Обучение детей с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения

Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.

Виды нарушений зрения

Обучение детей с нарушением зрения Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства)
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.)
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).
  • По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

    Особенности развития детей с нарушениями зрения

    Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

    Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

    Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

    Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

    Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

    В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

    Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения

    В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:

  • Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже
  • Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения
  • Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).
  • Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные. Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года. Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.

    Профилактика нарушений зрения у детей

    Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Обучение детей с нарушением зрения Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

    Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.

    Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.

    Видео с YouTube по теме статьи:

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

    Категории детей с нарушениями зрения

    К сенсорным расстройствам психического развития относятся разной степени выраженности нарушения зрения. Зрение занимает и жизни ребенка особое место, обеспечивая ему восприятие более 80% информации о внешнем мире и выполнение большинства ви­дов человеческой деятельности. Количество детей с выраженными нарушениями зрения колеблется в пределах 1% от общей детской популяции.

    Исследователи отмечают, что за два-три последних десятилетия значительно изменились причины и характер глазной патологии: с 1974 по 1989 г. почти в три раза увеличилось число незрячих детей с патологией сетчатки (Т.А. Басилова, И.Д. Лукашова и др.). Атро­фия зрительных нервов как причина нарушений зрения встречает­ся у 30,9% учащихся школ для слепых и 20,8% учащихся школ для слабовидящих.

    По характеру протекания нарушения зрительного анализатора делятся:

    • на прогрессирующие (постепенное ухудшение зрительных
    функций под влиянием патологического процесса)

    • непрогрессирующие (врожденные пороки зрительного анали­
    затора).

    В зависимости от степени расстройства зрительной функции
    дети с нарушениями зрения делятся на слепых (незрячих) и слабо­
    видящих. ^

    Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение.

    Слепота, по определению Л.И. Плакшиной, - наиболее резко пираженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций.

    Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. В за­висимости от времени наступления слепоты выделяют следующие

    категории незрячих: слепорожденные рано ослепшие лишившиеся зрения после трех лет жизни.

    По степени нарушения зрения в категории незрячих детей ис­следователи выделяют следующие группы:

    • тотально или абсолютно незрячие (отсутствуют зрительные
    ощущения на оба глаза)

    • незрячие со светоощущением (отличают свет от тьмы)

    • незрячие со светоощущением и цветоощущением (могут раз­
    личать цвета)

    • незрячие с тысячными долями от нормальной остроты зрения
    («движения руки перед лицом»)

    • незрячие с форменным (предметным) остаточным зрением.
    Выделение групп позволяет организовать дифференцированную

    коррекционную и реабилитационную помощь.

    Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные нарушения, своеобразие психофизического развития. Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зре­ния: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет сло­весных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное сти­рание зрительных образов.

    Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, име­ющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с кор­рекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабо­видящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокуляр­ное зрение). При слабовидении речь идет о значительном снижении остроты зрения.

    Зрительное восприятие при слабовидепии характеризуется не­точностью, фрагментарностью, замедленностью.

    Причинами слабовидеиия могут быть глазные болезни на фоне общего заболевания организма, чаще всего миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм и др.

    Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэ­тому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

    Помимо описанных категорий детей с нарушениями зрения в литературе можно встретить выделение еще одной группы детей -

    дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой (В.З. Денискина).

    Основными психологическими особенностями детей с наруше­ниями зрения, по мнению исследователей, являются:

    • своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чув­
    ственного опыта

    • снижение скорости, точности, дифференцированное™ зри­
    тельного восприятия

    • трудности в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма,
    величина, пространственное расположение и др.)

    • трудности в игре, учении, в овладении профессиональной дея­
    тельностью

    • бытовые проблемы вызывают сложные переживания и нега­
    тивные реакции

    • своеобразие характера и поведения сказывается на развитии
    отрицательных черт: в одних случаях - неуверенности, пассивно­
    сти, склонности к самоизоляции в других - повышенной возбуди­
    мости, раздражительности, переходящей в агрессивность

    • своеобразие мыслительной деятельности с преобладанием раз­
    вития абстрактного мышления.

    Л.С. Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии за­мечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

    Особое значение для слепых и слабовидящих имеют осязание, слуховое восприятие, речь:

    • осязание является ведущим фактором компенсаторного разви­
    тия незрячего, так как посредством осязания происходит познание
    слепым ребенком окружающего мира, получение информации о
    форме, структуре, поверхности, температурных признаках предме­
    тов и их пространственном положении

    • с помощью слухового восприятия ребенок с нарушением зре­
    ния получает разнообразные сведения о предметах, их свойствах,
    их движении в пространстве (с помощью звуков слепые и слабови­
    дящие могут свободно определять предметные и пространственные
    свойства окружающей среды, они могут по звуку определить его ис­
    точник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали
    бы зрячие люди)

    • речг>, слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сен­
    сорный опыт, обобщает его словесные обозначения признаков и
    свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию и
    различению.

    Опираться в обучении только на сохранное зрение крайне опас­но, потому что ребенок может ослепнуть и не научиться использо­вать сохранные анализаторы.

    Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения является механизмом их включения в социальную жизнь общества.

    Дата добавления: 2015-02-12 просмотров: 398 | Нарушение авторских прав

    Особенности развития и обучения детей с нарушением зрения

    Обучение детей с нарушением зренияКаждый ребенок познает окружающий мир с помощью органов зрения, слуха, обоняния и осязания. Однако, к сожалению, некоторые малыши имеют определенные патологии данных органов. К ним относятся и дети с нарушением зрения. Так как такие ребята воспринимают мир по-другому, методы их воспитания и обучения имеют свои особенности. Рассмотрим, как правильно организовать развитие и обучение детей с нарушением зрения.

    Особенности детей с нарушением зрения

    Существует несколько классификаций нарушения зрения у малышей. Согласно одной из них, данная патология бывает врожденной, наследственной и приобретенной (в результате травмы или болезни).

    Также все патологии зрения разделяются на следующие виды:

  • Функциональные – не затрагивают структуры системы зрения. Такие патологии считаются легкими и могут быть вылечены при своевременном обращении к врачу. К ним можно отнести косоглазие, астигматизм, близорукость, дальнозоркость.
  • Органические – это патологии, которые затрагивают структуры глаза и всей системы зрения. Нередко они приводят к остаточному зрению и даже слепоте. К таким заболеваниям относятся болезни сетчатки и зрительного нерва, аномалии рефракции глаз, нарушения оптического аппарата глаза.
  • Отдельно стоит упомянуть о степени тяжести нарушения зрения. Так, при косоглазии и амблиопии острота зрения составляет менее 0,3, слабовидящим считается ребенок с остротой зрения на лучше видящем глазу 0,05-0,2, слепой малыш – острота зрения на лучше видящем глазу составляет 0,01-0,04.

    Главной особенностью детей с нарушением зрения является то, что они познают мир в основном через звуки и осязание. Такой ребенок узнает приближающуюся машину не по ее виду, а по звуку. В результате, представление о мире у этих деток немного иное, чем у видящих людей.

    В некоторых случаях слабовидящий или слепой ребенок неправильно понимает слова, поскольку не может соотнести их с реальным объектом.

    Довольно часто нарушения зрения у детей сопровождаются задержкой развития, нарушениями слуха, ДЦП, плоскостопием, нарушением осанки. Все эти отклонения и заболевания также требуют лечения и коррекции.

    Развитие и обучение

    Важная составляющая развития детей с нарушением зрения – физическая активность. Так как такие малыши плохо ориентируются в пространстве, они предпочитают больше сидеть либо лежать. Малоподвижный образ жизни способствует развитию слабости мышц (мышечной гипотонии). Важно в ежедневный режим такого ребенка включать подвижные игры, которые развивают координацию движения, укрепляют мускулатуру, стимулируют зрение и обучают нужным навыкам. Перед тем как подобрать такие игры, необходимо обязательно проконсультироваться с офтальмологом, чтобы избежать ухудшения состояния здоровья. Во время игр нужно просить ребенка выполнить определенные движения или задания, которые будут обучать ориентации в окружающем пространстве.

    Большое значение в развитии детей с нарушением зрения приобретает правильный выбор игрушек. Естественно, они должны быть больших размеров и яркого цвета. Не стоит забывать об игрушках, которые стимулируют тактильные ощущения, а также о музыкальных предметах.

    Родители должны понимать, что обучение детей с нарушением зрения отличается от обучения видящих детей. Главное его правило – многократное повторение каждого действия. Обучая чему-то ребенка, нужно ему объяснять, зачем нужно данное действие, как его выполнять правильно.

    Формирование речи у слабовидящего ребенка

    Обучение детей с нарушением зренияФормирование речи у слабовидящего малыша имеет некоторые особенности: нарушение темпа развития, словарно-семантической стороны речи, накопление большого количества слов, смысл которых непонятен.

    Приблизительно к возрасту двух лет слабовидящий ребенок овладевает большим запасом слов, которые он слышит от взрослого, часто не имея представления об их содержании. В это время очень важно, чтобы родители максимально возможно «наполняли» все свои слова и предложения осязаемыми движениями. Например, не просто рассказывать ребенку о цветочке, а дать ему подержать цветок в руках, пощупать пальчиками стебелек и лепестки.

    Как правило, для правильного становления речи у детей с нарушением зрения трудно обойтись без помощи логопеда.

    Как правильно выбрать детский сад и школу для слабовидящего ребенка?

    Все детки нуждаются в дошкольном и школьном образовании. В случае если степень нарушения зрения не слишком большая, малыш может посещать обычный детский сад и школу, пользуясь очками или контактными линзами. В такой ситуации воспитатель или учитель должен подготовить других детей к тому, что у их товарища есть некоторые особенности.

    Обучение детей с нарушениями зрения средней и тяжелой степени следует проводить в специализированных детских учреждениях. Такие садики и школы имеют следующие преимущества перед обычными:

  • В группах обучается меньшее количество детей, около 8-15, что позволят больше внимания уделить каждому ребенку.
  • Обучение и воспитание проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого малыша.
  • В них применяются специальные методики и оборудование, необходимое для слабовидящих или слепых детей.
  • В большинстве таких учреждений кроме обучения дети проходят и необходимое лечение или коррекцию зрения.
  • Так как все детки в данных учреждениях страдают одинаковыми нарушениями, они не будут подвергаться насмешкам и унижению ровесников.
  • Школы для слабовидящих и слепых детей кроме обучающей функции также выполняют функцию их адаптации в общество, профессиональной ориентации. Для учеников данных школ выпускается специальная литература, издаваемая в системе Брайля. Также, для деток, имеющих остаточное зрение, издаются учебники, сочетающие цветную и рельефную печать.

    Родителям, у которых растут дети с нарушением зрения, очень важно правильно подойти к их воспитанию и обучению. Наверное, наиболее важным моментом в этом является профессиональное обучение ребенка и его максимальная социализация.

    Особенности развития детей с нарушением зрения

    Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух. Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения. Это отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии. Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.

    Обучение детей с нарушением зрения

    Виды нарушений зрения

    Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.

    Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.

    Особенности развития

    На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.

    У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность).

    Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.

    У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают. Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность.

    У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.

    При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии.

    Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы.

    У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.

    Обучение детей с нарушением зрения

    Образование

    Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.

    Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.

    В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию. Основная задача спецшколы – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.

    Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.

    Источники:
    www.neboleem.net, lektsii.org, www.wjtoday.ru, ymadam.net

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное