Реабилитация детей с умственной отсталостью

Лечение слабоумия и реабилитация пациентов

Реабилитация детей с умственной отсталостьюК умственной отсталости относятся состояния неполного развития психики или задержки психологического развития. Проявляется патология интеллектуальной недостаточностью. Стоит отметить, что слабоумие относится к приобретенным патологиям, которое выражается оскудением психической деятельности, нарушением поведения. Лечение слабоумия напрямую зависит от причины возникновения.

Методики лечения умственной отсталости

Перед тем как лечить врожденную умственную отсталость, пациентам исключают шизофрению, травмы мозга, сосудистые патологии, деменцию. Главной задачей терапии является сохранение социальной адаптации больного и приобретенных ранее навыков самообслуживания.

Обычно на начальных стадиях заболевания проводится общеукрепляющее лечение умственной отсталости, включающее в себя прием витаминов, минералов, ноотропных препаратов (лекарственные препараты, оказывающие специфическое воздействие на функции мозга, стимулируют память).

Совет! Продукты питания должны содержать в себе большое количество витаминов, полиненасыщенных жирных кислот, минералов, природных антиоксидантов. Больным необходимо ежедневно контролировать артериальное давление.

Если причиной слабоумия стали возрастные изменения в сосудах головного мозга, то в таком случае вопрос будет направлен на коррекцию повышенного артериального давления, лечение атеросклероза и васкулитов. Если у пациента развивается болезнь Альцгеймера. назначают препараты, останавливающие гибель нервных клеток, средств, уменьшающих проявления заболевания.

Лечение умственной отсталости у детей включает логопедические упражнения. предназначенные для устранения недостатков в произношении слов и их связывании, а также формировании здоровой речи. Лечебная физкультура способствует развитию координации движений, моторики, улучшению внимания, положительных эмоций. Комплексы физических упражнений укрепляют организм, и стимулирует общее медикаментозное излечение данного заболевания.

Медикаментозное лечение при сформировавшейся умственной отсталости заключается в устранении причин. Если у ребенка в анамнезе есть энзимопатии, назначают диетотерапию, гормональные препараты. При врожденных венерических заболеваниях (сифилис) показано специфическое лечение.

Пациентам назначают седативные препараты и средства для восстановления психических функций (аминалон, энцефабол). Частично решают проблемы препараты для мозгового кровообращения и стимуляции мозговой деятельности (Нейро-Норм).

Группы инвалидности

Инвалидность при умственной отсталости ставят после оценки психического здоровья больного. Существуют основные критерии:

  1. Критерии при постановке 3 группы - легкая стадия дебильности с незначительными нарушениями психики. Способность к труду, учению и контроль своего поведения выражены в незначительной степени.
  2. Критерии для постановки 2 группы инвалидности - умеренная стадия умственной отсталости. когда больной резко ограничен в контроле своего поведения, неспособен к активному труду, учению, общению и физическому передвижению.
  3. Критерии для постановки 1 группы инвалидности - резко и значительно выражена имбецильность (тяжелая умственная отсталость), двигательные нарушения видны невооруженным глазом, неврологические симптомы проявляются в виде параличей, аграфии и апраксии, глухоты и появляются эпилептиформные припадки.

Реабилитация людей с умственной отсталостью

Реабилитация детей с умственной отсталостьюМероприятия в области медицины, педагогические занятия и социальные мероприятия должны взаимодействовать между собой при реабилитации людей с умственной отсталостью. Методы лечения умственной отсталости таким больным должны осуществляться учреждениями обслуживания населения в стране, медицинскими учреждениями, организациями общего и профессионального образования.

Одним из важных факторов в реабилитации пациентов с умственной отсталостью является своевременное выявление симптомов болезни, работа специалистов для коррекции нарушений. Это происходит с учетом стадий тяжести заболевания, возраста и уровня социализации больного человека. Такие функции на себя возлагают:

  • интернаты, где обучаются и проживают пациенты
  • профтехучилища, где подготавливают к труду подростков инвалидов
  • интернаты для содержания больных с тяжелыми нарушениями умственного развития.
  • Учебная и воспитательная работа в школе-интернате стоит на первом месте в подготовке особенных пациентов к свободной жизни в социуме. Трудотерапия для людей с недостатками развития имеет свои специфические трудности, и требует специальных приемов обучения профессии. При нормальных условиях реабилитации у пациентов не проявляется выраженная картина умственной отсталости.

    (Оцените статью, будьте первым)

    Реабилитация танцевальными упражнениями у детей с умственной отсталостью


    Аннотация: Статья посвящена проблеме работы с детьми с умственной отсталостью. Одним из методов физической реабилитации автор предлагает танцевальные упражнения.

    Ключевые слова: умственная отсталость, реабилитация танцевальными упражнениями, танец, движение, мышление, память, внимание.

    Реабилитация танцевальными упражнениями - это использование танцевальных упражнений как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

    Реабилитация танцевальными упражнениями применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия.

    Танцевальная реабилитация актуальна тем, что в настоящее время рождается все больше детей с умственной отсталостью. Это связанно с ухудшением экологии в наше время, курением и алкоголизмом матерей. Создается множество школ для таких детей, основными задачами которых является реабилитация и интеграция их в общество. Существует множество методик. Данная методика может быть использована для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства и эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных. Физические симптомы, связанные с различного рода стрессами, также могут быть сняты танцевальной реабилитацией [5]

    Цель танцевальной реабилитации – восстановление психоэмоционального состояния на основе развития навыков общения, выразительности движения, развития подвижности, исследование чувств и группового общения [4]

    Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания.

    Необходимо помнить, что умственно отсталые дети отличаются от здоровых сверстников.

    У детей с умственной отсталостью отмечается узость объема воспринимаемой информации. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Отмечается нарушение избирательности восприятия.

    Для этих детей свойственны трудности в восприятии пространства и времени. Это мешает им ориентироваться в окружающем. Вызывает трудности в различении правой и левой стороны.

    У детей с умственной отсталостью анализ упражнения происходит бессистемно, она пропускают ряд важных свойств, выделяя лишь наиболее заметные из них. В результате затрудняется определение связи между элементами. При анализе выделяют общие ярко выраженные части танцевального элемента, а не всю «связку» упражнений в целом. Выделяя в танцевальной связке отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о танце в целом [1]

    Затрудняются устанавливать различия в упражнениях предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства.

    Отличительной чертой мышления умственно этих детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, хотя понимание упражнения получается при многократном его повторении с показом.

    Память умственно отсталых детей имеет свои специфические особенности. Такие дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У них позже, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти у них проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение танцевального материала. У детей с предыдущего занятия остается только 20% навыков от всего даваемого им материала.

    Для внимания при умственной отсталости характерны малая устойчивость, трудности распределения, замедленность переключения. Сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона (И.Л. Баскакова, 1982). Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности [6]

    Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в недоразвитии эмоций, отсутствии оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т.д. Переживания умственно отсталых неглубокие, поверхностные. У некоторых эмоциональные реакции неадекватны источнику. Имеют место сильные перепады настроения: то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

    Человек, который начинает двигаться, танцевать становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление.

    Реабилитация танцевальными упражнениями стремится дать возможность каждому ребенку реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой не только формальные, но так же и естественные и самопроизвольные танцевальные движения [2]

    Очень важно помнить, что резкие и сильные движения без разминки и без предварительной подготовки могут вызвать растяжение и разрывы связок и мышечных сухожилий, смещение позвонков, подвывих и вывих суставов.

    Разминки в невысоком темпе в течение 8-15 минут достаточно для разогрева мышц, что делает их более эластичными и устойчивыми к повреждению. Постепенное замедление темпа нагрузки перед прекращением занятия предотвращает головокружение, так как не приводит к нарушению нормального кровотока. Резкое прекращение напряженной физической нагрузки временно уменьшает кровоснабжение мозга и способствует застою крови в венах нижней половины тела. Результатом может быть головокружение и даже обморок. Постепенное снижение темпа получаемой нагрузки также способствует удалению продуктов обмена веществ, в частности молочной кислоты, из мышц, что уменьшает, но полностью не снимает их болезненность на следующий день, вызванную повреждением мышечных волокон [3]

    Овладение методом релаксации, умелое чередование напряжения и расслабления при выполнении связок из элементов приучают организм к длительным и разнообразным физическим нагрузкам. В движениях танца участвуют все отделы позвоночника, что хорошо укрепляет мышцы спины и поясницы. Изменяется осанка, появляется грациозность в движениях, исчезает сутулость. Движения рук и плечевого пояса укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру.

    Продолжительные занятия танцем корректируют фигуру. Элементы танца способствуют перераспределению подкожных отложений.

    Самый широкий круг разнообразных жизненных ситуаций тесно связан с этой реабилитацией. При этом музыка является обязательным компонентом. Иногда в танце подчеркнуты творческие аспекты, иногда терапевтические. Данная методика может быть полезна для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства, и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных. Физические симптомы, связанные с различного рода стрессами, также могут быть сняты танцевальной реабилитацией.

    Особенно это заметно на занятиях оздоровительными танцами, целью которых является релаксация в движении. Если человек движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, то значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека, происходит снятие накопившихся стрессов.

    1. Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души //Информационный бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии. 2000. № 4. С. 3 - 9.

    2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М. Академический Проект Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 364 с.

    3. Гренлюнд Э. Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. - СПб. Речь, 2004. - 288с.

    4. Сборник Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И.

    Ярославль, 2004. Статьи Старк А.и Хендрикс К.) 1. Стребелева Е.А.

    5. Свободное тело. / Под ред. Баскакова В.Ю. - М. Институт Общегуманитарных исследований, 2004. - 224с

    6. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб. Речь, 2003. - 192с.

    Жильцова Изабелла Юрьевна

    Аспирантка кафедры социальной и семейной педагогики

    Специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

    Научный руководитель: д. пед. н. профессор Тищенко Е.Я.

    Изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни россий - ского общества, в числе прочего, выразились в усилении внимания к тем категориям и груп - пам населения, специфические социальные проблемы которых прежде либо неоправданно рассматривались как незначимые, либо не замечались и игнорировались, либо намеренно замалчивались и скрывались. Речь идет, в частности, о лицах с ограниченными возможнос - тями здоровья (инвалидах), в том числе о детях и взрослых с нарушениями интеллекта.

    В настоящее время изменилось само отношение к людям с инвалидностью: члены обще - ства стали более внимательно, с пониманием относится к их потребностям. большое вни - мание уделяется включению в общество лиц с нарушениями интеллекта. Социальная ре - абилитация является главным фактором успешной интеграции инвалидов в общество, их трудоустройства, полноценной, равноправной и активной жизни.

    Принципиальное значение для успешной реализации данной функции и задачи приобре - тает кадровое обеспечение соответствующей практической деятельности, т. е. насыщение ее инфраструктуры специалистами, владеющими современными эффективными социально-ре-

    абилитационными технологиями. Обучение кадрового состава должно быть направлено на приобщение специалистов к новой «фи - лософии» взаимодействия общества с людь - ми с проблемами интеллекта и на выработку практикоориентированных представлений о проведении реабилитационной работы, на- правленной на включение людей с интеллек - туальной недостаточностью в общество.

    Наиболее важное условие реабилитации умственно отсталых детей раннее выявление, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-педагогической помощи, ко - торая осуществляется сетью учреждений, диф - ференцированных с учетом возраста и степени психического недоразвития. Эта сеть включа - ет в себя специализированные ясли и дома ребенка для детей с последствиями органи - ческих поражений ЦНС и интеллектуальным недоразвитием, детские сады для умственно отсталых детей, вспомогательные школы и школы-интернаты для обучаемых олигофре- нов школьного возраста, специализированные профессионально-технические училища для умственно отсталых подростков, а также ин - тернаты социального обеспечения для глубоко умственно отсталых. детям с интеллектуаль - ным дефектом в тяжелой и умеренной степени, а также с более легким интеллектуальным не - доразвитием, но с наличием дополнительной симптоматики, затрудняющей обучение и вос - питание ребенка, выплачивается пенсионное пособие по детской инвалидности [1].

    Реабилитация детей данной категории предусматривает системные интегральные усилия специалистов по социальной реаби - литации, педагогов, психологов или психо-

    потребление наркотических препаратов, уделять большое внимание здоровому об - разу жизни.

    Одной из основных задач обучения и вос - питания детей с нарушениями интеллекта яв - ляется оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельнос - ти и личности в целом, подготовка и включе - ние в среду в качестве полноправных членов общества. Целью социальной реабилитации умственно отсталых детей является наиболее полное развитие у ребёнка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и ин - тересов, его собственной активности и созда - ния соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эф - фективно проявляться [2].

    Практика специальной коррекционной школы для детей с нарушениями интеллекта показывает, что проблемы социальной адап - тации умственно отсталых учащихся реша - ются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-вос- питательной работы с умственно отсталыми детьми. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как про - цессе, а также конкретных путях его разре - шения в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует [3].

    Главная задача всех лиц, работающих с ребенком-инвалидом, состоит в том, что - бы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности. для этого не - обходим комплексный, системный подход,

    терапевтов, а при наличии психопатологии ­предполагающий учет как внешних, так и

    врачей-психиатров. Огромное внимание необходимо уделять работе с семьей и роди - телями, которые также должны принимать активное участие в мероприятиях, проводи - мых с их детьми.

    С целью профилактической деятельнос - ти умственной отсталости очень важно про - водить регулярное обследование будущих матерей, они должны посещать гинеколо - гические кабинеты, полностью исключить

    внутренних факторов, воздействующих на личность. Вот почему деятельность специа - листа по социальной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью долж - на быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реа - билитационного процесса.

    Такими направлениями, на наш взгляд, являются: организаторская деятельность деятельность по диагностике психического

    и личностного развития ребенка развива - ющая и коррекционная работа консульти - рование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми де - ятельность по охране здоровья и безопаснос - ти жизнедеятельности и социальная работа.

    Исходя из анализа научной литературы и социальных опросов специалистов, нами были выделены следующие формы реаби - литации детей с нарушениями интеллекта: социально-медицинская, социокультурная, социальная, психолого-педагогическая и трудовая (в основном в рамках творчества). При определении приоритетных форм реа - билитации умственно отсталых детей мне- ния специалистов разделились. большинс - тво респондентов считают комплексную реабилитацию приоритетной при работе с данной категорией детей. Примерно треть отдают приоритет социально-бытовой ре - абилитации. Остальные говорят о том, что приоритеты в выборе форм реабилитации зависят от возраста ребенка. Например, в младшем возрасте приоритет должен отда - ваться медицинской реабилитации, в более старшем ­психологической и педагогической реабилитации, в подростковом ­трудовой.

    Основными этапами реабилитации детей

    с интеллектуальной недостаточностью явля - ются следующие.

    1. Лечебные мероприятия. Начальным звеном системы общей реабилитации инва - лидов является медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утрачен - ных функций или компенсацию нарушенных функций, приостановление прогрессирова - ния заболеваний. Медицинская реабилита - ция неразрывна с лечебным процессом уже в ходе оказания медицинских услуг потеряв - шему здоровье индивиду должны учитывать - ся возможности дальнейшей реабилитации.

    2. Корреционно-развивающее обучение (занятия с логопедом, психологом, учителем - дефектологом).

    3. Социальная адаптация.

    Чтобы реализовать названные задачи, специалист по социальной реабилитации

    должен знать все направления и аспекты ра - боты с детьми с умственной отсталостью.

    Аспекты реабилитационной работы с де - тьми с интеллектуальной недостаточности следующие.

    I. Основные (типичные) нарушения, оп - ределяющие мероприятия социальной реа - билитации:

    1) нарушения психомоторных функций и речи

    2) локальные нарушения отдельных сен - сорно-перцептивных, мнестических, интел - лектуальных функций

    3) локальные эмоционально-мотивацион - ные нарушения

    4) системные нарушения интеллектуаль - ной деятельности

    5) эмоционально-мотивационные нару - шения на уровне личности

    6) патологическое развитие личности

    7) нарушения психического развития це - ребро-органического происхождения

    8) нарушения психического развития со - матогенного происхождения

    9) комплексные, системные, разноуровне - вые психологические расстройства

    10) акцентуации, характерологические дисгармонии и другие психологические осо - бенности, не относящиеся к разряду пси - хо - и патопсихологических особенностей, но затрудняющие успешность социальной адаптации ребенка.

    II. Основные задачи социальной реабили - тации:

    1) компенсация нарушенных психических функций

    2) снятие (ликвидация) разного рода пси - хо - и патопсихологической симптоматики

    3) формирование психологических осо - бенностей, способствующих успешности со - циальной адаптации ребенка

    4) психологическое обеспечение возмож - ности адекватно профессионального само - определения

    5) психологическое обеспечение оптималь - ной позиции ребенка в отношении других реабилитационных мероприятий (медицинс - ких, социальных, педагогических и т. п.).

    6) формирование средовых условий, в том числе внутрисемейных, стимулирующих психическое развитие ребенка.

    III. Конечная цель социальной реабилита - ции:

    1) развитие способностей адекватного по - ведения

    2) развитие способностей общения с ок - ружающими

    3) развитие способностей самообслужи - вания

    4) уменьшение (ликвидация) ограничений к получению образования

    5) уменьшение (ликвидация) ограничений в профессиональном самоопределении

    6) уменьшение (ликвидация) ограничений к интеграции в общество.

    IV. Основные факторы, определяющие ха - рактер социальной реабилитации:

    1) особенности актуального психического (соматического) состояния ребенка и уро - вень реабилитационного потенциала

    2) возраст, социальный статус его семьи, особенности ближайшего окружения

    3) специфика регионального социально - экономического потенциала (наличие реа - билитационных центров и соответствующих учреждений), их научно-методологическая и техническая база, наличие соответствующих специалистов и т. п.

    4) учет специфики актуальных меропри - ятий других аспектов реабилитации (меди - цинской, педагогической, социальной).

    V. Средствами реабилитационного воз - действия могут быть:

    1) различные виды деятельности (игро - вая, учебная, трудовая и др.)

    2) психологическая помощь (психолого - профилактическая и просветительская ра - бота, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия)

    3) специальная помощь (игротерапия, арттерапия или терапия искусством ­музы - котерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия)

    4) предметы материальной и духовной культуры.

    Необходимо сказать, что сам процесс со - циальной реабилитации протекает только в деятельности [1]. Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает но - вые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Ос - новными видами деятельности ребенка и под - ростка, в которых они наиболее полно разви - ваются, являются игра, учение и труд.

    Кроме реабилитационных занятий, ко - торые могут проходить в виде тренинга, учебного занятия, в социально-реабилита - ционной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профи - ля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и т. д. Проводится амбулаторно-комплексная реабилитация (социальная, медицинская, профессиональная) инвалидов с рождения до 18 лет. Реализуются следующие направ - ления деятельности: работа с детьми рабо - та с подростками работа с родителями на - учно-методическая работа. Помощь детям с интеллектуальной недостаточностью пре - дусматривает социально-психологическую поддержку их семей.

    В последнее время развиваются новые формы работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, проживающими в семье, и их близким окружением. Например, на базе ддИ № 15, № 28 и ддИ «Южное буто - во» открыты реабилитационные отделения дневного пребывания для оказания детям с отклонениями в умственном и физическом развитии квалифицированной реабилита - ционной медико-социальной, педагогичес - кой помощи, обеспечения их максимально полной своевременной адаптации к жизни в семье и обществе [3].

    В заключение изложенного следует от - метить, что результативность психологи - ческой реабилитации детей с умственной отсталостью должна и может определяться следующими факторами: комплексностью, системностью и последовательностью осу - ществляемого воздействия.

    Материал взят из: Вестник МГОУ «Психологические науки». - №3-2011 >

    Умственная отсталость, вызванная хромосомными аберрациями

    Наследственные болезни, обусловленные нарушениями строения хромосом, тоже сопровождаются нарушениями умственного развития. Среди них наиболее известными являются синдром Уильям-са - Бейрена, синдром Лежена, синдром Вольфа - Хиршхорн и др.

    К характерных признаков синдрома Вильямса - Бейрена (синдрома "лицо эльфа") принадлежат необычное лицо, сужение Надклапанный части аорты или легочной артерии, повышенное содержание кальция в плазме крови.

    Популяционная частота заболевания варьирует в пределах 1: 10 000-25 000 новорожденных независимо от пола. Патология вызвана делецией в длинном плече 7-й хромосомы (7д11.23), которая охватывает примерно 15 генов.

    Основными клиническими признаками синдрома Вильямса - Бейрена является короткий нос с открытыми вперед ноздрями, широкая верхняя и узкая нижняя челюсти, слишком широкий рот, полные щеки, оттопыренные уши, эпикант, малый рост (рис. 6.2).

    Почти всем больным свойственна интеллектуальная недостаточность на уровне имбецильности (И (^ в пределах ЗО 50 баллов). Они разговорчивы, пользуются большим словарным запасом, но пользуются набором речевых штампов, которые часто употребляют невпопад. Большинство больных имеет хороший музыкальный слух. Дети с синдромом Вильямса - Бейрена, как правило, дружелюбны, приветливы, послушны. У них бывают различные неврозоподобные расстройства - страхи, навязчивые мысли, энурез и тому подобное.

    Реабилитация детей с умственной отсталостью

    Рис. 6.2.Синдром Уильямса - Бейрена

    Специфической терапии этого заболевания не существует, поэтому основными направлениями являются симптоматическое лечение и коррекционно-воспитательная работа.

    В школьном обучении больные дети менее успешны, чем можно надеяться, учитывая их личностные черты и уровень интеллекта. Причинами этого являются трудности организации учебно-трудового процесса, повышенная утомляемость и пресыщения этих детей.

    Больные синдром Лежена и синдром Вольфа - Хиршхорн страдают тяжелой умственной отсталостью и живут очень недолго.

    К наследственным патологий, вызванных хромосомными аберрациями, можно отнести также болезни импринтинга, среди которых самыми известными являются наследственные синдромы Прадера - Вилли и Ангельмана.

    Почти все больные синдромом Прадера - Вилли умственно отсталые, но значение их коэффициента интеллекта может варьировать в широком диапазоне - от 20 до 90. Речь затруднено, словарный запас невелик. Часто из-за повышенной пресыщенность и утомляемость больных интеллектуальное отставание кажется более выраженным, чем на самом деле. Если учитывать эти особенности, то можно достичь значительных успехов в обучении и социализации. Больные синдромом Прадера - Вилли, как правило, дружелюбны, но безынициативны, с частыми резкими немотивированными изменениями настроения. В некоторых случаях в них оказываются аутичные черты характера, что может привести к ошибочному диагнозу "аутизм".

    Взрослым больным фоне умственной отсталости различной степени тяжести свойственны эмоциональная неустойчивость и низкая познавательная способность.

    Больные синдром Ангельмана страдают тяжелой умственной отсталостью до уровня идиотии, немотивированной веселостью, задержкой речевого развития.

    Умственная отсталость по моногенных болезней

    В группу моногенных патологий с умственной отсталостью принадлежат определенные наследственные болезни обмена веществ, болезни соединительных тканей, некоторые формы микроцефалии, гидроцефалии и другие заболевания.

    Среди моногенных заболеваний многочисленную группу составляют наследственные дефекты обмена веществ, в частности энзимопатии, или ферментопатии. Известно более 100 энзимопатий, из которых почти для половины разработаны методы медикаментозного или диетологического лечения. Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение в большинстве случаев обеспечивают предупреждение поражения мозга, а следовательно, умственной отсталости на уязвимых этапах его формирования. Наследуются энзимопатии по аутосомно-рецессивным или Х-сцепленным рецессивным типами. их популяционная частота варьирует в широких пределах - от 1: 1000 до 1: 1000000 новорожденных.

    Причиной энзимопатии является отсутствие или значительное снижение активности определенного фермента, блокирует или существенно нарушает тот или другой биохимический процесс. Поскольку большинство ферментных систем многокомпонентная, энзимопатии представлены несколькими генетическими формами. Фермент практически всегда участвует в нескольких метаболических цепях, вследствие чего заболевание поражает несколько систем органов, то есть полисимптомним. В таких случаях изолированные нарушения интеллекта случаются редко, но часто поражается зрение (при галактоземии, гомоцистинурия, мукополисахаридозы, амавротичний идиотии и т.д.).

    Одной из распространенных и изученных энзимопатий является фенилкетонурия. Основной результат этого заболевания заключается в умственной отсталости: в 65% - глубокой, в 32% - значительной и умеренной и лишь в 3% - легкой. Это коррелирует с такими морфологическими признаками, как вторичная микроцефалия, малая масса мозга, дефекты миелинизации в коре больших полушарий (особенно в лобных и височных зонах) и других нервных структурах (например, в зрительных проводящих путях). У детей, больных фенилкетонурией, проявляются значительные нарушения в развитии речи: они либо совсем не способны говорить, или употребляют отдельные слова, не связанные с объектами, которые они обозначают. Звуковоспроизведения и понимания речи собеседников нарушены. Больным детям свойственна плохая координация движений, у них часто случаются эпилептиформные припадки. их поведение разная. В одних детей ее характеризуют двигательное беспокойство, бесцельные манипуляции с предметами и т.д. в других - пассивность, вялость, отсутствие привязанности к близким. Такие дети оживляются только при упоминании о еде.

    Нарушение интеллектуального развития выявлено также в некоторых гетерозигот - носителей аномального гена: в 4% случаев - легкая интеллектуальная недостаточность в 6,5% - нижняя граница нормы по интеллекту с соответствующим невысоким уровнем образования, профессиональной и социальной адаптации.

    Своевременная диетотерапия помогает примерно в 90% случаев предупредить развитие умственной отсталости. Если лечение начинается в старшем возрасте, развитие интеллектуальной недостаточности предупредить не удается, но поведение несколько нормализуется, реже случаются епилептоподибни нападения.

    В некоторых заболеваний (их называют "болезнями накопления") повреждаются ферменты распада определенных веществ, а накопление этих веществ в клетках нарушает их жизнедеятельность. Примером таких патологий является болезнь Немана - Пика, мукополисахаридозы и др.

    По болезни Немана - Пика наблюдается дефицит фермента распада липида сфингомиелину. Продукты неполного распада этого липида накапливаются в клетках печени, селезенки, головного мозга, лимфатических узлах, лимфоцитах. Эту болезнь вызывает мутация гена сфингомиелиназы ( МГ /) 1), что локализованный в коротком плече 11-й хромосомы (11р15.4-15.1) и наследуется по аутосомно-рецессивным типом. Выделяют несколько форм заболевания, но все они характеризуются быстрым нарастанием тяжелых неврологических расстройств и нарушений физического и умственного развития. Больные умирают в возрасте трех-пяти лет. Распространенность болезни Немана - шка составляет 1: 250 000 новорожденных. Лечение симптоматическое.

    К наследственным заболеваниям с умственной отсталостью относится и синдром Мартина - Белла - Х-сцепленный рецессивный патология, которая проявляется преимущественно у мальчиков.

    Во всех случаях этого синдрома наблюдается умственная отсталость, однако глубина ее различна. Так, у больных мальчиков степень умственной аномалии может варьировать от умеренного до глубокого (коэффициент интеллекта 70 35), а у лиц женского пола с этой патологией проявляется лишь легкая интеллектуальная недостаточность.

    Речь больных синдромом Мартина - Белла часто поспешное, неритмичное, искаженное, с нарушением ударений, неразборчивое, с частыми повторами, им трудно подбирать слова.

    Бывают отдельные симптомы детского аутизма и шизофрении. Даже в тех случаях, когда в клинической картине ведущим признаком являются интеллектуальные нарушения, некоторые из присущих аутизма особенностей (уязвимость, склонность к пресыщения, низкая способность к общению, иногда наличие особых интересов) весьма существенные, на них необходимо учитывать в психолого-педагогической работе.

    Динамика болезни иногда демонстрирует тенденцию к снижению интеллектуального уровня, что требует специального изучения. Ведь, кроме биологических причин, на течение патологии могут существенно влиять неадекватные методы обучения и воспитания, используемые в течение нескольких лет. В связи с этим существенное значение в работе с больными синдромом Мартина - Белла имеет поэтапная педагогическая коррекция.

    Среди различных форм умственной отсталости моногенных природы выделяют т. Н. Ксеродермни формы, когда интеллектуальный дефект совмещен с поражением кожи. Примерами таких патологий могут быть нейрофиброматоз и туберозный склероз.

    Для нейрофиброматоза характерно наличие множественных опухолей центральной и периферической нервной системы, органов зрения, внутренних органов, аномалии костей и пигментации кожи, родимых пятен. Выразительная форма нейрофиброматоза случается с частотой 1: 2500 - 1: 3000 новорожденных, наследуется по аутосомно-доминантному типу.

    Выделяют две формы нейрофиброматоза: классическую периферийную (нейрофиброматоз I типа, или болезнь Реклингаузена), ген которой (ЗДЕСЬ ^ И) локализован в 17-й хромосоме (17д11.2), и центральную форму (нейрофиброматоз II типа), ген которой (ИУ. Р2) содержится в 22-й хромосоме (22д12.2).

    Заболевание нейрофиброматоз I типа проявляется с момента рождения или в первое десятилетие жизни. Определяющей диагностическим признаком этой болезни является сыпь мелких пятен цвета кофе в паховых впадинах. Для больных характерны недостатки строения лица и тела: голова, как правило, большая и деформирована, черты лица грубые, увеличенное расстояние между парными органами, глазные щели и ушные раковины деформированы, кисти рук и стопы большие и широкие, шея короткая, грудная клетка сильно искажена .

    Поражение нервной системы различные по спектру, проявлением и динамикой, которая определяется локализацией и размером новообразований. Они проявляются в снижении интеллекта, нарушении памяти, внимания, иногда судорогах. Эти признаки наблюдаются не у всех больных. Начинаются они с незначительных симптомов, но, постепенно нарастая, вызывают расстройства речи, ослабление определенных высших психических функций и, как следствие, трудности в обучении. Со временем во многих случаях это усугубляется индивидуальными аномалиями и может привести к переводу на более низкий или индивидуальный уровень обучения.

    Характерной особенностью нейрофиброматоза II типа является образование опухолей черепно-мозговых нервов и спинного мозга. В клинической картине прежде всего проявляются различные неврологические расстройства, прогрессирующее снижение интеллекта и полное расстройство психики. При этом, как правило, опухоли на коже и периферических нервах не развиваются. Для коррекционной педагогики этот тип заболевания существенного значения не имеет.

    Лечение нейрофиброматоза симптоматическое, опухоли удаляют хирургическим путем.

    Мультифакторной обусловлена умственная отсталость

    Вследствие аддитивного (суммарной) действия многих генов (наследственная составляющая, или предрасположенность) и факторов среды (ненаследственная составляющая) проявляется мультифакторной обусловлена умственная отсталость. Она достаточно распространена, однако изучена недостаточно. Такая умственная отсталость, как правило, не сопровождается неврологическими расстройствами и выразительными морфологическими отклонениями. При этом интеллектуальная недостаточность практически всегда легкая и осложненная по структуре.

    Наследственно обусловлена умственная отсталость разнообразна по клиническим проявлениям и генетической природой. При этом внешние факторы втрое реже, чем генетические, является непосредственной причиной нарушений интеллектуального развития, однако они могут инициировать проявление генетической патологии.

    Реабилитация больных с умственной отсталостью

    Лечение и реабилитация умственно отсталых детей тесно взаимосвязаны и охватывают медицинские, педагогические и социальные мероприятия. Организацию всесторонней помощи таким детям должны осуществлять учреждения здравоохранения, социального обеспечения, общего и профессионального образования.

    Важнейшим условием реабилитации умственно отсталых детей является раннее выявление болезни, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-педагогической помощи, которую должен предоставлять сеть соответствующих учреждений, дифференцированных с учетом возраста и степени умственных недостатков. Эта сеть охватывает специализированные дошкольные учреждения, вспомогательные школы и школы-интернаты для воспитания и обучения олигофренов школьного возраста, специализированные профессионально-технические училища для умственно отсталых подростков, а также интернаты социального обеспечения для больных с глубокой умственной отсталостью.

    Лечебно-педагогические мероприятия подбирают для каждого конкретного случая индивидуально, с учетом клинической картины заболевания, структуры интеллектуального дефекта, характера, языка и моторики больных. Важное значение в улучшении нервно-психического развития детей-олигофренов имеют логопедические мероприятия, направленные на формирование речевых функций и устранения дефектов речи. По интеллектуальной недостаточности, сопровождающейся соматическими, неврологическими и двигательными аномалиями, полезной будет лечебная физкультура, что способствует развитию моторики, координации движений, внимания, эмоциональной сферы, укреплению общего физического состояния больных.

    Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате охватывает начальные этапы трудового обучения, которое занимает одно из основных мест в процессе подготовки умственно отсталых детей к самостоятельной общественно полезной деятельности. Социально-трудовая адаптация лиц с недостатками умственного развития имеет специфические особенности, требует специальных последовательных приемов и методов профессионального обучения с последующим постепенным включением подростков в самостоятельную трудовую деятельность.

    Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

    Источники:
    golmozg.ru, pora.zavantag.com, moyuniver.net, studbooks.net

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное