Как помочь ребенку при заикании

Заикание у детей. 7 способов помочь заикающемуся ребенку.

1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы типа: Говори медленнее, Повтори еще раз медленно.

2. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что Ваш ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.

3. Используйте Вашу мимику и жесты, давая понять ребенку, что Вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращайте внимание на то, как он это сказал.

4. Выделяйте каждый день в одно и то же время по несколько минут, чтобы уделить все свое внимание ребенку. В течение этого времени позвольте ребенку делать все, что ему хочется. Пусть он руководит Вами и сам решает хочет он говорить или нет. Если Вы разговариваете с ним в это время, то говорите очень медленно и очень спокойно, делая много пауз. Эти минуты тишины и спокойствия помогут создать особую доверительную атмосферу для маленького ребенка и дадут возможность ему почувствовать, что родителям приятно с ним общаться.

5. Помогите всем членам семьи научиться говорить и выслушивать друг друга по очереди. Для детей, особенно для заикающихся, намного легче говорить, когда их не прерывают и слушатель уделяет им полное внимание.

6. Понаблюдайте каким образом Вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать своего ребенка, чтобы у него была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Постарайтесь уменьшить число критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, а также замедлите свой темп речи.

7. И самое главное покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Самая могучая сила- это Ваша поддержка его, независимо от того заикается он или нет.

составили Берри Гитар, доктор наук и Эдвард Г. Контюр, доктор наук.

Как помочь заикающемуся ребенку? Советы родителям

Не секрет, что хорошие родители любые болезни своих детей переживают вместе с ними.

Как много бессонных ночей мы проводим у кроваток малышей, пока они не станут взрослыми. И если, как говорится, «еще ни один ребенок без насморка не вырос», то существуют нарушения, которые способны нанести гораздо больший вред физическому и психическому самочувствию детей. Одним из таких «опасных» расстройств является заикание.

Какой обычно бывает первая реакция родителей, заметивших у своего ребенка признаки логоневроза? В большинстве случаев – отрицание проблемы! Мы успокаиваем себя, что ситуация нормализуется, чадо перерастет заикание и все будет в порядке. При этом большинство из нас прекрасно понимает, что принцип «неделания», игнорирование существования той или иной проблемы к хорошему результату обычно не приводит. Как же быть мамам и папам, если они заметили, что их ребенок стал заикаться?


Поймите, малыш не виноват в развитии логоневроза. По поводу появления нарушений в речи дети, в независимости от их возраста, переживают не меньше родителей. Будьте терпимы и спокойны в общении с ребятами, страдающими заиканием.

2. Не поправляйте ребенка, не заставляйте его повторить сказанное правильно.

Даже если Ваши наставления будут произнесены спокойным тоном, с проявлениями заботы и ласки, это, в любом случае, приведет к фиксации малыша или подростка на проблеме речи. В результате чего может развиться страх говорить не только на публике, но и дома – в спокойной обстановке.

3. Не торопите ребенка в высказываниях, старайтесь всегда спокойно и внимательно дослушивать его до конца.

Вы можете иногда помочь детям договорить фразу, но, ни в коем случае, нельзя перебивать их, подгонять, заставлять высказываться быстрее. Поймите, что речь для заикающегося человека – это серьезнейший труд, при произнесении каждого слова он старается изо всех сил.

4. Не обсуждайте проблему заикания ребенка в его присутствии.

Часто мамы или папы, обеспокоенные симптомами логоневроза у детей, начинают при них же советоваться по этому поводу с бабушками, дедушками, соседями, друзьями и т.д. Ваше негодование, расстройство и обеспокоенность, наверняка, переймет и ребенок, что может существенно усугубить течение заболевания.


5. Обеспечьте в доме спокойную, доброжелательную обстановку.

Детское заикание в большинстве случаев имеет невротические корни, поэтому для ребят, страдающих данным нарушением, крайне важно чувствовать уверенность и стабильность в семье. Любовь родителей, их забота и ласка способны помочь в преодолении многих заболевания, в том числе и логоневрозов.

6. Следите за режимом дня ребенка.

Дети, страдающие заиканием, нередко имеют слабое психологическое и соматическое здоровье. Размеренный темп жизни, достаточный сон для таких ребят крайне необходимы.

7. Здоровое разнообразное питание и регулярные прогулки должны стать правилом в Вашем доме.

Заикающиеся дети нуждаются в витаминизированной, в меру калорийной пище. Ежедневные прогулки на свежем воздухе, закаливающие процедуры, утренние пробежки, гимнастика, несомненно, будут полезными для восстановления их соматического и психологического здоровья.

8. При обнаружении первых признаков заикания необходимо сразу же обратиться за помощью к специалисту.

Успешность лечения логоневрозов во многом зависит от того, насколько долго человек заикается. Чем раньше обратиться к специалисту, тем проще избавиться от данного нарушения. Что же касается детского заикания, то у родителей всегда возникает вопрос – к кому обратиться за помощью? К логопеду, неврологу или психологу? В большинстве случаев заикание у детей провоцируется психологическими факторами. Консультации с неврологами, логопедами, несомненно, могут быть для ребенка полезными, однако полностью избавиться от логоневроза, принимая те или иные лекарственные препараты или активно развивая речевые навыки, вряд ли удастся. Необходимо выявить и устранить истоки заикания, провести работу по нормализации душевного здоровья. В этом Вам сможет помочь квалифицированный детский психотерапевт.


Специалисты Центра Психологии Самореализации уже несколько лет помогают маленьким пациентам избавиться от заикания раз и навсегда. Использование уникальных авторских методик, индивидуальный подход к каждому клиенту, высокий уровень квалификации и профессионализма наших сотрудников – залог успешного лечения различного рода расстройств. Помогите своему ребенку справиться с заиканием, обратитесь к специалисту!

Матигина Анна Алексеевна

МБДОУ детский сад № 11 Солнышко,

посёлок Малыгино, Ковровский район

Заикание известно человеку, по-видимому, так же давно, как давно существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, трудных ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребёнка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребёнка могут вызвать срыв речи - заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условно-рефлекторной связи.

Во всём мире заикаются 1% взрослых и 2-3% детей. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3-4 раза.

Эффективность логопедических занятий с заикающимися детьми во многом определяется совместной работой медико-психолого-педагогического коллектива детского образовательного учреждения и родителей. Создание эмоционально-положительного контакта с логопедом, последовательное включение родителей в коррекционный процесс, развитие их умений самостоятельно использовать приёмы формирования плавности речи - основные компоненты работы.

Что же необходимо знать родителям заикающегося ребёнка? Родители должны понимать, что несмотря на различия в психолого-педагогических характеристиках заикающихся детей, существуют единые требования по организации их воспитания в домашних условиях.

Памятка родителям заикающихся детей

Правильная организация общего и речевого режима ребёнка дома - важнейшее условие преодоления заикания.

1) Необходимо нормализовать взаимоотношения семьи и заикающегося ребёнка, это достигается:

- общей спокойной, доброжелательной обстановкой

- отсутствием выяснений отношений между взрослыми, взрослых разговоров ссор при ребёнке

- последовательностью требований взрослых к ребёнку

- учётом страхов ребёнка, его тревог.

Заикающийся ребёнок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным. Родителям, в свою очередь, не нужно показывать своего волнения ребёнку, если он говорит с запинками, и стараться не произносить при ребёнке слово заикание.

2) Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:

- выделить специальное время на выполнение заданий логопеда

- строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся правильного питания и его регулярности, организации дневного и ночного сна

- ежедневно гулять с ребёнком

- ежедневно делать физическую зарядку

- избегать перегрузки ребёнка впечатлениями от зрелищных мероприятий (избегать положительных и отрицательных эмоций)

- ограничить занятия такими видами спорта, которые связаны с большим физическим напряжением и носят соревновательный характер.

3) Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия:

- спокойная, неторопливая, выразительная речь родителей

- обязательное дослушивание речи ребёнка до конца (при возникновении запинок)

- совместное произношение слов и фраз, отражённое произношение

- выполнение движений с проговариванием слов, фраз (с мячом, прыжки и т.п.), оречевление движений в процессе выполнения какой-либо деятельности (например, при изодеятельности)

- как можно чаще заниматься пением

- читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки)

- выполнять дыхательные упражнения, которые ребёнок отрабатывает с логопедом (надувать шарики, дуть на воду, движущиеся предметы и т.п.)

- создание щадящего речевого режима в течение недели (особенно в период обострения)

- усвоение детьми речевых правил, которые также должны выполнять и взрослые.

Пятнадцать основных правил красивой речи

Правило 1. При разговоре придай телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

Правило 2. Во время речи держись естественно, смотри на собеседника.

Правило 3. Прежде чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать.

Правило 4. Перед началом речи сделай вдох (при вдохе не поднимай плечи) и сразу начинай говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

Правило 5. Произноси гласные протяжно, чётко артикулируй их, делай на них голосовую опору.

Правило 6. Согласные произноси легко, свободно, не напрягаясь.

Правило 7. В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук, произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

Правило 8. Первое слово во фразе говори тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

Правило 9. Длинные предложения дели на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произноси слитно, как одно длинное слово.

Правило 10. Чётко выдерживай паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

Правило 11. Говори громко, чётко, выразительно. Избегай монотонности.

Правило 12. Выдерживай ровный, умеренный темп и ритм речи. Говори уверенно и спокойно.

Правило 13. При неудачах остановись, успокойся и продолжай говорить медленно, пока не почувствуешь уверенность в речи.

Правило 14. Постоянно контролируй себя: не делай лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

Правило 15. Не преодолевай напряжение дополнительным напряжением. При возникновении запинки не нужно ещё больше напрягать мускулатуру, так как это ведёт к увеличению длительности запинки и затрудняет процесс дальнейшего произношения.

Эти правила не сложны по формулировкам, но соблюдать их детям трудно. Для лучшего запоминания эти правила рекомендуется переписать на лист бумаги, повесить на видное место и выучить.

Некоторые нюансы воспитания заикающегося ребёнка дома

Неправильная организация отдыха детей может повлечь за собой усиление заикания. Смена климатической зоны, отдых с эмоциональным перенапряжением, долгая разлука с родителями (особенно с матерью) нежелательны.

С началом логопедических занятий (в подготовительный период) основную роль играет режим ограничения речи. В это время нужно ограничить не только собственную речь ребёнка, но и обращённую к нему речь. Но ребёнок ни в коем случае не должен почувствовать себя в изоляции.

Велико коррекционное воздействие музыки. Организуйте совместное с ребёнком прослушивание дома записи музыкальных произведений, спокойной, мелодичной, приятной музыки. Совместно с ребёнком пойте знакомые песни с плавной мелодией и доступным текстом. Сделайте свою речь более напевной, некоторые обращения к ребёнку пропевайте, побуждая его делать то же самое и превращая это в игру.

При речевом общении с ребёнком стройте диалог с ним так, чтобы он мог ограничиваться односложными ответами, используя при необходимости сопряжено-отражённые формы речи.

Организовывать прогулки с ребёнком лучше в спокойном месте (например, в лесопарковой зоне).

Для развития мелкой моторики рук родителям рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук у детей, комплексом пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.

Заикание не может быть устранено сразу. Продолжительность лечения бывает разная и зависит от формы заикания, запущенности и сопутствующих невротических симптомов. Часто заикание протекает волнообразно, то усиливаясь, то уменьшаясь. Обычно в начале логопедических занятий речь быстро улучшается, но достаточно небольшого травмирующего фактора и заикание может усилиться. Эти колебания в речи проявляются всё меньше и реже при выполнении всех указаний логопеда и врача. Поэтому родителям не следует приходить в отчаяние при возможном временном ухудшении. Но не следует также успокаиваться и бросать речевые занятия, если у ребёнка наблюдаются значительное улучшение речи.

Регулярный сон, еда, отдых должны проводиться в определённые часы.

Шумные и подвижные игры нужно свести к минимуму. Не следует перегружать детей обилием зрелищ (кино, театр, телевизор и пр.). Просмотр телепередач и мультфильмов (особенно страшных или с наличием агрессии) нужно ограничить или вовсе исключить.

Дети очень чувствительны к различным огорчениям, обидам, что часто и служит причиной ухудшения состояния заикающихся детей. Дети чутко реагируют на неполадки в семье, которые связаны с плохими взаимоотношениями родных. Всё это мешает улучшению речи, а подчас и значительно ухудшает её. К заикающимся детям нужно относиться ровно и внимательно.

При любых возникающих трудностях, вопросах, сомнениях родителям следует обращаться к логопеду, который занимается с их ребёнком.

Только активное участие родителей в коррекционном процессе, соблюдение норм и правил поведения с заикающимся ребёнком в домашних условиях позволят достичь большей положительной динамики в нормализации его речи.

Список использованной литературы:

1. Леонова С.В. Участие семьи в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников // Логопед, 2011 - № 8.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт обязательна!

Ребёнок заикается – в чём причины и как помочь?

Как помочь ребенку при заикании По статистике, наиболее актуальный возраст появления заикания у малышей - 2-5 лет. Возникает заболевание в виде остановок в речи или случайных повторений определенных звуков.

Как распознать симптомы болезни у крохи, нужно ли лечить данный недуг и какими средствами это делать?

Основные причины заикания у детей – так почему ребенок начал заикаться?

С заиканием сталкивались еще наши предки. Теорий его появления - море, но окончательную формулировку понятия дал наш ученый Павлов, благодаря которому и разобрались в самой природе неврозов.

Откуда берется заикание - изучаем причины

  • Наследственность. Наличие у родителей неврологический заболеваний.
  • Нарушения в развитии головного мозга (иногда - еще в период беременности).
  • Определенный характер ребенка. Неспособность приспособиться к внешней среде (холерики).
  • Менингиты и энцефалиты.
  • Сахарный диабет.
  • Рахит.
  • Незрелость головного мозга.
  • Случаи травм . ушибов или сотрясения мозга.
  • Частые простуды.
  • Инфекции ушей и дыхат/путей.
  • Психологические травмы . ночные страхи, частые стрессы.
  • Энурез . быстрая утомляемость, частая бессонница.
  • Неграмотный подход к формированию детской речи (слишком быстрая или слишком нервная речь).
  • Резкое ухудшение условий проживания.
  • Позднее развитие речи со стремительным «наверстыванием» упущенного речевым аппаратом.
  • Как помочь ребенку при заикании

    Куда обратиться за помощью заикающемуся ребенку – диагностика заикания и специалисты

    Преодолеть заикание непросто. В каждом случае (за исключением того, когда ребенок просто подражает родителю) придется потратить немало сил, и лишь комплексный подход может гарантировать результат.

    Коррекция - когда уже пора начинать?

    Конечно же, чем раньше, как говорится, тем лучше. Следует понимать, что заикание - это испытание для малыша. Оно не только мешает выражать свои мысли, но и является существенным препятствием для общения со сверстниками. Начинать нужно еще «вчера»! В самом раннем детстве. Еще до обучения в школе родители должны свести к минимуму все проявления болезни. Если данный речевой «дефект» едва дал о себе знать - бегом к специалисту!

    Как определить, что ребенок становится заикой?

  • Малыш начинает говорить мало или отказывается говорить вовсе. Иногда на сутки-двое. Начиная разговаривать, заикается.
  • Перед отдельными словами кроха вставляет лишние буквы (прим. - И, А).
  • Остановки в речи возникают либо в середине фразы, либо в середине слова.
  • Ребенок невольно повторяет первые слова в речи или первые слоги слов.
  • Что дальше?

    Дальше следует определить - каков тип заикания. Потому что схема лечения во многом будет зависеть конкретно от него.

  • Невротическое заикание. Этот вариант болезни развивается вне поломки ЦНС после психической травмы и при склонности к невротическим состояниям. Обычно - у маленьких холериков и меланхоликов. Появиться недуг может и пои резком подъеме речевой нагрузке. К примеру, когда трусишке-меланхолику вдруг дают неподъемно сложную роль на детском утреннике.
  • Неврозоподобное заикание. В сравнении с предыдущим типом болезни, этот вариант проявляется постепенным нарастанием. Родителям удается его обнаружить лишь тогда, когда чадо уже начинает «сыпать» полными фразами. Обычно при таком виде заикания имеются отставания также в психическом и физическом развитии. Чаще всего, при обследовании выявляются четкие признаки поражения ЦНС.
  • К кому пойти лечиться, и какова схема лечения?

    Безусловно, лечение заикания, независимо от причины появления - это исключительно комплексный подход! И к лечению приступают лишь после полного всестороннего обследования малыша.

    В первую очередь, следует обратиться к психологу, неврологу и логопеду.

  • В случае невротического заикания доктором, которого придется посещать чаще других, станет именно детский психолог. В его схему лечения входит обучение папы с мамой наиболее эффективным мерам общения с малышом снятие напряжения - как мышечного, так и эмоционального поиск лучших методов релаксации повышение эмоциональной стабильности ребенка и пр. Кроме того, придется заглянуть к неврологу, который пропишет препараты для снятия мышечных спазмов и специальные успокаивающие средства. Ну и без логопеда тоже будет не обойтись.
  • В случае неврозоподобного заикания основным врачом станет логопед-дефектолог . Психотерапии здесь отведена второстепенная роль. Работа логопеда (запасайтесь терпением) будет длительной и регулярной. Основная задача врача - обучить малыша правильной речи. Без невролога, к сожалению, тоже не обойтись - медикаментозное лечение будет способствовать более успешной работе логопеда.
  • Как помочь ребенку при заикании

    Что делать родителям, если ребенок заикается – основные правила помощи и собственного поведения

    Лечение у специалистов носит не рекомендательный, а обязательный характер, если вам нужен результат. Но и сами родители (прим. - может, даже в большей степени) могут помочь малышу справиться с заиканием.

  • Создайте в своем доме атмосферу спокойствия, любви и понимания. Это важнейшее условие. Ребенку должно быть хорошо!
  • Обязательное условие - четкий режим дня. Причем, на сон тратим не меньше 8-ми часов!
  • Не торопимся, общаясь с малышом. Не говорим «скороговорками», не повышаем голос. Только медленно, спокойно, нежно и четко. Рекомендуется о том же попросить и воспитателя в детском саду.
  • Никаких скандалов в доме! Никаких стрессов для ребенка, повышенных тонов, ссор, негативных эмоций, резкой жестикуляции и взрывных интонаций.
  • Чаще обнимайте ребенка, говорите с ним ласково.
  • Категорически нельзя подгонять кроху . когда он приходит к вам с просьбой или хочет что-то рассказать. Слишком занятые родители частенько «отбривают» детей фразами вроде «ну давай, говори уже, а то я занята!». Этого делать нельзя! И перебивать малыша тоже строго не рекомендуется.
  • И побольше одобрительных слов и жестов для вашего малыша. Даже, если его успехи совсем незначительны.

    Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

    Сын начал в 2 годика заикаться. Мы побывали у невролога (гомеопатией лечились), постоянно занимались у психолога в игровой комнате, делали массаж шеи и головы, дома ввели режим тишины - то есть, почти не говорили. Только четко и по делу, спокойно и медленно. Это, кстати, было самое сложное. Ругаться на сына перестали вообще. Решили - пусть лучше будет «оторви и брось», чем заика. В общем, 5 лет спустя, уже почти перед школой, мы получили свой долгожданный результат. Так что запаситесь, мамочки, терпением и будьте уверены - это лечится!

    Мой знакомый дочку лечил следующим образом (ей 8 лет): сначала она мысленно проговаривала фразу, которую хотела сказать, и только потом озвучивала. Причем, проговаривать мысленно нужно столько раз, пока не сможешь произнести про себя эту фразу без заикания. Через 2-3 месяца заикания не было вообще. Попробуйте, может, и кого еще этот способ спасет.

    Расскажу, что помогло нам. У нас заикание появлялось несколько раз, в 2, потом в 3, потом в 5, и больше не было. Лечили успешно без врачей и лекарств. Для начала снимаем все речевые нагрузки! Не торопим дитя, не требуем ответов, не задаем никаких вопросов, не перебиваем. Эмоциональность снижаем до нуля! Нейтрально общаемся. Говорим четко, медленно, и малыша сдерживаем, когда он слишком торопиться в речи. Строгий режим дня, без ТВ вообще! Минимум новых впечатлений - ничего не должно влиять на эмоциональное состояние! Мы даже в садик перестали водить на время. Отложите поездки, встречи, знакомства и пр. Читаем ограниченно по объему. Не поправляем чадо, когда заикается. И вообще внимания его на этом акцентировать не нужно. Игры - только спокойные. Песочек, водичка, конструирование и пр. Плавание тоже хорошо. Вечером - ванночки с успокаивающими травками (хвоя, соль морская). Ну и дома к ребенку - со всей любовью. И всё! Само проходит. Всем успехов в лечении!

    Источники:
    stuttering.su, www.cps06.ru, logopeddoma.ru, www.colady.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное