Оценка нервно психического развития детей

Оценка психического развития ребенка

Оценка нервно психического развития детейОценка психического состояния ребенка должна проводиться регулярно, чтобы своевременно выявить возможные отклонения. На первом году жизни динамика нервно-психического развития контролируется ежемесячно, на втором году – один раз в три месяца, на третьем – раз в полгода. Представление об уровне развития интеллекта и психомоторных реакций ребенка должно быть на каждом из возрастных этапов.

Оценка психического развития ребенка в моторно-двигательной сфере

Моторно-двигательная сфера отлична от других сфер тем, что освоение определенных типов движений строго определено и подчинено логике. То есть ребенок сядет не раньше, чем научится переворачиваться, а пойдет лишь после того, как освоит ползание. Именно поэтому любые патологии психического развития в данной сфере заставляют волноваться как родителей, так и специалистов, у которых наблюдается малыш.

В раннем возрасте выделяют следующие основные этапы моторного развития:

  • 2-3 месяца – ребенок учится переворачиваться с живота на спину
  • 4-5 месяцев – первые перевороты со спины на живот
  • 6-8 месяцев – малыш учится сидеть самостоятельно
  • 7-8 месяцев – ребенок начинает ползать и впервые встает
  • 9-15 месяцев – начинает ходить.
  • Освоение перечисленных двигательных навыков во многом зависит от психического состояния ребенка и от его мотивации. Например, если малыш и так все отлично видит, лежа на спине, зачем переворачиваться на живот?

    Для гармоничного развития детей первого года жизни необходимо участие взрослых и их личный пример. Массаж – это не единственный метод, помогающий "отстающим" детям. Мама может превратить подвижные игры и ежедневную зарядку в веселый ритуал. Например, внимание ребенка можно привлекать погремушками и интересными игрушками. Хорошо помогает игра "ку-ку", так как малышу приходится тянуть ручки, поворачивать голову, совершать другие движения. Можно на личном примере показывать, как нужно прыгать, ходить и ползать. У ребенка возникнет желание повторить, а это уже новый этап развития.

    Оценка психического развития ребенка в сфере моторных навыков после года уже не носит такой глобальный характер, так как их формирование идет медленнее . К 3 годам уже можно определить, какая рука у ребенка "ведущая" – левая или правая.

    В трехлетнем возрасте ребенок учится прыгать на двух ногах. После 4 лет малыш обучается езде на велосипеде (двухколесном), а в возрасте 5 лет ребенок способен вырисовывать мелкие детали, отчего рисунки становятся все интереснее и подробнее.

    Оценка психического развития ребенка в эмоциональной сфере

    Несмотря на то, что маленькие дети в силу возраста могут многого не понимать, они хорошо все чувствуют. Эмоции в воспитании ребенка играют огромную роль, ведь они служат мощным двигателем других сторон развития – интеллекта и двигательных навыков.

    Основные нормы психического развития ребенка в эмоциональной сфере:

  • 1-2 месяца – появляется улыбка
  • 5-6 месяцев – возникает выраженная реакция при появлении в комнате мамы
  • 10-14 месяцев – малыш начинает целовать и обнимать своих близких
  • 2 года – формируется стойкая привязанность к определенным игрушкам, когда ребенок спит с ними, кормит, ухаживает
  • 5 лет – развивается чувство стыда.
  • Необходимо помнить, что от ребенка можно требовать только то, что в него закладывали с годами родители. Например, если при каждом ушибе или падении говорить ничего страшного, то в дальнейшем ребенок не будет уметь сочувствовать другим. Насторожить взрослых должны следующие ситуации, которые могут свидетельствовать о патологии в психическом развитии:

  • Ребенок после 6 месяцев спокоен, видя уход матери, и не проявляет недовольства, когда остается с малознакомыми людьми
  • Малыш после 3 лет жестоко обращается с животными и игрушками, постоянно обижает других детей
  • Ребенок вял, апатичен, игра не вызывает интереса
  • Малыш часто проявляет негативные эмоции и излишне возбужден.
  • Все эти ситуации принимаются во внимание при оценке психического развития ребенка только в том случае, если ему уделяют достаточно времени - занимаются, общаются, носят его на руках и др. Не нужно бояться "приучить малыша к рукам", дозируя степень ласки.

    Оценка психического развития ребенка в интеллектуальной сфере

    Главным показателем интеллектуального развития ребенка многие родители считают речь, но память, мышление, умение действовать по аналогии – не менее важные составляющие интеллекта.

    Нормы психического развития ребенка в интеллектуальной сфере сильно размыты. Следует оценивать не отдельные навыки, а способность ребенка мыслить. Родители должны обратить внимание на то, стремится ли ребенок подражать их действиям, способен ли запомнить игру и может ли самостоятельно воспроизвести элементы, характерные для нее. Заметив интерес ребенка к какому-либо занятию, не стоит предъявлять завышенные требования к внимательности, ведь даже старший дошкольник может непрерывно удерживать внимание лишь на протяжении 20-25 минут.

    Что касается речи, то, несмотря на существующие нормативы развития речи, многие дети часто от них отклоняются, что нельзя считать патологией психического развития, это скорее исключение из правил. Принято считать, что:

  • В 1 год ребенок говорит примерно 10 слов
  • В 2 года речь состоит из предложений
  • В 3 года появляются сложные предложения с использованием союзов "если", "потому что" и др.
  • В 4 года малыш умеет повторять трудные слова, а также составляет короткие рассказы по картинкам
  • В 5 лет ребенок пересказывает истории и отвечает на вопросы
  • В 6 лет речь детей носит характер рассуждений.
  • Оценка нервно психического развития детей Развитие речи может идти двумя путями. В первом случае ребенок повторяет только отдельные ударные слоги, а во втором малыш хорошо усваивает слоговую структуру, но звуки копирует плохо. Дети, которые пошли по второму пути, считаются "говорящими", так как их речь больше похожа на взрослую. Малышам же из первой группы часто ставят задержку речевого развития, но к 2,5 годам речь и тех, и других выравнивается и не имеет кардинальных различий. Если же при оценке психического состояния ребенка в этом возрасте ситуация не меняется и ребенок по-прежнему говорит лишь слоги, следует обратиться к специалисту.

    Обнаружив отставание по каким-либо показателям при оценке психического развития ребенка, прежде всего, необходимо установить их причину . так как она может быть в неправильном воспитании. Так, если малышу никогда не давали игрушку, он может плохо ее удерживать, но, с другой стороны, такая же картина будет наблюдаться, если у ребенка была родовая травма шейного отдела спинного мозга. Если малышу не дают возможности ползать, то он может не уметь этого делать, но в то же время, даже при незначительном парезе нижних конечностей, ребенок будет не в состоянии ползать. В этих и других ситуациях грамотно разобраться поможет невропатолог или педиатр.

    ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Методика оценки нервно-психического развития (НПР) у детей зависит от возраста. Нервно-психическое развитие у детей раннего возраста оценивается в процессе наблюдения за ними в комплексе с оценкой зрения, слуха, моторики, речи путем сравнения с возрастными показателями (приложение 9 а, б, в). Для определения группы НПР (приложение 10) можно воспользоваться специальным алгоритмом. Алгоритм определения групп развития НПР у детей до 3-х лет 1. Определить, есть ли задержка в развитии: а) читаем показатель, соответствующий возрасту обследуемого ребенка б) если указанного умения нет, читаем показатель младшего возраста в) если опять нет этого умения, то опускаемся на следующий эпикризный срок, пока не найдем соответствия (каждый показатель). 2. При задержке в развитии (после оценки каждого показателя) найдите показатель с самым низким уровнем развития и по нему определите группу (I, II, III, IV). 3. Определить, равномерна ли задержка (или опережение) в развитии или нет - гармоничность. 4. При равномерной (гармоничной) задержке определить степень задержки - количество показателей, которые отстают. 5. В случае равномерного опережения определить темп (ускоренное, высокое). 6. Если задержка (опережение) неравномерны, определить степень неравномерности (дисгармоничное, резко дисгармоничное). При оценке гармоничности НПР следует учитывать, что диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку, свидетельствует о дисгармоничном развитии диапазон в 2 и более эпикризных срока - о резко дисгармоничном развитии.

    При оценке НПР новорожденных группу развития не определяют. В медицинском заключении отмечают соответствие, опережение или отставание по Аз, Ас, ориентируясь на стандартные показатели. Определение НПР у детей дошкольного возраста (4-6 лет) проводится по 5 показателям (приложение 12), отражающим особенности социальных контактов и развитие определенных психических функций. 1. Мышление и речь характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития. 2. Моторное развитие характеризует развитие движений ребенка: общих (всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние ЦНС (дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии). 3. Внимание и память характеризуют способность ребенка к сосредоточению, устойчивости внимания, к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память). 4. Социальные контакты характеризуют способность ребенка к общению: умение согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей, способность к совместной деятельности с другими детьми. Большое значение в оценке НПР детей 6 лет имеет оценка школьной зрелости, т.е. готовности ребенка к обучению в школе. Оценка школьной зрелости проводится с использованием специальных тестов, с последующей их оценкой (приложение 11). Оценка НПР у школьников (приложение 13) проводится с учетом показателей, объединенных в 3 группы: эмоционально-вегетативная сфера, психомоторная сфера и поведение, интеллектуальное развитие.

    Оценка нервно-психического развития ребенка

    Главной особенностью оценки неврологического статуса, является комплексная оценка поведенческих и неврологических признаков. Оцените положение новорожденного, реакцию ребенка при осмотре, и рефлексы (Моро, хватательный рефлекс, сосательный рефлекс). Безусловные рефлексы – непроизвольные движения или действия, которые помогают нам определить состояние нервной системы новорожденного. Некоторые рефлексы могут вызываться только в определенный период развития ребенка. Приведенные ниже рефлексы вызываются только в период новорожденности, а также вызываются симметрично.

    Поисковый рефлекс.
    Вызывается, если коснуться угла рта новорожденного. Он поворачивает голову в направлении касания и открывает ротик - начинает «искать». Поисковый рефлекс помогает ребенку искать грудь.
    Сосательный рефлекс.
    Помещенный между губами предмет новорожденный плотно захватывает. Захватывая между губами сосок матери и удерживая в полости рта, одновременно губами производит ритмичные сосательные движения. Сосательный рефлекс появляется в 32 недели беременности и полностью развит после 36 недель гестационного возраста.

    Оценка нервно психического развития детейРефлекс Моро.
    Может вызываться с рождения, его называют рефлексом вздрагивания. Он исчезает к 4-5 месяцам после рождения. Вызывается ударом по пеленальному столу, любым звуковым или вибрационным раздражителем. При резких звуках новорожденный зажмуривает глазки, иногда вздрагивает и разводит ручки (первая фаза рефлекса Моро) и выпрямляет ножки, предварительно согнутые и прижатые к животу. Вторая фаза (клоническая) – сведение рук с тенденцией к обхватыванию туловища.

    Рефлекс Робинсона (ладонный хватательный).
    При касании ладонной поверхности новорожденного, он закрывает ладошку и сжимает пальчики – «хватает». Рефлекс более выражен у недоношенных.

    Ползанье по Бауэру.
    В положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к подошвам ладони. Эти рефлексы исчезают к концу первого месяца жизни.

    Рефлекс Кернига.
    Невозможность полностью разогнуть ногу в коленном суставе, если она согнута под прямым углом в тазобедренном суставе.

    Оценка нервно психического развития детейРефлекс Бабинского.
    При проведении штрихового движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам возникает подошвенное сгибание всех пальцев – симптом отрицательный или тыльное разгибание большого пальца при подошвенном сгибании остальных – симптом положительный.

    Эти рефлексы исчезают на первом году жизни ребенка. Угасание у новорожденных безусловных рефлексов свидетельствуют о значительных изменениях со стороны центральной нервной системы. Кроме этого, судороги, резкая мышечная гипотония, двигательное беспокойство или адинамия, напряжение большого родничка, расстройство ритма дыхания также свидетельствует об изменениях центральной нервной системы у детей этого возраста.

    У грудных детей оценивается выражение лица, положение тела, характер и объем движений, объем моторно-статических навыков, состояние сознания. Ребенок 1-го месяца фиксирует взгляд на предмете, следит за ним. В 2 месяца держит головку, лепечет, смеется. В 3 месяца неуклюже хватает предметы, различает лица близких людей, гудит, переворачивается с животика на спинку. В 4 месяца берет предметы, играет своими руками. В 6 месяцев сидит самостоятельно, хватает движущиеся предметы и бросает их. В 8 месяцев стоит с поддержкой, ползает, рассматривает игрушку, перекладывая из руки в руку, произносит согласные. В 10 месяцев говорит отдельные слова, сам встает, знает значение отдельных слов, машет рукой. В 12 месяцев ходит, имеет словарный запас в 4-8 слов, знает значение слова «нельзя».

    Оценка нервно психического развития детей Сроки развития моторно-статических навыков и особенно речи могут колебаться у нормальных здоровых детей в зависимости от индивидуальных особенностей, особенностей воспитания и режима. Поэтому при оценке нервно-психического развития необходимо ориентироваться на весь комплекс: опорных признаков и нельзя делать заключение на основе одного двух признаков.

    Огромное влияние на нервно-психическое развитие оказывает воспитание ребенка в семье, детском коллективе, школе, а также состояние его здоровья. Многие болезни ребенка вызывают задержку нервно-психического развития детей, особенно речи. Нужно всегда исключить так называемую педагогическую задержку психического развития, связанную с дефектами воспитания ребенка.

    Источники:
    pigulka.ru, xn--80ahc0abogjs.com, www.medicaldigests.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное