Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомы

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

Что такое СДВГ у детей?

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Часто ли встречается СДВГ?

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ делятся на три категории:

1. Симптомы невнимательности . Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности . Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время.

Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности . Очень часто на занятиях в классе дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь не разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики также могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
  • Каковы причины СДВГ?

    Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

    - СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
    - Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
    - Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

    В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

    Проходит ли СДВГ с течением времени?

    Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

    Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя вина?

    Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

    Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

    Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

    Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

    Как лечить СДВГ?

    Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

    У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

    Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

    Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

    1. Вырабатывайте позитивное отношение.

    Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
    Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

    2. Не скупитесь на похвалу.

    Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
    Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

    3. Помогите своему ребенку не волноваться.

    Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

    4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

    - Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
    - Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
    - Ведите список важных дел.
    - Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

    5. Больше общайтесь.

    Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

    6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

    - Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
    - Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
    - Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
    - При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
    - Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

    7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

    -Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
    - Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
    - Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
    - Не вступайте в споры с ребенком.
    - Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

    Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

    8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

    9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

    Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

    Материал предоставлен команией Eli Lilly.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей, течение этого заболевания - хроническое. Как правило, первые симптомы этого заболевания появляются в позднем дошкольном и школьном возрасте. Многие симптомы СДВГ не являются «специфическими» для данного заболевания, и в той или иной мере могут проявляться абсолютно у всех детей. Дети с СДВГ имеют, прежде всего трудности концентрации внимания, повышенную двигательную активность (гиперактивность), и у них наблюдается импульсивность поведения ( практически неуправляемая).

    Причины развития

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомыСДВГ является стойким и хроническим синдромом, излечения которого в современной медицине нет. Считается, что дети могут « перерасти» этот синдром, или приспособиться к его проявлениям во взрослом возрасте.

    В семидесятых годах прошлого столетия существовало много споров по поводу СДВГ среди медицинских работников, педагогов, родителей, политиков. Одни говорили, что этого заболевания не существует вообще, другие доказывали, что СДВГ передается генетически, и есть физиологические основы для проявления этого состояния. Ряд ученых доказывает влияние условий климата на развитие СДВГ.

    Есть основания полагать, что острые или хронические интоксикации (употребления алкоголя, курение, наркотических веществ) во время беременности и кормления грудью в дальнейшем могут оказать свое влияние на проявление СДВГ у детей. Гестоз, токсикоз, эклампсия в родах, преждевременные роды, задержка внутриутробного развития плода, кесарево сечение, затяжные роды, позднее прикладывание к груди, искусственное вскармливание с рождения и недоношенность -также являются факторами риска развития этого синдрома.

    Черепно-мозговые травмы и перенесенные инфекционные заболевания могут влиять на развитие гиперактивности у детей. При гиперактивности нарушена нейрофизиология головного мозга, у таких детей находят дефицит дофамина и норадреналина.

    Признаки

    Принято выделять три типа СДВГ: случай с дефицитом внимания, случай с гиперактивностью ребенка и импульсивностью, а также смешанный тип .

    По статистике американских ученых, это нарушение наблюдается в среднем у 3-5% американских детей, чаще всего признаки этого заболевания проявляются у мальчиков. Многие признаки СДВГ у детей выявляются не всегда. Первые симптомы гиперактивности манифестируют еще в детском садике и в начальных классах школы. Психологи должны наблюдать за детьми на уроках в школе, и как они ведут себя дома и на улице.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомыДети с СДВГ не только не внимательны, они и очень импульсивны. У них отсутствует контроль поведения в ответ на какие-то требования. Такие дети быстро и самостоятельно реагируют на какую-либо возникшую ситуацию, не дожидаясь указаний и рекомендаций со стороны родителей и других взрослых. Такие дети не правильно оценивают требования учителей и задания. Дети с гиперактивностью не могут правильно оценить результаты своих действий, и какое разрушительное или отрицательное влияние они могут оказывать. Такие детки очень капризны, у них отсутствует чувство страха, подвергают себя не нужному риску, чтобы показать себя перед ровесниками. Дети с гиперактивностью очень часто получают травмы, отравления, портят чужое имущество.

    Диагностика

    Согласно международным критериям, диагноз СДВГ можно поставить детям при наличии у них соответствующих симптомов не ранее чем в 12 лет ( по данным зарубежных изданий этот диагноз правомочен и в шестилетнем возрасте ). Признаки СДВГ должны проявляться в разных обстановках и ситуациях. Для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие шести основных симптомов (из ниже перечисленного списка), а если признаки заболевания сохраняются и старше 17 лет – достаточно 5-ти симптомов. Признаки заболевания должны проявляться стабильно в течение полугода и более. Существует определенная градация симптомов. Для синдрома невнимательности и для синдрома гиперактивности существуют свои симптомы, и они считаются отдельно.

    Невнимательность

    1. Мальчики и девочки с СДВГ в школе очень не внимательны, постоянно допускают ошибки на уроках и в домашнем задании. Пишут в тетради и на доске небрежно и неаккуратно.
    2. Во время занятий и игр со сверстниками такие дети всем мешают, не понимают правил игры, но пытаются в ней участвовать, очень не внимательны.
    3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомыУ преподавателей и родителей создается впечатление, что ребенок не слышит то, что ему говорят.
    4. Может начать какое-то дело или занятие и не довести его до конца.
    5. Самостоятельную работу на уроке или дома выполняет с трудом.
    6. Если домашнее задание требует усидчивости, внимательности, длительного умственного напряжения, то он категорически отказывается их выполнять.
    7. Постоянно теряет свои школьные принадлежности, учебники, тетради, вторую обувь и т.д.
    8. На уроках очень легко отвлекается на посторонние дела.
    9. Постоянно все вокруг себя ломает, однако не признается, что это сделал он.
    10. Очень забывчив в простых повседневных и бытовых ситуациях.

    Повышенная активность у детей с СДВГ

    Гиперактивность у детей с СДВГ проявляется всегда и везде.

    1. Такие дети всегда и везде подвижны, ведут себя как «юла». Постоянно крутятся, бегают вокруг столбов и деревьев, вертятся на уроках, беспокойные даже во сне. воспроизводят в течении дня множественные и не контролируемые движения в кистях рук и даже в стопах ног.
    2. Может во время школьного урока встать со стула без разрешения учителя и пойти в неизвестном направлении.Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомы
    3. Постоянно находится в активном движении – бегает по школе, прыгает на переменах, громко кричит, пытается куда-то залезть и откуда-то спрыгнуть.
    4. Тихо и спокойно играть или чем-то заниматься такие дети не могут вообще. У таких детей нет хобби, они мало читают, не любят конструировать.
    5. Ни минуты не сидит на одном месте, находится в беспрерывном движении, как будто сзади к нему прикреплен «моторчик».
    6. Дети с СДВГ очень общительные, легко входят со всеми в контакт. болтливые, поверхностные в общении, часто забывают о чем они начинали говорить.
    7. Такие детки не могут ничего долго ждать, им надо все «здесь и сейчас».
    8. Постоянно лезет к другим детям, мешает им играть, забирает игрушки.
    9. Сон такого ребенка очень беспокойный, он всю ночь ворочается, не может найти правильное положение подушки, комкает одеяло, сбрасывает его с себя.

    Поведение при СДВГ может быть для родителей, учителей и других членов семьи «невыносимым». Чаще всего, именно родителей винят в плохом воспитании своего чада. Самим родителям очень трудно с такими детьми, и они постоянно испытывают чувство стыда за поведение своего сына или дочери. Постоянные замечания в школе на гиперактивность дочери или сына, на улице - от соседей и друзей.

    Наличие у ребенка диагноза СДВГ не означает, что родители его плохо воспитали и не научили как правильно себя вести. Родители таких детей должны понять, что СДВГ - это заболевание, которое требует правильного лечения. Родители и внутренняя обстановка в семье помогут мальчику или девочке избавиться от повышенной гиперактивности, стать более внимательными, лучше учиться в школе, и в дальнейшем адаптироваться к взрослой жизни. Каждый маленький человек должен открыть свой внутренний потенциал.

    Дети очень сильно нуждаются в родительском внимании и опеке. В мире современных технологий и при наличии денег, родители могут купить своему чаду любую игрушку, самый современный телефон, планшет и компьютер. Но, никакие современные «игрушки» не подарят вашему малышу душевного тепла. Родители должны не только кормить и одевать своих детей, они обязаны посвящать им все свое свободное время.

    Очень часто родители устают от своих детей с гиперактивностью и пытаются переложить все заботы о воспитании на бабушку и дедушку, но это не выход из сложившейся сложной ситуации. Родители таких « особенных» детей должны обратиться к психологу и решать эту проблему совместно с педагогами и медицинскими работниками. Чем раньше родители осознают всю серьезность СДВГ, и чем раньше обратятся к специалистам, тем лучше прогноз для излечения этого заболевания.

    Родители должны вооружиться знаниями об этом заболевании. Существует много литературы на эту тему. Только в тесном взаимодействии с врачом и педагогом можно достичь хороших результатов в лечении этого заболевания. СДВГ - это не «ярлык» и не стоит бояться этого слова. Нужно поговорить с учителями в школе о поведении своего любимого чада, обсудить с ними все проблемы, и убедиться, что учителя понимают, что происходит с их мальчиком или девочкой.

    Рейтинг: (Голосов: 1, 4,00 из 5)

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомы

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.

    Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника:

  • неумением концентрировать внимание
  • неуспеваемостью
  • частой критикой со стороны учителей и друзей
  • социальной изоляцией
  • нервными срывами.
  • Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.

    Как распознать СДВГ

    Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

    Признаки гиперактивности проявляются в следующем:

    1. Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
    2. Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
    3. Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомы Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:

    1. Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».
    2. Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
    3. Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

    Гиперактивность у детей подросткового возраста имеет свои дополнительные симптомы:

  • повышенная раздражительность и обидчивость
  • привычка разговаривать слишком громко, перебивать собеседника и не завершать собственное начатое высказывание
  • суетливость и неловкость в движениях
  • стремление делать несколько дел одновременно (смотреть телевизор, писать домашнее задание и разговаривать по телефону)
  • неусидчивость во время приема пищи, непреодолимое желание кому-то звонить и доделать забытое дело именно во время обеда или ужина.
  • Подобное поведение может наблюдаться у более половины подростков. Многие симптомы, такие как раздражительность, свойственны пубертатному периоду. Основное отличие СДВГ от влияния гормональной перестройки в том, что к 14 годам подросток становится более собранным и спокойным.

    Причины и факторы развития

    Некоторые родители считают гиперактивность результатом неправильного воспитания. Однако существуют иные причины, имеющие гораздо большее влияние на внешнее поведение ребенка:
    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомы
    1. Изменения в жизни семьи, так или иначе нарушившие привычный мир. Например, родители потеряли работу или развелись. Они могут думать, что ребенок еще слишком мал и не понимает происходящего вокруг, но на самом деле, многие дети очень чувствительны к изменениям в эмоциональном фоне в доме. Особенно сильное впечатление производит потеря члена семьи.
    2. Гиперактивность у детей может быть вызвана хроническими заболеваниями, частыми простудами и приемом сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут отиты и соматическое заболевание, приведшее к нарушениям функций головного мозга.
    3. Употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления.
    4. Повышение уровня свинца в организме ребенка. Вещество могло оказаться в некачественной краске, используемой для ремонта дома или для окрашивания детских игрушек.
    5. Травмы головы, падения в грудном возрасте.
    6. Пищевые добавки и острые блюда.

    Болезнь может быть наследственной. Примерно в 15 случаях из 100 исследований синдрома дефицита внимания с гиперактивностью выясняется, что расстройством страдают некоторые члены семьи. Однако далеко не все дети, имеющие предрасположенность к синдрому, обязательно им болеют. Гиперактивность может не проявиться, если отсутствуют факторы для ее развития.

    В дополнительную зону риска попадают те дети, у которых:

  • неблагополучная обстановка дома
  • слишком строгие родители
  • нарушен режим дня
  • повышенные учебные или физические нагрузки.
  • К сожалению, современная система обучения часто диктует слишком высокие требования к дошкольнику. Некоторые родители считают своим долгом нанимать репетиторов с трех лет. Особенно модным стало рано учить ребенка иностранным языкам и водить сразу в несколько спортивных секций. Пытаясь воспитать маленького вундеркинда, взрослые обычно переоценивают возможности ребенка.

    Другая, часто наблюдаемая крайность – это когда детей предоставляют самим себе: разрешают сидеть перед телевизором до полуночи или пропускать прием пищи.

    Еще одна, распространенная причина появления синдрома гиперактивности – недостаток внимания со стороны взрослых. Ребенку кажется, что его недостаточно любят, что он никому не нужен, и подсознательно пытается протестовать.

    Постановка диагноза

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомыСиндром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ.

    Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.

    У всех детей возникают периоды потери концентрации внимания, снижения памяти и импульсивности поступков. Например, на фоне переутомления в школе или полового созревания. Настоящая же гиперактивность ярко проявляется еще в дошкольном возрасте, и ее признаки носят постоянный характер.

    Диагностика гиперактивности включает изучение анамнеза:

  • выявление наследственной предрасположенности
  • были ли травмы головы
  • какие заболевания перенес ребенок и др.
  • Последнее время в детской неврологии все чаще используют методы компьютерного обследования:

  • функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ)
  • однофотонную эмиссионную компьютерную томографию (SPECT)
  • позиционную эмиссионную томографию (ПЭТ).
  • Сканирование лобной части головного мозга служит как для исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, так и для подтверждения диагноза.

    Терапия при СДВГ

    Гиперактивность можно лечить медикаментозно. Обычно используются психостимуляторы:

  • декстроамфетамин (для детей, достигших возраста 3 года)
  • метилфенидат и пемолин (для детей, достигших возраста 6 лет).
  • Указанные лекарства помогают бороться с рассеянностью, улучшают память ребенка и повышают концентрацию внимания. Если симптомы синдрома снова появляются в пубертатном периоде, продолжают принимать метилфенидат пролонгированного действия.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомы Эффективно уменьшают гиперактивность у детей, имеющих склонность к импульсивности, ноотропные препараты (таблетки «Парацетам» или «Церетон»), гомеопатическое лекарство «Нотта», а также поливитаминный комплекс «Пиковит» (может назначаться детям от 1 года).

    Cуществует и немедикаментозный метод лечения гиперактивности у детей – психотерапия. Чаще всего используется в комплексном лечении ребенка. Психологическая помощь включает в себя сразу несколько приемов:

    1. Сеансы с родителями. Без поддержки взрослых детям трудно бороться со своими проблемами: постоянно необходимы слова одобрения и подсказки, когда у ребенка что-то не получается, или он снова что-то забыл. Для этого требуется много терпения со стороны взрослых и понимания природы тех или иных детских поступков, на которые повлияла их гиперактивность.
    2. Сеансы с ребенком. Психотерапевт мягко подводит маленького пациента к мысли, что он такой же как все, ничем не хуже своих более удачливых одноклассников. Просто есть задачи, которые нужно научиться решать, и врач обязательно поможет в этом деле.
    3. Психотренинги развития навыков. Психологи подсказывают родителям, какие «инструменты» они могут использовать, чтобы эффективно бороться с синдромом:
  • метод поощрения и взыскания
  • точный распорядок дня
  • порядок в вещах и одежде и др.
  • Например, метод поощрения и взыскания помогает детям осознавать свое поведение и учиться регулировать его. Если ребенок сделал что-то правильно – его хвалят (можно выдать небольшой приз или собирать «звездочки», чтобы дорасти до «генерала»). А если ребенок снова не слушался – устроить «тайм-аут» (посадить на несколько минут в другой комнате, где он не может ни с кем разговаривать).

    Четкий распорядок дня помогает ребенку быстрее сосредоточиться на конкретном деле, для которого выделен определенный час. А вещи, лежащие на своих местах, меньше будут теряться.

    Психологических методик существует много, и подобрать то, что подходит семье больше, всегда можно. Частая ошибка родителей детей, имеющих признаки СДВГ, – это зацикливание на плохом поведении. Психологи советуют учиться замечать хорошие поступки ребенка, даже если они совсем незначительны, и отмечать их похвалой.

    Синдром дефицита внимания

    Подробное и доступное пояснение, что такое синдром дефицита внимания, а также каковы его особенности и симптомы.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомы

    Сегодня в родительской среде и среде детских психологов набирают популярности такие термины, как «синдром дефицита внимания », «гиперактивность», «импульсивность» и т.д.

    Они до сих пор вызывают бурные споры и обсуждения, до сих пор детально не изучены, но в том, что существуют дети (а часто – и взрослые) с вполне конкретными симптомами, которые и квалифицируют как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), сомневаться не приходиться.

    Существует ли на самом деле синдром дефицита внимания и гиперактивноси?


    По поводу того, существует ли на самом деле синдром дефицита внимания, можно ли его действительно считать заболеванием, и насколько широко его распространение, до сих пор ведутся ожесточенные споры и в научных, и в образовательных, и в других кругах.

    Частенько учителя, которые слышат о том, что какой-то ребенок страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, кривятся, как от зубной боли, и начинают бурно объяснять, что это все выдумки родителей, которые не хотят нормально воспитывать своего ребенка.

    Родители же, возмущенные сомнениями педагогов в их родительских способностях, начинают в ответ обвинять учителей: «Мол, это вы не хотите работать и находить подход к разным детям».

    Истина же, как всегда, находится где-то посредине.

    Дети с СДВГ действительно существуют.

    И с ними действительно нужно налаживать особый контакт – никуда учителя от этого не денутся.

    Но и некоторые мамы с папами перегибают палку, считая, что поведение их детей в школе – проблемы исключительно учителей, даже не пытаясь со своей стороны повлиять на собственное чадо.

    Именно невоспитанность, к которой приводит нежелание родителей заниматься серьезно своими малышами, принимается за синдром дефицита внимания.

    “И никакого синдрома дефицита внимания у него нет!”…


    Помню, однажды такой ребенок превратил на некоторое время в кошмар поездку для всех пассажиров вагона.

    Он бегал по проходу, открывал все купе, пытался хватать то, что ему нравилось, орал, стучал по стенам.

    На все это родители вообще не реагировали.

    Попытки привлечь их внимание окончились ничем: мама, выслушав возмущение некоторых пассажиров, спокойно ответила, что позволяет своему сыну вести себя так, как ему хочется, и, если кого-то это не устраивает, то это исключительно их проблемы.

    Дитю этому, кстати, было лет 10, то есть на несмышленого карапуза тот не тянул никак.

    Приструнить маленького террориста удалось одной старшей женщине (потом оказалось, что дама воспитала троих мальчишек), моей соседке по купе.

    Когда это невоспитанное чадо ворвалось к нам в купе, то женщина, встав, достаточно строго отчитала мальчика, запретив брать без спросу ее вещи и шуметь рядом с ее купе, пригрозив отшлепать его, как следует, если не успокоится.

    Мальчик, очевидно, не привыкший к такому тону и к тому, что ему говорят «Нет», подзавис на некоторое время, а затем побежал жаловаться маме.

    Та, выйдя из состояния флегмы, пришла разбираться: «Как так, ее чадо обидели?».

    На что услышала спокойный ответ моей соседки: «Я веду себя так, как считаю нужным и, если это кого-то не устраивает, то это исключительно их проблемы».

    В вагоне наконец-то воцарились мир и тишина, которые нарушали лишь сердитое сопение маленького террориста и его мамы.

    Никакого синдрома дефицита внимания и гиперактивности у этого дитяти не было.

    Был просто обнаглевший от безнаказанности пацаненок.

    Первые исследования синдрома дефицита внимания


    Исследования мозговой дисфункции проводились достаточно давно.

    К примеру, еще в начале ХХ века Е. Кан и его соратники исследовали детей, которые отличались излишней активностью и импульсивностью, неумением долго сосредотачивать свое внимание. отвлекаемостью и т.д.

    Авторы труда, который появился в 1934 году, предлагали называть их болезнь «минимальным мозговым поражением».

    Сам же термин «синдром дефицита внимания» относительно новый, ведь впервые был использован лишь в начале 1980-х годов американскими психиатрами.

    В этой же стране и начали активно исследовать этот интереснейший феномен.

    Именно Американская ассоциация психиатров впервые создала классификацию детей, страдающих от синдрома дефицита внимания.

    Согласно их исследованиям наблюдается три типа:

    1. Так называемый «чистый» синдром дефицита внимания.
    2. СДВ, сочетаемый с гиперактивностью.
    3. Синдром гиперактивности без дефицита внимания.

    Чаще всего наблюдается именно комбинированная версия этого заболевания, поэтому аббревиатура СДВГ и стала столь распространенной в научной и научно-популярной литературе.

    Американцы продолжают и дальше активно исследовать синдром дефицита внимания.

    Отечественные же ученые от них, увы, пока сильно отстают.

    Особенности синдрома дефицита внимания

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомы
    Родителям, ребенок которых ведет себя не слишком хорошо и доставляет много неприятностей и им, и учителям, и воспитателям, и сверстникам, предстоит определить, действительно ли дитя страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности или же у него просто имеют пробелы в воспитании.

    Прежде чем говорить о симптомах, мне бы хотелось, чтобы вы узнали о трех особенностях этого синдрома:

    Его распространенность не так велика, как кажется: всего 5–7% детей школьного возраста страдают от него.

    Если брать усредненные данные, то в каждом классе может быть ребенок с СДВГ.

    Немало, согласна, но это и не настолько пугающие цифры, как пытается доказать популярная литература.
  • Мальчики подвергаются этому синдрому в два раза чаще, чем девочки, поэтому, если вы, являясь родителем мальчугана, заподозрили у своего малыша СДВГ, то поводов для беспокойства у вас гораздо больше, нежели у родителей девочек.
  • До 5–6 лет заботиться синдромом дефицита внимания не стоит.

    До того, как ребенок пойдет в школу или хотя бы в подготовительную группу и начнет систематически обучаться, достаточно трудно определить у него СДВГ.

  • О том, как выявить СДВГ у ребенка

    и что делать после подтверждения диагноза,

    рассказано в видеоролике:

    Симптомы дефицита внимания и гиперактивности

    Чтобы подтвердить свои опасения, обратите внимание на то, присутствуют ли у вашего малыша следующие симптомы:

    1. Не может сосредоточить свое внимание на долгое время.
    2. Постоянно вертит головой и отвлекается на что угодно, когда вы пытаетесь что-то рассказать или показать, или поиграть с ним в какую-то игру, требующую внимания.
    3. Трудно в правильной последовательности выполнять какое-либо задание.
    4. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой.
    5. Постоянно теряет свои вещи, забывает, где оставил какую-то игрушку.
    6. Его невозможно организовать и привить ему какие-то правила поведения.
    7. Страдает от расстройств памяти и забывает важные вещи.
    8. Не может совладать со своими побуждениями, да и не пытается этого делать.
    9. Если малыш что-то хочет, то должен получить это немедленно, потому что ожидание в очереди для него неприемлемо.
    10. Неспособен усидеть на месте даже короткое время, постоянно находится в бесцельном движении, причем не ходит, а бегает.
    11. Много болтает, перебивает других, не дает высказаться, не умеет слушать, когда ему что-то рассказывают.
    12. Легко впадает в истерику, демонстрирует свое раздражение и расстраивается даже тогда, когда для этого нет повода.

    Не учится на своих ошибках.

    Например, если он обжегся, то через некоторое время снова будет пить горячий чай, не дожидаясь, пока тот остынет.
  • Учась писать. может воспроизводить на бумаге буквы, будто отображенные в зеркале.
  • Если отвлекается в процессе чтения, то ему достаточно трудно отыскать строку, на которой он закончил читать.

    Моментально забывает прочитанное.
  • Вы замечаете, что дитя часто будто бы отключает свои чувства, то есть, физически он здесь, но в реальности не с вами, а мыслями где-то очень далеко.
  • Наблюдаются пробелы в восприятии.

    Часто на ваш вопрос «Что вы делали сегодня на уроках?» вам отвечают: «Не помню».

  • Поодиночке эти симптомы еще не свидетельствуют о том, что у вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивность, но, если хотя бы 5 из них вы обнаружили у своего малыша, то следует обратиться к доктору, чтобы он подтвердил или развеял ваши опасения.

    Синдром дефицита внимания не поддается лечению, зато поддается коррекции.

    Только специалист подскажет вам (ведь каждый случай уникален), как быть со своим чадом, чтобы он нормально адаптировался в общество и его СДВГ не мешал ему жить полной жизнью и не создавал проблем окружающим.

    Полезная статья? Не пропустите новые!
    Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

    Источники:
    www.nevromed.ru, odepressii.ru, prosindrom.com, dnevnyk-uspeha.com

    Следующие:




    Комментарии: 1

    • 23.08.17, 11:22
      юля
      Познакомилась во время консультаций с Валерием Васильевичем, методы в его работе действительно помогли мне разобраться во многих ситуациях. и удачи!
      Ответить

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное