Внимание детей с зпр характеризуется

15 Психолого-педагогическая характеристика личности детей с ЗПР.
Задержка психического развития выражается в от¬ставании развития психической деятельности ребен¬ка вследствие минимальных органических поражений головного мозга. Формирование большинства пси¬хических функций у детей с ЗПР не просто замедлен¬но, а идет совершенно иначе. Для них характерны неоднородность нарушений и ярко выраженная не¬равномерность формирования разных сторон психи¬ческой деятельности. Так, у детей с ЗПР специалисты отмечают низкий уровень развития восприятия по сравнению с нор¬мально развивающимися сверстниками. Таким детям требуется гораздо больше времени на прием и пере¬работку сенсорной информации, что приводит к огра¬ниченности и фрагментарности знаний об окружаю¬щее мире. Они не всегда узнают и зачастую смешивают сходные по начертанию буквы, цифры, слова, а похо¬жие предметы воспринимаются ими как одинаковые. Пространственные представления у детей с ЗПР тоже недостаточно сформированы, им сложно ориентиро¬ваться в пространстве. Это затрудняет освоение гео¬метрического материала, работу на уроках изобрази¬тельного искусства, ручного труда. Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчи¬востью, низкой концентрацией и затрудненным пере-ключением с одного объекта на другой. Они с трудом переходит от одной формы деятельности к другой, не способны распределять и концентрировать внимание в условиях, когда выполнение задания осуществля¬ется при наличии одновременно действующих рече¬вых раздражителей. Часто неустойчивость внимания ',и снижение работоспособности у детей с ЗПР имеет индивидуальные фор«ы проявлйЖяОВ развитии памяти тоже наблюдаются явные отклонения. Сохранность непроизвольной памяти преобладает над произвольной, причем материал очень часто вос-производится в искаженном виде. У детей низкий уровень самоконтроля при заучивании и воспроизведении материала. С большим трудом происходит овладение сложными видами памяти. Специалисты в характеристике детей с ЗПР центральное место отводят своеобразию развития позна-вательной деятельности. При поступлении в школу у детей с ЗПР мыслительные операции не сформиро¬ваны на словесно-логическом уровне. Наиболее до¬ступные задания для них - задания на аналогии, осо¬бенно в том случае, если им предложен образец или они обладают определенным житейским опытом в этой области.

Все мыслительные процессы отличаются инертностью. Особенно это проявляется при реше¬нии задач, требующих самостоятельного поиска спо¬соба решения. Деятельность детей с ЗПР отличается общей неорганизованностью, недостаточной целена-правленностью, низкой активностью. Потребности в общении у этой группы значительно снижена. Это касается общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Они не стремятся обратить за помощью ко взрослому, даже если испытывают силь¬ные затруднения, зачастую просто оставляют ее. Им не важна оценка их действий в развернутой форме, и достаточно услышать просто похвалу и т. п. Контак¬ты детей с ЗПР со сверстниками отличаются просто¬той и малой продуктивностью. Все это свидетельствует о социальной незрелости детей с задержкой психи¬ческого развития.

16. Общая характеристика мнемической деятельности детей с ЗПР.
Память учащихся с ЗПР также характеризуется специфическим недоразвитием. Недостаточная сформированность мнестических процессов зачастую – главная причина нарушений в школьном обучении. Одной из основных причин недоразвития произвольной памяти является снижение познавательной активности [Поддубная Н.Г. 1976]. Младшие школьники не только со значительными затруднениями воспроизводят словесный материал, но и затрачивают на его припоминание больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключается в разном отношении к поставленной цели. Учащиеся с ЗПР самостоятельно не могут предпринимать попыток более точного припоминания информации и редко используют для этого вспомогательные мнемонические приемы.
Одной из основных причин неуспеваемости учащихся с ЗПР является снижение показателей их произвольной памяти, что приводит к плохому усвоению содержания текстов, таблиц, схем [Масюкова Н.А. 1986]. Детям трудно удерживать в уме цель и условия задач, упражнений и других учебных заданий.
Для детей с ЗПР особенно важна форма предъявления информации для запоминания. Преобладание у них наглядной памяти над словесно-логической выражено более отчетливо, чем у нормально развивающихся сверстников. Мнемическая деятельность детей с ЗПР характеризуется недостаточным умением использовать рациональные способы запоминания.
Одной из наиболее важных характеристик произвольной памяти является эффективность опосредованного запоминания. Использование как внешних, так и внутренних опор – наиболее действенный способ увеличения границ памяти и незаменимое средство компенсации ее недостатков у школьников с ЗПР. Этой цели служит, в частности, ассоциативное и смысловое увязывание запоминаемого материала с прошлым опытом. Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания информации особенно важно. Без специального обучения приемам запоминания они испытывают серьезные затруднения в применении наглядных опор при воспроизведении словесного материала.
Механическое запоминание может не отличаться от нормы, но отмечается ослабление смысловой и логической памяти, что связано со снижением способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению [Егорова Т.В. 1973 Иванов Е.С. 1971]. Эти недостатки памяти при ЗПР отражают слабость мыслительной деятельности детей в силу преобладания предметно-конкретного мышления, и во многом связаны с особенностями внимания и эмоционально-волевой сферы. Отличительным признаком структуры мнестической деятельности при задержке психического развития являетсяпатологическая затронутость одних сторон памяти при относительной сохранности других.

17. Особенности чувственного познания и внимания у детей с ЗПР.
Основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из ее проявлений – неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
1) неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы
2) сниженная концентрация, выражающаяся в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости, что указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза
3) снижение объема внимания, т.е. ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом
4) сниженная избирательность внимания, что проявляется в затруднении выделения цели деятельности и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей
5) сниженное распределение внимания, т.е. ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле при их усвоении
6) «прилипание внимания», которое выражается в трудностях его переключения с одного вида или способа деятельности на другие, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию
7) повышенная отвлекаемость.
Ощущение и восприятие детей с ЗПР недостаточны, ограничены, фрагментарны. Нарушены предметность, структурность и целостность восприятия. Затруднено вычленение отдельных элементов из объекта. Детям сложно достроить образ по какой-либо части, создать целостный образ и выделить фигуру на фоне. Отмечается замедление процесса переработки поступающей информации. При усложнении объекта и ухудшении условий восприятия возникает еще больше затруднений. Так бывает, например, при распознавании контурных, схематических изображений, сходных по начертанию букв или отдельных их элементов.
Восприятие нарушено как деятельность, включающая и мотивационно-целевой, и операциональный компонент, на уровне действий идентификации. Свойственная этим детям пассивность процесса приводит к ограничению объема анализа преобладанию анализа над синтезом к смешению существенных и несущественных признаков преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов редкому использованию обобщенных терминов, понятий.
У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта. Поисковые действия хаотичны, импульсивны. При анализе объектов они дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью.
Скорость восприятия младших школьников с ЗПР характеризуется выраженной замедленностью по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Им требуется больше времени для приема и переработки информации в условиях учебного процесса [Белый Б.И. 1989]. При наблюдении за детьми в школе отмечаются существенные затруднения в выполнении заданий, связанных с целенаправленным рассматриванием и узнаванием различного по содержанию материала [Переслени Л.И. 1990]. В частности, выявлено большое количество ошибок, допускаемых ими при списывании текста, а также при воспроизведении геометрических фигур по зрительному образцу. Недостатки восприятия отрицательно сказываются на развитии всех произвольных видов деятельности, особенно у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

18. Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности детей с ЗПР.
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям недостаточной целенаправленностью деятельности малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций.
Мыслительная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью (Т.В.Егорова, 1973 В.И.Лубовский, 1994 Л.И.Переслени, 1996). Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.
Дети с ЗПР испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Словесные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи, по мнению У.В.Ульенковой (1990), затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.
Все вышеперечисленное, несомненно, является причинами тех трудностей, которые испытывают дети с ЗПР в учебной деятельности.
Установленная в результате экспериментальной работы принципиальная возможность влияния на познавательное и личностное развитие детей с ЗПР стала основанием для разработки исследователями различных коррекционно-развивающих программ. На сегодняшний день существует ряд публикаций с описанием методов и форм проведения индивидуальной и групповой работы психолога с детьми (Н.Ю.Борякова, 2003 И.П.Воропаева, 1993 И.ВДубровина, 1999, 2002 С.Д.Забрамная, 2000 О.А.Карабанова, 1997 Н.П.Локалова, 2002 Н.М.Пылаева и Т.В.Ахутина, 1997 Н.П.Слободяник, 2000 Н.Я. и М.М.Семаго, 2000 А.В.Семенович, 2002 М.И.Чистякова, 1995 и др.).
В разделе 3 данного пособия мы предлагаем собственную программу занятий, направленную на системное формирование интеллектуальной деятельности и ее осознанной саморегуляции у детей с ЗПР.

Поиск по дневнику

Из огромного потока информации, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки. [2]

Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий сменяются у старших дошкольников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка этого возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.

Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. [5]

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Этим и определяется актуальность выбранной темы.

Проблемой развития внимания дошкольного возраста занимались Выготский Л.С. Леонтьев Л.Н. Рубинштейн С.Л Гальперин П.Я. и другие.

Цель экспериментальной работы состояла в определение уровня развития внимания дошкольников с задержкой психического развития и сравнение его с нормой.

База исследования - МДОУ №16, комбинирующего вида, г. Североморска. В исследовании принимали участия дошкольники 5-6 лет старшей компенсирующей группы (12 человек), старшей группы (12 человек)

Для определения уровня внимания у детей с нормой психического развития и детей с задержкой психического развития использовались следующие методики:

1. Методика проставь значки Р.С. Немов [4]

Цель: Оценка переключения и распределения внимания ребенка. Предполагается выявление 5 уровней развития внимания

2. Методика запомни и расставь точки Богомолов В. [1]

Цель - выявить объем внимания

Предполагается 6 уровней объема внимания

3. Методика Домик по Гуткиной [3]

Цель: определить особенности развития произвольного внимания

Предполагается 3 уровня развития произвольного внимания

Ниже приведены наиболее значимые результаты:

Диаграмма 1 Уровень переключаемости и распределения внимания

По результатам методики Проставь значки и диаграмме 1 видно, что 33,3 % детей с ЗПР имеют очень низкий уровень переключаемости и распределения внимания, 33,3 % - низкий, 33,3% - средний. Данные результаты получились из-за инертности психических процессов. Дети с ЗПР в течение всего времени обращались к образцу. Низкий уровень переключаемости и распределения внимания у детей с нормой только у 16,6 % детей, средний у 58,7 %, высокий 24,7%. Данная категория во время выполнения методики практически не отвлекалась. Во время исследования дети практически не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к заданиям, соревнуясь кто больше зачеркнет фигуры и проставит знаки. У детей с ЗПР из-за дефицитарности основных свойств внимания показатели переключаемости и распределения внимания ниже, чем у детей с нормой психического развития.

Диаграмма 2 Уровень объема внимания

По показателям методики Запомни и расставь точки и диаграмме 2. можно увидеть, что у детей с ЗПР 41,7% -очень низкий уровень объема внимания, 41,7% - низкий уровень, 16,6% - средний уровень. Данная методика вызвала трудности у детей данной категории. Они много отвлекались, не могли сконцентрироваться, быстро истощались, тем самым показав низкие результаты объема внимания. У детей с нормой преобладает низкий уровень объема внимания у 50%, очень низкий уровень у 33, 4%, средний - 8,3 %, очень высокий у 8,3 %.Из полученных данных видно, что уровень объема внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с нормой.

Диаграмма 3 Уровень развития произвольного внимания

По данным методики Домик и диаграмме 3 видно, что 66,7 % детей с ЗПР имеют слабый уровень развития произвольного внимания, 25% - средний, 8,3 - хороший. У детей с нормой эти показатели выше: слабый уровень всего у 25%. средний у 41,7%, хороший у 33,3%.

Показатели уровня развития внимания у детей ЗПР ниже, чем у детей с нормой. Так как их деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Копирование образца дети ЗПР выполняют хуже, у них низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, перерисовать по образцу. Дети с ЗПР много отвлекаются, не удерживают инструкцию, забывают про детали.

Таким образом, у детей с ЗПР наблюдаются следующие нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость низкая концентрация, различная степень распределения, малый объем, трудности в произвольном внимании, которые могут корригироваться в процессе проведения специальных упражнений.

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод: дети с задержкой психического развития по уровню продуктивности, устойчивости, распределению, сосредоточенности, том числе по объему внимания отстают от нормально развивающихся сверстников.

Недостатки внимания у детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы. Поэтому предлагаемый им материал должен быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности, для предотвращения утомления важно смена деятельности каждые 10 - 15 минут. Необходимы специальные упражнения для развития внимания, так как, если внимание специально не развивать, в последующем возникает снижение способности сосредотачивать, распределять, удерживать, переключать его, что может привести к неуспеваемости.

Богомолов, В. Тестирование детей [Текст] / В.Богомолов. - Ростов-на-Дону, 2006. С.28.- 352 с.

Возрастная психология, детская психология, воспитание детей - Развитие внимания у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.child-psy.ru/azbuka/279.html

Дубровина, И.В. Сенсомоторика. Внимание //Диагностический инструментарий детского психолога [Текст] / И.В. Дубровина.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996.-( с.23-26.)-421с.

Немов, Р.С.Психология - Кн.3: Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов.-М.:4-е изд-е, 2001- 640с.

Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Стребелева .-М. Медиа 2002-312с.

Особенности развития речи у детей с ЗПР.

ОГБУ СО РЦ «Сосновая горка»

Методическое объединение педагогов-психологов.

Особенности развития речи у детей с ЗПР.

Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития.

Основными значимыми особенностями развития детей с ЗПР является:

  1. недостаточный запас знаний и представлений об окружающем
  2. пониженная познавательная активность
  3. замедленный темп формирования ВПФ
  4. слабость регуляции произвольной деятельности
  5. нарушения различных сторон речи

Детям с ЗПР свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения. Нарушение речи – это отклонение в речи повторяющихся языковых норм от общепринятых в данной языковой среде. Основными причинами речевых нарушений являются:

  • генетические явления, наследственность
  • факторы воздействующий в период внутриутробного развития (вирусные заболевания матери, употребление лекарственных средств, токсикоз, гипоксия и т.д.)
  • факторы в период родов (внутричерепная родовая травма, асфиксия)
  • социальные факторы (неправильный подход к обучению и воспитанию)
  • Основными характеристиками речевого развития дошкольников с ЗПР являются:

    1. У детей с ЗПР развивается позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет
    2. В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов – синонимов, слов - антонимов
    3. Недостаточность сформированности грамматического строя речи. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных ее членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования.
    4. Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом.
    5. Своеобразие связной речи. Пересказ произведение (особенно повествовательного характера) сложен для них, дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа описания. Для детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними суждениями и мыслями.

    В качестве методики обследования ребенка с нарушением в речепроизношении можно использовать следующее:

    1. Предварительная беседа с ребенком для установления доверительных отношений с ребенком, выявления контактности, активности:

  • Как тебя зовут
  • Как зовут твоих родителей
  • Сколько тебе лет
  • Много ли у тебя друзей
  • Во что ты любишь играть
  • 2. Игровая ситуация (выявление интереса к общению, умение вступить в диалог, правильно излагать свои мысли, активность):

  • Сейчас к тебе в гости придет зайчик. Я буду зайчиком. Подумай, что ты будешь говорить, о чем спросишь зайчика. Приготовься. (воспитатель берет игрушку или картинку с изображение зайчика. Раздается стук, зайчик спрашивает: «можно к вам в гости. »
  • 3. Диалог по картинке для выявления интереса к общению, умение задавать вопросы.

  • Инструкция: «У меня есть замечательная картинка. Вот она. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь произошло? Только ты должен задавать мне вопросы, спрашивать меня о том, что здесь нарисовано. Можно задавать любые вопросы по картинке. Можно задавать много вопросов, я постараюсь на них ответить»
  • Диагностируя ребенка вы отмечаете контактность, активность в общении, понимание речи, умение слушать, задавать вопросы, ответы на вопросы, проявление интереса к заданиям.

    Коррекционно - развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

    Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна строиться как к предметно-практической деятельности, так и к межличностному взаимодействию.

    В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры.

    Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения делается эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

    Цель: развитие речи и мышления

    Описа ние: детям предлагают какой-нибудь глагол (шипеть, свистеть, давить, убеждать и т.д.), а они должны назвать как можно больше предметов, способных выполнить это действие. Например: убежать может: мальчик, преступник, время, молоко и т.д.

    Цель: развитие речи и мышления

    Оп исание: ведущий предлагает прилагательное, а задача играющих – назвать как можно больше существительных, обладающих этими признаком.

    Радостный: праздник, случай, день, человек и т.д.

    Цель: развитие речи и мышления.

    Необходимые приспособления: для самых детей – игрушка или картинка с изображением предмета.

    Описание игры. ведущий показывает игрушку (называет слово), а играющие называют признаки, характерные для этого предмета. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

    Кукла: красивая, новая, пластмассовая, веселая и т.д.

    Для индивидуальной работы с ребенком можно использовать:

    Для самых маленьких:

    1. Расскажи, какие звуки издает каждое животное.

    2. Рассказ по картинке, рассказ про предмет

    3. Рассмотри все предметы и расскажи для чего они нужны

    Для старших дошкольников можно использовать:

    1. Составление рассказа по картинке
    2. Последовательность событий
    3. Составь рассказ с использованием слов
    4. Проговаривание скороговорок
    5. Пересказ рассказа

    Одно из основных мест в коррекционной работе отводиться все формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковая гимнастика, шитье и т.д. через которые также развиваются речевые навыки.

    Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей.

    Можно использовать следующие приемы:

  • Поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании
  • Проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий
  • Повторение ребенком задания вслух
  • Вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено
  • Привлечение ребенка в качестве помощника другим детям
  • Эффективность психологической помощи детям с ЗПР зависит не только от профессионального уровня психолога, но и от уровня психологических знаний и умений педагогов, врачей и других специалистов, окружающих ребенка. Только в тесном профессиональном сотрудничестве возможно добиться успехов в умственном развитии ребенка, гармонизации его личности и помочь ему найти свое место в жизни.

    Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития

    Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

    Дети с умственной отсталостью составляют около 2,5% от общей детской популяции. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, от времени начала воздействия. Чем в более ранние сроки возникло заболевание, тем тяжелее оказываются последствия.

    Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), деменция (распад психики) - на более поздних эта­пах онтогенеза (после 1,5-2 лет). Деменция может быть выражена в двух вариантах: резидуальная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая). Деменция может явиться следствием органических заболеваний мозга и травм.

    Умственно отсталый ребенок-олигофрен способен к психическому развитию, которое протекает аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

    Причины, вызывающие умственную отсталость, многочисленны и разнообразны

    Все дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями познавательной деятельности, которые отчетливо обнаруживаются в сфере познавательных процессов, особенно – в словесно-логическом мышлении. Как отмечает В.И.Лубовский (2003), имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познавательной сферы. Одни психические процессы у умственно отсталых детей оказываются нарушенными более резко, другие остаются относительно сохранными.

    Развитие олигофрена определяется биологическими (выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения) и социальными (ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, родители, дети, с которыми от общается, школа) факторами.

    В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

    · легкая степень умственной отсталости

    · умеренная умственная отсталость

    · выраженная умственная отсталость

    · глубокая умственная отсталость.

    Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения существенным является специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение, направленное на общее развитие умственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления.

    Очень важным направлением коррекционной работы является совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников. Продвижение умственно отсталых детей происходит неравномерно в разные возрастные периоды.

    Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нор­мального темпа психического развития, в результате чего ребе­нок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринять школьные за­дания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в об­становке игры в группе детского сада или в семье (Гонеев А.Д. 1999).

    Детей с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяют на 4 группы:

    ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм (сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы: яркость эмоций сочетается с их неустойчивостью и лабильностью игровые интересы преобладают даже в школьном возрасте)

    ЗПР соматогенного происхождения (связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте)

    ЗПР психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями воспитания: безнадзорность, жестокость со стороны родителей, либо гиперопека)

    ЗПР церебрастенического характера (самая многочисленная группа, причины - различные патологические ситуации беременности и родов, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни обязательно предпо­лагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмо­ционально-волевой сферы, а также очень часто и физическую незрелость, что, в свою очередь, еще больше осложняет тяжелое состояние ребенка эти дети нуждаются в более сложном лечении, а также в более сложной педагогической коррекции).

    Как отмечает А.Д.Гонеев (1999), детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значи­тельно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности. Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Де­ти с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Дети с ЗПР обладают полноценными возможно­стями дальнейшего развития.

    Именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обуче­ния знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах.

    Комплексное изучение ЗПР как специфического отклонения детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е годы. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны Т.А.Власовой и М.С.Певзнер.

    Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариативность, харак­теризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но в то же время они стойко не успевают в массовой школе вследствие незрелости сложных форм поведе­ния, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощае­мости, утомляемости, нарушений работоспособности (Гонеев А.Д. 1999).

    Располагая определенными научны­ми сведениями о клинических особенностях детей с ЗПР, исследо­ватели выделяют ряд вариаций этого состояния (Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, М.С.Певзнер).

    Психологический инфантилизм (эмоционально незрелые дети), длительно текущие астенические состояния представляют собой наиболее легкие формы: пер­вичное нарушение прежде всего темпа формирования эмоцио­нально-волевой регуляции, а на этой основе малую работоспо­собность, быструю истощаемость, аритмию памяти, внимания. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей.

    ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познаватель­ной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корко­вых функций (эти дети, как правило, имеют дефектную первоосно­ву для развития и интеллектуальной, и эмоционально-волевой сферы, а также для нейрофизиологического и частносоматического развития), представляет наиболее тяжелую ее форму. По сути своей эта форма нередко выражает состояние, соотносимое с дебильностью (разумеется, и здесь возможна вариативность состоя­ния по снижению его тяжести). Обучаемость этих детей в значительной степени снижена.

    Дифференциальная диагностика детей с трудностями в обуче­нии до сих пор остается сложной психолого-педагогической про­блемой. Обучение этих детей в массовой школе представляется весьма затруднительным, отнесение их к группе ЗПР спорно, ино­гда их оценивают как «группу риска».

    По мнению А.Д.Гонеева (1999), поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфиче­ских особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвое­ния программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубля­ются ослабленным состоянием их нервной системы.

    К типичным особенностям, свойственным всем детям с ЗПР А.Д.Гонеев и др (1999) относят:

    1. Наивность, несамостоятель­ность, непосредственность, частые конфликты со сверстни­ками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР не­доступны и вызывают страх или отказ играть.

    2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организа­ции собственной целенаправленной деятельности.

    3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает за­медленно и так же ее перерабатывает, а для более полного вос­приятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в пре­дельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышле­ние недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свер­нутые мыслительные операции.

    4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утом­ляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

    5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, ус­воение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

    6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осозна­вать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувст­во неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

    Успешное овладение знаниями и навыками может происходить при достаточно высоком уровне внимания. Внимание же детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, большой отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки внимания сказываются негативно на процессах ощущения и восприятия.

    Недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире говорят о сравнительно низкомуровне развития восприятия. Существенным недостатком восприятия является значительно замедленные процессы переработки информации, поступающие через органы чувств.

    У детей с ЗПР есть недостатки и в мыслительной деятельности (трудности, которые испытыва­ют дети в процессе решения арифметических задач, в овладении навыками письма и чтения).

    По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характери­зуются сниженным уровнем познавательной активности (недостаточная любознательность). У детей с ЗПР нет готовности к решению познавательных за­дач, так как нет особой сосредоточенности и собранности, не обнаруживается готовность к интел­лектуальному усилию.

    Важным условием успешного решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями: ана­лизом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием, которые у детей с ЗПР сформированы недостаточно.

    Дети с ЗПР овладевают учебным материалом на основе непроизвольной памяти с гораздо меньшим успехом, чем нормальные дети. Поведение детей с ЗПР характеризуется импульсивностью, расторможенностъю, повышенной двигательной активностью, медлительностью, вялостью.

    По характеру и качеству речи учащиеся с ЗПР заметно ус­тупают своим нормально развивающимся сверстникам.

    Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя, недостаточность словарного запаса, нарушения логики высказывания. В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки.

    Источники:
    arikasauron.diary.ru, www.scienceforum.ru, nsportal.ru, studopedia.org

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное