Как побороть страх у ребенка ходить

Страх перед школой: как помочь ребенку преодолеть страх и почувствовать уверенность 10.09.2014

Как побороть страх у ребенка ходитьДетский сад, начальная, средняя и старшая школа - все через это проходят, это неизбежные стадии развития большей части детей. Нередко во время становления и смены учреждений образования у детей возникают тревога и боязнь. Как правило, у детей дошкольного и начального школьного возраста страх проявляется капризами, истериками, приступами гнева или паники. Дети старшего школьного возраста в связи с боязнью школы и нежеланием посещать ее могут становиться мрачными или отчужденными, испытывать приступы злости и паники. Причины страха школы и способы его устранения послужили темой нашего интервью с детским, семейным психологом с 12-летним стажем Жук Екатериной Геннадьевной.

MedPortal: Расскажите, пожалуйста, почему у детей возникает страх перед школой? Ведь он свойственен не только первоклассникам, но и детям старшего школьного возраста? Чего боятся школьники чаще всего?

Екатерина Геннадьевна: Да, страх перед школой характерен не только для детей, которые впервые идут в школу. Страхи первоклассников и детей старшего школьного возраста могут отличаться.

Страхи первоклассников в основном связаны с незнанием того, что им предстоит, и с теми рассказами и представлениями о школе, с которыми с ними делятся взрослые. Нередко взрослые представляют детям школу, как место, где с ребенком будут разбираться, где из него сделают человека, где наконец-то его займут делом. То есть взрослые формируют у детей представление, что в школе им будет сложно. Рассказывая в красках, что перед ребенком будут ставиться непростые задачи, родители способствуют появлению страха перед школой у детей.

Также случается, что родители или взрослые, которые отвечают за уход за ребенком, сами имеют негативный школьный опыт и потому сознательно или бессознательно его передают детям. Когда родители рассказывают о своем негативном опыте со школой, то ребенок, склонный доверять родителям, как достоверному источнику, заранее знает, что ему там не понравится. Если в целом в семье неблагополучная напряженная обстановка, или сам по себе ребенок тревожный, то тогда школа ничем не отличается от любой новой деятельности - ребенок ее боится.

Ребенку страшно идти в школу потому, что это что-то новое: ему придется расстаться с привычной средой.

Что же касается детей старшего возраста, которые уже ходили в школу, у них, помимо перечисленных выше причин боязни школы, могут также быть причины, связанные со сложностями в общении со сверстниками. Дети могут бояться идти в школу, потому что там придется встречаться и общаться с теми, с кем они не хотят контактировать или у них это не получается.

Причиной страха школы у ребенка может быть и то, что он боится учителя или учителей.

Основой страха идти в школу может быть и то, что ребенку нелегко даются какие-то школьные предметы. Особенно сложно детям, которые не имеют помощи со стороны родителей в этом вопросе. Дети в таком случае могут опасаться похода в школу, так как боятся, что не справятся, и их будут ругать.

Особенности родительского поведения также могут способствовать развитию боязни школы у детей. К примеру, у родителей, которым свойственна гиперопека, дети могут бояться идти в школу, так как чрезмерное внимание со стороны родителей возрастет в сравнении с тем, что было летом. Сильное желание родителей, чтобы ребенок был успешный, также может вызвать опасения школы у ребенка: он будет бояться расстроить или разозлить родителей.

MedPortal: Как помочь первокласснику преодолеть страх?

Екатерина Геннадьевна: В сентябре, конечно, об этом уже немного поздно говорить, но я надеюсь, что информация поможет родителям будущих первоклассников. Для того чтобы помочь ребенку спокойно встретить новый этап жизни, стоит начинать подготовку к школе весной-летом. Подготовка к школе должна включать в себя знакомство со зданием школы и внутренним ее укладом. Рекомендую родителям будущих первоклассников заранее организовать для ребенка экскурсию в школу: пусть малыш познакомится со зданием, по возможности, побывает в кабинете, где будут проходить занятия. Важно, чтобы к тому моменту, когда он придет учиться, он знал, как себя вести в школе, знал, где находится столовая, раздевалка, туалет. Даже в школьный туалет стоит ребенка сводить до начала занятий: ведь он отличается от домашнего, и ребенок может из-за незнания, как там все устроено, испытывать стеснение и даже бояться его посещать. Школа - это все новое, и хорошо, если это новое будет постигаться постепенно.

Важно, чтобы малыш к тому моменту, когда надо идти в школу, обладал некоторыми навыками: чтобы он умел самостоятельно одеваться и раздеваться, знал, куда следует класть сменную обувь и как управляться с портфелем.

Даже если родители намерены ежедневно заводить и забирать ребенка из школы, стоит заранее с ним выучить маршрут от дома до учреждения: может случиться так, что ему понадобится самостоятельно добираться из школы домой и наоборот. Также будет полезно обучить ребенка пользованию ключами от дома и карманными деньгами.

Чтобы правильно настроить ребенка перед учебой, родителям следует с ним разговаривать о школе, описывать школу с положительной стороны, рассказывать о своем позитивном и положительном школьном опыте. Надо говорить, для чего ребенку необходимо посещать школу: чтобы стать умным, чтобы быть взрослым и многое понимать и во многом разбираться. Необходимо настраивать ребенка на то, что в школе он обретет новых друзей. Если есть возможность, хорошо еще до начала учебного года познакомить ребенка с кем-то из будущих одноклассников.

Очень рекомендую привлекать как первоклассников, так и детей старшего возраста к покупке школьных принадлежностей: пусть ребенок имеет возможность выбрать себе рюкзак, школьную форму, ручки и обложки на свой вкус. Покупка вещей к предстоящему учебному году поможет сформировать у него понимание, что скоро в школу и от этого никуда не деться.

MedPortal: А как быть, если ребенок в школе начинает плакать и просит забрать его домой - не отправлять на уроки?

Екатерина Геннадьевна: Во-первых, для того, чтобы такое не происходило и необходима подготовка к школе. Ребенок должен четко понимать, что посещение школы - это обязательный процесс. Если ребенок плачет в школе, родителям стоит подвести его к учителю, чтобы тот завел его в класс. Важно не дать понять ребенку, что слезами он может манипулировать и есть вероятность, что если он будет плакать и устраивать истерики, то избежит школы. Период адаптации у первоклассника может растянуться до полугода.

MedPortal: Если страх у ребенка не проходит, и каждый день вновь и вновь повторяются истерики, стоит ли переводить его на домашнее обучение?

Екатерина Геннадьевна: Родителям стоит разобраться в причинах страха и устранять их. Если адаптация длится более полугода, то стоит обратиться за консультацией к специалистам - детским психологам.

Что же касается домашнего обучения, то, безусловно, оно имеет плюсы: ребенок будет заниматься в привычной комфортной ему обстановке, родители смогут выбрать учителей, скорректировать расписание занятий, но&hellip Я бы рекомендовала переводить на домашнее обучение только тех детей, которые в этом нуждается по состоянию здоровья. В школе есть долгосрочные контакты, отношения: и обиды, и ссоры, и примирения. При домашнем обучении ребенок этого лишен.

Домашнее обучение не является выходом из положения для неконтактного ребенка.

MedPortal: Как быть, если ребенок не хочет идти в школу после летних каникул?

Екатерина Геннадьевна: Нежелание идти в школу - нормальное явление. Родители должны об этом помнить: им ведь тоже не хочется возвращаться из отпуска на работу, менять более размеренный ритм жизни на рабочую суматоху. Потому стоит относиться к нежеланию идти в школу отчасти с пониманием и давать детям время привыкнуть.

MedPortal: Если ребенок жалуется на предвзятое отношение со стороны учителей, как лучше поступить родителям: поговорить с учителями, поприсутствовать на уроках?

Екатерина Геннадьевна: Для начала стоит взять этот вопрос под контроль: проверить, как ребенок готовится к уроку с этим учителем, справляется ли он с программой, все ли домашние задания выполняет и какие оценки в итоге получает.

Далее можно пообщаться с родителями других детей: узнать, не жалуются ли их дети на этого учителя, не замечали ли их дети предвзятого отношения к конкретному ребенку. Не стоит также бояться разговора с учителем: родителям важно знать мнение двух сторон.

MedPortal: А если ребенок не может обрести в школе друзей, чем ему можно помочь?

Екатерина Геннадьевна: Первоклассников надо учить дружить, учить знакомиться. Будет хорошо, если родители в непринужденной обстановке расскажут ребенку, как можно представиться другому человеку, как можно начать разговор. И в ситуации, когда ребенка одолеет смущение, он вспомнит слова родителей и сможет себя пересилить и завести разговор. Есть общительные дети, которые первые без стеснения подойдут, скажут: Привет, я Саша, давай знакомиться, а есть те, которые не то что не подойдут, а и ответить не смогут.

Если ребенку кто-то нравится из класса, то родители могут на родительском уровне поспособствовать их дружбе: договориться с родителями другого ребенка, чтобы дети гостили друг у друга, вместе занимались и играли.

MedPortal: Мы благодарим Вас за интервью. Наш традиционный последний вопрос звучит так: Что бы Вы пожелали читателям MedPortal.org?

Екатерина Геннадьевна: Я желаю, чтобы обращения читателей к психологам и специалистам смежных сфер деятельности были с целью любопытства и профилактики, а не с целью решения существующих проблем и страданий.

Как научить ребенка побороть страх

Страх необходим каждому. Если ваши дети умеют вовремя застыть на месте и не броситься в лицо опасности, это может спасти их жизнь. Также важно научить ребенка быстро бегать и прыгать, чтобы он не попал под несущуюся машину или резко свернувший велосипед по пути в школу. В нашем безумном мире нужно опасаться слишком дружелюбных незнакомцев или людей, которые ведут себя странно.

С другой стороны, сильная боязнь может превратиться в серьезный недостаток - дети должны уметь разговаривать со взрослыми, постоять за себя в школе и высказывать свое мнение в обществе. Дети должны понимать, что мир - безопасное место, если опасностей избегать. Мы хотим, чтобы наши дети были храбрыми, открывали для себя новые горизонты - в спорте, с друзьями, в творчестве и так далее.

Страх вызывает две естественные реакции. Во-первых, вы фокусируете внимание. Увидев змею, готовую напасть на вас на лесной тропинке, вы вряд ли рассеянно и задумчиво пройдете мимо. Кроме того, страх придает вам силы. Уверен, увидев змею, вы рванете, перепрыгивая через бревна, не хуже чемпиона по бегу с препятствиями!

Все, чему должны научиться ваши дети, чтобы бороться со страхом - ДУМАТЬ. Наше сознание помогает проанализировать страхи и спланировать путь к действию. Когда мне пришлось часто путешествовать - такая уж у меня работа - я стал все сильнее бояться самолетов. Мне было неуютно - я подвешен высоко в воздухе, кругом облака, самолет трясет, крылья накреняются и так далее. Я провел над собой работу - ведь лайнер австралийской авиакомпании еще ни разу не потерпел катастрофу, путешествовать на самолете намного безопаснее, чем наземным транспортом, и вообще, тысячи самолетов во всем мире как ни в чем не бывало бороздят воздух. И это сработало. Именно такой подход я применяю с детьми.

Четыре основных способа побороть страхи:

1. БУДЬТЕ БЕСПРИСТРАСТНЫ.
В возрасте трех-четырех лет дети часто начинают больше задумываться об окружающем мире, а значит, и испытывать сильное беспокойство - некоторые психологи даже говорят: «испуганные четырехлетки». Поговорите с детьми, будьте терпеливы и ведите себя, как обычно. Доверяйте детской интуиции - иногда их боязнь по отношению к какому-то месту или человеку не беспричинна. Страх - своего рода радар, не раз сослуживший хорошую службу человеческому роду в опасном прошлом.

2. АНАЛИЗИРУЙТЕ СТРАХИ.
Если у ребенка появился страх перед реальными событиями или людьми, объясните, что в жизни такое маловероятно - но на всякий случай разработайте план действий. Подумайте вместе, что нужно сделать, чтобы опять почувствовать себя в безопасности.

3. ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ВЫМЫШЛЕННЫХ СУЩЕСТВ, СКАЖИТЕ ЕМУ ПРАВДУ.
Не стоит искать чудовище под кроватью - если только вы не живете на Комодо, острове ужаса!

4. ЗАТАЕННЫЙ СТРАХ.
Если ребенок постоянно чего-то боится, выслушайте его и задумайтесь: может, на самом деле причина боязни кроется где-то еще? Иногда один страх - всего лишь прикрытие для более глубокого, затаенного страха, в котором ребенку трудно признаться.

В наше время, особенно в больших городах, детей со всех сторон подстерегает опасность. Поэтому во многих школах действует программа «Защитное поведение», которая учит детей, как и куда обратиться за помощью, если произойдет непредвиденное. К сожалению, самая большая опасность, которой подвергаются дети, сексуальное домогательство, обычно со стороны знакомого человека.

«Защитное поведение» обучает ребенка двум правилам: «Даже о самом плохом можно рассказать» и «У каждого человека есть право всегда чувствовать себя в безопасности». (Если бы эти правила соблюдали во всем мире!) Программа деликатно избегает объяснений специфики сексуальных домогательств маленьким детям - те, кто с этим столкнулись, и так слишком хорошо все знают тем, кому ничего не известно, знать не обязательно. Программа не предусматривает опросов или работы с отдельными детьми. Каждый ребенок знает, к какому психологу обратиться за помощью в случае опасности. В течение нескольких месяцев с начала программы количество подтвержденных сообщений о попытке сексуальных домогательств значительно возросло. Благодаря обширной рекламной кампании упало и количество случаев сексуальных надругательств над детьми, поскольку преступники ощутили риск быть разоблаченными.

Несомненный плюс программы в том, что в основном она учит детей справляться с повседневными проблемами - например, объясняет, что делать, если ты пришел из школы, и никого нет дома, а дверь заперта или сел не на тот автобус. Некоторые похожие программы попросту пугают детей, не сообщая никакой полезной информации другие ничему не учат и внушают мысль о собственной беспомощности. «Защитное поведение» учит детей думать о своей безопасности. Если в школе вашего ребенка не проводят занятия по этой программе, спросите почему!

В заключение скажу, что страх необходим детям, как защитное средство. Не стоит загружать их страшными историями из мира взрослых - мы сами можем о себе позаботиться. Нужно научить их, как справляться с опасными ситуациями, и лучший способ подготовить их к возможным испытаниям и ответить на все вопросы - вместе придумать выход из положения: «Что бы ты сделал, если. »

Как побороть страх у ребенка: простые рецепты

Как побороть страх у ребенка ходить Неизвестность пугает. Недостаток жизненного опыта вкупе с хорошим воображением заставляет детей бояться самых неожиданных вещей. И хотя такие страхи предотвращают рискованные поступки, они могут сильно испортить жизнь малышу. Родители, знающие, как побороть страх у ребенка, могут оказать своему чаду неоценимую услугу.

«Там могут быть волки!», «Под кроватью спрятался монстр», «Дети в садике будут меня обижать» или просто «Боюсь-боюсь!» без объяснений – детские страхи Детские страхи знакомы практически всем родителям. Никому не удается вырасти, ни разу не испытав страха, и это совершенно нормально. Человек, которому чувство страха неведомо, будет идти на неоправданный риск и погибнет раньше срока. Таким образом, страхи выполняют охранительную функцию: они защищают от потенциально опасных ситуаций.

Жизнь первобытного человека была полна опасностей. В темноте могли притаиться хищники. Река могла кишеть крокодилами. Даже в родной пещере был риск встретиться с ядовитой змеей. Страхи, сначала бессознательные, а потом и вполне осознанные, помогали сохранять осторожность и избегать опасностей. Но сегодня многие страхи скорее мешают, чем помогают жить. Шанс встретить под кроватью монстра минимален, но многие родители ночи напролет вынуждены убеждать в этом своих боязливых чад без особого результата.

Полная абсурдность ситуации раздражает: дитя, даже если вывалить перед ним на пол все содержимое шкафа, все равно упорно твердит, что там прячется монстр, просто он невидимый. Уговоры, убеждения, насмешки и угрозы не действуют. Родители впадают в отчаяние, но не знают, что же делать.

Каждому возрасту – свои страхи

Младенец может испугаться чего угодно – тени на стене, чужого человека, даже нового блюда в тарелке. Но самым «пугливым» возрастом считается период с трех до шести лет. В это время дети часто боятся темноты, незнакомых мест, разлуки с близкими (например, потеряться в толпе), шумных приборов, высоты, воды, огня, врачей (особенно если уже был неприятный опыт), разнообразных монстров, машин.

Некоторые из этих страхов по-своему полезны. Например, ребенок, который боится высоты, вряд ли полезен на крышу и упадет оттуда. А малыш, который боится машин, наверняка не выбежит на дорогу. Но все-таки лучше, если ребенок будет руководствоваться не страхом, а разумной осторожностью. К этому и надо стремиться родителям, а не просто запугивать своих малышей опасностями, надеясь таким образом защитить их от неразумных поступков.

Время идет, появляются новые страхи. Чем больше развито у малыша воображение, тем разнообразнее могут быть его фобии Фобии - советы психолога . Страшные фильмы и сказки только добавляют масла в огонь. С возрастом дети все больше зависят от социума, появляются страхи, связанные со школой, со сверстниками, с отношениями. Многие из этих страхов, если их вовремя не побороть, могут сохраниться и до седых волос.

Что не надо делать

Что делают родители, узнав, что их ребенок чего-то боится? Сначала объясняют, что бояться нечего. Потом еще раз объясняют. Потом начинаются насмешки, а то и угрозы. Например, многие отцы пугают своих сыновей, что отдадут их монстрам или будут позорить перед друзьями.

Все эти методы совершенно бесполезны, а насмешки и угрозы только ухудшают ситуацию, убеждая ребенка, что родители не на его стороне, и доверять им не следует. Хорошим отношениям в семье такая установка, конечно же, не способствует.

Итак, что не следует делать в ответ на рассказ ребенка о его страхах?

  • Не надо высмеивать малыша
  • Не надо приводить в пример свое мужество – «Я же не боюсь, что под кроватью змея». Это только убедит чадо в его собственной беспомощности и слабости
  • Не надо стыдить ребенка – «Ты же большой, ты же мальчик, надо быть храбрым!»
  • Не надо рассказывать о страхах ребенка посторонним, особенно не надо шутить на эту тему
  • Никогда нельзя угрожать ребенку - «Вот отдам тебя Бабе Яге, которая живет в чулане!» Это только усилит страх
  • Уговоры, объяснения и демонстрация необоснованности страхов, как правило, бывают совершенно бесполезны. Хотя попробовать разок-другой можно.
  • Сама постановка вопроса «как побороть страх у ребенка?» неверна. Борьба со страхами – личное дело каждого человека, извне побороть страх невозможно. Поэтому правильнее будет задуматься, как помочь ребенку победить страхи. К счастью, это возможно, особенно если родители постараются оказать своему малышу помощь.

    Страхи в детском возрасте неизбежны, но их количество можно уменьшить, если тщательно выбирать для ребенка книги, фильмы и игры. Впечатлительным детям лучше не смотреть «ужастики», и от сцен насилия во взрослом кино их лучше поберечь.

    Прежде всего, необходимо подарить ребенку уверенность в себе Как обрести уверенность в себе? . Если ребенок знает, что он любим, и что родители готовы всегда его защитить, то он чувствует себя гораздо увереннее, и страхов у такого ребенка гораздо меньше, чем у несчастного отверженного малыша.

    Стоит позаботиться и о снижении собственной тревожности. Дети очень чувствительны к настроениям взрослых: если мама постоянно тревожится за своего карапуза, то тревога обязательно передастся ребенку. Желательно всегда говорить с ребенком спокойным, уверенным тоном. Многие родители, мечтая о доверительных, дружеских отношениях с ребенком, делятся с ним своими страхами. Делать этого ни в коем случае нельзя: подобные признания – слишком тяжкий груз для малыша.

    Избавиться от страхов поможет творчество. Пусть ребенок нарисует (слепит из пластилина) то, что его пугает. Нарисованные страхи уже не имеют власти над ребенком. Напротив, он становится хозяином своим страхам (пусть и только нарисованным на бумаге). Можно призвать на помощь чувство юмора и придумать про нарисованных монстров смешные (а потому и совсем не страшные) истории. Можно добавить к рисунку неожиданные детали. Трудно бояться рогатого монстра, если в лапе он держит мороженое, а на рогах у него повязаны разноцветные бантики. А гроб на колесиках станет выглядеть куда менее зловеще, если разрисовать его цветочками. Также можно придумать забавные игры с пугающими персонажами – главное, чтобы игры такие всегда заканчивались хорошо.

    Ребёнок боится ходить, опасается упасть. Как побороть страх?

    Осторожность - совсем неплохое качество, он пригодится по жизни) Ну и конечно понятно ваше желание подтолкнуть ребенка к самостоятельной ходьбе, для этого нужно чем то занимать его руки - детям нужно за что-то держаться будь это мамина рука или просто какой то предмет. Давайте игрушки в обе руки и просите подойти к вам. На улице можно держаться за коляску, толкать детские каталки, коляску с куклой. Просить дойти до какого-нибудь предмета - кустика, дерева. Дети также хорошо подражают другим детям, на детской площадке можно поиграть в догонялки, пусть и не бегом. В общем нужно отвлекать ребенка в игровой форме, он обязательно расходится, а потом и побежит, удачи вам!

    автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

    в избранное ссылка отблагодарить

    Не надо ни какой страх перебарывать. У ребенка этот страх врожденный. Ничего в этом криминального нет. Все дети боятся ходить, когда только начинают, ну, или, по крайней мере, большинство. Этот опыт для них новый, и инстинкт подсказывает им, что надо быть осторожнее. При этом если ребенок упадет, то чаще всего травм не получает. Его организм на это рассчитан. Вам нужно постелить плотный ковер, и убрать все торчащие предметы, о которые он потенциально может удариться головой. Мебель лучше расставить так, чтобы у ребенка была возможность перемещаться по комнате держась за нее. Опора помогает ребенку преодолеть страх ходьбы. Искоренять этот страх не имеет смысла. Он сам пройдет, как только ребенок почувствует, что новый способ перемещения ему дается. Важно понимать, что у ребенка еще нет своих наработок, в том числе и навыков ходьбы. Они и формируются сейчас. Если Вы будете ему излишне помогать, или создавать условия, в которых он не будет бояться, то возможно он потратит больше времени на преодоление, и развитие его пойдет более медленными темпами. Обычно период, о котором Вы пишите, не столь продолжительный. Месяца за 2-3, дети осваиваются и начинают ходить. Почувствовав как держать равновесие, очень быстро начинают это делать неосознанно, и уже учатся не ходить, а бегать. Поэтому не заморачивайтесь на естественном. Все дети через это успешно проходят, и Ваш ребенок довольно быстро получит этот важный навык.

    Как побороть страх у ребенка ходить

    в избранное ссылка отблагодарить

    Ну, не знаю, поможет ли вам мой совет или вы скажете, что это предрассудки, бабушкины сказки или бред. Но я скажу - издавна считалось, что у маленького ребенка невидимые путы на ногах, он как бы стреножен. И именно поэтому он плохо ходит - мешают они ему. Бывали случаи, что ребенок ходил, бегал и упал, а после этого все - боится ходить. Вот ему уже три года, а все боится. Путы не разбиты. Обычно это бабушки делают, но сейчас молодежь живет отдельно и бабушки может рядом в нужный момент не оказаться.

    Для того, что бы ребенок хорошо ходил и бегал, нужно эти путы разорвать или разрезать. Обычно я делала так - когда ребенок делает самостоятельный шажок, без поддержки чего или кого либо, я провожу у него между ножек рукой по полу (спереди или сзади не имеет значения). Однажды чистила картошку и увидела, что малыш пошел, так я провела между ножек рукой с ножом, поймала момент так сказать. Вот и все - путы разбиты. Ребенку ничего не мешает и страх ходить проходит.

    в избранное ссылка отблагодарить

    Если ребенок учиться ходить и проявляет при этом явное чувство страха, то можно постепенно приучать его к преодолению все более длительной дистанции. Сначала можно манить его к себе от дивана, например, отойдя на небольшое расстояние. Постепенно расстояние увеличивать, но не заметно и только тогда, когда предыдущее расстояние уже неоднократно побеждено. Начинать можно с пару шажков до вас,и дальше все больше. Ходунки применять не советую, так как ребенок на них впоследствии будет наедятся, как на опору.

    в избранное ссылка отблагодарить

    Источники:
    medportal.org, www.child-psy.ru, www.womenclub.ru, www.bolshoyvopros.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное