Характеристика детей с тяжелой умственной отсталостью

В данной статье речь идет о детях школьного возраста с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые направляются в специальные коррекционные школы VIII вида.

Предлагаемый для практической работы материал может быть полезным при дифференциальной психолого-педагогической диагностике умственной отсталости, имеющей разную степень выраженности. Он рассчитан преимущественно на детей 7-9 лет, так как именно в этом возрасте чаще всего приходится определять образовательный маршрут умственно отсталых детей. При этом мы не ставим целью дать исчерпывающую психолого-педагогическую характеристику разных степеней умственной отсталости. Мы лишь хотим обратить внимание педагогов на те качества (параметры), сформированность которых важно учитывать.

Следует отметить, что важнейшим показателем уровня психофизического развития ребенка при дифференциальной психолого-педагогической диагностике является его способность к обучению . Способность к обучению трансформируется у ребенка через взаимодействие со взрослым в любой деятельности: бытовой, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом мы не выделяем способность к обучению как отдельный критерий, так как считаем, что в каждом из приведенных ниже параметров это качество учитывается.

Необходимо также отметить, что при характеристике каждой категории детей по указанным ниже параметрам отмечаются такие проявления как: произвольность психических процессов, наличие интереса, эмоциональное реагирование, волевые усилия и иные проявления личности. Приводим параметры, раскрывающие возможности ребенка к этому возрастному этапу, и которые следует учитывать педагогу в учебном процессе.

Отправным для построения стратегии коррекционно-педагогической работы целесообразно считать следующие показатели:

Соответствие физического развития возрастной нормы. Наличие и характер отклонений в развитии.

Состояние крупной моторики (осанка, походка, способность к передвижению, координированность, темп, быстрота и ловкость движений) мелкой моторики (захват предметов, мышечные усилия, сочетания моторных движений и разных частей тела).

Менеджмент

Умеренная умственная отсталость (F71). Уровень когнитивных способностей (КИ) 35—49, соответствует возрасту 6—9 лет.

Уровень социального функционирования ограниченпределами семьи и специальной группы .

Отставание в развитии понимания и использовании речи, навыков самообслуживания и моторики, заметное с раннего возраста. Заметное отставание интеллекта делает необходимым постоянное умеренное наблюдение. В школе развиваются только базисные навыки при постоянном специальном педагогическом внимании (специальные школы). В зрелом возрасте также нуждаются в надзоре. Речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях. Фразовая речь слабо развита. При недоразвитии речи может быть достаточным ее понимание при невербальном сопровождении. Часто сочетается с аутизмом, эпилепсией, неврологической патологией.

Возможно освоение социальных и ручных навыков, самостоятельные покупки, поездки по знакомым местам. В дальнейшем больные могут избирательно общаться и устойчиво справляться с неквалифицированным или несложным трудом в специализированных условиях. Соответствует имбецильности.

Тяжелая умственная отсталость (F72). Уровень когнитивных способностей (IQ) 20—34, соответствует возрасту 3—6 лет. Уровень социального функционирования низкий .

Причины в основном органические. Сочетается с выраженными моторными нарушениями. Сходно с умеренной умственной отсталостью. Возможно развитие коммуникативных навыков.

При тяжелой форме развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, не способны к самообслуживанию и общению. Только в подростковом возрасте при систематическом обучении оказывается возможным ограниченное речевое и невербальное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. Приобретение ручных навыков невозможно. В дальнейшем при постоянном наблюдении и контроле возможно достижение автономности существования на резко сниженном уровне. Соответствует имбецильности.

Имбецильность (умеренная и тяжёлая умственная отсталость по МКБ-10)(от лат. im — без, bacillum — палка, т. е. не может обойтись без «палки», без поддержки, без посторонней помощи и руководства ) (лат. - слабый, незначительный) — средняя степень умственной отсталости. Примерно 10 % умственно отсталых лиц страдают имбецильностью.

В сравнении с идиотами у имбецилов имеются более выраженные признаки сознательной психической деятельности. Их реакции на различные воздействия окружающей среды отличаются большей живостью и разнообразием. У них можно отметить элементы осознания собственной личности — знают и называют свое имя, фамилию, некоторые дети знают свой возраст. Часто имбецилы правильно называют имена родных. Они узнают своих близких, иногда более дальних родственников.

Они обнаруживают элементарные, но все же разнообразные и дифференцированные реакции на внешние раздражители, способны ориентироваться в привычной обстановке, но не воспринимают новое.

Имбецилам бывают доступны и некоторые обобщения. Они могут установить некоторые признаки различия между предметами (в пределах конкретного восприятия), в известных пределах им доступен практический синтез. Так, например, они могут сложить разрезанную картинку. В большинстве случаев это дается после специального обучения, многократного показа. Внимание у большинства имбецилов неустойчиво: они легко отвлекаются и быстро истощаются, особенно во время занятий, связанных с обучением грамоте. Память ослаблена. Только некоторые из них овладевают элементарной грамотой и порядковым счетом.

Логические процессы у большинства имбецилов на очень низком уровне. Прочитанное могут воспроизвести только с помощью вопросов. Приобретенные на занятиях знания быстро распадаются, забываются то, что запомнилось, воспроизводится как заученный штамп.

Для имбецилов характерны косность, тугоподвижность мыслительных процессов, слабость абстракции. Начав какую-либо деятельность, они не могут от нее оторваться. Знакомые, уже выработанные действия выполняются ими автоматизирование, всегда однотипно. Они предпочитают делать то, что им дается легко и быстро. Негативизм чаще проявляется во время занятий, особенно когда учитель предлагает новое задание. Некоторые дети сразу же говорят «не знаю», «не могу» или упорно молчат, смеются, гримасничают. Негативизм возникает в связи с эмоциональными состояниями. Дети инертны — ко всему новому относятся настороженно, отрицательно. Являясь «рабами привычек», и хорошо ориентируясь в знакомой обстановке, они совершенно теряются в новой ситуации.

Речь, как правило, запаздывает в своем развитии. Первые слова появляются в 3—5 лет, иногда несколько раньше. Запас слов обычно невелик. Однако он может обогащаться, особенно при проведении логопедической работы. Словарь обычно состоит из повседневных, обиходных, часто повторяющихся слов. Словарный запас, при всей дефектности речи, нарушении артикуляции, составляет 200 слов. В речи много аграмматизмов — нарушаются согласование, управление, опускаются окончания. Звукопроизношение в подавляющем большинстве случаев нарушено: имеются замены, перестановки звуков. Речь у многих детей неясная, смазанная. Обращенную к ним обиходную речь понимают неплохо и правильно на нее реагируют. Нарушения психической деятельности здесь менее выражены, чем при идиотии, больные могут произносить короткие фразы, они понимают несложную, обращенную к ним чужую речь. Некоторые из таких лиц могут обучаться во вспомогательной школе, усваивая лишь простейший счет, начертание отдельных букв и цифр, чтение по складам отдельных слов.

Поведенческие акты непоследовательны, импульсивны, нет какого-либо плана и прогноза своих действий, совершенно отсутствует инициатива и самостоятельность.

В труде отмечается шаблон, стереотипия. Малейшее же изменение ситуации нарушает привычное, автоматизированное действие. Некоторые дети охотно, подолгу и с интересом работают в мастерской. Очень важно помнить, что взрослые должны постоянно следить за ходом работы детей и вовремя прийти им на помощь. В противном случае дети могут делать ошибки и допускать брак в работе.

Эмоционально-волевая сфера имбецилов богаче, чем у идиотов. Особенно живо реагируют на мимику, интонацию и жест окружающих. Эмоциональные реакции их малодифференцированы, обусловлены удовлетворением или неудовлетворением актуальных низших влечений (чувство голода и насыщения, холода и тепла). Их отношение к людям и реакция на окружающее более дифференцированы. Так, например, к одним людям дети относятся с чувством симпатии, к другим — отрицательно, к третьим — проявляют полное безразличие. Некоторые дети сохраняют симпатии к родным, близким (дети помнят о них, спрашивают, скучают). Положительные чувства к другим детям часто выражаются в том, что они опекают маленьких, помогают им одеться, берут за руку, когда гуляют или переходят в другое помещение (в столовую, зал и др.). У некоторых детей-имбецилов можно заметить черты эгоцентризма. Так, например, они могут требовать по отношению к себе повышенного внимания и ревниво относятся к похвале, которая обращена к их товарищу.

Сильная зависимость от тех, кто о них заботится, значительный дефицит познавательных способностей не позволяют больным сформировать представление о себе как о самостоятельной личности и препятствуют также разграничению представлений о себе и об окружающих как самостоятельных категориях.

У больных с имбецильностью могут быть эпизоды сексуального возбуждения, когда они совершают общественно опасные действия, чаще всего это изнасилование или хулиганство в виде эксгибиционизма (публичное обнажение).

Среди имбецилов встречаются дети с другими особенностями личности: такие дети иногда обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи. Они любят командовать ими, отдавать различные приказания. Иногда на фоне спокойного, характерного для данного ребенка состояния могут внезапно возникать аффекты или более длительные состояния возбуждения. Некоторые дети бывают мстительны. Иногда отвечают на обиду спустя некоторое время.

Дети-имбецилы малоспособны к школьному обучению. Но они овладевают элементарными трудовыми навыками. Эти дети охотно выполняют задания по уборке помещений, старательно работают в мастерских, любят стирать, мыть и т. п. Особенно охотно имбецилы выполняют сельскохозяйственные работы. Любят ухаживать за животными, работать в саду, огороде.

Приобретенные навыки и знания оказываются непрочными и требуют постоянного подкрепления. В процессе работы педагог должен наблюдать за правильностью выполнения задания.

В случаях более легкого поражения мозга, когда есть основание предположить пограничное состояние (т.е. имбецильность на грани с дебильностью), у детей отмечаются хорошая механическая память и достаточно выраженное активное внимание.

Это создает более благоприятные условия для овладения грамотой и более сложными навыками труда. Путем настойчивой работы их можно приучить к уходу за собой, к выполнению несложной, простой работы, не требующей какой-либо активности и квалификации.

Лекции

  • Главная страница
  • Психопатология. Лекции.
  • Наркомания: диагностика, клиника, лечение
  • Общая психиатрия (психопатология). Лекции.
  • Основные технологии профилактики наркомании. Курс лекций.
  • Лекции по дисциплине психопатология
  • Лекция. Расстройства мышления
  • Лекции по дисциплине практическая психология
  • Лекции по дисциплине Педагогическая психология
  • Подготовка к экзамену

  • Ответы по психиатрии
  • Вопросы к зачету профилактика наркомании и алкоголизма.
  • Ответы на вопросы к экзамену по психиатрии
  • Ответы к экзамену по психиатрии
  • Психиатрия. Ответы на экзамен.
  • Ответы по дисциплине основы судебной психиатрии
  • Ответы на зачет профилактика зависимостей
  • Психопатология. Ответы на экзаменационные вопросы.
  • Вопросы и ответы по психиатрии
  • Клиника интеллектуальных нарушений. Ответы.
  • Вопросы и ответы на экзамен по психопатологии
  • Шпаргалки по дисциплине практическая психология
  • Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология
  • Контрольная работа: Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого ребенка

    ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Под редакцией Н.М. НАЗАРОВОЙ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по.
    Одновременно с разжиганием социальной вражды шло планомерное уничтожение людей, которые попадали при новом порядке в категорию социально бесполезных: глубоко умственно отсталых .
    С психолингвистической точки зрения можно выделить следующие формы речевой патологии: собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности.

    ПОСВЯЩАЕТСЯ СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ В.П. Кащенко - выдающегося психоневролога, педагога, основоположника коррективной педагогики (к 130-летию со дня рождения.
    В результате происходит дифференциация олигофрении как грубой умственной отсталости . тяжелых сенсомоторных и речевых дефектов (дефектология) от ЗПР, других умеренных аномалий.
    А-пограничная умственная отсталость (общее интелектуальное недоразвитие ) Б-задержка когнитивного развития /собственно ЗПР/ В-парциальная задержка когнитивного развития Г.

    Раздел: Рефераты по психологии
    Тип: учебное пособие Просмотров: 51735 Комментариев: 2 Похожие работы
    Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

    Содержание Вопрос 1. Понятие и области специальной педагогики 1. Специальная педагогика 2. Дефектология 3. Коррекционная педагогика 4. Лечебная.
    В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, Г.И. Россолимо - сближение педагогики с медицинской наукой, усиление естественнонаучной основы обучения и воспитания умственно отсталых детей: после.
    По различным данным зарубежных и отечественных специалистов, от 2/3 до 3/4 людей, страдающих аутизмом, имеют снижение интеллектуальных возможностей от умеренных до тяжелых и.

    Формирование импрессивной речи у детей 9-13 летнего возраста с тяжёлой .

    Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный.
    Вследствие указанных особенностей формирования речевой деятельности у детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости создается нехарактерная для нормального онтогенеза.
    В настоящее время действуют программы обучения глубоко умственно отсталых детей, разработанные НИИ дефектологии АПН СССР (1984), Государственный стандарт общего образования лиц с.

    Раздел: Рефераты по педагогике
    Тип: дипломная работа Просмотров: 5556 Комментариев: 2 Похожие работы
    Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

    1. Определение понятия дефект и компенсация. Врожденные и приобретенные дефекты развития. Теория компенсации Дефект - это физический или.
    У детей с ДЦП с умственной отсталостью наблюдаются более глубокие нарушения сенсорно-перцептивной и исполнительной деятельности, причем степень этих нарушений зависит от глубины.
    Поскольку психическое недоразвитие при умственной отсталости носит системный характер, к концу дошкольного возраста дети данной категории оказываются совершенно неготовыми к.

    Раздел: Рефераты по психологии
    Тип: шпаргалка Просмотров: 37667 Комментариев: 2 Похожие работы
    Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

    Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего.

    Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинский Государственный.
    Ядерные причины (первичный дефект ) умственной отсталости . по Л.С. Выготскому и Ж.И.Шиф, состоят в недостаточности замыкательной функции коры больших полушарий головного мозга.
    Таким образом, у части умственно отсталых детей отмечается недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития . у большинства, особенно у детей.

    Раздел: Рефераты по педагогике
    Тип: курсовая работа Просмотров: 22440 Комментариев: 3 Похожие работы
    Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать

    Содержание Введение Глава I. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта 1. Общая характеристика феномена.
    Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную.
    Программа опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где на первый план выступают нарушение интеллектуальной деятельности (первичное.

    Раздел: Рефераты по психологии
    Тип: дипломная работа Просмотров: 19110 Комментариев: 2 Похожие работы
    Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

    КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ Автор: Колоколов Георгий Рюрикович - доцент кафедры правовой психологии и судебной экспертизы, кандидат медицинских.
    Синдром Дауна .
    В гражданском процессе идиоты, имбецилы, дебилы с глубокой степенью умственной отсталости признаются недееспособными, они не вправе оформлять браки (оформленный брак расторгается.

    Раздел: Рефераты по государству и праву
    Тип: учебное пособие Просмотров: 26415 Комментариев: 3 Похожие работы
    Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

    Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку учителей и.

    Содержание 1. ИЗУЧЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ОТНОШЕНИЯ К УМСТВЕННО ОТСТАЛОМУ РЕБЕНКУ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ 2. ДЕТИ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 3. УЧАСТИЕ.
    К глубокой умственной отсталости относят и своеобразную форму психического недоразвития - болезнь Дауна .
    Они страдают сложным сочетанием дефектов . наряду с умственной отсталостью у них более глубокое недоразвитие речи, что обусловлено, в частности, дефектами двигательного праксиса.

    Раздел: Рефераты по психологии
    Тип: курсовая работа Просмотров: 2778 Комментариев: 2 Похожие работы
    Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

    4. Характеристика детей с умственной отсталостью.

    1. Недоразвитие познавательных процессов .

    Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.

    Известный исследователь Сеген говорил: олигофрен ничего не знает, не может и не хочет.

    Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.

    2. Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в случае сохранности анализаторовнарушена обобщенность восприятия .

    Восприятие характеризуется замедленным темпом – требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Из-за умственного недоразвития с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, персонажами.

    Восприятие недостаточно дифференцировано. При обучении это проявляется в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т.п.

    Характерна узость объема восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.

    Нарушена избирательность восприятия. Восприятие недостаточно активно пассивность восприятия заключается в том, что дети не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать картинку, имтребуется постоянное понуждение. Поэтому снижается возможность дальнейшего понимания материала. Восприятием умственно отсталого ребенка необходимо управлять в учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

    Умственно отсталые дети испытывают трудности восприятия пространства и времени. что мешает ориентироваться в окружающем:

    -Часто даже в 8-9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти свой класс, туалет, столовую в школе

    -ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года.

    -Дети плохо распознают отношения событий во времени и пространстве понятия «раньше», «позже», «правее», «левее» улавливаются ими с трудом.

    Умственно отсталые дети значительно позже своих нормально развивающихся сверстников начинают различать цвета особую трудность представляет различение оттенков цвета.

    3. Мышление . Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны.

    Абстрактное мышление не развивается вообще. дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений. Большие трудности представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся на непосредственном восприятии, а также последовательности событий.

    Дети не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте.

    Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями.

    Все мыслительные операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты:

    Анализ проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части, затрудняются определить связи между частями предмета.

    Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в них отдельные части, дети не устанавливают связи между ними, а, следовательно, затрудняются составить представление о предмете в целом.

    Не умея выделить главное в предметах и явлениях, проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее – в отличающихся.

    Н-р, сравнивая ручку и карандаш, говорят: «Похожи тем, что длинные, и еще у них кожа одинаковая».

    Обычное задание для младших школьников: сравнить 2 сходных предмета по величине, объему, весу – дебильным ребенком не выполняется. Для того, чтобы добиться положительного результата, нужно оба предмета дать ему в руки, приложив их один к другому.

    Легче воспринимают сходство предметов, чем их различие в силу слабости дифференцировочного торможения. Прежде всего, усваивают сходные и наиболее конкретные признаки предметов, н-р, их назначение. Чтобы перейти от такого наглядно-действенного обучения к наглядно-образному, оперирующему не самими предметами, а представлениями о них, требуется несколько лет.

    Мышление некритично - невозможность самостоятельно оценить свою работу они часто не замечают своих ошибок. Особенно ярко это проявляется у имбецилов – они не понимают своих неудач, довольны собой, своей работой.

    Слабая регулирующая роль мышления. обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Решая задачу, дети часто подменяют задачу нецеленаправленной манипуляцией исходными данными.

    Темп мышления замедлен. отсутствует возможность переноса усвоенного способа действия в новые условия.

    Недоразвитие мышления сказывается на развитии других познавательных процессов. Из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга в восприятии, внимании, памяти страдают функции обобщения и отвлечения. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности сложных эмоций и произвольных форм поведения.

    4. Память. Дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки.

    Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти проявляется не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько в трудностях ее воспроизведения. т.к. воспроизведение – процесс, требующий волевой активности и целенаправленности.

    Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Дети испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала.

    Слабо развита опосредованная, смысловая память.

    Особенность памяти умственно отсталых детей –эпизодическая забывчивость. которая связана с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.

    Чаще, чем у нормальных сверстников, у умственно отсталых наступает состояние охранительного торможения .

    Испытывают трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Представления характеризуются недифференцированностью, фрагментарностью.

    5. Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.

    6. Речь . Недостатки развития речи имеют своей физиологической основой нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

    Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих). Т.к. развитие речевой моторики, так же как и общей, замедленно, запаздывает развитие артикуляционных движений.

    Страдают все стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая.

    У умственно отсталых детей широко распространены фонетические нарушения (от 65 до 85%) по причинам общего познавательного недоразвития, недоразвития речевой моторики (параличи, парезы – частичный паралич рук ног, гиперкинезы – непроизвольные движения) и фонематического восприятия (неразличение фонем), аномалий артикуляционного аппарата (неба, губ, зубов).

    Активный словарь гораздо меньше пассивного: речь младших школьников состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. Имена прилагательные, наречия, союзы встречаются редко.

    Отсутствует дифференциация в обозначении сходных предметов: пальто, шубу, плащ называют словом пальто. Это связано с трудностями различения самих предметов.

    Медленно усваиваются закономерности языка, речевые обобщения. У многих детей отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, одежда, фрукты, овощи).

    В младшей школе они используют незначительное количество слов, которые обозначают признаки предметов: цвета – красный, синий, зеленый, желтый величины – большой, маленький вкуса – сладкий, горький.

    Дети испытывают трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, следовательно, наблюдаются различные расстройства письма, трудности овладения техникой чтения.

    Снижена потребность в речевом общении.

    7. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью.

    В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное внимание. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.

    Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности.

    8. Эмоционально-волевая сфера .

    Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний.

    Эмоции неустойчивы: состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех слезами.

    Переживания неглубокие, поверхностные.

    У некоторых детей эмоциональные реакции неадекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, причем как со знаком «+», так и со знаком «-» (эйфория «+» – повышенное настроение, довольства, которое не соответствует реальности дисфория «-» – раздражительность, озлобленность со склонностью к агрессии), то выраженного эмоционального спада (апатия).

    Для умственно отсталых детей актуальны лишь непосредственные переживания, они часто не могут оценить возможные последствия тех или иных событий и поступков.

    Для эмоций, так же как и для мышления, характерна инертность и недостаточная переключаемость.

    Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. В работе умственно отсталые предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий.

    В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения.

    Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Из-за непосильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

    Источники:
    pedlib.ru, www.lartdoll.net, www.bestreferat.ru, www.studfiles.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное