Как помочь ребенку преодолеть страх неудачи

Как помочь ребенку побороть страх неудачи

Как помочь ребенку преодолеть страх неудачи

Как помочь ребенку побороть страх неудачи и преодолеть состояние выученной беспомощности?
Начало: Страх неудачи у детей школьного возраста .

Выученная беспомощность, которая очень часто бывает связана со страхом неудачи, — это довольно серьезная проблема, и ее гораздо легче предупредить, чем исправить.

Для «профилактики» этого состояния родители должны обеспечить и показать ребенку возможности контроля над внешней средой (я влияю на то, что происходит), а также предоставлять ему синхронную и разнообразную обратную связь — разную в ответ на разные его действия.

Если же беспомощность все же сформировалась, для ее преодоления нужно будет потрудиться! Причем здесь очень важно не совершать некоторых типичных ошибок.

У Маши (10 лет) с начала учебного года не заладились отношения с новой учительницей английского языка. Девочка жаловалась, что учительница часто кричит на нее, высмеивает ее произношение, придирается. Скоро появились и первые «двойки» по ставшему нелюбимым предмету, которые довольно быстро превратились в закономерное явление. Как-то незаметно ухудшилась успеваемость и по другим предметам, Маша скатилась с «четверок» и «пятерок» на «тройки». Родители постоянно говорили ей, что нужно больше заниматься и все получится. Учителя поддерживали точку зрения родителей и в разговорах с ними характеризовали Машу как девочку «способную, но ленивую». Помимо школы, Маша два раза в неделю ходила в бассейн и делала это с огромным удовольствием. Ей очень нравились и сами занятия, и тренер, и общение с другими ребятами в секции. Когда дела в школе пошли совсем плохо, родители решили «по- воздействовать» на дочку и запретили ей ходить в бассейн до тех пор, пока она не исправит оценки. Они решили, что это очень хороший способ мотивировать Машу на более усердную учебу. Маша отреагировала на решение родителей довольно бурно: плакала, протестовала, упрашивала, но родители настояли на своем. Постепенно Маша успокоилась, перестала вспоминать про бассейн, но оценки в школе так и не улучшились. Более того, через несколько месяцев родители заметили, что девочка стала гораздо чаще болеть, выглядит бледной и вялой. Они решили все-таки позволить Маше снова ходить в бассейн, потому что это нужно для ее здоровья.

Но ожидаемой радости у Маши это решение не вызвало. Девочка сказала, что она не хочет больше ходить в бассейн, она и так слишком устает в школе.

История Маши очень хорошо показывает нам, как, однажды возникнув, выученная беспомощность распространяется на все сферы жизни ребенка, захватывая все новые и новые области. Родители Маши сделали колоссальную ошибку, запретив девочке ходить в бассейн, поскольку сохраняющиеся интересы ребенка — это нередко последняя ниточка, за которую его еще можно вытянуть обратно в нормальную жизнь . А тут эта ниточка, пусть даже из самых хороших побуждений, была просто отрезана. Итак, для борьбы с беспомощностью ни в коем случае нельзя шантажировать ребенка возможными запретами на интересующие его занятия и тем более воплощать эти угрозы в жизнь. Необходимо изо всех сил поддерживать и развивать любые интересы ребенка . Естественно, мы не говорим здесь о каких-то интересах, выходящих за рамки здорового образа жизни (следует различать интересы и зависимости). Конечно, родителям не стоит возлагать надежд и на увлеченность ребенка компьютерными играми. Это, опять же, не интерес, а просто еще одна форма ухода ребенка от реальных проблем в мир фантазий.

Иногда родители, желающие подбодрить ребенка, говорят ему: «Ты же все можешь! Ты просто ленишься!» Это тоже далеко не лучший способ помочь преодолеть состояние выученной беспомощности. Дело в том, что ребенок воспринимает свои волевые качества (а именно их недостаток и подразумевается под словами «ты ленивый») как нечто абсолютно неизменное, не поддающееся контролю, как, например, рост или цвет глаз. Сказать ребенку «Ты ленивый» — это примерно то же самое, что ласково сообщить ему «Ты у меня совсем глупенький»! Как-то это не очень подходит для моральной поддержки, не правда ли?

Еще очень важно не сравнивать ребенка, испытывающего страх неудачи и беспомощность, с другими детьми. Это не только не принесет ему абсолютно никакой пользы, но и нанесет вред! Сравнивайте ребенка лишь с самим собой, подчеркивайте улучшение сегодняшнего результата по сравнению со вчерашним, даже если это улучшение совсем-совсем небольшое (например: «Вчера ты сделал в диктанте восемнадцать ошибок, а сегодня только пятнадцать. Сегодня ты сделал на три ошибки меньше!»).

Довольно полезным в преодолении страха неудачи может оказаться упражнение «Одна победа» . Вы просите ребенка вспомнить ситуации, когда ему все-таки удавалось справиться с похожей ситуацией. Попросите ребенка рассказать об этом гордым тоном и добавить в конце: «Это была моя победа! Я горжусь этим!» Следите за тем, чтобы ребенок по-настоящему погордился своей победой. Обычно это получается не с первого раза: дети произносят фразу шепотом, отвернувшись, с неуверенной интонацией. Попросите ребенка повторить, можете показать ему, как именно произнести «победную» фразу. Здесь важно поддержать ребенка, порадоваться вместе с ним, поаплодировать ему. Лучше, если ребенок вспомнит не одну, а несколько таких ситуаций. Не торопите его, дайте время подумать, но, конечно, не настаивайте, если ваш сын или дочь, вспомнив одну-две победы, больше никак не может ничего вспомнить. Лучше выполнять это упражнение регулярно. Оно очень хорошо работает с чувством беспомощности, помогает ребенку осознать, что, кроме неудач, в его жизни много и достижений, позволяет обнаружить в себе ресурсы, необходимые для преодоления трудностей.

Можно сыграть с ребенком и в игру «Похвалилки», которая способствует повышению уверенности в собственных силах и возможностях. Заготовьте несколько карточек, на которых написаны какие-то ситуации достижения, одобряемые окружающими действия. Ребенок (возможно, по очереди с вами) вытаскивает карточку и «озвучивает» то, что написано на ней, начиная со слов «Однажды я». Например: «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание по русскому», «Однажды я написал проверочную по математике без единой ошибки» или «Однажды я помог товарищу в школе» и т. д. После того, как ребенок 2 — 3 минутки подумает, он должен рассказать о том, как однажды здорово выполнил то действие или совершил тот поступок, который написан на карточке.

Для преодоления страха неудачи нужно обучать ребенка эффективному поведению в ситуации возникновения трудностей. Для этой цели психологи разработали пятиэтапную систему решения проблем:

  1. Осмысление проблемы.
  2. Переформулировка проблемы.
  3. Выработка вариантов решений.
  4. Принятие решения.
  5. Оценка принятого решения.

Вы можете проработать с ребенком эту систему несколько раз, чтобы обучить его применять этот метод для решения встречающихся в реальной жизни проблем. На первом этапе нужно хорошенько обдумать стоящую задачу, а также затормозить первоначальные импульсы, явно не способные привести к успеху (например, в прямом или переносном смысле «убежать» от решения проблемы). На втором этапе необходимо помочь ребенку переформулировать имеющуюся трудность так, чтобы она превратилась в реально решаемую проблему (например, не «Я не напишу контрольную работу», а «Как сделать так, чтобы хорошо написать контрольную работу»). Третий этап — это этап выработки возможных решений. Поощряйте своего ребенка к предложению как можно большего количества вариантов, пусть даже самых нелепых и фантастических. Как показывает опыт, нередко те варианты, которые на первый взгляд выглядят невероятными, при более пристальном рассмотрении оказываются вполне жизнеспособными решениями. Если ребенок стесняется и говорит мало, вы можете подать ему пример требуемого на данном этапе поведения, предлагая как невероятные, так и реальные альтернативы, побуждая тем самым своего сына или дочку к такому же поведению. На четвертом этапе нужно рассмотреть каждый из предложенных вариантов, выбирая наиболее подходящий способ решения проблемы и планируя конкретные действия по его осуществлению. На последнем этапе подтверждается правильность принятого решения. Лучше всего это сделать уже после того, как ребенок попробовал выполнить намеченные шаги. Попробуйте эту систему для начала на какой-нибудь простой проблеме (например, для решения того, чем заняться в выходные), а затем постепенно обучайте ребенка применять ее для преодоления более серьезных трудностей. Если ваш сын или дочка научится воспринимать любую жизненную ситуацию, которая на первый взгляд кажется безнадежной, как решаемую проблему, это явно поможет им перебороть страх потерпеть неудачу.

Итак, чтобы помочь ребенку справиться с состоянием выученной беспомощности, помните о том, что:

  1. необходимо всячески поощрять, развивать и укреплять интересы вашего сына или дочки не стоит упрекать ребенка в лени
  2. нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, только с самим собой.

Для преодоления страха неудачи ребенку будет полезно:

  1. периодически вспоминать свои победы
  2. повышать уверенность в себе, своих силах и возможностях
  3. учиться навыкам эффективного разрешения проблем.

Как помочь ребенку избавиться от боязни неудачи
и преодолеть состояние выученной беспомощности.

Статья по психологии по теме:
Статья. Как помочь ребенку преодолеть страх перед неудачей

Как помочь ребенку преодолеть страх перед неудачей

Родители. чьи дети пошли в школу, знают, что порой их чада неохотно занимаются домашними заданиями или вовсе не хотят учиться. Что делать в таком случае? Почему это происходит?

В основе такого поведения лежит страх показаться другим с неуспешной стороны, выглядеть глупо, провалиться и заслужить отрицательную оценку, порицание.

Страх неудачи, возможно, самый «коварный» из тех, с которыми может столкнуться школьник. Почему? Да просто потому, что об этом страхе ребенок с наименьшей вероятностью скажет: «Я боюсь», вы скорее услышите «Я не буду». Испытывая подспудный страх потерпеть неудачу, ребенок просто отказывается совершать какие бы то ни было действия, предпринять какие-то усилия. А взрослые зачастую трактуют такое поведение как проявление лени.

На самом деле, за тем, что мы называем ленью, чаще всего скрывается такое крайне негативно сказывающееся на развитии личности ребенка явление, как выученная беспомощность. Давайте подробнее разберемся в том, что же это такое. Выученная беспомощность — состояние, возникающее у ребенка или взрослого человека после более или менее длительного негативного воздействия, избежать которого не удается.

Психологи провели специальный эксперимент, который показал, каким образом формируется выученная беспомощность и какое влияние она оказывает на поведение. Трем группам людей сказали, что нужно найти комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была — нужная комбинация кнопок действительно существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они ни нажимали — неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента. Затем участников эксперимента направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Люди должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если же человек касался противоположной стенки — звук прекращался. В результате эксперимента было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшей в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук — просто сидели и ждали, когда все кончится.

Как показали результаты исследований, сформировавшаяся выученная беспомощность выражается в виде эмоциональных нарушений (депрессий, тревожных расстройств), на этом фоне возможно даже развитие телесных заболеваний. Основной неприятной характеристикой выученной беспомощности является ее тенденция к генерализации — будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что человек перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.

Особенно пышно беспомощность может «расцвести», конечно же, в школе. Испытывающий по каким-либо, очень часто вполне устранимым, причинам трудности в учебе ребенок быстро усваивает, что он ничего не может, ничего не сможет, а поэтому даже пытаться что-то изменить совершенно бесполезно.

Безусловно, значительный вклад в формирование выученной беспомощности и связанного с ней страха неудачи иногда вносят и учителя. Подумайте, как себя чувствует ребенок, который слышит в свой адрес: «Ты все равно у меня больше тройки никогда иметь не будешь» или «Да, математика — это явно не твой предмет». К сожалению, учителю вовсе не обязательно произносить такие фразы вслух. Ребенок все равно «считает» подобное отношение к себе, даже если оно не будет выражено словами: по мимике, жестам, интонации обращающегося к нему учителя. На деле здесь происходит взаимное обучение беспомощности: неудачи, трудности в усвоении материала учеником вызывают ощущение беспомощности у учителя, а учитель уже передает свою беспомощность тем детям, с которыми общается.

Страх неудачи может быть родом и из семьи. Как мы сами ведем себя перед лицом трудностей? Какое поведение демонстрируем своим детям? Всегда ли мы пытаемся разрешить сложную ситуацию? Или часто пускаем ситуацию на самотек, ждем, что «все как-нибудь рассосется», «прячем голову в песок»? Естественно, что ребенок усваивает родительскую модель поведения, в том числе и в ситуации, требующей преодоления препятствий.

Страх неудачи проявляется еще и в том, что дети могут выбирать цели, совершенно не соответствующие их возможностям: либо слишком легкие, либо чересчур трудные. Также может возникать неожиданная реакция на успех или неудачу: если ребенок добился успеха, он снизит трудность задания, а если потерпит неудачу — повысит.

Такое поведение обычно связано с тем, что испытывающий страх неудачи ребенок пытается уберечь свою самооценку от болезненных ударов. С легким заданием можно справиться наверняка, а если не получится сделать что-то по-настоящему сложное — это не беда, ведь почти никто бы не смог. Конечно, такая модель поведения мешает вашему сыну или дочке развиваться, добиваться успеха и в учебе, и в других делах. Например, в общении.

Итак, очень часто страх не справиться с заданием выражается в нежелании ребенка что-то делать. Взрослые считают этот страх проявлением лени, хотя на самом деле он зачастую связан с довольно неприятным и тяжелым состоянием — выученной беспомощностью.

Если же беспомощность все же сформировалась, для ее преодоления нужно будет потрудиться! Причем здесь очень важно не совершать некоторых типичных ошибок.

Для борьбы с беспомощностью ни в коем случае нельзя шантажировать ребенка возможными запретами на интересующие его занятия и тем более воплощать эти угрозы в жизнь. Необходимо изо всех сил поддерживать и развивать любые интересы ребенка. Поскольку сохраняющиеся интересы ребенка — это нередко последняя ниточка, за которую его еще можно вытянуть обратно в нормальную жизнь. Конечно, родителям не стоит возлагать надежд и на увлеченность ребенка компьютерными играми. Это, опять же, не интерес, а просто еще одна форма ухода ребенка от реальных проблем в мир фантазий.

Очень важно не сравнивать ребенка, испытывающего страх неудачи и беспомощность, с другими детьми. Это не только не принесет ему абсолютно никакой пользы, но и нанесет вред! Сравнивайте ребенка лишь с самим собой, подчеркивайте улучшение сегодняшнего результата по сравнению со вчерашним, даже если это улучшение совсем небольшое (например: «Вчера ты сделал в диктанте восемнадцать ошибок, а сегодня только пятнадцать. Сегодня ты сделал на три ошибки меньше!»).

Для преодоления страха неудачи нужно обучать ребенка эффективному поведению в ситуации возникновения трудностей. Для этой цели психологи разработали пятиэтапную систему решения проблем:

  1. Осмысление проблемы.
  2. Переформулировка проблемы.
  3. Выработка вариантов решений.
  4. Принятие решения.
  5. Оценка принятого решения.

Вы можете проработать с ребенком эту систему несколько раз, чтобы обучить его применять этот метод для решения встречающихся в реальной жизни проблем. На первом этапе нужно хорошенько обдумать стоящую задачу, а также затормозить первоначальные импульсы, явно не способные привести к успеху (например, в прямом или переносном смысле «убежать» от решения проблемы). На втором этапе необходимо помочь ребенку переформулировать имеющуюся трудность так, чтобы она превратилась в реально решаемую проблему (например, не «Я не напишу контрольную работу», а «Как сделать так, чтобы хорошо написать контрольную работу»). Третий этап — это этап выработки возможных решений. Поощряйте своего ребенка к предложению как можно большего количества вариантов, пусть даже самых нелепых и фантастических. Как показывает опыт, нередко те варианты, которые на первый взгляд выглядят невероятными, при более пристальном рассмотрении оказываются вполне жизнеспособными решениями. Если ребенок стесняется и говорит мало, вы можете подать ему пример требуемого на данном этапе поведения, предлагая как невероятные, так и реальные альтернативы, побуждая тем самым своего сына или дочку к такому же поведению. На четвертом этапе нужно рассмотреть каждый из предложенных вариантов, выбирая наиболее подходящий способ решения проблемы и планируя конкретные действия по его осуществлению. На последнем этапе подтверждается правильность принятого решения. Лучше всего это сделать уже после того, как ребенок попробовал выполнить намеченные шаги. Попробуйте эту систему для начала на какой-нибудь простой проблеме (например, для решения того, чем заняться в выходные), а затем постепенно обучайте ребенка применять ее для преодоления более серьезных трудностей. Если ваш сын или дочка научится воспринимать любую жизненную ситуацию, которая на первый взгляд кажется безнадежной, как решаемую проблему, это явно поможет им перебороть страх потерпеть неудачу.

Итак, чтобы помочь ребенку справиться с состоянием выученной беспомощности, помните о том, что:

  1. необходимо всячески поощрять, развивать и укреплять интересы вашего сына или дочки не стоит упрекать ребенка в лени
  2. нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, только с самим собой.

Для преодоления страха неудачи ребенку будет полезно:

  1. периодически вспоминать свои победы
  2. повышать уверенность в себе, своих силах и возможностях
  3. учиться навыкам эффективного разрешения проблем.
  1. Глассер У. Школы без неудачников. - М. Прогресс, 1991
  2. Грановская Р. М. Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб, 1994
  3. Долохов В. Гурангов В. Фейерверк волшебства. - М. 2006
  4. Лихтарников А.Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование //Наш проблемный подросток: понять и договориться. - СПб. 2001, С.49-73.
  5. Ромек В.Г. Открытие выученной беспомощности// Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. Ростов-на-Дону, 2000, С.278-287

6. Костенчук И. А. О выученной беспомощности. // Химия в школе, 1997. №5. –

Как не бояться неудач

Человеческие фобии весьма многообразны и коварны. Они снижают качество жизни человека, лишают его перспективы и надежд на позитивные изменения.

Страх перед возможной неудачей (атихифобия) – одна из самых распространённых и стойких человеческих фобий. Это то, что блокирует стремления человека и не дает ему гармонично развиваться.

Можно ли преодолеть страх, и как с ним бороться? Чтобы ответить на вопрос, нужно предварительно изучить причины и проявления атихифобии.

Мужчины, женщины и дети, страдающие от данной психологической проблемы, никогда не становятся успешными. И не потому, что им не везёт, а по той причине, что такие люди ничего не делают.

Атихифобы могут заниматься рутинными, безопасными и привычными делами, но не способны начать новое дело, действовать в нестандартных обстоятельствах.

Страх потерпеть неудачу часто имеет под собой вполне разумные обстоятельства: новое всегда несет в себе риск, а привычные алгоритмы действий и реакций в незнакомых ситуациях не работают. Человек оказывается беззащитным перед враждебными факторами.

С этой точки зрения боязнь неудачи – своего рода предохранительный клапан. Но если постоянно идти у своего страха на поводу, можно полностью утратить мотивацию к действиям.

Глубинные причины атихифобии нужно искать в собственном прошлом – вероятнее всего, в детстве или в ранней юности. Самые вероятные факторы влияния на развитие этого страха:

  • завышенные требования родителей и, как следствие, заниженная самооценка
  • отсутствие поощрения за поступки в детском возрасте со стороны взрослых
  • неадекватное отношение к неудачам (слишком трагичное и преувеличенное)
  • зависимость от мнения других
  • серьёзные психотравмы.
  • Человеческая жизнь немыслима без взлётов и падений, но если мы боимся падать, мы не сможем и летать. Если в детстве нас считали бесталанными, не достойными похвалы, во взрослом состоянии вера в собственные силы, как правило, отсутствует.

    Необходимо приложить серьёзные усилия, чтобы вновь обрести веру в себя и научиться разумному отношению к собственным неудачам.

    Как преодолеть страх вождения автомобиля? Читай тут .

    Удачи и неудачи наполняют человеческую жизнь примерно в равных пропорциях. Если мы научимся радоваться своим успехам и спокойно относиться неудачам, существование станет более позитивным и светлым.

    1. В психологическом плане атихифобия проявляется в виде неспособности действовать без волнения и паники в относительно новой ситуации – например, на собеседовании, на экзамене или во время знакомства с новым человеком.
    2. Попадая в незнакомые обстоятельства люди, испытывающие страх перед возможной неудачей, ощущают тревогу, беспокойство, буквально теряют дар речи.
    3. Люди начинают избегать таких ситуаций. От этого снижается уровень жизни, сужается круг общения, развиваются депрессии, ухудшается физическое здоровье и внешний вид.

    Данная фобия может выражаться в виде вполне конкретных физиологических реакций:

  • нарушение сердечного ритма
  • затруднение дыхания, одышка
  • тошнота, желудочные расстройства
  • интенсивное потоотделение
  • напряжение мышц
  • тремор рук
  • слабость.
  • Симптомы могут проявляться весьма интенсивно, особенно в ситуациях, когда присутствует прямая конкуренция из-за поощрений – в школах, вузах, на рабочих местах. Боязнь неудачи заранее лишает человека шансов на успех.Как помочь ребенку преодолеть страх неудачи

    Человек, подверженный атихифобии, погружается в трясину мелких бытовых удовольствий и забот, не требующих ни внутренних, ни внешних усилий.

    Существование такого индивидуума сводится к простым и безопасным схемам, не предполагающим даже малейших разочарований и тем более – крупных провалов. Такая схема выглядит примерно так: у мужчин – пришёл с работы домой, включил ТВ, выпил, лёг спать у женщин – пришла, зависла в соцсетях, посмотрела фотки, легла спать.

    Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного, но на деле такие люди не приносят ни личной, ни общественной пользы. Жизнь проходит быстро, старость наступает рано. Неудач вроде бы нет, но и достижений – ноль.

    Перебороть страх очень сложно, особенно самостоятельно, но если этого не сделать, сладкого вкуса победы вы никогда не почувствуете. В конце концов, даже если новое начинание закончится провалом, у вас будет бесценный опыт, который позволит избежать ошибок в дальнейшем.

    Преодолеть страх неудачи однократным усилием воли не получится, нужно действовать систематическим образом. Наука психология советует начинать с самого простого и постепенно двигаться к сложному.

    Вот примерный алгоритм действий, который поможет если не победить, то по-крайней мере подчинить себе атихифобию:

    1. Начинайте с взаимоотношений внутри семьи . разрушайте шаблоны. Для начала можно сделать подарок жене (мужу) не на день рожденья, а просто так. Пусть страх быть непонятым вас не сдерживает.
    2. Покиньте зону комфорта . Сломайте привычный алгоритм: запишитесь в тренажерный зал, на курсы английского, а если не хотите лишних трат – начните просто бегать по вечерам в ближайшем парке.
    3. Научитесь просчитывать пользу от упущенных возможностей . «Не делать» очень легко: вы ничего не приобретаете, но ничего и не теряете. Попробуйте мыслить наоборот, представьте, как много вы приобретете, начав «делать» и говорить миру «да».
    4. Разбивайте большие цели на более мелкие . вспомните поговорку про один шаг и тысячу ли.
    5. Примите следующую установку: никаких неудач не существует, а временные трудности только идут на пользу.
    6. Прекратите обращать внимание на мнение других – смотрите на мир своими глазами.

    Гарантии, что у вас все получится в ближайшие несколько месяцев, нет: на восстановление здоровой психики могут уйти годы. Если вам слишком трудно, не стесняйтесь – обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Научный подход может здорово помочь в деле устранения внутренних страхов.

    Как понять причину своего страха? Читай здесь .

    О способах лечения страха и тревоги читай далее .

    Атихифобия, как уже было сказано, развивается в детском возрасте, стало быть, искоренять её лучше всего в зародыше.

    Если вы заметили у своего ребёнка признаки боязни неудачи, примите меры по коррекции данного психического нарушения:

    1. Начните с простого: например, попросите его сделать покупку в магазине в вашем присутствии. В следующий раз усложните задачу – попросите купить какую-нибудь обыденную вещь, а сами подождите на улице.
    2. Если ребенок проявляет признаки атихифобии в присутствии сверстников (в детском саду, в школе), постарайтесь объяснить ему, что окружающим до его действий нет никакого дела, и что уверенное и спокойное поведение никогда не вызовет у товарищей усмешек или порицания.
    3. Чаще хвалите ребёнка и не только за хорошие оценки, но и за «правильное» с точки зрения психологии поведение.

    Помните, что боязнь возможных неудач (и у детей, и у взрослых) – это не приговор, не пожизненный диагноз, а то, что можно и нужно преодолеть. Начните жить той жизнью, которая вам нравится, и пусть мир сам приспосабливается к вам.

    Видео: Говорит специалист

    Как помочь ребенку преодолеть страх неудачиСтрах неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удается побороть свой страх, а другой оставляет борьбу на потом или все как есть. Этот необоснованный и патологический страх перед неудачами разрушительно влияет на образ жизни индивида, воздействуя на его намерения. Люди, которые подвержены атихифобии, зачастую видят прямую связь между конкуренцией и возможностью неудачи. Они придерживаются мнения, что для избегания неудачи будет лучше не касаться проблемных вопросов. Для них добиться успеха - практически недостижимая цель.

    Страх неудачи сопровождается падением уверенности в себе, низкой самооценкой. потерей мотивации. он способен привести к депрессии. а далее и к психическим расстройствам.

    Люди, страдающие от атихифобии, испытывают ряд физиологических симптомов: одышку, нерегулярное сердцебиение, тошноту, слабость, нервозность, расстройства желудка, сильное потоотделение, напряжение мышц. Перечисленные симптомы проявляются, когда индивиды сталкиваются с возможностью неудачи. Наиболее остро данное состояние проявляет себя в местах, где люди конкурируют между собой из-за определенных поощрений: на работе, в учебном заведении.

    Причины страха неудач

    Человек желает успеха, но одновременно с ним в тоже время боится его, опасается ответственности или нагрузки, которая может за этим придти. Зачастую индивид нечестен перед собой, пытается выгородить себя перед собой и доказать всем, что на все неудачи есть причины. Успех никогда не придет, если индивид будет бояться что-то менять, и делать в своей жизни, а поскольку человек очень боится неудачи, то в связи с этим ничего и не делает. Таким образом, он как бы выжидает, поскольку не может заставить себя задуманное сделать. Одновременно с тем, этот страх и лень защищает психику человека от возможных фиаско. Нередко, это те ситуации, где отмечаются внутренние противоречия между «надо» и «не должен», между «не хочу» и «надо». Любая неудача для человека, это удар по самолюбию и самооценке. поэтому индивид сознательно и подсознательно стремится избежать таких потрясений. Люди очень боятся потерпеть поражение, и этот страх препятствует предпринять определенные шаги на пути к желаемому. Зачастую опасение, что ничего не получиться, мешает человеку в самые ответственные моменты. Но ведь если ничего не предпринимать, то шанс получить желаемое будет равен нулю. Например: человек стремится поменять работу. И вдруг, найдя объявление о желанном вакантном месте, которое соответствует полностью его представлениям о лучшей работе, он не звонит работодателю, поскольку включился страх неудачи, сопровождающийся негативными мыслями, что ему откажут. Человек придумает достаточное количество доводов, что бы оправдать себя, а именно свое бездействие. Он спишет на недостаточность опыта, молодость или старость, нежелание менять что-либо в жизни или еще что-то. Присутствие страха психология объясняет так: включаются защитные механизмы организма не позволяющие выходить из зоны комфорта.

    Страху неудачи способствует также заниженная самооценка и неуверенность в себе, которые создают зацикленность мыслей на поражении. Человек боится неудачи, и все мысли направлены у него на это. Он сознательно избегает ситуаций, где можно хоть как-то проявить себя, но при этом можно потерпеть и поражение. Человек боится того, чего не знает.

    Как избавиться от страха неудачи

    Если страх неудачи не покидает, то, что делать в таких случаях? Этот страх можно побороть, определив стоимость неудачи и ее цену. У каждого принятого человеком решения и сделанного действия имеется своя цена. Если при возникновении необходимости сделать шаг в каком-либо важном действии появляется страх, то в этом случае человеку следует оценить возможные последствия: назначить цену неудаче. Например, в нашем вышеизложенном случае, если бы человек позвонил, и ему ответили отказом в трудоустройстве, что бы он потерял? Собственно ничего, а, не позвонив, он утратил свой шанс получить желанную работу. Это простой пример с минимальной ценой неудачи, но с очень высокой стоимостью шанса.

    Страх неудачи, являясь очень сильной эмоцией в жизни, зачастую, берет вверх над индивидом. И если в момент принятия решения включается страх, то имеет смысл оценить шансы успеха и провала. Суть заключается в том, что важно научиться правильно оценивать свои действия. Следует перестать бояться, что что-то вдруг пойдет не так и если того стоит шанс, и ошибка не станет катастрофичной, то обязательно необходимо действовать и пытаться добиваться успеха. Одновременно с тем следует бездумно не рисковать, и не подставлять угрозе свою жизнь и здоровье. Любой человек, умеющий правильно действовать и расставлять приоритеты, осознает, что получает от жизни существенно больше выгод. А это значит, что у такого индивида есть больше шансов добиться желаемого, нежели у тех людей, которые до сих пор остаются во власти страха сделать новый шаг.

    Человеку необходимо спросить у самого себя: «нравиться ли мне нынешнее положение», «чем я рискую, если что-то измениться», «доволен ли я, что периодически упускаю великолепные предоставляющиеся возможности проявить себя, только лишь потому, что боюсь».

    Для начала избавления, необходимо себе признаться, что страх существует. Если человек поймет, что причины всех его бед - страх неудачи, то это будет уже первым шагом на пути к его преодолению. Например, человек боится дать ценный совет начальнику, испытывает страх публично выступать и по этой причине не продвигается по службе или боится знакомиться, заводить отношения, и поэтому одинок. Далее нужно признаться себе, что причиной упущенных возможностей, выступают не семья, не коллеги и начальник, не сама страна и ее нестабильность в экономике или другие причины. Только сам человек делает жизнь именно такой, какой он ее делает. Необходимо разобраться, чего именно боится человек. Важно над этим хорошо подумать. И уже в связи с этим начинать действовать. Психологи рекомендуют людям делать то, что они боятся и тогда страх обязательно отступит. Развивайте в себе уверенность, верьте в себя, общайтесь с успешными людьми. Если самостоятельно сложно справиться, то на помощь могут прийти тренинги по повышению самооценки и уверенности в себе.

    Навигация по записям

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Источники:
    5psy.ru, nsportal.ru, gopsy.ru, psihomed.com

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное