Логопедическая помощь детям с зпр

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ЗПР НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ.

Муртазина Рамзия Ризаевна, РФ, г.Казань

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ЗПР НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ.

Инклюзивная школа открывается для совместного образования и воспитания здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями.

Количество учащихся, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ, растет. В массовую школу все чаще поступают дети с ЗПР и умственной отсталостью. У таких детей также наблюдается речевая недостаточность, которая заключается и в дефектах произношения, и в трудностях различения фонем (особенно оппозиционных с-ш, з-ж, р-л, с-щ, ч-ц,ть-ц и др.), и в нарушении слоговой структуры слова, и в бедности лексико-грамматических средств языка. Такие же нарушения проявляются и у детей с общим недоразвитием речи, но у детей с ЗПР дефекты речи сопровождаются недостаточностью их познавательной деятельности. Механизмы возникновения нарушения и закономерности развития разной категории детей различаются. В случае задержки психического развития причины неуспеваемости кроются в наличии определенных психологических особенностей (замедленное созревание эмоционально-волевой сферы, различные цереброастенические расстройства, энцефалопатические нарушения). К сожалению, врачи не фиксируют у большинства детей отклонений в познавательной сфере, эмоционально-личностной неготовности к обучению, а педагоги сталкиваются с проблемами школьной незрелости детей повсеместно. Несущественные на первый взгляд отклонения расцениваются как индивидуальная особенность, которая не скажется на дальнейшем развитии ребенка. Часто в такой разряд попадают такие нарушения, как ЗПР и ОНР. Круг вопросов, возникающих при обучении детей, часто выходит за рамки компетенции учителя-логопеда. Поэтому остро возникает необходимость совместной коррекционно-развивающей работы в школе разных специалистов, а именно, логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов.

Особое внимание в коррекционной работе с деть­ми должно уделяться ближайшему социальному окруже­нию ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей является снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление по­нимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребенка.

Взаимодействие учителя, психолога, логопеда и других специалистов с роди­телями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.

Прежде чем говорить о коррекционной работе с детьми с ЗПР, нужно определить, что является причиной пониженной обучаемости (общая педагогическая запущенность, соматическая ослабленность, микроорганическая недостаточность мозга или что-то другое). Специалистами осуществляется проведение дифференциальной диагностики выявленных особенностей развития с целью определения истинной причины нарушения и выбора оптимальных условий для осуществления коррекционно-развивающего обучения.

На школьного логопеда всегда была возложена ответственность за детей с теми или иными нарушениями. Одно из важных условий коррекционной работы – выработка единства требований к ученику со стороны учителя-предметника и логопеда. Здесь задача логопеда состоит в том, чтобы научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики. Ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося.

К сожалению, многие учителя к разряду отстающих относят и детей с минимальными мозговыми дисфункциями. Во многих школах несправедливо относятся к так называемым медлительным детям. Часто и такие дети попадают на школьный логопункт из-за специфических ошибок письма, как-то пропуск букв, слогов, недописывание слов. После проведения индивидуальной диагностики логопед доводит до сведения учителей информацию о необходимости дифференцированного подхода к учащимся, о недопустимости предъявления высоких требований к темпу письма, о проведении звукобуквенного анализа, о применении приемов проговаривания, комментирования во время письма на протяжении длительного времени в начальной школе. На школьных методических объединениях логопеды затрагивают тему здоровьесберегающих технологий и приемов. Ведь даже тетрадь, испещренная исправлениями красной пастой, является серьезным фактором стресса для детей с ОВЗ. К сожалению, ученикам именно в школе навешиваются такие ярлыки, как «тормоз» или «тормознутый». И не последнюю роль в этом играют учителя, которые неосознанно часто высказывают свое отношение к таким ничего не успевающим детям и закладывают негативное отношение к ребенку с определенными трудностями в обучении. Дети в начальной школе, подражая любимому педагогу, подхватывают все реплики учителя.

Необходимо отметить, что результаты коррекционной работы с детьми с ЗПР различны: это могут быть значительные исправления нарушений и такие, которые подчас незаметны для окружающих, но огромные для ребенка и его близких. Можно сказать, что «тройки» некоторых учеников гораздо серьезнее, если можно так выразиться, «пятерок» отличников, которые были успешны с самого начала обучения. Педагоги должны помнить, что каждый ребенок берет из коррекционных возможностей то, что он в состоянии взять. Несмотря на то, что не все дети при коррекционном воздействии дойдут до так называемой нормы, тем не менее, нужно соблюдать принцип нормативности развития (как ориентация на возрастную норму) и принцип работы в зоне ближайшего развития.

Содержание коррекционной работы по преодолению отклонений в речевом развитии включает в себя следующие моменты: коррекция дефектов произношении, развитие фонематических процессов, навыки анализа и синтеза слого-звукового состава слова коррекция нарушений лексико-грамматического строя, которая предполагает развитие у детей умения пользоваться различными способами словообразования, овладение словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями простых и сложных предложений развитие навыков построения связного высказывания, умения связно, последовательно формулировать мысли при передачи содержания сюжетной картины или текста коррекция нарушений чтения и письма.

Одновременно с коррекцией нарушений устной и письменной речи должно идти развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: внимания, наблюдательности, способности к запоминанию, к переключению, познавательной активности, навыков и приемов самоконтроля, произвольности общения и поведения. На логопедических занятиях необходимо формировать следующие учебные умения: планирование предстоящей деятельности (активное осмысление материала, выделение главного в материале) контроль за ходом своей деятельности (умение работать с образцами, умение пользоваться приемами самоконтроля) работа в определенном темпе умение проводить анализ, сравнение применение знаний в новых ситуациях.

Тенденция коррекционного логопедического воздействия заключается в побуждении детей к речемыслительной активности в различных видах деятельности. Для оптимизации корригирующего обучения необходимо развивать коммуникативную готовность к обучению. Сюда относятся: умение внимательно слушать и слышать учителя, умение не отвлекаться, умение подчинять действия инструкциям умение понять задачу в словесной форме умение владеть вербальными средствами общения при выполнении учебного материала согласно полученной инструкции умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия.

Оказание помощи детям с ЗПР всегда проводится комплексно. Совместно с психологом школы на основании результатов обследования разрабатывается перспективное планирование занятий на учебный год. По завершению логопедического обследования детей учитель-логопед информирует педагога-психолога об имеющихся нарушениях речевой сферы развития у детей с ЗПР. Сюда относятся нарушения общей, тонкой и артикуляционной моторики недостатки фонетико-фонематического восприятия, дефекты произношения ограничения объема активного и пассивного словаря, пробелы в формировании лексико-грамматического строя речи, навыки сформированности связной речи, виды нарушений письменной речи. Педагог-психолог акцентирует внимание на индивидуальных особенностях детей: мотивации деятельности и самооценке, работоспособности объеме внимания, устойчивости и способности к распределению, объеме слуховой и зрительной памяти, прочности запоминания целостности и избирательности восприятия сформированности понятийного мышления, мыслительных операций, навыков суждений и умозаключений.

Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов позволяет определить особенности речевой, когнитивной и личностной сферы ребенка с ЗПР, обозначить направления, пути и методы психолого-логопедической помощи.

В процессе обучения детей происходит постоянное оказание помощи учителями-логопедами родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах коррекционно-педагогического воздействия. Так, многие дети с ОНР и ЗПР с трудом осваивают технику чтения. Школьные логопеды рекомендуют родителям самим читать тексты по таким предметам, как окружающий мир и литературное чтение. Затем необходимо задать ребенку несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать текст.

Таким образом, в результате усилий логопеда, психолога, всего педагогического коллектива, родителей детей с ЗПР возможно сделать обучение детям с разными образовательными потребностями более комфортным и успешным.

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.-М.:АРКТИ, 2000.

Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное пособие.-М. ВЛАДОС, 2003.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Проблема для обсуждения: Что необходимо сделать для успешной помощи детям с ЗПР?

Предложения: Для успешной логопедической помощи необходимо знать психолого -педагогическую характеристику ребенка с ЗПР.

Введение: Для выбора темы послужило то, что недостаточно практического материала в логопедической помощи детям с ЗПР. Полезны будут для воспитателей и дефектологов детского сада. Преимущественно идет литература для работы с детьми с интеллектом нормы, а для детей с задержкой практической литературы не достаточно.

Всесторонее обследование психических функций внимания, восприятия, мышления, воображения и речевое развитие ребенка. Могу использовать в своей работе.

МАМАЙЧУК И.И. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ.

В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокоррекциинные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития

КАТАЕВА А.А.-СТРЕБЕЛЕВА Е.А. ДОШКОЛЬНАЯ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА

Учебное пособие создано на основе обобщения практического опыта работы с детьми, с учетом современных подходов к воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта, анализа этапов становления дошкольной олигофренопедагогики в России.

ЕКЖАНОВА Е.А. СТРЕБЕЛЕВА Е.А. КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Личность ребенка, его эмоциональное состояние стоят во главе коррекционно-педагогического воздействия на всех этапах обучения.

Эту литературу можно использовать в своей работе, можно рекомендовать воспитателям и родителям.

3. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/osobennosti_logopedicheskoy_raboti_s_detmi_s_zpr.html. Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР

Воспитание и обучение детей, страдающих теми или иными дефектами речи, оказывается особенно важным. Как воспитание таких детей, так и их перевоспитание требуют от логопеда знания закономерностей развития речи, а также развития тех процессов, которые тесно связаны с речью. Именно на основе закономерностей (физиологических и психологических ) строятся специальные методы логопедического воздействия.

4. http://masyanya-188.ucoz.ru/load/v_pomoshh_studentam_zaochnikam/kursovye. особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, Эта статья может быть использована как в работе, так и в консультациях с родителями, учителями-логопедами и учителями-дефектологами.

5. http://www.pedlib.ru/Books/4/0275/4_0275-26.shtml Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР . Основные принципы логопедической работы, развитие и характеристика речи детей. Особенности логопедической работы с детьми, которые страдают задержкой психического развития. Аспекты соотношения речи и мышления на последующих этапах развития ребенка.

Особенности логопедической работы при ЗПР. В данной статье дается к лассификация детей с ЗПР с учетом их речевых нарушений, о сновные направления логопедической работы с детьми с ЗПР

КОРРЕКЦИЯ. Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения

• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти

• формирование пространственных представлений

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами)

• формирование морфологической и синтаксической системы языка

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

• формирование анализа структуры предложений

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Специфику содержания и методов логопедической работы по коррекции фонетических нарушений у дошкольников с ЗПР определяет целый ряд особенностей (Н.А.Менчинская, 1971 Н.А.Никашина, 1972, 1977 В.А.Пермякова, С.А.Домишкевич, 1981 В.А.Смелик, 1994 У.В.Ульенкова, 1990 и др.):

1. возрастные, характерологические особенности дошкольников с ЗПР, их эмоциональная пассивность предусматривают проведение с ними подготовительных занятий с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом

2. Присущая детям с ЗПР сниженная познавательная активность определяет необходимость использования на логопедических занятий тех видов заданий, при осуществлении которых она достаточно высока. По данным исследований Н.А.Менчинской (1971), А.Н.Цымбалюк (1974), пробуждающими познавательную активность детей с ЗПР являются перцептивные процессы. Это требует применения в логопедической работе достаточно большого количества наглядного материала.

Наряду с опорой на принцип постепенного перехода от простого к сложному целесообразно использовать возбуждающий познавательную активность метод контрастности заданий (П.Я.Гальперин, 1985).

3. Для детей с ЗПР характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий. В связи с этим дошкольникам с ЗПР рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему работы задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность.

4. Нарушение целенаправленности и произвольности действий у детей с ЗПР связано с несформированностью регулирующей функции речи (В.И.Лубовский, 1978). С целью усиления речевого контроля за точностью выполнения заданий у дошкольников с ЗПР необходимо использовать речевое планирование деятельности, выполнение упражнений под комментарий логопеда либо в сочетании с собственной речью ребенка, заключительный анализ итогов работы.

5. Для дошкольников с ЗПР характерно нарушение смыслообразующей функции. При осуществлении ими сознательно регулируемой деятельности необходимо развивать смысловую иерархию действий, то есть для достижения ими заданной цели требуется активная ориентировка в задании. Трудности осознания детьми с ЗПР предлагаемых заданий предусматривают расширение ориентировочной части:

· обязательное рассмотрение структуры материала и действия

· выделение в материале ориентиров, а в действии – последовательности его отдельных движений

· неоднократное повторение задания

· предъявление простых инструкций, предусматривающих выполнение одного действия

· использование инструкции с несколькими требованиями предусматривает значительное расширение ориентировочной части, использование речевого проговаривания последовательности действий, поэтапной проверки правильности ее выполнения.

6. Исполнительная часть задания предполагает у детей с ЗПР:

· первоначальное замедление и развернутое выполнение действий

· опору на показ и словесные инструкции

· осознание ребенком правильности и ошибочности произведенного действия (обязательный анализ ошибки ребенка со стороны логопеда)

· использование стимулирующей, предупреждающей и направляющей помощи логопеда (изменение условий работы, организация внимания ребенка перед выполнением задания, наводящие вопросы, аналогии, дополнительный наглядный материал и т.д.), а также помощи по просьбе ребенка.

Эффективность логопедической работы по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР в значительной степени определяется дифференцированным и комплексным подходом в коррекционно-логопедическом воздействии с учетом механизмов и структуры фонетического дефекта, уровня сформированности речевых и неречевых процессов, а также индивидуально-психологических особенностей детей с задержкой психического развития.

1. Голубева Г. Г. Механизмы фонетических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития // Актуальные проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей с проблемами в развитии. СПб. 1998.

2. Дети с временной задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М. 1971.

3. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М. 1984.

4. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. — Спб. 1992.

5. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М. 1990.

6. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. — М. 1990.

Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР.

Теория. Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с ЗПР и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.

Диагностика. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны собщими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Коррекция. • развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения • развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти • формирование пространственных представлений • развитие слухового восприятия, внимания, памяти • коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики • коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова • развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами) • формирование морфологической и синтаксической системы языка • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений • формирование анализа структуры предложений • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

1. По каким направлениям проводится логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР?

2. Какие особенности детей с ЗПР надо учитывать при построении логопедической работы по коррекции фонетических нарушений?

3. Что необходимо уметь логопеду в процессе коррекционной работы с детьми с ЗПР?

4. Правда ли, что речевые нарушения встречаются гораздо чаще у детей с ЗПР, нежели у здоровых детей?

5. Сколько групп детей с ЗПР выделяет Е. В. Мальцева с учетом характера их речевых нарушений? Назовите их.

1. • Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения • развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти • формирование пространственных представлений • развитие слухового восприятия, внимания, памяти • коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики • коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова • развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами) • формирование морфологической и синтаксической системы языка • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений • формирование анализа структуры предложений • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

2. 1) возрастные, характерологические особенности дошкольников с ЗПР, их эмоциональная пассивность предусматривают проведение с ними подготовительных занятий с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом

2) присущая детям с ЗПР сниженная познавательная активность определяет необходимость использования на логопедических занятий тех видов заданий, при осуществлении которых она достаточно высока. Это требует применения в логопедической работе достаточно большого количества наглядного материала. Наряду с опорой на принцип постепенного перехода от простого к сложному целесообразно использовать возбуждающий познавательную активность метод контрастности заданий.

3) Для детей с ЗПР характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий.

4) Нарушение целенаправленности и произвольности действий у детей с ЗПР связано с несформированностью регулирующей функции речи. С целью усиления речевого контроля за точностью выполнения заданий у дошкольников с ЗПР необходимо использовать речевое планирование деятельности, выполнение упражнений под комментарий логопеда либо в сочетании с собственной речью ребенка, заключительный анализ итогов работы.

5) Для дошкольников с ЗПР характерно нарушение смыслообразующей функции.

3 . В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

5. Е. В. Мальцева выделяет 3 группы. Первая группа — дети с изолированным дефектом. Вторая группа — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИДЕТСТКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

Проблемы организации логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы

Ольга Кривомлина
Проблемы организации логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы

Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу . В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон. от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп . В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

Работая в детском саду в группе компенсирующей направленности, перед нами становится очевидным ряд проблем при организации работы с детьми с ЗПР в условиях разновозрастной группы :

• проблема позднего выявления данной категории детей и тем самым несвоевременное оказание соответствующей помощи

• проблема организации коррекционной работы с детьми разного возраста

• проблема реализации комплексного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с ЗПР.

• проблема интеграции детей с особенностями в развитии в группы нормально развивающихся сверстников

• специфика логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы .

Проанализировав существующие подходы к диагностике и коррекции нарушенного развития, мы разработали систему организации коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в условиях разновозрастной группы .

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка .

В связи с этим перед коллективом и мной встала необходимость организации работы по раннему выявлению и профилактике речевых и психологических нарушений у детей массовых групп . В нашем учреждении создан медико-педагогический консилиум, состоящий из специалистов разной направленности (учителя-логопеды . педагог-психолог, медицинские работники, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, методисты по коррекционно-образовательной работе). В работу консилиума входит выявление детей с проблемами в речевом и психическом развитии совместное планирование коррекционно- воспитательной работы проведение профилактических и коррекционных мероприятий. Ежегодно (в декабре, январе) проводится плановое обследование детей массовых групп . внеплановые обследования вновь поступивших детей, по просьбам родителей и рекомендациям педагогов могут проводиться в течение учебного года.

Организация коррекционно-воспитательной работы в разновозрастной группе .

Вторая проблема . с которой мы сталкиваемся - организация коррекционной работы с детьми разного возраста . Так как, в нашу группу поступают дети от 3 ,5 до 6 лет, мы не можем не учитывать этот фактор при планировании коррекционно-образовательного процесса. Работа в группе cтроится с учётом возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей. После проведения углубленной диагностики формируются подгруппы (по уровню актуального развития детей) с подвижным составом. Есть дети, которые выносятся на индивидуальную работу в силу особенностей их психофизиологического и речевого развития. Для них составляются индивидуальные планы сопровожден6ия, и постепенно ребёнок вовлекается в групповую деятельность (сначала, как зритель, далее, как активный участник) .

Конечно, работа в разновозрастной группе требует от педагогов повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. Однако нельзя не отметить, что в такой ситуации есть и плюсы. возможность для ребёнка последовательно и гармонично переживать свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир возможность меняться и примерять новые роли преимущества развития игровой деятельности в разновозрастном коллективе .

При работе с детьми с ЗПР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов . логопеда . дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога, инструктора по ЛФК, массажиста. В нашем саду есть такая возможность и поэтому я использую это, как одно из важных средств, преодоления нарушений речевого и психического развития детей.

Реализация комплексного подхода в нашем учреждении строится по следующим направлениям :

Диагностика (совместное выявление детей с проблемами в речевом и психическом развитии)

Разработка комплексного плана коррекционно-развивающей работы, направленной на всестороннее развитие детей, коррекцию недостатков развития, предупреждение возникновения вторичных нарушений

Коррекция нарушений в развитии детей

Предупреждение и преодоление трудностей в освоении воспитанниками общеобразовательных программ

Работа с родителями (консультирование, совместные мероприятия, открытые занятия, семинары-практикумы, информационные газеты, педагогами (консультирование, проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий, специалистами (совместные мероприятия, ведение журналов взаимосвязи) .

Работая в тесной взаимосвязи, мы добиваемся положительных результатов в обучении воспитании детей с ЗПР.

Интеграция детей с ЗПР на последнем году обучения и воспитания в массовые группы .

В нашем учреждении опробована и налажена система работы по интеграции дошкольников с ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников на последнем году воспитания и обучения.

Поступая в группу компенсирующей направленности на 2 и 3 года, дети получают квалифицированную помощь команды специалистов, работающих над всестороннем развитием каждого ребёнка, не только исправляя имеющиеся недостатки в развитии, но и помогая раскрывать потенциал малышей.

Работая таким образом, мы получаем хорошие результаты. И перед нами становится вопрос о возможности интеграции детей в группы нормально развивающихся сверстников на последнем году воспитания и обучения в дошкольном учреждении.

Для успешной реализации процесса интеграции особенных детей в массовые группы . необходимо соблюдать следующие условия :

• Дифференциальная психодиагностика каждого ребенка (решение принимается совместно с психолого -медико-педагогической комиссией).

• Система сопровождения детей. Отправляя ребёнка в массовую группу . специалисты готовят рекомендации для воспитателей по проведению индивидуальной работы, по закреплению и развитию полученных умений и навыков. При необходимости продолжается логопедическое и психологическое сопровождение детей.

• Подготовка окружения к процессам интеграции и инклюзивного обучения детей с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов массовых и специальных (коррекционных) учреждений и программ повышения родительской компетентности.

• Поддержке педагогов, которые работают в группах инклюзивного обучения. Здесь психолог помогает преодолеть страх . тревожность, связанные с поиском правильных подходов во взаимодействии с учениками с особыми образовательными потребностями.

Преимущества инклюзивного образования. это – создание благоприятных условий для их успешной социализации и индивидуализации, где эти процессы понимаются в более широком смысле. Основой такой индивидуализации является возможность вести каждого конкретного ребенка в направлении образовательного стандарта своим путем, не снижая в целом уровня образования. Такой принцип изменяет не содержание, а методы и пути обучения.

Специфика работы логопеда с детьми ЗПР

Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Поэтому работа логопеда не может быть ограничена только развитием основных компонентов речевой системы. При разработке воспитательно-образовательного плана мы учитываем не только возрастные, но психофизиологические особенности наших детей.

Свою работу по преодолению системного недоразвития речи детей я строю по направлениям :

развитие лексико-грамматического строя речи,

развитие фонематических процессов,

развитие связной речи

развитие просодических компонентов речи.

Подгрупповые занятия организованы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи и по формированию фонематического восприятия и развитию речи. На индивидуальных занятиях проводится работа по коррекции недостатков произношения, по развитию мелкой моторики, речевого дыхания, устранению недостатков различных компонентов речевой системы (словарный запас, грамматический строй, фонематические процессы, связная речь, просодическая сторона речи и др.)

Нетрадиционные методы в работе с детьми с ЗПР

Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Поэтому, на занятиях с детьми наряду с традиционными логопедическими играми и упражнениями, использую нетрадиционные формы и методы работы. арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, оригами, звукотерапия, цветотерапия, песочная терапия.

Публикации по теме:

Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду комбинированного вида для детей с ЗПР Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду комбинированного вида для детей с задержкой психического развития. В настоящее.

Организация работы по художественному воспитатнию детей с задержкой психического развития. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Особенности развития детей с задержкой психического.

Источники:
infourok.ru, www.openclass.ru, studopedia.ru, www.maam.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное