Психологическая коррекция памяти у детей с зпр

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Особенности развития памяти у детей

С задержкой психического развития

А.И.Рогов рассматривает память как сохранение, запоминание, последующее узнавание и воспроизведение человеком разнообразной информации.

М.В.Гамезо и И.А.Домашенко дали определение памяти как формы психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Таким образом, память–психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации.

В изучение процесса памяти большой вклад внесли следующие ученые: Э.И.Истомина, Б.В.Зейгарник, П.И. Зинченко, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев и другие. Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциации) биохимики – с изменением состава РНК и других биохимических структур. Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера человека и его направленности.

Рассмотрим структуру памяти. Выделяют следующие виды памяти:

1. Словесно – логическая

1. Запоминание – это функциональная деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания её с приобретенными ранее знаниями.

2. Сохранение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленной ранее информации.

3. Воспроизведение – процесс, в результате которого происходит припоминание закрепленной ранее информации.

У всех школьников с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесно – логического материала, что может сказываться на успеваемости.

Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ЗПР – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся не только хуже воспроизводят словесный материал, но и затрачивают на его припоминание заметно больше времени, чем нормально развивающиеся сверстники. Они, как правило, не предпринимают самостоятельных попыток добиться более полного припоминания и редко используют вспомогательные приемы.

Поэтому необходимо активизировать их познавательную деятельность. Такая активизация может достигаться разными путями, в частности, посредством усиления мотивации деятельности (подчеркивание важности выполнения задания, введение элементов соревнования и т.д.).

Развитие непроизвольной памяти не прекращается в младшем школьном возрасте. Она продолжает развиваться. Вместе с тем на передний план все больше выступает произвольная память. Снижение произвольной памяти у детей с ЗПР – одна из главных причин трудностей в школьном обучении. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Большинство детей с ЗПР не владеют приемами смыслового заучивания: группировкой материала, выделением опорных слов, составлением плана, установлением смысловых связей, чаще эти дети пользуются механическим запоминанием, в то время как у нормально развивающихся детей развивается произвольное опосредованное запоминание.

Необходимым условием высокой продуктивности запоминания является его целенаправленность. Из–за недостаточно устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания. Эффективность произвольной памяти существенно зависит и от умения контролировать себя в ходе заучивания, отделять воспроизведенный материал от невоспроизведенного.

Успешность запоминания зависит и от формы предъявления (наглядная или словесная) заучиваемого материала. Как уже говорилось ранее, в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше вербального. Преобладание наглядной памяти над словесно – логической у детей с ЗПР гораздо выше, чем у их ровесников. Однако, главный упор на этот вид памяти делать нецелесообразно, так как иначе затормозится развитие вербальной памяти, которая в перспективе должна играть центральную роль.

Продуктивность произвольной памяти существенно зависит от активности школьника при воспроизведении. Школьникам с ЗПР свойственны импульсивность, расторможенность, повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, медлительность, которые обычно сохраняются при воспроизведении заученного материала.

Поэтому необходимо дополнительное стимулирование со стороны учителя, чтобы ребенок имел возможность воспроизвести большее количество материала.

Дети с ЗПР демонстрируют более низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, набора слов, предметных картинок. Необходимо подбирать материал так, чтобы его объем был доступен для ребенка (в 2 раза меньше по сравнению с нормой). Полнота воспроизведения зависит от памяти у младших школьников с ЗПР и её недостатки проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности.

Учителю необходимо соблюдать ряд педагогических условий:

– Привлечение внимания ребёнка, используя частую смену видов деятельности на уроке

– Применение физкультминуток на уроках (для снятия напряжения и повышения концентрации внимания).

– Активизация ребёнка с ЗПР для продуктивной учебной деятельности, которая способствует развитию памяти у детей с ЗПР.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз в развитии.

Ниже приводится блок упражнений, которые предполагают не только развитие памяти, но также и коррекцию взаимосвязанных с ней психических процессов: мышления, зрительного восприятия, внимания детей младшего школьного возраста.

Для развития зрительной и зрительно–моторной памяти целесообразно организовать работу ребёнка по образцу, которую необходимо проводить по этапам: сначала ребёнок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15–20 секунд, но так, чтобы он, успел рассмотреть и запечатлеть образец, а затем его воспроизвести. Этот вид упражнения можно проводить во время рисования, лепки, списывания с доски, работы с конструктором, рисования узоров по клеточкам.

Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения, приведённые для развития зрительной памяти, но с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, вы просите ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, по памяти воспроизвести какой–либо рисунок по словесному описанию и т.д.

Упражнение 1. «КАСКАД СЛОВ».

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Инструкция к упражнению: «Вы сейчас должны за мною повторять слова. Я называю вначале одно слово, затем два, затем три и т.д.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Психологическая коррекция памятиу детей с ЗПР

Как отмечалось выше, отклонения в развитии памяти являют­ся характерным признаком для всех форм задержки психическо­го развития. Специфика и степень тяжести мнемических наруше­ний в значительной степени зависит от формы ЗПР.

У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдается:

— уменьшение объема и скорости запоминания

— неумение рационально организовать и контролировать свою работу

— преобладание зрительной памяти над слуховой.

У детей с ЗПР соматогенного происхождения отмечается:

— недоразвитие кратковременной памяти, что проявляется в снижении скорости запоминания, в медленном нараста­нии продуктивности запоминания

— снижение объема памяти.

У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдают­ся разнообразные нарушения памяти:

— повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции

— неумение рационально организовывать запоминаемый ма­териал и контролировать его

— уменьшение скорости запоминания

— излишняя тормозимость следов за счет побочных факторов

— недоразвитие памяти по модально-специфическому типу (недоразвитие зрительной или слуховой памяти)

— недоразвитие зрительно-пространственной памяти.

У детей с психогенной формой ЗПР выраженных нарушений памяти не наблюдается. Память у них отличается высокой изби­рательностью, и продуктивность запоминания в значительной сте­пени зависит от мотивации. Однако для всех форм ЗПР есть од­на общая особенность — это неумение детей с ЗПР рационально организовывать и контролировать процесс запоминания, а также применять различные мнемотехнические приемы. Главной зада­чей психокоррекционной работы с детьми с ЗПР является фор­мирование у них специальных приемов запоминания, т. е. разви­тие логической памяти.

Традиционно различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоми­наемого материала: моторную, зрительную, слуховую, логическую. Однако выделить эти виды памяти в чистом виде довольно сложно и возможно только в экспериментальных условиях. В учебной дея­тельности эти формы памяти выступают в единстве или в опреде­ленных сочетаниях, например: а) зрительная память необходима для выполнения работы по образцу: списывание с доски, работа с про­писями, с последующим продолжением по памяти б) слуховая па­мять — для работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, ри­сование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т. п. в) логическая память — для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, после­довательности действий в сюжетных рассказах и т. д.

Психокоррекционные занятия по развитию памяти у детей с ЗПР можно проводить как в групповой, так и в индивидуальных формах. В настоящее время в практике разработано достаточно большое количество мнемотехнических приемов, направленных на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти. Рассмотрим

некоторые из них, которые были апробированы нами в процессе работы с детьми с различными формами ЗПР.

Задание 1. Развитие способности детей к воссозданию мыс­ленных образов.

Занятие проводится индивидуально, в два этапа.

На первом этапе ребенку необходимо использовать графи­ческое изображение понятия.

Инструкция: «Попробуйте к каждому из названных слов сделать какой-либо рисунок».

Примерный перечень слов:

Серия 1 — грузовик, гнев, веселая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик — трус, капризный ребенок, хорошая по­года, интересная сказка.

На втором этапе ребенку предъявляются слова или фразы, которые он должен запомнить без рисунков.

Серия 2 — веселый праздник, темный лес, отчаяние, сме­лость, глухая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, пе­чаль, теплый вечер.

Задание 2. «Мысленные образы и эмоции».

Занятие проводится в небольшой группе детей.

Инструкция: «Я вам буду говорить фразы, а вы после каж­дой фразы закрывайте глаза и представляйте себе соответству­ющую картинку».

Лев, нападающий на антилопу

Собака, виляющая хвостом

Муха в вашем супе

Овсяное печенье в коробке в форме ромба

Молния в темноте

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке

Капли, сверкающие на солнце

Крик ужаса в ночи

Друг, ворующий вашу любимую игрушку.

После прочтения фраз ребенку предлагается взять листок бумаги, вспомнить и написать названные фразы. На последу-

ющих занятиях можно^ предъявлять фразы в зрительной мо­дальности (на специальных карточках).

Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти можно использовать следующие упражнения:

Задание 3 Поэтапная работа ребенка с образцами:

— сначала ребенок работает с постоянной зрительной опо­рой на образец

— затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 с. (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.

Эти упражнения целесообразно проводить в процессе таких продуктивных видов деятельности как конструирование, рисова­ние, лепка, аппликация. Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игр на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти.

Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца словесное описание или инструкции предлагаемой деятельности. Например, попросить ребенка выполнить конструктивное задание без обра­щения к образцу, а по памяти воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д.

Развитие логических приемов запоминания.

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделе­ние смысловых опор и составление плана и др.

Специальные исследования психологов показывают, что обу-чение мнемическому приему, в основе которого лежит умствен- ное действие, должно включать два этапа:

а) формирование самого умственного действия

б) использование его как мнемического приема, средства за-поминания. Например, прежде чем использовать прием класси-фикации для запоминания материала, необходимо овладеть клас-снфикацией как самостоятельным умственным действием.

Для развития логической памяти рекомендуется использовать j следующие задания и упражнения.

Задание 4. Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка».

Цель: 1. Познакомить детей с приемами «группировка».

2. Показать преимущество запоминания с использованием этого приема.

Занятия проводятся в группе. Психолог читает ряд букв, просит детей запомнить их и записать.

После этого психолог рассказывает о мнемическом приеме «группировка», т. е. объединение букв в группы, удобные для чтения (ВЛОШ - ЭРИК).

Детям рекомендуется запомнить ряд гласных букв: А У И О Е Е.

Затем детям рассказывается о мнемическом приеме: разде­лить буквы на две или три группы и пропеть «песенку», делая остановки в конце каждой группы (АУИ-ОЕЕ).

Детям предлагается запомнить ряд согласных букв: Ж Н Л П В Т. Чтобы лучше их запомнить, психолог предлагает мыс­ленно добавить к каждой букве гласную, например- У, затем предлагает разбить на удобные группы и прочитать (ЖУНУ-ЛУ-ПУВУТУ). Ответ записать, отбрасывая гласные.

Для развития памяти на основе мнемического приема «группировка» можно также использовать цифры, рисунки.

Цель: обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу.

Занятие проводится в группе. Детям предлагаются слова: зи­ма, ель, птица, лес, гнездо, река, снег, рыба. Психолог рассказыва­ет о том, что для лучшего запоминания эти слова надо объединить в пары по смыслу. Дети коллективно обсуждают и подбирают смысловые пары. Например, снег — зима ель — лес и пр.

После этого предлагаются другие варианты для запомина­ния: нога, лицо, обувь, море, часы, лодка, стрелки, нос, дом.

Для закрепления усвоенного приема психолог предлагает ре­бенку разнообразные слова и картинки для запоминания.

Задание 8. Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка по ассоциации».

Из набора слов детям предлагается выбрать и запомнить только те пары, которые объединены по смыслу. Психолог за­читывает эти пары слов: лес — гриб зима — снег кот — ведро река — рыба облако — лев ворона — краска гнездо — птица.

Детям предлагается выписать оставшиеся пары слов и по­думать, как эти слова можно связать друг с другом. Дети обсуж­дают между собой и составляют ассоциативные ряды.

Ребенку зачитываются пары слов, которые необходимо за­помнить: диван — тигр, девочка — брат, небо — земля, глаз — му­ха, озеро — верблюд, ковер — цветок, цыпленок — стол.

Затем психолог зачитывает первое слово, а дети дополняют второе слово. После окончания задания дети обсуждают свои результаты.

Задание 9. Развитие памяти на основе мнемического приема «классификация».

Психолог читает ребенку набор слов (10-15), которые мож­но разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем просит назвать слова, которые он за­помнил. Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобще­ния, являющиеся базой для развития логической памяти. Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называе­мых словах, а старается запомнить механически, то рекоменду­ется ему объяснить и показать, что для запоминания целесооб­разно объединять слова в группы по смыслу.

Аналогичный способ запоминания можно предложить де­тям при запоминании различных предметов, цветов, последова­тельности событий.

studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Психологическая коррекция памятиу детей с ЗПР

Все темы данного раздела:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
История развития методов психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии неотделима от истории психологии детей и подростков с проблемами в развитии. Услов­но можно выделить че

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
В переводе с латинского языка слово «коррекция» (лат. — сог-rectio) означает поправку, частичное исправление или изменение. Термин «коррекция психического развития» впервые использовал­ся в дефекто

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры дефекта и его причины. Сложность и своеобразие аномального развития ребенка требуют тщате

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
В зависимости от формы организации коррекционной работы выделяются два ее основных вида: индивидуальная и групповая психокоррекция. В процессе индивидуальной психокоррекции происходит н

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретической моделью психического развития и ею определяется. Теоретические модели психокоррекционных воз

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПРОБЛЕМНОГО РАЗВИТИЯ
Онтогенетический подход к изучению психических расстройств в детском возрасте продуктивно использовался и используется многими известными отечественными и зарубежными клиницис­тами (Озерецкий, 1924

Блем. Однако в нашей практике мы использовали смешанную, т. е. индивидуально-групповую форму психологической коррекции.
Индивидуальная психологическая коррекция выбирается в следующих случаях: — если проблемы ребенка или подростка имеют индивидуаль­ный, а не межличностный характер,

И подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоцио­нальных ресурсов.
Эмоциональный блок отвечает за формирование у ребенка и подростка позитивного эмоционального отношения к себе пере­живание в группе и осознание ребенком и подростком прошлого эмоционального опыта

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Определяющее значение в процессе адаптации ребенка с умст­венной отсталостью имеет целенаправленная психокоррекционная работа. Центральным звеном в психокоррекционных технологи­ях является составле

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В процессе планирования занятий необходимо соблюдать сле­дующие принципы: • принцип последовательности, предусматривающий посте­пенное усложнение занятий • принцип доступности за

Предметно-практические манипуляции с объемными формами.
Цель занятий: научить ребенка соотносить плоские и объ­емные формы в практическом действии с предметами, пользо­ваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные вариан­ты и фиксируя правил

Зрительное восприятие формы без предметно-практи­ческих манипуляций.
Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставле­нию формы без предметно-практической ориентировки (вычле­нение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предмето

Запоминание форм.
Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые фор­мы мысленно по представлению сопоставлять объемную фор­му с плоскостной. Закреплять названия: «круглый», «квадрат­ный», «овальный», «т

Практическое выделение величины.
Цель занятий: научить детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, со­относить по величине плоские и объемные фигуры, обучать де­тей составлени

Запоминание предметов с учетом их величины.
Цель занятий: научить детей удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению и словесному обозначе­нию

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В детском возрасте замедленный темп психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие. Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируют­ся у детей к окончани

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА
Изучение многоуровневой иерархической организации психи­ческих процессов и функций при задержке психического развития требует не только возрастного, но и тщательного структурного ней-ропсихологичес

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ДИНАМИКА, ПСИХОТЕХНИКИ
Основной целью психологической коррекции детей и подро­стков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психи­ческих процессов и ф

Психотехнические приемы коррекции внимания у детей с ЗПР
Психотехнические приемы, направленные на оптимизацию и стимуляцию внимания у детей с ЗПР, многообразны и исполь­зовать их можно не только в процессе занятий с психологом, а так­же в п

Психотехники, направленные на увеличение объема внимания
Объем внимания — это количество элементов, одновременно вос­принятых за один акт восприятия. При зрительной экспозиции объ­ектов в течение 0,1 сек. человек в среднем может воспринимать 5-9 отдельны

Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с ЗПР
В зависимости от особенностей развития мышления условно можно выделить четыре основные группы детей с ЗПР: 1) Дети с нормальным уровнем развития мыслительных опе­раций, но сниженной познав

Нейропсихологическая коррекция детей с ЗПР
Как отмечалось выше, нейропсихологический подход к за­держке психического развития базируется на концепции А. Р. Лу-рия о закономерностях развития и иерархическом строении моз- говой ор

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ПОВРЕЖДЕННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
В отличие от других форм дизонтогенеза поврежденное раз­витие обусловлено более поздним (после 2,5-3 лет) патологиче­ским воздействием на мозг ребенка, когда большая часть мозго­вых систем в значит

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОВРЕЖДЕННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
Важное место в системе психологической помощи детям с по­врежденным развитием занимает психологическая коррекция. Она направлена на восстановление пораженных или утраченных психи­ческих функций, а

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
При составлении психокоррекционной программы для детей с поврежденным развитием необходимо ориентироваться на опи­санные выше системообразующие факторы, определяющие специ­фику поврежденного развит

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором на­блюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических фу

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
При составлении психокоррекционных программ необходимо j ориентироваться на специфику аффективной патологии. Тради­ционно выделяются две основные группы: — дети с выраженным искажением эмо

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В течение ряда лет с 1986 по 1998 год сначала на базе создан­ного впервые в Ленинграде психолого-педагогического центра, а затем при обществе «Милосердие — Ленинград» нами проводи­лись психокоррекц

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболе­вание, которое возникает у ребенка в результате поражения голо­вного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (вну­триутробном, в п

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
В исследованиях отечественных и зарубежных клиницистов отмечается замедленное развитие психомоторных функций у де­тей с церебральным параличом, особенно на ранних этапах пост-натального онтогенеза

С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Специальные психологические исследования особенностей раз­вития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов при детском церебральном параличе в зарубежной и отечественной ли­тературе предста

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, ЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ЗАДАЧИ
Трудности восстановительного лечения детей с детским цере­бральным параличом обусловлены не только тяжестью двигатель-НОГОдефекта, но, главным образом, своеобразными особенностя­ми

Клинико-психологическое обследование детей преддошкольного возраста с церебральным параличом
У многих детей, страдающих церебральным параличом, отме­чаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недоста­точности зрительного и слухового восприятия, в недостаточнос­ти перцептивных действ

Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с церебральным параличом
Для определения уровня перцептивного и умственного разви­тия у детей с ДЦП дошкольного возраста используются различ­ные диагностические методики, широко применяемые в отечест­венной и зарубежной пс

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Эмоциональные нарушения у детей и подростков с различны­ми формами детского церебрального паралича проявляются по-разному. Это могут быть тяжелые неврозоподобные нарушения и психопатоподобные наруш

С церебральным параличом
Фаза Задачи Психотехни­ческие приемы Субъект психокоррекции 1. Установочная Образование группы как целого.

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСГАРМОНИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В международной классификации болезней (10-й пересмотр) выделена специальная рубрика (F90-F98) под названием «Пове­денческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском возрасте». К

И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Основной целью психологической коррекции подростков с дисгармоничным развитием является согласование их личност­ной структуры, семейных взаимоотношений и решение актуаль­ных психотравмирующих пробл

Аутогенные тренировки успешно используются не только в медицине, но и педагогике.
Шварц, 1958 г. предложил использовать методику релаксации в педагогических целях. Систематические наблюдения автора по­казали, что при проведении сеансов групповой релаксации школь­ников по

ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротиче­ские конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследст­вие органического по

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у де­тей — это целесообразно организованная система психологичес­ких воздействий. Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных н

Главным при организации помещения для занятий является создание комфорта, свободы и безопасности для участников пси­хокоррекции.
Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием. Конкретные задачи: 1. Пре

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Индивидуальную психологическую коррекцию целесообразно использовать для детей с более глубокими эмоциональными нару­шениями, а именно неврозами и неврозоподобными состояниями. Особое место в клиник

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Еще в 30-х годах прошлого века психоаналитиками был предло­жен метод арт-терапии для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка. Арт-терапия представляет собой специализиро­ванную форму псих

С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкотерапия. В психологической литера­туре выделяется четыре основных направления коррекционного воздействия музыкотерапии:

РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В психологической литературе много внимания уделяется анализу влияния отношения родителей к подростку на особенно­сти формирования его личности. Родительские отношения рассматриваются как

Особенности восприятия и понимания ребенка родителями.
Авторами был разработан опросник, направленный на анализ особенностей отношений родителей к своему ребенку. В опросни­ке выделено пять шкал: отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоци

Основной целью организационного блока является практичес­кая реализация психокоррекционных задач.
1. Обучение подростка и его родителей умению объективно оценивать трудные для них жизненные ситуации, умению увидеть их как бы со стороны. 2. Активизация каждого участника

Динамика психокоррекционного процесса коммуникативного блока
Компонент личности Психологический механизм Радикалы Эмоциональный Эмоциональное реаги­рование Свободное в

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В книге представлены основные направления и способы психо­логической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии. Основная цель психологической помощи детям с проблемами в развити

Источники:
infourok.ru, studopedia.ru, allrefs.net

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное