Организация работы с гиперактивными детьми

Организация работы с гиперактивными детьми

Организация работы с гиперактивными детьми - раздел Педагогика, Формы педагогической деятельности Чтобы Помочь Гиперактивным Детям Преодолеть Проблемы, Нужно Прежде Всего Выяс.

Чтобы помочь гиперактивным детям преодолеть проблемы, нужно прежде всего выяснить причины наблюдаемых нарушений поведения.

Работа с такими обучающимися должна проводиться комплексно, с привлечением специалистов разных профилей, родителей и учителей. Необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача, поскольку важное место в преодолении синдрома дефицита внимания занимает медикаментозная терапия.

Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может использовать коррекционно-развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение, переключение внимания, на усиление его концентрации и устойчивости.

Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния зависит не только от лечения, но также от доброго, спокойного и последовательного отношения к ребенку.

Относительно дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте.

Как работать с гиперактивными детьми

· Работу с гиперактивным ребенком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделить проблеме отвлекаемости и слабой организации деятельности

· по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его за хорошее поведение

· во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса

· предоставлять ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений

· учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку

· научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем

· задания, предлагаемые на уроке, писать на доске

· на определенный отрезок времени давать только одно задание

· дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы

· во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной разрядки: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Все темы данного раздела:

Формы педагогической деятельности
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, однов

Мотивация педагогической деятельности. ^ Мотивация педагогической деятельности.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Например: мотив достижения, и внутренние мотивы, например: ориентация на процесс и результат своей деятельност

Мотивация и центрация.
Мотивационно – потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А,Б,Орлову. Центрация понимается в гуманистической психологии как «особым о

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ
Термином «умения» обозначают, как известно, владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и нав

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство
В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. Отвергая утверждения о предоп

Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения)
Педагогическая деятельность реализуется в определенных педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий — перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исс

Характеристика основных функций
В предложенной исследователями трактовке педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, В.В. Богословский, А.Д. Боборыкин, Ю.В. Кожухов, В.А. Сластенин и др.) все педагогические функции

Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений
Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуальн

Виды стилей педагогической деятельности.
Стили педагогической деятельности прежде всего подразделяются на три общих, рассмотренных выше вида: ав­торитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно

Организационное строение (структура) педагогического коллектива
В социально-психологическом анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) организационные структуры. В этом случае под структурой понимаются относительно устой

Взаимоотношения педагогов и психологический климат в педагогическом коллективе.
Взаимоотношения учителейв педагогическом коллективе определяются и опосредствуются целями и содержанием их деятельности. В процессе совместной деятельности и общения в коллективе о

Психологическаяслужба в школе
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ -- специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психичес

Консультирование.
Под консультированием же мы понимаем решение коррекционных задач (в самом широком смысле) уже сложившейся ситуации, т.е. иными словами, психолог должен помочь клиенту (отдельному человеку, группе,

Проектировочная деятельность.
Выделив такой вид активности психолога в школе, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организацион

Соотношение психологической коррекции и проектирования
Успешная проектировочная работа психолога в школе создает условия для оптимального решения педагогических задач. Мы посвятили анализу данной стратегии психологической работы большую часть главы. Эт

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников «группы риска»:гиперактивность,леворукость,дети с эмоциональными нарушениями.
Учащиеся группы риска – это такая категория детей, которая требует особоговнимания со стороны педагогов, воспитателей и других специали­стов. Для детей группы риска характер

Особенности гиперактивных детей
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности резко выделяются на фоне сверстников своим поведением: чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосре

Особенности леворуких детей
Левшами являются около 10% людей, и количество их увеличивается. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Асимме

Эмоциональные нарушения у детей
Развитие эмоционально-волевой сферы – один из важнейших компонентов готовности к школе. Педагоги часто не знают, как вести себя с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными школьниками.

Рекомендации по работе с детьми с эмоциональными нарушениями
1. Нельзя учить детей подавлять эмоции, надо их научить правильно направлять, проявлять свои чувства. 2. Эмоции рождаются в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить р

Презентация на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

EDUCLUSTER Finland LTD Особенности работы учителя с гиперактивными детьми ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Раутио Елены Руководитель: Сирье Гроссманн-Лоот Нарва 2011

Диагноз «СДВГ» ставит детский психоневролог, если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности (дефицит внимания, импульсивность), то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения ведут за ним целенаправленное наблюдение, поскольку своевременно не выявленная гиперактивность может стать причиной школьной неуспеваемости, проявляться неадекватным поведением, снижением самооценки, дезадаптацией.

Алгоритм комплексной диагностики гиперактивности: наблюдение за ребенком анкетирование родителей анализ успеваемости беседа с психоневрологом (психиатром) опросник для учителей по психологической адаптации ребенка в школе

УЧЕНИК 1 КЛАССА «с» АЛЕКСЕЙ И. СДВГ не имеет медицинского подтверждения Переведен после 1 четверти из класса раннего языкового погружения в класс с русским языком обучения. Учитель ЯзП отмечал слабую подготовку, низкую работоспособность, нежелание работать, частые конфликты с детьми и учителем. При наблюдении отмечаются признаки дефицита активного внимания- продуктивно работает 5-10 минут, избегает трудных, требующих внимания, однообразных заданий, не заканчивает работу, часто забывает или теряет вещи. Двигательная расторможенность- «ерзает», часто меняет позу, двигается по классу во время урока, вертит карандаш, привстает с места, обращается к детям или учителю, во время перемены кричит, бегает, размахивает руками. Импульсивность – не может дождаться своей очереди, выкрикивает ответ с места, вмешивается в ответ другого ребенка, комментирует чужие ответы, начинает отвечать не дослушав вопрос, не контролирует свои действия, слабо подчиняется правилам, повышает голос, легко возбудим, обидчив.

Как помочь в классе ученику с СДВГ. Организация пространства в классе Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном. Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание. Не осознает личного пространства тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников.

Задания Неспособен завершить работу в заданное время. Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается. Ему трудно следовать указаниям.

Отвлекаемость Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования. Жалуется, что на уроках ему скучно. Легко отвлекается. Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности

Поведение Часто ведет себя вызывающе. Неспособен понять главное в уроке или задании. Выкрикивает ответы или перебивает других. Нуждается в поощрении. Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения.

Организация / Планирование Нет порядка в портфеле, на парте. Забывает, что задано на дом. Теряет книги.

Портфель в понедельник: РУССКОЕ СЛОВО УЧЕБНИК МУЗЫКА ТЕТРАДЬ НОТНАЯ ЭСТОНСКИЙ БОЛЬШАЯ ТЕТРАДЬ-УЧЕБНИК РУССКИЙ ЯЗЫК УЧЕБНИК ТЕТРАДЬ С ДОМ. ЗАДАНИЕМ ПЕНАЛ ДНЕВНИК

Неусидчивость Должен все время двигаться. Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени.

Настроение / Общение Не понимает норм социального поведения. Не имеет навыков совместной работы с другими. Соученики его не уважают. Неуверенность в себе. Находится в одиночестве или замкнут в себе. Легко отчаивается. Легко раздражается.

МАСЛЕНИЦА: ГРУППА ДЕТЕЙ ПРИ АКТИВНОМ УЧАСТИИ А. ДРУЖНО И БЫСТРО СЛЕПИЛИ СНЕГОВИКА, ИМЕННО А. ПРИДУМАЛ СДЕЛАТЬ МЕТЛУ ИЗ ВЕТОК

CИЛЬНАЯ СТОРОНА А. – АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ КЛАССА, ЖЕЛАНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ, ОН С ГОТОВНОСТЬЮ БЕРЕТСЯ ЗА ЛЮБОЕ ДЕЛО И УВЛЕКАЕТ ДРУГИХ:

Работа с учеником с СДВГ – это нелегкий и самоотверженный труд. Прежде всего, удостоверьтесь, что вы имеет дело именно с СДВГ. В функции учителя не входит постановка диагноза, но Вы можете и должны поднять вопрос об этом. Убедитесь в том, что специалисты проверили слух и зрение ребенка и исключили как эти, так и другие медицинские проблемы.

Помните, что …дети с СДВ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте таблицы, схемы, планы, списки. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация. …определите правила и запишите их на видном месте. Ребенок будет увереннее, если будет знать, чего от него ожидают. …повторяйте указания. Записывайте их. Проговаривайте их. Людям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.

ПОМНИТЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОРОНЕ УЧЕБЫ: Этим детям необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. Обязательно уделяйте внимание эмоциям в учебном процессе. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом &quotвернуть&quot ребенка с СДВГ &quotк реальности&quot. Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и позитивными. Вносите новизну в привычные занятия, играйте, пробуждайте интерес. Это помогает привлечь внимание. Эти дети полны энергии – они любят действовать. А больше всего они ненавидят скуку.

Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы. Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Упрощайте расписание. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п. постарайтесь осторожно дать ему точный и ясный совет. К примеру, скажите: &quotПрежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала рассказать историю кого-то другого&quot или &quotПосмотри на другого ребенка, когда он говорит&quot. Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Пользуйтесь разными игровыми средствами – интерес повышает мотивацию. Обращайте внимание на взаимодействие детей. Детям с СДВГ необходимо ощущение занятости и приобщенности к общему делу. Не изолируйте его. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Без нее они &quotвянут&quot и &quotсохнут&quot. Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому &quotполивайте&quot этих детей &quotот души&quot поощрением и похвалой.

ПОВЕРЬТЕ - в любой какофонии есть мелодия, которую ВАМ еще предстоит услышать.

Использованные материалы и литература: Обучение для учителей по проблемам учеников с СДВГ – материалы семинара *Терхи Ояла, начальник образования, EduCluster Finland Oy Мотивация в школе как фактор, способствующий обучению *Риикка Хирвонен, исследователь, отдел исследования обучения и мотивации, кафедра психологии Ювяскюлясского университета Структурирование обучения как фактор, способствующий обучению *Тийна Пильбака-Рёнка спецпреподаватель, Муураме Повышение учебной мотивации у детей с СДВГ Г. Монина, Л. Чутко www.psycholog.4wish.ru/detskaya-psi Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощьМонина Г. Лютова-Робертс Е. Чутко Л. www.tic-pr.com Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии Мамайчук И.И book.tr200.net Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребенка А. Кошелева, Л. Алексеева kravtsoval.ucoz.ru Общие фотографии школьных или классных мероприятий могут быть опубликованы без публикации имен детей (письменное согласие родителей есть в школе).

Формирование произвольности у гиперактивных детей. (Из опыта работы с детьми 1–2-х классов в студии)

Гиперактивные дети интересуют меня уже давно. Ранее, работая психологом, я изучала динамику развития дефицитарных функций при индивидуальной работе с гипреактивными детьми. Сейчас я хочу поделиться опытом формирования произвольности у гиперактивных детей 1 - 2-х классов на занятиях в студии бисероплетения и оригами.

"Вечный двигатель", "Живчик", неутомимый, непоседа, шалун, клоун, неуправляемый, на уроках - рассеянный, невнимательный, качается на стуле, роняет ручки и карандаши и постоянно их собирает, - вот далеко не полный перечень отзывов педагогов по поводу гиперактивных детей. У окружающих создается впечатление, что эти дети не воспитываются родителями, что они живут в атмосфере вседозволенности. Хотя это чаще всего не так. В большинстве случаев их родители испробовали все возможные воспитательные меры, которые не принесли результатов или были эффективны на короткое время: "Мама, клянусь, я больше так не буду!" и через 5 минут опять то же самое: Родители гиперактивных детей, сохраняющие выдержку и ищущие пути помощи своим малышам, - низкий Вам поклон!

Это мы говорим о семье, где один - два ребенка, и это родные существа, часто похожие на кого-то из родственников и этим уже заранее оправданные ("ребенок не виноват, он унаследовал такой характер"). А что говорить о школе, где в классах в среднем 25 человек, из них 2-5 гиперактивных, каждый из которых - замечателен, не такой как все, у каждого есть свои особенности, которые необходимо учитывать при взаимодействии. Что же делать учителям?

У гиперактивных детей, в большинстве случаев, можно наблюдать отставание в развитии внимания, двигательного контроля и регуляции поведения:.

Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми:
  • развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения
  • отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми
  • важно, при возможности, вести работу с гневом.
  • Вначале я хотела бы подробнее остановиться на развитии слабых психических функций. Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать и переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно.

    Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае - малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться если рядом много сверстников.

    Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой. Какого бы эмоционального напряжения Вам это не стоило, все усилия окупятся сторицей!

    В студии оригами и бисероплетения есть возможность, учитывая особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми, обучать их малыми группами. Детей первых классов мы разделили на две подгруппы так, что в первой оказалось 2/3 (15 человек) и в ней нет гиперактивных детей. Во второй подгруппе осталось 7 человек (4 - гиперактивных: Федя Ф. Кристина П. Даня С. Юля С. 3 - также нуждаются в малой группе). Таким образом, появилась возможность вводить в занятия игровой компонент, сказку, постепенно тренируя внимание и память. Примеры таких игр и требования к их проведению, а также анкету для педагога и тест на гиперактивность Вы найдете в Приложении 1-3 .

    Больший диапазон для индивидуальной игровой работы дают занятия оригами, в связи с относительной простотой навыков и меньшими усилиями, затрачиваемыми на усвоение основных принципов работы.

    Главная задача, которую я перед собой поставила в начале работы, - научить детей "слышать" взрослого. Особенно важно это было во второй подгруппе. Об осуществлении этой работы я расскажу на примере занятий оригами: показ сопровождался четкой инструкцией, затем дети повторяли действия совместно с учителем, более ориентируясь на устную инструкцию. Детям, испытывающим трудности в работе, я помогала, показывая действия на его фигурке, затем возвращала все в прежнее состояние и, проговаривая инструкцию, следила за их повтором. После завершения поделки большей формы мы повторяли ее в меньших размерах, имитируя детеныша. В первой подгруппе инструкцию проговаривал кто-то из детей, первым сложивший фигурку, а во второй - дети повторяли инструкцию вслух вполголоса каждый для себя. Кроме этого, на стенде я вывесила правила поведения в студии и каждое занятие начинала с них, обыгрывала в сказке (сказка о лисичке и сказка о моряка). Примерно на четвертом занятии дети стали проявлять активность, тянуть руку и перечислять правила сами, иногда меняя формулировки, сохраняя при этом их суть. А далее можно было при нарушении одного из правил спрашивать: "кто нарушил первое правило - работай молча?" или "какое правило нарушила Кристина?"- это давало возможность детям контролировать дисциплину на уроке собственными силами, освобождая меня от излишних дисциплинарных требований.

    На занятиях в нашей студии успешно используются основные направления в работе с гиперактивными детьми, предлагаемые психологом Мониной Г.Б. [2]:

    1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможности выбрать зверушку, которую дети будут изготовлять на уроке), обучение учениками 2-3 классов более младших школьников (старшие дети "работают" инструкторами оригами и бисероплетения, такие занятия нравятся и старшим и младшим).

    2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
  • смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка
  • реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы)
  • понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения
  • выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие)
  • инструкции учителя должны быть четкими и немногословными
  • избегание категорических запретов.
  • Уже в первые дни занятий с гиперактивными детьми 6-7 летнего возраста я столкнулась с несколькими большими проблемами.

    Первая - продолжительность урока. Гиперактивный ребенок может поддерживать работоспособность не более 10-15 минут. Это объясняется тем, что умственная деятельность детей с СДВГ характеризуется "цикличностью" время, когда дети могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по истечении которого они теряют контроль над умственной активностью. 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты "отключения" ребенок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Так накапливаются пробелы в знаниях. [3] Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова "отключается" и произвольное управление интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным.

    Интересно проследить эти циклы на примере Феди Ф. Каждое занятие, при приближении периода "отключения" его вера в собственные силы вдруг резко падает, "у меня никогда ничего не получится", " я ничего не смогу". Ребенок сильно расстраивается, плачет, затем успокаивается, включается в работу и прекрасно доделывает поделку. Такое поведение на протяжении первых месяцев занятий продолжалось постоянно. Были уроки, когда реакция была еще более бурной или наоборот он был заторможен, не мог повторить поделку по памяти. В такие дни я постоянно сопровождала его действия, переключала его на организационную помощь (он раздавал листы бумаги, был главным в поиске сокровищ с морского дна - дети собирали бисер, рассыпавшийся на пол во время предыдущих занятий), проводила не одну, а несколько физкультминуток, заменяла повтор на малом листе - раскрашиванием первой поделки.

    Вторая проблема - повышенная отвлекаемость. Конечно, гиперактивным детям по возможности рекомендуется индивидуальная работа. В классе, где 25-30 детей его работа на контрольных практически равна нулю. Та же самая работа, проведенная индивидуально с учителем или дома выполняется успешно.

    Третья проблема - неумение строить свои отношения со сверстниками. Успешность учебной деятельности ребенка зависит от способности строить бесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать свое поведение. Такая работа включает в себя: отработку навыков выражения гнева в приемлемой форме обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроках (коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии) обучение приемам структурирования учебного времени, отработку навыков самоконтроля, обучение техникам самоуправления. Вместе с детьми была выработана система поощрений и наказаний, которая помогла гиперактивным детям адаптироваться в детском коллективе. Поведение неприемлемое, мешающее другим детям наказывалось - формы наказаний принимаемые всеми детьми легко ориентировали нарушителей на позитивное общение, а поощрение - положительная оценка в личный дневник - сильно стимулировали аккуратность и доведение работы до конца.

    По истечении двух с половиной месяцев занятий, я расформировала подгруппы (это совпало с каникулами - наша школа работает триместрами). В каждой стало примерное количество детей и гиперактивные дети разделились по 2 человека в каждой подгруппе. Это участие гиперактивных детей стало возможным в связи с усвоением ими правил поведения на занятих, сформированности основных навыков контроля поведения, адаптации в малой группе. Кроме того, большую роль в достаточно коротком времени формирования произвольности сыграл огромный интерес детей к процессу и конечным результатам их труда. Сейчас я планирую, дальнейшее развитие произвольности за счет повышения уровня знаний и умений, включение в занятия более сложной пальчиковой гимнастики, а также психогимнастики (я планирую чередовать психогимнастику и физкультминутки: в один день - физкультминутка и пальчиковая гимнастика, в другой - психогимнастика и гимнастика для глаз).

    В заключение я хочу предложить рекомендации по работе с гиперактивными детьми [1]:

    1. Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

    2. Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.

    3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

    4. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).

    5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создавать ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.

    Пусть он станет отличным экспертом по отдельным областям знаний.

    6. Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

    7. Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.

    8. Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь - вымыть доску, раздать бумагу и т.д.

    9. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.

    10. Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика.

    Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.

    11.Учить выражать свои эмоции.

    12. Договариваться с ребенком заранее о тех или иных действиях.

    13. Давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).

    14. Использовать гибкую систему поощрений и наказания.

    15. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

    16. Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.

    Желаю Вам оставаться спокойными в любой ситуации!

    Список использованной литературы.

    1. И.П.Брязгунов, Е.В. Касатикова "Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях". ООО "Психотерапия". М. 2008.

    2. Монина Г.Б. Лютова Е.К. "Гиперактивные дети: психолого-педагогическая коррекция". М. 2002.

    3. Ясюкова Л.А. "Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями". СПб. Иматон, 1997.

    Источники:
    allrefs.net, ppt4web.ru, festival.1september.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное