У ребенка гиперактивность что делать

Гиперактивность у детей: что делать родителям?

В наше время всё чаще проявляется гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста. Каковы её признаки? Как с ней бороться? Как должны вести себя родители гиперактивного ребёнка? Всё это важные вопросы, требующие своевременного ответа.

Гиперактивность – психическое состояние, основанное на поведенческом расстройстве. Она связана с превышением нормальной активности. При этом человек чересчур возбудим и в своём поведении руководствуется больше эмоциями, чем здравым смыслом.У ребенка гиперактивность что делать

Данное понятие возникло в 60-х годах прошлого века, когда её считали патологическим состоянием, которое было вызвано незначительными расстройствами функций головного мозга.

В 80-х годах превышающая норму двигательная активность получила статус самостоятельного заболевания. Её стали называть СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Данным синдромом страдают дети дошкольного возраста, начальной и средней ступеней обучения, у которых произошло нарушение функций ЦНС. При этом у них наблюдается снижение концентрации внимания, плохая память и проблемы в обучении.У ребенка гиперактивность что делать

Мозгу ребёнка с СДВГ трудно воспринимать и обрабатывать информацию, у него отсутствует чёткая мотивация к учёбе.

Синдром гиперактивности у детей начинает проявляться в 2-3 года, когда они начинают посещать детский сад. В большей степени поведенческое расстройство становится заметным в начальной школе, когда ребёнку нужно учиться, долгое время проводить за партой, быть сосредоточенным и внимательным.

Чтобы поставить диагноз СДВГ, нужно провести наблюдение за поведением ребёнка как минимум в двух социальных группах и подтвердить его сходство.

Каковы признаки скрытой шизофрении? Читай далее .

В раннем возрасте сделать это бывает трудно, так как младенцы до года обычно находятся только с матерью и отцом, то есть в семье. Когда малыш поступает в дошкольное учреждение, он попадает во вторую социальную группу. Поведение в ней может быть сходным с домашним или резко отличаться от него.У ребенка гиперактивность что делать

Наблюдая за ребёнком, родители сами способны увидеть тревожные признаки у ребёнка и вовремя обратиться за психологической помощью. Опытные психологи и педагоги помогут определить, с чем связана такая активность.

Основные симптомы гиперактивного поведения делятся на две группы.

Признаки дефицита внимания

Гиперактивность и импульсивность

Сниженный уровень избирательного внимания:

  • отсутствие способности долгое время быть сосредоточенным на предмете,
  • не умение обнаруживать детали предмета
  • Бесконтрольные движения руками и ногами при волнении

    Отсутствие сохранности внимания:

  • неспособность выполнять действия до конца,
  • несобранность
  • Вскакивания с места, резкие подъёмы и быстрый бег

    Обращение к ребёнку не вызывает у него никакой реакции (он как будто не слышит)

    Неспособность сохранять статическое положение даже в очень короткие промежутки времени

    Дезорганизованность, часто перескакивает с одного на другое

    Разговоры на занятиях, самопроизвольные выкрики

    Отсутствие желания выполнять трудные задачи и упражнения, которые требуют серьёзного умственного напряжения

    Неспособность дождаться окончания вопроса, преждевременная попытка ответить

    Вмешательство в дела и разговоры других людей

    Отвлекаемость на малейший шум или движение со стороны

    Отсутствие способности соблюдать очерёдность и уступать другим детям

    Частая потеря вещей

    У разных детей проявляется каждый признак какой-либо одной группы, но встречаются и те, и другие.

    Таким образом, признаками, которые должны подсказать родителям, что ребёнку нужна квалифицированная помощь психолога, невролога, психиатра, следующие:

  • чрезмерно высокая двигательная активность
  • импульсивность
  • резкие перепады настроения
  • повышенная возбудимость
  • непрекращающийся дефицит внимания.
  • У ребенка гиперактивность что делатьПричины ↑

    К основным причинам проявления гиперактивности у детей относятся:

  • трудные и преждевременные роды
  • родовые травмы
  • поздняя беременность матери
  • различные инфекции, в том числе и внутриутробные
  • лёгкие травмы, полученные ребёнком в результате падения и ударов головой
  • отравление опасными веществами, например, свинцом
  • плохое питание
  • асоциальное поведение родителей и др.
  • По статистике данным синдромом чаще страдают мальчики, чем девочки. Дети мужского пола значительно крупнее по весу, мозг у них созревает позже. В связи с этим они чаще получаются различные виды травм как в утробе матери, так и во время родов.

    В наше время СДВГ страдают до 10% детей начального школьного возраста.
    Ребёнок 8-10 лет должен активно учиться и нормально вести себя в социуме. К нему предъявляются требования от учителей и родителей в проявлении самостоятельности, усидчивости и сосредоточенности.У ребенка гиперактивность что делать

    Однако гиперактивному ребёнку трудно соответствовать претензиям взрослых. К выше обозначенным симптомам могут добавиться бессонница или беспокойный сон, ночной энурез, расстройство речи, сердечные приступы.

    Диагностика гиперактивности осуществляется в результате комплексных наблюдений целой группы специалистов. Если они обнаруживают присутствие всех признаков гиперактивности (см. в таблице), то ребёнку может быть поставлен диагноз СДВ или СДВГ.

    1. В этом случае назначаются препараты ноотропного типа, которые улучшают кровообращение, нормальную циркуляцию крови в области головного мозга, усиливают его функциональность и восприимчивость к окружающей действительности.
    2. Вторая, главная, составляющая лечения данного синдрома заключается в организации психолого-педагогической помощи. Применение медикаментозных средств не всегда необходимо и желательно. Хорошо налаженная система занятий с гиперактивным способна устранить все существующие проблемы.

    У ребенка гиперактивность что делатьВ помощь педагогам родители должны поддерживать хорошее физическое самочувствие ребёнка, повышать его иммунитет. К тому же не стоит пренебрегать успокоительными народными средствами.

    Только комплексными мерами и совместными усилиями можно помочь ребёнку преодолеть трудное психическое состояние, которое мешает нормально обучаться в школе. Грамотная коррекция поведения способна повлиять на успешность школьника с СДВГ.

    Гиперактивные дети от быстрых хаотичных движений в течение дня сильно перевозбуждаются.

    Что делать родителям, чтобы «утихомирить» своё чадо перед сном:

  • сменить обстановку (перейти из одной комнаты в другую, где тихо и спокойно)
  • предложить ребёнку посмотреть в окно, на небо или проезжающую машину, идущих по дороге людей
  • У ребенка гиперактивность что делать

  • выпить воды или чашку чая с травками, съесть что-нибудь сладкое
  • полежать (поиграть с игрушкой) в тёплой ванне с пеной и полезными отварами лекарственных растений
  • сделать расслабляющий массаж под спокойную мелодию
  • перед сном мама или папа могут побыть с ребёнком некоторое время, почитать ему книжку или просто поговорить. Особенно это важно, когда мальчик или девочка учатся в школе.
  • Всё это поможет настроиться ребёнку на здоровый спокойный сон, а утром он встанет бодрым, весёлым и настроенным на позитивную деятельность.

    Каков план работы с одаренными детьми в детском саду? Читай статью .

    О программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду читай далее .

    1. В любой ситуации родители должны сохранять спокойствие. Оно передастся ребёнку, и он придёт в норму.
    2. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя. Каждый запрет нужно объяснять: Почему нельзя! При этом родительский ответ должен быть аргументированным и содержать возможные альтернативные решения.У ребенка гиперактивность что делать
    3. В разговоре с ребёнком важно как можно реже использовать отрицательную частицу НЕ и слово НЕТ. У большинства людей мозг на них не реагирует.
    4. За каждый позитивный момент в поведении и учёбе ребёнка должно следовать поощрение. Можно заранее договориться о системе бонусов. Но родителям никогда не следует обманывать малыша.
    5. Гиперактивные дети, да и почти все мальчики, воспринимают только конкретные, чёткие задачи. Поэтому родители должны использовать короткие реплики с точным смыслом.
    6. Последовательность действий – важный фактор для невнимательного ребёнка. Малыш должен получать задания по очереди друг за другом, все вместе он вряд ли запомнит и сделает, как это нужно. Задания должны иметь чёткое начало (сначала вымой руки) и законченность (потом садись за стол).
    7. Время – ещё один «враг» гиперактивного ребёнка, с которым ему постоянно приходится бороться. В этом случае родителям следует устанавливать строгий регламент для выполнения какого-либо дела. Можно использовать звууковой сигнал или будильник, который станет напоминанием об окончании работы.
    8. Похвала, ласка и нежность со стороны близких родственников особенно необходимы ребёнку с СДВГ. Такие дети чувствительны к проявлению доверия и доброты.У ребенка гиперактивность что делать
    9. В большинстве случаев гиперактивные дети ведут себя неадекватно из-за недостатка внимания со стороны взрослых. Совместная деятельность не только вселит в них уверенность в собственных силах, но и поможет общению и взаимопониманию.
    10. Переутомление опасно для ребёнка с СДВГ, поэтому важно избегать его и чаще менять виды деятельности.
    11. Чёткий режим дня, правильное питание и здоровый восьмичасовой сон – важные составляющие в организации деятельности и создании ситуации успеха для гиперактивного ребёнка.
    12. Любые занятия спортом, подвижные игры и трудовые поручения могут забрать в себя излишки двигательной активности. Как определить, что подойдёт для конкретного ребёнка? Можно попробовать разные занятия: бег, игровые виды спорта, плавание. Разнообразие поможет ребёнку в поиске того, чего он хочет.

    Медикаментозное вмешательство возможно тогда, когда все психолого-педагогические методы и приёмы испробованы. Как лечить ребёнка и какие препараты использовать при этом, может решить только врач.

    Чтобы не усугубить ситуацию, важно получить профессиональную консультацию и последовать назначениям доктора.

    Видео: Школа доктора Комаровского

    Признаки гиперактивности у ребенка и ее возможные причины

    Случается, что родители радуются непоседливости и неусидчивости своего чада, но потом узнают, что у них гиперактивный ребенок. Что делать в этом случае, и чем страшен диагноз, знают не все. Как и любое заболевание (а это именно болезнь), чем раньше будет поставлен диагноз и предприняты соответствующие меры, тем лучше.

    У ребенка гиперактивность что делать

    Если игнорировать очевидные признаки и успокаивать себя, что ребята это «перерастают», можно довести до точки, когда будет уже очень трудно что-то сделать, чтобы помочь малышу. Гиперактивность – это проблема не только окружающих, без профильной терапии возможны необратимые изменения личности, которые негативно скажутся на коммуникативных и социальных навыках маленького человечка.

    Что такое гиперактивность и чем она отличается от повышенной активности?

    Патологическое состояние было выделено в качестве самостоятельного заболевания в 80-х годах прошлого века. Оно характеризуется дефицитом внимания, отсутствием у ребенка возможности сосредоточиться на конкретной вещи или цели. Такие дети не могут контролировать свое поведение, отличаются неусидчивостью, импульсивностью. Распространение факторов, негативно влияющих на беременность, приводит к тому, что явление встречается среди детей все чаще, но это не значит, что каждому активному малышу можно ставить подобный диагноз.

    Специалисты выделяют следующие причины гиперактивности у детей:

    1. Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей страдал от недуга, существует 20-30% вероятность того, что малыш повторит его судьбу.
    2. Патологии внутриутробного развития. Токсикоз, стабильное повышение артериального давления у мамы и гипоксия у малыша повышают риск развития гиперактивности в три раза.
    3. Затяжные или стремительные роды тоже относят к факторам риска.

    У ребенка гиперактивность что делать

    Вопреки распространенному мнению, бьющая через край энергия, которую малыш пытается куда-то приложить, не всегда является симптомом патологии. Не стоит паниковать, если очень подвижный грудничок постепенно превращается в озорного непоседу. Существует целый перечень признаков, указывающих на наличие гиперкинетического расстройства, которые должны идти в комплексе. Только тогда нужно будет задумываться об обращении к профильному специалисту и возможности проведения корректирующей поведение терапии.

    Признаки гиперактивности у новорожденного

    Все груднички в норме активны и возбудимы, они способны иногда проявлять признаки, характерные для гиперактивности. Плохо, если малыш находится в таком состоянии постоянно. В целом, симптомы у детей до года смазаны и выражены не очень ярко, но есть вещи, которые должны насторожить родителей.

  • Малыш беспокоен, капризен, плохо спит днем и ночью, нередко у него отмечается сбой биоритмов.
  • Такие груднички быстро и с легкостью отказываются от дневного отдыха, причем даже после бурного дня вечером их сложно уложить.
  • Нередко отмечается повышение мышечного тонуса, на фоне которого возникают рвоты (после кормления может наблюдаться рвота фонтаном).
  • Гиперактивный новорожденный не любит, если его пеленают или одевают в одежду, стесняющую движения.
  • Грудничок бурно реагирует на любые раздражители (от громкого звука до слишком яркого солнца), выражая свой протест громким плачем, а не простыми капризами, как другие дети.
  • У ребенка гиперактивность что делать

    Совет: Практика показывает, что угодить гиперактивному младенцу в плане создания комфортных условий практически невозможно. Вместо того, чтобы каждый день подстраиваться под малыша, лучше сразу обратиться к специалисту. Возможно понадобится медикаментозная коррекция, без которой ребенок не успокоится, а только расшатает родителям нервную систему.

  • Первые же месяцы жизни такого грудничка знаменуются небывалой активностью конечностей. Переворачиваться, ползать и ходить гиперактивные дети начинают раньше стандартных сроков. Им несвойственно чувство страха, что особенно ярко проявляется в возрасте 3-5 лет.
  • Если вовремя обратить внимание педиатра на перечисленные признаки, он порекомендует дальнейший план действий. Стоит учесть, что лечение патологии, диагностированной в столь раннем возрасте, основная роль отводится именно родителям. Эффективность подхода в этом случае зависит от терпения и заинтересованности взрослых.

    Очевидные симптомы гиперактивности у детей постарше

    Начиная с 2-3 лет, поведение гиперактивного ребенка явно указывает на наличие у него определенных расстройств. Признаки проявляются особенно ярко у детей, отправленных в детский сад. Попав в новую среду со своими правилами и законами, малыши оказываются под значительным давлением и не знают, как с ним справляться. Если игнорировать проблему и не предпринимать адекватных мер, можно разрушить психику ребенка.

    У ребенка гиперактивность что делать

    Проблем следует ожидать при наличии следующих симптомов:

  • В группу риска попадают дети, которым очевидно сложно усидеть на месте. Даже в процессе приема пищи или выполнения каких-либо детальных работ они шевелят ногами, постоянно меняют положение тела, находят дополнительное занятие для рук.
  • Ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, даже если ему это действительно интересно. Он не досмотрит любимый мультик, не доиграет в выбранную игру, оставит в стороне только начатую книгу.
  • Любые занятия, требующие внимания и умственной деятельности, вызывают у них сложности и приступы агрессии. При этом интеллектуальный уровень у них обычно очень высок, они нередко обладают творческими талантами и глубокой интуицией.
  • Гиперактивные дети медленно читают, у них некрасивый почерк, у них сложности с пересказом полученной информации.
  • Мелкая моторика развита настолько слабо, что ребенок не может самостоятельно справиться со шнурками, застежками, пуговицами.
  • Активность малыша зачастую не имеет конкретной цели и вообще какого-либо смысла. Он пытается направить энергию не в одно конкретное русло, а приложить ее везде и сразу.
  • Дети, страдающие от подобной проблемы, не могут объяснить причины своих действий, у них полностью отсутствует мотивация, навыки планирования. Они буквально не слышат обращенные к ним требования, просьбы или пожелания, что зачастую выливается в конфликты.
  • У ребенка гиперактивность что делать

  • Отношения с другими детьми у гиперактивных малышей не складываются. Причина в немотивированной агрессии и раздражении, которое у них вызывают окружающие. Отказ от выполнения принятого плана и быстрое переключение с предмета на предмет приводит к тому, что остальные дети быстро теряют интерес к новому другу.
  • Из-за отсутствия чувства страха ребята подвержены частому получению травм. При этом стоит отметить, что чувство боли у них притуплено, поэтому экстремальные игры рано или поздно выходят для них на первый план.
  • Характерно, что у некоторых малышей наблюдается недержание мочи в сознательном возрасте, как ночное, так и дневное.
  • Такие детки не катаются на велосипеде, не играют с мячом и вообще стараются не заниматься вещами, требующими хорошей координации движений.
  • Для них практически не существуют социальных рамок, они не понимают, почему какие-то вещи нельзя делать на виду у всех. Моральные устои опять же сильно размыты.
  • Примечателен плохой аппетит гиперактивных детей на фоне постоянной жажды. Часто малыши жалуются на головные боли, страдают от диспепсических расстройств, остро реагируют на любые внешние раздражители.
  • Сегодня для окончательной постановки диагноза можно использовать специальные психологические тесты. Вместе с оценкой особенностей поведения ребенка они позволяют установить проблему и определиться с методиками ее решения.

    В каких случаях можно самостоятельно поставить ребенку диагноз «гиперактивность»?

    Перед тем, как обратиться к врачу, необходимо собрать всю информацию, которая может понадобиться специалисту для быстрой и точной постановки диагноза. Можно не сомневаться, что у ребенка гиперактивность, если в течение полугода в различных жизненных ситуациях у него отмечаются следующие признаки (не менее шести из приведенного списка):

    1. Ребенок не может оставаться на месте, даже сидя или лежа он постоянно елозит или двигает конечностями.
    2. Малыш всегда куда-то стремится, даже если сам не понимает, куда ему нужно и зачем.
    3. Очень часто такие дети резко срываются с места или появляются как будто из ниоткуда.
    4. У ребенка нет конкретной цели, он может просто сидеть и стучать по столу ложкой, лишь бы чем-нибудь себя занять.
    5. Таким ребятам бесполезно поручать заниматься спокойными делами, даже сборка конструктора или паззла превращается для него в мучение.
    6. Гиперактивные дети много говорят, часто без смысла, не заканчивают свои мысли. Любят задавать вопросы и даже не ждут на них ответов.
    7. Они постоянно вмешиваются в чужие дела или разговоры, перебивают, мешают всем, кому только можно.
    8. Ребенок не переносит тишину, он пытается все свои действия сопровождать шумом.
    9. Карапуз не слушает, что ему говорят и не реагирует на замечания.
    10. Неконтролируемый гнев, беспричинная агрессия и вспыльчивость – неотъемлемая черта характера при гиперактивности.

    У ребенка гиперактивность что делать

    Родителям нужно помнить, что постановка диагноза – задача врача. Если специалист утверждает, что ребенок не болен, причину его особого состояния нужно искать в чем-то другом и нет смысла мучать его ненужными корректирующими манипуляциями.

    Советы родителям гиперактивного малыша

    Всю программу лечения предоставит специалист, родителям же помимо этого необходимо придерживаться еще и следующих рекомендаций:

  • Нужно научиться успокаивать своего ребенка. Для этого можно использовать физический контакт, гиперактивные дети очень к этому расположены. Иногда достаточно просто погладить свое чадо по голове и обнять, чтобы достигнуть желаемого эффекта. Иногда помогает изоляция в отдельную комнату, глоток воды. Ванна с экстрактом хвойных деревьев, массаж и легкая музыка помогут непоседе быстрее уснуть.
  • В общении с такими детьми бесполезно использовать запреты. Вместо того, чтобы требовать от ребенка чего-то не делать, лучше предложить ему альтернативную манеру поведения.
  • Если перед малышом поставлена задача, то она должна быть ограничена временными рамками.
  • Нельзя давать гиперактивным ребятам сразу несколько заданий. Свои пожелания необходимо формулировать последовательно и четко.
  • Чем короче будут предложения, обращенные к малышу, тем выше вероятность того, что он воспримет все правильно.
  • Стоит позаботиться о том, чтобы у ребенка появилось интересное и адекватное хобби. Необходимо обратить внимание на интересы своего чада и подобрать что-то, не травмирующее его психику. Доказана высокая эффективность медикаментозного лечения, но оно проводится симптоматически, так долго, как это требуется для полной блокировки признаков заболевания.

    Поделитесь в социальных сетях!

    Смотри, какие привилегии тебя ждут! И они будут доступны тебе сразу после регистрации.
  • Вести личный блог и делиться своими эмоциями
  • Общаться, советовать и получать советы на форуме
  • Участвовать в суперских конкурсах и выигрывать призы
  • Получать советы и рекомендации экспертов и даже звёзд!
  • Узнавать первой о самых сочных статьях и новых трендах
  • Тогда просто заполни поля справа и нажми эту кнопку

    Гиперактивный ребенок

    У ребенка гиперактивность что делать

    Такое понятие как синдром гиперактивности известен всем родителям, у которых растут маленькие дети. В последнее время встречается все большее и большее количество детишек, у которых диагностируется данное нарушение работы центральной нервной системы. Статистические данные врачей – педиатров и педагогов – психологов свидетельствуют о том, что гиперактивность встречается примерно у 39% всех детишек дошкольного возраста, и примерно у 57% всех детей школьного возраста.

    Синдром гиперактивности имеет достаточно большое количество проявлений. Итак, гиперактивный ребенок - симптомы:

    Ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, не может длительное время концентрировать свое внимание на каком – либо одном занятии, будь то рисование, игра или даже просмотр телевизионных передач. Именно из-за дефицита внимания детки с синдромом гиперактивности зачастую испытывают затруднения с обучением.

  • Излишняя импульсивность ребенка.
  • Разумеется, практически все детки – и спокойные, и не очень – время от времени позволяют себе бурные проявления эмоций. Однако дети с синдромом гиперактивности особенно часто теряют контроль над своими эмоциями, зачастую пугая импульсивностью даже своих привыкших ко всему родителей.

  • Повышенная двигательная активность ребенка.
  • Деток с синдромом гиперактивности любой специалист без особого труда определит даже в огромной толпе ребятишек. Такие детки не просто подвижны, они просто сверх активны. Малыша практически невозможно увидеть в спокойном состоянии – он постоянно находится в движении. Либо он бегает, либо прыгает, либо приплясывает на месте, если уж его и заставили посидеть. Все в этом ребенке выдает эту самую гиперактивность – постоянно находящиеся в движении кисти рук, бегающие глазки, выражение лица, мимика.

    Время проявления у ребенка синдрома гиперактивности

    Существует ошибочное мнение о том, что первые проявления признаков синдрома гиперактивности у малыша можно обнаружить не ранее, чем малышу исполнится два года. Однако и врачи, и родители деток, страдающих синдромом гиперактивности, в один голос утверждают обратное.

    Первые проявления синдрома гиперактивности можно обнаружить уже впервые дни после появления крохи на свет. Такие новорожденные крохи очень мало спят, при этом их сон поверхностный и беспокойный, они очень много и достаточно сильно плачут, а во время бодрствования они очень подвижны и напоминают эдакие шарики ртути.

    По мере роста малыш напоминает своим родителям стихийное бедствие – они буквально «выпрыгивают» из колясок, кроваток, пытаются выбраться из манежей. Опрокинутые чашки, разбитая посуда, выломанные из боковинок кровати прутики, опрокинутые цветочные горшки и оборванные шторы – неприятности сыплются на такого малютку, словно из сказочного рога изобилия.

    Уже подросший кроха, как говорилось ранее, ни минуты не может посидеть на одном месте, дослушать до конца сказку или дать маме постричь ногти. Передвигается ребенок только бегом, чем заставляет свою маму немало побегать за ним. Некоторые родители считают, что подобная активность ребенка является всего лишь следствием высокого запаса энергии в организме малыша. Так ли это на самом деле? И если действительно гиперактивные дети, как бороться с этим?

    Норма или патология?

    Врачи – невропатологи и детские психологи считают, что синдром гиперактивности является достаточно серьезной патологией. Если у вас гиперактивный ребенок, лечение необходимо начинать как можно раньше. Повышенная энергичность ребенка при синдроме гиперактивности свидетельствует о нарушении нормального функционирования центральной нервной системы. Если родители заметили какие-либо отклонения, им необходимо озаботиться проблемой: «Гиперактивный ребенок: что делать?» В противном случае, если родители не придали должного значения этой особенности развития их ребенка и не обратились вовремя за консультацией и медицинской помощью, а ограничились лишь наказанием ребенка с целью приструнить его, по мере роста ребенка проблема будет только усугубляться.

    У ребенка возникнуть серьезные проблемы сначала в детском саду, а после и в школе. Специфика обучения так или иначе требует усидчивости и внимания. А ребенок с синдромом гиперактивности не только не сможет сам воспринимать и запоминать информацию, а еще будет постоянно крутиться и вертеться, отвлекая тем самым всех остальных детей. Из-за этого у таких детей очень часто наблюдаются систематические конфликты с преподавателями, да и родители зачастую выслушивают массу нелестных отзывов о поведении их чада. И это неудивительно, ведь занятия с гиперактивными детьми требуют определенных навыков, которыми в обычной школе обладают далеко не все педагоги.

    Также в школе ребенку с гиперактивностью значительно осложняет жизнь излишняя импульсивность, свойственная данному заболеванию. Ребенок излишне резок в поступках, суждениях, выражениях своих мыслей, он сначала, поддавшись первому порыву, что-то говорит или делает, а только потом думает. И из-за этой особенности своего темперамента гиперактивный ребенок в школе сталкивается с массой проблем – отношения с одноклассниками оказываются безнадежно испорченными, дневник пестрит замечаниями учителей, словно новогодняя елка гирляндами, а родители в школу ходят с не меньшей периодичностью, чем на работу.

    У ребенка гиперактивность что делать

    Причины возникновения синдрома гиперактивности

    Разумеется, что синдром гиперактивности, как и любое другое заболевание, не возникает без причины, на пустом месте. Провоцирующими факторами могут стать:

  • Осложненное течение беременности.
  • В том случае, если будущая мама страдала от сильных токсикозов, как первой, так и второй половины беременности, от склонности к повышенному давлению, если у ребенка была диагностирована внутриутробная асфиксия, в будущем риск возникновения синдрома гиперактивности возрастает как минимум в три раза.

  • Образ жизни беременной женщины.
  • На нормальное развитие центральной нервной системы очень негативно влияют такие токсические вещества, как наркотические средства, алкоголь, никотин, лакокрасочные вещества, тяжелые металлы, и прочие.
    Будущая мама должна отказаться от всех пагубных привычек, а в том случае, если ее работа напрямую связанна с контактом с токсическими веществами, она должна написать заявление с просьбой о ее переводе на легкий труд. Подобная возможность гарантируется беременной женщине трудовым кодексом Российской федерации.

  • Осложненное течение родового процесса.
  • Длительные, затяжные роды, либо напротив, стремительные, использование таких средств родовспоможения, как щипцы, также повышает шансы развития у ребенка синдрома гиперактивности.

    Основой такого расстройства нервной системы, как гиперактивность, является минимальная мозговая дисфункция, которая, собственно говоря, и является причиной сложностей с обучением у таких детей. Мы не будем утруждать наших читательниц сложными и малопонятными медицинскими терминами, которыми характеризуется минимальная мозговая дисфункция. Предлагаем родителям, не имеющим соответственного медицинского образования, просто принять за аксиому следующие факты:

  • Минимальные мозговые дисфункции дестабилизируют нормальное функционирование центральной нервной системы.
  • Нарушения, вызванные минимальными мозговыми дисфункциями, требуют медицинского лечения – самостоятельно они никуда не исчезнут.
  • К сожалению, очень часто родители не хотят тратить время на лечение, ошибочно полагая, что с возрастом проблема синдрома гиперактивности исчезнет по мере взросления. Однако единственное появление нарушения, которое пройдет к подростковому возрасту, это повышенная двигательная активность. Зато импульсивность и дефицит внимания, напротив, в значительной степени и достаточно быстро прогрессируют, делая процесс обучения крайне затруднительным. Причем наибольшую сложность ребенок испытывает с письмом и речью. Занятия с гиперактивными детьми должны проводиться в индивидуальном порядке.

    Особенности общения с гиперактивными детьми

    Несмотря на всю свою любовь к ребенку, родители гиперактивных деток очень часто в общении с ними теряют последнее терпение и срываются. Некоторые мамы и папы просто – напросто махают на своего ребенка рукой, с тяжелым вздохом отмечая, что толку их него все равно не выйдет. Другие же родители, напротив, стараются дисциплинировать ребенка самыми строгими методами, достаточно жестко пресекая малейшие попытки неповиновения.

    Нельзя сказать однозначно, какая тактика поведения родителей является более правильной – все зависит от конкретного случая и каждого конкретно взятого ребенка. Для кого-то «ежовые рукавицы» - единственный способ удержать ребенка в рамках, а для кого-то каждое грубое слово является настоящей психологической травмой. Внимательно наблюдайте за реакцией вашего ребенка на замечания – и вы очень быстро поймете, что для крохи нужно.

    Если же вам, несмотря на все ваши усилия, так и не удалось подобрать ключик к вашему малышу, обратитесь за профессиональной помощью к детскому психологу. Многие родители стесняются визита к данному специалисту, путая его с психиатром. Однако это совершенно разные направленности, и визит к психологу не является свидетельством того, что ваш ребенок страдает какими – либо расстройствами психики. Кстати, гиперактивные дети в детском саду чаще всего автоматически попадают под наблюдение психолога.

    Кстати говоря, если у вас гиперактивный ребенок, как лечить его, должен решать только врач. Многие родители приобретают в аптеке седативные успокаивающие лекарства и начинают давать их ребенку. Помните о том, что неправильно подобранный фармакологический препарат может в значительной степени усугубить течение заболевания.

    Но самое главное, что необходимо осознать родителям гиперактивных детей, это тот факт, что ребенок такой бурный и активный ни в коем случае не потому, что хочет досадить им. Все его выходки являются следствием особенностей работы его нервной системы, зачастую они неподконтрольны самому малышу. А вот эмоциональные всплески родителей, чьи нервы уже на пределе, никакого положительного результата не принесут, зато усугубить ситуацию могут значительно.

    Несмотря на то, что каждый ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, нуждается в индивидуальном подходе, особенности их психологии позволяют дать некоторые общие для всех детей рекомендации, облегчающие воспитание гиперактивного ребенка:

    Особенности развития деток с синдромом гиперактивности таковы, что логическое и абстрактное мышление у них развиты намного хуже. Именно поэтому такому ребенку необходимо ставить только четко обозначенную задачу. Предложения должны быть максимально краткими, не несущими никакой излишней смысловой нагрузки. Старайтесь избегать длинных предложений.

    Крайне не рекомендуется давать ребенку с синдромом гиперактивности сразу несколько заданий, например: «собери игрушки, вымой руки и иди обедать». Воспринять всю информацию сразу ребенку будет довольно сложно и, скорее всего, он не выполнит ни одного поручения, отвлекшись на что – нибудь другое. Гораздо разумнее давать эти указания крохе в логической последовательности.

  • Очерчивайте временные рамки.
  • У таких детей очень смутное представление о чувстве времени, поэтому сами следите за временем, отведенным на выполнение каждого вашего поручения. Кстати говоря, если вы хотите забрать малыша с улицы, покормить, уложить спать – всегда предупреждайте его минут за пять до этого вашего действия. И это касается не только детишек с синдромом повышенной гиперактивности, но и всех остальных.

  • Правильно говорите нет .
  • Собственного говоря, как раз слово «нет» употреблять и нельзя. Запрещая что-либо малышу, стройте свои предложения таким образом, чтобы в нем не присутствовало отрицание. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не бегал по траве, не стоит говорить ему: « Не бегай по траве!». Гораздо больший эффект возымеет следующая фраза: «Иди на дорожку». И, разумеется, во всех, даже конфликтных, ситуациях родители должны сохранять спокойствие.

  • Как успокоить гиперактивного ребенка
  • Если ваш малыш чрезмерно перевозбудился, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, уведите ребенка в другую комнату, предложите ему водички, спокойно поговорите с ним на любую отвлеченную тему.

    Заканчивая разговор про детскую гиперактивность, хотелось бы еще раз напомнить родителям о том, что они не одиноки – рядом с вами есть и квалифицированные врачи – неврологи, которые точно знают, как лечить гиперактивность у детей. Правильно подобранный комплексный курс терапии может в значительной степени улучшить состояние ребенка. Помимо врачей неврологов, вы можете обратиться за помощью к детским психологам, которые подскажут вам, как воспитывать гиперактивного ребенка. И помните – ваш малыш ничуть не хуже других деток, просто он особенный. Удачи вам и терпения!

    Что делать родителям гиперактивного ребенка?

    У ребенка гиперактивность что делатьТермин «гиперактивность» на языке специалистов психологов звучит как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Согласно статистическим данным, ему подвержены 4-9% детей дошкольного и школьного возраста. А некоторые медики убеждены, что 18% дошкольников страдают гиперактивностью наряду с синдромом дефицита внимания.

    Несомненно, каждый встречался с такими детьми в классе. Они создают большие неприятности учителям на уроках, не лучшим образом влияют на поведение других одноклассников.

    Причины гиперактивности у детей

    Заболевание вызвано поражением центральной нервной системы маленького человека с нарушением ее функций. Подобные нарушения создают проблемы с концентрацией внимания, снижением памяти и трудностями при обучении. Мозг гиперактивного ребенка быстро перегружается и с трудом обрабатывает получаемую информацию. Гиперактивные дети не в состоянии сосредоточиться на продолжительное время, не могут контролировать свои действия и отличаются отсутствием усидчивости, невнимательностью и импульсивными действиями.

    К сожалению, СДВГ у детей является следствием тяжелого протекания беременности и нежелания мамы отказаться от вредных привычек в этот период:

  • Токсикоз будущей мамы ведет к внутриутробной асфиксии плода и в 3 раза повышает риск развития заболевания.
  • Осложнения родовой деятельности в виде затяжных или стремительных родов зачастую приводят к нарушению ЦНС ребенка.
  • Употребление алкогольных напитков и курение сигарет негативно отражается во время беременности на здоровье ребенка в целом.
  • Симптомы гиперактивности

    Чаще всего проблема обнаруживается в дошкольном и младшем школьном возрасте. При этом мальчики страдают в 5 раз чаще, чем девочки. Поведение малыша в значительной степени отличается от других деток аналогичного возраста. Где бы не находился гиперактивный ребенок: в гостях, дома, на улице и т.д. он бесцельно двигается, ползает или бегает, увлечь его внимание на каком-либо предмете практически невозможно. На неугомонного ребенка не действуют убеждения, просьбы и наказания. При этом с интеллектуальным развитием у ребенка по оценкам врачей все в пределах нормы.

    Несмотря на тот факт, что симптомы гиперактивности у детей проявляются уже в двухлетнем возрасте, родители стараются не замечать или игнорируют необычное поведение своего малыша. Молодые родители просто не имеют опыта и ругают малыша за капризы. Часто они обращаются к детскому неврологу, когда у ребенка уже появляются проблемы с учебой в школе, он отстает от сверстников.

    Преподаватели замечают, что ребенок не может сконцентрироваться на простых вещах, ему трудно усидеть на месте во время урока, выслушать задание. Он плохо обучается чтению и письму, это становится причиной неуспеваемости и плохих оценок. Ребенок с диагнозом СДВГ слишком эмоционален и импульсивен в общении с одноклассниками. Из-за этого у него не складываются отношения в коллективе.


    Заподозрить заболевание вы можете при следующих симптомах:

  • беспричинное беспокойство, суетливость,
  • плаксивость, эмоциональная неустойчивость,
  • игнорирование правил поведения, импульсивность,
  • нарушение сна в виде бессонницы ,
  • задержка речевого развития.
  • Лечение СДВГ у детей

    При выявлении характерных симптомов гиперактивности у ребенка необходимо своевременно обратиться за помощью к врачу-специалисту в детскую поликлинику. Только он может объективно оценить поведение малыша и назначить правильное лечение.

    Дети 5-6 лет уже самостоятельно участвуют в проведении диагностических тестов, благодаря которым можно не только поставить ребенку диагноз СДВГ, но и определить степень тяжести этого заболевания.

    В обследовании используют метод электроэнцефалографии и магнитно-резонансной томографии головного мозга для выявления зон повреждения. Это безопасные и безболезненные процедуры. Диагностика позволяет правильно определить методику лечения гиперактивного ребенка.

    Курс лечебных процедур может назначить только врач. Чаще всего при лечении гиперактивности у детей применяются препараты класса ноотропов.

    В детском саду с ребенком обязательно должен работать психолог, к советам которого родителям следует прислушиваться. Дома приходится мириться с шумным малышом. Много времени и сил уделять школьнику.

    Как воспитывать гиперактивного ребенка?

    Родителям гиперактивных детей необходимо набраться терпения и быть сдержанными во всем. Ни в коем случае не раздражаться при повторении просьб и не повышать голос. Дети с диагнозом СДВГ бурно реагируют на настроение взрослых и требуют индивидуального подхода в воспитании. Только постоянное внимание в семье позволит адаптировать ребенка к будущей жизни в обществе.

    При бурной эмоциональной реакции ребенка его необходимо успокоить Предложите ему сменить обстановку, просто уведите в другую комнату. Можно дать попить воды. Обнимите малыша и погладьте по голове. Вечером перед сном послушайте вместе спокойную музыку, расскажите сказку, посмотрите картинки. В народной медицине давно используются успокаивающие теплые ванны с добавлением настоя шишек хмеля, экстрактов хвойных растений. В общении с гиперактивным ребенком постарайтесь избегать слова «Нет» Любой запрет спокойно аргументируйте. Стройте свою речь простыми короткими фразами, он не поймет философских рассуждений. Не давайте сразу несколько поручений. Лучше последовательно предложить что-то исполнить, обязательно похвалить и отметить результат работы. Ребенок гораздо более чувствителен к похвале, чем к упреку. Очень важно соблюдать строгий режим дня В одно и то же время ложиться спать, вставать, выходить на прогулку, кушать. Не создавайте никаких «уважительных» причин для нарушения режима. Попробуйте определить время наибольшей активности и отведите его прогулкам, играм на воздухе. Следите за порядком в доме Очень важно, чтобы дома ребенок чувствовал себя уютно и безопасно. С этой целью необходимо держать дом в чистоте и стараться не переставлять мебель. Любые изменения вызовут страх у ребенка. Излишней беготней он будет пытаться подавить его. Гиперактивные дети любят постоянство во всем. Также организуйте ребенку свой уголок в доме. Это может быть письменный стол для творчества или уголок с игрушками. Уберите со стола все ненужное, чтобы не отвлекать его внимание при выполнении творческих работ. Гиперактивному ребенку нужна физическая активность

    Любые спортивные физические занятия позволяют выплеснуть лишнюю энергию. Хороший результат дает совместное посещение бассейна. Психологи также советуют занятия верховой ездой. Общение с лошадьми увлекает и успокаивает детей.

    Необходимо отметить, что профессиональный спорт абсолютно противопоказан в этом случае. В любой секции важна роль тренера. Дети, страдающие СДВГ, чаще всего подчиняются и слушаются только того, кто им нравится. Дошкольник может не захотеть принять участие в играх или занятиях вместе со всеми. Нужно помнить, что отказывается он из-за неуверенности в себе. Внимательный воспитатель просто разрешит ему посидеть и посмотреть пока ребенок сам не захочет присоединиться.

    Не отдавайте ребенка в развивающие группы Большая ошибка родителей поместить гиперактивного ребенка в развивающие группы, которые готовят детей к школе сразу по нескольким предметам в короткий срок. Его память не сможет выдержать информационной нагрузки. Такого ребенка больше увлекают подвижные игры. Поэтому лучше индивидуальные занятия с короткими уроками в игровой форме. Объясняйте ребенку правила безопасности Импульсивность гиперактивного ребенка проявляется в быстрых необдуманных действиях, неправильных ответах. Именно поэтому, дети у которых СДВГ чаще всего получают травмы, ожоги, потому, что не успевают подумать об опасности. Чтобы уберечь ребенка, чаще объясняйте ему правила безопасности в различных ситуациях.

    Источники:
    gopsy.ru, therebenok.ru, www.jlady.ru, stylebody.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное