Характеристика связной речи у детей с онр

Особенности связной речи и творческих способностей у детей с ОНР

Игра, как основной метод формирования творческих способностей и связной речи у детей с ОНР

Определение связной речи и творческих способностей

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Считается также, что связная речь организуется по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью, расчлененностью на части, связанные между собой.

В связной речи проявляются и отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.

Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребёнка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе всё усложняющейся игры у ребёнка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4-5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для неё — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими нормами языка, что позволяет ему правильно строить предложения. Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идёт уже о логической связи между отдельными предложениями.

Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности.

По этой причине рассказ 4-5-летнего ребёнка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребёнок перескакивает на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выра­жены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.

Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

Сам творческий процесс поддается классификации. Например, творческие методы.

Безусловно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать.

Особенности связной речи и творческих способностей у детей с ОНР

Несколько иначе процесс творчества развивается у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов

В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.

Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор.

Дети с общим недоразвитием речи чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.

Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.

Творческие способности детей с речевыми расстройствами формируются по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей.

У детей со стертой дизартрией познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного. Дети отвечали однообразно, круг их образных представлений ограничен. Это определяется низким уровнем развития творческих способностей и бедным словарным запасом.

Отмечается, что у детей, страдающих ринолалией, в период раннего дошкольного возраста наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка.

Выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР:

1) снижение мотивации в деятельности

2) снижение познавательных интересов

3) бедный запас общих сведений об окружающем мире

4) отсутствие целенаправленности в деятельности

5) несформированность операционных компонентов

6) сложность в создании воображаемой ситуации

7) недостаточная точность предметных образов — представлений

8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами

9) недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Игра, как основной метод формирования творческих способностей и связной речи у детей с ОНР

Развитие творческих способностей детей проходит на занятиях, в нерегламентированной и самостоятельной деятельности. Достижению результативности работы по развитию речевого творчества способствует создание определённых условий.

Самовыражению ребёнка помогает среда, включающая наличие материалов для творчества, и возможность в любой момент действовать с ними. Понимаю и принимаю ребёнка на эмоциональном уровне. Понимаю проблему ребёнка, создаю условия для роста. Создаю у ребёнка чувство безопасности, когда он знает, что его речевые творческие проявления не оцениваются отрицательно. Создание психологических условий помогает ребёнку быть раскованным и свободным за счёт поддержки взрослым его творческих начинаний. Речевое творчество тесно связано с игрой.

Использование возможностей разных видов детских игр.

В сюжетно-ролевой игре происходит быстрое и полное развитие детской фантазии.

Детям очень нравятся игры – театрализации и игры – драматизации. Особое место в подвижных играх со словом отводится играм, побуждающим детей быстро найти правильный ответ на вопрос персонажа, придумать диалог (игра «Летели кукушки»).

Использование настольно-печатных игр помогает развитию образного мышления, связной речи, воображения. Например, игры «Расскажи сказку», «Рифмочки», «Витражи сказок» и др.

Игра «Сочини сказку»

2. Использование возможностей (развивающего потенциала) наглядного моделирования. Использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков дает детям возможность предвидеть возможные результаты собственных действий, проявить способности к перспективной абстракции. Применение наглядных моделей в работе над монологопедической речью детей с общим недоразвитием речи позволяет успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания, а также сочинению рассказа по замыслу. (ролик)

3. Творческие задания.

Развитию речевого творчества детей помогают:

• составление творческих рассказов к своим поделкам.

• ароматерапия. Вместе со мной дети отправлялись в путешествие к лимону, апельсину, кедру.

4. Использование возможностей словарной работы.

В логопедической работе необходимо использовать систему упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребёнка.

• Подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?).

• Узнавание предметов по описанию (сочный, спелый, бархатный – что это?).

• Подбор действий к предмету (как можно играть?).

• Подбор предмета к действиям (что делает собака?).

• Подбор обстоятельств (На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет?).

• Подбор синонимов (большой, огромный…).

• Нахождение пропущенных слов (дворник взял метлу, он…).

• Распространение и дополнение предложений (дети идут куда? зачем?).

• Составление предложений с определённым словом.

5. Создание социально-эмоциональных условий.

На протяжении всей работы важно поддерживать тесную связь с родителями через индивидуальные беседы и групповые консультации, выступления на собраниях и днях открытых дверей. Родители приходят на занятия, советуются, как создать условия для самостоятельной речевой деятельности детей, какие выставки посетить, какие музыкальные записи и телепередачи послушать и посмотреть с детьми.

В результате проделанной работы у детей сформируется устойчивость интересов. Замыслы их станут разнообразнее и содержательней, расширится тематика. Более активные дети получат возможность реализовать свои способности, а у малоактивных - возрастут творческие проявления.

Игра «Летели кукушки».

Летели кукушки через три избушки.

Так суетились, так торопились,

Головками вертели, крыльями махали –

А куда летели, так и не сказали.

С началом текста двое-трое детей (кукушки) скачут поскоком врассыпную по залу. С концом текста останавливаются. Ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети- кукушки сами придумывают ответ (полной, развёрнутой фразой). Диалог продолжается благодаря вопросам, составленным остальными детьми: «А когда вы вернётесь?», «Почему вы улетаете так далеко?».

Игра «Сочини сказку»

Инструкция: сочинить сюжет сказки с предъявленными героями: Кот и Лис

Дама сдавала в багаж …. (составление описания предмета)

Игра «Кто хочет стать профессионалом»

Игровое упражнение "Если бы. "

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

"Если бы я был волшебником, то. "

"Если бы я стал невидимым. "

"Если весна не наступит никогда. "

"Кто о чем говорит?"

Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит».

Похожие документы:

роль игры в коррекционно-развивающем процессе дошкольных учреждений остаются недостаточно определенными . в качестве основной . при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие как наглядность и.

на определенную связь развития связной речи детей с ОНР с развитием словаря, формированием фразовой речи и предлагает. творческому рассказыванию детей . Автор заметила, что между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь .

самостоятельности, творческих способностей в подвижных играх . V. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 1. Формирование личного. связной речи и речевого общения Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи . Стимуляция собственных высказываний детей .

умственных способностей . на. связной речи детей . вполне обосновано использование творческих . по развитию связной речи детей с ОНР . Я. формирование личности ребенка, так как . различных методов запоминания. определенная информация. Цели. Развитие основных .

связной речи . группового общения, умения фантазировать нами используются такие игры и упражнения как . детей с ОНР продолжается. Использование разнообразных риторических методов и приёмов активизирует формирование коммуникативных умений у детей с ОНР .

Одной из центральных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование связной речи. Наиболее отчетливо недоразвитие речи проявляется в несформированности связной речи ребенка, в неумении связно, последовательно передать свои мысли, рассказать о событиях собственной жизни. В связи с этим дети оказываются неподготовленными к обучению в школе. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это требует достаточного уровня развития связной речи.

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием центральных компонентов языковой системы - лексико-грамматического и фонетико-фонематического. Наличие у них вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

У детей с недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений.

Почти недоступным для детей оказывается самостоятельное описание знакомой игрушки или какого-либо предмета. Рассказ-описание выглядит своеобразно: дети перечисляют некоторые признаки предмета в произвольной последовательности, нарушают стройность повествования, в рассказах наблюдаются смысловые повторы.

Дети с ОНР с большим трудом составляют рассказы по сюжетным картинам. Многим из них рассказ доступен лишь при наличии наводящих вопросов или указаний педагога. Между отдельными фразами у детей с ОНР присутствуют длительные, необоснованные паузы, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа. Дети не могут уловить сюжет картины, выделить основных участников сюжета, перечисляют второстепенные, незначимые детали картины. Также у них часто возникают лексические затруднения, дети не могут подобрать нужное по значению слово.

Коррекционная работа по развитию навыков связной речи (В.П. Глухов, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) строится в соответствии с общедидактическими принципами систематичности и последовательности обучения, учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности.

Формирование связной речи ребенка с ОНР в логопедической группе осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, режимных моментов, наблюдения за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.

Логопедическую работу по обучению детей рассказыванию можно вести, учитывая следующие этапы работы: старшая группа - 3 этапа и подготовительная группа - 3 этапа (В.П. Глухов). На первом этапе 1-го года обучения (сентябрь-ноябрь) детей учат навыкам составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов.

На втором этапе (декабрь-март) совершенствуют навыки ведения диалога. Начинают обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их серии, рассказов-описаний, простых пересказов.

На третьем этапе (апрель-май) предусматривается обучение составлению рассказа на заданную тему. Главная задача этого этапа - развитие самостоятельной связной речи детей.

Содержание работы по обучению детей рассказыванию на втором году обучения направлено на дальнейшее развитие связной речи. На первом этапе второго года обучения объем рассказа по картине увеличивается до 5-7 предложений, вводится обучение пересказу с изменением времени действий детей учат пересказывать рассказ от имени другого действующего лица. Планируют составление рассказов-описаний по определенным схемам, а затем и без них, по памяти. Большое место на этом этапе работы В.П. Глухов рекомендует отводить рассказыванию сказок.

На втором этапе планируется творческое рассказывание, вначале придумывание конца сказки, рассказа по аналогии, а затем и самостоятельное придумывание сказки по заданным словам, придумывание рассказа-инсценировки к настольному театру игрушек.

На третьем, заключительном, этапе особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказа литературных произведений, обращая внимание на выразительную передачу в лицах интонаций разных героев, эмоциональную передачу переживаний действующих лиц. На этом этапе совершенствуются все виды связной речи.

Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания в логопедических группах строится по тематическому принципу обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей. Все литературные произведения, сказки, описания предметов, картин подбираются по той теме, которая изучается в течение всей недели.

При проведении занятий по обучению детей с ОНР выдвигаются следующие задачи:

-закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации

-формирование навыков построения связных монологических высказываний

-развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний

-активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тестю связанных с формированием устного речевого сообщения.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:

-усвоение норм построения такого высказывания, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения

-формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа

-обучение лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию связывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.

При развитии у детей с ОНР связной речи используются все ее традиционные формы, но важно учитывать специфику речевых возможностей детей. Особая роль в формировании связной речи у детей с ОНР отводится пересказу. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.

Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы применяются небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется использовать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Примерами таких произведений могут служить Синица Баркова, Цыпленок К.И. Чуковского, Божья коровка В.Зотова и др. Особое внимание обращается на познавательность содержания, доступность лексического и грамматического материала текста для детей с ОНР.

Мы рекомендуем проводить обучение пересказу на материале каждого произведения на двух занятиях. В общую структуру занятий входит: организационная часть занятий с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста (первое занятие) пересказ текста, упражнение на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов (второе занятие).

Цель подготовительных упражнений - организовать внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа: отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Текст прочитывается дважды в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется использовать прием завершения детьми отдельных, незаконченных логопедом предложений. Для этого выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в действие рассказа новых персонажей, тех или иных действий, событий. Это способствует лучшему восприятию текста, направляет внимание на важные смысловые моменты и некоторые языковые особенности произведения.

Разбор содержания произведения проводится в вопросно-ответной форме. Подготовленные логопедом вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, определение действующих и наиболее значимых деталей повествования. В процессе разбора применяется иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия.

Помимо разбора содержания для детей с ОНР нужно проведение специального лексического разбора текста (также в вопросно-ответной форме, с использованием наглядности). Лексический разбор включает: выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов (Что говорится в сказке о цыпленке, петухе?, Вспомните, как сказано о нем, какой он?), а также выделение и воспроизведение в ответах языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функции предметов, действий, производимых с ними, т.е. ключевых и смысловом отношении слов. Проведение такого разбора значительно облегчает детям с ОНР последующее составление пересказа. Вторая часть занятия по пересказу начинается с повторного чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступают к его составлению.

При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь логопеда. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по образцу логопеда, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем - отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста, в последующем переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текст в целом, к концу первого года обучения они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме.

Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры па наглядный материал.

Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда на отдельном занятии детям предлагается выполнить рисунок по выбору, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения с учетом своего рисунка.

По мере роста речевых возможностей детей (второй год обучения) при пересказе отдельных произведений, помимо обычного воспроизведения текста, дети овладевают некоторыми доступными приемами его языковой трансформации. Так, при пересказе рассказа Петя и Дина детям предлагают вести рассказ от первого лица.

При подготовке к занятиям педагогу нужно тщательно изучить текст для пересказа и четко определить отрабатываемые языковые средства в соответствии с коррекционными задачами периода обучения.

Материал подготовлен Ириной Ереминой по книге: Учите детей говорить. Пособие по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Авторский коллектив: И.Б. Козина, В.М. Ворончихина, СЮ. Гущина, Л.М. Кузьминых, Л.Р. Обухова, Э.В. Охотникова

Рекомендуемые публикации

Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

формировано словесно-логическое мышление.

Как отмечает Н.С. Жукова, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. [9]

Поскольку речь и мышление тесно связанны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега, Автобус едет быстрее велосипеда он больше. [38]

Таким образом, спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.

1.3 Связная речь у детей с общим недоразвитием речи

Понимание детьми связной речи взрослых, осознание слышимого звукового потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов, морфем, т.е. предшествует способности вычленять их из потока речи. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты предложения, слова и т.д.

Обычно вызывают затруднения следующие особенности словообразования и грамматических форм:

1. Сочетание языковых знаков имеет новый смысл. отличный от смысла каждого из использованных в этом сочетании языковых знаков. При образовании слов из морфем, словосочетаний из слов, предложений из словосочетаний происходит интеграция (слияние в единое целое) смыслов и сходных элементов. Например, корневая морфема -свет- превращается в новое слово, если добавить к ней другие морфемы: формообразующие суффиксы -и-ть (светить ), суффикс -л- и окончание - ый (светлый ), суффиксы -л-о (светло ) и др. Сочетание указанных морфем создает четыре разных знака с предельно обобщенными лексическими значениями: предмет (свет ), действие (светить ), признак предмета (светлый ), признак действия (светло ).

Каждое из этих слов (свет, светить, светлый, светло ) многозначно, содержит ряд единичных значений, которые обнаруживаются только в словосочетании. Так, слово свет в словосочетании может обозначать: освещенность (солнечный свет, включить свет ), электроэнергия (заплатить за свет ), радость (глаза искрятся светом ), истина (свет правды ), ласковое обращение (свет мой! ), мир, вселенная (объехать весь свет ), общество (театральный свет, высший свет ) и др.

Таким образом, понимание многозначности слова развивается у детей только при работе со связным текстом. Понимание многозначности приводит к пониманию переносного значения слова, естественно, тоже в словосочетаниях. Например, если дети уже знают прямое лексическое значение слова подошва (у башмака), каменный (сделанный из камня, например, дом), шептать (говорить чуть слышно), то они могут догадаться о переносном значении этих же слов в словосочетаниях в контексте, в синтаксически оформленной фразе: подошва горы (основание), каменное лицо (неподвижное), шепчет камыш (шелестит).

2. Определенной трудностью для детей при усвоении родного языка является вариативность знаков, т.е. та особенность языка, по которой для обозначения одного и того же внеязыкового явления (одного обозначаемого) часто используются разные материальные языковые средства (разные обозначающие).

Например, в словообразовании существительных для предания производящей основе лексического значения лицо, имеющее данную профессию, употребляется не только суффикс -тель (писатель ), но и -щик (каменщик ), -ник (печник ), -арь (аптекарь ) для предания производящей основе абстрактного лексического значения признак по цвету употребляется не только суффикс -изн- (белизна). но и -от- (краснота ), -ость (серость ). Грамматическое значение отношение причины передается формой родительного падежа существительного с предлогом от (прыгать отрадости ), деепричастием (прыгать, обрадовавшись ), причинным подчинительным союзом (прыгать, потому что обрадовался ). [39]

По наблюдениям Н.С.Жуковой, среди признаков раннего речевого дизонтогенеза выступает морфологически нечленимое использование слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматической связи между собой, используются ребенком в какой-либо одной форме. Данная тенденция может наблюдаться в течение многих лет жизни ребенка. Отмечаются факты длительного существования предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных

Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого р�

Статья на тему. "Особенности связной речи у детей с ОНР"

Особенности связной речи у детей с ОНР

За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Нужно заметить, что нарушения в устной речи сказываются на письменной речи ребенка, что в дальнейшем сказывается на его обучении в школе. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

70% детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях формируют логопедические группы, где с детьми работают педагоги, работа которых направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

В настоящее время никто не сомневается. что логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР представляется весьма сложным.

У большинства детей с ОНР дошкольного возраста мы можем наблюдать низкий уровень развития связной речи. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания детей 5-6 летнего возраста с ОНР.

Характеристика связной речи детей с ОНР.

Нарушение речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом имеют различные формы.

Эти формы нарушения речевой деятельности имеют разное происхождение и структуру дефекта. Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией.

ОНР может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к 3 уровням.

На каждом уровне отмечаются основные трудности в развитии связной речи, задерживающие формирование всех речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых возможностей.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным его развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.

Общение осуществляется с помощью отдельных звукоподражаний или лепетных обрывков слов. Крайне искаженные по структуре и звуковому оформлению слова ребенок иногда старается линейно соединить, игнорируя грамматическую структуру предложения. Отсюда речь становится понятной только в конкретной ситуации. Понимание речи при этом шире возможностей активного пользования ею, но и оно ограничено ситуацией.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ более высокая речевая активность детей. У них появляется фразовая речь, однако искаженная в фонетическом и грамматическом отношении. Использование слов в самостоятельной речи часто бывает неверным: наблюдаются замены слов.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ появление развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. При хорошем понимании обиходной речи наблюдается недостаточно полное понимание читаемого текста из-за отдельных пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматики. Дети не могут связно излагать свои мысли. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи.

Определение характерных черт для каждого уровня развития речи позволило обосновать критерии комплектования логопедических групп и наметить требования, предъявляемые к процессу формирования речи.

Развитие связной речи у детей с ОНР.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах- одна из главных задач коррекционного воздействия.

Развитие связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с ОНР - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

ПЛАН РАБОТЫ с детьми с ОНР по формированию речи включает в себя следующие этапы:

- формирование полноценных фонематических процессов

- формирование представлений о звуко-буквенном составе слова

- коррекция дефектов произношения( если есть)

- накопление словарного запаса( лексическое и грамматическое значение слов)

- обучение правильному построению предложения и его интонационному оформлению

- обучение разным видам пересказа

- обучение самостоятельному рассказыванию.

Педагоги должны конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача логопеда - учить ребенка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

Однако необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывают у детей с ОНР затруднения ребенок не четко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не умеет сосредотачивать свою мысль на главном и поэтому может нарушить логику расположения смысловых звеньев.

В процессе коррекционной рабаты следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В образовательной деятельности используются такие приемы.

- демонстрация наглядного материала,

- оценка речевой деятельности

Практика обучения детей с ОНР показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказывания, как рассуждение, которое требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивание своей точки зрения.

Это явление формируется постепенно, в определенной последовательности.

Особое место в системе работы над развитием связной речи у детей с ОНР в логопедической группе занимает составление плана развернутого высказывания.

В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственное сообщение в логической последовательности.

Последовательно развиваются умения и навыки ребенка анализировать текст:

- определять тему рассказа основную мысль текста

- определять последовательность и связность предложений в тексте

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями

- составлять план связного высказывания.

В саду происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ, рассказ.

ПЕРЕСКАЗ - связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ- сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок с ОНР излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-логопеда.

Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества, - это не передача текста наизусть. не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок с ОНР осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.

Логопеды чаще практикуют в основном близкий к тексту пересказ, пересказ фрагментов (в дидактических играх ), пересказ по аналогии ( с заменой героя, сезона и т. д. ).

РАССКАЗ - самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа ( по заданию ) – более сложная деятельность. чем пересказ. Ребенок с ОНР должен сам определить в соответствии с заданной темой содержание и выбрать форму повествования.

Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

По форме рассказы бывают описательными и сюжетными, рассуждение, повествование.

ОПИСАНИЕ - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно в описании много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей.

Описательному рассказу присуща своя структура, композиция. В начале его называется предмет, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность ( например: как я делаю лодочку, стираю и т. д.).

СЮЖЕТНЫЙ (повествовательный) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов в конце обучения логопедической группы.

Несформированность связной речи детей с ОНР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Источники:
gigabaza.ru, rcosps.rusedu.net, www.studsell.com, infourok.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное