Как работать с детьми зпр психологу

ЗПР (Задержка психического развития)

ЗПР (Задержка психического развития) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Однако это говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа.

ЗПР, как психолого-педагогический диагноз, могут поставить только в дошкольном или младшем школьном возрасте. Если признаки недоразвития психических функций остаются по окончании этого периода, тогда возможно говорить об умственной отсталости.

Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Иными словами, такому ребёнку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Соответственно появляются такие нарушения внимания как неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

Затруднение построения целостного образа (например, ребёнку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе) является признаком нарушения восприятия. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентирование в пространстве.

Особенностью памяти детей с ЗПР является то, что они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем речевой.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом её развития.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Оно обнаруживается во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми мыслительными операциями для выполнения школьных заданий (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоций. Это проявляется в эмоциональной неустойчивости, лабильности, слабости волевых усилий, несамостоятельности и внушаемости. Характерны состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, лёгкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций.

Они легко, часто немотивированно, переходят от смеха к плачу и наоборот.

Играть такие дети предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников. Межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но не проявляют значительной активности.

Причины возникновения ЗПР можно условно разделить на биологические и социально-психологические:

  • патологии беременности (тяжёлые интоксикации, резус-конфликт)
  • недоношенность ребёнка
  • родовые травмы
  • соматические заболевания (тяжёлые формы гриппа, рахит, хронические болезни — пороки внутренних органов, туберкулёз, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания)
  • нетяжёлые мозговые травмы.
  • ранний отрыв ребёнка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации
  • дефицит полноценной игровой и предметной деятельности
  • дефицит общения со взрослыми
  • искажённые условия воспитания ребёнка в семье (гипоопека, гиперопека, авторитарный стиль воспитания).
  • Классификация основных видов ЗПР по К. С. Лебединской:

  • ЗПР конституционального характера, причина возникновения которого — несозревание лобных отделов головного мозга. Сюда относят детей с несложным гармоническим инфантилизмом. Они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания
  • ЗПР соматогенного происхождения, где причина — перенесение ребёнком соматического заболевания. К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения
  • ЗПР психогенного происхождения, причина которого — неблагоприятные условия в семье, искажённые условия воспитания ребёнка (гиперопека, гипоопека)
  • ЗПР церебрально-астенического генеза, где причина — мозговая дисфункция. К этой группе относят детей с церебральной астенией — повышенной истощаемостью нервной системы. У таких детей наблюдаются неврозоподобные явления, повышенная психомоторная возбудимость, аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство — снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.
  • Учитывая все вышесказанное, этим детям необходим особый подход. Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Индивидуальная коррекционная программа, составленная детским психологом, поможет ребёнку преодолеть отставание.

    Год 2016
    Детский клуб-сад Виктории Мироновой

    Задержка психического развития ЗПР

    Определение понятия задержки психического развития

    Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа развития психики, парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.

    Причины ЗПР

    1. Биологические: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода недоношенность асфиксия и травмы при родах заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка генетическая обусловленность.
    2. Социальные: длительное ограничение жизнедеятельности ребенка неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

    Отмечаются также сочетания нескольких факторов различного происхождения.

    Классификация видов ЗПР

    В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.

    В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:

    1. ЗПР конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм)
    2. ЗПР соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери)
    3. ЗПР психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка)
    4. ЗПР церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).

    Особенности познавательных процессов детей с ЗПР

    В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

    Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

    Наиболее характерная особенность этих детей – несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления . Все задания, которые требуют привлечения логического мышления и объяснения, выполняются ими значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. При выполнении того же задания по наглядному образцу качество его выполнения улучшается, и ребенок с ЗПР показывает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем ребенок с умственной отсталостью. Например, при выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут назвать эту группу соответствующим понятием, не могут объяснить принцип, по которому объединили их.

    Особенности обучения детей с ЗПР

    Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

    В условиях массовой школы дети с ЗПР попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликту между школой и семьёй ребенка.В данной ситуации особенно важно вовремя направить ребенка с такими проблемами на психолого-медико-педагогическую комиссию с целью проведения квалифицированной диагностики.

    Работа психолога с детьми с ЗПР

    Педагог-психолог свою деятельность по отношению к детям с ЗПР должен осуществлять в следующих направлениях :

    1. Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.
    2. Осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.
    3. Осуществление социально-диспетчерской функции.

    Наиболее важным является направление – коррекционно-развивающее. Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:

  • диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения
  • обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи
  • взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи
  • использование игровой мотивации на всех занятиях.
  • Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на реализацию следующих задач :

    1. Комплексное обследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
    2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
    3. Обеспечение полноценного психического развития ребенка:
    4. Формирование психологического базиса для развития высших психических функций: обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма коррекция недостатков в двигательной сфере развитие общей и мелкой моторики формирование чувства ритма создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.
    5. Целенаправленное формирование высших психических функций: развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности развитие творческих способностей.
    6. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов: целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий всестороннее развитие предметно-практической деятельности.
    7. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере: формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
    8. Преодоление недостатков в речевом развитии: целенаправленное формирование функций речи особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию и развитию связной речи создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы формирование навыков письма и чтения.
    9. Формирование коммуникативной деятельности: обеспечение эмоциональных и “деловых” контактов со взрослыми и сверстниками формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

    Здравствуйте, проект "Не бойся".
    Наш диагноз - эпилепсия, ЗПР. Как заниматься и развивать ребенка с таким диагнозом? Какие необходимы дополнительные занятия? Прошу Вас помочь.
    С уважением, Жанна, Старый Оскол.Как работать с детьми зпр психологу

    Ответ психолога проекта "Не Бойся", Ирины.

    Детки, имеющие задержку психического развития – необычные. Детки с ЗПР отличаются от других тем, что на освоение определенных навыков им требуется больше времени. Ввиду нарушений различного характера в мозге, как правило, нарушена и мелкая моторика. Это и ведет к тому, что дети отстают в развитии от своих сверстников.

    При работе с детьми потребуется немало терпения, так как на развитие ребенка, до необходимого уровня, уйдет не один год.

    1. Наблюдение у детского невролога. С выполнением адекватного лечения.

    2. Требуются занятия со специалистами логопедом, а также с дефектологом и детским психологом.

    3. Требуется развивать мелкую моторику.

    Усвоить необходимо главное – все пункты по преодолению ЗПР, обязательно выполнять в комплексе. Если выполнять, что-то одно из перечисленного, то не наступит должного эффекта.Как работать с детьми зпр психологу

    Ни в коем случае не назначать лекарств самостоятельно, следовать назначениям лечащего врача. Назначаются мочегонные препараты, препараты, воздействующие на часть мозга, отвечающую за речь и т.д.

    Очень важны занятия с логопедом, а также с дефектологом, которые смогут на профессиональном уровне выявить существующие у ребенка проблемы, и работать над их устранением. Это и изучение времен года, и их примет. Виды одежды, обуви, посуды, транспорта, овощей и фруктов и т.д. Ребенку необходимо учиться различать цвета.Как работать с детьми зпр психологу

    Логопед помогает ребенку «поставить» все «плохостоящие» или отсутствующие звуки. Это производится с помощью артикуляционной гимнастики. Немаловажным является то, что пройденный материал, закрепляется дома. Как правило, дается домашнее задание.
    Развитие кончиков пальцев рук – это основа методов борьбы с ЗПР и с задержкой речевого развития. Это правило работает, как для детей, так и для взрослых (например, после инсульта). Способов развития мелкой моторики великое множество – это и рисование, аппликации, лепка, всевозможные конструкторы, игры в песочнице, завязывание шнурков, застегивание замков, пуговиц и т.д. И помните, что занятия с ребенком не должны быть продолжительными. Не более 20-30 минут. В среднем 3 раза в день. А артикуляционная гимнастика 10-15 минут от 3-4 раз в день.

    Главное не опускать руки! Уделять достаточное количество времени для занятий с ребенком, в борьбе с задержкой психического развития.

    Поделиться в соц. сетях

    Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР

    Юлия Олесова
    Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР

    Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР

    Приоритетным направлением государственной политики в сфере образования на 2013-2020г. г. (согласно Приказа Мин. Образования и науки РФучебной успе от 17.09.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении ФГОС ДО» ) является обеспечение шности каждого ребёнка, независимо от состояния его здоровья. В настоящее время всех детей по степени развития условно можно разделить на три большие группы. нормально развивающиеся дети, одарённые дети и дети с нарушениями в развитии.

    К группе детей с нарушениями в развитии отнесены дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. В МБДОУ «ЦРР – д/с «Дельфин» это дети с задержкой психического развития.

    В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Эта ситуация весьма актуальна и обусловлена увеличением количества детей с проблемами в развитии, а диагностирование задержки на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным, да и методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами .

    Качественные новообразования и глубина нарушений, имеющиеся у детей, таковы, что для них не требуется создавать специализированные условия для организации своевременной коррекционной помощи.

    Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (педагога . чьи усилия направлены на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

    Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо учитывать :

    - структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР

    - информацию о здоровье ребенка

    - микросоциальные условия в семье

    А так же нельзя обойтись без психолого-педагогического обследование детей . которое является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ЗПР. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.

    Оно предусматривает. получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе . установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников .

    На слайде представлены методики, которые мы используем для выявления таких детей, но окончательный вердикт выносит ПМПк в средней группе.

    Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ЗПР.

    Выявление степени отставания дает возможность уже в раннем возрасте своевременно диагностировать пограничные состояния и патологию. Незначительные отклонения, если ими пренебрегли родители и специалисты . быстро усугубляются и переходят в более выраженные и стойкие отклонения, которые труднее поддаются коррекции и компенсации.

    Но все же, чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь . тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка.

    Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

    У детей с ЗПР большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной работы –помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы . выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка.

    Одной из наиболее важных задач коррекционной работы является развитие общей и мелкой моторики. Это важно для того, чтобы в школе ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

    Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

    • Лепка, рисование, аппликация, конструирование

    • Изготовление поделок из природного материала.

    • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

    • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

    • Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.

    • Нанизывание бус и пуговиц.

    • Плетение косичек из ниток, венков из цветков.

    • Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать) .

    • «Показ стихотворения» (Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)

    Необходимым направлением коррекционной работы является развитие восприятия.

    Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способностей ребенка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. Научить его этому – значит помочь овладеть перцептивными действиями, т. е. обследовать объекты и вычленять из них наиболее характерные свойства.

    Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

    Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

    Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее. «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

    Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, понижения работоспособности . так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

    В качестве основного метода положительного воздействия можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, и когда воспитатели, отмечают, что он не справляется с программой детского сада. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать . что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения . которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

    Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных игр и упражнений . направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

    Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте . и большинство воспитанников успешно осваивают программу общеобразовательной школы.

    Прикреплённые файлы:

    Источники:
    happychildren.in.ua, psy-diplom.ru, epilepsy.su, www.maam.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное