Внимание детей с нарушением речи

Внимание детей с нарушением речи

Внимание детей с нарушением речиВнимание характеризуется сосредоточенным сознанием человека, концентрирующегося на определенном предмете. Внимание детей с нарушением речи чаще всего характеризуется неустойчивостью и более низким уровнем показателя произвольного внимания.

Такие дети испытывают трудности с планированием собственных действий, им тяжело дается сосредоточение внимания на анализе существующих условий и поиск различных способов решения поставленных задач.

Нередко прослеживается различие в проявлении произвольного внимания, зависящего от модальности раздражителя, поскольку детям с этим нарушением намного сложнее сосредоточить внимание на процессе выполнения задания в условиях именно словесной, а не зрительной инструкции.

Словесная инструкция может стать причиной ошибки в дифференциации предметов по внешним характеристикам (форме, цвету).


Дети с патологией речи испытывают серьезные трудности в процессе распределения внимания между практическими действиями и речью. Ошибки внимания у детей присутствуют на протяжении всей работы, а их характер и временное распределение имеют качественные отличия от нормы. Так же наблюдаются значительное снижение темпов выполнения заданий в процессе их реализации, что качественно сказывается на уровне общей работоспособности.

Значительно нарушенными или вообще полностью несформированными являются все виды контроля над общей деятельностью, наиболее отстающим из них, считается упреждающий контроль, который напрямую связан с анализом текущих условий поставленного задания. Второй по трудности освоения – текущий контроль, проявляющийся в ходе выполнения поставленной задачи.


Особенности произвольного внимания лучше всего проявляются в характере текущих отвлечений. Нормальный ребенок в ходе выполнения задания чаще всего отвлекается на экспериментатора, с целью проверить его реакцию на совершаемую ребенком деятельность.

Дети с речевыми нарушениями имеют тенденцию отвлекаться на посторонние предметы, никак не связанные с экспериментатором или выполняемым заданием.

Такой низкий уровень контроля произвольного внимания у детей с нарушениями речи чаще всего приводит к слишком медленному и неполному формированию общей структуры деятельности, и, как следствие, пониженному уровню умственного развития.

Занятие с больным ребенком лучше всего доверить опытному специалисту.

Также рекоммендуем ознакомиться

Видео: Задержки и нарушения речи

Так же своеобразной возрастной чертой внимания ребёнка является сочетание его инертности и неустойчивости. Инертность проявляется в способности к поглощенности каким-нибудь занятием, при которой ребёнок может не реагировать на важные для него события, впечатления или же действия. А с другой стороны ребёнок неожиданно отвлекается на случайные обстоятельства и как следствие меняет характер своей деятельности (3).

Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. А в свою очередь напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению, потери интереса, усталости (3).

В старшем дошкольном возрасте заметно возрастает устойчивость внимания. Это связано с усложнением деятельность детей и их умственным развитием. Дети могут уже по долгу заниматься игрой или каким-нибудь интересным для них делом: рисованием, вырезанием, лепкой. Исследования устойчивости внимания дошкольников показали, что её рост особенно интенсивен от трёх до шести лет. Устойчивое внимание позволяет ребёнку познавать предметы и имеет большое значение для развития интеллектуальной деятельности ребёнка. Недостаточная устойчивость внимания, по сравнению со школьниками, затрудняет познавательную, трудовую, игровую деятельности детей дошкольного возраста. Так, у годовалого ребёнка небольшая длительность игры – 14 минут, в возрасте трёх лет – 27 минут, а у шестилетнего ребёнка продолжительность игры может достигать часа или даже более (14).

Ещё одной особенностью внимания старших дошкольников является узость объёма внимания. С физиологической точки зрения это связано с возрастными особенностями концентрации нервных процессов, следовательно, дошкольники не могут провести классификацию сразу по нескольким признакам. По мнению Ж. Пиаже, узость поля внимания ребёнка связана с трудностью, а подчас невозможностью осуществить мыслительный синтез. Ребёнок видит и замечает многое, но он ещё не способен организовать своё наблюдение (2).

Значительно возрастает и круг объектов, на которые обращается внимание. Если в преддошкольном возрасте внимание привлекается главным образом объектами, вызывающими какие-то чувства, то в дошкольном возрасте интерес вызывается не только эмоциями, но и формирующимися у ребёнка интеллектуальными интересами.

Таким образом, у дошкольников внимание носит непроизвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует способы, которые он перенимает у взрослых.

К концу дошкольного возраста постепенно появляется опыт управления своим вниманием, умение более или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на определённые предметы, явления (1).

Дети с общим недоразвитием речи – это дети с различными сложными речевыми расстройствами, при которых нарушаются все компоненты речевой системы, относящиеся к звуковой и смысловой стороне (5).

Одним из ведущих признаков ОНР является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, а иногда и к 5 (34).

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. II уровень речевого развития характеризуется употреблением слов у в узком значении, в недостаточности сформированности грамматического строя речи, ограниченностью словарного запаса (15). Отмечается ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Формы рода, числа, падежа для таких детей не несут смыслоразличительной функции, а словоизменения носят случайный характер (22).

Много ошибок дети допускают при использовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще или же заменяются. Так же наблюдается большое количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур (27).
При углубленном обследовании детей выявляется недостаточность фонематического слуха, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза, недоразвитие сенсорной, волевой, интеллектуальной сфер. Так же отмечаются незначительные отклонения в поведении и личности ребёнка с речевым дефектом недоразвитие восприятия, мнестических процессов, мотивации, словесно – логического мышления и внимания (10).

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач (11).

Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает как ведущая предпосылка устойчивого внимания. Речь имеет особенное значение для развития устойчивого внимания ребёнка. На первых этапах сосредоточение внимания на речи представляет определённые трудности. Овладевая речью, ребёнок овладевает и способами управления своим вниманием. Активность речевой деятельности дошкольника характеризуется направленностью в сторону значения слов взрослого. Ребёнок становится внимательным не только к звукам речи, но и к её содержанию, то есть к смыслу слов. Ребёнок учится мысленно представить себе предметы, их свойства, различные явления окружающего мира.

Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регулировании поведения ребёнка. Для детей слово взрослого приобретает доминирующую роль в направленности и избирательности их внимания.

Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям с общим недоразвитием речи II уровня гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур (5).

Стабильность темпа деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Следовательно, чем дольше ребёнок сосредотачивает своё внимание на объекте или действии, тем интенсивнее возрастает его усталость и отвлечённость.

Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент.

У детей с общим недоразвитием речи ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и далеко не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы (17).

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д. Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (дети смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». По мнению О.Н. Усановой и Ю.Ф. Гаркуша низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности (18).

Таким образом, внимание детей с речевыми нарушениями характеризуются рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Такие дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Детям с ОНР II уровня гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. Распределение речи между речью и практическим действием оказывается для таких детей практически не выполнимой задачей. Ошибки внимания присутствуют на протяжении все работы и практически никогда не замечаются и не устраняются, по сравнению с детьми в норме (21).

Таким образом, учитывая, что внимание - социально обусловленная функция, возрастная специфика его проявления и совершенствования в ходе индивидуального развития определяются степенью зрелости структур мозга и уровнем развития процессов межцентрального взаимодействия (23).

Таким образом, у детей с ОНР II уровня значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключаемость, распределение, объём и устойчивость.

Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей с ОНР II уровня

2.1. Организация и методики эксперимента

На основе теоретического анализа научной и теоретической литературы по проблеме нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, цель которого данного эксперимента является изучение особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:

Сформировать для обследования две группы детей старшего дошкольного возраста: группу детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием и группу детей с нарушением речи на основе анализа медико-психолого-педагогической документации.

Разработать критерии и подобрать методики диагностики внимания.

На основе полученных данных провести качественный и количественный анализ и определить особенности развития внимания детей с ОНР II уровня.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МДОУ № 6 и МДОУ № 54.

В эксперименте участвовали 2 группы респондентов. Первую (контрольную) группу составляли 10 детей в возрасте от 6 до 7 с нормальным психологическим развитием.

Вторая (экспериментальная) группа была сформирована в количестве 10 дошкольников того же возраста с нарушением речи: ОНР II уровня.

Таким образом, всего экспериментатором было охвачено 20 дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет.

Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе – подготовительном, проводилось изучение и анализ медико – психолого – педагогической документации на каждого ребёнка, сбор анамнестических данных методом беседы с педагогами, изучением анамнестических частей развития ребёнка.

Целью второго этапа являлось изучение специфических особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня. Вопросами разработки методов исследования внимания занимались такие исследователи, как А. А. Осипова, В. М. Коган, И. Л. Баскакова, В. С. Мухина и др.

Для реализации поставленной цели нами были подобраны методики и диагностические процедуры, использование которых опиралось на следующие принципы:

Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в образовательном учреждении должна опираться на научные исследования, обосновавшие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организация обследования.

Психическое развитие детей с нарушениями речи - файл 1.doc

Особенности внимания при речевых нарушениях


Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для таких детей оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто не сформированы или значительно нарушены, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (по результату), его отдельные элементы вступают в действие в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д.

Особенности произвольного внимания у детей с ОНР ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если детям с нормальным речевым развитием смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности (О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, 1985).

Таким образом, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе внимания.
^

Диагностика нарушений внимания


Предлагаемые методики предназначаются для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и в целом.
^

Методики изучения внимания

Проставь значки


Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания. Перед выполнением задания ребенку показывают рисунок и объясняют, что делать. Работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е. соответственно галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок выполняет задание в течение 2 мин. Общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S = (0,5 х N - 2,8 п) / 120,

где S — показатель переключения и распределения внимания N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2 мин п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
^

Запомни и расставь точки


С помощью данной методики оценивается объем внимания. Используется лист с точками, предварительно разрезанный на восемь малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — с девятью (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ребенок получает инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду показывать тебе одну за другой карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1—2 сек. показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 с.

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты оцениваются в баллах.


^ 7. ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Основные понятия

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. К памяти также относится забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ею.

Запоминание материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Чтобы использовать в дальнейшем то, что запомнилось, необходимо воспроизведение. Сохранение материала в памяти зависит от его участия в деятельности личности. Выпадение определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.

Существует множество видов памяти, которые объединяются по определенным признакам.

1. По ведущему анализатору:

  • зрительная

  • слуховая

  • осязательная

  • обонятельная

  • вкусовая.

  • 2. По предмету, материалу деятельности:

  • двигательная

  • эмоциональная

  • образная

  • вербальная.

  • 3. По продолжительности запоминания:

  • кратковременная

  • долговременная

  • оперативная.

  • 4. По форме психической активности:

  • произвольная

  • непроизвольная.

  • Таким образом, память — одна из важнейших характеристик психической жизни личности, обеспечивающая ее единство и целостность. Ее роль нельзя свести к запечатлению прошлого опыта.

    Индивидуальные различия памяти проявляются в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в том, что именно запоминается. Эти признаки с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.

    Индивидуальными являются скорость, точность, прочность запоминания и готовность к воспроизведению. Эти характеристики также связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения.

    Существуют различные типы памяти: наглядно-образная, словесно-абстрактная и промежуточная. Эти типы зависят от соотношения первого и второго типов сигнальных систем в высшей нервной деятельности людей. Преобладание того или иного типа памяти зависит, в частности, от условий жизни и деятельности человека. Например, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников.

    Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается продуктивнее при запоминании различных впечатлений. В соответствии с этим различают двигательную, зрительную и слуховую память. Изолированно эти типы встречаются редко. Чаще можно обнаружить смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слуходвигательный. Соответствующие особенности своей памяти человек использует для повышения ее продуктивности
    ^ Особенности памяти при речевых нарушениях

    Исследованиями памяти детей с ОНР занимались такие ученые, как Г.С. Гуменная, Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо и др. Выяснилось, что объем зрительной памяти таких детей практически не отличается от нормы.

    Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Низкие результаты в данных пробах связаны с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений (И.Т. Власенко, 1990).

    В объеме слуховой памяти существует большая вариабельность, в целом наблюдается ее некоторое общее снижение.

    При этом уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития. Например, у детей с его задержкой нет выраженных различий в объемах слуховой и зрительной памяти. При исследовании преднамеренного запоминания у детей с тяжелыми нарушениями речи выявлены некоторые особенности: они медленнее ориентируются в условиях задачи, их результаты ниже по сравнению с нормой.

    Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом они могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для данной категории детей неустойчивость речемыслительной системы. У детей с дизартрией парамнезии не наблюдаются.

    Допущенные при воспроизведении ошибки дети с речевыми нарушениями обычно не замечают и не исправляют. Отсроченное воспроизведение оказывается одинаково низким у всех категорий детей. Так, через 10 мин они воспроизводят пять слов, на следующий день одно-три слова. Для детей с моторной алалией особенно сложно воспроизведение середины серии из десяти слов.

    Структура расстройств памяти зависит от типа доминантности. Нарушение объема памяти связано с дисфункцией левого полушария головного мозга, а трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала — правого.

    Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность действий. Как правило, они не используют речевое общение с целью уточнения инструкции. Это связано и с особенностями внимания. Однако при существующих трудностях у детей с речевыми нарушениями остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. Таким образом, у детей данной категории наблюдаются следующие особенности памяти:

  • объем зрительной памяти практически соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур

  • общее снижение функции слуховой памяти

  • низкий уровень отсроченного воспроизведения

  • низкий уровень продуктивности запоминания

  • относительная сохранность смыслового, логического запоминания.
  • Презентация на тему: Внимание детей с нарушениями речи

    Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие.

    Речь это- исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

    К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

    Общее понятие о внимании. Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств ( зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

    Три типа внимания Непроизвольное- характеризуется отсутствием целенаправленного волевого акта Произвольное- характеризуется наличием целенаправленного волевого акта Послепроизвольное- характеризуется целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий

    Свойства внимания концентрация внимания- выражается в степени сосредоточенности на объекте устойчивость- характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени объем внимания- характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

    Внимание детей с нарушениями речи. Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога. Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений: «посмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания».

    Внимание детей с нарушениями речи. Низкий уровень произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности Дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока.

    Источники:
    hvatit-bolet.ru, works.doklad.ru, www.studmed.ru, ppt4web.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное