Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже

Дети с психическими расстройствами и отклонениями

Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже Считается, что отклонения в психическом развитии ребенка различить в раннем возрасте невозможно, а любое неадекватное поведение рассматривается как детский каприз. Однако сегодня многие психические расстройства специалисты могут заметить уже у новорожденного, что позволяет вовремя начать лечение.

Нейропсихологические признаки психических отклонений у детей

Врачами выделен ряд синдромов – психических особенностей детей, наиболее часто встречающихся в разном возрасте. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований головного мозга развивается во внутриутробном периоде. Его характеризует:

  • Эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частой смене настроения
  • Повышенная утомляемость и связанная с ней низкая трудоспособность
  • Патологическое упрямство и лень
  • Чувствительность, капризность и неуправляемость в поведении
  • Длительный энурез (часто – до 10-12 лет)
  • Недоразвитие тонкой моторики
  • Проявления псориаза или аллергии
  • Нарушения аппетита и сна
  • Замедленное формирование графической деятельности (рисование, почерк)
  • Тики, гримасничанье, вскрикивания, неконтролируемый смех.
  • Синдром достаточно трудно поддается коррекции, поскольку из-за того, что лобные отделы не сформированы, чаще всего отклонения в психическом развитии ребенка сопровождаются интеллектуальной недостаточностью.

    Дисгенетический синдром, связанный с функциональной дефицитарностью стволовых образований головного мозга, может проявиться в детском возрасте до 1,5 лет. Его основными чертами являются:

  • Дисгармоническое психическое развитие со смещением этапов
  • Лицевые асимметрии, неправильный рост зубов и нарушение формулы тела
  • Трудности с засыпанием
  • Обилие пигментных пятен и родинок
  • Искажение моторного развития
  • Диатезы, аллергии и нарушения в работе эндокринной системы
  • Проблемы в формировании навыков опрятности
  • Энкопрез или энурез
  • Искаженный порог болевой чувствительности
  • Нарушения фонематического анализа, школьная дезадаптация
  • Избирательность памяти.
  • Психические особенности детей с таким синдромом трудно поддаются коррекции. Педагоги и родители должны обеспечить неврологическое здоровье ребенка и развитие его вестибулярно-моторной координации. Также следует учитывать, что эмоциональные расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.

    Синдром, связанный с функциональной несформированностью правого полушария головного мозга, может проявиться с 1,5 до 7-8 лет. Отклонения в психическом развитии ребенка проявляются как:

  • Мозаичное восприятие
  • Нарушение дифференциации эмоций
  • Конфабуляции (фантазирование, вымыслы)
  • Нарушения цветоразличения
  • Ошибки при оценке углов, расстояний и пропорций
  • Искажение воспоминаний
  • Ощущение множественности конечностей
  • Нарушения постановки ударений.
  • Для коррекции синдрома и уменьшения выраженности психических расстройств у детей необходимо обеспечить неврологическое здоровье ребенка и уделять особое внимание развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, пространственного представления, зрительного восприятия и памяти.

    Также выделяют ряд синдромов, которые развиваются от 7 до 15 лет из-за:

  • Родовой травмы шейных отделов спинного мозга
  • Общего наркоза
  • Сотрясения мозга
  • Эмоционального стресса
  • Внутричерепного давления.
  • Для коррекции отклонений в психическом развитии ребенка необходим комплекс мер, направленный на развитие межполушарного взаимодействия и обеспечение неврологического здоровья ребенка.

    Психические особенности детей разных возрастов

    Самым важным в развитии маленького ребенка до 3 лет является общение с матерью. Именно недостаток материнского внимания, любви и общения многие врачи считают основой развития различных психических отклонений. Второй причиной врачи называют генетическую предрасположенность, передающуюся детям от родителей.

    Период раннего детства называют соматическим, когда развитие психических функций напрямую связано с движениями. К наиболее типичным проявлениям психических расстройств у детей относят расстройства пищеварения и сна, вздрагивание при резких звуках, монотонный плач. Поэтому если малыш продолжительное время встревожен, необходимо обратиться врачу, который поможет или диагностировать проблему, или развеять страхи родителей.

    Дети в возрасте 3-6 лет развиваются достаточно активно. Психологи характеризуют этот период как психомоторный, когда реакция на стресс может проявляться в виде заикания, тиков, кошмарных сновидений, невротизации, раздражительности, аффективных расстройств и страхов. Как правило, этот период достаточно напряженный, поскольку обычно в это время ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.

    Легкость адаптации в детском коллективе во многом зависит от психологической, социальной и интеллектуальной подготовки. Психические отклонения у детей этого возраста могут возникать из-за повышенных нагрузок, к которым они не подготовлены. Гиперактивным детям достаточно сложно привыкать к новым правилам, требующим усидчивости и сосредоточенности.

    В возрасте 7-12 лет психические расстройства у детей могут проявляться как депрессивные расстройства. Довольно часто для самоутверждения дети выбирают друзей со схожими проблемами и способом самовыражения. Но еще чаще в наше время дети заменяют реальное общение виртуальным в социальных сетях. Безнаказанность и анонимность такого общения способствуют еще большему отчуждению, а существующие расстройства могут быстро прогрессировать. Кроме того, длительное сосредоточенное нахождение перед экраном оказывает воздействие на головной мозг и может вызвать эпилептические припадки.

    Отклонения в психическом развитии ребенка в этом возрасте, при отсутствии реакции со стороны взрослых, могут привести к довольно серьезным последствиям, включая расстройства сексуального развития и суицид. Также важно следить за поведением девочек, которые нередко в этот период начинают быть недовольными своим внешним видом. При этом может развиться нервная анорексия, которая является тяжелым психосоматическим расстройством, способным необратимо нарушить обменные процессы в организме.

    Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже Также врачи отмечают, что в это время психические отклонения у детей могут перерасти в манифестный период шизофрении. Если вовремя не реагировать, патологические фантазирования и сверхценные увлечения могут перерасти в бредовые идеи с галлюцинациями, изменениями мышления и поведения.

    Отклонения в психическом развитии ребенка могут проявляться по-разному. В некоторых случаях опасения родителей к их радости не подтверждаются, а иногда действительно необходима помощь врача. Лечение психических отклонений может и должен осуществлять только специалист, имеющий достаточный опыт для постановки правильного диагноза, а успех во многом зависит не только от правильно подобранных лекарственных средств, но и от поддержки семьи.

    Видео с YouTube по теме статьи:

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

    Психические заболевания у детей: есть ли будущее у малышей с отклонениями?

  • Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже
  • Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже
  • Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже
  • Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже
  • Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже

  • blockquote>Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Взрослые уделяют много внимания воспитанию, физическому развитию детей, часто забывая о важности эмоционального роста. Некоторые психические заболевания опасны тем, что не всегда выдают себя на первых этапах. Как же их распознать, чтобы вовремя начать лечение? Какие факторы располагают к возникновению психического недуга?

    Типы отклонений

    Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже
    Психические отклонения у детей – заболевания, возникающие вследствие нарушения развития психики. Это могут быть легкие отклонения, которые хорошо поддаются корректировке, а могут быть и серьезные недуги, которые сильно ограничивают жизнь малыша. Тяжесть, течение болезни и её обратимость во многом зависят от возраста ребенка и этапа, на котором обнаружили отклонение.

    Часто психический недуг у ребенка остается неизлеченным, потому что родители боятся отвести малыша к специалисту. Многие отклонения подразумевают постановку на учет к психиатру, длительное лечение и некоторые жизненные ограничения, что очень пугает родителей, они могут это считать своеобразным клеймом на жизни своего чада. Но именно такое игнорирование проблемы является самой большой ошибкой, ведь чем скорей обнаружится заболевание, тем ощутимей будет лечебный эффект.

    Список заболеваний, которые являются нарушениями психики, небольшой, он состоит из 4 классов отклонений. Но каждый класс подразумевает под собой различные варианты течения этих недугов, их причин и симптоматики.

    Психические заболевания, которые возникают у детей:

  • умственная отсталость или олигофрения
  • задержка психического развития или ЗПР
  • синдром дефицита внимания
  • ранний детский аутизм.
  • Олигофрения

    Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже
    Олигофрения – отставание ребенка в психическом и умственном развитии. По статистике в мире от олигофрении страдает до 3% всего населения, в основном это легкая или умеренная степень отсталости. Основные симптомы заболевания:

  • ограниченный словарный запас, прерывистая речь, часто с дефектами
  • снижение интеллекта (чаще всего IQ от 50 до 69)
  • сложности с концентрацией внимания
  • трудности в обучении
  • высокая внушаемость, доверчивость. Многие зависимы от взрослых.
  • Различают четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ 50-70), умеренная (IQ 35-49), тяжелая (IQ 20-34), глубокая (IQ менее 20). Для каждой степени характерен свой уровень интеллектуального и физического развития. Легкая отсталость проявляется в виде ограниченного кругозора, трудностей в обучении, при этом многие больные осознают свой недуг, пытаются скрыть его от окружающих. Больные с другими уровнями развития часто не осознают свою проблему, неспособны к обучению. При тяжелой и глубокой степени отсталости дети не в состоянии ухаживать за собой сами, им необходимо пристальное внимание и забота взрослых. Некоторые страдают сопутствующими психическими нарушениями, не владеют речью, неспособны узнавать людей, распознавать объекты.

    Причины, которые вызывают олигофрению: генетический фактор, различные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, её алкогольная или наркотическая зависимость, роды с осложнениями, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом в первые годы жизни.

    Сама олигофрения у детей является скорее не заболеванием, а состоянием, поэтому как таковых методов лечения отсталости не существует. Все, что можно сделать до появления малыша – вести правильный образ жизни, принимать витамины, повышать иммунитет матери для предотвращения возникновения инфекций. Это своеобразная профилактика отклонения у плода, но и она не всегда гарантирует рождение здорового малыша, ведь такие факторы, как генетические ошибки, невозможно предугадать и предотвратить. Если малыш уже родился с отсталостью, то можно на всех этапах его взросления заниматься по особым методикам, водить в реабилитационные центры развития, где специалисты с навыками общения с такими детьми воспитывают их и прививают им навыки, необходимые для поддержания нормального жизнеобеспечения.

    Задержка развития

    Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже
    Задержка психического развития или ЗПР – заболевание, название которого полностью отражает его симптомы. У детей с ЗПР наблюдается отсталость в психическом развитии, они инфантильны, часто несамостоятельны, у некоторых отмечается отсталость в развитии интеллектуальных навыков, связанных с моторикой и познавательной деятельностью, например, чтение, речь, счет, письмо. Заболевание отличается от умственной отсталости тем, что симптоматика не всегда тяжелая, при должной корректировке эти малыши хорошо поддаются обучению.

    Ранняя диагностика ЗПР обеспечивает хорошие результаты при корректировке поведения. Ей поддаются инфантильность, которая к периоду взросления может полностью сглаживаться, а также способности к обучению. Если отвести ребенка в специальную группу в детском саду и школе, то можно ожидать существенных успехов в развитии. В этих группах с детьми занимаются логопеды, дефектологи, педагоги, специализирующиеся на малышах с задержкой развития. К ним применяется особый подход в общении и обучении, различные игры и методики, направленные на психокоррекцию.

    Синдром дефицита внимания

    Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже
    Синдром дефицита внимания у детей диагностируется намного чаще, чем другие психические заболевания. Оно характеризуется неспособностью концентрировать внимание на чем-либо, гиперактивностью, слабым контролем над своим поведением.

    Симптомы заболевания ярко выражены, распознать недуг можно до их проявления. У ребенка возможен синдром дефицита внимания, если он:

  • взбудораженный, легковозбудимый
  • быстро отвлекается от дел, не может сконцентрироваться на конкретном занятии
  • часто перебивает взрослых и других детей, пытается стать первым участником во всех играх, на уроках, не дожидаясь своей очереди
  • рассеянный
  • много и без остановки болтает
  • хочет участвовать во всех играх, даже в тех, что являются заведомо опасными
  • не может посвятить даже короткий промежуток времени одному занятию.
  • Синдром дефицита внимания у детей является следствием таких факторов, как: генетическая предрасположенность, различные повреждения мозга, болезни ЦНС.

    На первый взгляд может показаться, что этот синдром и сопутствующие психические отклонения легко излечить, но на деле они достаточно трудно корректируются. С возрастом возможно снижение гиперактивности, но до конца избавиться от последствий синдрома удается редко. Но стоит помнить, что с любыми прогнозами недуг должен лечиться. При игнорировании синдрома взрослые люди с пережитым дефицитом внимания становятся грубыми, зависимыми от пагубных привычек, плохо уживаются с людьми, часто не в состоянии сохранять гармоничные отношения в семье.

    Для корректировки поведения применяются различные методики и направления. Это может быть медикаментозное лечение, особая диета, занятия с взрослыми, направленные на снижение психических проявлений недуга.

    Ранний детский аутизм

    Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже
    Аутизм – сложное отклонение в развитии, которое достаточно редко встречается. Симптомы недуга не всегда заметны сразу, иногда их списывают на особенности возрастного периода, считая, что все пройдет, как только ребенок начнет взрослеть. У детей с аутизмом наблюдаются трудности в установлении контакта с людьми, понимания как их, так и своих эмоций, тяга к одиночеству, сложности в выражении своего эмоционального состояния и чувств. Они часто сопротивляются при появлении чего-то нового, не желают менять свой привычный распорядок дня, уклад жизни и окружение. Иногда даже привычные дела, например, стрижка в парикмахерской, являются для них травмирующим событием. У многих детей наблюдаются трудности в освоении речи из-за того, что они пытаются избегать речевого контакта. Часто малыши не обращаются даже за жизненно необходимой помощью, так как это предполагает речевое взаимодействие с другими людьми. Из-за недоразвитости коммуникативных навыков у них возникают проблемы в освоении таких правил речи, как правильный подбор местоимений, падежей, времен.

    Аутизм остается до конца неизученным расстройством, часто тяжело определить причину его возникновения. Ученые полагают, что отклонение связано с нарушением развития ЦНС. Психические нарушения, вызванные аутизмом, можно корректировать, но для этого необходимы опытные специалисты, способные установить контакт с таким ребенком. Занятия должны проводиться одновременно по всем направлениям: психика, поведение, речевое развитие. Необходимо подключать к реабилитации психотерапевтов, дефектологов, логопедов. Эти специалисты будут развивать речевые навыки малыша, моторику, коммуникативные навыки, способность контролировать и понимать свои и чужие чувства.

    Детские психические расстройства – заболевания, которые хоть и тяжело поддаются корректировке, но все же нуждаются в лечении. Вся ответственность за целостное и здоровое развитие малыша лежит на родителях и окружающих взрослых, ведь даже здоровые дети не всегда могут понять свои чувства, справиться с проблемами. С каждым годом люди во всем мире становятся более терпимыми и толерантными, создаются различные программы и группы для людей с ограничениями. При своевременной коррекции поведения развивающими занятиями даже малыш с психическим заболеванием сможет занять свое важное место в обществе.

    Нету похожих постов(

    Психические заболевания в детском возрасте

    Лечение психических расстройств у детей раннего возраста в воронеже Уже в возрасте одного года у детей могут диагностироваться психические заболевания, в развитых странах это 20% детей. Стоит сказать, что почти пять миллионов детей и подростков в отдельно взятой развитой стране страдают серьезными психическими недугами, которые способны мешать нормальной жизни. Давайте рассмотрим, какие же психические заболевания в детском возрасте являются наиболее распространенными.

    Это могут быть следующие недуги:

    Дизадаптивные поведенческие расстройства.

    Обычно для детей, страдающих этим расстройством, характерно агрессивное поведение, они склонны к разрушению и игнорированию правил. Часто такое поведение они демонстрируют в обществе, например, в школе.

    Это психическое заболевание проявляется чрезмерным страхом и боязнью в определенных ситуациях. Могут отмечаться и физические проявления тревоги - потливость и учащенное сердцебиение.

    Первазивные расстройства развития.

    Обычно данное психическое заболевание проявляется проблемами в понимании окружающего мира, а также спутанностью мышления.

    В детском возрасте появляется специфическое поведение и отношение к пище и собственному весу.

    Такое психическое заболевание проявляется в специфическом поведении по отношению к собственным моче и калу.

    Расстройства коммуникации и обучения.

    В детском возрасте возникают сложности в запоминании и восприятии информации. Ребенок не может выразить свои идеи и мысли.

    Аффективные расстройства, или расстройства настроения.

    Характеризуется всегда плохим настроением, чувством печали, у ребенка часто меняется настроение.

    Это очень сложное психическое заболевание, характеризующееся разделением мыслей и ощущений.

    У детей появляются часто повторяющиеся, непроизвольные и неожиданные звуки и движения, так называемые тики.

    Такие заболевания, как пищевые, аффективные, тревожные расстройства, а также шизофрения встречаются не только в детском возрасте, но и у взрослых. Поведенческие, элиминационные расстройства, а также расстройства развития, обучения и коммуникации возникают в детском возрасте и могут развиваться в течение всей дальнейшей жизни. Тики характерны только для детей, у взрослых встречаются очень редко. В детском возрасте развивается обычно не более одного психического заболевания.

    Диагностика психических заболеваний в детском возрасте.

    Диагностика психических нарушений у детей происходит так же, как и у взрослых, на основании симптомов и признаков, характерных для расстройства. Хотя выявить психическое заболевание у ребенка намного сложней, чем у взрослого человека. Это происходит из-за того, что странные пищевые привычки, тревога, застенчивость или эмоциональные вспышки могут быть характерны и для нормально развивающихся детей в ходе их взросления.

    Специфическое поведение можно считать симптомом, если оно повторяется очень часто, длится довольно долго, не характерно возрасту ребенка, а также мешает нормальному развитию и жизни ребенка или его семьи.

    Если все-таки проявляются какие-либо симптомы расстройства, врач начнет наблюдения. Хотя выявить психическое нарушение в детском возрасте с помощью лабораторных тестов не получится - их просто не существует. Обычно врач назначает рентгеновское исследование и анализ крови, чтобы исключить побочные эффекты от медицинских препаратов и другие заболевания.

    Если же никаких заболеваний не диагностируется, врач может направить ребенка к детскому, либо подростковому психологу или психиатру, а также специалисту по психическому здоровью подростков и детей. Обычно эти врачи применяют в своей практике специальные тесты, которые помогают выявить наличие у ребенка психического расстройства. Диагноз врач ставит на основании наличия симптомов у ребенка и своих наблюдений за поведением больного. Часто доктора основываются и на наблюдениях родителей, учителей и других взрослых, так как детям бывает очень сложно объяснить, как проявляется болезнь, а также описать свои проблемы.

    Лечение психических расстройств в детском возрасте.

    Психические заболевания требуют долгого лечения. В лечении взрослых людей с психическими заболеваниями был достигнут большой прогресс, с детьми все гораздо сложнее, так как лечение еще недостаточно разработано. Эксперты проводят многочисленные исследования для выявления наиболее удачных способов лечения таких заболеваний в детском возрасте. В настоящее время для терапии детей применяются практически те же препараты, что и для лечения взрослых.

    Чаще всего применяют следующие способы лечения:

    Медицинские препараты очень эффективны в лечении большинства психических заболеваний. Их часто применяют для лечения нарушений в детском возрасте. Обычно это антидепрессанты, противотревожные препараты, а также стабилизаторы и стимуляторы настроения.

    Обычно врачи помогают справиться с психическими заболеваниями, часто проговаривая нужные программы по управлению своими мыслями, поведением, а также осознания себя. Для лечения детей применяют когнитивно-поведенческую, поддерживающую, межличностную, семейную и групповую терапию.

    Креативные виды терапии.

    Например, игровая или арт-терапия очень полезна подросткам, которые не могут выражать свои чувства и мысли.

    Перспективы лечения детей с психическими расстройствами.

    Если заболевание выявлено на ранней стадии и получено необходимое лечение, дети могут полностью излечиться. Конечно же, некоторые дети становятся инвалидами из-за очень тяжелых психических заболеваний. Большинство же вырастает и способно жить нормальной, полноценной жизнью.

    Важно, чтобы ребенок вовремя получил подходящее именно ему лечение. Люди, не получившие лечение, часто страдают алкоголизмом, наркоманией, самодеструктивным поведением.

    Психические нарушения у детей младшего возраста

    Психические нарушения раннего детского возраста (первых 3 лет жизни) изучаются относительно недавно и недостаточно исследованы, что во многом связано с особой сложностью оценки ранней детской психики, ее незрелостью, абортивностью проявлений, трудностями в разграничении нормы и патологии. Существенный вклад в разработку этого направления детской психиатрии внесли работы Г.К.Ушакова, О.П.Парте (Юрьевой), Г.В.Козловской, А.В.Горюновой. Было показано, что у детей раннего возраста, начиная с младенческого, эпидемиологически выявляется широкий круг психических нарушений (эмоциональных, поведенческих, умственного развития, речевых, двигательных, психовегетативных, пароксизмальных и др.) на пограничном и психотическом уровне в виде реакций, фаз и процессуальных расстройств. Их частота незначительно отличается от распространенности у взрослых. По данным Г.В.Козловской, распространенность психической патологии (болезненность) у детей до 3 лет составила 9,6%, психическая заболеваемость - 2,1%. Накопленные знания о психической патологии У детей раннего возраста дают основания рассматривать микропсихиатрию (по терминологии известного детского психиатра Т.П.Симеон) как самостоятельную область детской психиатрии.

    Психопатология раннего детства имеет ряд характерных особенностей: полиморфизм и рудиментарность симптоматики сочетание психопатологических симптомов с теми или иными формами нарушенного развития психических функций тесная спаянность психических расстройств с неврологическими сосуществование начальных и конечных проявлений болезни.

    Снижение общей эмоциональности в раннем возрасте может проявляться отсутствием комплекса оживления, улыбки при виде ухаживающих за ним успокоения на руках у близких реакции недовольства на несвоевременное кормление, невыполнение должного ухода. Снижение настроения часто сопровождается нарушением аппетита, сна, общим недомоганием, дискомфортом и нередко жалобами на боли в животе. Для первых лет жизни характерна анаклитическая депрессия возникающая при разлуке с матерью: ребенок часто плачет, не гулит, недостаточно активно берет грудь, отстает в прибавлении веса, склонен к частым срыгиваниям и другим проявлениям диспепсий, подвержен респираторным инфекциям, отворачивается к стене, вяло реагирует на игрушки, при появлении знакомых лиц не обнаруживает положительных эмоций.

    У дошкольников часто встречаются жалобы на скуку, лень, снижение настроения, сопровождающиеся пассивностью, медлительностью, психопатоподобным поведением. Повышение эмоций в виде гипомании или эйфории обычно проявляется моторной гиперактивностью и нередко уменьшением продолжительности сна, ранними вставаниями и повышением аппетита. Встречаются и такие эмоциональные нарушения, как эмоциональная монотонность, тусклость и даже выхолощенность в качестве проявления эмоционального дефекта. Бывают и изменения эмоций смешанного типа.

    Выраженное снижение аппетита у грудных детей и детей младшего возраста встречается при резких изменениях привычных условий жизни с периодическим отказом от еды и рвотой. У более старших детей известны однообразные предпочтения в еде, сохраняющиеся длительное время (едят только мороженое или картофельное пюре в течение ряда лет 3 раза в день), упорное избегание мясных продуктов или поедание несъедобных вещей (например, шариков поролона).

    Задержка психомоторного развития или его неравномерность (задержанное или асинхронное умственное развитие) может быть неспецифической (доброкачественной), проявляющейся запаздыванием ста¬новления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов. Подобный тип задержки не связан с повреждением мозга, легко поддается коррекции. С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.

    При специфической задержке психомоторного развития нарушения становления двигательных, психических и речевых функций, связанные с повреждением мозговых структур, проявляются патологическими синдромами и не компенсируются самостоятельно. Специфическая за¬держка психомоторного развития может возникать в результате воздействия гипоксически-ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов, нарушения обмена веществ, наследственных заболеваний, раннего начала шизофренического процесса. Внача специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций.

    Характерна повышенная общая нервность с чрезмерной возбудимостью, склонностью к вздрагиваниям, раздражительностью, непереносимостью резких звуков и яркого света, повышенной утомляемостью, легко возникающими колебаниями настроения с преобладанием гипотимных реакций, плаксивости и тревожности. При любых нагрузках легко возникают вялость и пассивность или беспокойство и суетливость.

    Страх темноты часто бывает у маленьких детей, особенно нервных и впечатлительных. Обычно он возникает во время ночного сна и сопровождается кошмарными сновидениями. Если эпизоды страха повторяются с определенной периодичностью, наступают внезапно, во время них ребенок отчаянно кричит, не узнает близких, после внезапно засыпает, а проснувшись, ничего не помнит, то в таком случае необходимо исключить эпилепсию.

    Дневные страхи очень разнообразны. Это страх животных, персона¬жей сказок и мультфильмов, одиночества и толпы, метро и автомобилей, молнии и воды, изменений в привычной обстановке и любых новых людей, посещения дошкольных учреждений, телесных наказаний и т.д. Чем более вычурны, нелепы, фантастичны и аутистичны страхи, тем более они подозрительны в плане их эндогенного происхождения.

    Патологические привычки порой диктуются патологическими влечениями. Это упорное стремление грызть ногти (онихофагия), сосать палец, соску или кончик одеяла, подушку, раскачиваться, сидя на стульчике или в кровати перед сном (яктация), раздражать половые органы. Патология влечений может выражаться и в упорном поедании несъедобных вещей, игрушек, сосании грязного пальца, испачканного калом. В более выраженных случаях нарушение влечений проявляется в виде ауто- или гетероагрессивности уже с грудного возраста, например, в упорном стремлении биться головой о край кроватки или в постоянном кусании груди матери. У этих детей часто появляются потребность мучить насекомых или животных, агрессия и сексуальные игры с игрушками, стремление ко всему грязному, отвратительному, дурно пахнущему, мертвому и т.д.

    Ранняя повышенная сексуальность может заключаться в стремлении к подглядыванию, желании касаться интимных мест у лиц противоположного пола. Для оценки психического состояния детей младшего возраста показательны особенности игровой деятельности, например, склонность к стереотипным, странным или аутичным играм или играм с бытовыми предметами. Дети могут часами перебирать или перекладывать из одной емкости в другую луковицы или пуговицы, рвать на мелкие кусочки бумажки и складывать из них кучки, шуршать бумажками, играть струей воды или переливать воду из одного стаканчика в другой, по многу раз выстраивать паровозик из обуви, делать башенку из кастрюль, сплетать и завязывать узлы на веревочках, катать взад и вперед одну и ту же машинку, рассаживать вокруг себя только мягких зайчиков разных размеров и цветов. Особую группу составляют игры с воображаемыми персонажами, и тогда они тесно спаяны с патологическими фантазиями. В таком случае дети оставляют на кухне корм или молочко «для динозавриков» или кладут на тумбочку около кровати конфету и мягкую тряпочку «для гномика».

    Чрезмерная склонность к фантазированию возможна начиная с одного года и сопровождается яркими, но отрывочными образными представлениями. Она отличается особой охваченностью, затрудненным возвращением в реальность, стойкостью, фиксацией на одних и тех же персонажах или темах, аутистической загруженностью, отсутствием желания в свободное время рассказать о них родителям, перевоплощением не только в живые, но и в неодушевленные предметы (калитку, домик, фонарик), сочетанием с нелепым коллекционированием (например, экскрементов птичек, грязных целлофановых пакетов).

    Источники:
    www.neboleem.net, vseostresse.ru, www.vashaibolit.ru, www.eurolab.ua

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное