Методика работы с детьми с зпр

Педагогическая работа с детьми при задержке психического развития

Цель: изучение особенностей развития детей c задержкой психического развития.

- изучение особенностей ЗПР различного происхождения,

- педагогическая работа c детьми при ЗПР,

- итоги работы c детьми при ЗПР.

Задержка психического развития — это особый вид отклонения психического развития ребенка. Он характеризуется значительным снижением работоспособности, памяти, внимания затруднением усвоения навыков чтения, письма счета, легкими нарушениями речевых функций. Задержка психического развития сопровождается также рядом личностных особенностей, недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана c дефектами конституции (тела) ребенка, в других случаях ЗПР возникает в результате различных заболевании: физически ослабленные дети и дети с поражением центральной нервной системы.

Задержка психического развития.

Чаще обнаруживается c началом систематического обучения. В качестве основной отличительной потогенной характеристики определяется незрелость эмоционально-волевой сферы.

- неблaгоприятное течение беременности

- болезни матери: краснуха, грипп

- самотические хронические заболевания

- токсикоз, особенно 2 половина

- травмы, вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родоспоможения

- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком.

Виды

1. Задержка психического развития конституционального происхождения: задержка психического развития, определённая последовательностью значительного отставания психического развития от паспортного возраста.

Общение: любопытен, быстро находит друзей, которые опекают и защищают.

Настроение: фон настроения преимущественно-положительные перeпады редки, обиды быстро забывает.

Мотивация: быстро осваивается, но не принимает новых требований, часто носит игрушки в школу. He дифференцируют хорошее и плохое. Отметки радуют их как факт наличия, а не качества.

Учебная деятельность: приписывают элементы букв, начинают их дорисовывать, превращая в цветы, ёлочки, домики. Плохо пишет, но хорошо рисует. He может организовать своё поведение на уроки, но организован и активен в игре.

С огромным вниманием слушает сказки, рассказы. Прогноз: благоприятный при условии педагогического воздействия в доступной ребёнку в игровой форме. По решению мед. пед. комиссии он обучается в классе компенсирующего обучения, возможно дублирование класса, так как второгодничество не травмирует детей с этой формой зпр.

2. Задержка психического развития самотогенного происхождения.

Дети данной группы рождаются y здоровых родителей. Задержка развития - следствия перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых структур. Наблюдается резко сниженный психический тонус y детей, дети трудно адаптируются, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, не умеют себя защитить.

Со взрослыми вежливы, постоянно требуется руководящее воздействие.

Сниженная мотивация, отсутствие интереса к заданиям, неумение и нежелание преодолевать трудности.

При утомлении возникает необдуманность и нелепость ответов.

Часто возникает аффективное торможение.

На соматическом уровне - головная боль, снижение аппетита.

Прогноз: дети нуждаются в систематическом лечении и психолого-педагогической поддержки. Целесообразно помещать их в школы санаторного типа. В классе компенсирующего обучения.

3. ЗПР психогенного происхождения.

Дети имеют нормальное физическое развитие и соматически здоровы.

Причины: неблагоприятные условия воспитания, чаще всего эмоциональная депревация (нехватка), однообразие социальной среды и контактов, слабую интеллектуальную стимуляцию.(дети приютов, неблагополучных семей).

Как следствие - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, неосмотрительность поведения, инфантильность установок.

Прогноз: благоприятный при индивидуальном подходе и интенсивности обучения.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Нарушение интеллекта обусловлены более грубыми и стойкими нарушениями мозговых структур. У детей данного типа наблюдается всегда церебральная астения, которая проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, непереносимости духоты, жары, поездок в транспорте.

Мыслительная деятельность приближена к детям - олигофренам. Знания усваивают фрагментарно, быстро забывают.

Психическая незрелость проявляется в примитивности эмоциональных реакций, неумение строить взаимоотношения, некритичности, несамостоятельности и повышенной внушаемости. Данный тип можно разделить по проявлению форм поведения на 2 типа:

При заторможенном типе - вялый, пассивный, медлительный, пугливый, тревожный.

При возбудимых формах поведения - конфликтны, агрессивны.

Прогноз: необходима коррекционно-педагогическая поддержка, в особых социальных условиях. Школы для детей с ЗПР, в крайнем случае коррекционные классы.

5. Практическая часть.

Большое значение имеет именно педагогическая работа воспитателя c детьми при задержке психического развития.

Работу c такими детьми провожу прежде всего в условиях повседневной жизни в центре, на занятиях: развитии речи, ознакомлении c окружающим миром, лепки, аппликации, рисовании (c дошкольниками) вне занятий: игры c конструктором, развивающие игры, познавательные кружки, в учебной сфере, беседы (школьники) в трудовой деятельности: работа в уголке природы, труд в спальнях, работа в огороде. С детьми проводятся индивидуальные занятия на различную тематику.

Teпepь я хочу рассказать более подробно o каждом виде деятельности работы с детьми при ЗПР.

Работа в условиях повседневной жизни.

В своей работе стараюсь уделять постоянное внимание каждому ребёнку. Общаясь c детьми, стараюсь построить с ними доверительные отношения. Мы, взрослые, не всегда понимаем, что, разговаривая с ребёнком c “высоты”, он вынужден постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство. Поэтому, разговаривая с малышом, чаще надо приседать перед ним, чтобы общение происходило “глаза в глаза”. Общаясь с ребёнком необходимо всегда называть его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке: “Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили”. Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараюсь помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, стараюсь подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок, говорю ему: “Ты хороший, но поступил не совсем правильно”.

В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как наши дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.

Использую в работе методику “Дерево поступков”. Практически это выглядит так:

Методика работы с детьми с зпр

У детей центра занижена самооценка, узкий кругозор, скудный словарный запас, ослаблены все познавательные процессы.

В своей работе использую такие технологии:

- арт – терапия или терапия творчества. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей. Провела такие занятия: “Рисуем имя”, “История в картинках”, “Я леплю из пластилина”.

- сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Провела занятия: “Весенняя сказка”, дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра “Теремок сказок”, в результате у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам.

- песочная терапия (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук)

Учебная деятельность детей.

Дети c з.п.р. обучаются в коррекционной школе восьмого типа. В центр попадают дети, которые либо намного отстают в учёбе от своих сверстников, либо никогда не обучались в силу своего образа жизни. Со школьным обучением у детей связаны отрицательные эмоции. Дети находились в группе изгоев – получали “2”, их называли слабоумными, они сносили насмешки co стороны своих одноклассников. Мы сталкиваемся co школьными проблемами своих подопечных.

Для детей и подростков, проживающих в центре, характерны: низкая познавательная активность, узкий кругозор, отрицательное отношение к учению, в то же время эти дети нередко обладают любознательностью, творческой энергией.

Совместно со школой разрабатываем план, для того чтобы повысить мотивацию к учебному процессу.

Мы должны пробудить y детей желание учиться, выяснить, по каким причинам ребёнок не может справиться c тем или иным заданием. Стараюсь в беседах выяснить, какой предмет в школе нравится больше, почему? Подбираю дополнительную литературу, помогаю разобраться c непонятным. Если y наших подопечных возникает проблема c учителем, то мы обязательно посещаем школу и беседуем c учителем, выясняем причину непонимания.

У детей с зпр замедленная реакция. Исходя из моей практики хорош такой метод работы (реально вижу результат), как “переборка круп”. На практике это происходит следующим образом:

1 этап: смешиваю горсть риса и горсть гречки (отделить рис от гречки)

2 этап: задание выполняем тоже, но маршируем

3 этап: задание выполняем тоже, но рассказываем стихи.

Результат: заторможенность пропадает, дети становятся более активными.

Свою работу c дошкольниками строю исходя из рекомендаций психолога, индивидуально с каждым ребёнком. Чтобы сосредоточить внимание у дошкольников на занятиях математики использую в работе игру “Цифровая таблица” (показываю ребёнку таблицу с набором цифры от 1 до 10, которые расположены в произвольном порядке. Задание: постарайся, как можно быстрее находить, показывать, называть вслух цифры от 1 до 10).

Для развития восприятия у дошкольников на занятиях развитие речи и ознакомлении c окружающим миром использую игру “Узнай, что это” (показываю часть, фрагменты рисунка, надо из частей составить целое). Для развития мышления использую игру “Раздели на группы” (одежда – обувь) - развитие речи. Для развития памяти “Запомни фразы”, заучивание наизусть. Ha развитие воображения предлагаю игру: представьте, что будет. если люди научаться летать или если. животные заговорили человеческим голосом.

На занятиях лепки, аппликации, рисовании развиваю мелкую моторику пальцев рук, воспитываю любовь к окружающему миру, природе, аккуратность, опрятность в работах.

В играх развиваю y детей навыки культурного общения, учу быть дружными, с любовью относиться друг к другу.

Трудовая деятельность детей.

Дети с зпр отлично трудятся. С каким желанием они убирают свои спальни, игровые, приучают малышей трудиться вместе с ними.

В летний период активно работают на огороде в центре. Выращенные цветы украшают спальни. Укроп, петрушку используют на кухне.

Все это дает осознать ребенку свою нужность. Дети чувствуют себя одной семьей.

Трудовое обучение осуществляется и на занятиях по ручному труду. Дети вместе c воспитателями изготавливают замечательные поделки, вяжут, вышивают, шьют мягкие игрушки, занимаются оригами.

Обучение труду играет огромную роль во всём психическом развитии ребёнка, в его умственном и нравственном воспитании.

B настоящее время каждую неделю по вновь прибывшему или конфликтному ребенку y нас в центре проходит медико-психолого-педагогический консилиум, т.е. вся работа строится в комплексе: мед. служба, психологическая служба, педагогическая служба. Мы контролируем каждый день пребывания ребенка в центре.

Вся работа при задержке психического развития ребенка осуществляется с помощью всего коллектива центра.

1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М. 1999.

2. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М. Полиграф сервис, 2002.

3. Вачков И.В. Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку. М. 2001.

4. Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. СПб. Речь. -2001.

5. Школьный психолог (методическая газета для педагогов – психологов). №4, №11 2007 г.

6. Хромова Т.А. Дети с ЗПР. Воспитание школьника. – 1997.

Задержание психического развития у детей

Методика работы с детьми с зпр

Задержание психического развития у детей (ЗПР) являет собой мало-выраженное заболевание психики. Оно характеризуется появлением заторможенности в раннем возрасте, задержкой развития психики. Если симптомы ЗПР проявляются в более позднем возрасте, то уже говорят не об этом єтом заболевании, а об олигофрении. ЗПР является промежуточным звеном между нормальным развитием и аномальным.

Данное заболевание, если можно его так назвать, не проявляется в довольно серьезных симптомах. Как правило, такой ребенок просто ощущает некоторые сложности в общении со своими сверстниками и в учебе. Но не стоит говорить, не зная, что такое ЗПР, что такое расстройство характерно для всех двоечников в школе. Согласно статистике, примерно половина таких детей страдает ЗПР.

ЗПР все-таки связывают с неуспеваемостью, а если быть точнее, то задержка развития и есть его причиной. Чаще всего, таких детей отдают не в простые школы, а коррекционные или специализированные, в которых создаются условия для их обучения.

Первые признаки ЗПР обнаруживают еще в садике или уже в начальных классах. У детей наблюдается легкая интеллектуальная недостаточность, которую можно исправить только специальным обучением и правильным воспитанием. Нарушения психики приводят к постоянной нервозности, заторможенности, трудности в обработке сложных мыслей.

Функциональные системы психики работают не так, как у здоровых детей. Это и является причиной небольших отклонений в развитии. Им характерны неординарные особенности, которые особенно проявляются при начале обучения с нормальными детьми. Им очень сложно научится считать, писать, читать. Правила поведения в учебных заведениях ними не выполняются.

ЗПР значительно сказывается на речи детей, уровень которой отстает от их возраста. Ребенку очень сложно пересказать даже небольшой связной текст. Ему удается выговорить исключительно небольшие отдельные предложения. Плохое развитие сказывается также и на возможности выговаривать отдельные звуки.

Дети с ЗПР сильно выделяются из коллектива еще и по причине своей наивности, неспособности делать что-то самостоятельно. Поэтому они часто конфликтуют с другими детьми, плохо реагируют на любые домашние задание. При этом они отлично вписываются в любые игры, где нет четкого ограничения по сюжету и ролям.

Больной ребенок не может правильно организовать направленность своей деятельности, у него отсутствует мотивация для учения. Он плохо воспринимает учебный материал, который рассказывает учитель, а чтобы его лучше усвоить, ему нужны наглядные материалы.

Недостаток физического развития выражается в плохой способности к труду и быстрой утомляемости. Поскольку их работоспособность ниже, чем сверстников, то они не могут полноценно учиться в простой школе. Больше того, такое обучение им только навредит, ведь даже в раннем возрасте дети уже видят свою неполноценность, поэтому еще сильнее закрываются в себе.

Познавательная активность детей с ЗПР значительно сниженная. Дети недостаточно любознательные, им мало что интересно, они импульсивны, вялые. Характерная особенность мышления таких детей - обращение внимания на не значимые детали, а все основные они пропускают мимо ушей. Они с легкостью перескакивают на другую тему общения.

Характерная черта таких детей - поверхность ума. Например, когда учитель рассказывает новый материал, то ребенок обращает внимание на детали, которые первые бросились ему в глаза. Школьникам с ЗПР сложно усвоить новые понятия или перестать оперировать старыми. Если преподаватель объяснит ему, как решить задачу в два действия новым методом, то ребенок решит ее старым методом в 5 действий. Это довольно простой пример, который показывает их нежелание думать и анализировать новую информацию.

Работа с детьми с ЗПР

В первую очередь, всю работу с таким ребенком необходимо скорректировать на его доразвитие, на создание основ, которые дадут возможность лучше развиваться в будущем. Для этого ему нужно создать соответствующие условия для эффективного развития психики. Необходимо составить целую стратегию, которая позволит работать с детьми с ЗПР. Кроме развития, нужно учитывать зону ближайшего формирования. Простыми словами, это различие между сложностью задач, которые он может решить сам, и задачами, которые он может решить со сторонней помощью.

В работе с больными детьми необходимо придерживаться нескольких основных направленностей. Так, работа должна быть оздоровительного характера. Это означает, что немалое внимание необходимо уделять и физическому развитию ребенка. Вторая направленность касается проведения нейропсихологических методик. Они дают возможность значительным образом поднять познавательный уровень ребенка, а также привести в норму его чтение, письмо и способность считать.

Сенсорно-моторное направление касается выработки творческих способностей и его работы с учебниками. Эмоциональная сфера тоже не маловажная. Работа с эмоциями дает возможность ребенку контролировать свои эмоции, а также понимать чувства других людей. Также, проводится работа для выработки у него игровых умений, учебной деятельности.

Таким образом, задержание детского развития психики хоть и не проявляется тяжелыми симптомами, но требует немедленного вмешательства специалистов. Такой ребенок просто выпадает из коллектива, он не способен принимать сложные решения, плохо усваивает новые знания. Это может стать значительным препятствием в его будущей жизни.

Раздел: Психика / Автор: Павлов Павел

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Сказкотерапия как эффективный метод работы с детьми с ЗПР

Оксана Султанова
Сказкотерапия как эффективный метод работы с детьми с ЗПР

Сказкотерапия . как эффективный метод работы с детьми с ЗПР .

Сказкотерапия – метод . использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Данный метод обладает диагностической, коррекционной, реабилитационной, психотерапевтической, социальной функциями, а в дошкольном возрасте позволяет решить множество задач. С помощью сказкотерапии можно выявить психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения. Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с ЗПР. В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи. Сказкотерапия особенно эффективна при оказании педагогической помощи дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.

В психологической работе имеется широкий спектр показаний для проведения сказкотерапии . Вот некоторые из них. искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, повышенная тревожность, агрессивность, страхи, конфликтность и др. Проблемы психолого-педагогического характера решаются через. 1. Использование сказки как метафоры . Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, а затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены. Метафора обеспечивает контакт между правым и левым полушариями мозга. Известно, что левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, тогда как правое – это своего рода гуманитарное, творческое начало, отвечающее за фантазии. Поэтому в процессе восприятия сказки работает левое полушарие . которое извлекает логический смысл и линию сюжета, а правое полушарие в это время свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Известно, художественное произведение влияет как на развитие отдельных психических функций, так и, что особенно важно, на формирование личности ребенка в целом.

2. Рисование по мотивам сказки . Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях. хорошо-плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки . Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи- нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой ) .

Восприятие сказки – очень сложная . развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через искусство можно помочь ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать. Важнейший сдвиг, который происходит в дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки . наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. В восприятии художественного произведения дошкольник не эгоцентричен. Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.

Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. На осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку . однако положительный эффект от работы все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном уровне.

Примерная сказка при сказкотерапии .

Направленность. Трудности общения со сверстниками. Страх общения. Неумение устанавливать контакты. Зажатость. Скованность.

Ключевая фраза. "Я не знаю, как подружиться"

Жил-был маленький полосатый Енот. Он боялся всего-всего на свете, и поэтому у него не было друзей. Ему было очень тяжело с кем-нибудь познакомиться. Каждое утро он ходил через ручей за деревянными палками. Это была его работа . Но с палками он не мог разговаривать, и поэтому ему было очень скучно.

Однажды утром, переходя ручей, он заметил Белочку, которая мыла грибы и складывала их в корзину. Он испугался и тихо перешел ручей, чтобы она его не заметила. Енот шел по лесу и думал о том, что Белочка ему очень понравилась. Но как с ней познакомиться, он не знал.

Каждое утро по дороге в лес Енот видел Белочку, но подойти к ней и заговорить он не решался. Енот потерял аппетит и почти не мог спать, потому что всё время думал о Белочке. Он исхудал, ослабели работал еле-еле .

Однажды, переходя ручей по мелкому месту, он остановился и стал издалека наблюдать за ней. В это время Белочка нечаянно уронила корзину с грибами в ручей, и она стала медленно уплывать по течению в сторону Енота. Белочка пыталась поймать ее палкой, но корзина была уже далеко от берега. Эти грибы Белочка собирала целый год, ей было очень горько и обидно, она села на берег и стала плакать. Енот стоял в оцепенении и ничего не мог поделать с собой. Это был его единственный случай, когда он мог бы помочь Белочке. Но очень боялся это сделать, сам не понимая почему. Корзина медленно приближалась к Еноту и уже стала проплывать мимо него, а он все никак не мог ничего сделать. Колени его дрожали, к горлу подступала тошнота, на лбу выступил пот, а самому ему стало очень, очень холодно. И когда корзина начала отплывать от Енота, он все же решился. Шагнув вперед и утонув по пояс в воде, он схватил корзину за ручку и вытащил на берег.

От холодной воды все его страхи исчезли. Енот смело подошел к Белочке, поставил корзину и сказал . "Вот ваша корзина, не расстраивайтесь". Белочка очень обрадовалась, благодарно посмотрела на Енота и сказала . "Большое спасибо. Ты настоящий друг". Маленький Енот весь засветился от счастья, ему еще никто не говорил таких добрых слов. "Но ты весь мокрый,- сказала Белочка ,- пойдем ко мне, ты должен обсохнуть". Они пошли к Белочке, пили чай с вкусным вареньем и долго разговаривали.

С тех пор Енот и Белочка стали дружить и всегда друг другу помогали. Тот день стал самым счастливым в жизни Енота, потому что у него появился друг.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Из-за чего грустил Енот? Ты когда-нибудь грустил из-за того же?

Что мешало Еноту подружиться?

Как бы ты поступил на месте Енота, когда мимо него проплывала корзина?

Что помогло Еноту подружиться с Белочкой?

Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с ЗПР позволит педагогу стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.

Публикации по теме:

Консультация. Роль сказкотерапии в воспитании дошкольников Роль сказкотерапии в воспитании дошкольника Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия.

Специфика коррекционной работы с детьми ЗПР

Специфика коррекционной работы с детьми ЗПР

Прием детей в коррекционное учреждение осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей. Основная масса детей с задержкой психического развития обучается в классах коррекционно-развивающего обучения при общеобразовательных массовых школах. Дети в этих классах занимаются по учебникам массовых общеобразовательных школ по специальным программам. После получения основного общего образования выпускник школы получает свидетельство об образовании и имеет право в соответствии с Законом РК Об образовании продолжить обучение в третьей ступени и получить среднее (полное) общее образование. Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР: 1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. 2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР. 3. Индивидуальный подход. 4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. 5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий 6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. 7. Использование многократных указаний, упражнений. 8. Проявление большого такта со стороны учителя 9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. 10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы 11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 15-20 минут. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их. Система коррекционно-развивающего обучения - форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В классах коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности. Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.

Особая роль отводится охране и укреплению соматического и нервно-психического здоровья учащихся. При успешной коррекции и сформированности готовности к школьному обучению дети переводятся в обычные классы традиционной системы обучения или при необходимости продолжения коррекционной работы в классы коррекционно-развивающего обучения. Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта школы. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это могут быть общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, речи, развитию мыслительной деятельности. Могут быть занятия предметной направленности - подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия в начальных классах проводит основной учитель класса. Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся. В условиях специально организованного обучения дети с ЗПР способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания и навыки, которые нормально развивающиеся

Найти и скачать

Источники:
festival.1september.ru, psytheater.com, www.maam.ru, multiurok.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное