Алалия у детей прогноз

Алалия

Алалия

Алалия у детей прогноз

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии. при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи ).

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода. внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности. токсикозы. падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия. сер­дечная или легочная недостаточность ).

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных. недоношенности. внутричерепной родовой травмы при преждевременных. скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты. менингиты. ЧМТ. соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию ). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ. пневмонии. эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, синдром госпитализма, дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация алалии

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • экспрессивную (моторную) алалию
  • импрессивную (сенсорную) алалию
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)
  • В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

    Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

    Симптомы моторной алалии

    При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления.

    Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

    Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными. расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

    При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

    Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии ), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

    При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

    Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

    Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

    При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

    Симптомы сенсорной алалии

    При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

    На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны для общения широко используют мимику и жесты.

    При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

    Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

    Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

    В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

    Обследование детей с алалией

    Неврологическое обследование детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ. эхоэнцефалография. рентгенография черепа. МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии. аудиометрии и др. исследований слуховой функции .

    Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти. Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

    Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР. дизартрией, тугоухостью, аутизмом. олигофренией .

    Коррекция алалии

    Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

    Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур физиотерапии (лазеротерапии. магнитотерапии. электрофореза. ДМВ. водолечения. ИРТ. электропунктуры транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

    Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

    При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

    При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

    Прогноз и профилактика алалии

    Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия ).

    Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

    Алалия - лечение в Москве

    Алалия у детей прогноз Что это такое? Алалия — расстройство речи, для которого характерна полная или частичная неспособность ребенка говорить.

    Недоразвитость речи возникает в результате травм, полученных в период родов или первых трех лет жизни, а также в результате перенесенных заболеваний головного мозга.

    При этом ребенок обладает нормальным уровнем интеллекта и слухом, что позволяет ему учиться и познавать мир. Речь ребенка, страдающего алалией, может как полностью отсутствовать, так и быть частично потерянной.

    В последнем случае у ребенка имеются зачатки речи, но словарный запас скуден, что создает некоторые проблемы в построении фраз и их выражении.

    Причины алалии и факторы риска


    Почему развивается недуг, и что это такое? Главными причинами возникновения алалии являются внутриутробные, родовые травмы, а также осложнения беременности.

    Так, к поражению тех участков головного мозга, которые отвечают за речь, могут привести гипоксия плода, острая легочная и сердечная недостаточность беременной женщины, падение беременной женщины с последствиями в виде травмы плода. Кроме того, внутриутробное инфицирование плода увеличивает риск поражения головного мозга.

    При сложных родах также велик риск развития расстройства речи. К примеру, вследствие асфиксии, преждевременных или поздних родах, родовых травм, врачебных ошибок и т. д. Стоит отметить, что один травмирующий фактор может не привести к алалии.

    В большинстве случаев имеет место быть совокупность факторов, например, некая патология беременности с преждевременными родами. Но даже с учетом подобной совокупности факторов риска все будет зависеть от самой женщины, от качества и быстроты оказанного лечения, от квалифицированной помощи при родах.

    В первые годы жизни ребенок тоже не защищен от возникновения расстройства речи. Алалия в таком случае может наступить вследствие травмы головы. Но чаще виновны заболевания, которые затрагивают головной мозг, например, менингит и энцефалит. Частые простудные заболевания, тяжело протекающие и отягощенные осложнениями, могут привести к расстройству речи.

    Некоторые специалисты выделяют наследственную предрасположенность в качестве причины возникновения алалии. Тем не менее, всегда существует совокупность факторов, из-за которых у ребенка появилось расстройство речи.

    Можно выделить следующие факторы, наличие которых увеличивает риск развития алалии у ребенка в его доречевой период:

  • осложненная беременность
  • патологическая беременность
  • ранние или преждевременные роды
  • травмы беременной женщины
  • внутриутробное инфицирование
  • тяжелые заболевания, воздействующие на головной мозг
  • черепно-мозговые травмы
  • наследственность.
  • Симптомы алалии и признаки


    Как уже было сказано, симптомы алалии возникают в результате повреждения головного мозга. Но при этом важное значение в определении вида алалии играет то, какая именно область головного мозга повреждена или травмирована. Если лобно-теменная (центр Брока), то можно говорить о моторной алалии.

    Если височная область (центр Вернике), то имеет место быть сенсорная алалия. Данные формы расстройства речи обладают совершенно разной клинической картиной, проявлениями и симптомами, а также возможностями ребенка в будущем.

    Симптомы моторной алалии


    Алалия у детей прогноз Для моторной алалии характерно понимание ребенком произносимой речи, но стойкое нарушение в развитии собственной речи. Ребенок с моторной алалией располагает скудным словарным запасом. Чаще всего речь его наполнена словами в именительном падеже, с грубыми нарушениями в образовании грамматических форм.

    Нередко возникают замены слов по звуковому сходству. Из-за того, что ребенок не может повторить то или иное слово, особенно сложное и длинное, возможно развитие заикания, а также возникновение нарушений в интеллектуальном развитии.

    При легких формах моторной алалии ребенок может общаться короткими фразами, иногда путаясь в последовательности слов, но в целом его речь будет понятной. В случаях тяжелых форм имеется лишь звукоподражание, которое сопровождается активной мимикой и жестикуляцией. Кроме того, при моторной алалии ребенок обладает группой неврологический нарушений.

    Нарушения проявляются в неуклюжести, слабом развитии мелкой моторики, расстройстве внимания, повышенной утомляемости. Также могут отмечаться нарушения памяти и восприятия.

    Первым признаком моторной алалии можно считать отсутствие у ребенка первичных этапов становления речи, а именно: гуления, лепета и произнесение отдельных слов.

    Моторная алалия. Занятие с логопедом:

    Симптомы сенсорной алалии


    Сенсорная алалия является состоянием более тяжелым. Ребенок при ней практически полностью не может воспринимать и понимать речь, что приводит к неспособности говорить. Ребенок в целом может произносить отдельные слова или звукосочетания, но они не будут являться осмысленными.

    Кроме того, имеют место быть абсолютно бессмысленные повторения одних и тех же звуков, звуковые замены и пропуски. При тяжелых формах сенсорной алалии ребенок полностью не понимает речь и общается лишь жестами и мимикой.

    Вследствие этого интеллектуальное развитие ребенка сильно тормозит, появляются нарушения внимания и восприятия. Характер может быть как спокойным и инертным, так и хаотичным с признаками гиперактивности.

    Сенсорная алалия редко бывает в чистом виде, чаще всего имеет место быть смешанная алалия, при которой корректировка состояния ребенка может быть довольно успешной.

    Читайте также:

  • дислексия - нарушение способности понимать и читать написанный текст
  • дисграфия - нарушение способности правильно писать
  • дизартрия - нарушение речи.
  • Лечение, коррекция, прогноз алалии


    Алалия у детей прогноз Лечение алалии должно иметь комплексный подход с учетом формы расстройства, его тяжести, а также состояния ребенка.

    Самым благоприятным временем для начала лечения считается 3-4 года. когда ребенок начинает активно проявлять интерес к миру.

    В комплекс терапии, помогающей скорректировать речевые нарушения, входят:

  • занятия с логопедом
  • логопедический массаж
  • микротоковая рефлексотерапия.
  • Логопедические занятия охватывают все нарушения и дают ощутимый эффект в лечении обоих форм алалии. В начале лечения логопед подбирает индивидуальную схему терапии, которая позволяет максимально эффективно справиться с расстройством речи. При этом учитывается состояние ребенка, его возраст, тяжесть и вид нарушения.

    Занятия с логопедом позволяют сделать речь ребенка более осмысленной, увеличивают словарный запас, избавляют речь от бессмысленных звуков и повторений. Главное в таких занятиях — систематичность и постоянство.


    На фоне логопедических занятий нередко проводят медикаментозную терапию с назначением специальных витаминных комплексов, питающих головной мозг. Иногда назначают ноотропы, эффективность действия которых при алалии некоторые специалисты ставят под сомнение. Помимо лекарственных средств, назначают логопедический массаж, который стимулирует зоны, отвечающие за произношение звуков, что дает значительный результаты в комплексе с работой логопеда.

    Относительно новым способом лечения алалии является микротоковая рефлексотерапия. суть которой сводится к воздействию на определенные зоны головного мозга электрических импульсов. Процедура практически безболезненная и разрешена для проведения детям с шести месяцев.

    Очень важное значение в терапии алалии играет школьное обучение. Ребенок должен обучаться по специализированным программам с педагогами, которые знают нюансы состояния ребенка. Это позволит избежать перегруженности и повышенной утомляемости ребенка. При хороших результатах работы с логопедом ребенок будет способен обучаться. Конечно, обучение будет проходить не на уровне сверстников, но очень важно понимать способности ребенка с нарушением речи, чтобы не требовать от него невозможного.

    Прогноз напрямую зависит от формы и тяжести алалии. При грамотной помощи, постоянных занятий с логопедом, а также адекватных действиях родителей, ребенок может овладеть речью на бытовом уровне, что даст возможность для общения. Кроме того, ребенок сможет учиться и познавать мир.

    Алалия у детей прогноз
    О наличии глистов говорит ЗАПАХ изо рта! Раз в день пейте воду с каплей.


    Грибок ногтя боится этого как огня! Если в прохладную воду.

    Моторная алалия и её профилактика

    «Ой, муж/брат/отец вообще в 5 заговорил» — как часто Вам доводилось слышать подобные фразы? Большая часть мам с волнением ждёт, когда её малыш произнесёт первые слова, но по разным причинам этого может не произойти. В таких случаях врачи ставят диагноз «алалия», которая может быть сенсорной и моторной. Что такое моторная алалия? Рассмотрим подробнее.

    Описание заболевания

    Моторная алалия (дальше просто алалия) — патология, при которой плохо развита экспрессивная речь. Данное недоразвитие заключается в затруднениях овладевания основными навыками речи (грамматического строя, словарём и прочим) при нормальном её восприятии. То есть ребёнок говорит плохо или вообще не говорит, но вашу речь понимает нормально.

    Механизм патологии основан на расстройстве аналитико-синтетической функции речедвигательного анализатора. Основной причиной для появления такого расстройства служит патологии центра Брока и относящихся к нему проводящих путей.

    Алалия встречается в 2,5 раза чаще у мальчиков, нежели у девочек. Если считать от общего числа дошкольников, то это примерно 0,2–0,6%.

    Признаки и симптомы моторной алалии

    Развитие речи у алаликов может быть различным, на это влияет:

  • возраст, когда было обнаружено заболевание
  • степень поражения мозга
  • общее развитие ребёнка
  • работа родителей с болеющим
  • Бывает, что алалик долго молчит, а затем его речь приобретает бурное развитие и быстро исправляется. Бывает наоборот: ребёнок с младенчества гулит, начинает рано говорить, но речь его долго остаётся скудной. Возможно и другое развитие событий.

    Ниже перечислены основные симптомы и признаки патологии, для удобства восприятия поделённые на речевые и неречевые.

    Если ищите реабилитационный центр для восстановления, рекомендуем реабилитационный центр «Эвексия». где проводится реабилитация при неврологических заболеваний, в комплекс занятий входит логотерапия, физиотерапия, гидротерапия и роботизированные технологии.

    Речевые

    Алалия у детей прогнозНа самом деле, алалики имеют всё необходимо, чтобы нормально говорить. Однако они не могут воспользоваться данными возможностями. Это выражается в:

  • Литеральной парафазии (когда звук в слове заменяется на другой).
  • Рассеянной и непрекращающейся речи (персеверация).
  • Выпадении звуков из слова (элизия).
  • Ограничениях словарного запаса. По большей части это касается глаголов и отглагольных форм.
  • Замене слов на похожие по звучанию или смыслу.
  • Объединении слогов слов (контаминация). Например: кодёт — кот идёт.
  • Неправильном согласовании слов.
  • Выпадении при разговоре предлогов.
  • Неречевые

    Неречевые симптомы алалии могут проявляться не всегда и не все сразу.

    Со стороны нервной системы симптоматика выражена:

    1. Нарушениями движений мускулатуры лица (апраксией).
    2. Нарушениями равновесия.
    3. Неловкостью, из-за чего дети часто падают/бьются о преграды.
    4. Нарушениями пространственного гнозиса.
    5. Минимальной мозговой дисфункцией.

    К симптоматике психопатологической можно отнести:

    1. Общее отставание в развитии.
    2. Расторможенность и импульсивность в действиях.
    3. Повышенную агрессию и нервозность.
    4. Плохую адаптацию к окружающим условиям.
    5. Пониженное внимание.
    6. Быструю утомляемость.

    Диагностика

    Прежде всего, для диагностирования заболевания необходимо посетить логопеда. Основной вид диагностики, применяемый в данном случае, это дифференциальная. Она помогает отличить моторную форму алалии от сенсорной.

    Поставить диагноз можно, оценив:

  • Восприятие речи, которое не должно быть сильно нарушено.
  • Понимание речи, опять же, не должно быть сильно нарушено.
  • Слуховое восприятие. Должно быть сохранено.
  • Отсутствие эхолалии.
  • Затруднение в повторении услышанного.
  • Желание говорить.
  • Активное использование мимико-жестикулятивной речи.
  • Компенсирование недостатков речи звукоподражанием, мелодикой или «звуковыми жестами».
  • Динамичность улучшений.
  • Рассматривается также на каком уровне находится:

  • активный и пассивный словари
  • грамматический строй речи
  • звукопроизношение
  • слоговая структура
  • фонематическое восприятие
  • Помимо посещения логопеда, алалики нуждаются в консультации:

    Чтобы оценить степень поражения мозга врач может назначить:

    Чтобы исключить сопутствующие заболевания могут назначаться дополнительные исследования.

    Лечение и коррекция

    Коррекционные работы должны быть комплексными и включать:

  • Медикаментозную терапию . Многие логопеды отрицают эффективность такого лечения, поскольку достоверных данных нет. Ребёнку могут назначать:
    1. Гаммалон
    2. Кортексин
    3. Когитум
    4. Витамины В12, В15
  • Логопедические занятия . Включают и домашнюю гимнастику и занятия с врачом, направленную на развитие речи.
    Рекомендуем посмотреть видео занятия с логопедом:
  • Массаж . Способствует нормализации тонуса лицевой мускулатуры.
  • В качестве дополнительного лечения может применяться рефлексотерапия, магнитотерапия, ДМВ, электростимуляция, лазеротерапия, водолечение, ИРТ и прочее.

    Прогноз и профилактика

    Алалия у детей прогнозЛечение моторной алалии проходит медленнее, чем у детей с сенсорной формой такой же тяжести. Однако прогноз может быть благоприятным, если не задерживать начало коррекционной работы, занимать с ребёнком ежедневно и комплексно. Здесь всё зависит от степени поражения мозга. Если оно несильное, то речь ребёнка восстановится полностью.

    Болезнь всегда проще предупредить, чем лечить. Чтобы избежать появления моторной алалии требуется:

    Обеспечить нормальное протекание беременности. Для этого:

  • постоянно посещайте гинеколога и строго выполняйте его рекомендации
  • сдавайте все анализы вовремя
  • максимально оградите себя от травмоопасных занятий
  • при посещении больницы носите маску, чтобы минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями
  • откажитесь от лишних нагрузок
  • начните делать щадящие упражнения
  • Обеспечить ребёнку нормальное развитие:

  • посещать педиатра и других врачей по необходимости/графику
  • не отказываться от прививок
  • заниматься с ребёнком развивающими упражнениями
  • максимально минимизировать травмы (закрыть острые углы, убрать травмоопасные предметы и прочее)
  • Итоги

    В последние годы этот диагноз всё чаще ставится детям по причине универсальности и широкой симптоматике. Однако не всех «молчащих» можно отнести к алаликам, о чём многие врачи забывают. Так что если Вашему ребёнку ставят алалию, а сильных нарушений у него нет, и должного обследования не проводилось, это повод перепроверить диагноз у другого врача. В случае подтверждения возможно оформление инвалидности.

    Не стоит паниковать раньше времени. При должном лечении и Вашем усердии ребёнок может заговорить так же, как и его сверстники.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

    Сенсомоторная алалия – «приговор» для нормального развития ребенка?

    25 Февраля, Четверг

    Сенсомоторная алалия – это грубое расстройство речи, которое может выражаться в ее нарушениях или полном отсутствии. Дефект развивается на фоне поражения корковых центров головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Это может произойти внутриутробно, или в первые 3 года жизни малыша.

  • Как проявляется недуг?
  • Сенсомоторная алалия: с чем связано недоразвитие речи у детей?
  • Классификация расстройств
  • Лечение алалии у ребенка
  • Отзывы и комментарии
  • Как проявляется недуг?

    Алалией называют глубокую несформированность речевых функций у ребенка. Она практически во всех случаях диагностируется еще в дошкольном возрасте. При этом заболевании расстройство речи носит системный, обширный характер. Проще говоря, нарушаются все компоненты человеческой речи. Данная патология проявляется довольно ярко и специфично.

    Общими симптомами сенсомоторной алалии становятся такие признаки:

  • позднее формирование речевых реакций
  • Алалия у детей прогноз

  • скудность словарного запаса
  • нарушения слоговой структуры
  • нечленораздельное произношение и другие.
  • Ребенок, страдающий таким расстройством, нуждается в объективном обследовании невролога и логопеда. Лечение нарушения должно включать в себя медикаментозную терапию, активное развитие психических реакций, логопедическую коррекцию (развитие фонеко-фонематических и лексико-грамматических процессов).

    Проявляется патология изначальным отсутствием или внезапным, резким ограничением экспрессивной и импрессивной речи. Речь у ребенка считается общенедоразвитой, обычно именно такое заключение делает логопед после осмотра. Следует отметить, что в случае с расстройством одной лишь логопедической коррекции явно недостаточно. Заболевание носит сугубо физиологический характер, а потому отсутствие или дефицитарность речи никак не связана с умственной отсталостью, дефектами слуха и сниженным интеллектом.

    Сенсомоторная алалия: с чем связано недоразвитие речи у детей?

    Сенсомоторная алалия может развиться в антенатальном, интранатальном и раннем периоде развития ребенка (до трехлетнего возраста). Соответственно, конкретные провоцирующие факторы напрямую связаны с процессом формирования и роста детского организма в разные этапы его жизни.

    В антенатальном или интранатальном периоде, болезнь может развиться на фонетаких факотров:

  • Угрозы самопроизвольного прерывания беременности (выкидыша)
  • Алалия у детей прогноз

  • Внутриутробного инфицирования микроорганизмами TORCH-комплекса
  • Длительной и тяжелой гипоксии плода (такое нарушение может быть связано не только с акушерскими патологиями, но и с экзогенными факторами, как курение матери и т.п.)
  • Сильными токсикозами
  • Падениями беременной женщины, сопряженными с травматизмом плода
  • Соматическими заболеваниями будущей мамы в хронической форме (в данную категорию можно отнести гипотонию, гипертензию, сердечную недостаточность и прочие системные патологии постоянного типа).
  • Прогнозы сенсомоторной алалии у ребенка во многом зависят от того, насколько рано было обнаружено расстройство. Из списка причин, провоцирующих проблему, напрашивается вывод, что каждая беременная должна беречь себя в процессе вынашивания плода и обращаться за своевременной адекватной помощью при наличии каких-либо проблем со здоровьем.

    Развитие осложненной, сенсомоторной алалии с аутичными чертами может возникнуть и в перинатальном периоде, т.е. при родоразрешении. Обычно патологические процессы в данном случае связывают с внутричерепными родовыми травмами, недоношенностью и асфиксией новорожденных.

    Нарушения в коре головного мозга также часто возникают на фоне слишком скоротечных, стремительных естественных родах, или в противоположном случае, когда женщина рожает слишком долго. Реже это происходит при использовании инструментального акушерского пособия (включая родоразрешение путем кесарева сечения).

    Если говорить о развитии расстройства в первые годы жизни малыша, его могут спровоцировать:

    Также к причинам поражений речевого центра принято относить хронические соматические заболевания, приводящие к гипотрофии, или истощению центральной нервной системы. Некоторые медики убеждены, что алалия может быть связана с семейным анамнезом, то есть наследственной предрасположенностью ребенка. Также патология может развиться на фоне частых и затяжных заболеваний в младенческом возрасте, коими могут стать даже «безобидные» ОРВИ. Нередко нарушение развивается на фоне затяжного рахита или пневмонии.

    Алалия у детей прогноз

    Не последнее место в провоцирующих факторах занимают оперативные вмешательства в организм ребенка, осуществляемые при помощи общего наркоза.

    Хотя расстройство и не связано с общей умственной отсталостью, неблагоприятная социальная обстановка в семье ребенка играет в его развитии решающую роль. Грубо говоря, педагогическая запущенность и отсутствие речевых контактов дают серьезный толчок к стремительному прогрессированию болезни.

    Классификация расстройств

    Принципы коррекции сенсомоторной алалии во многом связаны с причиной наступления расстройства у ребенка.

    Следует также отметить, что все алалии классифицируются по трем основным типам:

  • Моторная (нарушение экспрессивной речи)
  • Сенсорная (нарушение импрессивной речи)
  • Сенсомоторная (комбинированное нарушение экспрессивной и импрессивной речи).
  • К неврологическим симптомам моторной алалии следует отнести такие проявления:

    Алалия у детей прогноз

  • Нарушение координации движений
  • Серьезные дефекты, связанные с мелкой моторикой пальцев рук, невозможность обеспечения ребенком базовых навыков самообслуживания (завязывание шнурков и застегивание пуговиц)
  • Расстройства слухоречевой памяти, нарушение внимания, концентрации и реакции
  • Синдром гиперактивности в раннем возрасте, или, напротив, излишняя вялость, слабость, высокая утомляемость
  • Грубые нарушения собственной речи с сохранением понимания чужой
  • Существенное запоздание становления всех речевых навыков (гуления, лепета, монолога, слогов, слов, фраз)
  • Невозможность воспроизведения или повторения словесного звукообраза
  • Проблемы с артикуляцией, сопровождаемые грубым искажением слоговой структуры слов
  • Заикание
  • Скудный лексический запас (отмечается в более взрослом возрасте, когда здоровый ребенок уже начинает осваивать слова).
  • К неврологическим симптомам сенсорной алалии следует отнести такие проявления:

  • Повышенная речевая активность, сопряженная с непониманием обращенной речи (при этом ребенок говорит бессвязно, путает слова и звуки, использует бессмысленные слово- и звукосочетания)
  • Навязчивые повторения слова или звука, пропуски и замены слогов
  • Грубое нарушение фонематического слуха (в тяжелой форме понимание речи отсутствует полностью, в иных присутствует ситуативно).
  • Сенсорная форма практически никогда не встречается в «чистом» варианте. Наиболее распространена смешанная, сенсомоторная или мотосенсорная алалия, симптомы которой комбинируются из проявлений двух разных форм расстройства.

    Лечение алалии у ребенка

    Принцип адекватного лечения сенсомоторной алалии носит сугубо комплексный характер. Используются педагогические, логопедические и медикаментозные методы. Детей лечат в специальных учреждениях, стационарах, санаториях.

    Коррекция алалии, вне зависимости от формы, включает в себя такие методы:

  • Физиотерапия (электрофонофорез, лазеротерапия, акупунктура или иглорефлексотерапия, магнитотерапия, электростимуляция, водолечение, ДМВ)
  • Алалия у детей прогноз

  • Работа над общей и ручной моторикой с педагогом
  • Логопедические занятия (включая специальный массаж)
  • Обучение грамоте.
  • Дети с алалией могут столкнуться с дополнительными проблемами уже после пройденного лечения.

    У них часто встречаются нарушения письменной речи, как дислексия и дисграфия. Залогом успеха служит своевременное, раннее (с 3-4 лет) лечение, которое включает в себя комплексное воздействие на все компоненты речи.

    Малыши с моторной формой расстройства имеют наиболее благоприятный прогноз лечения. Увы, при системной форме заболевания прогноз является неопределенным. Коррекционная работа над установленной алалией предупреждает развитие вторичной умственной отсталости.

    Предупредить такое расстройство, как сенсомоторная алалия, к сожалению, практически невозможно. Но вы можете сделать все возможное, чтобы минимизировать провоцирующие факторы болезни. Пусть ваш ребенок будет здоров и счастлив!

    Источники:
    www.krasotaimedicina.ru, mymedicalportal.net, gidmed.com, lenta.co

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное