Сдвг дети лечение

Журнал → Гиперактивный ребенок: воспитывать или лечить

Эти дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

Что это – результат плохого воспитания или отклонения в психике ребенка? Зачастую ответить на этот вопрос затрудняются даже специалисты. Не исключено, что у ребёнка заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ.
Масштабы проблемы

Изучением гиперактивности учёные и специалисты многих стран занимались уже давно. Однако, мировая общественность забила тревогу тогда, когда накопленные данные научных исследований показали её масштабы и социальную значимость.

Статистика свидетельствует, что СДВГ среди детей школьного возраста распространён повсеместно. Процентное соотношение количества гиперактивных детей к общему их количеству в различных странах значительно отличается, однако, находится в диапазоне 1-18% в популяции. Разброс данных обусловлен отсутствием единых критериев для диагностики заболевания.

Большое беспокойство вызывает то, что дети с СДВГ (почти каждый десятый ребёнок) представляют собой группу риска. Такие дети, плохо адаптируясь в коллективе, а затем и в обществе, в зрелом возрасте могут иметь проблемы с законом. Согласно данным исследований учёных, до 80% преступников страдают этим заболеванием.

Вопрос заболеваемости СДВГ в Росси начали изучать значительно позже, чем за рубежом. Однако, поначалу исследования не носили системного характера. В последнее время ситуация изменилась к лучшему, о чём свидетельствует ежегодно возрастающее количество публикаций. Несмотря на это, в среде широких слоёв населения и даже в среде педагогов, врачей-педиатров имеет место неосведомленность в вопросах, касающихся этого заболевания. В результате 70-90% российских детей с СДВГ остаются без всякого лечения.

Имея постоянные неприятности в школе, не находя понимания дома и не получая необходимой им родительской любви, такие дети зачастую ищут поддержки в уличных кампаниях. Последствия в большинстве случаев бывают плачевными.

Причины возникновения заболевания

Клиническая картина СДВГ характеризуется большим разнообразием нарушений поведения, трудностями восприятия и социальной адаптации. Это говорит о том, что заболевание синдромом может быть вызвано множеством различных факторов.

Выделяют несколько возможных причин заболевания:

1. Биологические (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, родовые травмы).

2. Генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга).

3. Социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания в семье и школе, материальное положение семьи).

По мнению многих учёных, причиной заболевания может быть также наличие и других факторов (экология, пищевые красители и консерванты, рафинированные продукты питания, дефицит витаминов и минералов).

Среди многочисленных признаков этого заболевания можно назвать 3 основные группы:

1. Недостаток активного внимания: ребёнок невнимателен, часто ошибается во время занятий легко отвлекается не организован, теряет и забывает личные вещи не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.

2. Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами мало и плохо спит очень разговорчив, даже с посторонними.

3. Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивность

Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения.

В зависимости от сочетания перечисленных признаков различают несколько форм заболевания: синдром с преобладанием дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности смешанная форма.

По степени выраженности симптомов заболевания СДВГ имеет 3 формы: лёгкую, среднюю и тяжёлую.

Динамика развития заболевания

Первые признаки заболевания заметны ещё в младенческом возрасте: ребёнок мало и плохо спит, очень подвижен, чрезмерно реагирует на раздражители – свет, звук, имеет постоянно повышенный или пониженный мышечный тонус.

К 3-4 годам становится заметно, что ребёнок не может сосредоточиться, самостоятельно играть. Он любопытен, но суть его не интересует.

Наиболее ярко признаки заболевания проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, от 5 до 10 лет. Это обусловлено развитием центральной нервной системы в этот период.

Второй пик проявления признаков заболевания отмечается в 12 – 14 лет. Он приходится на период полового созревания ребёнка.

После 14 лет в большинстве случаев признаки болезни практически исчезают. Происходит компенсация недостающих функций головного мозга. Однако, вторичные приобретённые признаки нередко остаются и формируют тип «трудного подростка».

Возрастная динамика развития заболевания у мальчиков и девочек несколько различается.
Диагностика и лечение гиперактивности

Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог. При этом потребуются дополнительные обследования и консультации с родителями, врачом-педиатром, педагогом, психологом, возможно с невропатологом и психиатром. Сложность диагностики СДВГ объясняется отсутствием у больного каких-либо патологических изменений мозга, которые можно было бы выявить аппаратными средствами при медицинском обследовании. К тому же, дело осложняется наличием у больных с синдромом большого количества признаков, сходных с признаками других психоневрологических заболеваний или пограничных психических состояний.

Полное обследование ребёнка может затянуться на несколько лет и требует от родителей большого терпения и настойчивости.

В США и западноевропейских странах детей с синдромом лечат в основном медикаментозными методами. Психотропные препараты эффективны, удобны в применении. Однако, наряду с положительными качествами, они имеют и отрицательные: подавляя признаки СДВГ, само заболевание не лечат позитивный эффект лечения недолговременный, т. е. после окончания курса приёма препарата признаки гиперактивности проявляются вновь и лечение может продолжаться годами возникает эффект привыкания к препарату, что требует постепенного увеличения его дозировки имеют место побочные явления в виде головных болей, потери аппетита, бессонницы, раздражительности.

В России основной упор делается на поведенческо-двигательную терапию с медикаментозной поддержкой или без неё. Вопрос о применении лекарств решается лечащим врачом в каждом конкретном случае отдельно.

Цель лечения СДВГ – восстановление или компенсация нарушенных функциональных связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе.

Лечение должно носить комплексный характер и в общем случае включать:

педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком

двигательные занятия с ребёнком

По мнению учёных, наиболее благоприятный для лечения возраст — это 5-8 лет. Если синдром не лечить, то его признаки могут проявляться и в зрелом возрасте. При этом к первичным признакам заболевания добавляются вторичные, социогенного характера из-за постоянного отставания в учёбе и конфликтов с окружающими.

Гипеактивный ребёнок. Что делать?
Рекомендации родителям детей с СДВГ

При первых подозрениях на наличие у ребёнка СДВГ необходимо обратиться к врачу-психоневрологу или психологу за консультацией. Ранняя диагностика и своевременное лечение являются залогом оптимистического прогноза заболевания.

В связи с замедленным развитием некоторых функций головного мозга и выработкой компенсаторных механизмов ЦНС, не рекомендуется рано отдавать ребёнка с гиперактивностью в садик или школу.

Следует избегать переутомления ребёнка, будь то занятия, просмотр телепередач или сиденье у компьютера. Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом в 5-7 минут.

Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале.

Необходимо отказаться от физического наказания, используя исключительно современные методы воспитания детей, базирующиеся на демократических принципах. Взаимное общение с ребёнком должно основываться на доверии, а не на страхе.

Не следует сдерживать проявления родительской любви к ребёнку. Он должен чувствовать, что, несмотря на неважные успехи или плохое поведение, его любят.

Для выработки у ребёнка правильной модели поведения необходимо подавать ему пример здорового образа жизни и правильных поступков.

Необходимо двигательную активность ребёнка направлять в правильное русло: ему показаны активные игры на свежем воздухе, занятия двигательными видами спорта.

Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку.

Следует исключить из рациона ребёнка продукты с пищевыми красителями и консервантами, рафинированные продукты. Необходимо отдавать предпочтение натуральным продуктам, свежим овощам и фруктам, богатым витаминами.
Заключение

Гиперактивный ребёнок – это не просто отдельные случаи заболевания детей, а социальная проблема, имеющая для общества государственное значение. Количество детей с СДВГ угрожающе велико и продолжает расти. Подавляющее большинство их не получает никакого лечения и помощи. Предоставленные самим себе, лишённые родительской любви и понимания окружающих, дети с синдромом часто находят утешение в употреблении алкоголя, наркотиков. Их называют «трудный ребёнок». Необходимо изменить отношение родителей, педагогов, врачей к этой не «детской» проблеме. Одна из важнейших задач заключается в совершенствовании методов диагностики, лечения и педагогической работы с больными детьми.

Гиперактивного ребёнка нужно лечить. И лечить правильно.
Рекомендованная литература:
Брязгунов И.П. Касатикова Е.В. НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЁНОК или Всё о гиперактивных детях. 2-е изд. испр. и доп. – М. Психотерапия, 2008. – 208 с.
Болотовский Г.В. Чутко Л.С. Попова И.В. Гиперактивный ребёнок. СПБ: НПК «Омега». — 2010. — 160 с.

24 Май 2013 в 17:14

Гиперактивность у детей: симптомы и лечение

Сдвг дети лечениеПсихомоторная гиперактивность у детей – это довольно распространенное расстройство. Мальчики страдают им в три раза чаще девочек. Гиперактивный ребенок нуждается в терпении и поддержке родителей, особенно, если такое состояние сказывается на поведении и успеваемости в школе. В связи с тем, что гиперактивность является распространенным явлением, стоит знать несколько советов о том, как вести себя с маленьким непоседой, и как помочь ему народными средствами.

Исследования показывают, что гиперактивность часто вызывается химическими пищевыми добавками. Младенцы имеют контакт с ними через молоко матери. Самые грозные враги – это консерванты, красители и ароматизаторы.

Если родители игнорируют проблему гиперактивности, ребенок может с течением времени стать неуклюжими, натыкаясь на предметы, а также страдать от дефицита внимания. Это может отрицательно повлиять на социальное развитие малыша, потому что такие дети часто проявляют себя с агрессивной стороны. Психомоторная гиперактивность может также повлиять на учебу и физическое развитие ребенка.

Симптомы

  • долгосрочные проблемы со сном
  • частые аллергии
  • астма
  • отсутствие аппетита
  • головные боли
  • боли в животе.
  • Следует помнить, что есть разные степени гиперактивности. У младенцев, как правило, трудно заметить какие-либо симптомы этой проблемы. Но ваш ребенок может быть гиперактивным, если часто имеет колики, трудно поддается кормлению, плачет и много кричит, несмотря на кормление и родительскую любовь. Также он может часто пускать слюни, испытывать сильную жажду и очень мало спать. Некоторые гиперактивные дети спят только 3-4 часа в день.
    Некоторые родители знают, что их ребенок гиперактивный еще в первые несколько недель жизни, или даже до родов, если малыш часто бьется ножками в утробе матери. Многие гиперактивные дети не терпят, когда их носят на руках, обнимают или колышут, в отличие от обычных детей, которых эти действия успокаивают.

    Чем опасна проблема гиперактивности?

    Наряду с гиперактивностью часто появляются симптомы СДВГ – синдрома дефицит внимания и гиперактивности. Как правило, такие дети редко добиваются успеха в школе, на работе или в социальной сфере. Они часто встречаются с непониманием, отказом, и вынуждены постоянно противостоять неудачам. Трудно в таких условиях сохранить высокую самооценку. Негативная информация о себе становится обычным явлением. Исследования показывают, что дети с СДВГ в большей степени, чем их сверстники, рискуют получить психические расстройства и другие проблемы со здоровьем (как в детстве, и в зрелом возрасте). Риск осложнений высок даже среди взрослых, которые выросли с СДВГ.

  • низкая самооценка
  • депрессия
  • тревожные расстройства
  • повышенный риск совершения самоубийства
  • зависимость от психоактивных веществ (сигареты, алкоголь, наркотики)
  • антисоциальная жизнь
  • конфликты со сверстниками и взрослыми
  • конфликты с законом
  • финансовые проблемы
  • травмы
  • ожирение.
  • Поэтому, если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, необходимо сразу же предпринимать грамотные действия.

    Простые советы

    Итак, гиперактивный ребенок, что делать? Как только вы заметили тревожные симптомы, нужно пересмотреть диету малыша, исключив из нее продуктов с консервантами. Иногда у детей появляется аллергия на красители в продуктах питания, что является причиной гиперактивности. Обратите внимание, когда ребенок начинает вести себя агрессивно, и какая пища была накануне. Обсудите это с врачом вашего малыша. Кроме того, ограничьте потребление сахара - некоторые младенцы плохо его переносят, становясь слишком взволнованными.

    Как успокоить гиперактивного ребенка?

    1. Убедитесь, что ваш ребенок спит достаточно долго. Уставший малыш может стать гиперактивными.
    2. Сделайте ему теплую ванну. Используйте мыло с лавандой, предназначенное для чувствительной детской кожи. Пусть ваш ребенок играть в воде, это позволит ему расслабиться и успокоиться.
    3. Пойте песни вашему чаду спокойным тихим голосом.
    4. Возьмите ребенка на долгую прогулку в коляске.
    5. Сядьте с ребенком в кресле-качалке. Если он начнет засыпать, переложите его в колыбель, чтобы малыш отдохнул.

    Лечение

    Лечение гиперактивности у детей требует от родителей терпения. Вы должны вести себя с ребенком очень деликатно, не срываясь на крик (и, конечно же, не предпринимая физические наказания). Всевозможные травы с успокаивающим эффектом помогут ребенку нормализовать сон и пищеварение. Это, в свою очередь, в целом улучшит поведение малыша.

    Дягиль

    Корень дягиля имеет успокаивающее действие, расслабляет гладкую мускулатуру (в том числе и в желудочно-кишечном тракте), помогает лечить пищевые расстройства у гиперактивных детей.

    Чтобы приготовить лекарство, соедините 1 столовую ложку измельченного корня со стаканом горячей воды проварите на водяной бане эту смесь 20 минут, затем дайте ей постоять еще 10 минут, после чего процедите. Давайте ребенку по 1-2 столовой ложке этого отвара трижды в день. Очень скоро тревожные симптомы исчезнут.

    Шишки хмеля

    Сдвг дети лечениеШишки хмеля не только успокаивают, но и регулируют деятельность пищеварительной и мочегонной систем. Это растение также поможет в случаях, когда гиперактивность возникла по причине пищевой аллергии .

    Получение и применение. 1 столовую ложку шишек хмеля берут на 1 стакан воды смесь варят 1-2 минуты на среднем огне, затем настаивают в течение нескольких минут и процеживают. Ребенку дают по столовой ложке отвара 2 - 3 раза в день.

    Зверобой

    Это растение также показывает себя только с лучших сторон. Оно успокаивает, нормализует сон, улучшает концентрацию внимания и память.

    Итак, если у вас под рукой есть зверобой. соедините 1 столовую ложку измельченной травы с 2 стаканами воды эту смесь нужно варить 5 минут, затем отложить в сторону на 10 минут и процедить. Ребенку дают по 1-2 столовых ложки отвара зверобоя трижды в день перед едой.

    Цветки лаванды

    Цветки лаванды также помогут вам лечить чрезмерную активность малыша, убрать психосоматические симптомы (боли, тошноту, рвоту), успокоить психику. Получение и применение. 1 столовую ложку цветков лаванды соедините со стаканом кипятка и накройте крышкой. Пусть смесь постоит 10 минут, затем процедите ее. Давайте ребенку по столовой ложке лекарства утром и вечером.

    Травяные сборы

  • Шиповник - 100 г
  • Цветки ромашки - 100 г
  • Листья мелиссы - 50 г
  • Трава тысячелистника - 50 г
  • Корень дягиля - 50 г
  • Зверобой - 50 г
  • Шишки хмеля - 20 г
  • Корень валерианы - 20 г
  • Листья мяты перечной - 20 г.
  • Приготовление настоя: травы тщательно перемешать, 1 чайную ложку сбора заварить в стакане кипятка, подержать под крышкой 20 минут, затем процедить и давать ребенку по столовой ложке в теплом виде 2 раза в день.

    Вот еще одна разновидность успокаивающего сбора:

  • Корень валерианы - 30 г
  • Трава мелиссы - 10 г
  • Лист мяты - 20 г
  • Цветки лаванды - 10 г
  • Трава зверобоя - 10 г.
  • Чтобы приготовить лекарство, две столовых ложки травяного сбора заварите в ½ литра горячей воды, дайте настояться в течение четырех часов, затем половину жидкости перелейте в другую посудину. Оставшееся снадобье прокипятите несколько минут, затем снова соедините жидкости вместе и процедите. Давайте ребенку это лекарство 2 раза в день по ¼ стакана - утром натощак и вечером перед сном.

    Сдвг дети лечениеРасслабить нервную систему можно также путем комбинирования теплых ванн и массажей тела. Желательно добавить в воду для ванны такие целебные травы:

  • Аира корневища - 60 г
  • Кора ивы - 20 г
  • Плоды можжевельника - 20 г.
  • Эту смесь соедините с 3 литрами воды, проварите на среднем огне 5 минут (накрыв посудину крышкой), дайте постоять отвару 15 минут, затем процедите и влейте в ванну, заполненную теплой водой. Жмых из этих трав положите в холщовый мешок и также добавьте в воду для купания. Пусть ребенок полежит в такой ванне 15 минут, затем помогите ему вытереться и уложите в постель. Ванны повторяйте каждый на протяжение месяца.

    Заповеди для родителей

    Важно лечение не только симптомов гиперактивности, но и его причины. Тут без психологической составляющей не обойтись.

    1. Прежде всего, гиперактивный ребенок нуждается в вашем понимании. Ему приходится сложнее, чем большинству сверстников. Помните, что проблемы с поведением препятствуют нормальной жизни малыша. Помогите ему найти друзей, добиться успеха в школе, услышать похвалу от окружающих. Не забывайте сами часто его хвалить.
    2. Введите четкий распорядок дня. Большинству детей нравится устойчивый ритм дня, когда они знают время для сна, приема пищи, прогулок. Поэтому составьте режим и постарайтесь его придерживаться.
    3. Сократите количество стимулов. Гиперактивный ребенок легко отвлекается, поэтому постарайтесь, чтобы ваш дом был тихим. Избегайте громкой музыки, не приглашайте много гостей и старайтесь пореже включать телевизор или компьютер. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок делал одно дело – то есть, при чтении не разрешайте ему читать или смотреть телевизор, при выполнении уроков выключайте музыку.
    4. Говорите четко. Вместо того, чтобы порицать ( Опять у тебя в комнате грязно! ), выражайте четкие просьбы ( Застели постель ). Вместо фразы Ты неуклюжий! говорите Держи чашкой за ушко . Следите, чтобы ваши просьбы выполнялись.
    5. Займите своего малыша. Дети ведут себя гиперактивно, когда им скучно, или когда родители мало на них обращают внимания. Поэтому будет хорошо, если вы займете своего малыша интересными занятиями. Сразу после завтрака отправляйтесь на прогулку, запишите ребенка на спортивную или танцевальную секцию.
    6. Будьте терпеливыми. Это нелегко. Но крики и наказания только усиливают напряженность. Попробуйте похвалить и поощрить своего ребенка за хороший поступок, а вот на плохие выходки не реагируйте (в пределах разумного).
    7. Организуйте рабочую зону гиперактивному школьнику. Когда ребенок идет в школу, он должен иметь строго организованное (с небольшим количеством объектов ) рабочее место. Лучше, если на столе будет находиться только калькулятор, лампа и контейнер для карандашей и ручек.
    8. Будьте гибкими. Гиперактивный ребенок требует установления четких правил, но чрезмерная строгость иногда бывает контрпродуктивной. Поэтому время от времени давайте ребенку расслабиться.
    9. Не вините себя. Неудивительно, что, если у вас дома живет вулкан энергии, временами вы сами становитесь импульсивной, и испытываете далеко не материнские чувства. Если вы когда-либо позволяете себе агрессивное отношение к малышу, постарайтесь простить себя, извиниться перед ребенком и жить дальше.

    Лечение СДВГ у детей

    Сдвг дети лечение

    Многие родители считают своих детей чересчур активными. На детских площадках часто звучит понятие гиперактивность. На самом деле, лазающего по горке и норовящего отнять у сверстника игрушку ребенка не стоит относить к числу гиперактивных самостоятельно.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является серьезным диагнозом, поставить который может только специалист, и приводит к нарушению поведения в дошкольном и школьном возрасте.

    Согласно статистическим данным, диагноз встречается у 4-18% детей. При этом мальчики подвержены СДВГ чаще девочек.

    Сдвг дети лечение
    Фото: мальчики подвержены СДВГ чаще девочек

    Как проявляется?

    Основными признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности выступают отсутствие усидчивости и чрезмерная подвижность. Ребенок настолько активен, что уследить за ним порой просто невозможно. Дети с оговариваемым диагнозом доставляют немало неприятных сюрпризов родителям, а несчастные случаи становятся их постоянными спутниками.

    Еще один признак СДВГ ̶ избыток чувств и чрезмерная эмоциональность. Такой ребенок постоянно о чем-то спорит, что-то доказывает и кричит, поэтому слывет самым шумным в детском коллективе. Пока сверстники увлеченно играют с машинками и куклами, ребенок с диагнозом СДВГ бегает и кувыркается. Монотонное занятие не для него!

    О последствиях своего поведения пациент с СДВГ не задумывается. Он импульсивен, предпочитает действовать, не признает контроля. Но самая большая беда ̶ отвлекаемость, особенно если речь о школьном возрасте.

    Внимание ребенка с таким диагнозом удержать крайне сложно, отчего страдает учеба и хромают оценки.

    Сосредоточиться ребенку не удается, а в простейших примерах он склонен допускать вопиющие ошибки. Следствием несосредоточенности и постоянного движения становится быстрая утомляемость.

    Почему развивается?

    По мнению специалистов, СДВГ может иметь наследственную природу. Если среди родственников пациента наблюдалась аналогичная проблема, вполне вероятно развитие гиперактивности и у него. Но не стоит отбрасывать и другие причины: сложную беременность матери, проблемные роды, черепно-мозговые травмы.

    Сдвг дети лечение
    Фото: СДВГ может иметь наследственную природу

    Когда диагностируется?

    Диагноз СДВГ может быть установлен не ранее 5 лет, то есть при возникновении очевидных затруднений со впитыванием учебного материала.

    Для постановки диагноза врач должен производить наблюдение за маленьким пациентом на протяжении полугода. При этом все присущие СДВГ симптомы должны быть проявлены в равной степени.

    К чему может привести СДВГ?

    Невнимательность и гиперактивность, присущие детям с СДВГ, приводят к невозможности воспринимать и перерабатывать материал в дошкольном и школьном возрасте. Ребенок не может справиться с заданиями, совершает достаточно помарок. Слова взрослых дети с диагнозом СДВГ не воспринимают. Для родителей такой ребенок выступает источником постоянного беспокойства.

    Сдвг дети лечение
    Фото: Родители переживают за поведение ребенка

    Адаптация ребенка с СДВГ в коллективе затруднена. Такие дети нередко выступают источником конфликтов между сверстниками. Их стремление к лидерству оказывается не подкреплено поступками.

    В подростковом возрасте диагноз может привести к вопиющему с точки зрения установленных общественностью канонов поведению. Подростки с диагнозом рано начинают курить, могут баловаться алкоголем и наркотическими веществами. В результате к импульсивности добавляются агрессия и полное отсутствие желания прислушиваться к родителям.

    Может ли СДВГ исчезнуть самостоятельно?

    Как показывает практика, СДВГ остается с человеком и при его переходе во взрослую жизнь. В этом случае проявляется диагноз несколько иначе. Такие люди часто не способны планировать время, нести ответственность за собственные поступки, проявлять необходимые в профессиональной деятельности качества. Плохая память и постоянное ощущение собственной никчемности - тоже спутники СДВГ во взрослом возрасте. Нередко такие люди становятся заложниками депрессии или психоза, увлекаются психотропными препаратами или наркотическими веществами.

    Лечение СДВГ у детей

    Ребенок с диагнозом СДВГ непременно должен находиться под наблюдением специалиста!

    Одна из сторон лечения ̶ психологическая помощь. Не менее важна поддержка и забота близких. Врачи, в свою очередь, отмечают эффективность комбинированного лечения, заключающегося в тандеме психологической коррекции и лекарственной терапии.

    Психологическая помощь

    Несмотря на существование достаточного количества современных интернет-ресурсов, вещающих о диагнозе и психологических приемах его устранения, крайне важна реальная консультация психолога. Специалисты владеют специфическими воспитательными приемами, разъясняют родителям правила поведения с особенным ребенком.

    №Перед началом терапии по устранению СДВГ родители должны подавить собственную требовательность к ребенку и раздражение, возникающее в ответ на его поступки.

    Для ребенка с оговариваемой проблемой крайне важен правильный режим дня. Это основа. Время приема пищи, сна и бодрствования, выполнения домашних дел и отдыха должны быть строго оговорены. При этом родителям следует понимать важность физического развития ребенка. Именно в движении подверженные СДВГ дети могут расходовать энергию. Важны длительные прогулки на свежем воздухе, бег, занятия спортом.

    Крайне острожными нужно быть при выборе коллектива и друзей для чада. Первый не должен включать слишком много детей, иначе и без того нарушенная концентрация сойдет на нет. При выборе товарищей для своего чада родителям нужно ориентироваться на уравновешенных и спокойных детей. Своим примером они вполне могут подтолкнуть его к более спокойным играм.

    Медикаментозная терапия

    Предлагаемая современными докторами лекарственная терапия включает прием успокоительных средств, в число которых также входят соответствующие травяные отвары и настои, и способствующих повышению внимания. Дозировка каждого препарата должна быть согласована с лечащим врачом, так как среди возможных побочных эффектов заявлены сонливость, мышечная слабость и вялость.

    В некоторых случаях могут быть использованы психостимуляторы. После назначения конкретного препарата врачи наблюдают за реакцией детского организма. Если препарат вызывает бессонницу, снижение аппетита и еще большее расстройство поведения, его заменяют на другой.

    Любой препарат, направленный на подавление СДВГ, назначается ребенку, достигшему одного года.

    Диагноз СДВГ – все о лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

    Как родителям определить СДВГ у ребенка?

    Причины развития СДВГ у детей:

  • наследственность
  • тяжелая беременность матери
  • наличие тяжелых хронических заболеваний у ребенка
  • перенесенные в младенчестве или раннем детстве опасные инфекционные заболевания.
  • Третья часть детей с данным диагнозом «перерастают» это состояние. Достоверно определить СДВГ у ребенка может только специалист (психиатр, психолог или невропатолог) с помощью специальных методик. Однако только родители (или педагоги) могут обратить внимание на нетипичное поведение ребенка и придать этому серьезное значение.

    До момента достижения 3-5 лет родители редко могут самостоятельно определить нарушения концентрации или чрезмерную активность у ребенка. Начиная с момента посещения детского сада, родители (или воспитатели) могут заметить у ребенка сложности с концентрацией внимания.

    Особенности поведения детей с СДВГ:

  • Детям с СДВГ трудно играть в развивающие или логические игры , концентрировать внимание на задании.
  • Ребенок с СДВГ не в состоянии начать задачу и довести ее до конца . он часто начинает задачи и бросает их, переключаясь на что-либо другое.
  • Проявлениями гиперактивности у детей являются частые активные движения ребенка. Он не может спокойно сидеть на месте, а стремится встать и куда-то уйти или убежать. Ему трудно тихо играть и вести себя спокойно.
  • Импульсивный ребенок не может спокойно дождаться своей очереди, перебивает других и не дает им сказать свою мысль до конца, выкрикивает на уроках, вмешивается в занятия других детей, много разговаривает не по делу. Проявления импульсивности у детей более четко заметны в позднем дошкольном или раннем школьном возрасте.
  • Особенно часто у детей встречается гипердинамический синдром. Ак­тивные, шумные, подвижные дети — их часто называют «шуст­риками» — привлекают к себе внимание всех, кто их видит и слышит. Основные признаки этого синдрома — двигательная расторможенность, чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неуме­ние сосредоточиться на чем-либо. Пребывая в постоянном дви­жении, гиперактивный ребенок обязательно обо что-нибудь сту­кается, набивает синяки и шишки — и тут же о них забывает, поглощенный без остатка возможностью лично участвовать в бы­стротекущем процессе жизни. Он может выйти из помещения группы и даже с территории детского сада, забраться в неизвест­но куда идущий троллейбус. ( Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие Под ред. Токарь О.В. Зимаревой Т.Т. Липай Н.Е. Источник )

    Если у родителей или педагогов появились подозрения, что у ребенка СДВГ, то стоит некоторое время понаблюдать за ним в разной обстановке (дома, в детском саду, на улице), а потом делать соответственные выводы.

    Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM- IV (1994)

    СДВГ классифицируется на 3 типа:

  • СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности.
  • СДВГ с преобладанием нарушения концентрации внимания.
  • Смешанный тип, который включается в себя все три симптома (гиперактивность, импульсивность, невнимательность).
  • Таблица для определения типа СДВГ у детей.

    Психологи Лютова Е, Монина Г. в своей книге Шпаргалка для взрослых советуют родителям при работе с детьми с СДВГ придерживаться следующих правил:


    1.Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
    2.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
    3.Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
    4.Быть драматичным, экспрессивным родителем и педагогом.
    5.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
    6.Посадить ребенка во время занятий рядом с педагогом.
    7.Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
    8.Договориться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
    9.Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
    10.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
    11.Поощрять ребенка сразу же, не откладывать на будущее.
    12.Предоставлять ребенку возможность выбора.
    13.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

    Много полезной информации по воспитанию детей с СДВГ родители найдут в книге детского психиатра, психотерапевта Олега Игоревича Романчука. Интересная цитата из этой книги:

    Вероятно, все мы хотя бы частично знакомы с этими детьми (с СДВГ) благодаря известному персонажу детского мультфильма Пете Пяточкину. В нем присутствуют типичные признаки этого расстройства — он гиперактивный, пребывает в беспрерывном движении и, по словам воспитательницы, «в этом мальчике, как в пушистом зайчике, спрятана необычайная прыгучая пружина». Именно из-за этой чрезмерной активности Петя создает постоянные проблемы вокруг себя: он сбивает ведро соседке, родители должны постоянно его контролировать, чтобы он куда-нибудь не сбежал, в детсаду он все переворачивает и не поддается контролю и управлению. В Пете присутствует также и импульсивность, типичная для детей с СДВГ, — увидев на противоположной стороне улицы собачку, он, не думая, не оглядываясь, не считаясь с опасностью и нарушая правила, перебегает улицу. А еще очевидны проблемы с вниманием — увлеченный игрой, мальчик просто не слышит воспитательницу Мультфильм с блестящей точностью указывает на то, что может помочь Пете — мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпении, понимании. Однако, к сожалению, в жизни изменения наступают не так быстро, как в мультфильме — и становятся следствием длительного, последовательного воспитания ( Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей Романчук О. И.)

    Источники:
    www.baby.ru, nmed.org, lechenierebenka.ru, baragozik.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное