подобными ситуациями в будущем. Постарайтесь помочь ему научиться правильно реагировать на отказ сверстников водиться с ним.

    Многим детям сложно самоутвердиться позитивными методами и они становятся агрессивными. Их защита - нападение. Это важно помнить в отношении тех ребят, которые не приняли в игру вашего ребенка. Поэтому очень важно дать ребенку инструменты для эффективного разрешения конфликтов.

    Ролевая игра

    Попробуйте предложить ребенку целый список придуманных ответов на его вопрос Почему вы не берете меня в игру? и его возможные контр-предложения:

    Причина . Ты не умеешь играть в эту игру!
    Предложение . Я научусь, если вы возьмете меня.
    Причина . Ты мухлюешь!
    Предложение . Я не нарочно, давайте еще раз установим правила четко.

    Только намеренно вредный или очень самоуверенный ребенок сможет отказать сверстнику, получив такие предложения. Потренируйтесь с ребенком отвечать на разнообразные причины отказа. Если же его все равно не хотят брать в игру, то пусть ваш малыш знает, что уйти с гордо поднятой головой и знанием того, что ты сделал открытую попытку найти решение - не худший вариант. И такой уход позитивно сказывается на самооценке ребенка.

    Как помочь ребенку дружить

    Самооценка ребенка

    Сколько бы вам ни было лет, исключение из группы очень болезненно. Но дети, у которых здоровая самооценка, лучше справляются с этой болью и идут дальше. Для начала старайтесь тщательнее подбирать слова, когда говорите с ребенком: избегайте негативных ярлыков, давайте ребенку позитивный feedback на конкретные его действия, а не ограничивайтесь стандартным Молодец! и укрепляйте в нем сознание того, что он - хороший человек и вы его цените.

    Критическое мышление

    Речь совсем не о том, чтобы заставить ребенка винить самого себя за исключение из группы сверстников. Просто научите его анализировать ситуацию объективно, видеть ее глазами других людей. Это отличное качество, которое очень пригодится ребенку в жизни. Вот несколько аспектов, которые смогут помочь вашему ребенку выявить объективные причины отказа сверстников принимать его в игру.

    Внешний вид

    Расскажите ребенку о языке тела, который может сообщать другим совсем не то, что вы им говорите вслух, о личной гигиене, об опрятной или неряшливой одежде, которая создает определенный образ. А дальше - вместе принимайте меры к тому, чтобы улучшить этот образ.

    Слова

    И то, что говорится, и то, как это говорится, может иметь огромное влияние на то, как ребенка воспринимают окружающие. Дети часто не понимают этого, пока вы им не укажете на это.

    Отталкивающее поведение

    Поговорите с ребенком о том, что в человеке может не нравиться другим. Помогите ему найти способы вести себя по-другому. Учтите еще два фактора: есть объективная разность ребенка - национальность, успеваемость в школе, темперамент и домашняя жизнь - воспитание и его нормы в каждой отдельно взятой семье. Поэтому, если ваш ребенок отличается от других по этим двум факторам, то нужно учить его и его друзей воспринимать эти различия как ценность.

    Как помочь ребенку дружить

    Стойкость

    Ваше задание как родителя - помочь ребенку выработать стойкость в ситуациях исключения из группы, которые бывают у всех нас в течение жизни. Вот компоненты этой стойкости:

    Логика

    Есть простое и подходящее объяснение тому, что меня не берут в игру? Возможно, я слишком маленький/взрослый? В подходящей ли для этой игры одежде? Научите детей останавливаться и логически смотреть на ситуацию.

    Решение проблем

    Может быть, в ситуации, когда тебя не принимают в игру, - простое решение? Может, достаточно переодеть кроссовки, попросить объяснить правила, назначить испытательное время? Научите детей искать решения.

    Друзей много не бывает

    Поддерживайте вашего ребенка в стремлении заводить больше друзей. Это помогает, когда одна группка исключает его из своих игр.

    Принять и идти вперед

    Это сложная часть, потому что ребенка надо учить принимать и уважать решения других детей. Им будет легче сделать это, если они уверены в себе. Помогайте детям фиксировать и помнить те случаи, когда их, наоборот, принимали и включали в групповую игру.

    Достоинство

    Словесная перепалка за место в игре может быть результативной, но от плохих слов остается неприятный осадок. Научите детей, что в таких случаях лучше с достоинством промолчать.

    Способствуйте дружбе

    Пусть ваш ребенок приглашает друзей к вам. Когда это возможно, приводите ребенка туда, где играют разные группы детей.

    Как отличить буллинг?

    Только что мы говорили об отказе принять ребенка в игру. И это не буллинг, который основывается на власти и доминировании. Конечно, отказ принятия в игру может быть частью буллинга. но в таком случае должно быть очевидным намерение специально причинить физическую или психологическую боль, как правило, не берут в игру в силу обычных предпочтений со стороны того или иного ребенка. Если же компания специально и планомерно исключает ребенка или кто-то говорит другим детям не дружить с ним, то вам нужно вступиться за своего ребенка и убедить других детей не принимать правила игры зачинщика буллинга.

    Автор: Келли Уорден

    - Читайте также: Как «реанимировать» ребенка после психологического/физического насилия

    Источники:
    razvitiedetei.info, 5psy.ru, zhenomaniya.ru, womo.com.ua

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное