Помощь трудным детям
Задачи и общие принципы психологической помощи трудным детям и подросткам
Вопросы для обсуждения
Психологические, педагогические и медикопедагоги-ческие критерии выделения детей и подростков как. трудных.
Трудные дети и трудности возраста. Задачи психологической диагностики при работе с трудными детьми и подростками: различные подходы. Существующие подходы к выделению различных категорий трудных детей. Особенности внекатегориального подхода.
Специфика диагностической и психокоррекционной работы школьного психолога с трудными детьми, подростками и юношами: возможности и ограничения.
Реализация личностного подхода в работе с трудными детьми и подростками.
Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М. 1990.
Бурменская Г. В. Карабанова О. А. Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М. 1990.
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5. С. 137-152, 175-180, 188-195. М. 1983.
Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. М. 1988.
Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. М. 1990.
Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике врача. Л. 1984.
Исурина Г. Л. и др. Трудные подростки в массовой. школе//Патохарактерологический опросник для подростков. Л. 1976. С. 68-70.
Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации//Вопросы психологии. 1984, № 4. С. 89-95.
Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. М. 1982. С. 228-233.
Клайнпетер У. Реслер Г.-Д. Основные принципы психотерапии в детском и подростковом возрасте//Психогигиена детей и подростков. М. 1985. С. 163-208.
Кочетов А. Н. Верцинская И. Н. Работа с трудными детьми. М. 1986.
Леей В. Нестандартный ребенок//Искусство быть другим. Кн. 2. М. 1983.
Общение и формирование личности школьника/Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М. 1987. С. 17- 40.
Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М, 1991. С. 163-237.
Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1987. С. 5- 73.
Семья в психологической консультации/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М. 1989.
Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М. 1958.
Шюрер М. Смекал В. Диагностика воспитательных и учебных затруднений в психолого-педагогическом консультационном деле//Шванцара И.
Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М. 1981.
Что делать, если мы все перепробовали? Как помочь трудному ребенку?
Непослушных детей, а тем более детей, отбившихся от рук, принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число трудных обычно попадают дети не худшие, а особенно чувствительные и ранимые . Они сходят с рельсов под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.
Отсюда следует вывод, что трудный ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он просто не слушается, просто не желает понять , а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.
Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование я сам двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.
Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!
Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.
Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание.
И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо.
Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.
Подобное смещение неблагополучия происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: Нечего стараться, все равно ничего не получится. Это - в душе, а внешним поведением он показывает: Мне все равно, И пусть плохой, И буду плохой!
Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда трудных детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.
Почему же они так неразумны? Да потому, что не знают . как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи . Своим поведением он говорит нам: Мне плохо! Помогите мне!
Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками отплатить родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства.
Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение .
Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев .
Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида .
Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности . а порой и отчаяния .
Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?
Первый и общий ответ на него такой - постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг.Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача - перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.
Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, со стажем. И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он воевал. А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.
Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.
Что же касается его привычных выходок, то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.
Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.
Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо методом подстройки - вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: Позволь же мне, наконец, жить своим умом. Помните, что прожить чужую жизнь - задача неблагодарная.
Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.
Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать полагающегося поведения. Стоит сбросить на ноль свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!
Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.
Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это - единственный путь воспитания.
И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.
Источник: Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"
Помощь трудным детям
В книге обобщен уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития детей, где работают психологи, врачи, педагоги и которойв течение ряда лет руководил М.Раттер.Книга знакомит читателей с феноменологией эмоциональных расстройств и нарушений поведения детей, а также с практикой их выявления, психологического анализа и терапии.Книга полезна не только специалистам, работающим с детьми, но и родителям, имеющим трудности в воспитании ребенка.
Другие книги схожей тематики:
В книге обобщен уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития детей, где работают психологи, врачи, педагоги и которойв течение ряда лет руководил М.Раттер — Прогресс, (формат: 84x108/32, 424 стр.) Подробнее.
Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В книге обобщен уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития — ЁЁ Медиа, (формат: 84x108/32, 424 стр.) - Подробнее.
Книга известного английского психиатра Майкла Раттера посвящена проблеме, которая актуальна для огромного числа родителей, учителей и воспитателей, - это проблематак называемых трудных детей или — Эксмо-Пресс, Астрель Пресс, (формат: 70x100/16, 432 стр.) Мир психологии Подробнее.
Капилина (Пичугина) М. В. Панюшева Т. Д.
Книга написана двумя опытными авторами-психологами, которые почти два десятка лет работают с детьми-сиротами и приемными семьями. Авторы рассказывают, что на самомделе переживают дети, потерявшие — Никея, (формат: 84x108/32, 424 стр.) Подробнее.
Капилина (Пичугина) М.В.
Книга написана двумя опытными авторами-психологами, которые почти два десятка лет работают с детьми-сиротами и приемными семьями. Авторы рассказывают, что на самомделе переживают дети, потерявшие — Никея, (формат: 84x108/32, 424 стр.) - Подробнее.
Капилина (Пичугина) М. В.
Книга написана двумя опытными авторами-психологами, которые почти два десятка лет работают с детьми-сиротами и приемными семьями. Авторы рассказывают, что на самомделе пе-реживают дети, потерявшие — Никея, (формат: мягкий, 432 стр.) Подробнее.
Капилина (Пичугина) Мария
Книга написана двумя опытными авторами-психологами, которые почти два десятка лет работают с детьми-сиротами и приемными семьями. Авторы рассказывают, что на самомделе пе-реживают дети, потерявшие — Никея, (формат: мягкий, 425 стр.) Подробнее.
См. также в других словарях:
ТРУДНЫЕ ДЕТИ — Категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внеш. проявлениям его индивидуально психол особенностей, служащих препятствием для нормального протекания … Российская педагогическая энциклопедия
Нарушений общения причины — Причинами существенных признаков проблем в О. человека нередко являются заболевания, расстройства личности, неблагоприятная ситуация развития и др. Примерами нарушений О. в результате неблагоприятной ситуации развития могут служить дети «Маугли» … Психология общения. Энциклопедический словарь
Литература — ◘ Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М. 1994. ◘ Басова А. Г. Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. М. 1984. ◘ Блейхер В.М. Крук И.В. Словарь психиатрических терминов. Воронеж, 1995. ◘ Буянов М. … Дефектология. Словарь-справочник
Кас Д’Амато — Константин Д’Амато (англ. Cus D’Amato 17 января 1908(19080117), Бронкс, Нью Йорк, США 4 ноября 1985) американский тренер по боксу, воспитавший множество бойцов на профессиональном ринге, включая Флойда Патерсона, Хосе Тореса и … Википедия
Д’Амато, Кас — У этого термина существуют и другие значения, см. Амато. Константин Д’Амато Личная информация Оригинальное имя: англ. Cus D’Amato Дата рождения: 17 января 1908(1908 01 17) … Википедия
АЛЕКСАНДР III МАКЕДОНСКИЙ — Царь Македонии в 336 323 гг. до Р.Х. Сын Филиппа II и эпирской царевны Олимпиады. Род. в 356 г. до Р.Х. ум. 13 июня 323 г. до Р.Х. Ж: 1) Роксана 2) Статира. По свидетельству Плутарха, Александр еще в отроческом возрасте проявлял редкий здравый … Все монархи мира
Тверские великие и удельные князья — - могущественный и многочисленный княжеский род древней Руси, в течение почти двух с половиною столетий стоявший во главе великого княжества Тверского, от названия которого и получил свое собирательное имя. О времени основания центрального … Большая биографическая энциклопедия
Всемирный банк — (World Bank) Всемирный банк это межправительственное кредитное учреждение, целью которого является повышение уровня жизни развивающихся стран, путем оказания им финансовой помощи Определение Всемирный банк, история Всемирного банка, его … Энциклопедия инвестора
Список эпизодов телесериала «Папины дочки» — Основная статья: Папины дочки Комедийный телесериал «Папины дочки» транслируется на канале СТС с 3 сентября 2007 года. На данный момент вышло 19 сезонов 390 серий (в каждом сезоне по 20 серий, исключение составляют 7 и 11 сезоны в них … Википедия
Рокфеллеры — (Rockefellers) Рокфеллеры это династия крупнейших американских предпринимателей, политических и общественных деятелей История династии Рокфеллеров, представители династии Рокфеллеров, Джон Дэвисон Рокфеллер, Рокфеллеры сегодня, Рокфеллеры и … Энциклопедия инвестора
Франция — I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фильмы
/ _Раттер М. Помощь трудным детям (1) - копия
В последнее время в нашей стране большое развитие получила практическая психология. Возникают много численные психологические службы — семейные, пси холого-педагогические, медико-психологические, профориентационные. Практические психологи сотруднича ют с учителями, психиатрами, невропатологами, нарко логами. Они работают и на производстве, и в клиниках, и в домах для престарелых.
Одной из важнейших задач современной практиче ской психологии является психологическая коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям, которые доставляют окружающим немало хлопот. Возможности психологической коррек ции и отличия от более традиционной психотерапии в ее различных вариантах, которыми владеют только получившие специальное медицинское образование вра чи, составляют предмет дискуссии на страницах жур налов 1. Бесспорным остается факт, что в настоящее вре мя мы переживаем бурное рождение новой, во многом до конца не изученной формы оказания социальной психологической помощи людям, в частности детям.
Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подра стающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку с небла гоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно.
Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений
и установок, изменение желаний и привычек, появляет-
' П о л я к о в Ю. Ф. С п и в а к о в с к а я А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний. — В сб. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Республиканский сборник научных трудов. Л. 1985, с. 1 1 9 - 1 2 6.
ся неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический харак тер. Как помочь такому ребенку? Как уменьшить его страдания? Что посоветовать его родителям? Как вести себя с ним учителям?
Непросто найти ответы на эти и многие другие аналогичные вопросы. Анализ каждого отдельного слу чая требует индивидуального подхода: внимательного и компетентного отношения специалистов. В этом смо жет убедиться каждый, кто прочтет книгу М. Раттера «Помощь трудным детям». Хочется сразу оговориться. В данном случае трудными названы дети, которые изза эмоциональных расстройств или нарушений поведе ния оказываются трудными для взрослых.
Эти расстройства причиняют самим детям не мень ше неприятностей, чем окружающим, так как прежде всего лишают их радости детства. Кто же сможет дать необходимый совет, помочь в безвыходной, казалось бы, ситуации?
Книга М. Раттера, крупного английского специа листа в области детской психиатрии, посвященная проблемам трудных детей и ориентированная в первую очередь на педагогов и практических психологов, пред ставляется в этой связи очень актуальной и современ ной. И хотя многие моменты в этой книге могут пока заться спорными, в целом она дает возможность позна комиться с зарубежным опытом психологической диаг ностики и психологической коррекции и сравнить неиз бежные различия, вызываемые разными методологи ческими подходами к принципам и методам диагности ки.
Те, кто прочтет эту книгу, смогут узнать интересные факты из опыта работы руководимой М. Раттером клиники, где в тесном содружестве работают специали сты различного профиля, объединенные общим жела нием — принести максимальную пользу ребенку с неблагоприятными особенностями психики. Вместе с тем следует предупредить читателя, что эта книга, написанная для лиц, не имеющих специального меди цинского образования, но в силу обстоятельств сталки вающихся с аномалиями душевной жизни детей или с трудностями их поведения, не представляет собой учебника по детской психологии.
Содержание книги составляют размышления авто ра над опытом собственной работы, и на ее страницах он делится с читателем соображениями, которые ему кажутся наиболее важными.
Книга условно делится на несколько разделов. Первый посвящен проблемам разрабатываемой М. Раттером на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) системы диагностики наруше ний психического развития ребенка. Во втором — кратко систематизированы основные факты, касающиеся вопро сов нормального развития ребенка. Многие из них пред ставят несомненный интерес для читателя.
В третьем разделе книги рассмотрены данные, ука зывающие на зависимость поведения родителей от особенностей ребенка, обсуждаются индивидуальные различия между детьми, а в четвертом — наоборот, вопросы, связанные с влиянием окружающей среды на развитие ребенка.
Далее в книге подробно описываются различные симптомы нарушенного психического развития, такие, как эмоциональная холодность ребенка, его агрессив ность, асоциальное поведение и т. д. И наконец, в послед нем разделе автор останавливается на обсуждении во проса эффективности различных способов психотерапии диагностируемых нарушений. Все разделы книги богато иллюстрированы примерами из клинической практики, которые позволяют читателю окунуться в живую реаль ность психокоррекционного процесса.
Остановимся на некоторых основных проблемах книги. В первой главе автор излагает разрабатываемые им принципы диагностики болезненных состояний у детей. Прежде всего следует принять во внимание, что книга М. Раттера адресована английскому читателю и поэтому она в популярной форме знакомит с принятой в Англии процедурой диагностики психического состоя ния детей, которая во многом не совпадает с совет скими принципами и методами. В связи с этим у со ветского читателя, знакомого с основами отечественной психиатрии и принятого в нашей стране нозологиче ского подхода, ряд моментов не может не вызвать возра жений. Так, в частности, бросается в глаза отсутствие единого основания в предлагаемой автором классифи кации эмоциональных расстройств и нарушений по ведения у детей, различный удельный вес призна-
ков, принимаемых во внимание при постановке диаг ноза.
Может показаться странным, что в книге, не рас считанной на врачей, достаточно много места уделяется психиатрической диагностике. Правда, помимо диагно стики симптомов и синдромов, в ней большое внимание уделяется факторам социальной среды: семье ребенка, особенностям его общения со сверстникамл, школьной ситуации. Как и многие западные исследователи, ав тор явно не видит разницы между психиатрической и психологической диагностикой. В то же время в оте чественной психологии эта разница считается весьма существенной.
Если предметом психиатрической диагностики яв ляются психические заболевания, то психологическая диагностика ставит перед собой цель определить соб ственно психологический статус ребенка: особенности развития его высших психических функций, склад его личности, характера, темперамента. Психологическая диагностика, в отличие от психиатрической, касается не только больного ребенка, но и здорового. В опреде ленном смысле для психологической диагностики не существует больных и здоровых детей, а есть лишь существо психологической проблемы. Таким образом, психологическая и психиатрическая диагностики ни как не противоречат друг другу, а полезно друг друга дополняют. Собственно смысл психологического ис следования в раннем детстве— не постановка клиниче ского диагноза в терминах детской психиатрии или невропатологии, а обнаружение и правильная квалифи кация психологического дефекта развития.
Для этого прежде всего необходимо выявить меха низм и причины существующих нарушений развития, выделить ведущий психологический дефект. Правиль ное понимание природы дефекта в свою очередь позво ляет правильно обосновать пути его коррекции и ком пенсации.
Задачи патопсихологического исследования психи ческого развития ребенка раннего возраста можно опре делить следующим образом.
1. Оценка состояния развития в целом с учетом развития отдельных функций (главным образом по знавательной, эмоциональной, внимания, памяти, ре чи, восприятия и т. д.).
При этом в центре внимания исследователя находит ся процесс выполнения экспериментальных заданий как отражение психической деятельности ребенка, и поэтому становится не столько важен достигнутый результат, сколько возможность организации деятель ности по выполнению задания. Обычно учитывают: а) возможность самостоятельного контроля за психиче ской деятельностью или же необходимость организации ее со стороны взрослого б) насколько ребенок пред ставляет себе цель собственных действий и, что самое важное, может организовать целесообразное поведе ние, особенно для тех случаев, когда цель деятельности непосредственно в восприятии не задана в) понимание ребенком несоответствия достигаемых результатов ожидаемым г) выбор действий или системы действий по исправлению допускаемых ошибок, свидетельствую щий об уровне познавательного развития.
2. Психологическая квалификация дефекта: выяв ление центрального механизма, препятствующего нор мальному осуществлению действий по выполнению заданий или нарушающего взаимодействие ребенка со средой.
числу таких механизмов может быть отнесено
общее первичное интеллектуальное снижение,
встречающееся у детей-олигофренов, так и частные дефекты, возникающие на органической почве (дви гательная расторможенность, выраженная нецеле направленность деятельности, застревание на отдель ных способах выполнения заданий или действиях, инертность, плохая переключаемость, повышенная истощаемость и утомляемость, флуктуирующая рабо тоспособность и задержка речевого развития). Частные дефекты обычно являются фоном для возникновения задержанного психического развития.
Наконец, целая группа нарушений развития может быть обусловлена социальными факторами. Эти нару шения своим происхождением обязаны главным обра зом неблагоприятным условиям среды, в которых проте кало или протекает психическое развитие ребенка. В этих случаях важно диагностировать существование невротической реакции, зону невротического конфликта, а также особенности понимания ребенком этого кон фликта и то, как он реагирует на него (то есть харак
тер психологической защиты, самооценки и эмоциональ- •
ного репертуара наряду с особенностями родителей, в том числе стиля их воспитания и реагирования на конфликтное поведение ребенка).
Не исключено, что у одного и того же ребенка может наблюдаться одновременное сосуществование нескольких из описанных типов дефектов, что значи тельно затрудняет диагностику.
3. Определение природы выявленных дефектов.
Здесь в первую очередь следует обратить внимание на обусловленность дефекта нарушением созревания анатомо-физиологических структур нервной системы. Чем сильнее выражена эта обусловленность, тем хуже коррегируется дефект. Вторичные по своей природе де фекты легче поддаются коррекции при правильном понимании механизма их формирования. Надежным признаком вторичного характера симптома является его хорошая коррегируемость, а также обучаемость ребенка в экспериментальной ситуации обследования.
4. Определение прогноза развития, для чего особен но важно определить способность ребенка к обучению
и переносу приобретенных навыков в новые ситуации.
5. Определение оптимальных путей помощи трудно му ребенку. К их числу может быть отнесена, напри мер, рекомендация перевода ребенка в специализиро ванные ясли или детские сады, составление программ индивидуальной помощи в обучении с учетом картины дефекта, психологическая коррекция эмоциональных дефектов и т. д.
По мнению М. Раттера, для диагностики и коррек ции аномалий психического развития детей принци пиально важно следующее:
1) учитывать те факторы, из-за которых у ребенка сформировался дефект психического развития, а также те, которые способствуют сохранению этого дефекта
2) выявлять механизмы диагностируемых эмоцио нальных расстройств и нарушений психического раз вития
3) соотносить состояние психического развития ребенка с возрастными особенностями развития рассматривать психическое развитие ребенка как ре зультат взаимодействия наследственно обусловленных факторов, личностного склада ребенка и влияния окружающей среды.
Эти бесспорные на первый взгляд положения
Источники:
Следующие:
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением