Помощь трудным детям

Задачи и общие принципы психологической помощи трудным детям и подросткам

Вопросы для обсуждения

Психологические, педагогические и медикопедагоги-ческие критерии выделения детей и подростков как. трудных.

Трудные дети и трудности возраста. Задачи психологической диагностики при работе с трудными детьми и подростками: различные подходы. Существующие подходы к выделению различных категорий трудных детей. Особенности внекатегориального подхода.

Специфика диагностической и психокоррекционной работы школьного психолога с трудными детьми, подростками и юношами: возможности и ограничения.

Реализация личностного подхода в работе с трудными детьми и подростками.

Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М. 1990.

Бурменская Г. В. Карабанова О. А. Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М. 1990.

Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5. С. 137-152, 175-180, 188-195. М. 1983.

Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. М. 1988.

Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. М. 1990.

Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике врача. Л. 1984.

Исурина Г. Л. и др. Трудные подростки в массовой. школе//Патохарактерологический опросник для подростков. Л. 1976. С. 68-70.

Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации//Вопросы психологии. 1984, № 4. С. 89-95.

Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. М. 1982. С. 228-233.

Клайнпетер У. Реслер Г.-Д. Основные принципы психотерапии в детском и подростковом возрасте//Психогигиена детей и подростков. М. 1985. С. 163-208.

Кочетов А. Н. Верцинская И. Н. Работа с трудными детьми. М. 1986.

Леей В. Нестандартный ребенок//Искусство быть другим. Кн. 2. М. 1983.

Общение и формирование личности школьника/Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М. 1987. С. 17- 40.

Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М, 1991. С. 163-237.

Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1987. С. 5- 73.

Семья в психологической консультации/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М. 1989.

Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М. 1958.

Шюрер М. Смекал В. Диагностика воспитательных и учебных затруднений в психолого-педагогическом консультационном деле//Шванцара И.

и кол. Диагностика психического развития. Прага, 1978. С. 265-271.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М. 1981.

Что делать, если мы все перепробовали? Как помочь трудному ребенку?

Помощь трудным детям

Непослушных детей, а тем более детей, отбившихся от рук, принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число трудных обычно попадают дети не худшие, а особенно чувствительные и ранимые . Они сходят с рельсов под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Отсюда следует вывод, что трудный ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он просто не слушается, просто не желает понять , а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование я сам двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание.

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо.

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное смещение неблагополучия происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: Нечего стараться, все равно ничего не получится. Это - в душе, а внешним поведением он показывает: Мне все равно, И пусть плохой, И буду плохой!

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда трудных детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так неразумны? Да потому, что не знают . как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи . Своим поведением он говорит нам: Мне плохо! Помогите мне!

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками отплатить родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение .

Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев .

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида .

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности . а порой и отчаяния .

Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?

Первый и общий ответ на него такой - постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг.Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача - перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, со стажем. И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он воевал. А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Что же касается его привычных выходок, то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо методом подстройки - вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: Позволь же мне, наконец, жить своим умом. Помните, что прожить чужую жизнь - задача неблагодарная.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать полагающегося поведения. Стоит сбросить на ноль свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это - единственный путь воспитания.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

Источник: Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"

Помощь трудным детям

Помощь трудным детям

В книге обобщен уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития детей, где работают психологи, врачи, педагоги и которойв течение ряда лет руководил М.Раттер.Книга знакомит читателей с феноменологией эмоциональных расстройств и нарушений поведения детей, а также с практикой их выявления, психологического анализа и терапии.Книга полезна не только специалистам, работающим с детьми, но и родителям, имеющим трудности в воспитании ребенка.

Другие книги схожей тематики:

В книге обобщен уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития детей, где работают психологи, врачи, педагоги и которойв течение ряда лет руководил М.Раттер — Прогресс, (формат: 84x108/32, 424 стр.) Подробнее.

Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В книге обобщен уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития — ЁЁ Медиа, (формат: 84x108/32, 424 стр.) - Подробнее.

Книга известного английского психиатра Майкла Раттера посвящена проблеме, которая актуальна для огромного числа родителей, учителей и воспитателей, - это проблематак называемых трудных детей или — Эксмо-Пресс, Астрель Пресс, (формат: 70x100/16, 432 стр.) Мир психологии Подробнее.

Капилина (Пичугина) М. В. Панюшева Т. Д.

Книга написана двумя опытными авторами-психологами, которые почти два десятка лет работают с детьми-сиротами и приемными семьями. Авторы рассказывают, что на самомделе переживают дети, потерявшие — Никея, (формат: 84x108/32, 424 стр.) Подробнее.

Капилина (Пичугина) М.В.

Книга написана двумя опытными авторами-психологами, которые почти два десятка лет работают с детьми-сиротами и приемными семьями. Авторы рассказывают, что на самомделе переживают дети, потерявшие — Никея, (формат: 84x108/32, 424 стр.) - Подробнее.

Капилина (Пичугина) М. В.

Книга написана двумя опытными авторами-психологами, которые почти два десятка лет работают с детьми-сиротами и приемными семьями. Авторы рассказывают, что на самомделе пе-реживают дети, потерявшие — Никея, (формат: мягкий, 432 стр.) Подробнее.

Капилина (Пичугина) Мария

Книга написана двумя опытными авторами-психологами, которые почти два десятка лет работают с детьми-сиротами и приемными семьями. Авторы рассказывают, что на самомделе пе-реживают дети, потерявшие — Никея, (формат: мягкий, 425 стр.) Подробнее.

См. также в других словарях:

ТРУДНЫЕ ДЕТИ — Категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внеш. проявлениям его индивидуально психол особенностей, служащих препятствием для нормального протекания … Российская педагогическая энциклопедия

Нарушений общения причины — Причинами существенных признаков проблем в О. человека нередко являются заболевания, расстройства личности, неблагоприятная ситуация развития и др. Примерами нарушений О. в результате неблагоприятной ситуации развития могут служить дети «Маугли» … Психология общения. Энциклопедический словарь

Литература — ◘ Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М. 1994. ◘ Басова А. Г. Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. М. 1984. ◘ Блейхер В.М. Крук И.В. Словарь психиатрических терминов. Воронеж, 1995. ◘ Буянов М. … Дефектология. Словарь-справочник

Кас Д’Амато — Константин Д’Амато (англ. Cus D’Amato 17 января 1908(19080117), Бронкс, Нью Йорк, США 4 ноября 1985) американский тренер по боксу, воспитавший множество бойцов на профессиональном ринге, включая Флойда Патерсона, Хосе Тореса и … Википедия

Д’Амато, Кас — У этого термина существуют и другие значения, см. Амато. Константин Д’Амато Личная информация Оригинальное имя: англ. Cus D’Amato Дата рождения: 17 января 1908(1908 01 17) … Википедия

АЛЕКСАНДР III МАКЕДОНСКИЙ — Царь Македонии в 336 323 гг. до Р.Х. Сын Филиппа II и эпирской царевны Олимпиады. Род. в 356 г. до Р.Х. ум. 13 июня 323 г. до Р.Х. Ж: 1) Роксана 2) Статира. По свидетельству Плутарха, Александр еще в отроческом возрасте проявлял редкий здравый … Все монархи мира

Тверские великие и удельные князья — - могущественный и многочисленный княжеский род древней Руси, в течение почти двух с половиною столетий стоявший во главе великого княжества Тверского, от названия которого и получил свое собирательное имя. О времени основания центрального … Большая биографическая энциклопедия

Всемирный банк — (World Bank) Всемирный банк это межправительственное кредитное учреждение, целью которого является повышение уровня жизни развивающихся стран, путем оказания им финансовой помощи Определение Всемирный банк, история Всемирного банка, его … Энциклопедия инвестора

Список эпизодов телесериала «Папины дочки» — Основная статья: Папины дочки Комедийный телесериал «Папины дочки» транслируется на канале СТС с 3 сентября 2007 года. На данный момент вышло 19 сезонов 390 серий (в каждом сезоне по 20 серий, исключение составляют 7 и 11 сезоны в них … Википедия

Рокфеллеры — (Rockefellers) Рокфеллеры это династия крупнейших американских предпринимателей, политических и общественных деятелей История династии Рокфеллеров, представители династии Рокфеллеров, Джон Дэвисон Рокфеллер, Рокфеллеры сегодня, Рокфеллеры и … Энциклопедия инвестора

Франция — I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Фильмы

  • Манолис Глезос - сын Эллады.. 1963 — Фильм о греческом патриоте Манолисе Глезосе и борьбе греческого народа за независимость.
  • Заговор против Республики.. 1980 — О трудных днях Афганистана после свержения режима Амина, попытках внутренней и внешней контрреволюции уничтожить завоевания афганского народа, о событиях февраля 1980 года.
  • С дистанции времени. Советский Союз и китайская революция.. 1986 — На основе редких, малоизвестных документальных материалов фильм рассказывает о наиболее значительных и важных этапах взаимоотношений СССР и КНР.
  • / _Раттер М. Помощь трудным детям (1) - копия

    В последнее время в нашей стране большое развитие получила практическая психология. Возникают много­ численные психологические службы — семейные, пси­ холого-педагогические, медико-психологические, профориентационные. Практические психологи сотруднича­ ют с учителями, психиатрами, невропатологами, нарко­ логами. Они работают и на производстве, и в клиниках, и в домах для престарелых.

    Одной из важнейших задач современной практиче­ ской психологии является психологическая коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям, которые доставляют окружающим немало хлопот. Возможности психологической коррек­ ции и отличия от более традиционной психотерапии в ее различных вариантах, которыми владеют только получившие специальное медицинское образование вра­ чи, составляют предмет дискуссии на страницах жур­ налов 1. Бесспорным остается факт, что в настоящее вре­ мя мы переживаем бурное рождение новой, во многом до конца не изученной формы оказания социальной психологической помощи людям, в частности детям.

    Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подра­ стающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку с небла­ гоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно.

    Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений

    и установок, изменение желаний и привычек, появляет-

    ' П о л я к о в Ю. Ф. С п и в а к о в с к а я А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний. — В сб. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Республиканский сборник научных трудов. Л. 1985, с. 1 1 9 - 1 2 6.

    ся неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический харак­ тер. Как помочь такому ребенку? Как уменьшить его страдания? Что посоветовать его родителям? Как вести себя с ним учителям?

    Непросто найти ответы на эти и многие другие аналогичные вопросы. Анализ каждого отдельного слу­ чая требует индивидуального подхода: внимательного и компетентного отношения специалистов. В этом смо­ жет убедиться каждый, кто прочтет книгу М. Раттера «Помощь трудным детям». Хочется сразу оговориться. В данном случае трудными названы дети, которые изза эмоциональных расстройств или нарушений поведе­ ния оказываются трудными для взрослых.

    Эти расстройства причиняют самим детям не мень­ ше неприятностей, чем окружающим, так как прежде всего лишают их радости детства. Кто же сможет дать необходимый совет, помочь в безвыходной, казалось бы, ситуации?

    Книга М. Раттера, крупного английского специа­ листа в области детской психиатрии, посвященная проблемам трудных детей и ориентированная в первую очередь на педагогов и практических психологов, пред­ ставляется в этой связи очень актуальной и современ­ ной. И хотя многие моменты в этой книге могут пока­ заться спорными, в целом она дает возможность позна­ комиться с зарубежным опытом психологической диаг­ ностики и психологической коррекции и сравнить неиз­ бежные различия, вызываемые разными методологи­ ческими подходами к принципам и методам диагности­ ки.

    Те, кто прочтет эту книгу, смогут узнать интересные факты из опыта работы руководимой М. Раттером клиники, где в тесном содружестве работают специали­ сты различного профиля, объединенные общим жела­ нием — принести максимальную пользу ребенку с неблагоприятными особенностями психики. Вместе с тем следует предупредить читателя, что эта книга, написанная для лиц, не имеющих специального меди­ цинского образования, но в силу обстоятельств сталки­ вающихся с аномалиями душевной жизни детей или с трудностями их поведения, не представляет собой учебника по детской психологии.

    Содержание книги составляют размышления авто­ ра над опытом собственной работы, и на ее страницах он делится с читателем соображениями, которые ему кажутся наиболее важными.

    Книга условно делится на несколько разделов. Первый посвящен проблемам разрабатываемой М. Раттером на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) системы диагностики наруше­ ний психического развития ребенка. Во втором — кратко систематизированы основные факты, касающиеся вопро­ сов нормального развития ребенка. Многие из них пред­ ставят несомненный интерес для читателя.

    В третьем разделе книги рассмотрены данные, ука­ зывающие на зависимость поведения родителей от особенностей ребенка, обсуждаются индивидуальные различия между детьми, а в четвертом — наоборот, вопросы, связанные с влиянием окружающей среды на развитие ребенка.

    Далее в книге подробно описываются различные симптомы нарушенного психического развития, такие, как эмоциональная холодность ребенка, его агрессив­ ность, асоциальное поведение и т. д. И наконец, в послед­ нем разделе автор останавливается на обсуждении во­ проса эффективности различных способов психотерапии диагностируемых нарушений. Все разделы книги богато иллюстрированы примерами из клинической практики, которые позволяют читателю окунуться в живую реаль­ ность психокоррекционного процесса.

    Остановимся на некоторых основных проблемах книги. В первой главе автор излагает разрабатываемые им принципы диагностики болезненных состояний у детей. Прежде всего следует принять во внимание, что книга М. Раттера адресована английскому читателю и поэтому она в популярной форме знакомит с принятой в Англии процедурой диагностики психического состоя­ ния детей, которая во многом не совпадает с совет­ скими принципами и методами. В связи с этим у со­ ветского читателя, знакомого с основами отечественной психиатрии и принятого в нашей стране нозологиче­ ского подхода, ряд моментов не может не вызвать возра­ жений. Так, в частности, бросается в глаза отсутствие единого основания в предлагаемой автором классифи­ кации эмоциональных расстройств и нарушений по­ ведения у детей, различный удельный вес призна-

    ков, принимаемых во внимание при постановке диаг­ ноза.

    Может показаться странным, что в книге, не рас­ считанной на врачей, достаточно много места уделяется психиатрической диагностике. Правда, помимо диагно­ стики симптомов и синдромов, в ней большое внимание уделяется факторам социальной среды: семье ребенка, особенностям его общения со сверстникамл, школьной ситуации. Как и многие западные исследователи, ав­ тор явно не видит разницы между психиатрической и психологической диагностикой. В то же время в оте­ чественной психологии эта разница считается весьма существенной.

    Если предметом психиатрической диагностики яв­ ляются психические заболевания, то психологическая диагностика ставит перед собой цель определить соб­ ственно психологический статус ребенка: особенности развития его высших психических функций, склад его личности, характера, темперамента. Психологическая диагностика, в отличие от психиатрической, касается не только больного ребенка, но и здорового. В опреде­ ленном смысле для психологической диагностики не существует больных и здоровых детей, а есть лишь существо психологической проблемы. Таким образом, психологическая и психиатрическая диагностики ни­ как не противоречат друг другу, а полезно друг друга дополняют. Собственно смысл психологического ис­ следования в раннем детстве— не постановка клиниче­ ского диагноза в терминах детской психиатрии или невропатологии, а обнаружение и правильная квалифи­ кация психологического дефекта развития.

    Для этого прежде всего необходимо выявить меха­ низм и причины существующих нарушений развития, выделить ведущий психологический дефект. Правиль­ ное понимание природы дефекта в свою очередь позво­ ляет правильно обосновать пути его коррекции и ком­ пенсации.

    Задачи патопсихологического исследования психи­ ческого развития ребенка раннего возраста можно опре­ делить следующим образом.

    1. Оценка состояния развития в целом с учетом развития отдельных функций (главным образом по­ знавательной, эмоциональной, внимания, памяти, ре­ чи, восприятия и т. д.).

    При этом в центре внимания исследователя находит­ ся процесс выполнения экспериментальных заданий как отражение психической деятельности ребенка, и поэтому становится не столько важен достигнутый результат, сколько возможность организации деятель­ ности по выполнению задания. Обычно учитывают: а) возможность самостоятельного контроля за психиче­ ской деятельностью или же необходимость организации ее со стороны взрослого б) насколько ребенок пред­ ставляет себе цель собственных действий и, что самое важное, может организовать целесообразное поведе­ ние, особенно для тех случаев, когда цель деятельности непосредственно в восприятии не задана в) понимание ребенком несоответствия достигаемых результатов ожидаемым г) выбор действий или системы действий по исправлению допускаемых ошибок, свидетельствую­ щий об уровне познавательного развития.

    2. Психологическая квалификация дефекта: выяв­ ление центрального механизма, препятствующего нор­ мальному осуществлению действий по выполнению заданий или нарушающего взаимодействие ребенка со средой.

    числу таких механизмов может быть отнесено

    общее первичное интеллектуальное снижение,

    встречающееся у детей-олигофренов, так и частные дефекты, возникающие на органической почве (дви­ гательная расторможенность, выраженная нецеле­ направленность деятельности, застревание на отдель­ ных способах выполнения заданий или действиях, инертность, плохая переключаемость, повышенная истощаемость и утомляемость, флуктуирующая рабо­ тоспособность и задержка речевого развития). Частные дефекты обычно являются фоном для возникновения задержанного психического развития.

    Наконец, целая группа нарушений развития может быть обусловлена социальными факторами. Эти нару­ шения своим происхождением обязаны главным обра­ зом неблагоприятным условиям среды, в которых проте­ кало или протекает психическое развитие ребенка. В этих случаях важно диагностировать существование невротической реакции, зону невротического конфликта, а также особенности понимания ребенком этого кон­ фликта и то, как он реагирует на него (то есть харак­

    тер психологической защиты, самооценки и эмоциональ- •

    ного репертуара наряду с особенностями родителей, в том числе стиля их воспитания и реагирования на конфликтное поведение ребенка).

    Не исключено, что у одного и того же ребенка может наблюдаться одновременное сосуществование нескольких из описанных типов дефектов, что значи­ тельно затрудняет диагностику.

    3. Определение природы выявленных дефектов.

    Здесь в первую очередь следует обратить внимание на обусловленность дефекта нарушением созревания анатомо-физиологических структур нервной системы. Чем сильнее выражена эта обусловленность, тем хуже коррегируется дефект. Вторичные по своей природе де­ фекты легче поддаются коррекции при правильном понимании механизма их формирования. Надежным признаком вторичного характера симптома является его хорошая коррегируемость, а также обучаемость ребенка в экспериментальной ситуации обследования.

    4. Определение прогноза развития, для чего особен­ но важно определить способность ребенка к обучению

    и переносу приобретенных навыков в новые ситуации.

    5. Определение оптимальных путей помощи трудно­ му ребенку. К их числу может быть отнесена, напри­ мер, рекомендация перевода ребенка в специализиро­ ванные ясли или детские сады, составление программ индивидуальной помощи в обучении с учетом картины дефекта, психологическая коррекция эмоциональных дефектов и т. д.

    По мнению М. Раттера, для диагностики и коррек­ ции аномалий психического развития детей принци­ пиально важно следующее:

    1) учитывать те факторы, из-за которых у ребенка сформировался дефект психического развития, а также те, которые способствуют сохранению этого дефекта

    2) выявлять механизмы диагностируемых эмоцио­ нальных расстройств и нарушений психического раз­ вития

    3) соотносить состояние психического развития ребенка с возрастными особенностями развития рассматривать психическое развитие ребенка как ре­ зультат взаимодействия наследственно обусловленных факторов, личностного склада ребенка и влияния окружающей среды.

    Эти бесспорные на первый взгляд положения

    Источники:
    vikidalka.ru, adalin.mospsy.ru, books.academic.ru, www.studfiles.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное