Психологическая помощь детям с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха

Психологическая помощь детям с нарушением слуха Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

Врожденная или приобретенная глухота у детей приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать.

Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.

Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

  • Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем
  • Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг)
  • Заболевания внутреннего уха и слухового нерва
  • Отклонения, возникающие до, во время или после родов
  • Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп)
  • Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций
  • Врожденные анатомические дефекты головы и шеи.
  • Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка.

    Так как глухота не является видимым расстройством, определить ее можно лишь при помощи универсального неонатального скрининга – новейшей технологии широко применяемой на Западе. Без скрининга распознать, насколько плохо ребенок слышит, можно только когда ему исполниться 2-3 года.

    В то же время известно, что самым важным для языкового и речевого развития является первый год жизни ребенка. Если в этот период откорректировать его слух при помощи слухового аппарат, то велика вероятность того, что речевой аппарат у ребенка разовьется нормально. Своевременная коррекция увеличивает шансы детей с нарушением слуха на нормальное физическое и психологическое развитие.

    Характеристика детей с нарушением слуха

    Частичная или полная глухота лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Нарушение слуха напрямую влияет на развитие речевого аппарата ребенка и опосредованно на формирование мышления и памяти.

    Так как поведенческие и личностные особенности детей с нарушением слуха не являются биологически обусловленными, то при создании надлежащих условий в наибольшей степени их можно откорректировать.

    Ведущую роль в познании окружающего мира у детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения.

    Рядом особенностей отличается память частично или полностью глухих детей, так как темп речевого развития у них замедлен, соответственно замедляется и их словесная память. Замедленное формирование речи в свою очередь влияет на абстрактное мышление детей с нарушением слуха.

  • В 80% случаев задержкой развития моторики
  • В 62% случаев дисгармоничным физическим развитием
  • В 43,6% дефектами опорно-двигательного аппарата
  • В 70% случаев наблюдаются сопутствующие заболевания.
  • Основными характеристиками детей с нарушением слуха дошкольного возраста являются:

  • Отставание их психофизического развития в среднем на 1-3 года от слышащих сверстников
  • Недостаточная двигательная активность
  • Нарушение координации движений и низкий уровень ориентации в пространстве
  • Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом
  • Трудность в переключении внимания
  • Весь процесс запоминания базируется на зрительных образах
  • Чувствительность к смене климатических условий.
  • У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности.

    Трудность в налаживании контактов и своеобразие взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт и особенностей детей с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость. Однако при своевременном оказании коррекционной помощи, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.

    Реабилитация детей с нарушением слуха

    Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполниться 2-3 года. Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.

    Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления. В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь. Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения, так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка должны быть хорошо видны ребенку.

    Образование детей с нарушением слуха

    Слабослышащие и полностью глухие дети отстают от своих слышащих сверстников в развитии на несколько лет. Для преодоления нарушений развития необходимо целостное и социальное по своей природе воздействие на личность, поэтому обучение детей с нарушением слуха должно осуществляться в специально организованных образовательно-воспитательных учреждениях.

    В таких учреждениях созданы особые условия, позволяющие детям преодолеть последствия дефекта, исправить нарушенный ход становления личности, откорректировать или заново воссоздать наиболее важные психические свойства. Специальное обучение детей с нарушением слуха позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память.

    В школах для слабослышащих детей учат чтению с губ, педагогический процесс направлен на восполнение пробелов развития, а применяемая система обучения языку позволяет овладеть разными видами и формами речевой деятельности.

    Особую роль в процессе образования детей с нарушением слуха играют наглядно-действенные средства и приемы (пантомима, драматизация и инсценировка), потому как они помогают сформировать представления и понятия сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений.

    Нарушение слуха у детей является наиболее распространенным дефектом. Родители должны с самого раннего возраста малыша обращать внимание на его поведение: если ребенок в возрасте 6 месяцев слабо или вообще не реагирует на слуховые раздражители, а ближе к году не произносит гласных букв – велика вероятность нарушения слуха.

    Диагностирование и выявление дефекта на раннем этапе позволяет своевременно его откорректировать при помощи слухового аппарат, что увеличивает шансы детей с частичной потерей слуха на ведение нормального образа жизни.

    Видео с YouTube по теме статьи:

    Дефицитарное развитие

    Под дефицитарным развитием, как уже говорилось, подразумевается различной этиологии и степени недостаточность сенсорных, опорно-двигательных и иных систем.

    Очевидно, что при различных вариантах дефицитарного и поврежденного развития система не только педагогической, но и специальной коррекционно-развивающей помощи и комплексного сопровождения специалистами и условия включения ребенка в среду обычных сверстников будут обладать своей уникальной спецификой.

    В этом случае традиционно выделяемая в отечественной специальной психологии категория детей с дефицитарным развитием . (связанное с тяжелыми нарушениями сенсорных и опорно-двигательной систем) должна быть отнесена, с точки зрения логики предлагаемой классификации к типу раннего дефицитарного развития (Рис. 1).

    В то же время, случаи позднего повреждения различных систем (как анализаторных, так и опорно-двигательных), приводящих к специфически проявляющемуся варианту дефицитарности в той же логике должны быть отнесены к типу позднего дефицитарного развития, (в таком случае скорее относящемуся и к категории поврежденного, хотя традиционно рассматриваемого и в рамках дефицитарного развития). В этом случае следует говорить как об отличающейся феноменологической картине проявлений, так и всей системе специальной педагогической и коррекционно-развивающей работы. В свою очередь последнее предъявляет особые требования к психологической оценке развития тех и других категорий детей.

    Точно также, вся система условий включения и комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в образовательной среде будут в значительной степени различаться.

    Поэтому нам кажется принципиально важным тщательное разграничение детей с различными видами дефицитарного и поврежденного развития по соответствующим категориям, что должно быть сделано в процессе дифференциальной диагностики соответствующих категорий детей.

    Мы считаем необходимым привести имеющуюся на настоящий момент в специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике психолого-педагогическую классификацию дефицитарного развития и, насколько это возможно, «типологизировать» эту очень неоднородную категорию детской популяции. Как правило, специалисты общего образования не имеют достаточного опыта работы с этими детьми, но часто встречаются с ними не только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, но и в обычных общеобразовательных дошкольных учреждениях и в школах, что требует от специалиста значительного расширения своих знаний и умений в понимании и сопровождении этих категорий детей.

    Таким образом, в рамках дефицитарного развития в соответствии с имеющейся в коррекционной (специальной) педагогике и специальной психологии психолого-педагогической классификацией выделяют детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. В категорию дефицитарного развития также включают группу детей со сложной структурой нарушения.

    Дети с нарушениями слуха – группа, разнообразная по степени слухового дефекта и уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено сочетанием следующих факторов: 1) степенью нарушения слуха 2) временем возникновения слухового дефекта 3) педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения 4) индивидуальными особенностями ребенка (приводится по психолого-педагогической классификация Р.М. Боскис). В соответствии с этими критериями Р. М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха глухие и слабослышащие (Психология глухих детей,1971).

    Глухие (неслышашие) – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи - ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория — дети с речью — позднооглохшие . потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

    Слабослышашие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей характеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости. В зависимости от состояния речи выделяются две категории слабослышащих детей:

    · слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи)

    · слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

    Существует медицинская классификация нарушений слуха (1991), в которой выделяются I-я, II-я, III-я и IV-я степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.

    Таблица 1. Слуховое восприятие при различной степени потери слуха (в соответствии с Международной медицинской классификацией 1991г.)

    степень потери слуха

    средние потери слуха

    Приведем краткую характеристику особенностей слухового восприятия для каждой из степеней снижения слуха.

    I-я степень снижения слуха — ребенку доступно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 6м и более, и даже шепот. Однако в шумной обстановке он испытывает серьезные затруднения при восприятии и понимании речи. При этом дети могут общаться при помощи устной речи.

    2-я степень снижения слуха — ребенок воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 6м, некоторые дети – также шепотную – до 0,5 метра. Могут испытывать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Для этих детей уже необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на уроке! Эти дети могут общаться при помощи устной речи, но при этом сама речь будет иметь специфические особенности.

    3-я степень снижения слуха — дети воспринимают речь разговорной громкости неразборчиво на расстоянии менее 2 м, шепот не слышат. Обычно понимают речь, когда видят лицо говорящего. Необходимо обязательное постоянное (выделено авт.) использование слуховых аппаратов для общения с окружающими и успешного обучения. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдопедагогом и логопедом.

    4-я степень снижения слуха – у этих детей восприятие речи разговорной громкости неразборчиво даже у самого уха, шепот не слышат. Понимают речь при наличии слуховых аппаратов, когда видят лицо говорящего и тема общения понятна. Показано обязательное слухопротезирование или кохлеарная имплантация. Устная речь развивается только в условиях систематической коррекционно-реабилитационной работы.

    Глухие (неслышашие) дети реагируют на голос повышенной громкости у уха, но не различают, ни слов, ни фраз. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно .Однако, даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь у этих детей развивается в результате длительной систематической коррекционной работы.

    Таким образом, этих детей по нашей типологии можно отнести к категории локально поврежденного типа развития (когда повреждающий фактор вне зависимости от его этиологии и выраженности воздействует после того, как системообразующая группа функций – в данном случае речемыслительная деятельность в определенной степени – уже сформировалась). Отечественная сурдопедагогика также выделяет эту категорию детей в отдельную группу в отношении формирования речи, поскольку, несмотря на то, что у них может быть различная степень нарушения (повреждения) слуха и разный уровень сохранности речи (которая без специальной педагогической поддержки начинает распадаться), все они имеют навыки словесного общения, и, в той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление.

    Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на все психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека. Слуховое восприятие способствует формированию целостной картины мира: обеспечивает условия адекватного поведения в окружающем мире дает возможность определить наличие в пространстве звуковых источников, место возникновения звука и расстояние до него, направление перемещения звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания способствует оценке и измерению характеристик, свойств предмета по его звучанию способствует формированию пространственно-временных представлений дает возможность воспринимать и понимать речь и контролировать собственную речь.

    12. Дети с нарушениями слуха


    План лекции 1.
    Дети с различными выраженными нарушениями слуха. 2.
    Классификация нарушений слуха. 3.
    Характерные особенности развития детей с нарушениями слуха. 4.
    Слепоглухие дети.
    Среди детей с проблемами развития значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Ежегодно по стране выявляются около 1000 детей с патологией слуха. Ухудшение функции слуха, возникшее в детском возрасте, в боль-шей степени отражается на психосоматическом развитии ребенка. Более 85 % нарушений слуха наступают на первом-втором годах жизни, т. е. до развития речи и в период ее фор-мирования.
    Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки.
    Эта способность реализуется посредством слуховой системы, или звукового анализатора, человека, которая представляет собой совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т. е. осуществляющих слуховую структуру в пространстве. Основные параметры слуха: •
    частота звука (высота) человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16-20 Гц до 16 000—20 000 Гц (зона максимальной чувствительности), 1000-3000 Гц - диапазон речевого общения •
    интенсивность звука - громкость •
    длительность звука •
    звуковой спектр - тембр звука.
    Главный показатель диагностики слуха - отсутствие реакции на звуковое раздражение.
    Диагностика: •
    отсутствие реакции на звуки в первый год жизни •
    речь ребенка не развивается или ее развитие задерживается •
    звучание речи часто отличается от речи слышащих •
    ребенок «не понимает» обращенную к нему речь •
    мимика - естественный язык глухих.
    Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет одну существенную характеристику: на базе слуховой системы формируется человеческая речь.
    Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не может самостоятельно научиться говорить, так как он нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит слуховых образцов. Он не может контролировать собственное произношение, следствием чего является нарушение устной речи.
    Это отрицательно сказывается на овладении всей сложной системой языка, что не только ограничивает возможности обучения и познания окружающего мира, но и негативно влияет на всё психическое развитие ребенка.
    Классификация нарушений слуха по времени возникновения дефекта
    1. Врожденные нарушения слуха. Встречаются реже, это наследственная аномалия слухового органа (недоразвитие внутреннего уха, отсутствие барабанной полости, зараще- ние наружного слухового прохода).
    Причины: воздействие на развивающийся плод вредных факторов со стороны орга-низма матери: вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в первые три месяца беременно-сти, внутричерепные интоксикации химическими лекарственными веществами, алкоголем. Слуховой анализатор может быть поврежден вследствие травмы плода.
    2. Приобретенные нарушения. Встречаются чаще. Причины: инфекционные забо-левания: менингит, корь, свинка, скарлатина, пневмония, воспалительные процессы (отит), последствия заболевания носа и носоглотки, травмы головы.
    В зависимости от времени, степени и периода развития нарушения все дети с недостатками слуха делятся на: •
    глухих •
    слабослышащих •
    позднооглохших (тугоухих).
    Глухие - дети с полным выпадением слуха у 4 % - абсолютная глухота, у остальных сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные резкие и громкие звуки (транспорт, метро, шум самолета, поезда), но разборчивое восприятие речи невозможно.
    Среди глухих людей различают: •
    глухие без речи (ранооглохшие) - поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в начале формирования речи •
    глухие, сохранившие в той или иной мере речь (позднооглохшие), - это дети с потерей слуха, но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты.
    Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) или к ее грубому недоразвитию.
    Недостаточность вестибулярного аппарата связана с задержкой прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации.
    При поражении в школьном возрасте речь ребенка сформирована, имеются лишь недостатки произношения.
    Слабослышащие дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие.
    Характерные особенности развития детей с нарушениями слуха: 1.
    Нарушение звукопроизношения (или отсутствие речи). 2.
    Ребенок не может самостоятельно учиться говорить. 3.
    Ребенок старается уйти от речевых контактов или «не понимает» обращенную к нему речь. 4.
    Ребенок воспринимает слова собеседника на слухо-зрительной основе (следит глазами за движениями губ говорящего и «считывает» его речь). 5.
    Возможны отклонения в психической сфере: осознание, что он не такой, как все, и как следствие - нарушение поведения, общения, психического развития. 6.
    Пассивный и активный словарный запас по объему совпадает (ребенок хорошо понимает лишь то, о чем он может сказать). 7.
    Характерны нарушения звукобуквенного состава слов. 8.
    Трудности в освоении учебной программой. 9.
    Ребенок нуждается в дополнительной коррекционной помощи, подборке индивидуального слухового аппарата. 10.
    Нарушения в эмоционально-волевой сфере (из-за недостаточной возможности самовыражения).
    При обучении глухих детей используют специальные методы и приемы, среди которых особое место занимают: •
    дактильная речь - условный язык глухих, составляющий ручную азбуку грамотных глухих людей (дактильных знаков столько же, сколько и букв) •
    жестовая речь - выразительные движения рук.
    Слепоглухие дети
    Проблемой слепоглухоты занимались представители очень многих специальностей (физиологи, психологи, философы, историки, литераторы, общественные деятели), несмотря на то что тифло-сурдопедагогика является в значительной степени узким и специальным вопросом, даже в самой дефектологии.
    Уже сама возможность существования человека без таких органов чувств, как слух и зрение, поражает всех.

    Если такой человек слеп и глух от рождения или потерял слух и зрение в раннем детстве, он не только никогда не слышал человеческой речи, но и не знает, что существует речь, слова, обозначающие предметы и мысли. Он не знает даже, что существуют предметы и внешний мир. Внимание всех привлекает своеобразие психического развития человека, отделенного от неисчислимо многообразного мира вещей и от общества стеной молчания и темноты.
    Развитие слепоглухого зримо связано с педагогическим процессом, с искус-ственно и легко учитываемым воздействием на ребенка. В этом факте зримого становле-ния человека, каждый из тех, кто занимался слепоглухонемотой, хотел найти подтверждение идей о сущности человека и его разума, решить «загадки» человеческой психики.
    Существуют два противоречивых взгляда на слепоглухоту: 1)
    невозможно развить слепоглухого до уровня нормального человека 2)
    развитие слепоглухого считается спонтанным, имманентным саморазвитием. Успехи обучения отдельных слепоглухих объявляли особыми, выдающимися случаями, объ-ясняемыми сверхгениальностью учеников.
    Основной принцип формирования психики слепоглухонемого - саморазвитие изначально заложенныьх способностей.
    Индивидуальное обучение слепоглухонемых, проводившееся под руководством И.А. Соколянского в Харьковской школе-клинике, в экспериментальной группе при институте АПН СССР, и массовое обучение в Загорском детском доме слепоглухонемых, который был открыт в 1963 г. показывают полную возможность высокого развития слепоглухонемых, которое не было спонтанным и имманентным.
    Особенность слепоглухонемого ребенка в том, что, обладая потенциальной возможностью, сам он своими средствами, собственными усилиями никогда не достигает даже самого незначительного умственного развития. Без специально корригирующего педагогического вмешательства такой ребенок останется полным инвалидом на всю жизнь.
    Без специального обучения слепоглухонемые дети могут проводить десятки лет в отгороженном углу комнаты, в кровати и т. д. за всю жизнь не научившись ни одному знаку, не научившись ходить, есть и пить по человечески. Слепоглухой ребенок до обучения может не иметь даже человеческой позы, не уметь ни стоять, ни сидеть по-человечески. Всему этому его надо специально обучать. Первый этап - это «период первоначального очело-вечивания» (до речи). Обучают: мимическим движениям, словесной речи, трудовым навыкам, самообслуживанию, бытовому поведению, ориентировочно-исследователь-ской деятельности.
    В деятельности по удовлетворению своих естественных потребностей ребенок пользуется большим количеством предметов, овладевая ими, он их познает, ощупывает. Первые жесты и есть изображение действий с этими предметами или повторение действий в отсутствие самих предметов, т. е. жесты - это непосредственное изображение предметов и действий, это первое, наглядное и на первых порах единственно доступное пониманию ребенка обозначение, на основе которого можно формировать следующую ступень уже понятийного обозначения - слово. Жесты - это первый язык слепоглухонемого ребенка, совершенно необходимый ему в общении с окружающими людьми. В этот период огромное значение имеет лепка: ребенок обучается лепить все показанные ему предметы окружающего мира. В лепке он может широко и подробно «рассказать» о своем внутреннем мире, об образах предметов и об их назначениях и функциях, что позволяет оценить адекватность образов, имеющихся у ребенка, окружающим его предметам.
    Словесная речь формируется в дактильной (пальцевой) форме. Дактильная словесная речь складывается как надстройка над жестовой формой общения, возникает внутри жесто- вого общения как вариант жестовой речи и лишь в дальнейшем развивается в самостоятельно доминирующую форму речи, вытесняя жесты. Жесты, обозначающие хорошо знакомые и часто встречаемые в быту предметы, заменяются дактильными словами. Для ребенка новые обозначения все те же жесты, только их новая конфигурация. Таким образом, обучение словесному языку начинается не с отдельных букв или слов, а со слов, включенных в систему связанного смыслового «текста».
    В процессе усвоения дактильного алфавита учащийся обучается воспроизводить каждую пальцевую конфигурацию и свободно считывать ее с руки учителя.
    После усвоения дактильного алфавита ребенку дается рельефно-точечное (брайлев- ское) обозначение букв.
    Письменная речь дает возможность слепоглухонемому ребенку приобщаться к чтению и усвоению знаний из книг.
    Пример. Ольга Ивановна Скороходова - человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух (5-8 лет). Потеря зрения в детские годы изолирует ребенка об окружающей среды, делает его беспомощным. Вынужденное одиночество может привести ребенка к психической деградации. Со слепо- глухой девочкой этого не произошло. Примерно в 10 лет она попадает в школу-клинику для слепоглухих детей, организованную в 1923 г. профессором И.А. Соколянским в Харькове. У девочки была восстановлена речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение ее по всем предметам школьного курса. Она получила среднее образование, вступила в комсомол.
    Она стала старшим научным сотрудникам Института дефектологии АПН СССР, автором многочисленных статей и трех книг. В 1961 г. защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата педагогических наук по психологии. Книги написаны Скороходовой самостоятельно и не подвергались редакторской правке. Все книги - документ, имеющий научную ценность как подлинное описание наблюдений и самонаблюдений человека, полностью лишенного зрения и слуха.
    Книга «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947) была переведена на многие иностранные языки и издана за рубежом, всюду она расценивалась как одно из ярких свиде-тельств успехов советской дефектологии. В 1954 г. вышла книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», в 1990 г. - «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

    Специфические трудности психолого-педагогического обследования детей этой группы обусловлены непониманием ребенком обращенной речи, отсутствием или неразборчивостью собственной речи. Все это вызывает трудности коммуникации психолога с испытуемым и ограничивает возможности применении стандартизированных экспериментальных методик.Т.Г. Богданова выделяет особые задачи изучения таких детей в зависимости от их возраста и периода психологического развития.

    В раннем дошкольном и в младшем школьном возрасте особое внимание психолога должно быть обращено на особенности развития речи и познавательной сферы, прежде всего – формирование взаимоотношений между мышлением и речью, а также на развитие движений.

    В подростковом и юношеском возрасте отставание в развитии наблюдается в отношении самых сложных психических процессов, зависящих от уровня развития словесной речи – словесной памяти, абстрактно-понятийного мышления, воображения, которые и должны быть исследованы в первую очередь. Сохраняются и некоторые особенности в развитии двигательной сферы – замедленный темп движений, овладения двигательными навыками, трудности сохранения статического и динамического равновесия. Эти особенности должны выявляться и учитываться при профессиональной ориентации подростков и юношей. Большое значение в этом возрасте имеет изучение личностных особенностей и самосознание как факторов, влияющих на степень компенсации нарушения и определяющих возможности социально-трудовой адаптации.

    Диагностика уровня психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте в дифференциальном плане очень сложна, так как разные отклонения в развитии могут иметь такие сходные внешние проявления, как трудности общения, отсутствие речи. Основным методом изучения детей с нарушенным слухом в младенчестве и раннем возрасте является наблюдение. При использование психодиагностических заданий для раннего возраста, их предъявлении и анализе результатов необходимо учитывать структуру нарушения, степень и время потери слуха.

    При психолого-педагогическом изучении детей первых трех – четырех лет жизни учитываются следующие характеристики:

    - развития общения, в том числе дословестных форм - вокализации, мимики, естественных жестов, взглядов, движений тела

    - у глухих детей гуление появляется позже, чем у слышащих, оно более однообразное, монотонное, хрипловатое

    - ответный лепет не появляется. хотя дети изучают большое количество звуков – неотнесеный лепет, кряхтенье, чмоканье

    - с возрастом количество звуков уменьшается, они становятся однообразными. Развитие речи слабослышащих сходно с описанным в первые 2-3 года, позднее появляется различия: в дошкольном возрасте у слабослышащих появляются слова, иногда фразы с фонетическими искажениями и аграмматизмами.

    Степень развития слухового восприятия. Аудиограмма (данные аудиологичесого исследования состояние слуха) позволяет судить о степени снижения слуха и о его диапазоне. Кроме того, необходимо выяснить, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту, при общении с окружающими. Самое важное определение возможностей ребенка в восприятии в обращенной речи (шепотной, обычной. Разговорной, громкой).

    Особенности развития движений. Раннему нарушению слуха могут сопутствовать задержка формирования умения держать головку, прямостояния, отсутствие реакции на укачивание в коляске (симптом раннего поражения вестибулярного аппарата), трудности сохранения равновесия, недостатки координации, легкой моторики, шарканье ногами при ходьбе.

    Характер поражения. Дети до трех лет подражают только отдельным действиям, чаще – с хорошо знакомыми предметами, при этом выбор по образцу затруднен. Способность к подражанию развивается в дошкольном возрасте.

    Реакция на одобрение и неудачу. До двух лет дети реже реагируют на оценку их действия, не ждут ее, часто не понимают, что им показан образец действия. Позднее многие дети ориентируются на реакцию взрослого гипертрофировано, что может нарушать ориентировку на свойства предметов. Самостоятельные оценки неуспеха и попытки внести исправления появляются в дошкольном возрасте.

    Представление о самом себе. При нарушениях слуха выделении себя и собственных качеств формируются позднее: дети начинают указывать на себя, выделять части своего тела, позже чем слышащие, хотя могут это делать в отношении взрослых и игрушек.

    При обследовании детей дошкольного и школьного возраста наряду с наблюдениями используются экспериментально-психологические методики и все виды психологического эксперимента – лабораторный, естественный, обучаемый. Предметом исследования являются все виды восприятия, пространственных и временных представления, память, наглядно-действеное и словесно-логическое мышления. В школьном возрасте важно изучение навыков чтения, письма, счета. Изучение продуктов деятельности – изобразительной, конструирования, трудовой – позволяет выявить, что ребенок делает по указаниям взрослого и что самостоятельно.

    При недостаточном владении ребенком словесной речью применяется невербальная форма заданий, где их условия вытекают из характера предъявленного материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов. Если ребенок владеет жестовой речью, она может быть использована для объяснения инструкции. Т.В. Розанова считает эффективным в начале использовать задание, аналогичное основному, но более легкое, а после того как ребенок его выполнит, переходить к основному. В более старшем возрасте возможно письменное предъявление инструкции. Заключение и психолого-педагогическая характеристика по результатам обследования ребенка с нарушением слуха должны отражать не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и показатели степени потери слуха, уровня развития двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений. Т.Г. Богданова предлагает для систематизации этих данных следующую схему.

    1. характеристика состояния слуха: степень и возраст потери слуха, причины нарушения, наличие или отсутствие в семье родственников с нарушениями слуха.

    2. уровень развития двигательной сферы: пантомимика, мимика, координация крупных и мелких движений. Возможности сохранения статического и динамического равновесия.

    3. познавательная сфера. Разные виды восприятия: уровень развития, зрительный анализ и синтез. Соотношение в развитии разных видов памяти и способов запоминания материала. Виды мышления их соответствия возрастным нормам, характеристика уровня обобщений, степень развития мыслительных операций. Развитие видов речи, используемых ребенком (словесно-устная, письменная, Дактильная. Жестовая), состояние навыка чтения с губ, индивидуальные особенности и соотношения видов речи, ситуации их применения. В соотношении в развитии мышления и речи (словесной и жестовой).

    4. особенности ведущей деятельности (в зависимости от возраста).

    5. уровень развития личности. Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказание, оценка). Эмоциональное состояние, особенности выражения собственных эмоций и понимания эмоций других. Самооценка – степень ее адекватности и устойчивости, причины вызывающие ее изменение.

    6. психолого-педагогическое изучение ребенка с нарушением слуха не является самоцелью, но служит основанием для правильной организации его обучения, воспитания, коррекционо-развивающей работы и должна способствовать достижению успешной компенсации данного нарушения.

    Источники:
    www.neboleem.net, vikidalka.ru, psihologia.biz, scicenter.online

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное