Нервные расстройства у детей

Неврозы и их особенности у детей

Нервные расстройства у детей

Начнем мы с того, что попытаемся определиться с тем, что же собой представляет невротическое заболевание. Если воспользоваться существующими определениями, то мы поймет, что невроз – это нарушение, которое возникает из-за воздействия каких-либо травмирующих психику событий. При этом невроз носит обратимый характер, что означает, что нарушения, возникшие в результате воздействия психологически травмирующего переживания, можно устранить или, по крайне мере скомпенсировать.

Если сосредоточиться на проблеме неврозов у детей, то можно отметить, что причинами их появления могут быть саамы различные факторы. Однако на первом месте в ряду воздействующих причин стоит так называемый психогенный фактор, т.е такой, который в основе своей воздействует и связан с психологической составляющей жизни человека. При этом на сложность протекания и особенности невротического расстройства оказывают влияние характеристики самого ребенка, например, особенности его нервной системы.

Нервные расстройства у детей

Помимо психогенных факторов причинами невротических расстройств у малышей могут быть перенесенные соматические заболевания, физические травмы (особенно серьезные) неправильные условия воспитания.

Вы игнорируете ребенка, бываете с ним грубы, нетерпеливы и властны – этим вы готовите почву для нарушения отношений в родительской семье. Родительская семья – место, где ребенок должен чувствовать себя спокойно и уверенно. Если это состояние нарушено, то это может привести к возникновению предневротических симптомов, а впоследствии привести к разворачиванию и самого невроза.

Одной из проблем, связанной с невротическими расстройствами, является тот факт, что многие невротические проявления, возникшие в раннем возрасте, остаются с человеком на всю жизнь и оказывают на него определенное влияние.

Отмечается еще одна проблема с невротическими расстройствами у детей. На самом деле проблема связана не столько с детьми, сколько с их родителями. Дело все в том, что многие взрослые просто не могут поверить в то, что у новорожденного ребенка может развиться невроз или какие-то другие нервные расстройства. Подобная ситуация объясняется с тем, что распознать невротическое расстройство у новорожденного или у грудничка очень сложно.

Сам ребенок еще не может сказать, что его беспокоит, единственная форма его общения с окружающими – это эмоциональные и телесные реакции. Вследствие этого многие родители далеко не сразу обращают внимание на некоторые проявления ребенка и так же не сразу обращаются за помощью к специалистам, а ребенку в этот момент требуется именно квалифицированная помощь.

Нервные расстройства у детей

Возраст ребенка и невротические расстройства

Особенности проявления невротических расстройств могут меняться в зависимости от того на каком возрастном этапе они развились. В раннем возрасте, да и в школьном возрасте тоже большинство симптомов развивающегося невротического расстройства – связаны с соматикой, т.е. с различными телесными феноменами. Так можно отметить нарушения, касающиеся пищеварительной системы ребенка – ребенок отказывается от еды (это все же психогенная реакция, а не соматическая), а если все же и ест, то тут же может открыться рвота, появляются проблемы со стулом (запоры или же диарея), которые могут доходить даже до недержания (кала либо мочи). Сами понимаете, что в школьном возрасте подобные реакции, как недержание могут сильно отражаться на незрелой психике ребенка.

Помимо этого у ребенка можно увидеть нарушения со стороны дыхательной системы, такие как внезапно появившаяся одышка или же кашель. Появляются проблемы в работе сердечнососудистой системы. Так дети школьного (да и дошкольного) возраста могут жаловаться на боль в груди, при этом у них вполне объективно меняется частота пульса. Все это может сопровождаться нарушениями, связанными с двигательными реакциями – возникают тики, судороги и просто общее двигательное возбуждение.

Достаточно много невротических расстройств возникает в возрастной период, затрагивающий возраст от двух до четырех лет. Ребенок сталкивается в этом возрасте в необходимостью понять тот факт, что он не является и не может стать всемогущим. Есть вещи, которые ему не поддаются, он совершает много ошибок, за которые его могут ругать. В ответ на подобную «несправедливость» и возникают невротические расстройства у детей этого возраста.

На период следующего возрастного кризиса отмечается значительное увеличение невротических нарушений. Этот период приходится на время поступления ребенка в школу. Когда его жизнь кардинально изменяется. Иногда требования, предъявляемые новоиспеченному школьнику настолько несоразмерны. Что психика ребенка не справляется с этой нагрузкой и находит защиту в возникновении невротических расстройств. На первом месте среди них стоят всевозможные тики и появление заикания.

Подростковый возраст снова дает нам всплеск невротических нарушений. Здесь снова первостепенное значение в возникновении болезни несет психогенный фактор. На фоне гормональных всплесков подростка учащаются его конфликты с ближайшим окружением, появляется замкнутость по отношению к родителям. Родители же тоже не всегда способны вовремя поменять тактику своего воспитания в зависимости от изменений, происходящих с их выросшим «малышом» и только усугубляют ситуацию.

Таким образом, отчетливо видно что возраст и невротические расстройства неразрывно связаны. Очередной всплеск невротических проявлений в большинстве случае приходится на возрастные изменения, касающиеся как тела, так и психики ребенка.

Нервные расстройства у детей

Невротические расстройства у грудничка

Теперь давайте остановимся на том, о чем так мало знают и во что даже не верят многие из родителей. Поговорим о невротических нарушениях у грудничков.

Если подходить к феномену с объективных позиций, то можно сказать, что на самом-то деле у ребенка не так уж и мало причин, вследствие которых у него могли бы развиться невротические нарушения. Одной из первых таких причин может быть нарушение протекания беременности. Факторов, которые могут нарушить процесс протекания беременности много – здесь и токсикоз, и различного рода интоксикации, и травмы, перенесенные в период беременности. Даже стресс, перенесенный мамой во период беременности, может послужить толчком к тому, что у ребенка впоследствии проявятся невротические нарушения.

Помимо этого невротические нарушения у ребенка могут возникать вследствие неблагоприятно проходившего процесса родовой деятельности – роды могли быть затяжными или наоборот быстротечными, могла иметь место асфиксия ребенка и т.д. Если же остановиться на постнатальном периоде, т.е. периоде после рождения, то здесь основными причинами возникновения невротических расстройств у грудничков будут причины психогенного характера – неправильные способы воспитания, раннее отлучение ребенка от мамы и многое другое.

Итак, чем младше ребенок, тем более незрелая у него нервная система. Незрелость нервной системы отражается на том, как ребенок реагирует на различные стрессовые обстоятельства. Маленький ребенок с большей долей вероятности будет реагировать на происходящее с ним не эмоциональными реакциями, а телом – нарушается работа его внутренних органов. А все потому, что на этом этапе развития доминирующей частью системы является не центральный аппарат, а вегетативная ее составляющая, которая как раз и отвечает за работу внутренних органов.

Очень важно помнить, что появлению невротических нарушений у грудничков предшествует нарушение связи между ребенком и его матерью, причем связи именно эмоциональной. Т.е. мама может все также выполнять свои материнские функции, ухаживать за ребенком, кормить его, но эмоциональная связь пропадает. Подобное может происходить в силу различных причин, главное вовремя обратить на это внимание и скорректировать ситуацию.

Кроме того, в некоторых случаях мамочка не теряет эмоциональную составляющую связи с ребенком, но изменяется ее полюс, т.е. мама чаще начинает реагировать на проявления ребенка раздражением, гневными реакциями или же эмоциональным отвержением. Это может быть следствие усталости, обеспокоенности какими-либо семейными неурядицами и т.д. Таким образом эмоциональный дискомфорт матери может неосознанно передаваться ребенку, приводя к возникновению стресса, а значит и невротических нарушений.

Еще более стрессовой ситуацией для ребенка является ухудшающиеся взаимоотношения между его родителями. Ребенок испытывает сильнейший страх в тот момент, когда родители перестают разговаривать друг с другом нормально и начинают кричать и ссориться. Ребенок конечно же не поймет о чем идет речь и в чем причина семейной ссоры, но он очень чутко воспримет эмоциональную сторону разговора. Ребенок бессознательно реагирует на ситуацию появлением невротических нарушений, так как это может привести к сплочению семьи, налаживанию отношений между родителями ради ребенка.

Сильнейшее влияние на здоровье ребенка оказывает ипохондричная натура его матери. Мама будучи ипохондриком просто не перестает выискивать у своего ребенка болезненные симптомы. Она может даже радоваться тому, что ее догадки и предположения относительно здоровья малыша оказались верны. Ребенок бессознательно считывает состояние матери и понимает, что она «радуется» в тот момент, когда ребенок нездоров и начинает «подкидывать» матери поводы для радости.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить тот факт, что большинство невротических нарушений у ребенка возникает в тот момент, когда окружающая его обстановка далека от гармоничной, когда нарушены взаимоотношения в ближайшем к нему окружении. Родители невротичных детей должны понимать, что сами являются провокаторами появления расстройств у их детей, должны работать по устранению своих личных проблем, оказывающих влияние на здоровье их ребенка.

Навигация

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

От автора: Это нужно знать каждому родителю

Татьяна Маркина
Интегративный психолог

Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок перерастет, это все неправильное воспитание, или просто у него такой характер.

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4-5 лет.

Бурные истерики и слезы - способ 2-3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8-10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1-1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

Нервные расстройства у детей

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Нервные расстройства детей: лечение

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу, - это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
  • Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

    Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.

    Разместила: Калараш Марина Ильинична (текст для публикации взят из Интернета)

    Опубликовано на сайте: 23 октября 2016. 73 просмотра

    Психические, невротические расстройства и нарушения поведения у детей

    Наряду с заболеваниями, встречающимися как у детей, так и у взрослых (шизофрения, аффективные расстройства, органические расстройства личности, расстройства сна и приема пищи,страх, тревога) для детского возраста характерны и специфические психические расстройства у детей, начинающиеся в первые годы жизни – умственная отсталость, аутизм, нарушения поведения, заикание, тики, энурез.

    Умственная отсталость

    Большая группа патологических состояний с разной этиологией, сопровождающихся врожденным или приобретенным в раннем детстве (до 3 лет) общим психическим недоразвитием со снижением интеллектуальных способностей. Такие дети поздно начинают сидеть, ходить, разговаривать, овладение школьными навыками затруднено. Различают легкую умственную отсталость (дебильность), когда возможно овладение программой вспомогательной школы и несложными специальностями, социальная адаптация.

    При умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточности (имбецильности) школьное и трудовое обучение невозможно. В этом случае необходимо формирование навыков самообслуживания, уход и надзор родственников.

    При глубокой умственной отсталости (идиотии) практически отсутствует речь, мышление и память, больные ведут чисто вегетативный образ жизни, нуждаются в постоянном уходе.

    Такие психические расстройства у детей нельзя вылечить. Все усилия направляются на коррекцию сопутствующих поведенческих расстройств, максимально возможную социальную и бытовую адаптацию. Для стимуляции интеллектуальных способностей используются различные рекомендации по специальному диетическому питанию, рефлексотерапии .

    Расстройства развития школьных навыков

    При специфических расстройствах учебных навыков нарушается приобретение навыков письма, чтения и счета вследствие различных факторов. В результате теряется интерес к учебе, снижается успеваемость, появляются всевозможные психологические проблемы.

    Необходимо дифференцировать эти состояния от умственной отсталости. В лечении на первый план выходит коррекционная работа с дефектологом, логопедом, могут применяться стимулирующие и седативные средства, рефлексотерапия.

    Детский аутизм

    Группа общих расстройств развития, при которых наблюдаются качественные отклонения социального взаимодействия (практически отсутствует потребность в общении, в том числе с родными), а поведение становится ограниченным, стереотипно повторяющимся.

    Начинается аутизм в возрасте до 3 лет и сформировавшиеся психические расстройства у детей сохраняются и в зрелом возрасте. Часто аутизм сопровождается умственной отсталостью. Лечение направлено на максимальную социальную адаптацию больных с помощью поведенческой психотерапии. занятий с логопедом и психологом, трудотерапии, медикаментозной коррекции.

    Гиперкинетические расстройства

    Расстройства поведения, для которых характерно раннее начало (до 5 лет), невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Такие дети неусидчивы, расторможены, постоянно бегают, хватают и разбрасывают попавшие под руку предметы, драчливы, подвержены несчастным случаям. Страдает формирование школьных навыков, нарушается социальная адаптация. При этом серьезные психические расстройства у детей отсутствуют.

    Коррекционная работа с гиперактивными детьми направлена на выработку усидчивости, способности к концентрации внимания, применяются и травы, медикаментозные средства, поведенческая психотерапия, физическое воспитание .

    В дальнейшем - в подростковом возрасте и у взрослых такие нарушения часто сохраняются и квалифицируются как расстройства личности (психопатии).

    Тикозные расстройства (тики)

    Тикозные расстройства характеризуются наличием непроизвольных, быстрых, повторяющихся, неритмичных движений или звуков, которые обычно усилием воли можно на время подавить. Различают двигательные (мигание, подергивание головой, плечами, почесывание) и вокальные (крики, хрюканье, ругательства) тики. Усиление тиков наблюдается при стрессе, просмотре телепередач, ослабление – в спокойной обстановке, при концентрации внимания на объекте. Психические расстройства у детей с тиками как правило не встречаются.

    Лечение комплексное – нормализация режима, поведенческая психотерапия, медикаментозные средства, рефлексотерапия. При наличии сопутствующих невротических расстройств тики, как правило, неплохо поддаются лечению. Имеющиеся органические заболевания нервной системы и психические расстройства у детей с тиками ухудшают прогноз в плане эффективности лечения.

    Ночной энурез

    Сохранение непроизвольного мочеиспускания в ночное время у ребенка старше 4 лет при отсутствии заболеваний мочевыводящих путей и нервной системы. Ночной энурез может быть первичным (отмечаться с рождения без формирования навыка опрятности) и вторичным (когда контроль за работой мочевого пузыря наблюдался не менее 6 месяцев). При этом психические расстройства у детей отсутствуют, но часто отмечаются сопутствующие невротические нарушения.

    Лечение комплексное – режим, диета с ограничением жидкости в вечернее время, использование медикаментов, домашний точечный массаж. физиотерапия, внушение .

    Энкопрез у детей

    Наличие повторной непроизвольной или намеренной дефекации в не предназначенных для этого местах у детей старше 4 лет при повторяемости не реже 1 раз в месяц на протяжении более 6 месяцев при отсутствии органических заболеваний, при которых возможно подобное расстройство. Энкопрез часто сочетается с энурезом.

    Лечение – поведенческая психотерапия с формированием навыков опрятности, выработкой соответствующего рефлекса путем регулярного пребывания в туалете после каждого приема пищи. Применяется физиотерапия, иглотерапия, точечный массаж, психотерапия.

    Заикание неорганической природы

    Невротическое расстройство, сопровождающееся нарушением ритма, темпа и плавности речи в связи с возникающими судорогами мышц, участвующих в речевом акте.
    Возникает заикание обычно в возрасте 2-5 лет после психических травм, затяжных конфликтных ситуаций, неправильного воспитания.

    Различают клоническую (многократное повторение одного и того же начального слога) и тоническую (длительная остановка речи в начале слова) форму заикания. По степени тяжести заикание может быть легким, умеренным и тяжелым. Лечение – психотерапия, рефлексотерапия, травы, медикаменты, занятия с логопедом.

    Как видим многие невротические и психические расстройства у детей можно успешно лечить и без медикаментов, используя рефлексотерапию, психотерапию, длительную коррекционную работу с психологом, дефектологом, логопедом.

    Навигация по записям

    или
    войти с помощью:


    СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

    На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.


    ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

    Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов - социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала.
    Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).
    Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу admin@uaua.info, с указанием своего почтового адреса.

    На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

    Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

    Нервные расстройства у детей

    Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

    Психолог, создатель психологической студии Шаг к счастью Татьяна Маркина расказывает, как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям.

    Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства. Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок перерастет, это все неправильное воспитание, или просто у него такой характер.

    Обычно эти симптомы проявляются в поведении.

    Если вы заметили. что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства.

    Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

    Симптомы нервного расстройства ребенка

    В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

    Нервные расстройства у детей

    Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

    Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

    Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

    Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом.

    Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4-5 лет. Бурные истерики и слезы - способ 2-3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

    Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни. Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

    Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями. Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

    Нервные расстройства у детей

    Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога.Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

    Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

    По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8-10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

    Причины нервного расстройства у детей

    Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

    К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

    Нервные расстройства у детей

    Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

    Самый чувствительный период: от рождения до 1-1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

    Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

    Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

    Нервные расстройства детей: лечение

    Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

    Нервные расстройства у детей

    Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

    Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

    Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу, - это не позиция взрослого человека.

    Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
  • Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности.

    Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

    Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.

    Источники:
    girafejournal.com, www.b17.ru, www.home-medblog.ru, www.uaua.info

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное