Как обучить ребенка русскому языку

Как учить детей русскому языку и для чего именно их учить русскому языку.

Не лишним, хотя и банально, будет упомянуть, что все мы так или иначе страдали от уроков в школе советской и постсоветской. Высшим счастьем было событие, когда учительница заболела. Я сам, признаюсь, в 4-м классе осознанно решил не учить правил по русскому, а проехать школьную программу как получится. Думаю, что большинство моих сотоварищей по школьной программе было не так далеки от подобных решений.

Тем не менее, умение владеть родным языком всегда осознавалось как важнейшее умение в жизни, но не реализованное. Особенно остро этот вопрос встал для меня при написании итоговой работы по окончании факультета теологии богословского ВУЗа и еще раз, когда мой сын стал обучаться на семейном образовании.

Итак, хотим мы этого или нет, но в нас постоянно звучит вопрос, — то ли голос разума, то ли глас совести, — как же нам научиться и научить других владеть родным языком. Как справедливо замечает Гасан Гусейнов:

Сложившаяся ситуация с обучением русскому языку в школе, как отмечают специалисты, подошла к критической отметке. Реальных альтернатив, в т.ч. и в среде родителей, обучающих детей на СО (

Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:

1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
2. Пропуск букв.
3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».


5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность» в тетради:

8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.
10. Переносит слова как попало.
11. Часто не делает пробелов между словами.
12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

  1. Диктанты
    По мнению многих педагогов по русскому языку, диктант является наиболее эффективным методом по обучению детей грамматике. Вы можете проводить диктанты со своим ребенком в любое удобное для вас время. Старайтесь особо не перегружать вашего ребенка, особенно в раннем возрасте.Проводите один или два диктанта каждый день, разве что кроме выходных.Это не займет у вас много времени, но зато даст хороший результат, который обязательно отобразится на уровне владения русским языком вашего малыша. Не будьте слишком строгим, но оставайтесь настойчивыми, и вы увидите результат, когда в школе ваш ребенок будет писать все диктанты на «пять».

Вот несколько советов, которые помогут сделать проведение диктантов более полезным и приятным:

  • Подсказывайте вашему малышу, если вы видите стоя у него за спиной, что он делает ошибку. Если он пишет «е», там, где нужно «и», то подскажите ему, как написать это слово правильно
  • Обязательно делайте разбор диктанта, при этом непросто самостоятельно проверяя работу, а делая это вместе с вашим чадом
  • Проверяя диктант с ребенком, акцентируйте свое внимание не на ошибках, а на тех словах, которые ребенок в этот раз написал правильно, хотя раньше всегда делал в этом месте ошибку. Ребенок оценит вашу похвалу и в дальнейшем не буде повторять эту ошибку.
  • Чтение
    Если ваш ребенок не может запомнить, как правильно пишутся те или иные слова, то ему очень поможет чтение. Причем полезно читать как можно больше классической литературы. Конечно, книги для ребенка нужно подбирать таким образом, чтобы они были ему интересны, то есть соответствовали по возрасту.У классических писателей можно встретить очень много детской литературы, которая будет интересна даже самым юным читателям. Обратите внимание, на таких писателей, как Марк Твен, Майн Рид и Жюль Верн. Но даже самым маленьким читателям придутся и современные детские писатели, например, такие как Джулиан Роулинг.Особенно эффективным является чтение вслух, так как при нем задействуются практически все виды памяти.

    Просите своего ребенка, чтобы он читал для вас вслух ту книгу, которая нравится ему больше всего. При этом нужно четко выговаривать звуки, как гласные, так и согласные. Уже неоднократно доказано, что такой метод позволяет ребенку подсознательно запоминать правильное написание даже самых сложных слов.

  • Грамматика
    Конечно, чтение и регулярная практика в виде написания диктантов поможет вашему ребенку освоить правописание на русском языке. Но этого может быть недостаточно без изучения теории, а именно правил грамматики. Изучения основ грамотного писания на русском языке дети иногда начинают изучать еще в детском саду.Часто родители, чтобы подготовить ребенка перед школой самостоятельно занимаются его обучением, особенно вопросами, которые касаются чтения и писания. Но основы закладываются именно в школе. Как утверждают многие педагоги, особенно важным является процесс изучения правописания с 1 по 5 классы. К примеру, уже во 2 классе дети начинают изучать правила русского языка и к окончанию школы, они должны владеть им практически в совершенстве. Успех изучения грамматики заключается вовсе не в дотошном заучивании, как считают многие, а в понимании.

    Как показывает опыт, сложные правила правописания по русскому языку, которых существует огромное множество, плохо запоминаются малышу. Поэтому самое главное, чтобы он эти правила понимал. Даже если ваш ребенок не будет помнить наизусть, как звучит само правило, он будет помнить, как правильно написать то или иное слово. А это, конечно же, самое главное.

    Вы можете заниматься с ребенком сами, повторяя тот материал, который он учит в школе. Также вы можете даже опережать школьную программу. Главное что ваши с ребенком занятия проходили в спокойной, непринужденной обстановке. Не перетруждайте вашего малыша, если он устал. Но и будьте настойчивы, если посчитаете, что он попросту ленится.

    Вот несколько советов, которые помогут сделать проведение диктантов более полезным и приятным:

  • Подсказывайте вашему малышу, если вы видите стоя у него за спиной, что он делает ошибку. Если он пишет «е», там, где нужно «и», то подскажите ему, как написать это слово правильно
  • Обязательно делайте разбор диктанта, при этом непросто самостоятельно проверяя работу, а делая это вместе с вашим чадом
  • Проверяя диктант с ребенком, акцентируйте свое внимание не на ошибках, а на тех словах, которые ребенок в этот раз написал правильно, хотя раньше всегда делал в этом месте ошибку. Ребенок оценит вашу похвалу и в дальнейшем не буде повторять эту ошибку.

  • ж) перед диктантом, изложением, сочинением можно проводить такую подготовительную работу: выписать трудные слова и включить их в работу на уроке. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях


    з) хорошую обратную связь для учителя дает и работа с сигнальными карточками. Перед записью слов на определенное правило, дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже, с одобрением учителя, пишут безошибочно.

    но можно
    сказать:

    «Я сегодня сделал домашнее задание» ?

    Глаголы движения в русском языке

    Русские дети и взрослые в России даже не подозревают . что в русском языке
    есть глаголы, которые функционирует в речи совершенно по-особому, но употребляют нужный глагол безошибочно .

    Глаголы движения. Русский язык как
    иностранный

    Почему
    нельзя сказать:

    «Смотри, спортсмены бегают к финишу» ,

    Для того чтобы ребенок хотел учиться и хотел уметь правильно писать, он должен понимать, что ему это действительно нужно. Часто дети делают ошибки, не хотят учить правила грамматики, потому что просто не понимают того, насколько это важно. Постарайтесь поговорить об этом со своим чадом.

    Объясните ему, что уметь правильно писать должны абсолютно все взрослые люди, и если он тоже собирается стать взрослым человеком, то ему это обязательно понадобиться. Покажите на своем примере, как вы умеете грамотно писать на русском языке. Если ваша работа связана с писанием или даже просто заполнением каких-либо документов, то покажите своему малышу, как вы делаете это на своей работе.

    Как обучить ребенка русскому языку

    5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".

    Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями). Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

    Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

    2. Методы работы. Если сейчас знание как вода переливается из одного сосуда в другой, то в идеале школа должна быть местом самостоятельного поиска знаний. Местом, где ребёнок удивляется самостоятельным открытиям, строит гипотезы, ищет свой личный путь к знанию, а не получает его как готовый пирог.

    3. Школа должна быть очень активной средой. Традиционно школа - это место, где дети сидят в ряд и слушают учителя, поднимают руку, выходят к доске, говорят по очереди. Это старая модель, пережившая себя.

    Почему ребенок плохо, мало говорит, не говорит, как научить ребенка говорить, разговаривать


    Статьи

    Как читать книги на английском

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2016 / Русский на 5

    Узнай как пишут письма знаки Зодиака

    Курсы русского языка для иностранцев в Москве!

    Совет 1: Как научить ребенка русскому языку

    Следите за своим языком, за тем, что и как вы говорите. Ребенок впитывает, запоминает, копирует речь родителей. К двум годам в сознании маленького человечка закладываются грамматические конструкции – это каркас, строительная конструкция для грамотной и правильной речи. И если друг с другом вы говорите неграмотным языком, употребляете нелитературную речь, то велика вероятность, что и ваше чадо будет говорить так же.

    В первые годы жизни ребенок обучается русскому языку в общении. Говорите с малышом, показывайте новые предметы и называйте их, но называйте правильно, не искажая, не повторяя за ребенком произношение, даже если его слова вам кажутся смешными и умиляют вас. Подавая малышу машинку, произносите «машинка», а не «би –би» или еще как-то. Если ваше чадо с радостью несет вам куклу и при этом говорит: «Катя», - кивайте головой, но произносите слово «кукла». Так ребенок будет запоминать название и правильное произношение.

    Обучайте русскому языку в игре. В игровой форме пополняйте словарный запас малыша. Знакомьте с новыми предметами и новыми словами. Замечательно, если малыш повторит за вами слово несколько раз, если же нет, повторите несколько раз новые слова сами и обязательно напомните их потом. Не давите на ребенка . проявите терпение.

    Читайте ребенку книжки. Тексты – это образцы грамотной и правильной речи, поэтому к выбору книжек подходите очень тщательно.

    Купите развивающие игры: слоговое лото, буквы – кубики, магнитный или звуковой алфавит, обучающую компьютерную игру. Яркие, красочные любимые герои малыша в очень доступной и занимательной форме будут учить его грамоте.

    Не акцентируйте внимание на неудачах, лучше похвалите тогда, когда у малыша получилось правильно произнести слово, собрать его из кубиков.

    Следите за правильностью употребления падежей. Это облегчит в дальнейшем запоминание важнейших орфографических правил русского языка. Для этого в разговоре с малышом старайтесь употреблять в речи как можно больше форм слова. Например: «В выходные мы поедем к дедушке! Дедушка соскучился. Ты с дедушкой будешь играть в шашки». Этому же будут потом учить и в школе.

    Обратитесь к логопеду как можно раньше, если у вашего малыша проблемы с речью. Исправьте речевые проблемы до поступления в школу. Русское письмо основано на фонематическом принципе. Ребенок с проблемами речи пишет безграмотно, допускает много ошибок. И бесполезно и жестоко будет потом ругать ребенка за плохие оценки по русскому языку .

    В начальной школе обратите особое внимание на то, как пишет ребенок. При списывании текста или письме под диктовку просите его проговаривать, «пропевать» слова про себя. Такой способ помогает увидеть ошибки, контролировать процесс письма. Не пишите за ваше чадо сочинения, пусть пишет их сам. Так, как получится.

    Следите за тем, чтобы ребенок выполнял домашние задания, учил правила. Орфографических правил в начальной школе всего 9, поэтому выучить их будет несложно. При проверке письменного домашнего задания просите вспомнить правило, если ребенок допустил ошибки.

    Совет 2: Как научить русскому языку иностранца

    Обучение иностранцев русскому языку - сложный, трудоемкий, многоступенчатый процесс, требующий широких познаний в лингвистический и лингвокультурологической сферах.

    Как обучить ребенка русскому языку

  • - Иностранец
  • - филологическое образование
  • - владение иностранным языком
  • - обширные познания в области методики преподавания русского языка как иностранного.
  • Преподавание русского языка как иностранного переживает сейчас второе рождение. Грамматический подход, господствовавший долгие десятилетия, уступает комплексному методу преподавания. Комплексный подход более адаптирован на нестандартные речевые ситуации. Иностранец, обучавшийся данным методом, легко найдет, что ответить, потому что приучен самостоятельно формулировать свои мысли (клишированные фразы в данном подходе используются минимально).

    Преимущество комплексного подхода состоит в том, что распознавание речи в данном случае происходит быстрее за счет того, что человек, тренируя в большом количестве свой речевой аппарат, слышит и как бы сам ощущает произносимое слово, а значит имеет больше шансов правильно его перевести. Также большую роль здесь играет его собственная разговорная практика – возможно, он сам употребляет услышанные конструкции и без труда узнает их.

    Чтобы научить русскому языку иностранца . используя комплексный метод преподавания, обратите внимание на типичные сложности. В первую очередь, это трудности в интерпретации значения слова, вызванные многозначностью и омонимией. Уделяйте этому аспекту достаточное количество времени, разъясняйте своим учениками каждый сложный случай.

    Существуют также трудности в распознавании слова по звучанию - это наличие слов, различающихся лишь одним звуком ([сабор]- [забор]). Иностранец не сразу воспринимает это различие на слух.

    Наибольшие сложности у изучающих русский язык возникают в письменной речи. Иностранцу не сразу удастся объяснить принцип проверки безударных гласных в корне слова (во многих языках отсутствует данное явление, и учащимся крайне сложно распознавать и проверять данный вид орфограмм). Система падежных окончаний и ее связь с тремя склонениями в русском языке – сложнейший для усвоения грамматический комплекс.

    Иностранцу, изучающему русский язык, необходимо усвоить огромное количество теоретического и практического материала. Но если вы будете постоянно диктовать и стимулировать зазубривание правил, лексики, синтаксических конструкций, то у учащегося возникнут трудности в коммуникативной сфере.

    Если вы действительно хотите, чтобы ваш ученик прекрасно владел русским языком, то при обучении используйте следующую схему: «Выявление закономерности» - «Формулировка правила» - «Углубление в теорию» (в зависимости от уровня обучения возможно применение наглядных пособий).

    Пример:
    Тема: Существительные третьего склонения.
    Этап 1.
    Даны слова: ночь, дочь, речь, сечь, дичь, печь.
    Вопрос: какой частью речи являются приведенные слова?
    Ответ учащегося: Они отвечают на вопрос "кто?что?" и являются существительными.
    Вопрос: Какого рода эти существительные?
    Ответ: Женского.
    Вопрос: На что оканчиваются эти существительные?
    Ответ: На «ь».

    Этап 2.
    Следовательно, существительные третьего склонения – это существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.

    Этап 3.
    Следует обратить внимание, что мягкий знак на конце пишется только у существительных третьего склонения, а у существительных во мн.ч. Р.п. например, "туч", "задач", мягкий знак не пишется.

    Как обучить ребенка русскому языку

    Как обучить ребенка русскому языку

    Грамотность – залог взаимопонимания между людьми. Если мысль, изложенная в устной или письменной форме, высказана без учета общепринятых норм языка, это часто приводит к конфликтным ситуациям. Поэтому грамотности письменной речи и точности выражения мысли следует учить с детства. Если вы решили самостоятельно заниматься с ребенком русским языком, прислушайтесь к советам.

    Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как обучить ребенка русскому языку"

    Запомните главное правило: основой любого вида обучения ребенка является игровая форма. У дошкольников еще не сформировано чувство ответственности. Поэтому обучающие и развивающие игры помогут вам приобщить детей к познавательному процессу.

    Чтобы сформировать в сознании ребенка образ буквы, используйте такие развивающие игры, как рисование букв, лепка из пластилина, выкладывание из мелких деталей или пуговиц, вырезание из цветной бумаги.

    Для развития слуховой памяти и внимания предложите ребенку поиграть в слова: называть слово на последнюю букву предыдущего. При этом во время вашего «хода» вводите малознакомую лексику и обязательно объясняйте ее значение.

    Если ваш ребенок уже умеет писать, используйте прием списывания текста из литературного источника. Это могут быть сказки, детские рассказы, стихотворные произведения. Главное, чтобы литературный материал был понятен и интересен ребенку. Объем для переписывания маленький ученик должен определить сам – от одного предложения до небольшого текста, состоящего из 2-3 абзацев. Важное условие для выполнения этого упражнения: вы не должны проверять работу, пока ребенок сам не сверит написанное с оригиналом.

    Для развития навыка грамотного письма учите ребенка определять ударение в словах. Там, где написание расходится с произношением, обозначайте «ошибкоопасные» места. Для этого можно использовать красные кружочки, раскладываемые на записанные буквы, из которых состоит слово. Эти упражнения являются подготовительным этапом к формированию орфографической зоркости.

    Чтобы научить ребенка писать словарные слова, предложите ему их «рисовать». Например, в слове «корабль» непроверяемая «о» может быть нарисована как иллюминатор.

    Работая с ребенком над правилами пунктуации, объясните ему роль знаков препинания в русском языке и поработайте над особенностями интонирования речи. Сделайте карточки с графическими знаками и попросите ребенка выбирать тот, который необходим в конце предложения. Паузы можно для начала обозначать пустой карточкой. Впоследствии, когда объем знаний будет увеличиваться, можно вернуться к этой игре и вставлять по правилам карточки с запятыми.

    Когда нужно начинать учить ребенка иностранному языку?
    В раннем возрасте ребенок значительно лучше усваивает знания об окружающем его мире, именно поэтому обучение иностранным языкам желательно начинать с детства. В более зрелом возрасте уровень восприимчивости к обучению значительно снижается и это зачастую не позволяет человеку воспринимать

    Как обучить ребенка русскому языку

    Как обучить ребенка азбуке
    Любая обучающая деятельность в детском возрасте должна проходить в игровой форме. Обучение азбуке невозможно без наглядных материалов. Поэтому в зависимости от возраста ребенка подберите ему красочные и интересные пособия. Вам понадобится - кубики - азбука. Спонсор размещения P&G Статьи по теме

    Как обучить ребенка русскому языку

    Как научить ребенка русскому языку
    Первыми учителями и своеобразными преподавателями русского языка для своего ребенка, конечно, являются родители. Их задача - научить малыша верно употреблять те или иные слова, сделать так, чтобы его речь была чистой, плавной и красивой. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как научить ребенка

    Как обучить ребенка русскому языку

    Как заниматься английским с ребенком
    Некоторые родители скептически относятся к домашнему обучению ребенка английскому языку. Основным их аргументом является: «Что я могу дать своему ребенку, если и сам толком не знаю языка?». Совершенно напрасно родители рассуждают таким образом, закрывая для себя и для своего ребенка возможность

    Как обучить ребенка алфавиту
    Традиционное обучение чтению начинается с изучения букв. Но многие дети никак не могут запомнить эти непонятные символы. Для достижения результата проводить занятия лучше в форме игры. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как обучить ребенка алфавиту" Как быстро выучить с ребенком алфавит Как

    Как обучить ребенка русскому языку

    Как способствовать развитию математических способностей
    Математика – довольно трудный учебный предмет, но он способствует развитию речи, памяти, воображения, творческих способностей, воспитывает настойчивость и терпение. Поэтому так важно развивать у ребенка интерес к этой дисциплине. Играя с ребенком в развивающие логику игры, можно значительно развить

    Как быстро выучить с ребенком алфавит
    Учить буквы с малышом можно с раннего возраста – 2-3 лет. Для этого существуют современные развивающие методики, у каждой из которых есть свои достоинства и недостатки. Подобрать оптимальные пособия или выбрать базовую программу для обучения своего ребенка алфавиту - решать родителям. Спонсор

    Как научить говорить глухого ребенка
    Сегодня существует несколько методов, обучающих слабослышащих и глухих детей общению с внешним миром. Французский способ предлагает применять дактилологию (язык жестов) и мимику для общения людей с нарушением слуха. Он позволяет разговаривать слабослышащим детям между собой, но устанавливает

    Как обучить ребенка русскому языку

    Как научить ребенка буквам и цифрам
    Обучение ребенка буквам и цифрам можно начинать, когда он начинает разговаривать. Именно в этот период дети запоминают лучше всего. Чтобы процесс был интересен для ребенка, проводите занятия в виде игр. Несколько интересных способов-забав помогут вам быстро обучить ребенка. Спонсор размещения P&G

    Как обучить ребенка русскому языку

    Как научить ребнка немецкому
    Немецкий язык довольно распространен в мире, на нем общаются и в Германии, и в Люксембурге, и в Австрии, и в Бельгии, и в Лихтенштейне и во многих других странах. Именно по этим причинам многие мамы и папы думают о том, чтобы обучить своего ребенка мастерски владеть немецким языком. Спонсор

    Как учить детей русскому языку и для чего именно их учить русскому языку.

    По первому ВО - спортивный тренер, тяжелая атлетика. По второму - теолог и религиовед. По словам друзей моя варна - брахман. Действительно, учить кого-то и чему-то моя природа.

    Как обучить ребенка русскому языку

    Не лишним, хотя и банально, будет упомянуть, что все мы так или иначе страдали от уроков в школе советской и постсоветской. Высшим счастьем было событие, когда учительница заболела. Я сам, признаюсь, в 4-м классе осознанно решил не учить правил по русскому, а проехать школьную программу как получится. Думаю, что большинство моих сотоварищей по школьной программе было не так далеки от подобных решений.

    Тем не менее, умение владеть родным языком всегда осознавалось как важнейшее умение в жизни, но не реализованное. Особенно остро этот вопрос встал для меня при написании итоговой работы по окончании факультета теологии богословского ВУЗа и еще раз, когда мой сын стал обучаться на семейном образовании.

    Итак, хотим мы этого или нет, но в нас постоянно звучит вопрос, - то ли голос разума, то ли глас совести, - как же нам научиться и научить других владеть родным языком. Как справедливо замечает Гасан Гусейнов: Часто даже сами учителя не понимают, что русский язык и литература - главный школьный предмет, с огромным отрывом от всех остальных по своей важности и ценности для школьников.
    Все остальные предметы - все без исключения! - второстепенны и подчинены этому, главному. И причина проста: это единственный предмет (отделять язык от литературы в школьной программе нелепо), который на всю жизнь человека определяет его мышление, способ общения, способность объясниться и понять другого .
    Сложившаяся ситуация с обучением русскому языку в школе, как отмечают специалисты, подошла к критической отметке. Реальных альтернатив, в т.ч. и в среде родителей, обучающих детей на СО (семейное образование ) не видно. Алексей Битнер (создатель системы дистанционной аттестации хоумскулеров) помогает обойти законным путем все те преграды, что встают на пути ребенка при его встрече со школьной системой. Это конечно замечательно, но лишь отчасти выводит учащегося из пещеры Платона, из схоластики и прошловековой дремучести. Сам по себе обход преград не дает ничего нового, положительного.

    Все разговоры о том, как нужно преподавать русский (родной) язык сводятся к двум-трем векторам как плохо, как хотелось бы и т.п. или же указывают лишь общие теоретические направления. Вопрос Что делать? задавал не только известный писатель. Постараюсь представить здесь некоторый значимый (на мой взгляд) материал.

    A. Итак, все началось со слова профессора Игоря Милославского, который произвел переворот в моем сознании.

    Мне известны две-три его лекции-выступления:

    1. Русский язык в школе: правильно ли нас учат?

    В выступлении Игорь Милославский утверждает простейшую мысль, что учить грамотно писать - еще не означает учить родному языку. Ведь знание родного языка - это прежде всего обладание обширной лексикой и умение ею пользоваться.

    2. Как мысли выразить себя? ч.1

    3. Как мысли выразить себя? ч.3

    B. Далее следуют некоторые материалы, опубликованные на ресурсе postnauka.ru:

    Рекомендуется ознакомится полно и вдумчиво. Приведу некоторые высказывания: Изучение русского языка в школе по большей части не только бесполезно, но и прямо вредно. Оно бесполезно потому, что львиная доля сведений, сообщаемых ученикам, никак не помогает достичь основной цели преподавания русского языка: овладение навыками грамотной письменной (и устной ) речи в соответствии с принятой в обществе литературной нормой . А вредно оно потому, что создает у школьников иллюзию, будто то, чему их обучают, как-то связано с наукой о русском языке, и с гуманитарной наукой вообще.

    Сама орфография и пунктуация - это лишь способ отражения языка на письме письмо придумали как машину времени для передачи информации тем, кого нет сейчас рядом, или для отправки в будущее. Понятный пример - вы и зеркало: если зеркало грязное или кривое, то ваше изображение страдает и передается плохо. Язык благополучно живет без орфографии и пунктуации.

    Преподавание русского языка должно быть в первую очередь нацелено на то, чтобы правильно понимать тексты разных эпох и разных жанров и уметь самому производить понятные тексты на современном литературном языке . Обучение правилам орфографии и пунктуации, которое занимает львиную долю времени на уроках русского языка, играет в сущности не самую главную роль: незнание тех или иных правил обычно не влияет на понимание текстов, а орфографические и пунктуационные ошибки, хотя и неприятны образованным людям, на самом деле не так часто приводят к реальной неоднозначности, мешающей адресату текста. 2. Некоторые лекции Гасана Гусейнова.

    Впервые в жизни я узнал, что говорить нужно не правильно, а в соответствии с нормой. Норма же, со времен Гомера и Платона, включает в себя не только правильность, но еще и, к примеру, уместность. Кто есть образованный, владеющий родным языком человек? Он есть тот, кто любит премудрость. Иначе зачем ему становиться образованным? - курс из 7 лекций Риторика , Свойства философа , Риторическая рука.

    Еще оно собрание мнений специалистов: Как профессиональный лингвист я понимаю, что преподавание русского языка в школах просто чудовищное. Своей цели - если считать такой целью обучение грамотности - оно худо-бедно достигает, хотя, наверное, этой цели можно было бы достичь и какими-то более приземлёнными методами. Это в лучшем случае наука образца XIX века. А в худшем - вообще неизвестно что.

    Все-таки язык - очень сложная вещь, мы очень медленно приближаемся к пониманию того, как он устроен, и все, что предлагается на курсах иностранного языка, - это очень отсталая и очень плохая наука о языке. Все эти грамматики, учебники - увы, здесь очень болезненный и тяжелый разрыв между теорией и практикой. 4. Русская орфография.

    Как долго существует орфография в современном понимании этого явления? Какие особенности преподавания влияют на развитие грамотности у ребенка?



    5. Маятниковые изменения грамматики.

    Как развивалась грамматика английского языка? И какие изменения происходят в русском языке?

    8. Человек, владеющий диалектом, воспринимается как необразованный Так получилось, что основным проводником культуры в народ всегда являлись не учёные, а учителя, которые практически применяли научные знания и давали детям представление о науке посредством педагогической деятельности. И не вина учительницы в том, что она так поступает, - ее так научили. Дело в том, что учебники по методике преподавания русского языка в диалектных условиях не всегда настаивали на том, что диалект - это равноправный вариант, только региональный. 9. Мнения экспертов о системе единого экзамена и итогах эксперимента.

    Интервью с филологом Марией Майофис о принципах советского образования, воспитании человека будущего и влиянии советской эпохи на современные школы.

    C. Иные источники:

    1. Небольшая заметка на Вики, что такое Тривиум .
    А ведь древние греки, положившие основу современному образованию, знали как нужно обучать родному языку.

    D. Некоторые материалы из сообщества freeedu. где мы уже обсуждали предложенную тему:

    Домашний ребенок © 2008 – 2014 All Rights Reserved
    Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-34459 от 26.11.2008. Запрещается полное или частичное воспроизведение статей и фотоматериалов без письменного разрешения редакции. При цитировании ссылка на «Домашний ребенок» обязательна. Внимание: сайт журнала «Домашний ребёнок» предназначен только для получения информации. Сайт журнала «Домашний ребенок» не несёт ответственности ни за какие диагнозы и/или назначения, сделанные на основе материалов сайта журнала «Домашний ребенок», за содержание любых внешних сайтов, на которые даются ссылки, а также не поддерживает никакие продукты и услуги, упоминаемые и рекламируемые в наших публикациях. Публикации на сайте и в журнале «Домашний ребенок», в первую очередь, предназначены для родителей, и они должны сами принимать решение, как применять знания, полученные из наших публикаций. Информация, размещённая в номерах журнала, равно как и на нашем сайте, не является заменой профессиональной оценки ситуации и не предназначена подменить собой квалифицированное наблюдение специалиста.

    Как обучить ребенка русскому языку

    Источники:
    helena-moscow.ru, www.kakprosto.ru, dokak.ru, www.domrebenok.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное