Зпр у ребенка 2 лет

Задержка психического развития у детей: как понять, что ребенок особенный

Диагноз задержка психического развития ставится преимущественно в дошкольном или школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с проблемами в обучении. При своевременной коррекции и медицинской помощи возможно полное преодоление проблем в развитии, но ранняя диагностика патологии довольно затруднительна.

Что такое задержка психического развития?

Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.

Причины отставания в развитии

ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода
  • недоношенность, симптомы желтухи
  • гидроцефалия
  • пороки развития и новообразования головного мозга
  • эпилепсия
  • врожденные эндокринные патологии
  • наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна
  • тяжелые инфекционные заболевания (менингит. менингоэнцефалит, сепсис)
  • заболевания сердца, почек
  • рахит
  • нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).
  • К социальным причинам можно отнести:

  • ограничение жизнедеятельности малыша
  • неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность
  • частые психотравмы в жизни ребенка.
  • Симптомы и признаки отставания в развитии

    Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:

    1. Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.
    2. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
    3. Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
    4. Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
    5. Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития. дислалия. дислексия. дисграфия .
    <
    h3>Психология детей с задержкой психического развития
    1. Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно. На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом.
    2. Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций. Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными. Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.

    Читайте также: Гиперактивность у детей: что это такое и как ее вылечить

    Зпр у ребенка 2 лет
    В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.

    Виды ЗПР

    Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:

    1. Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.
    2. ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
    3. ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
    4. ЗПР церебрально-органической этиологии.

    Осложнения и последствия ЗПР

    Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.

    Диагностика ЗПР

    Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста.

    Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

    Психическое развитие включает оценку следующих критериев:

  • речевое и предречевое развитие
  • память и мышление
  • восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве)
  • внимание
  • игровая и изобразительная деятельность
  • уровень навыков самообслуживания
  • коммуникабельность и самосознание
  • школьные навыки.
  • Для обследования используют денверовский тест, шкалу Бейли, тест IQ и другие.

    Дополнительно могут быть показаны следующие инструментальные исследования:

    Как вылечить ЗПР

    Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.

    Читайте также: Эпилепсия у детей - 5 рекомендаций для родителей

    Зпр у ребенка 2 лет

    Если психокоррекции недостаточно, ее подкрепляют медикаментозным лечением с ноотропными препаратами в основе.

    Основные препараты для медикаментозной коррекции:

  • Пирацетам, Энцефабол, Аминалон, Фенибут, Церебролизин, Актовегин
  • Глицин
  • гомеопатические препараты – Церебрум композитум
  • витамины и витаминоподобные средства – витамин В, Нейромультивит, Магне В6
  • антиоксиданты и антигипоксанты – Мексидол, Цитофлавин
  • общетонизирующие препараты – Когитум, Лецитин, Элькар.
  • Профилактика проблем с развитием

    Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил:

  • создать благоприятные условия течения беременности и родов
  • создать дружественную обстановку в семье
  • пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни
  • своевременно лечить любого рода заболевания у малыша
  • заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста.
  • Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.

    Доктор обращает внимание

    1. Существует 2 опасные крайности, в которые впадают многие родители детей с ЗПР – гиперопека и безразличие. И в первом, и во втором варианте развитие личности тормозится. Гиперопека не позволяет малышу развиваться, так как все за него делают родители, относятся к школьнику как к маленькому. Безразличие со стороны взрослых отбирает у ребенка стимул и стремление развиваться и учиться чему-то новому.
    2. Существуют специальные школы для детей с ЗПР или отдельные классы в общеобразовательных школах, имеющие в основе коррекционно-развивающую модель обучения. В спецклассах созданы оптимальные условия для обучения особенных детей – малая наполняемость, индивидуальные занятия, которые позволяют не упустить психологические особенности ребенка, полезные для его развития.

    Чем раньше родители обратят внимание на отставание в психическом развитии или перестанут его отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и когнитивной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке общего обучения.

    ЗПР у детей симптомы лечение

    Основные признаки ЗПР у детей

    В первые месяцы и даже годы жизни крохи диагностировать задержку развития невозможно. Для определения проблем необходимо дождаться той стадии, когда ребенок уже проявляет какие-либо навыки, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Следует насторожиться, если малыш, например, обладает скудным словарным запасом по сравнению со сверстниками, позже всех начинает сидеть, держать ложечку.

    Зачастую родители редко замечают ЗПР у своих детей, и данное заболевание легче определяется воспитателями в детском саду.

    Как правило, ребенок с ЗПР страдает от недостаточно накопленного объема знаний, отсутствия способности анализировать мир вокруг, нарушения памяти, незрелости мышления и нарушения механизма приема и обработки полученной информации.

    На более глубоком уровне диагностирования у ребенка с задержкой психологического развития наблюдается частая смена настроения. Он часто бывает неактивен в играх, инфантилен, по-своему задумчив. Однако в периоды подъема настроения такие дети становятся неугомонными, переносят в жизнь все свои выдумки и идеи во время игр, но занятия с элементами интеллектуального развития им совершенно не интересны.

    В других случаях ЗПР у детей проявляется абсолютно противоположно вышеописанной ситуации. У некоторых малышей, наоборот, преобладает интеллектуальное развитие, однако задерживается личностное, отсутствует самостоятельность и способность привыкания к смене обстановки. Такие дети застенчивы и молчаливы.

    Причины ЗПР

    Если вдруг у малыша явно отмечаются признаки ЗПР, настоятельно не рекомендуется вымещать на него агрессию, вынуждая обрести те или иные навыки насильственным путем. Объяснить такой запрет несложно: на самом деле, причины ЗПР кроются не в лени или нежелании ребенка как-либо развиваться, а в патологии дисфункции головного мозга. Также задержка психического развития ребенка может выступать в качестве последствия сложной беременности матери, тяжелых родов, лечения токсикозов сильнодействующими медицинскими препаратами, недоношенности младенца . Очень часто ЗПР атакует карапуза в связи с наследственной предрасположенностью в первом поколении через мать.

    Социальной предрасположенности также стоить отдать должное - часто недостаточность развития возникает у детей, которые растут в неблагополучных семьях, где не уделяется должного внимания воспитанию и развитию младшего члена семейства.

    Зпр у ребенка 2 лет

    ЗПР у детей: лечение

    Если вы заметили у своего ребенка такие симптомы как заторможенность, непонимание человеческой речи если ему не удается даже малая доля того, что делает подавляющее большинство его ровесников если малышу сложно развиваться в соответствии с рамками - не теряйте драгоценного времени! Крайне неправильно в такой ситуации дожидаться, когда задержка будет накапливаться с годами - необходимо немедленно обращаться к специалистам за помощью.

    Несмотря на тот момент, что восстановлением развития занимаются специально обученные люди, родителям не стоит опускать руки. Обязательно рассматривайте с ребенком картинки, пробуйте вместе анализировать изображение. Пусть с малышом поработает и логопед - это ускорит выучивание новых слов и даст ребенку навыки по построению предложений в устной речи.

    Для определения типа ЗПР и разработки этапов корректировки поведения ребенка целесообразен визит к врачам-психологам и психотерапевтам. В процессе работы с профессионалами стоит обращать внимание на психо-эмоциональное состояние ребенка, элементы его жестикуляции и моторики, способность к обучаемости.

    При постановке диагноза ЗПР, терапия наиболее эффективна в комплексе процедур, которые, при правильном применении, могут избавить от порока навсегда.

    Зпр у ребенка 2 лет

    Помимо занятий с логопедом и детским психологом, ребенку рекомендуется микротоковая рефлексотерапия . Процедура представляет собой альтернативную методику, действие которой направлено на нервные рецепторы и биоэнергетические центры организма. Однако эффект от данного этапа предугадать сложно, поскольку он зависит от индивидуальных особенностей организации нервной системы малыша.

    К нетрадиционным методам комплекса лечения задержки психического развития ребенка относят логопедический массаж. Данная процедура направлена на коррекцию тонуса мышц, отвечающих за правильное произношение трудных звукосочетаний. В основе методике лежит массаж скул, мягкого неба, губ, языка при использовании специальных логопедических зондов.

    Конечно же, не обойтись и без медикаментозной терапии . В случаях лечения детей, страдающих от ЗПР, лекарственные препараты назначает невролог. Зачастую это Акатинол и Нейромультивит .

    Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка задержку психического развития. При правильном лечении и уходе заболевание исчезает бесследно, не откладываясь в памяти малыша. Главное, уделяйте больше времени развитию ребенка, а также интеллектуальным играм, способным победить, а в некоторых случаях и исключить (при родовой предрасположенности), столь неприятное заболевание.

    Общие признаки задержки психического развития у детей

    Зпр у ребенка 2 лет

    Задержка психического развития (ЗПР) у детей в наше время встречается достаточно часто. По статистике, около 80% случаев неуспеваемости учеников в начальной школе, так или иначе, связаны с отставанием в психическом развитии.

    В этой статье мы рассмотрим механизмы развития ЗПР у детей, симптомы, лечение, методы диагностики и профилактики данного состояния.

    Почему не все дети развиваются «правильно»?

    Причины данного явления очень многообразны.

    1. Хромосомные патологии (генетическая причина). Например, дети с синдромом Дауна всегда отстают от своих сверстников, хотя проявляться это может по-разному: от легкой степени до серьезной умственной отсталости. Кроме синдрома Дауна, встречаются другие хромосомные нарушения, которые также влияют на формирование интеллекта и приобретение новых навыков.
    2. Родовые травмы. Многие дети во время беременности и родов испытывают острый или хронический недостаток кислорода, от которого, в первую очередь, страдает головной мозг.
    3. Влияние негативных факторов во время беременности. Работа на вредном производстве, прием серьезных медикаментов, алкоголизм, табакокурение, наркотики, перенесенные будущей матерью инфекции не лучшим образом сказываются на формировании нервной системы плода.
    4. Аутизм и расстройства аутистического спектра. Дети-аутисты имеют большие проблемы в общении с другими людьми, у них нарушено восприятие мира, социальное взаимодействие ограничено или вовсе невозможно (при тяжелых формах расстройства). О причинах аутизма специалисты спорят до сих пор, поэтому его нельзя однозначно отнести ни к заболеваниям психики, ни к генетическим отклонениям.
    5. Другие психические отклонения и заболевания, в том числе и наследственные.
    6. Тяжелая психоэмоциональная обстановка в семье. Для правильного развития дошкольника необходимо, чтобы он рос в любви, получал достаточно внимания от тех людей, которые его окружают. Если в семье существуют серьезные проблемы (отсутствие средств, жилья, тяжело больные родственники, физическое или психологическое насилие, алкоголизм и так далее), это серьезно сказывается на детях. При отсутствии любых заболеваний и отклонений, дети в деструктивных семьях часто имеют все признаки психологических отклонений.
    7. Педагогическая запущенность. Этим термином обозначается ситуация, когда малышом никто особо не занимается, не прикладывает никаких усилий к его развитию и воспитанию. К сожалению, это не исключительная ситуация в современных молодых семьях, где мама с папой зачастую больше заняты гаджетами и компьютерными играми, чем собственными чадами.
    8. Серьезные соматические заболевания. Иногда они влияют на психологическое здоровье напрямую, иногда – опосредованно, ведь если малыш едва ли не с рождения больше лежит по больницам, чем общается и развивается, это не может не сказаться на его психике и навыках.
    9. Нарушение сенсорных функций, таких как слух и зрение. Глухота и слепота уже в первые дни жизни ограничивают младенца в познании мира, в дальнейшем эта ситуация только усугубляется, малышу недостаточно имеющихся в его распоряжении методов взаимодействия с окружающим, поэтому развитие может замедлиться.
    10. Психотравмы. Серьезное потрясение, перенесенное в раннем возрасте, способно «откатить» интеллектуальное развитие далеко назад.

    Задержка психического развития у детей – симптомы

    Диагностировать отставание психического развития в домашних условиях невозможно, этим должен заниматься врач. Однако особенности детей с ЗПР бросаются в глаза даже внимательным родителям:

  • Трудности в общении, отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми, сложности социализации
  • Дошкольнику или школьнику сложно удерживать внимание на одном виде занятий, объяснениях педагога, он постоянно отвлекается, с трудом воспринимает учебный материал
  • Эмоциональная неустойчивость, ранимость, такие дети при любой неудаче обижаются, замыкаются в себе, очень сложно «отходят» от обиды
  • Малыш с трудом овладевает умениями, обычными для его возраста – одевание, личная гигиена, самостоятельная еда
  • Излишняя агрессивность, тревожность, необычные страхи или даже мнительность
  • В раннем младенчестве могут быть заметны отклонения не только в психическом плане, но и в физическом – дети с подобными расстройствами позже начинают держать головку, ползать, стоять, говорить
  • Любые нарушения речи
  • Слабо развито либо отсутствует образное мышление, имеются проблемы с логикой, памятью.
  • Зпр у ребенка 2 лет

    Умственная отсталость у детей – симптомы

    Многим родителям и даже педагогам кажется, что задержка психического развития и умственная отсталость – это одно и то же. Но это не совсем так.

    Об умственной отсталости (УО) специалисты говорят, если ЗПР прогрессирует или не проходит до 4 лет и далее.

    При этом дети с ЗПР способны пользоваться помощью взрослых, переносить эти навыки на новые виды деятельности и применять их самостоятельно. Умственно отсталые дети не вникают в суть прочитанного или услышанного, у них отсутствует такая потребность, в отличие от детей с задержкой развития. Психическое и интеллектуальное отставание при УО является практически необратимым, в то время как обычная задержка развития исправляется при достаточном внимании и усилиях со стороны взрослых.

    Виды ЗПР

    Специалисты по-разному классифицируют виды расстройств психического развития раннего возраста. Чаще всего отечественная медицина пользуется следующей классификацией ЗПР:

  • Конституциональная (обусловленная наследственностью)
  • Соматогенная (возникает в ходе или после перенесенного заболевания)
  • Психогенная (связанная с особенностями климата в семье, отношениями с родителями и другими близкими родственниками)
  • Церебрально-органическая (является следствием нарушений работы мозга).
  • Каждый из видов имеет не только свои причины, но также отличается симптоматикой, особенностями протекания, методами лечения.

    Диагностика

    Чаще всего встречается ЗПР у детей дошкольного возраста. В первые годы жизни такой диагноз не ставится, так как младенцы развиваются каждый в своем темпе, поэтому отставание в освоении одного навыка может быть компенсировано в другой области. В то же время стоит обратить внимание на признаки ДЦП у новорожденных. потому что младенец с таким недугом в дальнейшем может отставать физически и умственно от сверстников. А вот перинатальная энцефалопатия, которую очень любят ставить неврологи, далеко не всегда приводит к нарушениям интеллекта.

    Признаки ЗПР особенно ярко проявляются после трех лет. Та же задержка речевого развития у детей 3-4 лет должна быть поводом для обращения к специалистам.

    Диагноз ставится одновременно несколькими врачами – неврологом, психологом, логопедом, дефектологом (иногда – психотерапевтом). При этом оценивается несколько важных критериев:

  • мышление, память
  • развитие речи
  • восприятие, знание предметов, ориентация в пространстве
  • навыки самообслуживания
  • творческая, игровая деятельность
  • способность к социальному взаимодействию.
  • Кроме того, при диагностике используются различные тесты (в том числе на определение IQ), иногда – результаты ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга.

    Зпр у ребенка 2 лет

    Лечение и профилактика

    Вовремя поставленный диагноз и начатое лечение помогут дошкольнику с расстройством развития догнать сверстников, а затем пойти учиться в обычную, не коррекционную, школу. При этом родители, психолог, логопед, психиатр или психотерапевт должны стать одной командой . Довольно часто при подобных состояниях применяется медикаментозная терапия и гомеопатия.

    Но самая большая нагрузка ложится все-таки на плечи родителей. Им необходимо принять своего малыша таким, какой он есть, не пытаясь подогнать его под стандарты, но в то же время мягко помогая ему адаптироваться в коллективе, научиться справляться с заданиями специалистов и освоить навыки самообслуживания. Без доброжелательного участия семьи дошкольнику с задержкой психического развития не помогут ни лекарственные препараты, ни самые лучшие специалисты.

    То же самое касается и профилактики. Как бы ни ругали порой раннее развитие детей. в разумных дозах и в свое время оно совершенно необходимо, в том числе для профилактики зпр у детей. Симптомы и лечение этого расстройства во многом зависят от того, как будут вести себя мама и папа, сколько уделять своему малышу времени и сил.

    Понравилось? Расскажи друзьям:

    Ваш кроха растет не по дням – по часам. Уже скоро ему исполнится месяц. На 3 неделе формируется режим сна и питания малыша, а сам ребенок – более окрепший, чем в первый день после роддома. Багаж «знаний» крохи тоже постепенно расширяется.

    Впереди у вашего человечка – целая жизнь! А пока вам только пошла 4 неделя. Время вашей особой родительской ответственности и время, когда малыш начинает привыкать к жизни вне материнской утробы.

    Зпр у ребенка 2 лет

    Сколько должен спать ребёнок в разных возрастных периодах, нужен ли ему дневной сон, и что делать, если Ваш малыш или подросток плохо засыпает?

    Главная / 4 - 6 лет / Как выявить у ребенка задержку психического развития и помочь?

    Как выявить у ребенка задержку психического развития и помочь?

    Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

    Что означает диагноз ЗПР - кому и когда ставят задержку психологического развития?

    Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

    Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП. Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

    Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках
  • тяжело слушаться учителя
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности
  • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.
  • Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы . то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.
  • Тесты на выявление ЗПР - 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

    Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

    Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

    Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот - в 3-5 месяцев, сидеть и вставать - в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на развитие речевых способностей. Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

    В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

    В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

    Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

    В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

    В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

    Факторы, вызывающие ЗПР

    Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, нейросонографии ).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.
  • Четыре типа задержки психологического развития у детей

    Таблица 1. Виды ЗПР у детей

    Как помочь ребенку с ЗПР: советы для родителей

    В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

    При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

    Рекомендации родителям детей с ЗПР :

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения. Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам. Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников. Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.
  • Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

    Источники:
    doktordetok.ru, lechenierebenka.ru, zdorovieiuspex.ru, baragozik.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное