Стертая форма дизартрии у детей симптоматика

Лечение и симптомы стёртой дизартрии у детей

Стертая дизартрия - это непростое речевое расстройство, которое отличается комбинаторностью разнообразных нарушений моторной реализации речи. Главный признак при этой патологии, это фонетические нарушения, но кроме того, здесь присутствует и недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Искажения фонетического характера коррекции поддаются с трудом, они оказывают негативное влияние на формирование лексической, фонематической и грамматической составляющих речевой функциональной системы, при этом возможны и вторичные отклонения в их развитии.

Разделяют несколько разновидностей дизартрий:

  • экстрапирамидная,
  • подкорковая,
  • мозжечковая,
  • псевдобульбарная.
  • Симптомы стертой дизартрии у детей

    Стертая форма дизартрии считается легкой, и такую форму может иметь лишь псевдобульбарная дизартрия.

    Существуют и сочетанные формы псевдобульбарной дизартрии. К их числу относят спастико-регидную, при которой заметно крайнее проявление спастических нарушений. К спастико-паретической относятся такие признаки, как открытый рот, вялость, слюнотечение, во рту при этом определяется повышенный тонус. Классическим вариантом является спастическая, при которой тонус во всех группах мышц распределен равноценно.

    Характеризуя псевдобульбарную (спастическую) дизартрию, отмечают обычно гипертонус (в мелкой, общей и речевой моторике), гипертрофию и гиперрефлесию. Это объясняется, тем, что проводящая нервная система поражена двухсторонне.

    Обследовании ребенка с таким видом дизартрии показывает отсутствие синергий, то есть согласованности и плавности в общей моторике, гнусавость, смазанность речи, тремор, при котором тонус языка и краев повышен. Определяются и отклонения языка в сторону (девиации), которые являются нарушениями реципрокной координации, временные волнообразные движения спинки языка (гиперметрия), гиперсоливация, движения языка совместно с нижней челюстью (синкенезии), дисфонию (спастику голосовых связок), нозализацию (тонус задней стенки глотки), явный рвотный рефлекс, нарушение глотания во время приема пищи(дисфагию), явное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в нарушении полетности гласных, смазанность звуков речи и гнусавости. Кроме того, обращает на себя внимание выраженная старательность произношения и замедленный темп речи.

    Как проявляется стертая дизартрия?

    Стертая форма дизартрии у детей симптоматика

    Симптомы стертой дизартрии обладают неврологическим характером, их проявлением является гиперметрия, тремор, гиперсоливация. Грубых нарушений со стороны произносительной стороны речи, голоса и просодики здесь не отмечается, но темп речи иногда ускоряется ускорен до тахилалии. В некоторых случаях наблюдается клаттеринг, который представляет собой сбивчивую речь. при которой происходят отдельные запинки при общем ускоренном темпе.

    Кроме того, известно, что дети со стертой дизартрией страдают нарушением функций мышц, которые иннервируются подъязычным, лицевым и языкоглоточным нервами, а также нижней ветвью тройничного нерва. В связи с нарушениями деятельности тройничного нерва возникает сужение объема перемещений нижней челюсти. Здесь заметна ограниченность движений, неточность и синкинезия языка и губ.

    В свою очередь нарушения деятельности лицевого нерва показывают себя в малом объеме мимических движений, асимметричности и сглаженности носогубных складок, а также движений губ при оскаливании.

    Нарушения иннервации подъязычного нерва заметны по невозможности держания статической позы, трудностях поднятия языка вверх и треморе кончика языка, гипер, либо гипотонусе мышц.

    Нарушения работоспособности языкоглоточного нерва определяются по недостаточному поднятию мягкого неба, саливации, назализованном (в нос) оттенке речи, малом объеме движений средней части языка и его корня.

    Нередко оказывается, что у детей со стертой дизартрией наблюдался гипертензионный синдром новорожденных.

    САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ

    Стертая дизартрия у детей, признаки стёртой формы дизартрии

    Очень часто родители, приведя ребёнка в детский сад, получают приглашение посетить логопеда. Что это за специалист? Логопед занимается коррекцией речи ребёнка. Именно коррекцией, а не лечением. Логопедические нарушения не являются заболеванием и при правильно организованных занятиях устраняются чаще всего уже к моменту перехода ребёнка в школу.

    Какие же нарушения речи относят к логопедическим нарушением? Таких нарушений много. К их числу относятся нарушения произношения, нарушение грамматического строя речи, ограниченность словарного запаса, нарушение темпа, а так же плавности речи . Но от развития речи зависит и общее развитие малыша. Поэтому все речевые нарушения делят на те, которые не влияют на развитие интеллекта и те, с которыми обучение в массовой школе невозможно.

    К тяжёлым нарушениям речи относятся алалия, ринолалия, дизартрия . Дизартрией называется такое нарушения произношения, которое обусловлено ограниченной подвижностью речевого аппарата, что способствует изменению артикуляции. Дизартрия в детском возрасте может вызвать нарушение чтения и письма. Основным признаком дизартрии является нечёткое, смазанное произношение, а так же слишком быстрый или чрезмерно медленный темп речи. Дизартрия может быть тяжёлой и лёгкой. Тяжёлая дизартрия чаще всего является неотъемлемой частью ДЦП. Дети с тяжёлой дизартрией должны получать комплексное лечение в специализированных речевых клиниках, а обучаться в специальных школах.

    Лёгкая степень дизартрии, так называемая стёртая дизартрия, предполагает обучение в общеобразовательной школе . Речь таких детей понятна окружающим, но она не чёткая. Стёртая форма дизартрии не выделяет этих детей среди сверстников. Отличительной чертой этих детей является плохой аппетит. Они не любят твёрдую пищу, например морковь или яблоко, так как им трудно её пережёвывать. Родителям таких детей следует не идти у них на поводу, ограничивая их обед мягкой пищей, и требовать тщательно пережёвывать твёрдую, так как такие упражнения укрепляют артикуляционный аппарат. У детей - дизатриков труднее развиваются навыки, которые требуют точных движений рук: шнуровка ботинок, застёгивание пуговиц, закатывание рукавов. Для таких детей просто необходимы упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук.

    Стёртая дизартрия, её стёртая форма могут вызвать трудности в освоение изобразительного искусства, а так же в занятиях танцами и различными физическими упражнениями. Нарушения моторики требуют индивидуальных длительных и кропотливых занятий, как в стенах учебного заведения, так и дома. Коррекция должна проводиться по различным направлениям: развитие общей и мелкой моторики, развитие артикуляции, ритмика, звукопроизношение. Само собой разумеется, что такая коррекционная работа потребует много времени и усилий, как педагогов, так и родителей. Но приложенные усилия непременно дадут отличный результат – все двигательные функции малыша придут в норму.

    Читайте так же:

    8. Характеристика дизартрии. Стертая дизартрия.

    ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

    Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная). нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.

    Проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

    СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

    Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.

    Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимо проконсультироваться у у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

    Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных стремительные или затяжные роды длительный безводный период механическое родовспоможение (щипцы, вакуум). В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция). Развитие после года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатологи больше не наблюдают этих детей, и ребенок считается здоровым.

    При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

    Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.

    Мелкая моторика рук: Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

    У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками. плохой подчерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).

    Особенности артикуляторного аппарата:

    Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.

    Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

    Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

    Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Наблюдается «девиация» языка при логоп. гимнастике, гиперсаливация.

    Дети со ст. дизарт. по заданию выполняют все движения из логопед. гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

    Звукопроизношение характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

    Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со ст. дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.) У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе.

    Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционную работу с ребенком. На начальных этапах предусматривается работ по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж. логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания.

    Стертая форма дизартрии у детей

    Стертая форма дизартрии у детей симптоматика

    Стертая форма дизартрии или псевдобульбарная – это нарушения речевой деятельности в связи с расстройством артикуляции при поражениях нервной системы. Отклонения при этой форме дизартрии сложно выявить без помощи специалиста. Характерным проявлением является четкость в произношении изолированных звуков, но плохая дифференциация и автоматизация произношения при речевом потоке. Явными симптомами стертой дизартрии у детей является:

  • невнятность выразительности речи
  • трудности с дикцией
  • искаженное произношение звуков
  • автоматическая замена слогов по смежности произношения.
  • Современная логопедия не может дать однозначного определения термину «стертая дизартрия». Считается, что это патологическое заболевание, которое проявляется в искажении фонетических просодических компонентов речевой деятельности, по причине наличия микроорганического воздействия на головной мозг.

    Стертая форма дизартрии у детей симптоматикаЭто понятие появилось в научной литературе сравнительно недавно, и ввела его О. Токарева, которая обозначила стертую дизартрию, как форму заболевания, имеющую легкие признаки. Выявить наличие стертой дизартрии можно только по достижению 5 лет. Заболевание требует длительного комплексного лечения в совокупности с индивидуальной логопедической терапией. Универсальных методик коррекционной работы пока не существует, но диагностировать наличие заболевания можно еще на ранней стадии развития. Комплекс методик терапии включает:

  • медикаментозное лечение
  • психолого-педагогическая коррекционная работа
  • логопедические занятия.
  • Самыми распространенными причинами развития заболевания у детей являются:

  • нарушения внутриутробного развития
  • инфекционные заболевания головного мозга
  • травмы, полученные в процессе родов.
  • Современная логопедия выявляет симптомы проявления заболевания у детей на трех уровнях: общей моторики, мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

    1. Стертая форма дизартрии у детей симптоматикаУ детей наблюдается повышенная утомляемость, сниженная активность и ограничены активные движения. Больному сложно держать баланс на одной ноге. Плохо поддаются имитации движений, не способны выполнять элементарные упражнения на занятиях физкультурой.
    2. Возникают сложности с овладением навыками самообслуживания. У детей не получается рисовать, заниматься ручным искусством и работать с мелкими предметами. Наблюдается трудность распознавания пространственного расположения элементов. Дисбаланс мелкой моторики не позволяет выполнить элементарные упражнения.
    3. Симптомы стертой дизартрии проявляются в первую очередь на уровне артикуляции. Наблюдается вялость в речевой деятельности, губы и язык почти не активны, возникает паретичность тонуса мышц. Слабость проявляется в выполнении артикуляционных упражнений. Спастичность проявляется в анемии и чрезмерной напряженности мышц. При этой форме заболевания у детей наблюдается изменение языка. Возникают гиперкризы, сопровождающиеся дрожанием языка и голоса. Они появляются, когда лицевые мышцы находятся в напряжении. Наблюдается апраксия, которая ограничивает смену одного движения артикуляционного аппарата на другое. При появлении девиации больному сложно выполнять логопедические упражнения и его губы искажаются. Симптомы гиперсальвации ( чрезмерного выделения слюны) свидетельствуют об ослабленном тонусе мышц и трудностями с их управлением.

    Характерными признаками развития болезни у детей современная логопедия считает нечеткость произношения, непроизвольную смену движений и слабость артикуляционных мышц, в процессе речевой деятельности и выполнения упражнений.

  • Улучшает работу мозга
  • Восстанавливает память
  • Ускоряет процесс мышления
  • Помогает справиться с депрессией
  • Улучшает координацию
  • Стертая форма дизартрии у детей симптоматикаСимптомы заболевания имеют схожие признаки, как и дислалия (трудности со звукопроизношением). При первичном обследовании детей наблюдается искажении, замена и смешивание звуков, но просодические нарушения бывают только у стертой формы.

    Главным отличием болезни является верное произношение изолированных звуков. Очевидным признаком заболевания является трудность произношения свистящих и шипящих. Артикуляционный аппарат не способен разграничить звуки по смежному способу образования, поэтому наблюдаются призвуки акустически противопоставленных звуков. Звуконаполняемость речи упрощается и происходит ассимиляция звуковых структур.

    Условно детей со стертой дизартрией можно разделить на 3 группы:

    1. Больные с трудностями дифференциации звуков и просодикой. Уровень развития речевого аппарата у таких детей находится на высоком уровне, а проявление болезнь находит в трудностях употребления предлогов. Расстройство произношения сложных слоговых структур сопровождается отсутствием пространственной ориентации.
    2. Наблюдается нарушение развития фонематического слуха на фоне просодики и трудностей с произношением звуков. В речи присутствуют лексические и грамматические ошибки. Отсутствует навык звуковой дифференциации.
    3. Полиморфные отклонения дифференциации звуков и недоразвитое фонематическое восприятие характерны для третей группы. Словарный запас и отсутствие знаний грамматики сочетаются с трудностями построения слоговых структур.

    Больные не способны четко выражать свои мысли. На фоне трудностей с артикуляцией развивается расстройство восприятия, которое в последствие ведет к развитию психических отклонений.

    Стертая форма дизартрии у детей симптоматикаЕдиной системы лечение не существует. Симптомы болезни помогают специалисту выбрать направление лечения. Терапия начинается с обследования невропатологом и, в случае подтверждения диагноза, подразумевает индивидуальное планирование комплекса методов и приемов. Основной целью является развитие мелкой моторики и укрепления артикуляционных мышц. Видимый результат достигается, если упражнения делать систематически в домашних условиях в комплексе с медикаментозной терапией.

  • Улучшает работу мозга
  • Восстанавливает память
  • Ускоряет процесс мышления
  • Помогает справиться с депрессией
  • Улучшает координацию
  • Источники:
    nmedicine.net, www.yalike.ru, www.studfiles.ru, mozgid.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное