Методика выявления страхов у детей с помощью рисования

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С

ПОМОЩЬЮ РИСОВАНИЯ СТРАХОВ

Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребенка.

Детям предлагалось рисовать на темы: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».

Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросила принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях было предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.

После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводились два раза в неделю и затрагивали одну или две темы.

Рисунки на тему «В школе».

Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя другие рисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продленного дня третьи же рисовали только себя в центре внимания.

Исследование страхов с помощью рисунков

В центре внимания-

В рисунках на тему «В школе» самое важное то, как ребенок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относится к рисункам на тему «На улице, во дворе». Если в рисунке ребенка мало сверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опеку в семье.

Рисунки на тему «Семья».

Детям дается задание нарисовать всех, с кем живет ребенок.

Исследование страхов с помощью рисунков

Ребенок ближе к

маме или к папе

В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место ребенка. Если ребенок рисует себя между родителями – это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них – это говорит о выраженной привязанности к одному родителю.

Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем».

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребенок должен выбрать его сам.

Исследование страхов с помощью рисунков

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своем сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он старается не думать.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся остается меньше недоказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха и психике ребенка. Важно, во-первых, то, что задание задает учитель, ребенок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого учителя.

Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»

Ребенку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним.

Исследование страхов с помощью рисунков

Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентированной беседы с ними.

Преобладание в рисунках серых тонов и доминирование черного цвета подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоночальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчетливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Следующий этап рисования – направленное устранение всех страхов. которым подвержен ребенок.

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребенка, учитель дает задание нарисовать их.

Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

Страхи, которым подвержен ребенок

Исходя из данных таблицы, составляется график страхов детей

Х

У

Х – % количество детей, которые подвержены страхам

У – страхи, которым подвержен ребенок:

2 – сказочные персонажи

Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам .

В современных цивилизациях существует все более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены, показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учебы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приемов, упражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся, используя отдельные методы и приемы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребенка со стороны окружающих.

Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. – М. ИНФРА-М, 2002.

Левис Ш. Ребенок и стресс. – С-Пб. НЕВА, 2002.

Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство-терапия. – М. Школа-Пресс, 2003.

Овчарова Р.В. Практическая психология. – М. Сфера, 2004.

Коррекция детских страхов на примере школьного учреждения

Коррекционная программа № 1

Тематический план занятий по программе

Занятие 1. «Здравствуйте, это я!»

Цель: знакомство с ребенком, повышение позитивного настроя, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

Разминка: Упражнение Росточек под солнцем

Психолог вместе с ребенком превращаются в маленькие росточки (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

Упражнение Доброе утро.

Психолог и ребенок приветствуют друг друга нараспев.

Упражнение Что я люблю?

Ребенок рассказывает, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т.д.

Упражнение Лягушки на болоте

На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, ребенок должен попасть на все кочки по порядку.

Ребенок рисует зверей.

Занятие 2. Диагностика страхов.

Цель: проведение диагностических методик для выявления страхов у ребенка, чтобы построение занятий было более эффективным.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры.

Разминка: Упражнение Росточек под солнцем

Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов.

Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения ребенка, особенности его темперамента, переживаний и внутреннего мира.

Ребенку предлагается рисовать на темы: “Самое хорошее, самое плохое”, предлагаются цветные карандаши.

Упражнение Доброе утро.

Приветствие друг друга под музыку нараспев.

Методика выявления страхов - рисование на тему“Что мне снится страшное или чего я боюсь днём”.

Упражнение Лягушки на болоте.

Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности (Р.Тэммл, М. Доркй, В.Амен).

Коррекционный блок с З по 9 занятия.

Цель: раскрытие своего Я, достижение эмоциональной комфортности.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

Разминка: Упражнение Росточек под солнцем

Рисунок Мое солнышко

Психолог задаёт вопросы ребенку:

- Тебе нравится твоё имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

Реферат: Анализ понятия страха, основных подходов и методов его диагностики

Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентированной беседы с ними.

Преобладание в рисунках серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Следующий этап рисования — направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребёнок.

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.

Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

2.3 Рекомендации родителям и педагогам

В связи с важностью детско-родительских взаимоотношений рекомендации даются сначала для родителей, а потом для педагогов:

1. Родителям детей со страхами рекомендуется изменить свое отношение к ребенку: исключить некоторые формы наказания, дать ребенку больше свободы, исключить гиперопеку. Стараться быть примером для ребенка и не переносить свои страхи на него, никогда не осуждать ребенка за его страхи и стараться воздействовать не на внешнюю их сторону, а добираться до первопричины.

2. Для предупреждения проявления страхов родителям рекомендуется создавать положительную эмоциональную атмосферу в семье, устраивать совместные поездки в театр, на аттракционы, в парк, за город с целью поднятия эмоционального тонуса детей.

3. Для поддержания благоприятного психического состояния каждого ребенка педагогам надо знать и помнить, что у некоторых детей, имеются серьезные личностные проблемы, которые включают наличие страхов, тревожности, стрессов. Это мешает нормальному протеканию деятельности, общению и может привести к серьезным адаптационным трудностям.

4. Для того чтобы избежать прогрессирования старых страхов и появления новых следует предложить педагогам и воспитателям детских садов руководствоваться выбранными диагностическими методиками, такими как «29 вопросов», «Рисование человека» с целью распознавания детской зависимости от страхов и связанными с ними трудностями адаптации.

5. Дети подверженные страхам нуждаются в особом индивидуальном подходе педагога, прежде всего, который обеспечивается формированием гармоничной среды обитания: ровный спокойный голос, проявления большого доверия к ребенку, исключение гиперопеки.

6. В качестве методов коррекции воздействия предлагается пользоваться методами типа «Рисование страха», «Лепка страха» и игротерапия с использованием игр разной подвижности с целью снижения детской напряженности и зависимости от страхов, активизации и включения детей в коллективную деятельность с другими детьми и др.

В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Страх — это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены, показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, упражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся, используя отдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.

Проблема страха, хотя и уходит корнями в далекое прошлое, все еще остается актуальной и всегда будет ей оставаться, ведь пока существует человек, вместе с ним, в нем самом будет существовать и страх. Конечно, по мере развития общества и цивилизации он будет приобретать новые формы, а люди будут изобретать новые способы борьбы с ним. И если общество и дальше будет развиваться как авторитарно- механистическое, то страх всегда будет жить в душе человека.

Неизбежен ли страх, можно ли от него избавится навсегда?

Необходим ли он для существования человека как, например, боль, сможет ли человек существовать без страха? Скорее всего, нет. Любой человек, совершенно лишенный чувства страха, лишен и всяческой ответственности и обязанности и не способен сосуществовать с другими человеческими индивидами. Поэтому страх не только неизбежен, но и необходим. Как известно, страх положительное качество, когда он мобилизует нас на какое-то действие или останавливает нас. Другое дело, что страх может иметь и отрицательные качества и направлять действия людей в деструктивное русло. Например, одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность. Если человек находит в себе силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, то мучительное чувство страха исчезает. Так возникают войны, происходят убийства и т. д. Также, страх, господствующий в обществе, приводит к психологической замкнутости людей, деформации человеческих отношений, деморализации общества. Решение этой проблемы может проявиться и в таких формах, как садизм, мазохизм, нарциссизм и последняя, злокачественная форма — деструктивность, то есть желание уничтожить всех людей. Человечество должно обуздать излишние страхи, нам необходимо посмотреть своим страхам в глаза и научится жить с этим неизбежным спутником любой высокоорганизованной жизни. Для этого необходимо изучать страх, ибо кто предупрежден, тот вооружен.

Человек начинает бояться, как только появляется на свет, страх усиливается в несколько раз, когда человек учится мыслить, понимает противоречивость своего бытия, которое состоит в том, что природа наделила человека сознанием, оставив его при этом частью себя. Всю жизнь страхи только усиливаются когда человек думает, что наконец-то поборол свой страх, тут же возникает новый, и он начинает искать другие средства и мероприятия против него, и, кажется, что в этом только и состоит смысл жизни.

С развитием техногенной цивилизации, которая разрушала биологическую основу деятельной личности на протяжении нескольких тысячелетий, нагрузка страха на человека постоянно увеличивается, человек вопреки логике не освобождается от биологических древних страхов, а наоборот, усиливает их и постоянно создает новые.

Человеческая цивилизация идет путем страха, а это неизбежно тупиковый путь. Чем дальше развивается цивилизация и сильнее становится интеллектуальная мощь человечества, тем глубже оказывается бездна, в которую скатывается род людской. Такая цивилизация превращает людей в массы, массовым становится и страх, он усредняется, становится единым для всего человечества.

Итак, мы видим, что страх глубоко коренится в биологической структуре человека. Но, тем не менее, эта структура не является врожденной она сформировалась в процессе исторического развития и в принципе поддается изменению. Человек может любить других людей, но для этого он сам должен быть независимой и творческой личностью.

1. Айке Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. М. ЗАО МГ Менеджмент, 1998.

2. Андрусенко В. Н. Социальный страх. Свердловск, 1991 г.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. 1994.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М. 1976.

5. Изард К. Эмоции человека: М. 2002.

6. Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М. Высшая школа, 1996.

7. Левитов Н. Д. О психических состояниях 1964.

8. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство – терапия» — М. «Школа-Пресс», 1996 г.

9. Мэй Р. Проблема тревоги. — М. 2001.

10. Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни. – М. 1974.

11. Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 -№5

12. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.

М. Прогресс, 1979.

13. Риман Ф. Основные формы страха. М. 1998 г.

14. Фадин А. Страх –2. // Юность 1989 -№10

15. Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М. Наука, 1989. С. 349-369.

16. Фриц Риман ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА//Психология мотивации и эмоций. — М. 2002.

17. Шубкин В. Н. Страхи в России. // Социологический журнал 1997 -№3

18. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г

19. Якобсон П. М. Психология чувств. – М. 1956.

20. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь. – М. 1966.

Еще работы по психологие

/ Психология семьи и семейного воспитания / Страхи и тревожность / Страхи и виды тревожности

Работая с тревожными детьми, используются специальные оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения ( оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные.) При этом большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал что его ценят вне зависимости от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно это позволяет детей не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребёнка к другому. Повышенная значимость требований школы ведущая к дезорганизации деятельности детей, сильной напряжённости, снимается посредством приёма «Школа клоунов». Детям читают отрывки из книги Э.Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах это школы, придумывают уроки, отметки. Каждый ребё нок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «Школы клоунов» будет выполнятся, и оно включается в ход «учебных» игровых занятий, что способствует развитию произвольности. Задача такой работы-игры, с одной стороны, показать относительность рамок «хорошо - плохо», а с другой – помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Дети начинают понимать, что требования, правила относительны и необходимы. Таким образом, создаются условия для преодоления стремления всегда и во всём действовать по правилам.

Важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной «не- полноценностью».

Для развития указанных мотивов следует использовать ряд специальных приёмов. Один из них «Я не могу- я могу- я сумею». Суть его состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря что он с ним не справится, учитель просит его выполнить другого ребёнка, который знает меньше и не может справиться с заданием, и изобразить такого ребенка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произносят «волшебное заклинание»: «Я не могу…»- и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание «Я могу…» – дети по очереди говорят что они могут сделать «Я сумею…» - каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчёркивается только, что каждый чего- то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других.

Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям снять повышенную напряжённость. С ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. Здесь можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.п. Это приём можно применять в зависимости от условий.

Работа учителя по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приёмы, описанные выше, а также в специальной группе. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребёнка.

Выявление страхов у детей.

Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов.

Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка.

Детям предлагалось рисовать на темы: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».

Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросила принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях было предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.

После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводились два раза в неделю и затрагивали одну или две те – мы.

Анализ рисунков.

Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя другие рисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продлённого дня третьи же рисовали только себя в центре внимания.

В рисунках на тему «В школе» самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относится к рисункам на тему «На улице, во дворе».Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опёку в семье.

Рисунки на тему «Семья».

Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. Исследование страхов с помощью рисунков.

В рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями- это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них- это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.

Исследование страхов с помощью рисунков.

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во первых, то, что задание задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого учителя.

Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое»

Ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним.

Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентирован ной беседы с ними.

Преобладание в рисунка серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и после дующих, изменяющих первоночальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Следующий этап рисования - направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребёнок.

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.

Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Тестирование проводится после окончания 1 четверти, когда у большинства детей проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу. Целью тестирования является выявление детей с подлинной школьной тревожностью.

Экспериментальный материал-14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом- печальное.

Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания.

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) одевается».

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) играет со старшими детьми».

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) идёт спать».

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) в ванной».

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) убирает игрушки».

Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) со своими мамой и папой».

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни- каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены показали, что работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами ре- шить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, упражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся используя отдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.

1.Вайзман Н. «Реабилитационная педагогика» - М. 1978 г.

2.Изард К. «Эмоции человека» - М. 1980 г.

3.Левис Ш. Левис Ш. «Ребёнок и стресс» –С-П.

4.Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство -

терапия» – М. «Школа-Пресс», 1996 г.

Источники:
works.doklad.ru, studopedia.ru, www.ronl.ru, www.studfiles.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное