Методика выявления страхов у детей по захарову

консультация для родителей Страхи у детей

«Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой им опасности»

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Существует несколько точек зрения на природу страхов. Г.Рибо настаивает на том, что детские страхи носят инстинктивный характер. Он объясняет ранние фобии травмой, которую получает ребенок при рождении. Согласно утверждению ученого, страх является инстинктом самосохранения в его оборонительной форме и не всегда передается по наследству.

А.А. Люблинская придерживается противоположной точки зрения – страхи появляются на протижении жизни ребенка и зависят от особенностей его индивидуального опыта и воспитания.

Детские страхи представляют собой иерархическую структуру различных по природе и интенсивности страхов, которые определяются особенностями личности ребёнка, индивидуальным опытом, принятыми в данном социуме установками, а также общими для всех людей возрастными и половыми закономерностями. Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16–18-летнего возраста. Сложным «кризисным» периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. О детском неврозе страха также можно говорить, если ребенок называет какие-либо другие страхи, чем те, которые характерны по А.И.

Захарову для его возраста и пола. По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология в проявлении страхов у ребенка.

Причины возникновения страхов.

Причины чувства страха могут быть самыми различными. Это:

- тяжелые переживания. испытуемые ребенком

- отрицательный опыт ( был укушен собакой, упал с качели, был напуган в темноте).

- запугивание оборотнями, домовыми, людоедами, мышами, чертами и т.д.

- следствие династических конфликтов, болезни, избиение, межличностные конфликты

Издавна психологи и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является:

-неправильное воспитание ребенка в семье,

-сложные семейные отношения

Так, представители различных теоретических направлений в психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка.

Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие:

неадекватные воспитательские позиции родителей

нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей

ранняя изоляция ребенка от семейного окружения

личностные характеристики родителей и некоторые другие

Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.

Необходимо отметить, что боязливость и страх в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К.Д. Ушинский отмечал, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его морально и убить душу .

Особый страх могут вызвать игрушки прыгающие, хлопающие крыльями, с загорающимися глазами, маски, передающие характерные эмоциональные состояния (боль, страх, сарказм), а также имеющие утрированные части лица (большие глаза, растянутый зубастый рот, высунутый язык, большой нос, неестественно торчащие уши и т.п)

Формы проявления (виды) страхов .

Г.А.Фортунатов выделяет две формы проявления страха:

- активную, когда ребенок стремится убежать или бешено сопротивляется, борется

- пассивную, когда ребенок замирает, съеживается, закрывает глаза, осторожно двигается, прячется, а иногда полностью покоряется и отказывается от сопротивления

В самом общем виде страх условно классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка. Страхи условно можно разделить

Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: навязчивые страхи, бредовые страхи, сверхценные страхи.

Навязчивые страхи к ним относятся:

- гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств)

-ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными . Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.

Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть.

К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: ---страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков),

-боли и резких звуков

Методы диагностики страхов.

Существует ряд психодиагностических методик, в частности методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи», а так же опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и опросник П. Бейкер и М. Алворд, проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса, методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л. Лебедевой.

Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

1) когда остаешься один

2) нападения бандитов

3) заболеть, заразиться

5) того, что умрут твои родители

6) каких-то людей

7) потерять маму или папу

8) того, что они тебя накажут

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу

11) перед тем как заснуть

12) страшных снов

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных)

15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта)

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии)

17) когда очень высоко (страх высоты)

18) когда очень глубоко (страх глубины)

19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства)

Главная > Тесты для детей > Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”

Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах). черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься. ".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

Ты боишься: 1. когда остаешься один
2. нападения
3. заболеть, заразиться
4. умереть
5. того, что умрут твои родители
6. каких-то детей
7. каких-то людей
8. мамы или папы
9. того, что они тебя накажут
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей)
11. перед тем как заснуть
12. страшных снов (каких именно)
13. темноты
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных)
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта)
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии)
17. когда очень высоко (страх высоты)
18. когда очень глубоко (страх глубины)
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства)
20. воды
21. огня
22. пожара
23. войны
24. больших улиц, площадей
25. врачей (кроме зубных)
26. крови (когда идет кровь)
27. уколов
28. боли (когда больно)
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом)
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников)
31. опоздать в сад (школу)
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
  • медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии
  • страх смерти (своей)
  • боязнь животных
  • страхи сказочных персонажей
  • страх темноты и кошмарных снов
  • социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества
  • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств
  • Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния .

    Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи:

    олеся бекирова (2014-09-12 09:40:46) ответить

    сказано в диагностики, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами, а каковы эти нормы?где их взять!скажите пожалуйста!))))))спасибо очень жду ответа,

    Анастасия (2015-03-27 19:53:09) ответить

    возрастные нормы количества страхов: возраст 3 года: М: 9, Д. 7 возраст 4 года: М: 7, Д: 9 возраст 5 лет: М: 8, Д. 11 возраст 6 лет: М: 9, Д. 11 возраст 7 лет (дошкольники): М: 9, Д. 12 возраст 7 лет (школьники): М: 6, Д: 9 источник: Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. В помощь педагогу ДОУ. Изд-во "Учитель", г. Волгоград, 2014 г.

    CHILD-PSY (2013-09-30 21:51:39) ответить

    Уважаемые читатели, просящие прислать картинки. Данная методика не имеет тестового материала, поскольку любой взрослый человек в состоянии нарисовать домик.

    ВЕРА (2013-09-29 09:30:47) ответить

    И мне, пожалуйста, картинки.

    Надежда (2013-09-20 12:14:17) ответить

    Тест Страхи в домиках

    Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

    Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах). черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: Скажи, ты боишься или не боишься .

    Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа да - нет или боюсь - не боюсь . Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа не боюсь темноты , а не нет или да . Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом. а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

    После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

    Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

    Инструкция для ребенка:

    В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам .

    1. когда остаешься один

    3. заболеть, заразиться

    5. того, что умрут твои родители

    6. каких-то детей

    7. каких-то людей

    8. мамы или папы

    9. того, что они тебя накажут

    10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей)

    11. перед тем как заснуть

    12. страшных снов (каких именно)

    14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных)

    15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта)

    16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии)

    17. когда очень высоко (страх высоты)

    18. когда очень глубоко (страх глубины)

    19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства)

    24. больших улиц, площадей

    25. врачей (кроме зубных)

    26. крови (когда идет кровь)

    28. боли (когда больно)

    29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом)

    30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников)

    31. опоздать в сад (школу)

    Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
  • медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии
  • страх смерти (своей)
  • боязнь животных
  • страхи сказочных персонажей
  • страх темноты и кошмарных снов
  • социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества
  • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств
  • Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель невротического состояния.

    Среднее количество страхов у детей дошкольного возраста:

    Из таблицы видно, что к старшему дошкольному возрасту количество страхов увеличивается. Самостоятельно полученные данные можно сравнивать со средними значениями, приведенными в таблице. Так, если у 5-летней девочки количество страхов - 13, а в таблице - 11, то это означает, что у ребенка страхов больше, чем у сверстников.

    Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие невроза или тревожности в характере ребенка.


    Еще один важный момент. Результаты диагностики будут намного точнее, если ее проведет, например, детский психолог или воспитатель в детском саду, а не родители .

    Статья содержит информацию из открытых источников

    Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

    Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

    Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

    Методика выявления страхов у детей по захарову

    Тест Аллана Фромма Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, [&hellip]

    Методика выявления страхов у детей по захарову

    Этот тест можно проводить с детьми младшего возраста. Тест настолько прост, что даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям. Во всех используемых в [&hellip]

    Методика выявления страхов у детей по захарову

    Мандала может использоваться как средство диагностики психического состояния, но это очень тонкое и деликатное дело, и с интерпритацией надо быть осторожнее

    Источники:
    nsportal.ru, www.child-psy.ru, ncuxolog.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное