Комплексное обследование детей с дизартрией

Методики обследования детей и подростков с дизартрией

Обследование ребенка с дизартрией включает значитель­ное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи об­следования и изучения.

Основной целью комплексного обследования является ква­лификация главного звена в структуре дефекта. При этом не­обходим анализ системной картины нарушения, возникше­го в результате взаимообусловленных факторов воздействия (экзогенные, эндогенные и социальные).

У детей с дизартрией речевая моторика, особенности на­рушения фонации и дыхания оцениваются в соответствии с общими двигательными возможностями: удерживание го­ловы в вертикальном положении, возможность ее поворота в стороны, сидение, стояние, зажатие игрушки в руке, воз­можность пальцевого захвата, тонкая моторика пальцев рук, выделение ведущей руки.

Обследование психических функций включает выявление особенностей развития сенсорных функций, характеристи­ку физического слуха и зрения, интеллектуальное развитие, знания об окружающем мире, эмоциональные проявления, уровень развития игровых и познавательных интересов, осо­бенности поведения и т.д.

При обследовании сенсорных функций включается описа­ние возможности фиксации взора на предмете, прослежива­ние взором ряда предметов, узнавание предметов и т.д.

Логопедическое обследование включает анализ состояния физического слуха, особенностей фонематического воспри­ятия, речевого слуха, речевого контроля за собственной ре-

Методики обследования детей и подростков с дизартрией

II.к), мотивацию, интенцию к общению, особенности речевой коммуникации, понимание и использование лексических и грамматических средств языка.

Чем моложе ребенок, чем ниже общий уровень психомо­торного и речевого развития, тем большее значение в диа­гностике имеет анализ неречевых и моторных нарушений. 11 собходимо обследовать тонус артикуляторных и скелетных мышц, возможность выполнения различных движений, осо-(хчшости звукопроизношения, состояние ритмико-мелоди-чсских качеств речи.

В программу обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются пробы, позволяющие оце­нить все виды восприятия, уровень развития пространствен­ных и временных представлений, графических навыков.

Дальнейшее обследование ребенка с церебральным пара­личом связано с более точным, традиционным обследовани­ем речевого аппарата, его строение, функции и речи. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизарт­рии. Дать качественную характеристику структуры речево­го дефекта и определить уровень речевого развития. Особые программы исследования используются для детей школьно­го возраста, в которые включается анализ письма, выявле­ние дисграфий, дизорфографий. Результатом обследования является не только определение уровня речевого, сенсорного н интеллектуального развития, а также важные для плани­рования коррекционной работы такие показатели как: способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции рук, навыков самообслуживания.

В отечественной логопедии разработаны методики обследо­вания психофизического состояния детей, подростков, взрос­лых (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Л.В. Лопатина, О.Г. При-чодько, Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева и др.).

5.1. Логопедическое обследование

5.1.1. Изучение анамнестических сведений

Анализ анамнестических данных осуществлялся с помо­щью сбора сведений со слов родных ребенка.

К приемам ранней диагностики дизартрии относятся све­дения о том, как проявляется крик, сосание, глотание, без-

____________________________ Глава 5_____________________________

условные врожденные (сосательный, поисковый, хоботко­вый, ладонно-ротоголовной). В логопедической карте ново­рожденных отмечается:

характер крика: сильный, продолжительный, звонкий, слабый, афония, хриплый, сиплый, глухой, быстро исто­щающийся, всхлипывание

• захват соска: сильный, слабый, невозможность

• сосание: активное, продолжительное, слабое, вялое, не­
возможность

• глотание: свободное, поперхивание, захлебывание, вы­
текание жидкости из носа

• дыхание: нормальное, учащенное, аритмичное

• наличие асимметрии лица (обследование невропатолога)

• врожденные безусловные рефлексы (обследование невро­
патолога)

• мышечный тонус (обследование невропатолога)

• звуки гуления: нормальный репертуар, однообразный,
сроки появления.

Необходимо выяснить характеристику начальных этапов речевого развития: наличие реакции оживления на голос матери, понимание речи, какие звуки появились в речи, свя­заны ли они с предметом или просьбой ребенка, в это время можно отметить особенности движения языка, например, привычное положение языка, облизывает ли губы, высовы­вает ли язык в пробах с эхопраксией, вытягивает ли губы трубочкой. Дать описательную характеристику голоса, ды­хания.

Разработанная анкета для родителей включает вопросы о том, как протекала беременность матери (токсикоз пер­вой, второй половины беременности болезни матери в пе­риод беременности (инфекционные заболевания, травмы, перенесенные операции) течение родов (стремительные, затяжные, нормальные в срок) осложнения в родах (пато­логия) наличие или отсутствие инфекционных заболеваний у ребенка: с какого возраста находится ли ребенок на дис­пансерном учете на невропатолога, назначалось ли ребенку лечение, массаж и другие процедуры невропатологом в ка­ком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать, ходить отмечалась ли моторная неловкость, неловкость движений в дошкольном возрасте, как рисовал, лепил, конструировал ребенок какую пищу предпочитал (жидкую или твердую).

Методики обследования детей и подростков с дизартрией 'IV же вопросы, указанные в анкете, ставятся в беседе с род-

Анализируются сведения о раннем периоде речевого 1>|шития ребенка. Отмечаются появление первых слов Фразовой речи понятна ли была речь ребенка для окру­жающих в дошкольном возрасте имел ребенок занятия с иогопедом, посещал ли логопедическую группу как ха­рактеризовалась речь ребенка логопедом при поступлении II школу имелись ли трудности обучения письму и какого характера.

5.1.2. Обследование состояния артикуляционного аппарата

Обследование включает описание артикуляционного аппа­рата, его анатомического строения и двигательной функции. Обследование начинается с осмотра органов артикуляции, и ходе которого выявляются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, (убов, мягкого нёба, подъязычной уздечки, челюстей, твер­дого нёба.

Анализируются: мышечный тонус губ, языка, мягкого пёба. Отмечаются: асимметрическое положение вытянутого иперед языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкине-:1Ы языка, истонченность, вялость губ, провисание — подтя­нутость мягкого неба.

Обследование подвижности артикуляционного аппа­рата.

Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу:

• округлить губы, как при произношении звука «о» —
удержать позу

• вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука
«у» и удерживать данный артикуляционнный уклад.

Исследование двигательной функции челюсти вначале по показу, а затем по словесной инструкции:

• широко раскрыть рот как при произнесении звука «а»
и закрыть

• сделать движение нижней челюстью вправо

• сделать движение нижней челюстью влево

• сделать движение нижней челюстью вперед.

Обследование детей с дизартрией

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопро-износительной и просодической сторон речи, связанное с орга­ническим поражением центральной и периферической нервной системы. Нарушения произношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются и иска­жения, и замены, и пропуски звуков, страдают темп, вырази­тельность речи, модуляция. В целом произношение становится не­внятным.

Логопедическое обследование детей с дизартрией строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной лого­педии, с учетом специфики как речевых, так и неречевых нару­шений, общего психо-неврологического состояния ребенка и его возраста. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ не­речевых нарушений.

В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики дизартрии. Наиболее часто первым проявлением дизартрии является наличие псевдо-

бульбарного синдрома, первые признаки которого можно отме­тить уже у новорожденного. Это слабость крика или его отсутствие (афония), нарушение сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного). Крику таких детей длительное время остается тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипы­ваний, которые производятся в момент вдоха.

Дети плохо берут грудь, вяло сосут, при сосании захлебывают­ся, синеют, иногда молоко вытекает из носа. В особо тяжелых слу­чаях дети в первые дни жизни вообще не берут грудь, их кормят через зонд, при этом отмечаются и нарушения глотания. Дыхание поверхностное, нередко учащенное и аритмичное. Эти наруше­ния сочетаются с асимметрией лица, подтеканием молока из од­ного угла рта, отвисанием нижней губы, что препятствует захвату соска или соски.

По мере роста ребенка все отчетливее проявляется недостаточ­ная интонационная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и появлением в более поздние сроки. Ребенок длительное время не может жевать, кусать, давится твердой пищей, не может пить из чашки. Врож­денные безусловные рефлексы, которые были угнетены в период новорожденности, с возрастом также проявляются в значитель­ной степени, затрудняя развитие произвольной артикуляционной моторики. Все большее значение приобретают речевые симпто­мы — стойкие нарушения произношения, недостаточность про­извольных артикуляционных движений, голосовых реакций, не­правильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, за­держанное развитие речи.

Изучение речи ребенка с дизартрией в каждый возрастной период необходимо начинать с наблюдения за состоянием ми­мической мускулатуры. Обследование начинают с наблюдения за мимической мускулатурой в покое. При этом отмечают выра­женность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускула­туры. У ребенка проверяют умение держать рот закрытым, за­крывать глаза (оба и каждый глаз изолированно), нахмуривать брови, отмечают появление содружественных движений (синки-незий).

Обследование двигательных функций рекомендуется произво­дить при различных нагрузках и многократном повторении. При этом отмечается качественная сторона каждого движения, его полноценность или неполноценность. В последнем случае фикси­руется время включения в движение, истощаемость движения,

изменения его темпа и плавности, объем, появление содруже­ственных движений. При многократных движениях могу г быть выявлены стертые формы пареза. При такой нагрузке может быть слюнотечение, которое сопутствует дизартрии.

Далее логопед переходит к изучению особенностей артикуля­ционного характера (неправильный прикус, короткая подъязыч­ная связка, куполообразное нёбо и т.п.).

Обследование включает в себя изучение следующих компонен­тов артикуляционной моторики:

- движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед

- движения нижней и верхней челюсти: открывание и закры­
вание рта

- движения языка: вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо,
распластывание, высовывание «жалом»

- состояние мягкого нёба: поднимание нёбной занавески при
энергичном произнесении звука «а», наличие или отсутствие утеч­
ки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равно­
мерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса
(появление рвотных движений при легком прикосновении шпа­
телем к мягкому нёбу).

При очень тяжелых случаях бульбарного паралича могут отсут­ствовать произвольные движения губ, языка и других органов ар­тикуляции в этом случае необходимо обнаружить некоторые реф­лекторные движения. Например, раздвигание губ при улыбке, отдергивание языка при прикосновении шпателем, движение мягкого нёба при покашливании, зевании и т.д.

Парез голосовых связок и мягкого нёба отражается на дыха­нии и голосообразовании. Может наблюдаться носовой оттенок голоса. Дыхание обычно поверхностное, неровное, вдох и выдох короткие.

Произношение звуков обследуется по общепринятой мето­дике. При этом отмечаются особенности артикуляции, четкость движений, входящих в артикуляционный уклад звуков, плав­ность перехода от одного звука к другому в стечении соглас­ных, появление призвуков. Помимо дефектов звукопроизноше-ния важно обратить внимание на уровень владения слоговой структурой слова.

После обследования звукопроизношения выявляют особенно­сти различения звуков. Ребенку предлагают повторить за логопе­дом слоговые ряды с оппозиционными звуками, например: та-да-та, ша-са-ша, ра-ла-ра. Поскольку дети часто не произносят эти звуки, ребенку даются задания, исключающие проговарива-ние исследуемых звуков и рассчитанные на их узнавание и выде­ление.

При обследовании детей, страдающих дизартрией, важно вы­являть особенности различения не только часто смешиваемых со-

гласных звуков, но и гласных (они обычно плохо дифференциру­ются в артикуляции).

У детей школьного возраста выявляют навыки звукового ана­лиза, умение читать отдельные буквы, слова различного слогово­го состава, специально подобранные тексты и осмыслять прочи­танное.

Уровень развития лексико-грамматической стороны речи об­следуют с помощью приемов, разработанных для детей с ОНР. При обследовании лексики необходимо учитывать значительные трудности, которые представляет для детей с дизартрией само название предметов. Поэтому если ребенок отказывается назвать какой-либо предмет, проверяют, есть ли это слово в его пассив­ном словаре.

В результате проведенного обследования логопед получает пред­ставление не только о нарушениях артикуляции и звукопроизно-шения, но и об уровне общего речевого развития.

Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. В речевой карте ребенка с дизартрией наряду с клиническим диагнозом, отража­ющим по возможности и форму дизартрии, должно быть и лого­педическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений. Например:

- псевдобульбарная дизартрия, фонетический дефект

- псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое не­
доразвитие речи

- псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое не­
доразвитие, артикуляторно-акустическая дисграфия (такой вари­
ант может быть у школьника)

- псевдобульбарная дизартрия, общее недоразвитие речи (III уро­
вень).

Знание структуры речевого нарушения при разных формах диз­артрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики позво­лят обеспечить полноценную коррекцию имеющихся нарушений.

1. Какие нарушения являются ведущими при дизартрии?

2. Каковы проявления дизартрии в раннем возрасте?

3. В чем заключается особенность изучения речевых двигательных функ­
ций при дизартрии?

4. Какова роль логопеда в постановке диагноза при дизартрии?

Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. — М. 1989.

Левченко И.Ю. Лриходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М. 2001.

Филичева Т. Б. Чевелева Н.А. Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей. — М. 1993.

studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Обследование детей с дизартрией. Диагностика стёртых или минимальных проявлений дизартрии

Ольга Максимова
Обследование детей с дизартрией. Диагностика стёртых или минимальных проявлений дизартрии

Обследование детей с дизартрией. Вопросы диагноза.

Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.

Особую сложность представляет диагностика стёртых или минимальных проявлений дизартрии. По внешним проявлениям стертая дизартрия мало отличается от дислалии и часто смешивается с ней, однако в основе даже стертой дизартрии лежат специфические по механизму возникновения патологические изменения, преодоление которых вызывает порой значительные трудности.

Основные критерии диагностики:

• Наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объёма наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также ассиметричное положение вытянутого вперёд языка, его тремор и беспокойство в этом положение, изменения конфигурации.

• Наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений).

• Замедленный, прерывистый темп артикуляторных движений.

• Трудность удержания артикуляторной позы.

• Трудность в переключении артикуляторных движений.

• Стойкость нарушений произношения звуков и трудность автоматизации поставленных звуков.

• Нарушение просодической стороны речи.

В ряде случаем для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают так называемые функциональные пробы.

Проба №1.

Ребёнка просят открыть рот, высунуть язык вперёд и удерживать его по средней линии неподвижно и одновременно следить глазами за перемещающимся объектом. Проба является положительной и свидетельствует о наличии дизартрии, если в момент движения глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

Проба №2.

Ребёнка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о наличии дизартрии.

При обследовании детей с дизартрией особое внимание обращается на состояние артикуляторной моторики в покое, при мимических и общих движениях, прежде всего артикуляционных. При этом отмечаются не только основные характеристики самих движений (их объём, темп, плавность, переключаемость, истощаемость и т. д. но и точность и соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускула туре, наличие насильственных движений и оральных синкинезий.

Состояние артикуляторной моторики соотносится с общими моторными возможностями ребёнка, отмечаются даже незначительные двигательные расстройства. Более наглядную и точную картину проявления стёртой дизартрии дают следующие приёмы обследования:

Нередко в логопедическую группу дет. сада попадают дети с внешними симптомами, сходными с проявлениями сложной дислалии, отягощённой фонематическим недоразвитием. Однако боковое произношение многих фонем, появление излишней слюны в момент речи, неумение удерживать ту или иную артикуляционную позу продолжительное время, нижняя артикуляция некоторых верхних звуков должны насторожить логопеда и заставить провести особо тщательное обследование подвижности речевых органов, а также качество движений языка, их точность и силу, т. к. это признаки дизартрии и при коррекционной работе их следует учитывать.

Для этой цели необходимо:

1. Внимательно изучить положения языка и его поведение в полости рта в состоянии покоя. При этом можно обнаружить, что положение языка постоянно меняется: он то лежит спокойно, то оттягивается внутрь рта, то выгибается кверху, то отклоняется в сторону.

Следовательно, при дизартрии особое внимание уделяется упражнениям для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка.

2. Если предложить ребёнку поднять язык вверх, то можно наблюдать много лишних движений (язык высовывается резко вперёд, становится длинным и узким, прежде чем язык примет нужное положение. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка.

3. Качество движений языка легко проверить, предложив ребёнку многократно выполнить следующие упражнения: поднять язык вверх, затем вытянуть вперёд, повернуть его к левому уху и, наконец, к правому. При этом легко обнаружить неточность и недостаточность силы движений языка, а иногда и его вялость. Такие явления обусловлены гиперкинезами языка. Постоянно подвижного, как бы не находящего нужное положения.

При дислалии движения языка являются более качественными. При исправлении дизартрии огромное внимание уделяется самим движениям (объём, темп, плавность, переключаемость) и точности и соразмерности движений.

4. Далее следует проверить язык на утомляемость. Для этой цели можно предложить ребёнку 1-2 мин. показать как кошка лакает молоко, т. е. попросить его производит быстрые движения языком вперёд. Внимательно наблюдая за поведением языка, можно обнаружить замедление темпа движений, их неточность. Это подтверждает дизартрический компонент.

5. Если после таких упражнений попросить ребёнка высунуть язык вперёд. То язык заметно отклонится в сторону и не сможет находиться в спокойном состоянии. Всё это свидетельствует о наличии мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции.

6. И ещё, у детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.

Если ребёнок называет изображённые на картинках предметы и при этом артикуляция многих звуков неточна, как бы смазана, при повторе не исправляется, а после многократного повторения слов наступает заметное утомление, артикуляция становится замедленной, неполной, или для многих звуков характерно боковое произношение, то перечисленные симптомы свидетельствуют не о дислалии, а о стёртой форме дизартрии.

При коррекционной работе логопед должен чётко разграничиваться сложную дислалию от дизартрии и учитывать все отличия в работе по исправлению звукопроизношения.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.

Публикации по теме:

Комплексное обследование детей с дизартрией Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИЙ)


Принятая в практике отечественной логопедии методика комплексного системного обследования ребенка основывается на необходимости выявления как речевых, так и неречевых нарушений учитывая при этом общее психоневрологическое состояние ребенка, а также его возраст. При этом следует помнить, что чем меньше возраст ребенка и ниже уровень его речевого развития, тем большее внимание для диагностики следует уделять выявлению и оценке неречевых нарушений.
К настоящему времени рядом отечественных исследователей были разработаны принципы и приемы ранней диагностики дизартрии при помощи оценки неречевых нарушений.
К числу наиболее частых ранних, практически самых первых проявлений дизартрии относят псевдобульбарный синдром. Признаки псевдобульбарного синдрома возможно выявить уже у новорожденного. Такими первыми проявлениями псевдобульбарного синдрома являются слабость или же отсутствие крика (афония), нарушения актов сосания, глотания, отсутствие или же выраженная слабость целого ряда врожденных безусловных рефлексов, к которым относятся сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротоголовной рефлексы.
Обращает на себя внимание, что крик у таких новорожденных на протяжении долгого времени остается тихим, нередко обладает носовым оттенком, иногда представляет собой отдельные отрывистые всхлипывания на вдохе. Такие дети с первых дней жизни плохо берут грудь, сосут вяло, а при сосании часто захлебываются, поперхиваются, синеют, иногда отмечается вытекание молока из полости носа. В самых тяжелых случаях новорожденные вообще не способны сосать грудь, что делает необходимым кормление их через зонд. Также отмечаются и нарушения дыхания. Наблюдается поверхностное, частое дыхание, часто носящее аритмичный характер. В ряде случаев также наблюдается асимметрия лица, вытекание молока из одного из углов рта, а наличие отвисшей нижней губы часто препятствует захвату соска или соски.
С течением времени все более явной становится недостаточность интонационной выразительности крика, а также различных голосовых реакций. Звуки, издаваемые во время гуления, лепета, характеризуются однообразностью, а сам лепет появляется в более поздние по сравнению с нормальными срок. В течение долгого времени малыш не может научиться жевать, откусывать пищу, часто давится, не может научиться пить из чашки. По мере роста и взросления ребенка, большее значение приобретают признаки речевых нарушений.
Так, начинают проявляться стойкие дефекты звукопроиз-ношения, нарушения произвольных артикуляционных движений, обращает на себя внимание неправильное положение языка в ротовой полости, появление и сохранение насильственных движений, в том числе и языка, различные нарушения голосообразования, а также речевого дыхания. В целом наблюдается задержка речевого развития.
Наибольшую трудность представляет собой диагностика стертой дизартрии, а в особенности ее ранняя диагностика. В качестве основных критериев диагностики стертой дизартрии были предложены следующие. Важным признаком наличия минимальных проявлений дизартрии являются специфические артикуляционные нарушения в виде ограничения объема наиболее тонких, дифференцированных движений, в особенности движений кончика языка, нарушение симметричности положения высунутого языка, дрожание, отмечаемое при его нахождений в этом положение. При этом указанные симптомы могут быть выражены очень слабо. Следующим критерием является наличие оральных синкинезий. Так, например, встречаются движения нижней челюсти, сопровождающие движения языка кверху или же сочетания движений языка с движениями в пальцах кистей. Также при наличии стертой дизартрии наблюдается замедление артикуляционных движений, удержание определенной артикуляционной позы требует приложения значительных усилий, также затруднения выявляются и при переключении от одного артикуляционного движения к другому.
Отмеченные нарушения звукопроизношения носят, как правило, стойкий характер, а автоматизация поставленных звуков сопровождается трудностями.

Также при стертой дизартрии выявляются просодические нарушения.
Для выявления наличия стертой дизартрии были предложены некоторые пробы. В первом случае ребенку предлагают высунуть язык из открытого рта, а затем удерживать его в таком положении в течение некоторого времени совершенно неподвижно, одновременно просят следить глазами за каким-либо предметом, который перемещается в боковых направлениях. Пробу рассматривают как положительную в том случае, когда при движении глазных яблок вслед за предметом наблюдается хотя бы незначительное смещение, отклонение языка в ту же сторону.
Для постановки второй пробы логопед кладет руки на шею испытуемого ребенка и при этом просит его выполнять некоторые артикуляционные движения. В случае выявления при наиболее дифференцированньгх артикуляционных движениях напряжения в мышцах шеи или же появления видимого закидывания головы проба считается положительной и свидетельствует о наличии стертой дизартрии. Согласно М. А. Поваляевой, основными критериями, используемыми для диагностики дизартрии и определении тяжести ее выраженности, являются мимика, дыхание, голо-сообразование, способность к удержанию артикуляционной позы, возможность совершения произвольных движений языком и губами, состояние мягкого нёба, наличие гиперкинезов, оральных синкинезий, а также выраженность нарушений звукопроиз-ношения.
При легкой степени дизартрии, по данным того же автора, отсутствуют гиперкинезы и оральные синкинезии, рефлекторные движения языка выполняются в нормальном объеме и темпе, не страдают мимика, дыхание и голосообразование. Сохраняется способность к удержанию артикуляционной позы, однако может отмечаться невыраженная саливация. При выполнении произвольных движений незначительные нарушения отмечаются при совершении наиболее тонких дифференцированных артикуляционных движений. Звукопроизно-шение изолированных звуков, как правило, не нарушено, однако при произношении в спонтанной речи наблюдается сма-занность во всех фонетических группах. При дизартрии средней степени тяжести отмечаются нарушения практически всех исследуемых показателей, однако степень выраженности этих изменений варьируется от незначительной до выраженной. Так отмечаются нарушения мимики в виде снижения ее выразительности, появления незначительной асимметрии лица.
Дизартрия средней степени тяжести обусловлена изменением иннервации различных мышечных групп и нарушениями в них по типу пареза. При среднетяжелой дизартрии наблюдаются парезы артикуляционных мышц, мышц гортани, парез голосовых связок. Наблюдается асимметрия исследуемых движений, возможны непостоянные и слабо выраженные гипер-кинезы и оральные синкинезии. Нарушаются произвольные движения языка, происходит их замедление, а также наблюдается отчетливая истощаемость. При дизартрии средней степени тяжести возможно правильное звукопроизношение, однако постоянно присутствует неразборчивость, нарушения касаются определенных групп звуков.
При тяжелой форме дизартрии имеются грубые нарушения всех исследуемых критериев. Отмечаются выраженные парезы пораженных групп мышц вплоть до степени параличей. Наблюдаются резкое затруднение движений и ограничение их объема, сильнейшая истощаемость, гиперкинезы и оральные синкинезии носят постоянный характер и создают значительные, порой непреодолимые препятствия для речи. При наличии речи звукопроизношение грубо нарушено. Отмечаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы). Нарушены тембр, интонация, выразительность, а также темп речи.

Источники:
pdnr.ru, studopedia.ru, www.maam.ru, bib.social

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное