Оказание медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях

Оказание медицинской помощи детям должно осуществляться с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма, предопределяющих отличия в клинических проявлениях и течении посттравматического заболевания по сравнению с взрослыми.

Временная диспропорция развития головного мозга, костей и соединœений черепа у детей определяет наличие относительно больших резервных пространств в полости черепа, что маскирует клинические проявления нарастающей внутричерепной гипертензии. Высокая гидрофильность мозговой ткани обусловливает быстрое развитие отека - набухания мозга в ответ на травму и другие повреждающие воздействия (гипоксия, интоксикация и т.д.). Диффузная и генерализованная реакция нервной системы на различные раздражения, в частности болевые, даже после сравнительно небольших стрессовых воздействий (переохлаждение, инфекция, умеренная боль или травма) может вызвать у ребенка бурную реакцию с гипертермическими и судорожными синдромами, резкими изменениями дыхания и другими изменениями.

Частота пульса у детей различного возраста колеблется от 120- 140 в минуту у новорожденных, до 75-85 - в десятилетнем возрасте.

У детей относительно более широкие артерии (отношение их просвета к просвету вен почти вдвое больше, чем у взрослых), относительно небольшой объём циркулирующей крови, благодаря чему кровопотеря происходит быстрее, а дети тяжело переносят даже незначительную кровопотерю. Так, у новорожденного ребенка потеря 50 мл крови приравнивается к потере крови у взрослого до 600-1000 мл.

Величина нормального значения АД отличается от такового у взрослых. В возрасте до 1 года оно равно 90/55, до 3 лет - 100/60 и в 10-летнем возрасте - 105/70 мм рт. столба. Для детского организма характерной способностью является длительно поддерживать нормальный уровень артериального давления даже в условиях выраженной гиповолемии, достигающий 35-40 % дефицита циркулирующей крови. Срыв компенсаторных механизмов проявляется резким (подчас необратимым) снижением сердечно-сосудистой деятельности. Вследствие ограниченных буферных способностей крови у детей младшей возрастной группы быстро развиваются нарушения кислотно-щелочного состояния и электролитного баланса.

Органы дыхания у детей отличаются ранимостью тканей, относительной узостью воздухоносных путей, слизистая оболочка которых богата лимфатическими и кровеносными сосудами.

В связи с этим быстро возникающий отек слизистой оболочки дыхательных путей приводит к нарушению их проходимости. Частота дыхательных движений у новорожденных равна 40-45 в минуту, у детей 2-3 лет - 25. В механизме внешнего дыхания у детей существенную роль играет экскурсия диафрагмы, в связи с этим при ее повреждении или при метеоризме резко меньшается вентиляция легких. Обильно васкуляризированная легочная ткань создает условия для развития ателœектазов и пневмонии.

Грудная стенка у детей тонкая, эластичная за счёт преобладания хрящевых и соединительно-тканных структур, в связи с этим при закрытой травме груди возможны ушибы и разрывы внутренних органов без повреждения костного каркаса.

Пластичность брюшины и короткий сальник обусловливают неблагоприятное течение поражений органов брюшной полости.

Почки детей младшего возраста работают с большим напряжением из-за повышенного водного обмена в организме, в связи с этим существует опасность гипергидратации или обезвоживания.

Костная система у детей отличается высокой эластичностью и гибкостью, что связано с меньшим количеством минœеральных солей в костях и хорошо развитой надкостницей. Эпифизы трубчатых костей соединœены с метафизами широким эластичным ростковым хрящем. Эта анатомическая особенность, с одной стороны, снижает частоту переломов костей, а с другой, - приводит к типичным для детского возраста повреждениям скелœета (надломам, переломам по типу зелœеной ветки, надкостничным переломам и т.д.).

Гибкость позвоночного столба, эластичность позвоночных дисков и связок объясняют относительно редкие случаи осложненных переломов позвоночника, нестабильных его повреждений. В то же время у детей возможны значительные повреждения спинного мозга (вплоть до анатомического разрыва) без разрушения костных структур за счёт смещения на уровне межпозвоночных дисков.

Вместе с тем, имеются и другие особенности, к примеру, детям младшего возраста (2-3 года) в значительной степени свойственно упрямство, что может осложнять работу медицинского персонала по лечению и уходу за больным (пораженным) ребенком.

При организации первой медицинской помощи крайне важно учитывать, что у детей исключается элемент само- и взаимопомощи, в связи с этим особое внимание оказывающих данный вид помощи должно быть обращено на своевременность высвобождения пораженных детей из-под обломков зданий, разрушенных укрытий, тушения горящей (тлеющей) одежды и устранения других поражающих факторов, продолжающих воздействовать на них. При одинаковой степени тяжести поражения дети имеют преимущество перед взрослым населœением при получении медицинской помощи как в очаге поражения, так и за его пределами.

Для временной остановки наружного кровотечения из дистальных отделов конечности в большинстве случаев, учитывая слабое развитие мускулатуры, детям до трех лет на поврежденную конечность достаточно наложить давящую повязку без применения кровоостанавливающего жгута или закрутки.

При проведении закрытого массажа сердца крайне важно рассчитывать силу нажатий на нижний отдел грудины, чтобы не вызвать дополнительную травму грудной клетки у травмированного ребенка, а также частоту нажатий.

В местах погрузки пораженных на транспорт используются всœе возможности для укрытия детей от неблагоприятных погодных условий, организуется уход, проводится медицинская сортировка и оказание медицинской помощи.

Вынос и вывоз детей из очага должен осуществляться в первую очередь и производиться в сопровождении родственников, легко пораженных взрослых или личного состава спасательных формирований и санитарных дружинниц. Маленьких детей выносят (вывозят) из очага по возможности на руках, а не на носилках, чтобы избежать их падения с носилок, доставляя их к месту оказания первой врачебной помощи.

В случае если первая медицинская и доврачебная помощь детям может

быть оказана на развернутых (приспособленных) медицинских пунктах, то первая врачебная, а тем более квалифицированная медицинская помощь требует специальных условий для ее осуществления. Первая врачебная помощь пораженным детям, как и взрослым, в первую очередь оказывается по неотложным (жизненным) показаниям (борьба с асфиксией, кровотечением, шоком и т.д.).

При эвакуации пораженных детей по возможности используются щадящие виды транспорта͵ и она проводится в сопровождении медицинского персонала.

При отсутствии на первом этапе необходимых специалистов педиатрического профиля, способных к оказанию неотложной помощи детям в полном объёме, следует осуществить маневр детскими специалистами в пределах административной территории. Для этого должны быть использованы педиатрические бригады специализированной медицинской помощи.

Дети, которые по медицинским показаниям не бывают эвакуированы в профилированные лечебные учреждения (отделœения), временно госпитализируются в лечебные учреждения первого этапа, где им проводятся мероприятия первой врачебной и квалифицированой медицинской помощи, позволяющие привести их в транспортабельное состояние.

Квалифицированная и специализированная медицинская помощь детям, пострадавшим во время ЧС, обеспечиваются в детских лечебно-профилактических учреждениях, детских отделœениях (палатах), развернутых в ЛПУ другого профиля, а в случае невозможности - в перепрофилированных для детей отделœениях лечебных учреждений для взрослого населœения, в которых до 20 % коечной емкости используется под детские койки.

Диагностика и выбор тактики лечения пораженных детей обусловливает крайне важно сть участия врачей различных специальностей (детский хирург, педиатр, офтальмолог, невропатолог, рентгенолог, эндоскопист, детский травматолог и т.д.), что возможно в условиях многопрофильного детского стационара.

Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях." 2014, 2015.

Читайте также

Оказание медицинской помощи детям должно осуществляться с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма, обусловливающих отличия в клинических проявлениях и течении посттравматического заболевания по сравнению с взрослыми. Временная диспропорция. [читать подробнее] .

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных (больных) из очага, района (зоны) чрезвычайной ситуации и транспортировку до этапов медицинской эвакуациис целью своевременного оказаний пораженным (больным) необходимой медицинской помощи и возможно ранней их. [читать подробнее] .

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных (больных) из очага, района (зоны) чрезвычайной ситуации и транспортировку до этапов медицинской эвакуациис целью своевременного оказаний пораженным (больным) необходимой медицинской помощи и возможно ранней их. [читать подробнее] .

Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС свидетельствует, что среди всех потерь дети могут составлять 12-25 %. Оказание медицинской помощи детям должно осуществляться с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма, обусловливающих отличия в. [читать подробнее] .

Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях.

Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС свидетельствует, что среди всех потерь дети могут составлять 12-25%. При антропогенных катастрофах с динамическими факторами поражения в структуре травм детей преобладают повреж­дения головы (52,8%), верхних (18,6%) и нижних (13,7%) конечностей. Повреждения груди, позвоночника, живота и таза регистрируются в 9,8, 2,2, 1,1 и 1,8% случаев со­ответственно. По характеру повреждений у детей чаще отмечаются ранения мягких тканей, ушибы и ссадины (53,6%), черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения спинного мозга (26,0%), Имеют место также травматический отит (2,4%), проникаю­щие ранения глаз (1,4%), травматические асфиксии (1,5%), закрытые травмы груди и живота (20%) и другие повреждения (0,5%).

Потребность в стационарном лечении пораженных детей с механическими трав­мами достигает 44,7%. У взрослых этот показатель в среднем составляет 32,4% (Ря-бочкинВ.М. 1991).

Оказание медицинской помощи детям должно осуществляться с учетом анатомо-физио-логических особенностей детского организма, обусловливающих отличия в клинических проявлениях и течении посттравматического заболевания по сравнению со взрослыми.

При одинаковой степени тяжести поражения дети имеют преимущество перед взрос­лыми при получении медицинской помощи как в очаге поражения, так и за его пределами.

При организации первой медицинской помощи необходимо учитывать, что у де­тей исключается элемент само- и взаимопомощи, поэтому особое внимание должно быть обращено на своевременность высвобождения пораженных детей из-под облом­ков зданий, разрушенных укрытий, тушение горящей (тлеющей) одежды и устране­ние продолжающих воздействовать других поражающих факторов.

Учитывая слабое развитие мускулатуры, детям до трех лет для временной оста­новки наружного кровотечения из дистальных отделов конечностей в большинстве случаев достаточно наложить на поврежденную конечность давящую повязку (не прибегая к кровоостанавливающему жгуту или закрутке).

При проведении детям закрытого массажа сердца необходимо рассчитывать си­лу и частоту нажатий на нижний отдел грудины, чтобы не вызвать дополнительную травму грудной клетки у пораженного.

В местах погрузки пораженных на транспорт используются все возможности для укрытия детей от неблагоприятных климатических и погодных условий, органи­зуется уход и оказание необходимой медицинской помощи.

Вынос и вывоз детей из очага должен Осуществляться в первую очередь и про­изводиться в сопровождении родственников легкопораженных взрослых, личного состава спасательных формирований и т.п. ДЬтей в возрасте до пяти лет выносят (вы­возят) из очага к месту оказания первой врачебной помощи по возможности на руках, а не на носилках, чтобы избежать их падения с носилок.

Для эвакуации пораженных детей по возможности используются наиболее ща­дящие виды транспорта в сопровождении медицинского персонала, Желательно, что­бы дети сразу эвакуировались в лечебные учреждения, способные обеспечить спе­циализированную медицинскую помощь и лечение.

При организации лечебно-эвакуационного обеспечения следует предусмотреть усиление этапов медицинской эвакуации, на которых квалифицированная и специа­лизированная медицинская помощь оказывается специализированными педиатриче­скими бригадами,

По возможности квалифицированную и специализированную медицинскую по­мощь детям, пострадавшим в ЧС, следует оказывать в детских лечебно-профилакти­ческих учреждениях, детских отделениях (палатах) больниц при отсутствии такой возможности в лечебных учреждениях для взрослого населения необходимо профи­лировать для детей до 20% коечной емкости,

8.8. Медицинская экспертиза и реабилитация участников ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций

Врачебная экспертиза и медицинское освидетельствование спасателей представ­ляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение годности граждан к работе спасателями. Она включает:

• изучение и оценку состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования

1 • определение годности граждан при поступлении на работу спасателем и сте­пени годности к этой работе

• экспертизу состояния здоровья граждан на период их увольнения с работы спасателем (на момент расторжения договора или контракта)

• определение причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболева­ний у спасателей, признаваемых (признанных в период работы спасателем по договору или контракту) по состоянию здоровья не годными (временно не годными) к работе спасателями, а также при изменении категории их годно­сти к работе спасателем

Рис, 37. Принципиальная схема медицинской экспертизы.

медицинской реабилитации спасателей.

Система медицинской экспертизы спасателей включает органы врачебной экс­пертизы, контингент освидетельствуемых, медицинские клинические учреждения для обследования контингента и нормативно-правовую базу, регламентирующую ме­дицинскую экспертизу (рис, 37).

Система позволяет обеспечить:

• комплектование аварийно-спасательных служб специалистами, годными по состоянию здоровья к работе спасателями

• изучение влияния условий профессиональной деятельности на состояние здоровья и профессиональное долголетие спасателей

• анализ причин дисквалификации и эффективности медицинской реабилитации

• мониторинг состояния здоровья путем ежегодного медицинского освиде­тельствования спасателей врачебными комиссиями и динамического врачеб­ного контроля в межкомиссионный период

• создание Всероссийского медицинского регистра спасателей

• преемственность профессиональной медицинской и медико-социальной экс­пертизы спасателей,

Для решения задач медицинской экспертизы спасателей создаются органы вра­чебной экспертизы - штатные врачебно-экспертные комиссии и нештатные (постоян­но и временно действующие) клинико-экспертные комиссии лечебно-профилактиче­ских учреждений, в которых спасатели состоят на медицинском обслуживании.

Штатные врачебно-экспертные комиссии являются структурными подразделе­ниями учреждений, на базе которых они создаются.

На штатные врачебно-экспертные комиссии возлагается:

• организация медицинской экспертизы в аварийно-спасательных службах

• методическое руководство работой нештатных клинико-экспертных и вра-чебно-экспертных комиссий, контроль за их деятельностью

• создание и ведение банка данных (реестра) о состоянии здоровья спасателей

• контроль за организацией медицинского освидетельствования спасателей, анализ и оценка результатов медицинского освидетельствования спасателей

• организация научных исследований по вопросам медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования спасателей

• организация подготовки и усовершенствования врачебных кадров по вопро­сам экспертизы спасателей

• решение разногласий и споров, рассмотрение заявлений, предложений и жа­лоб по вопросам экспертизы спасателей

• организация и ведение медицинского учета и отчетности по вопросам меди­цинской экспертизы

• разработка и реализация мер, направленных на совершенствование эксперти­зы спасателей.

Нештатными органами врачебной экспертизы спасателей являются:

• постоянно действующие - клинико-экспертные комиссии лечебно-профилак­тических учреждений

• временно действующие - врачебно-экспертные комиссии, создаваемые при необходимости на определенный период времени для очередного планового освидетельствования спасателей приказом начальника региональной (терри­ториальной) аварийно-спасательной службы (формирования). В состав вре­менно действующих врачебно-экспертных комиссий могут включаться врачи профессиональных аварийно-спасательных формирований и других меди­цинских учреждений по согласованию с их руководителями. Председателем комиссии назначается наиболее подготовленный по вопросам врачебной экс­пертизы врач-специалист из числа привлекаемых к работе в комиссии вра­чей. Методическое руководство работой комиссии организуется и осуществ­ляется центрами медицины катастроф.

Освидетельствование граждан, поступающих на работу спасателями, осуществ­ляется перед заключением договора (контракта), а работающих спасателями - по ре­зультатам медицинских осмотров при наличии заболеваний (увечий), которые могут привести к изменению категории годности спасателя.

Направление на медицинское освидетельствование с указанием цели освиде­тельствования выдается учреждением (организацией, предприятием), в которое граж­данин (гражданка) поступает на работу спасателем (в котором работает спасатель). Направление выдается на руки освидетельствуемому для представления в клинико-экспертную комиссию медицинского учреждения, в котором спасатель состоит на медицинском обслуживании, либо во внештатную временно действующую врачебно-экспертную комиссию.

Руководители организаций (учреждений, предприятий), в которых работают спасатели, несут ответственность за своевременное направление спасателей на оче­редное и внеочередное медицинское обследование и освидетельствование.

Основными принципами медицинской и профессиональной реабилитации спа­сателей являются этапность и преемственность, обязательность своевременного про­ведения, наличие в арсенале всех известных средств и методов реабилитации, инди­видуальный подход при проведении реабилитационных мероприятий.

Медицинская и профессиональная реабилитация подразделяется на четыре этапа.

1. Экстренная реабилитация, предусматривающая поддержание оптимального уровня профессионального здоровья в целях обеспечения надежности дея­тельности спасателей в ходе ликвидации ЧС.

2. Амбулаторно-поликлиническая реабилитация, предусматривающая экспер­тизу психосоматического состояния, коррекцию и восстановление профес­сиональной трудоспособности спасателей.

3. Стационарная реабилитация, заключающаяся в восстановлении профессио­нального здоровья спасателей, нарушенного в результате заболеваний и нервно-психических воздействий.

4. Санаторно-курортная реабилитация, направленная на полное восстановление функциональных резервов организма и коррекцию оставшихся психосомати­ческих нарушений.

Каждый из перечисленных этапов имеет свою специфику, стратегию и тактику проведения, методические подходы и техническое оснащение. В то же время их нель­зя рассматривать как отдельные виды реабилитации, так как они объединены единой целью - обеспечить сохранение и поддержание на оптимальном уровне профессио­нального здоровья, профессиональной работоспособности, а в целом - профессио­нального долголетия спасателей.

Кроме того, в системе медицинской реабилитации участников ликвидации по­следствий ЧС должен быть реализован ряд принципов.

Принцип динамической реабилитации. При выборе методов и способов реа­билитации необходимо учитывать возможность их варьирования, дозирования или пролонгирования в зависимости от эффекта динамики функционального состояния реабилитанта. Кроме того, при смене направлений реабилитации следует оценивать эффект последействия и кумуляции воздействия. В связи с этим в процессе реабили­тационного воздействия необходимо проводить периодическое обследование реаби­литанта и корректировать воздействие с учетом результатов обследования.

Принцип комплексности реабилитации. Реабилитация осуществляется в це­лях восстановления профессиональной надежности как комплексного показателя психофизиологической готовности реабилитанта к возобновлению деятельности без ущерба для ее эффективности и уровня своего профессионального здоровья. Поэтому восстановление функционального состояния проводится с помощью комплекса мето­дов различной реабилитационной направленности и оценки ее эффективности по комплексным показателям и критериям.

Принцип активности в реабилитации. Он отражает необходимость активного формирования организмом спасателя типовых приемов, способов, навыков ускорен­ного восстановления функционального состояния. На основе такой типовой програм­мы в дальнейшем легче используются новые целенаправленные способы специфиче­ской реабилитации после воздействия неблагоприятных факторов. С этим принципом непосредственно связан принцип преемственности реабилитации. Он означает, что по мере возможности комплекс реабилитационных мероприятий, к которым орга­низм адаптировался в определенных условиях деятельности, должен сохраняться. В то же время с учетом оперативных возможностей, характера воздействующих факто­ров и степени индивидуальной потребности комплекс реабилитационных мероприя­тий может изменяться.

Психолого-педагогйческий принцип реабилитации. Предполагает обязатель­ное психологическое воздействие на спасателя при управлении процессом реабили­тации его функционального состояния. При этом максимально должны использовать­ся педагогические приемы формирования сознательного отношения к системе реаби­литации, понимание ее необходимости в интересах сохранения профессиональной надежности, продления работоспособности и повышения в целом эффективности проводимых мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.

Принцип конкретности означает, что в условиях ЧС реабилитацию спасателей следует проводить в максимально возможном специфическом варианте, начиная с превентивной реабилитации, подкрепленной в ходе спасательно-эвакуационных работ пролонгирующей реабилитацией, е обязательным осуществлением постактиви-рующей реабилитации,

Принцип адекватности реабилитации. Способы и методы восстановления функционального состояния или продления работоспособности спасателя должны от­вечать сложившейся потребности и учитывать реальные возможности сохранения про­фессиональной надежности, При этом необходимо учитывать исходное функциональ­ное состояние участников спасательно-эвакуационных работ, прибывших в зону ЧС.

Принцип прогностичности реабилитации означает, что выбор методов и спо­собов реабилитации необходимо проводить на основе прогноза их эффективности, постоянно учитываемого в процессе аварийно-спасательных работ с тем, чтобы, своевременно варьируя силами и средствами, обеспечивать непрерывность выполне­ния мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС,

Таким образом, система реабилитации участников ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС направлена на сохранение их работоспособности на уровне, обеспечивающем надежное проведение спасательно-эвакуационных мероприятий.

©2015 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источники:
referatwork.ru, mykonspekts.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное