Психология детей с нарушениями зрения особенности их обучения и воспитания

Виды нарушений зрения у детей

Во всем мире примерно 19 миллионов детей сталкиваются с подобными нарушениями развития, что позволяет говорить о проблемах с развитием зрения, как о патологии, имеющей глобальное распространение (данные приведены Всемирной организацией Здравоохранения). Почти у 65% малышей легко диагностировать патологию и скорректировать зрение еще до поступления в детский сад. К сожалению, существуют дети с очень тяжелыми нарушениями, слепоту которых вылечить не под силу даже высококлассным специалистам, их примерно 8% от всех клинических случаев. Невидящие и слабовидящие малыши очень ранимы и уязвимы, поэтому они требуют особого подхода в плане обучения и воспитания. Детей с полной и частичной слепотой необходимо отдавать в сад и школу компенсирующего типа, где с ними будут заниматься педагоги по специально разработанной программе.

Проблемы, связанные с нарушением развития зрения у ребенка, очень разнообразны. Помимо контактных трудностей, и при отсутствии работы родителей, педагогов и психологов с детьми, на фоне частичной потери зрения может развиться полная слепота. Избежать этого можно только при качественном и своевременном лечении.

В течение первых 5 лет у детей идет процесс развития органов зрения, то есть патологию можно устранить до того, как ребенок начнет посещать детский сад, что позволит исключить возможность развития комплексов неполноценности. До шестилетнего возраста у малыша может быть дальнозоркость, которая постепенно самостоятельно проходит. До подросткового возраста (14-16 лет), глазные яблоки продолжают свой рост. Этот период характеризуется повышенной опасностью развития патологий, что связано с уязвимостью глаз подростка при продолжительных учебных нагрузках.

Виды нарушения зрения у детей

Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

близорукость (истинная и ложная формы патологии)

Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок.Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).

Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.

Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.

Амблиопия, или «ленивый глаз» - особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

Основные причины снижения зрения у ребенка

Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.

1. Врожденные причины:

нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например, перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка

дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка

врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.

Обучение и воспитание школьников с нарушениями зрения

Первая российская школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 г. французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в Россию Александром I. Развитие тифлопедагогики и системы образования слепых в России связано с именами К.К. Грота и А.И. Скребицкого.

Обучением в дореволюционной России было охвачено 4–5% слепых детей. Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3–4 классов и ремесленную подготовку. В СССР воспитание и обучение детей с глубокими нарушениями зрения были включены в общегосударственную систему народного образования.

В 1928 г. появились первые специальные школьные программы для слепых.

Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, И.С. Моргулис.

Коррекционные учреждения III–IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных функций.

В школы III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,08 0,04 и ниже), в том числе дети с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. Наполняемость классов – до 8 человек. Общий срок обучения 12 лет.

В школу IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,04 на лучше видящем глазу. Могут приниматься дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений при чтении и письме. Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амблиопией для продолжения лечения. В первый класс принимаются дети с 6–7 лет. Наполняемость классов до 12 человек.

При школах III–IV вида могут быть организованы подготовительные группы для детей 5–7 лет.

В штаты рассматриваемых коррекционных учреждений вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с нарушениями речи.

В школах для детей с нарушениями зрения решаются следующие задачи: учебно воспитательные, коррекционно развивающие, санитарно гигиенические, лечебно восстановительные социально адаптационные, профориентационные.

Коррекционно развивающая работа – важнейшая сфера деятельности специальных школ, включающая: развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.М. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, В.П. Ермаков и др.).

Слепые и слабовидящие дети получают образование в объеме средней массовой школы (при некотором увеличении срока обучения).

Специфика развития детей с нарушением зрения отражена в соответствующих образовательных программах, предусматривающих коррекционно компенсаторную работу: развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений увеличение учебного времени широкое использование оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно графических (для слепых) и плоскопечатных (для слабовидящих) пособий.

Специальная программа по русскому языку предусматривает:

• увеличение продолжительности подготовительного периода (в начальных классах)

• для слабовидящих на начальном этапе – формирование представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовка к письму

• для слепых – обучение чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений

• формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами.

Программа по математике имеет следующие особенности:

• увеличение подготовительного периода

• формирование навыков и опыта ориентации в микро– и макропространстве

• развитие конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно измерительных действиях.

Процесс ознакомления с окружающим миром и природоведение имеют следующие особенности:

• для слабовидящих – увеличение количества предметных уроков, экскурсий и практических занятий изучение анатомии и физиологии зрения и его охраны изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при передвижении

• для слепых – формирование умений выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы (при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения) увеличение учебного времени на проведение опытов и наблюдений, предметных уроков, экскурсий.

Программа по изобразительному искусству направлена на выполнение изображений, пластическое моделирование и декоративно прикладную деятельность. Важную роль в развитии творческой активности слепых и слабовидящих детей играет эстетическое воспитание: обучение детей рисованию, лепке, конструированию обучение пению, движениям под музыку развитие художественного творчества.

Трудовое обучение в специальной школе организуется с привлечением тифлотехнических средств.

Профессиональная ориентация осуществляется на всех этапах обучения и воспитания и направлена на профессиональное самоопределение учащихся и выбор ими оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей каждого воспитанника, а также социально экономической ситуации на рынке труда. Первоначальное трудовое обучение осуществляется в начальных классах.

В среднем звене (5 10 классы) проводится трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность.

В 11–12 классах осуществляется широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд, предоставляется возможность получения начального профессионального образования, специальности с учетом индивидуальных возможностей.

Нередко к слепым и слабовидящим детям проявляют излишне сочувственное отношение, ограничивая их деятельность и активность из якобы гуманных побуждений, что приводит к осознанию ущербности, неверию в свои силы, к пассивности.

Педагогически организованный восстановительный процесс в специальной школе направлен на раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка с нарушением зрения, на формирование у него активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства.

Особое значение придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется дифференцированно и не только способствует общему укреплению здоровья, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся, их ориентировки в пространстве.

Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения используются специальные средства обучения:

• для слепых издается разнообразная литература с рельефно точечным шрифтом (система Л. Брайля) – учебники, учебные пособия, научная и научно популярная, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации – рельефные, воспринимаемые осязательно

• для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать

• для слабовидящих выпускают специальные учебники и учебные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

В специальных школах III и IV вида используются тифлотехнические средства с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно– и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты) телевизионные светотехнические и др.

Разработаны различные по сложности устройства и приспособления – для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, так называемые «говорящие книги», «читальные машины», а также свето– и магнитоэлектрические устройства, преобразующие световые сигналы в слуховые или тактильные.

При программированном обучении слепых и слепоглухонемых применяются обучающие машины и другие технические устройства типа тренажеров репетиторов. С помощью ультразвуковых локаторов слепые могут свободно ориентироваться в пространстве.

Лечебно профилактическая, санитарно гигиеническая, восстановительная работа – неотъемлемая часть коррекционно образователъного процесса в специальных школах III и IV вида.

Врачи специалисты (окулист, педиатр, психоневролог) и средний медицинский персонал решают задачи максимального восстановления, улучшения и охраны зрения учащихся. Основные направления медицинского сопровождения: консервативное лечение глазных заболеваний диагностика зрения активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение назначение очковой коррекции создание офтальмологических условий пребывания слепых и слабовидящих детей.

Следует отметить, что обучение ребенка с нарушенным зрением в массовой школе – одна из острых проблем тифлопедагогики. Интеграция в школу общего назначения требует специальной подготовки педагогов, оснащения учебного процесса, создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов тифлопедагогов.

1. Как влияют нарушения зрения на психическое развитие ребенка?

2. Как организуется коррекционно педагогический процесс в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией?

3. Каково содержание образования в школах для детей с нарушениями зрения?

Особенности воспитания детей с нарушениями зрения

Для воспитания детей с нарушенным зрением нужно знать специальные методы обучения и особенности слабовидящих детей, что делает этот процесс весьма сложным.

Семья не всегда может научить такого ребёнка всем навыкам, необходимым ему для восприятия мира, окружающего его. Это может стать причиной задержки в общем и психологическом развитии малыша.

При обнаружении у ребёнка во время проверок зрения какой-либо патологии, родители испытывают сильный стресс, и зачастую оказываются не в состоянии оказать своему малышу соответствующую психологическую и педагогическую помощь.

Это вполне нормально, ведь никто из родителей не готовится заранее воспитывать ребёнка с нарушением зрения, поэтому им не знакомы тонкости и специфика этого процесса.

Главным отличием детей с нарушением зрения от их обычных сверстников является их психическое развитие.

То, насколько оно отклоняется от нормы, зависит от того, в каком возрасте у малыша были выявлены нарушения зрения, а также от степени тяжести этих нарушений.

Ребёнок очень тяжело переживает, если попытки лечения оказываются неудачными.

Но тяжелее всего приходится тем малышам, у которых проблемы со зрением возникают с первых дней жизни.

Кроме проблем чисто физического свойства, зачастую возникают сложности, которые создают родители либо своей чрезмерной опекой, либо полным безразличием к ребёнку. Ограниченность в движениях тоже приносит страдания слабовидящему ребёнку. Из-за этого появляются трудности в общении с другими детьми.

Создаёт определённые сложности и тот факт, что дети с нарушением зрения плохо приспосабливаются ко всем переменам. В некоторых случаях слабовидящие дети пытаются компенсировать этот недостаток повышенной разговорчивостью.

Психология детей с нарушениями зрения особенности их обучения и воспитания Семьи, где есть ребенок с особенностями, должны личным примером показывать малышу, что он - полноценный и полноправный гражданин своей страны и общества, в котором он живет.

Но очень часто они просто не в состоянии из-за своей болезни понимать значения тех слов, которые произносят.

Первостепенная задача родителей – подавать ребёнку правильный пример.

Обязательно нужно подобрать ребёнку кружок, который будет отвечать его наклонностям и интересам. Это поможет малышу приспособиться к новым условиям.

Ребёнок со слабым зрением с трудом может сконцентрировать своё внимание на каком-либо предмете. Это становится причиной недостаточного развития зрительной памяти. Но зато, хоть они и медленно усваивают новую информацию, в памяти она у них остаётся надолго.

При всём при том слабое зрение не оказывает влияния на характер малыша, его темперамент и целеустремлённость.

Дети с подобными нарушениями вполне способны постоять за себя, в результате они много добиваются в своей взрослой жизни.

Поэтому родители, узнав, что у их ребёнка нарушено зрение, не должны думать, что это приговор. Если такого ребёнка правильно воспитывать, то он обязательно вырастет в достойного и успешного члена общества.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Курс «Психология детей с нарушениями зрения» посвящен изучению основных закономерностей психического развития слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией младенческого, раннего и дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ учебной дисциплины: формирование у студентов знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями зрения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

знания. -общие теоретические положения тифлопсихологии как науки,

-возрастные психологические своеобразия развития детей с нарушениями зрения в зависимости от состояния их зрительного восприятия и типологических особенностей,

-современные методы и методики психологического обследования детей и приемы их адаптации,

-требования к организации и подбору наглядно-дидактического материала для занятий с детьми,

-формы и методы консультативной помощи родителям детей

умения. -составлять индивидуальный вариант психологической программы помощи

-оказывать психологическую помощь родителям детей, обучая их приемам психо-коррекционной работы в условиях семьи

-подбирать индивидуальные средства и методы коррекционно-педагогической работы с ребенком с учетом особенностей и возможностей его развития

-соблюдать преемственность в работе во взаимоотношении с другими специалистами дошкольного учреждения (психологом, дефектологом, офтальмологом и др.)

навыки. -проводить психологическое изучение ребенка с нарушением зрения

-применять для организации занятий с детьми специальный наглядно-дидактический материал, тифлотехнические и оптические средства анализировать специальную и современную литературу и применять ее в своей работе.

Тематический план ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Предмет и задачи тифлопсихологии. Сенсорный дефект. Понятие о дефекте зрения и его структуре.

Тифлопсихология как самостоятельная отрасль психологической науки. Предмет изучения тифлопсихологии – психическое развитие детей с нарушениями зрения.

Задачи современной тифлопсихологии:

1) раскрытие основных закономерностей развития и проявлений психики, присущих как нормальновидящим, так и лицам с нарушениями зрения.

2) установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта

3) выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений

4) теоретическое обоснование педагогических воздействий (методов и средств обучения и воспитания( детей с нарушениями зрения.

Дефект зрения – физический недостаток, который приводит к психофизическим и личностным особенностям человека. врожденные и приобретенные дефекты зрения. Обусловленность вторичных дефектов первичными. Сложное строение зрительного аппарата. Зрительные характеристики.

ТЕМА 2. Объект тифлопсихологии – изучение детей с нарушением зрения.

Методы и принципы изучения психического развития детей с нарушениями зрения. Контингент лиц с нарушенным зрением: слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией.

Критерии психолого-педагогического изучения детей с нарушениями зрения: показатели снижения зрения, определение зрительных функциональных резервов, формы проявления заболевания. перспективы лечения.

ТЕМА 3. Зависимость развития психики от состояния зрительных функций.

Роль зрения в жизни человека. Зависимость развития психических процессов от степени зрительного дефекта, времени его наступления. Обусловленность физического состояния и личности особенностями развития психических процессов у детей с нарушениями зрения.

ТЕМА 4. Принципы компенсации и коррекции дефекта зрения.

Возмещение серьезных нарушений в работе зрительного анализатора работой сохранных анализаторных систем и функционированием сохранных психических процессов (мышления, речи, памяти). Компенсация а тифлопсихологии как процесс замещения утраченных или возмещение нарушенных зрительных функций. Роль исследований И. П. Павлова и П. К. Анохина для теории компенсации.

Принципы компенсации: единство анализа и синтеза воздействий внешней среды организмом, принцип детерминизма (причинности), структурности, первичная сигнализация дефекта, ответная реакция организма (прогрессивная мобилизация), непрерывное обратное афферентирование компенсаторных приспособлений, санкционирующая афферентация (последняя связь), относительная устойчивость компенсаторных перестроек.

ТЕМА 5. Виды ощущений. Их роль в деятельности слепых и слабовидящих. Проблема отражения при сужении сенсорной сферы.

Сенсорная организация человека (ощущения, восприятие, представления). Ведущая роль зрения у слабовидящих и детей с амблиопией и косоглазием. Доминирование иных, чем у зрячих анализаторных систем при глубоком нарушении зрения. Относительное преобладание слуха и осязание у частичнозрячих и их абсолютное доминирование у слепых. Роль повышения различных видов чувствительности (слуховой, тактильной, кинестетической, вибрационной, обонятельной), дифференциация внешних воздействий в компенсации отсутствия зрения в процессе пространственной и социальной ориентации.

ТЕМА 6. Особенности зрительного восприятия в сравнении с другими видами восприятия.

Отражение на восприятии изменений в сфере ощущений. Зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия у слабовидящих. Доминирующее положение осязательного восприятия у слепых. Отличие зрительного восприятия слабовидящих от восприятия зрячих по степени полноты, точности и скорости отображения. Осязательное восприятие как способность кожно-двигательного аппарата к отображению пространственных и физических свойств предметов. Формы осязательного восприятия: пассивное, активное, опосредованное. Осязательное восприятие по способу обследования: мономануальное, бимануальное, ротовое. Решающая роль в познании слепыми окружающего мира.

ТЕМА 7. Особенности представлений при дефектах зрения.

Качественные и количественные отличия представлений слепых и слабовидящих. Фрагментарность, схематизм, генерализованность, вербализм представлений незрячих. Замедленность процесса формирования представлений у детей с нарушением зрения. Затрудненность межфазовых переходов при формировании представлений у слепых.

ТЕМА 8.Значение мышления и его компенсаторная работа при дефектах зрения.

Мышление как процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира. Отражение полной или частичной утраты функции зрения на процессе интеллектуального развития. Затруднения мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.) у детей с нарушениями зрения. Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления при дефектах зрения. Участие тифлопедагога в успешном развитии системы операций мыслительной деятельности слепых и слабовидящих.

ТЕМА 9. Особенности памяти при дефектах зрения.

Память как психический процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. Трудности в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала детьми с нарушениями зрения. Компенсаторное значение памяти для слепых и слабовидящих.

ТЕМА 10. Внимание и его значение в развитии психических процессов у детей с нарушением зрения.

Внимание как направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное их особенности у детей с нарушениями зрения. Влияние невозможности или затрудненности зрительного отражения мира на развитие внимания, его свойств (устойчивости, переключаемости, распределения, объема, концентрации).

ТЕМА 11. Особенности воображения при дефектах зрения.

Воображение как создание новых образов на основе ранее воспринятых. Роль воображения в сфере познания и возможности предвидения результатов, в развитии воли, мышления, эмоциональной сферы, в заполнении пробелов чувственного познания слепых. особенности пассивного и активного (творческого и воссоздающего) воображения при дефекте зрения. Компенсаторное значение творческого и воссоздающего воображения в познании окружающего мира при нарушении зрения.

ТЕМА 12. Понятие о речи и ее компенсаторных функциях при дефектах зрения.

Речь как процесс освоения человеком языка в целях общения. Основные функции речи незрячих: коммуникативная, познавательная, сигнификативная, обобщение, абстрагирование, побуждение, компенсаторная. Специфика процесса овладения речью детьми с нарушением зрения. Уровни развития речи слепых по Л. С. Волковой. Замедление динамики развития и накопления средств и выразительности движений, своеобразие соотношения слова и образа, бедность содержания лексики, отставание формирования языкового чутья, трудность в освоении артикуляции по подражанию нарушение взаимодействия в функционировании анализаторных систем, участвующих в формировании фонетической стороны речи незрячих, дисграфия.

ТЕМА 13. Особенности развития эмоционально-волевой сферы слепых.

Негативное эмоциональное состояние, заниженная самооценка как причина снижения активности личности при слепоте и неадекватного отношения к своему дефекту. Ограничение внешнего проявления внутреннего состояния. Влияние слепоты на степень проявления отдельных эмоций, на уровень развития отдельных видов чувств. Отсутствие у слепых эмоций на зрительно воспринимаемые объекты. Значение для детей с нарушениями зрения развитой воли и волевого акта для преодоления жизненных трудностей. Организация коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы.

ТЕМА 14. Психические особенности развития при дефектах зрения в раннем и дошкольном возрасте.

Система сенсорных, моторных и интеллектуальных компонентов, обеспечивающих слепому ребенку отражение внешнего мира. Снижение темпа и качественных характеристик психического развития незрячих в раннем возрасте. Стадии компенсации слепоты, свойственные раннему возрасту.

ТЕМА 15. Личность и деятельность при дефектах зрения.

Влияние слепоты на социальную позицию, возникновение у детей с нарушением зрения иных социальных установок. Возможность появления негативных характерологических особенностей, изменение в динамике потребностей к разным видам деятельности. Замкнутость, некоммуникабельность как следствие ограничения контакта с окружающими. создание соответствующих условий и правильной организации обучения и воспитания, активное вовлечение слепых и слабовидящих в различные виды деятельности.

ТЕМА 16. Пространственная ориентация при нарушениях функции зрения. Готовность к обучению в школе.

Пространственное ориентирование незрячего – сложная познавательная деятельность. Трудности, испытываемые слепыми при ориентировке в окружающем пространстве. Совершенствование системы сохранных анализаторов как условие повышения эффективности ориентировки незрячих в пространстве. Обучение слепых пространственной ориентировке как важный элемент учебно-воспитательного процесса, как одно из условий воспитания полноценной личности слепого.

Состояние общей и мелкой моторики незрячих старшего дошкольного возраста. Речевое развитие старших дошкольников с нарушением зрения. Особенности психофизического состояния дошкольников с нарушением зрения в период подготовки к школе. Формирование адекватного отношения незрячих к своему дефекту.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Источники:
proglaza.ru, lektsii.org, mammypage.ru, mylektsii.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное