Внимание у детей с зпр

Задержка развития и речи

Задержка психического развития (ЗПР) - это одно из нарушений познавательной деятельности, которое характеризуется снижением памяти у детей. внимания и восприятия по сравнению с нормальными показателями для определенной возрастной группы. В отличие от серьезных аномалий психического развития (например, умственной отсталости, олигофрении и др.) ЗПР у детей не связано со стойкими патологиями нервной системы, а вызвано только низкими темпами ее созревания. Задержка психического развития и речи компенсируется по мере взросления малыша.

Особенности внимания у детей с ЗПР

Недостаточная концентрация внимания

Различные формы задержки развития часто сопровождаются проблемами с произвольным вниманием у детей. Обычно родители замечают, что ребенку трудно концентрироваться на одном предмете во время игр и выполнении домашних заданий.

Ограниченный объем внимания

Задержка психологического и речевого развития у детей проявляется в том, что ребенок не может усвоить достаточное количество информации. Из-за ограниченного объема внимания восприятие вещей или понятий становится фрагментарным, и ребенок может испытывать затруднения во время учебных занятий и игр.

Легкая отвлекаемость

Малыши, страдающие различными формами ЗПР, легко реагируют на внешние раздражители. Внимание быстро рассеивается, поэтому им трудно сосредоточиться на одном предмете. Они часто отвлекаются на уроке, могут легко забыть о начатой игре.

Внимание у детей с зпр

Особенности памяти у детей с ЗПР

У ребенка с задержкой развития центральной нервной системы ограничен объем оперативной и долговременной памяти, поэтому снижена прочность усвоения любой информации. Он запоминает ее неточно, быстро забывает только что пройденный материал. При этом значительно лучше запоминается наглядный материал (рисунки, схемы и т.п.), чем вербальный, т.е. речевой. Психологами и педиатрами было установлено, что обучение различным техникам запоминания позволяет значительно улучшить мнемонические способности детей с ЗПР.

Особенности мышления у детей с ЗПР

Мышление ребенка с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целое представление о предмете сравнение предметов и выявление различий в них и т.

д. Все эти навыки у детей с задержкой развития сформированы значительно хуже, чем у сверстников.

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР

Сложности с объяснением своих эмоций

Малыши, страдающие ЗПР, не в состоянии вовремя дать понятный сигнал о дискомфорте, усталости или нежелании выполнять домашнее поручение или учебное задание. Это может быть связано с тем, что у ребенка не сформировался навык распознавания своих ощущений. Сложности с объяснением эмоций могут быть последствиями негативного опыта общения со взрослыми или нехваткой словарного запаса и неумением ясно выражать свои мысли.

Незрелость эмоционально-волевой сферы

ЗПР у ребенка часто характеризуется тем, что он не может себя заставить выполнить задание, для него сделать волевое усилие — очень сложная задача. Проблемы эмоционально-волевой сферы негативно сказываются на формировании коммуникативных навыков. Если у ребенка не развиты социальные эмоции, ему будет сложно построить близкие отношения с другими малышами и взрослыми, усвоить морально-этические нормы поведения.

Особенности речи у детей с задержкой психического развития

Задержка развития речи у детей проявляется в недостатках звукопроизношения и ограниченности словарного запаса. Малыши редко употребляют в разговоре прилагательные, наречия, глаголы. Ребенку сложно выразить свою мысль в развернутом речевом сообщении, несмотря на то что ему понятно смысловое содержание рассказа или картинки, и на наводящие вопросы педагога он отвечает правильно. Связная речь с трудом дается ребенку с задержкой развития. Ему сложно сделать пересказ по тексту, описать картину или наглядную ситуацию.

Профилактика задержки психического развития

Создание благоприятных условий при беременности

В первую очередь будущие родители должны создать максимально благоприятные условия для протекания беременности и родов, чтобы избежать факторов риска задержки психического развития у малыша. К ним относятся поздний возраст или избыточный вес матери, инфекционные и хронические заболевания, а также физические и эмоциональные нагрузки во время беременности.

Своевременное посещение невропатолога

Внимание к здоровью ребенка - это лучшая профилактика задержки развития. На втором месяце жизни даже полностью здорового малыша необходимо показать невропатологу. Специалист проверит зрение и слух, наличие различных рефлексов, которые должны быть сформированы в младенчестве, отметит особенности реакции на близких и незнакомых взрослых и объективно оценит развитие ребенка.

Внимание к развитию малыша

Зная показатели нормы для того или иного возраста, Вы самостоятельно сможете оценить психомоторное развитие ребенка. Обратиться к врачу необходимо, если малыш в возрасте 1 года мало лепечет, к 1,5 годам не понимает простых слов, к 2 годам не пытается повторять слова, в 3 года - не говорит совсем или не может строить простые предложения из 3 и более слов.

Поддержание телесно-эмоционального контакта с ребенком

В первые месяцы жизни малыш обладает очень развитой чувствительностью к прикосновениям. Тактильный контакт с людьми и предметами позволяет ему ориентироваться в окружающем мире и чувствовать себя в нем уверенно. Поэтому малышу очень важны проявления внимания со стороны взрослых: его нужно как можно чаще брать на руки, гладить по всему телу. Прикосновение родительских рук позволит ребенку сформировать адекватное представление о пространстве вокруг себя.

Тенотен Детский поможет гармоничному развитию нервной системы у детей с ЗПР.

Читайте так же.

Внимание у детей с зпр

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Внимание у детей с зпр

Невнимательный или рассеянный? Что такое внимание и как им управлять.

Невнимательный или рассеянный? Что такое внимание и как им управлять.

Многих родителей беспокоят проблемы со вниманием у ребенка, ведь они могут привести к неуспеваемости в школе и другим трудностям.

Внимание у детей с зпр

Страхи у детей

Консультация на тему:
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Предварительный просмотр:

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории.

Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии. Специалисты называют детей с ЗПР детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью.

Выделяют следующие формы проявления внимания:

Основными функциями внимания являются:

- активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент

психических и физиологических процессов

- целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания)

- удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель

- обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте

- регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным. Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольное» внимание.

Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.

У детей с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Многократные проявления недостатков произвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с задержкой психического развития.

Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности. Перечисленные нарушения внимания являются наиболее характерными для детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения. При этом выделяются различные особенности проявления расстройств их внимания. Среди них:

- повышенная истощаемость произвольного внимания

- недостаточная способность концентрации внимания

- чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности

- «неселективное» внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов

- частая переключаемость внимания. В этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители. Они долго не могут сосредоточиваться на выполнении учебных заданий

- инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития:

- препятствуют реализации мыслительной деятельности

- не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности

- затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

В учебной и воспитательной деятельности приходится учитывать некоторые основные особенности произвольного внимания детей с задержкой психического развития. Во-первых, у них наблюдаются частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности (так называемая смена «рабочих» и «нерабочих» настроений), что связано с их нервно-психическим состоянием. Причем у педагогов и воспитателей может создаваться ложное впечатление, что для данных изменений не имеется никаких оснований, что они возникают без видимых внешних причин. Во-вторых, на успешность выполнения учебных заданий отрицательно влияют не только характеристики произвольного внимания, но и такие обстоятельства, как сложность задания, значительный объем работы в группе младших школьников.

При задержке психического развития с синдромом гиперактивности наблюдается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. Это резко затрудняет сосредоточение на необходимом учебном материале. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нарастают в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма — при утрате интереса к данному виду деятельности.

С точки зрения прогноза развития ребенка установлено, что с возрастом в процессе обучения и воспитания произвольное внимание детей с задержкой психического развития в значительной степени поддается коррекционному воздействию.

Психологическая коррекция нарушения внимания требует длительного времени и условий, при которых дети могут работать не отвлекаясь, постепенно приобретая усидчивость и аккуратность. Важно помогать ребенку формировать навык самоконтроля в учебно-воспитательном процессе. Одновременно востребованными будут различные коррекционные приемы для преодоления нарушений произвольного внимания, в частности, это может быть предъявление интересных, личностно значимых заданий.

Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. У детей с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Многократные проявления недостатков произвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с задержкой психического развития.

Занятие «Раз, два, три–говори!»

Данное учебное занятие является первым шагом в развитии устойчивости внимания. Обычно, когда ребенку старшего дошкольного возраста с ЗПР предлагается какое-либо задание состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца начинает действовать и выполняет только часть. Это говорит том, что ребенок не может удерживать в своем сознании несколько условий выполнения задания, а следовательно, и ориентироваться на них в своих действиях.

Предлагаемое занятие учит детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности (узнать предмет на картинке и вспомнить, как он называется, т.е. мобилизовать свои знания и представления.

Занятие проводится со всей группой. Наблюдая действия других и оценивая их, ребенок начинает лучше понимать и осознавать требования и правила задания. Это помогает ему самому действовать более успешно.

Занятие предоставляет детям возможность самостоятельно активно действовать с предметами.

Исходный материал. Картинки, отражающие предметное окружение ребенка. Это могут быть знакомые вещи, узнавание и называние которых все же требует некоторых усилий. Например, предметы посуды (чайник, поднос, кастрюля и пр.), цветы (роза, тюльпан, колокольчик), животные (коза, свинья, собака, белка, заяц, волк и пр.), насекомые (бабочка, жук, гусеница, муха и пр.), растения (елка, береза, кустарник и пр.), одежда (платье, шапка, шуба, костюм), мебель (стол, стул, кресло, шкаф и пр.). Изображение предметов должно быть реалистичным, легко узнаваемым и привлекательным для малышей. Такие картинки можно подобрать из различных видов лото (ботаническое, зоологическое. Желательно, чтобы картинки были в двух экземплярах. Кроме того, нужно иметь какой-либо материал для поощрения детей – кружочки, счетные палочки или звездочки.

Описание занятия и приемы ее проведения. Воспитатель предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по одной, а вы – называть. Только называть надо после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три – говори!» Кто первый правильно назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем!».

Воспитатель берет первую картинку, показывает ее детям и предлагает подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. «Раз, два три – говори!» – эти слова произносятся четко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза. Тот, кто первый правильно называет картинку, получает ее.

Когда весь запас картинок исчерпан, воспитатель предлагает подойти к нему тем, кто выиграл одну картинку или один кружочек, и показать их всем. Выигрыш остается на столе у учителя, а дети возвращаются на места. Затем взрослый приглашает тех, кто выиграл две картинки, а потом и тех, кто выиграл два кружочка. Хвалит их за то, что они были внимательны. Выигрыш остается на столе, а дети садятся на места. Далее выходят дети, получившие много картинок и много кружочков. Воспитатель награждает их звездочками.

«А теперь, – говорит воспитатель, – пусть поднимут руки те дети, которые ничего не получили. Есть у нас такие? Почему вам ничего не дали? Как вы думаете?» В деликатной форме воспитатель дает детям понять, что причина неуспеха в них самих: они были невнимательными, часто отвлекались, нарушали правила. Воспитатель выражает уверенность, что в следующий раз дети непременно будут внимательными и что-нибудь выиграют.

Ежедневно мы, взаимодействуя с окружающим миром, познаем его. Посредством ощущений мы получаем информацию об отдельных свойствах предметов и явлений объективной реальности. Восприятие предоставляет нам их целостные образы. Память позволяет сохранить приобретенный опыт и знания. Мышление дает возможность обобщенно и опосредованно отражать действительность. Воображение, опираясь на прошлый опыт, создает новые образы. С помощью внимания мы выделяем из числа прочих объектов, предметов, явлений наиболее значимые и важные. Благодаря вышеперечисленным познавательным (перцептивным) процессам мы узнаем, постигаем мир и самих себя.

Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, присутствующее во всех процессах и позволяющее сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Рассмотрим несколько определений понятия внимание.

Внимание - сосредоточенность деятельности в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.).

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Несмотря на то, что исследования внимания ведутся уже много лет в психологической литературе до настоящего времени нет единой точки зрения относительно его природы. Одни авторы рассматривают внимание как самостоятельный психический процесс, другие отрицают его существование как самостоятельного психического процесса. По их мнению, внимание выступает в качестве стороны другого психического процесса или деятельности человека.

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека, поэтому его часто называют пассивным или вынужденным. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Целый комплекс причин способствует возникновению непроизвольного внимания. Этот комплекс включает в себя различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны, но условно их можно разделить на четыре категории:

Причины, связанные с характером внешнего раздражителя. Сюда включают силу или интенсивность раздражителя.

Причины, связанные с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.

Причины, связанные с общей направленностью личности, которая сказывается на возникновении непроизвольного внимания.

Чувства, которые вызывает внешний раздражитель. Такое внимание можно по праву назвать преимущественно эмоциональным.

Главной особенностью произвольного внимания в отличие от непроизвольного является то, что оно управляется сознательной целью. Наблюдается тесная связь данного вида внимания с волей человека. Активное регулирование протекания психических процессов выступает в качестве основной функции произвольного внимания.

Произвольное внимание тесно связано с речью. У ребенка развитие внимания проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослого, а затем, по мере овладения речью,- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Л. С. Выготский отмечает, что произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослым.

Несмотря на то, что произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, оба эти вида внимания тесно связаны друг с другом, т. к. произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Послепроизвольное внимание, также как и произвольное, носит целенаправленный характер. Однако оно лишь первоначально требует волевых усилий. По мере выполнения работы у человека возникает интерес к осуществляемой деятельности: значимыми становятся ее содержание и процесс, а не только результат.

Внимание как познавательный процесс обладает рядом характеризующих его свойств. К ним относятся устойчивость, переключаемость, отвлекаемость, объем, концентрация, распределение.

Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.

Переключаемость - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте.

Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Внимание и другие познавательные процессы являются необходимыми условиями приобретения знаний, качества и продуктивности учебной и трудовой деятельности, самовыражения личности.

У школьников, как бы талантливы и способны они не были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание недостаточно развито, и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях.

Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее существенных и заметных особенностей познавательной сферы детей с ЗПР.

Выделяют следующие причины нарушения внимания у детей с ЗПР:

оказывают свое влияние имеющиеся у детей астенические явления

несформированность механизма произвольности у детей

несформированность мотивации (дети проявляют хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации - нарушение интереса).

Изучением особенностей внимания детей с ЗПР занимались многие исследователи.

По мнению Т. В. Егоровой (1969), внимание у детей с ЗПР нестабильно и включает в себя следующие нарушения: неустойчивость, повышенную отвлекаемость, неумение произвольно сосредоточиться на воспринимаемых объектах, заметное снижение работоспособности, снижение познавательной активности.

Основной трудностью в обучении данной группы детей, как утверждает Т. В. Князева (1991), является отставание в развитии различных психических свойств. При этом неустойчивость внимания занимает первое место среди данных свойств.

Особенность внимания детей с ЗПР, согласно Г. И. Жаренковой �, заключается в низком уровне самоконтроля.

Э. Я. Пекелис (1964) указывает на недостаточность активного внимания у таких детей.

Процессы распределения и концентрации были изучены Л. И. Переслени�,1981. Согласно данным, полученным в результате эксперимента, внимание у школьников с ЗПР рассеянное, неустойчивое, работоспособность сниженная.

Внимание у детей с ЗПР, как указывает В. В. Лебединский, почти никогда не бывает нормальным: или оно быстро ослабевает, или оно настолько отвлекаемо, что невозможна никакая концентрация.

Л. Ф. Чупров� изучал свойства произвольного внимания у младших школьников с ЗПР и его связь с другими познавательными процессами (памятью, восприятием, мышлением) и пришел к выводу, что у детей с ЗПР по сравнению с нормальными детьми наибольшие отличия проявляются в таких его свойствах как переключаемость, распределяемость и избирательность. Л. Ф. Чупров также указал на то, что ребенок с ЗПР рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания.

По мнению Л. Н. Блиновой �, внимание детей с ЗПР сложно собрать, сконцентрировать и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Отмечаются проявления инертности, в связи с которыми ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. У детей данной категории часто наблюдается невнимательность, которая проявляется в неумении сосредоточиться на деталях, в неспособности удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь, в беспомощности в доведении задания до конца в отрицательном, а чаще в равнодушном отношении к заданиям, требующим напряжения, в забывчивости (отсутствие способности сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения), в потери предметов, необходимых для выполнения задания.

Произвольное целенаправленное внимание у детей с ЗПР, как отмечают Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина, всегда более или менее нарушено: оно трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.

В специальных психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности внимания, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы

снижение объема внимания

сниженная избирательность внимания

сниженное распределение внимания

Как показал анализ данных специальной литературы, отдельно проблемой исследования и коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР практически не занимались. Тем не менее, во всех исследованиях, которые связаны с проблемами нарушения познавательных процессов при ЗПР, можно найти указания на отклонения в функционировании внимания. Нарушения внимания, при этом, зависят от общей структуры дефекта при ЗПР. В дополнении к нарушенному вниманию дети с ЗПР отличаются сниженной умственной работоспособностью. Их деятельность характеризуется низким уровнем самоконтроля, отсутствием целенаправленных продуктивных действий нарушением планирования и программирования деятельности.

1. Маллаев Д.М. Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2007. - № 1. - С. 28-37.

2. Омарова П.О. Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.

3. Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга//Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Махачкала, 1999. - 174 с.

Перейти к обсуждению работы

Статья: «Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА С ЗПР.

"Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё,

что только входит в душу

человека из внешнего мира".

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса. Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.

Внимание играет важную роль в познании окружающей действительности и в практической деятельности человека. Из всей совокупности действующих в данный момент на человека раздражителей наиболее полно и отчётливо воспринимаются, а также запоминаются те, которые привлекают его внимание. Таким образом, внимание необходимо во всякой познавательной деятельности. Для учителя особенно важно значение развития свойств внимания для успешной учебной деятельности, особенно у детей с ЗПР. Вот почему возникла необходимость изучить особенности внимания и способы его развития. В характеристиках детей значительное место уделяется оценке способности концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении регламентированных заданий. Выявить эти способности и развить наилучшим образом возможно не только на специальных коррекционно-развивающих занятиях. но и на уроках.

Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания. Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и свойства.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и последовательное. Ни одно психическое явление не возможно вне связи с вниманием, поэтому внимание человека обладает пятью основными свойствами. устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объёмом.

1. Объем внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать, охватить в короткий промежуток времени (4года-один объект 6-7лет -три объекта).

2. Устойчивость внимания - это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

3. Распределение внимания - это умение выполнить несколько видов деятельности одновременно.

4. Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сосредоточение, рассеянность, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – это отрицательные свойства внимания.

Особенности внимания детей с ЗПР.

При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, работают на уроке не более 10-15 мин. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. У одной группы детей максимум внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других максимум концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Различные виды внимания влияют по-разному на усвоение учебных предметов – на математике важен объем внимания, русский язык связан с точностью распределения, чтение – устойчивость внимания.

Некоторые приемы развития внимания: различные диктанты, редактирование текста, исправление ошибок, корректурные задания, чтение текста и постукивание по столу (что прочитал? сколько раз стукнул?), чтение и зачеркивание букв. При проведении упражнений давать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, использовать игровые моменты, яркую наглядность, этап самопроверки – обязательный на уроке, также комментирование учеником своей деятельности.

Отвлечение внимания, снижение уровня концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы, а работы пестрят множеством ошибок и исправлений. Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно – психическим состоянием детей и возрастают порой без видимых причин. Однако и внешние обстоятельства, например, сложность задания, большой объём работы, выводят школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают энергетику внимания. Особенно резко нарушения внимания проявляются после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.

Самыми простыми средствами управления внимании ребенка является жесты, слово, наглядный образ. Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться. теряют нить повествования. Особенно эти особенности проявляются. когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние. Изучение внимания детей с ЗПР имеет значение не только непосредственно для понимания особенностей этих процессов. Количественная характеристика внимания может быть показателем умственной работоспособности.

Итак, давайте поиграем в игры и упражнения, которые можно использовать на занятиях и во внеурочное время. Все эти игры и упражнения помогут развитию внимания ребенка.

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

Цель: исследовать внимание и работоспособность учащихся.

Учащимся предлагается сложить два одинаковых числа (в пределах первого десятка), написанных одно под другим. Работа продолжается 5 минут (каждому ребенку дается задание по иерее сложности).

Цель: исследовать внимание и работоспособность учащихся.

Учащиеся садятся вокруг стола. Кто-то записывает для себя 3-5 однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого каждый пишет их на своей бумажке в том же порядке. Продиктовавший числа проверяет их у всех. Затем его сосед, написав 3-5 других однозначных чисел, показывает их играющим в течение 1 минуты. После этого все записывают эти цифры в том же порядке. Цифры проверяются.

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять движения показываемые педагогом.

Ведущий показывает детям движения, состоящие из .3—4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Движение 1. Присесть-встать — поднять руки — опустить руки.

Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу.

Движение 4. Присесть-встать-повернуть голову вправо- повернуть голову прямо.

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

А также вы можете дома заниматься с ребенком:

- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:

- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:

- играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

Наблюдая за детьми в любой деятельности можно заметить, как включение ребенка в познавательную деятельность. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание. Внимание - важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Если учесть, что внимание – одно из важнейших условий любой деятельности, становится понятным, что обучение детей ЗПР крайне затруднено. Поэтому возникла необходимость глубокого изучения внимания детей с ЗПР с целью утверждения мысли о том, что при глубоком, продуманном развитии свойств внимания, значительно улучшается познавательная деятельность. Проведённые нами исследования позволили доказать этот факт.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Источники:
www.tenoten-deti.ru, nsportal.ru, www.scienceforum.ru, infourok.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное