Восприятие у детей с зпр школьного возраста

Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Воображение у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно - на рубеже XIX-XX вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.
Воображение является одной из существенных особенностей человека. В процессе взаимодействия с объективным миром человек не только воспринимает, запоминает, осмысливает этот мир, но и создает образы того, с чем он непосредственно не взаимодействует. Воображение выражается в построении образа средств и конечного результата деятельности, в создании программы поведения в тех случаях, когда ситуация неопределенна, в воссоздании образов, соответствующих описанию объекта.
Воображение - это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Если восприятие обращено к настоящему, память к прошлому, то воображение - к будущему. Выделяют
непроизвольное и произвольное воображение, репродуктивное и творческое. Специфические формы воображения - фантазия и мечта.
Становление воображения проходит в четыре этапа.
I этап (до 3 лет). Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Образы нечетки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».
II этап (3 года). Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием.

Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенком своего «Я» и отделением себя от других. Воображение становится самостоятельным процессом.
III этап (4—5 лет). Ребенок начинает составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребенок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.
IV этап (6— 7 лет). Воображение приобретает активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, для них характерны содержательность и специфичность. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, возникает нтериоризированное воображение, исчезает необходимость вовнешних опорах. Появляются элементы творчества.
Творчество - это всегда создание чего-то нового, неизвестного и в этом смысле оно противоположно тому, что уже познано. Но прежде чем создавать что-либо новое, необходимо создать это новое в воображении. Речь по своей сути является творческим процессом, прежде всего в силу своей ориентированности на постоянно меняющуюся ситуацию.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми предметно- манипулятивная деятельность необходимость разных видов деятельности.
Особенно ярко слабость детского воображения становится заметной при сравнении с творческим воображением взрослого человека. В школьном возрасте воображение ребенка в большой степени строится на реальной основе. Этому способствует рост и совершенствование знаний и умений учеников в различных областях науки и жизни.
Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение - это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы.
Продукт творческого воображения можно оценивать по двум параметрам по его оригинальности и его значению. Креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей дивергентности мышления (не следовать по избитому пути) предсказательности мышления (проникновение в неизвестное) беглость мысли (беглость речи) и т.д.
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон. Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны, Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел “закон общего эмоционального знака”, суть которого выразил словами: « всякое чувство ,всякая эмоция стремятся воплотиться в образы ,соответствующие этому чувству”.
Развивая воображение, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

Список используемой литературы

1.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова - М. Академия, 2006. - 320 с.
2. Нудельман М. М. Методы исследования воображения аномальных детей (курс лекций). - М. 1978.
3.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М. 1991.
4.Дяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М

Исследование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Библиографическое описание Вист Н. В. Исследование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ЗПР [Текст] / Н. В. Вист // Педагогический опыт: теория, методика, практика. материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол. О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2016. - № 1 (6). - С. 307-308. - ISSN 2412-0529.

Восприятие у детей с зпр школьного возраста

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Вист Наталья Вильямовна
старший преподаватель
Павлодарский государственный педагогический институт
Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается эффективность специального коррекционного развития фонематического слуха и восприятия у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

В современной педагогической практике проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости является очень актуальной.

Многочисленные исследования показывают, что среди неуспевающих учеников есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции. Развитый фонематический слух и восприятие являются необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов и коррекционная работа в этой области являются необходимыми составляющими своевременного преодоления недоразвития фонематических процессов у детей с ЗПР.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей фонематического слуха и восприятия у детей младшего школьного возраста с ЗПР, и применение на основе исследования игровых методов и приемов формирования и развития у них фонематической сферы.

Исследование проводилось нами на базе средней общеобразовательной школы г. Павлодара, в 3 «В» классе (в классе коррекции). В ходе работы нами изучены нейрофизиологические и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, были исследованы фонематический слух и фонематическое восприятие.

Оценка уровня развития фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР проводилась с использованием диагностических упражнений по различению
3-х категорий звуков: бытовые шумы (пылесос, часы, будильник, телефонный звонок, стук и скрип двери) физиологические шумы (кашель, смех, плач, чихание) голоса животных и птиц.

По результатам первоначального диагностического исследования 57% детей справились с заданиями. Эти дети показали хорошее распознавание шумов, хорошее их воспроизведение. Затруднения возникли лишь со звуками, которые оказались детям малознакомы или не знакомы (голоса некоторых животных и птиц). Остальные дети (43%) с заданиями не справились, у них возникли трудности с различением и воспроизведением многих шумов из всех трех категорий.

В ходе дальнейшей коррекционной работы с использованием дидактических игр и игровых упражнений, видеоматериалов по теме, дети, справившиеся с заданием при первой диагностике при некоторой помощи со стороны педагога, с легкостью справлялись с нужными заданиями. Дети, которые не могли сами справиться с заданием, получали помощь педагога, затем обретали уверенность и старались выполнить всё самостоятельно.

После повторной диагностики уровня развития фонематического слуха и восприятия дети показали следующие результаты: справились со всеми заданиями 88% детей, все еще возникали небольшие трудности с воспроизведением у 12% детей с ЗПР.

В ходе коррекционной работы по развитию фонематического слуха и восприятия у детей младшего школьного возраста с ЗПР нами использовались дидактические приемы, игры и упражнения, которые условно можно разделить на три основных блока: формирование слухового внимания ребенка формирование фонематического восприятия с опорой на гласные формирование фонематического восприятия с опорой на согласные звуки.

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР играет очень важную роль в процессе их психофизического развития. Систематическая работа по формированию фонематического слуха и восприятия даёт возможность детям с ЗПР лучше дифференцировать звуки, улучшая звукопроизношение и звуковосприятие, улучшая качество как устной, так и письменной речи, повышая эффективность всего процесса обучения. Развитие фонематического слуха и восприятия улучшает и дифференциацию шумов на бытовом уровне, позволяя детям лучше ориентироваться в окружающем мире и подготавливая их к процессу социализации в обществе.

Список литературы

  1. 1. Казакова Ю.В. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  2. 2. Логопедический сайт «Болтунишка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.boltun-spb.ru
  3. 3. Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ref.rushkolnik.ru
  4. 4. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М. Просвещение, 1993. – 194 с.

Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Куренкова В. А. Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1469-1472.

Становление личности человека — это сложный и многогранный процесс, который вне всякого сомнения начинается с самого детства, и любые преграды негативно сказываются на восприятии ребенком самого себя и мира, в целом.

У детей, имеющих проблемы речи, могут быть проблемы и трудности, как во время учебы, так и во взаимоотношениях со сверстниками.

Одной из серьезных проблем является несформированное фонематическое восприятие, поэтому нужно учитывать важность овладением фонематическим слухом и восприятием как можно раньше.

Под фонематическим слухом понимается врожденная способность человека воспринимать различные звуки, слова.

В отличие от фонематического слуха, фонематическое восприятие самостоятельно не формируется, а развивается в процессе обучения и общения.

На развитие фонематическое восприятия влияет фонематический слух, а также одним фактором развития может служить и собственная артикуляция ребенка. Недоразвитие органов артикуляции может оказывать замедляющее влияние на развитие слухового восприятия. Например, ребенок может различать сначала те звуки, которые может артикулировать.

Задержка психического развития (далее ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляется с программными требованиями детского сада и не готовы к школьному обучению. У детей с задержкой психического развития нарушаются все психические функции, в том числе и речь, что замедляет ее усвоение на более высоком уровне, сюда же относится и задержка в развитии фонетической стороны речи.

В ней наблюдаются следующие нарушения: нечеткость произнесения звуков, нестойкость употребления нарушенных звуков, замены звуков более простыми по артикуляции, отсутствие звука, искажение звука, смешение звуков. Также наблюдается вялость артикуляции вследствие снижения тонуса артикуляционных мышц [1].

По данным Е. В. Мальцевой в картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков, также она отмечает, что в младших классах школы для детей с ЗПР выявлено 39.2 % детей с дефектами речи [2].

Факт преобладания смешений звуков над стойкими заменами и искажениями оценивается как недостаточная сформированность фонематического восприятия.

У большинства детей с ЗПР отмечаются нарушения импрессивной и экспрессивной речи, устной и письменной речи, бедность спонтанной и отраженной речи.

Одним из характерных признаков нарушения речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудность вербализации действий, несформированность планирующей функции речи [3].

Для детей с задержкой психического развития характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень фонематического анализа. У них возникают трудности в различении нарушенных в произношении и правильно произносимых звуков: твердых и мягких, звонких и глухих. Это проявляется в том, что дети часто ошибаются при повторении слогов с акустически близкими звуками.

Большие затруднения вызывают у детей с ЗПР усложнения речевого материала. Например, даже простые формы звукового анализа (выделение первого звука) многосложных слов, слов со стечением согласных сопровождаются ошибками.

Очень важно своевременно диагностировать проблемы с фонематическим восприятием, чтобы создать комплекс упражнений или использовать уникальные методики, для преодоления трудностей, а с детьми с ЗПР, необходимо это делать более тщательно.

В констатирующем эксперименте принимали участие 20 детей, которые были поделены на две группы: контрольная и экспериментальная группа. В контрольную группу входили 10 человек с нормальным интеллектуальным и речевым развитием из 2 класса, в экспериментальную группу входили 10 детей с задержкой психического развития из 2 класса школы города Смоленска.

Хочется отметить, что фонематическое восприятие формируется уже в дошкольном возрасте у детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Анализ экспериментальных данных, полученных в ходе выполнения заданий, показал, что для учащихся общеобразовательной школы с нормальным интеллектуальным развитием характерно отсутствие отказов, в отличие от детей с задержкой психического развития — один младший школьник отказался отвечать в 3 задании, в котором просилось дать определение предмета или явления, что составило 10 % от всех ответов детей. Причина отказа заключалась в том, что у данного ребенка бедные знания об окружающем мире, а также ограниченный словарный запас.

Качественный анализ ответов позволил установить, что 100 % школьников с нормальным речевым развитием выполняет задания в полном объеме.

Анализируя выполнения всех заданий можно отметить, что не все дети сразу понимали инструкцию, не запоминали ее, иногда отвлекались, но в большинстве случаев сразу выполняли задание они внимательно слушали, старались отвечать правильно, если заметили, что совершили ошибку, то, по возможности, самостоятельно исправляли ее либо было видно, что ошибку замечают, но исправить затрудняются, ко всем заданиям отнеслись положительно и с интересом. На протяжении каждого задания большинство учеников держали ладоши «готовыми» к хлопку, при виде картинок некоторые ребята отмечали, что какое-то животное им нравится или, что оно красивое. Время, которое каждый ребенок затрачивал на выполнение того или иного задание было разное. Так, например, в задании, где детям предлагалось дать определение цепочке слов, многие долго думали, пытались подобрать слова, в связи с чем выполнение задания затянулось. Также, некоторое замедление было в задании с нахождением нужной картинки на заданный звук, ребенок мог пропустить нужную картинку(не заметить), а затем все-таки найти ее.

Итоговые данные были сведены в сравнительную таблицу. (см. Таблица 1)

Уровни развития фонематического восприятия у детей с ЗПР и нормальным интеллектуальным развитием

Младших школьников с задержкой психического развития, которые имели бы высокий уровень сформированности фонематического восприятия не выявлено, но среди учеников с нормальным интеллектуальным развитием 90 % учеников имеют высокий уровень сформированности фонематического восприятия.

Средний уровень характерен для 70 % испытуемых с ЗПР, а для детей с нормальным интеллектуальным развитием — для 10 %.

Низкий уровень сформированности фонематического восприятия характерен для 30 % учащихся с ЗПР.

Наличие идентичных ошибок в ответах учащихся, устойчивый характер отдельных видов ошибок явились основанием для их типизации.

К основным группам ошибок мы отнесли следующие:

  1. Выделение звука на фоне других звуков.
  2. Выделение слога с заданным звуком на фоне других слогов.
  3. Выделение слова с заданным звуком на фоне других слов.
  4. Запоминание и повторение слоговых цепочек.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в целом фонематическое восприятие младших школьников с ЗПР отличается от детей с нормальным интеллектуальным развитием. По результатам констатирующего эксперимента мы видим, что количество детей с ЗПР, у которых фонематическое восприятие недостаточно сформировано, находится на высоком уровне: 70 % имеют средний уровень развития фонематического восприятия, 30 % имеют низкий уровень развития фонематического восприятия. В то время как уровень фонематического восприятия детей с нормальным интеллектуальным развитием имел следующие показатели: 90 % детей имели высокий уровень развития фонематического восприятия, и лишь 10 % — низкий.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что к детям с ЗПР нужно подходить особенно внимательно и понимать необходимость определения уровня развития фонематического слуха и восприятия вовремя, чтобы в дальнейшем начинать работу с подходящего этапа, учитывая возрастные особенности.

Чтобы развитие фонематического восприятия было максимально результативным, нужно использовать принцип постепенности, чтобы материал усваивался правильно и своевременно, помогая детям с задержкой психического развития лучше осваивать школьную программу, ведь развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Несформированность фонематического восприятия снижает у детей готовность к овладению фонемным анализом и синтезом.

Перечисленные трудности не позволяют детям полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки, такие как замены согласных букв, пропуски, перестановки букв и слогов, замены гласных под ударением, вставка лишних букв. В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки, что пагубно влияет на дальнейший процесс обучения и развития в общем. У детей с недоразвитым фонетическим слухом, бывают проблемы и с пониманием слов, многие схожие слова, но разные по значению (паронимы), для них звучат одинаково.

Очень важно чтобы упражнения, проводимые логопедом на формирование фонематического восприятия, проводились в игровой форме, чтобы они не были трудные к пониманию, в данных упражнениях у детей должны участвовать слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Также важно, чтобы, задания были содержательные, чтобы дети получали во время занятий знания.

Уже долгое время наблюдается увеличение количества детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи и необходимость поиска новых путей преодоления ее недостатков, применение специальных методик по развитию фонематических процессов позволяет справиться с проблемами фонематического восприятия, даже у детей, которым поставлен диагноз задержка психического развития и полноценно вернуть их в курс обучения.

  1. Белова И. К. Былич Р. В. Волкова И. Н. Кузнецова И. А. Максимова Г. Н. Шевченко С. Г. Готовимся к школе — Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. — М. 1998. — 80 с.
  2. Лубовский В.И, Розанова Т.В, Солнцева Л. И. и др. Специальная психология / В. И. Лубовский — М. Академия, 2005. — 289–294 с.
  3. Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. — 1990 № 6.

Похожие статьи

педагог-психолог

Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольных учреждениях в атмосферу школьного обучения предъявляет более сложные требования к их возможностям.

У подавляющего большинства таких детей уже в первые недели обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих явлениях:
  • в трудностях усвоения ребенком школьной программы
  • в эмоционально-личностных проблемах ребенка (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками)
  • в нарушениях поведения (ребенок отказывается идти в школу, на уроках нетерпелив, возбудим, не проявляет познавательную активность, отвлекается и пр.).
  • Одной из наиболее актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Примерно 50% от числа детей испытывающих трудности в обучении составляет группа детей с ЗПР. У таких детей отмечаются недостатки внимания в 92% случаев .

    Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.

    У учащихся данной категории встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты.

    Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности.

    В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания Л. И. Переслени и другими исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
    При наличии посторонних раздражителей дети с ЗПР медленно выполняют работу и делают больше ошибок. Например, при анализе письменных работ младших школьников с ЗПР выяснилось, что около половины допущенных ими ошибок в письменных работах- это ошибки «внимания»:


    Анализ письменных работ младших школьников с ЗПР
  • пропуски или перестановки букв и слогов, например: видней-вдней, светлую-сетлую, летом-летм, снег-сег, лицо-ли, малина-манила и т.п
  • удваиваниегласных и слогов, например: обвязал-ообвязал, горячее-горячеее, погода-погогода и т.п.
  • соединение слов, например: завяли цветы-завялицветы, утром уходят-утромуходят и т.п.
  • недописывание элементов букв и т.п.

  • Выявляются различные особенности проявления расстройств внимания у детей с задержкой психического развития (З. Тржесоглава):
  • Повышенная истощаемость произвольного внимания. Неустойчивость (колебания) внимания ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течении 5-15 минут, затем в течении какого-то времени, хотя бы 3-7 минут, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В момент «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности.
  • Недостаточная способность концентрации внимания. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Это указывает на возможность наличия органических факторов соматического или целебрально- органического характера
  • Чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.
  • «Неселективное» внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей.
  • Частая переключаемость внимания, повышенная отвлекаемость. В этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители. Сравнительное экспериментальное исследование влияние посторонних воздействий (шума, речевых помех) на деятельность детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.
  • «Прилипание внимания», т.е инертность внимания. Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
  • Несмотря на общие недостатки внимания у детей с ЗПР наблюдается большой индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность. В частности, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы: у других- максимальная концентрация внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих- наблюдается периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания (Г. И. Жаренкова).

    При задержке психического развития с синдромом гиперактивности наблюдается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушение внимания нарастают в момент в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма- при утрате интереса к данному виду деятельности.
    Недостаточность объема произвольного внимания нередко отмечается у детей с задержкой психического развития с церебрастеническим и астеническими синдромами, при выраженном психофизическом инфантилизме, при задержке психического развития с психопатоподобным синдромом.
    Устойчивость произвольного внимания часто страдает у детей с задержкой психического развития с астеническим и церебрастеническим синдромами и у детей с ДЦП.


    Таким образом, указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти, что приводит к трудностям усвоения школьной программы и требует специальных коррекционных воздействий.

    Список используемой литературы:

    Источники:
    collegy.ucoz.ru, interactive-plus.ru, moluch.ru, www.uspeh-centr.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное