Тетради для детей с зпр

Консультация для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Тетради для детей с зпрВ настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеют негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС (соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания). Еще одной причиной ЗПР у детей, это педагогическая запущенность, неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации.

К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не развиваются предпосылки логического мышления, проявляется низкий уровень интеллектуальной активности, снижены речевые возможности, ограничен словарный запас об окружающем. В эмоционально-волевой сфере отмечается общая незрелость, плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствии чего детям трудно подчиняться требованиям педагога.

И, как следствие, эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе (С. Г. Шевченко, 2003).

Основной задачей подготовки к школе детей с ЗПР является повышение уровня психического развития: интеллектуального, эмоционального, социального.

Подготовка к школе осуществляется с целью помочь ребенку с нарушениями в развитии на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, и рассматривается не как самоцель, а как одно из средств, психического развития и воспитания у него положительных качеств личности.

При подготовке к школе детей с ЗПР ставим следующие задачи:

  • Освоение эталонов цвета, формы, величины
  • Освоение понимания между временными, пространственными, количественными отношениями
  • Освоение продуктивных видов деятельности
  • Развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте
  • Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира
  • Формирование диалогической и монологической речи
  • Развитие элементарных математических представлений
  • Формирование навыков игровой деятельности, а также элементов учебной деятельности.
  • Указанные задачи реализуются в программах подготовки к школе детей с ЗПР и тематическом планировании занятий.

    Работаем мы по коррекционной программе С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР» (в 2-х книгах), а также авторским программам: «Ознакомление с окружающим и развитие речи», автор С. Г. Шевченко «Развитие фонематического восприятия» (5-6 лет), «Подготовка к обучению грамоте» (6-7 лет), автор Р. Д. Тригер «Формирование элементарных математических представлений» (5-7 лет), автор Г. М. Капустина.

    Прежде чем начать проводить коррекционную работу, нужно выявить уровень развития, на котором находится ребенок с нарушениями в развитии. С этой целью проводится психолого-педагогическое обследование каждого воспитанника, где устанавливается индивидуальные особенности психофизического развития, его возможности в обучении, сформированность навыков обучения общую осведомленность и социально-бытовую ориентировку знания и представления об окружающем состояние эмоционально - волевой, двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук) адекватность поведения. Собирается анамнез ребенка, все данные заполняются в личные дела, и определяется индивидуальная программа обучения.

    При подготовке детей к школе, важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний об окружающей действительности.

    При изучении каждой темы происходит взаимосвязь следующих видов деятельности: наблюдения за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практическая деятельность детей и дидактические игры (настольно-печатные, словесные, с игрушками, предметами).

    Закрепление знаний и представлений происходит в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.

    Спецификой в организации занятий по ознакомлению с окружающим миром являются наличие практической деятельности при изучении любой темы (например, при прохождении темы «Деревья» дети собирают природный материал, подбирают листья, одинаковых по цвету, размеру, составляют букеты и т.п.) Затем можно предложить нарисовать то, что они увидели на прогулке, подсказав сюжеты (особенно то, что у них вызвало радость, удивление): «Зимний лес», «Поможем лесовичку украсить домик», «Мое любимое животное».

    Дети с ЗПР в связи с низким уровнем сенсорного развития не могут сравнивать предметы по определенным признакам, группировать и классифицировать их. В связи с этим проводятся занятия, направленные на формирование обобщенных представлений о цвете, форме, величине, расположении предметов в пространстве. Важную роль в формировании этих умений играют дидактические игры. Подбираются такие игры, которые будут направлены на решение учебной задачи. Так, для развития ориентировки в свойствах предметов используются игры: «Спрячь мышку», «Разноцветная полянка», «Геометрическое лото», кубики «Дьянеша» (где ребенок сначала выкладывает предмет непосредственно на образце, затем можно предложить выложить на столе, глядя на образец, и как усложненный вариант – выложить по памяти).

    Система работы по ознакомлению с окружающим миром, способствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно рассказывать о собственном опыте.

    При составлении рассказов ребенок опирается на наглядный план в виде картинок или пиктограмм.

    Учим детей рассказыванию по сюжетной картине или серии последовательных картин:

    - Придумай название картины
    - Определи время и место действия
    - Передай содержание картины
    - Восстанови последовательность событий (что было сначала, а что потом)
    - Слушай внимательно ответы своих товарищей.

    В программе фонематического восприятия и подготовки к обучению грамоте ставятся следующие задачи:

  • Развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих)
  • Обогащение словарного запаса и связной речи
  • Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению
  • Совершенствование сенсорного опыта, умение выделять основные группы русского языка – гласные и согласные звуки.
  • Дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве общения. Даже в 7 лет детям оказывается малодоступным последовательное выделение звуков в слове.

    Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов.

    Очень важны игры и упражнения для отработки сильного, плавного и длительного выдохов, и на этом этапе мы предлагаем игры с пропеванием гласных звуков с движениями.

    Вычленение звуков из слова начинается с гласных звуков, находящихся в ударном положении затем взрывных согласных (к-г-х), сонорных (м-н).

    Для поддержания интереса к занятиям используем игровые приемы, дидактические и сюжетные игры. Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произнесения: участием голоса, положением губ, языка. Обращаем внимание на то, что одни звуки произносятся с голосом, свободно, произношение других связано с тем, что губы или язык образует преграду.
    Кроме того, знакомим детей с условными обозначениями этих звуков (гласные обозначаем красной фишкой, твердые согласные – синей, мягкие согласные – зеленой). Дети учатся в тетрадях самостоятельно вычерчивать условно-графические схемы слова цветными карандашами.

    Выделение предложения из речи представляет значительную трудность. При формирования этого умения используем условно-графическую схему предложения. Объясняем детям, что начало линии имеет подъем, что при письме каждое предложение начинается с заглавной буквы. Затем выделяются отдельные слова: ребенок, проговаривая каждое слово, обозначает его короткой линией: сколько слов в предложении, столько и коротких линий, в конце ставится точка.

    Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях:

  • гимнастика пальцев и кистей рук
  • ориентирование на листе бумаги
  • обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей
  • отработка элементарных графических навыков
  • соотнесение звука и буквы.
  • Работа по развитию тонкой моторики осуществляется как педагогами, а также в виде рекомендаций родителям. Детям предлагается большое разнообразие игровых пособий по развитию мелкой моторики: шнуровки, мозайки, конструкторы, мячи, нанизывание бус, бельевые прищепки, шаблоны по лексическим темам, игрушки из «киндер – сюрпризов» - для вытаскивания из «сухих бассейнов» горох, фасоль (выкладываем из них буквы, цифры, предметы).

    Обучаем детей приемам самомассажа кистей рук. Проводим с детьми пальчиковые игры, их мы подбираем к каждой лексической теме.

    Перед нами и родителями ставится еще одна задача – подготовить руку ребенка к письму. Первоначально используется нелинованная бумага, отрабатываются ритмические, круговые движения рук, имеющие широкий размах, Постепенно размах уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Каждое графическое задание включено и понятно детям: рыбки плывут по волнам, волшебный клубок и т.д.

    Детей более старшего возраста знакомим с разлинованной в клетку тетрадью, где дети учатся в ней работать: проводить наклонные линии, «продолжи строчку до конца», рисунки по клеткам по лексическим темам, дорисовывание недостающих частей буквы, раскрашивание наложенных контуров букв и цифр.

    Программа по развитию ФЭМП у детей с ЗПР предусматривает развитие элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование о способах измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение задач на сложение и вычитание.

    Не секрет, что дети механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки. С трудом запоминают цифры и знаки отношений. У некоторых дошкольников имеются нарушения пространственной ориентировки, а также наблюдается недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр. У них чаще встречается зеркальное написание цифр. Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дошкольники не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры в непривычном ракурсе, в перевернутом положении.

    Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной. Выражается тем, что дети в состоянии запомнить небольшие порции информации, для них чаще приходится повторять материал. Они склоны механически заучивать материал без его понимания.

    Поэтому необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии. Все обучение носит наглядно-действенный характер. Все математические понятия ребенок усваивает в процессе активной деятельности: в играх, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка, раскрашивание) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, геометрических фигур). Посильная работа детям доставляет им радость, помогает снять умственное переутомление.

    На занятиях используем настольные игры: геометрическое лото, домино, мозайку. В группе находится наборное полотно с демонстрационным материалом: фланелеграф с цифрами, геометрическими фигурами, а также разнообразный раздаточный материал (игрушки, геометрические фигуры, предметные картинки). На занятиях используем тетради с печатной основой, а также рабочие тетради в крупную клетку, в которых дети работают в вечернее время с воспитателем.

    Работаем мы в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года на родительском собрании знакомим со спецификой коррекционной группы, с результатами диагностики в индивидуальном порядке. Приглашаем родителей на консультации. Во втором полугодии проводим «День открытых дверей», с показом занятий, презентаций активно готовимся к утренникам, выпускам в школу. Для родителей оформлен стенд, где вывешиваются консультации, памятки для выполнения домашних заданий.

    Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости выполнения домашних заданий. Работа заключается в том, что родитель совместно с ребенком закрепляет те умения и навыки, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях (развитие лексико - грамматических средст языка, обучению грамоте и звукопроизношению).

    Таким образом, нужно говорить о необходимости обучать и воспитывать детей с ЗПР в особых условиях и иными методами, чем те, которые используются в массовых детских садах. Коррекционно-развивающие занятия становятся при этом не только средством подготовки к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и всестороннего развития личности.

    Никитина Светлана Юрьевна,
    учитель-дефектолог МАДОУ № 357
    г. Казань, Республика Татарстан

    Коррекция психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и оттого, что мы заложим в наших детей. С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

    У детей с ЗПР наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития:

    - восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений затруднения выполнения сложных двигательных программ.

    - пространственных представлений. Ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

    - внимания. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

    - памяти. Отмечается снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной заметное преобладание наглядной памяти над словесной низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. У ребёнка проявляется неумение организовывать свою работу недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания недостаточный объём и точность запоминания низкий уровень опосредованного запоминания преобладание механического запоминания над словесно-логическим.

    - познавательной деятельности. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам. Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может. У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.

    В специальной группе для детей с ЗПР созданы особые условия: небольшая наполняемость групп, участие в работе с ребенком широкого круга специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели) содержание воспитания, отбираемое в соответствии с интеллектуальными возможностями ребенка, способствующее разностороннему воздействию на него, включение ребёнка в разнообразные виды деятельности многообразные формы организации воспитания и обучения (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с приоритетом последних). Все эти условия способствуют раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка с проблемами в развитии.

    В начале учебного года проводится первичное комплексное диагностическое обследование детей всеми специалистами, которые в дальнейшем будут работать с ребенком. Комплексная диагностика позволяет выявить состояние основных сфер психического развития ребенка и его потенциальные стартовые возможности. В соответствии с результатами диагностики педагог – психолог развивает у детей с ЗПР – эмоционально – волевую сферу, а развитием психических процессов занимается, в первую очередь, учитель – дефектолог. Целенаправленно планируется одно подгрупповое и одно индивидуальное занятие в неделю по коррекции психических процессов, длительность которых не превышает 20 минут.

    Имеющийся у учителя-дефектолога материал по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста, как правило, собран из разных источников и поэтому разрознен, и не всегда подходит в работе с данной категорией детей. Мною было проведено обобщение имеющегося материала по таким направлениям, как восприятие, внимание, память, мышление, развитие элементарных математических представлений, обучение грамоте, мелкой моторики.

    В настоящее время выходит множество различных рабочих тетрадей, которые направлены на развитие психических процессов. Но эти тетради, как правило, рассчитаны на детей с сохранным интеллектом и, следовательно, в своем первоначальном виде в работе с детьми с ЗПР целиком не подходят. Специальные (коррекционные) группы работают целую неделю по одной лексической теме и поэтому целесообразнее, давать детям материал, направленный не только на коррекцию психических процессов, но и на развитие словарного запаса.

    Поэтому у меня, в свое время, встала проблема в систематизации всего имеющегося разрозненного материала по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Систематизация - мыслительная операция, которая выражается в расположении отдельных предметов, фактов, явлений, мыслей в определенном порядке (пространственном, временном, логическом). Систематизация учебного материала может выражаться в приведении частей целого в какой-то порядок, в определенную систему, в которой отдельные части, располагаясь в известных отношениях друг к другу, составляют единое целое.

    Итак, материал был мною систематизирован в каталоги по всем направлениям работы учителя-дефектолога. Материал по коррекции психических процессов собран не только на бумажных носителях, но и в электронном виде. Каталоги созданы:

    - по коррекции восприятия:

    - по коррекции внимания

    - по коррекции мышления:

  • наглядно - действенного
  • наглядно – образного
  • элементов логического мышления
  • - по коррекции памяти.

    Каталоги содержат как демонстрационный материал, так и индивидуальные карточки – задания в тетрадь для работы на подгрупповом и индивидуальном занятии.

    Отбор материала осуществляться в зоне актуального развития ребенка с учетом зоны его ближайшего развития (то есть представления о том, какого результата можно добиться, используя данный материал).

    На занятие материал подбирается с учетом возможностей ребенка (от простого – к сложному) и проходимой лексической темы (по возможности). Обучение на занятии учителя-дефектолога носит индивидуально-подгрупповой характер (то есть осуществляется дифференцированный подход). Это когда учитель-дефектолог одновременно занимается с несколькими детьми, однако работа носит индивидуальный характер, так как дети имеют разные стартовые возможности, начинают и заканчивают выполнение задания в разное время, поэтому педагог на одном занятии предъявляет разные требования к умениям и навыкам детей к концу занятия. Исходя из этого, осуществляется подбор материала из каталога для проведения подгрупповой и индивидуальной работы.

    Значительная практическая ценность этой проблемы и дефицит практических материалов по ней позволяют определить выбранную тему как остроактуальную.

    В заключении хочется привести одно подгрупповое занятие по коррекции психических процессов у детей второго года обучения, последнее подгрупповое занятие.

    Упражнения с пальчиками

    Цель. Развивать мелкую моторику рук (сжимание края парты кончиками пальцев)

    Задание. 1.Дети зажимают край парты большим пальцем и мизинцем правой руки. Большой палец над партой, мизинец - под партой. Затем тоже самое проделывают другой рукой.

    2. Дети зажимают край парты большим пальцем и мизинцем правой руки. Большой палец - под партой, мизинец - над партой. Затем тоже самое проделывают другой рукой

    3. Дети зажимают край парты между прямыми указательным и средним пальцами и сжимают как можно сильнее.

    4.Дети зажимают край парты между прямыми средним и безымянным пальцами и сжимают как можно сильнее.

    5.Дети соединяют подушечки больших, указательных, безымянных и мизинцев обеих рук, а средние сгибают и соединяют вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы.

    Каждое упражнение повторяется несколько раз

    Ориентировка в пространстве

    Цель. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

    Задание. Раскрась картинки: в верхнем правом углу - синим, в верхнем левом - коричневым, в нижнем правом -зелёным, в нижнем левом - жёлтым, посередине -красным. Расскажи, что находится между домиком и звёздочкой, над зонтиком, под звёздочкой, под грибочком.

    Посмотри и запомни

    Цель. расширять объем памяти.

    Задание. Посмотри и запомни расположение точек в каждом квадратике. Поставь точки в том же расположении у себя.

    Зонды постановочные

    Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития

    воспитатель группы компенсирующей направленности
    для детей с задержкой психического развития
    МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 12
    Леонова Валентина Тимофеевна
    Оригинал статьи скачать
    Сертификат: не выдан

    Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

    При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.
    Среди них:
    - развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении
    - развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия
    - совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей
    - автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом
    - уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах
    -закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий
    - формирование диалогической и монологической речи
    - закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза
    - подготовка детей к письму, формирование графических умений
    -устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии
    -закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога
    -сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи
    - формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения
    - обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.

    Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
    Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня.
    Обязательными его компонентами являются:
    1. Артикуляционная гимнастика
    2. Дыхательные упражнения – по рекомендации учителя-дефектолога.
    3. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте – 2-3 игры.
    4. Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2-3 игры.
    5 Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
    1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками
    2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения
    3. рисование по шаблону
    4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку
    5. волшебные спички (раскладывание картинок по образцу и по памяти)
    6. разрезные картинки
    7. мозаика
    8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»
    9. игры со шнурами и камешками
    10. "Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.
    11. пальчиковый театр, теневой театр
    12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц.

    Методические рекомендации по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей с задержкой психического развития.
    1. Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).
    2. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.
    3. При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
    4. При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.
    5. Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.
    6. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.
    7. В подготовительный период рекомендуется использовать не разлинованные тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом.
    8. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.
    9. По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.
    10. После подготовительных упражнений рекомендуется переходить к работе в тетради в крупную клетку:
    - сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка». )
    - с направлением написания (слева направо)
    - местом начала письма (сколько клеточек отступить)
    - учить определять части страницы, границы строки.
    12. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем – в линейку, хотя дети с ЗПР до этого этапа обычно не доходят.
    13. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами)
    14. «Прописи» для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.
    15. Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей.
    16. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут( первый класс).
    17. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.
    18. Педагог должен следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см.
    19. В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.

    6. Физкультурные минутки.
    Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития.
    1. Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития.
    2. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.
    3. Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
    4. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
    5. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
    6. Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).
    7. Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку:
    - в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление
    - в старшей группе – на 12 – 14 минуте
    - в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.
    (Рекомендации САН ПИН для детей с нормальным развитием.)
    8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.
    9. Учителю – дефектологу, работающему с детьми с ЗПР, рекомендуется проводить физкультурную минутку на 5 минут раньше, т.к. у детей данной категории утомление наступает раньше.
    10. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии.
    11. Упражнения повторяются 5 - 6 раз.
    12. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д.

    7. Игры на развитие психологической базы речи.
    У детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно-следственные связи).

    8. Индивидуальная работа по закреплению речевых навыков (домашние тетради детей).
    Количество этих компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. Игровой комплекс на каждый день необходимо выстроить так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе игр формируются и закрепляются не только знания, умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность.
    Весь игровой комплекс должен занимать 60 минут.

    Литература:
    1. Организация и содержание работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи/ Т.В. Пятница. - Мн. Аверсэв, 2005.
    2. Организация воспитательной и коррекционной работы в группах для детей с нарушениями речи: Пособие для воспитателей и учителей-дефектологов дошк. учреждений. - Мозырь: ООО ИД "Белый ветер", 2004.
    3. Сайт Дошколенок.ру. Автор: Чередниченко Вера Васильевна, учитель – дефектолог МБДОУ комбинированного вида детский сад № 67 г. Белгород.

    Логопеды.ру в социальных сетях.

    Присоединяйтесь к нам!

    С 2017 года будет прекращен набор в спецшколы

    С 1 сентября 2017 года будет прекращен набор учеников в подготовительные и первые классы специальных школ (школ-интернатов) и обеспечены условия для обучения этих детей в специальных или инклюзивных классах общеобразовательных учебных заведений. Соответствующее постановление было утверждено сегодня, 26 октября, на заседании Кабинета Министров Украины. Об этом сообщает пресс-служба МОН.

    Постановлением предусматривается, что уже к 2022 году все украинские дети, которые учатся в специальных школах (школах-интернатах) для детей с задержкой психического развития, постепенно перейдут на обучение в общеобразовательные учебные заведения.

    Это поможет обеспечить равный доступ к качественному образованию детям с особыми образовательными потребностями, будет способствовать их успешному обучению, развитию и социализации. Кроме того, они получат возможность получать образование, проживая в семье.

    Перед тем, как перейти на обучение в общеобразовательные учреждения, эти дети будут учиться в специальных подготовительных классах, а уже потом перейдут в специальные и инклюзивные классы общеобразовательных учебных заведений, где будут развиваться наряду с обычными детьми.

    Организация их обучения в обычных школах будет построена на основе личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей.

    Мировой опыт свидетельствует, что такие мероприятия не только способствуют формированию толерантного и открытого общества, но и лучшему обучению детей с особыми образовательными потребностями.

    В сочетании с коррекционно-развивающей работой и обязательным созданием подготовительного класса, это даст возможность обеспечить этим детям достаточное количество учебных часов для полноценного усвоения учебного материала.

    Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.

    Языковые и профессиональные курсы дистанционно!

    Курси іноземних мов дистанційно

    Кращий приватний університет України

    Источники:
    logoportal.ru, docs.google.com, logopedy.ru, ru.osvita.ua

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное