Обследование детей с зпр дошкольного возраста

Просмотр: Главная Логопедам Методики Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида

Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида

Обследование детей с зпр дошкольного возрастаМетодическая разработка: Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида.

В нашем детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в дефектологической группе.

Система комплексного сопровождения детей дефектологической группы позволит выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

Но существуют трудности построения коррекционно-педагогического процесса в нашей группе, так как категория детей с ЗПР разнородна по составу.

Воспитанники дефектологической группы различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков.

Для того, чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа.

В связи с этим, я разработала новую программу дефектологического обследования детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида на основе программы «Диагностика в коррекционном дошкольном образовательном учреждении», разработанной авторским коллективом Марийского института образования.

Предлагаемая программа дефектологического обследования служит инструментарием для оценки уровня усвоения обязательного минимума коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко.

Диагностический пакет представлен материалами для обследования, проводимого учителем-дефектологом, отражает основные направления коррекционной работы, выделенные в два блока.

I. Определение уровня развития высших психических функций:

  • восприятия,
  • внимания,
  • памяти,
  • мышления,
  • уровня развития мелкой моторики,
  • уровень развития произвольной регуляции.
  • II. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений:

  • количества и счета,
  • геометрических фигур,
  • величины,
  • ориентировки в пространстве,
  • ориентировки во времени,
  • составления и решения арифметических задач.
  • К каждому предлагаемому заданию дается инструкция. Задания доступны по сложности, предлагаются в форме игровых упражнений с применением наглядно-дидактического материала.

    Для оценки качества выполнения заданий по всем методикам используется трехбалльная система.

    К каждому заданию подобраны критерии оценки. На основании суммы данных, показанных каждым ребенком, выводится средний показатель овладения ребенком определенным видом деятельности по формуле:

  • Ср.п. – средний показатель,
  • б – сумма баллов, показанных ребенком во всех заданиях,
  • n – количество заданий в диагностике.
  • Количественно-качественный анализ позволяет определить уровень развития ребенка в той или иной деятельности, проследить динамику его развития, определить эффективность работы педагогов группы.

    Перечень диагностического материала:

    1. Внимание.

  • 5 лет – методика Пьерона – Рузера (тест изменений).
  • 6 лет – методика Бурдона (тест изменений).
  • 2. Восприятие.

  • Цвет - методика И.В. Дреминой.
  • Форма – тест «Найди одинаковые фигуры» (А.Н. Смирнова).
  • Величина:
  • 1) Картинки с предметами различной величины (по пособиям Г.Каше). Для детей 5 лет используется игра «Назови по картинке», для детей 6 лет - «Скажи наоборот».

    2) Раскладывание полосок в ряд в возрастающем порядке. Для детей 5 лет – 5 полосок, для детей 6 лет – 10 полосок.

    3) «Пирамика» ( 5 лет), «Мисочка» (6 лет).

    3. Особенности восприятия – целостность.

  • 5 лет – «Сложи квадрат» из 4 частей.
  • 6 лет – «Сложи квадрат» из 5-6 частей.
  • 4. Мышление.

    1) Наглядно – действенное мышление оценивается по таблицам Сегена.

    2) Наглядно – образное. Ребенку предлагается за определенное время упорядочить серию картинок.

  • Для детей 5 лет – серия из 4 картинок.
  • Для детей 6 лет – серия из 5 - 6 картинок.
  • 3) Словесно – логическое.

  • 5 лет – «Назови одним словом» (например: морковь – капуста – огурец).
  • 6 лет – «Что лишнее» (например: морковь – капуста – яблоко – картофель).
  • Дополнительная методика «Речевые аналогии» (автор Д.Векслер).
  • 5. Память.

    1) Слуховая память.

    «Запомни 10 слов» (методика А.Лурия).

    2) Зрительная память.

    «Запомни 9 фигур и нарисуй их».

    3) Логическая память.

    Опосредованное запоминание карточек (методика Л.С. Выготским, А.Р. Луриа, А.Н. Леонтьева).

    6. Моторика.

  • Упражнение «Бусинки».
  • Тест на определение ведущей руки.
  • 7. Произвольная регуляция.

    Графический диктант (методика Д.Б. Эльконина).

    Диагностика по разделу «ФЭМП».

    1) Количество и счет: количественный, порядковый, уравнивание количества групп предметов.

    2) Геометрические фигуры.

  • 5 лет – узнавание геометрических фигур «Найди пару»
  • 6 лет – различение геометрических фигур.
  • 3) Величина «Разложи ленточки». Сравнение предметов длины, ширины, высоты.

  • 5 лет – 5 предметов.
  • 6 лет – 10 предметов.
  • 4) Ориентировка в пространстве.

  • 5 лет – ориентировка направления от себя.
  • 6 лет – определение направления предметов по отношению к другим предметам.
  • 5) Ориентировка во времени.

  • 5 лет – различение частей суток.
  • 6 лет – различение частей суток, дни недели.
  • Диагностический материал по обследованию элементарных математических представлений позволяет оценить степень сформированности умений, связанных с основными способами умственной деятельности: умением сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

    Для более глубокого представления о ребенке в начале учебного года заполняются карты обследования ребенка с диагнозами ЗПР по данным обследования составляется план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на первое полугодие, затем проводится промежуточное обследование в середине года и составляется план индивидуальной работы с ребенком на второе полугодие.

    Петухова Надежда Вениаминовна,
    учитель–дефектолог,
    МДОУ «Звениговский детский сад «Светлячок»
    комбинированного вида»,
    г. Звенигово

    Диагностика познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

    Психодиагностика — это направление практической психологии, изучающей особенности применения диагностических методик с целью определения уровней познавательного, эмоционального и личностного развития.

    Цель диагностической работы с детьми с ЗПР состоит в разработке методических рекомендаций на основе анализа выполнения диагностических методик.

    Технология психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго):

    1. Сбор психологического анамнеза.

    2. Психологическое обследование.

    3. Интерпретация результатов.

    4. Психологическое заключение.

    Психологическое обследование детей с ЗПР проходит поэтапно:

    1. Беседа или проективная методика для установления контакта с ребёнком, определение зоны его информированности.

    2. Исследование восприятия

    3. Исследование внимания

    4. Исследование зрительной памяти.

    5. Исследование мышления (уровень схематического мышления, способность к сравнению, обобщению, классификации).

    6. Исследование звуковой и смысловой стороны речевой деятельности.

    7. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы: узнавание эмоциональных состояний, разных по модальности, изучение уровня тревожности, определение эмоционального фона настроения в разных видах деятельности.

    9. Психолого-педагогические рекомендации.

    Выводы заносятся в карту психологического обследования ребёнка (см. приложение № 1).

    Психологическое обследование детей с ЗПР эффективнее проводить в процессе разных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, речевой и продуктивной) и по результатам наблюдения детей на занятиях, и в свободной деятельности (см. приложение № 2).

    Для диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут быть использованы следующие тесты: устойчивость, распределение и переключение внимания — методика
    С. Лиепинь схематическое мышление — тест Когана логичность мышления — «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация», «Сравнение» произвольность — тест «Запрещенные слова» речевое развитие — методика Эббингауза, ассоциативный эксперимент.

    Методика С. Лиепинь

    Цель — изучение устойчивости, распределения и переключения внимания.

    Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду.

    Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи.

    Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи — синим.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения внимания между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.

    Цель — исследование схематического мышления.

    Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов.

    Тест проводится в два этапа.

    Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме.

    Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития схематического мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Дети с ЗПР показывают неспособность к целостному восприятию, для них характерны затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).

    Цель — исследование логичности мышления.

    Стимульный материал: набор близких понятий.

    Детям дается задание на обобщение — предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий:

    Шкафы, кровати, стулья.

    Футболки, брюки, куртки.

    Сапоги, туфли, тапочки.

    Васильки, ландыши, розы.

    Дубы, ёлки, берёзы.

    Вороны, голуби, утки.

    Смородина, малина, клубника.

    Картошка, морковь, помидоры.

    Яблоки, груши, мандарины.

    Моряки, лётчики, артиллеристы.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне:

    Шкафы, кровати, стулья — квартира.

    Футболки, брюки, куртки — одевают.

    Васильки, ландыши, розы — весна.

    Дубы, ёлки, берёзы — улица.

    Вороны, голуби, утки — летают.

    Смородина, малина, клубника — еда.

    Картошка, морковь, помидоры — овощи.

    Яблоки, груши, мандарины — вкусная еда.

    Моряки, лётчики, артиллеристы — взрослые.

    Дети с ЗПР при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.

    Цель — исследование логичности мышления

    Стимульный материал: набор16 карточек с изображением животных, мебели, фруктов и овощей.

    Инструкция:разложи картинки на четыре группы. В каждой группе картинки должны подходить друг к другу так, чтобы их можно было назвать «одним словом».

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР не могут объяснить свои действия и ответы.

    Цель — исследование логичности мышления

    Стимульный материал: пять пар слов.

    Инструкция: сравни слова, чем они похожи и различаются.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР охотнее выделяют различия, чем сходства отличаются непланомерным анализом, его односторонностью.

    При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы — собаки: у них уши, хвосты, яблони — берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы — деревья: их можно поставить в вазу.

    Тест «Запрещенные слова»

    Цель — оценить сформированность произвольности, уровень развития речи.

    Инструкция: предлагаю тебе поиграть в игру: я буду задавать вопросы, а ты отвечать на них, но при этом нельзя произносить слова «да» и «нет» и нельзя называть цвета.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню произвольности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР слабо проявляются элементы произвольности, что выражается в недостаточном словарном запасе, неумении соотносить свои действия с правилами.

    В основном дети с ЗПР для ответов используют слова из вопросов:

    Вода мокрая? — Мокрая.

    Взрослые любят яблоки? — Любят.

    Летом трава какая? — Летняя.

    Снег черный? — Черный.

    У тебя какие глаза? — Красивые.

    Диагностика развития речи
    детей дошкольного возраста (субтест из методики Эббингауза)

    Цель — выявление уровня словарного запаса, произвольность и дифференцированность ассоциаций.

    Инструкция: к каждому слову нужно подобрать противоположное по значению: Тупой, тонкий, грязный, чужой, низ, враг, высокий, мягкий, громкий, радость, ссора, лёгкий, поднимать.

    Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития смысловой стороны речевой деятельности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

    Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР возникают трудности в подборе слов в связи с недостаточно полным словарном запасе и кругом общей осведомленности.

    При нахождении слова с противоположным значением часто употребляют отрицательную приставку «не»: тупой — не тупой, тонкий — очень тонкий, грязный — не грязный, чужой — мой, низ — наверх, враг — не враг.

    Исследование речевого мышления

    Цель — выявление уровня словарного запаса, дифференцированности ассоциаций, структуры семантического поля, уровня речевого и интеллектуального развития.

    Инструкция: будем играть в слова. Я скажу слово, а ты назовешь на него столько слов, сколько придет тебе в голову (41).

    Анализ результатов. Количественный — дано 31 слово, получено 48 слов. Качественный — получено 11 синтагм (слова, которые составляют словосочетания и предложения), 42 парадигмы слова группируются:

    · по ситуациям (например, иголки — ёж, замок — ключ) — 6

    · по синонимам (например, добрый — хороший, просто — легко) — 4

    · по повторам (например, храбрость — храбрый, ловкий — ловить)— 8

    · по звукоподражанию (например, ловкий — улов, спать —
    спит) — 21

    · по словотворчеству (например, добрый — доброветь, спать —заснул) — 3.

    Семантическое поле. В результате получаем семантическое поле, указывающее на интеллектуальные нарушения, а именно на задержку психического развития.

    Материал по теме:
    Карта обследования детей с ЗПР

    Предварительный просмотр:

    К арта обследования детей с задержкой психического развития
    (Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)

    Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
    Дата рождения________________________________________________________________
    Домашний адрес______________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    Из какого д/с поступил_________________________________________________________
    Дата поступления в группу______________________________________________________
    Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________
    ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________

    Заключение медико-педагогической комиссии

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Дата заполнения карты_________________________________________________________
    Дефектолог___________________________________________________________________
    Заведующая спец д/с___________________________________________________________
    Решением РМПК от____________________________________________________________

    выпускается с_________________________________________________________________
    Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)__________________________________

    Анамнез
    Сведения о родителях__________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________
    Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ____________________
    Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________________________________________________________
    Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) _________________

    Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________

    _____________________________________________________________________________
    Когда закричал ребенок ________________________________________________________
    Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) __________________________________________
    Резус-фактор (отриц. положит.) _________________________________________________
    Вес и рост при рождении________________________________________________________
    Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание) ________________________________________________________________
    Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________

    Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы)

    Перенесенные заболевания
    (ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года,


    Речевой анамнез
    Первые слова (с какого возраста)_________________________________________________

    Первые фразы (с какого возраста) ________________________________________________
    Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________
    Неврологический статус________________________________________________________


    Данные психолого-педагогнческого обследования
    1. Легко ли вступает в контакт при обследовании __________________________________
    2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) ____

    _____________________________________________________________________________
    Беседа:
    1. Как тебя зовут?
    2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
    3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
    4. Как зовут маму, папу?
    5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
    6. Что остается на земле после дождя?
    7. Кто больше корова или собака?
    8. Какого человека называют хорошим, плохим?
    9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
    10. Чем ты любишь заниматься?

    II. Характеристика интеллектуальной деятельности
    Особенности восприятия:
    1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) _________________________________________________________________
    2. Выделение в предмете существенных деталей, частей _____________________________

    _____________________________________________________________________________
    3. Умение дорисовывать предмет ________________________________________________
    4. Восприятие величины ________________________________________________________
    5. Восприятие цвета:
    а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет ___________________
    б) различает ли цвета ___________________________________________________________
    в) различает и знает названия цветов______________________________________________

    6. Восприятие формы
    - знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________
    - узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) ______________________________________________________________
    7. Восприятие пространства
    - различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке _____________________
    - сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______
    - ориентируется в пространстве __________________________________________________
    - понимание предлогов (простых, сложных) _______________________________________
    8. Восприятие времени (части суток, времена года) _________________________________

    Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
    1. Срисовать картинку «домик»:
    Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
    1б – замена одного элемента другим
    1б – отсутствие одного элемента
    1б – разрыв между линиями
    0б – воспроизведение без ошибок
    Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
    1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики___________________________________________________
    2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ______________________________________________________________

    Особенности памяти
    1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _________________________________
    Норма – 3-4 слова через час _____________________________________________________
    2. Заучивание короткого стихотворения ___________________________________________

    Особенности мышления
    1. Невербальная классификация геометрических фигур:
    - понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ___________________________________________
    (используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
    2. Способность к обобщению (по картинке)
    а) по назначению (что можно надеть, кушать) ______________________________________
    б) название обобщающего слова _____________________________________________________________________________
    3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________
    4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________
    5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________
    6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок _________________________
    7. Может ли объяснить смысл загадки ____________________________________________
    8. Устанавливает ли причинно-следственные связи _________________________________
    9. Умение абстрагировать _______________________________________________________

    1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) __________________
    2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) _________________
    3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________
    4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) __________________
    5. Связная речь
    а) составить рассказ по малосюжетной картинке ____________________________________
    6) по серии картинок ___________________________________________________________
    в) пересказ короткого текста ____________________________________________________


    Развитие элементарных математических представлений
    1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________
    2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев ___________________________
    3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________
    4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________
    5. Счетные операции:
    - на конкретном материале — открытый результат __________________________________
    - на конкретном материале — закрытый результат по представлению__________________
    - отвлеченно (без конкретного материала) _________________________________________
    6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________
    7. Придумывание простых задач (6 лет)
    — открытый результат _________________________________________________________
    — закрытый результат _________________________________________________________
    - отвлеченный результат ________________________________________________________


    Конструктивная деятельность
    1. Умение строить по образцу ___________________________________________________
    2. Строит по графическому рисунку ______________________________________________
    3. Строит самостоятельно _______________________________________________________
    4. Умение зарисовать, обыграть постройку ________________________________________

    Особенности эмоционально-волевой сферы
    1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________
    2. Характер деятельности:
    а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ______________________________
    _____________________________________________________________________________
    б) целенаправленность деятельности _____________________________________________
    в) наличие самоконтроля в деятельности __________________________________________
    ( нуждается ли в помощи, а какой мере)
    3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ___ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    4. Критичность в оценке своей деятельности ______________________________________

    _____________________________________________________________________________
    5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ___________________________

    ____________________________________________________________________________
    6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения ________________________

    _____________________________________________________________________________
    7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________________
    _____________________________________________________________________________

    Заключение дефектолога по результатам обследования __________________________

    При диагностике детей с ЗПР необходимо учитывать их психологические особенности. В соответствии с этим выстраивать психодиагностическую работу

    1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.

    2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.

    3. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга.

    Например, Кристина, показывая на двух «злых» персонажей, заявила: «Я его боюсь». На прямой вопрос экспериментатора: «Ты боишься его потому, что он злой?» — девочка ответила: «Нет, он не злой».

    4. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

    5. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности.

    Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

    Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.

    От экспериментатора требуется известная доля проницательности и разумной настойчивости, чтобы отличить «симулянта» от действительно утомленного ребенка.

    С целью предотвращения излишнего утомления необходимо заранее разделить процедуру исследования на более или менее самостоятельные задания. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с психологом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. Это может быть фраза: «Смотри, сколько я сегодня про тебя написала — целую страницу!» Или: «Ты сегодня очень хорошо рассказывал, мне понравилось, я тебя снова приглашу. Ты согласен?» и т.п. В среднем длительность одного этапа диагностической процедуры для одного ребенка не превышала 10 минут.

    6. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Некоторые прямо заявляют: «Я не люблю заниматься!»

    Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять диагностическую процедуру как занятие или испытание. Желательно предлагать это как игру.

    Очень успешным оказался опыт предъявления диагностических заданий в качестве попытки лучше узнать ребенка. Фразы вроде «Мне очень нравится с тобой разговаривать», «Мне сказали, что только ты можешь мне помочь», «Я собираюсь написать про тебя книгу» воспринимаются детьми с ЗПР некритично и, как правило, приводят к тому, что ребенок начинает сам стремиться к установлению контакта с экспериментатором.

    Возможным объяснением этой особенности детей с ЗПР является тот факт, что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

    Технология психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго):

    1. Сбор психологического анамнеза.

    2. Психологическое обследование.

    3. Интерпретация результатов.

    4. Психологическое заключение.

    Психологическое обследование детей с ЗПР проходит поэтапно:

    1. Беседа или проективная методика для установления контакта с ребёнком, определение зоны его информированности.

    2. Исследование восприятия

    3. Исследование внимания

    4. Исследование зрительной памяти.

    5. Исследование мышления (уровень схематического мышления, способность к сравнению, обобщению, классификации).

    6. Исследование звуковой и смысловой стороны речевой деятельности.

    7. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы: узнавание эмоциональных состояний, разных по модальности, изучение уровня тревожности, определение эмоционального фона настроения в разных видах деятельности.

    9. Психолого-педагогические рекомендации.

    Выводы заносятся в карту психологического обследования ребёнка.

    Психологическое обследование детей с ЗПР эффективнее проводить в процессе разных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, речевой и продуктивной) и по результатам наблюдения детей на занятиях, и в свободной деятельности.

    Для диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут быть использованы следующие тесты: устойчивость, распределение и переключение внимания — методика С. Лиепинь схематическое мышление — тест Когана логичность мышления — «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация», «Сравнение» произвольность — тест «Запрещенные слова» речевое развитие — методика Эббингауза.

    studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

    Источники:
    logoportal.ru, allrefrs.ru, nsportal.ru, studopedia.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное