Речь детей с зпр в старшем дошкольном возрасте

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития PECULIARITIES OF SPEECH DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DELAY OF PSYCHIC DEVELOPMENT Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ , 
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ , 
  • РЕЧЬ , 
  • ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ , 
  • ДОШКОЛЬНИКИ , 
  • INTELLECTUAL DISABILITIES , 
  • MENTAL RETARDATION , 
  • SPEECH , 
  • PREPARATION FOR LEARNING READING AND WRITING , 
  • PRESCHOOLERS
  • Аннотация
    научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - КАРСЛИЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, ЗАРИН АЛИЦИЯ ПЕТРОВНА, ИЛЬИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

    В статье представлены некоторые результаты экспериментального изучения связной речи дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) как важнейшего условия готовности к обучению грамоте. Особенности речи детей с задержкой психического развития показаны на фоне развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием и с умственной отсталостью.

    Abstract 2015 year, VAK speciality - 13.00.00, author - KARSLIEVA IRINA VLADIMIROVNA, ZARIN ALITSIYA PETROVNA, ILINA SVETLANA YURIEVNA

    The article presents some results of an experimental study of coherent speech of preschool children with mental retardation as a major condition of preparation for learning reading and writing . Peculiar features of the speech of children with mental retardation are shown on the background of speech development in senior preschool children with normal development and with mental retardation .

    Научная статья по специальности " Народное образование. Педагогика " из научного журнала "Специальное образование", КАРСЛИЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, ЗАРИН АЛИЦИЯ ПЕТРОВНА, ИЛЬИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    КАРСЛИЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, ЗАРИН АЛИЦИЯ ПЕТРОВНА, ИЛЬИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. 2015. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 02.12.2016).

    КАРСЛИЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА et al. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Специальное образование (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 02.12.2016).

    КАРСЛИЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, ЗАРИН АЛИЦИЯ ПЕТРОВНА & ИЛЬИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА (2015). Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Специальное образование URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 02.12.2016).

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    КАРСЛИЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, ЗАРИН АЛИЦИЯ ПЕТРОВНА, ИЛЬИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. 2015. №3 С.92-99.

    КАРСЛИЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА et al. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Специальное образование (2015).

    КАРСЛИЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, ЗАРИН АЛИЦИЯ ПЕТРОВНА & ИЛЬИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА (2015). Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Специальное образование

    Сравнительный анализ коммуникативно-речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормы в развитии

    Валентина Лунева
    Сравнительный анализ коммуникативно-речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормы в развитии

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР И ДЕТЕЙ С НОРМОЙ В РАЗВИТИИ .

    Коммуникативная деятельность – является одной из важнейших областей познавательного речевого развития детей .

    Речевое общение – это важный фактор, который отличает человека от всех представителей живого мира. Общаясь, ребёнок развивается как личность . личность активная, готовая познавать окружающий мир, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, вступать в контакт с взрослыми и сверстниками. Иначе говоря, постоянно развиваться . преодолевая определённые трудности для своего возраста .

    Наблюдения показывают, что не все дети могут самостоятельно научиться общению, часть дошкольников испытывают трудности при взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Недостаточный уровень овладения коммуникативными навыками связан с тем, что в настоящее время, в связи с занятостью родителей, наблюдается недостаток общения с детьми, неумение организовать совместную деятельность.

    Детский сад, детский коллектив-это та благоприятная среда для общения, понимания, возрастания и последовательной деятельности детей . где можно отследить и воспитать все виды коммуникативного и речевого развития детей . начиная с малышей и заканчивая подготовкой детей к школе .

    К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть коммуникативными навыками составляющими умение. сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, и говорить самостоятельно.

    С целью выявления коммуникативно-речевых особенностей . было проведено обследование детей двух групп . Первая группа - дети с нормой в развитии . и вторая группа - дети с задержкой психического развития .

    Обследование показало, что дети с нормой общения и речи . быстрее и эффективнее воспринимают и усваивают поставленные для их возраста задачи . чем дети с ЗПР. У детей с ЗПР развитие коммуникативного фона находится . примерно, на среднем уровне по сравнению с детьми с НР .

    Например. у детей с ЗПР . в связи с речевым недоразвитием . возникают проблемы и трудности при пересказе и выделении общего смысла сообщения, у детей же с НР - наоборот . при пересказе и описаниях предметов отмечается чёткость изложения и завершённость высказываний.

    - У детей с ЗПР рассказ о каком-либо событии не сопровождается подробностями, дети строят свои ответы однообразно, используя элементарные модели предложений, употребляя слова в неточном значении, часто возвращаются к ранее сказанному.

    -Дети же с НР, наоборот, замечают много подробностей и деталей, их память, как губка, впитывает впечатление события, действия, высказывания, а так же прочитанное и услышанное.

    -Для детей с ЗПР . указанные речевые и коммуникативные затруднения . являются препятствием для поддержания отношений и контактов со сверстниками и взрослыми они понимают создавшуюся ситуацию, могут оценить нравственность других детей . но не могут оценить свои поступки и действия, не могут самостоятельно разрешить возникшую проблему и часто обращаются за помощью к взрослым.

    -Дети же с НР, исходя из тех же проблем, адекватно управляют своим поведением, оценивают свои поступки, учатся видеть себя со стороны, находят выход из затруднительной ситуации и гораздо реже прибегают к помощи взрослых.

    -Познавательное общение у детей с ЗПР так же отличается от познавательного общения детей с НР . Познавательное общение происходит только тогда, когда ребёнок хорошо владеет речью, ему интересно знать о вещах далеко не простых, поэтому таким детям интереснее общаться больше с взрослыми, чем со сверстниками.

    -Дети же с ЗПР, из – за того, что у них речь менее развёрнута и содержательна в общении со взрослыми, они больше общаются со сверстниками. Низкий уровень сформированности диалогических умений у детей с ЗПР не позволяет эффективно реализовать потребности в общении и взаимодействии с окружающим миром.

    Таким образом, сотрудничество детского сада и семьи помогает социальному и речевому развитию ребёнка . Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности её решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность. И это правильно. Поможем же нашим детям и создадим им достойные условия качественной подготовки их, к школе окружив их любовью и пониманием.

    Публикации по теме:

    Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

    12. Сиволапов, С.К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР / С.К. Сиволапов // Дефектология. — 1988. — № 2. — С. 3—10.

    13. Слепович, Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е.С. Слепович // Дефектология. — 1984. — № 2. — С. 68—72.

    14. Стрекалова, Т.А. Особенности наглядного мышления старших дошкольников с ЗПР / Т.А. Стрекалова // Дефектология. — 1987. — № 1. — С. 64—69.

    1. Этиология и классификации задержки психического развития

    Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

    Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

    Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

    Основные группы причин, которые могут обусловливать задержку психического развития ребенка:

    1) Органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы.

    2) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми.

    3) Частично сформированная ведущая деятельность возраста.

    К причинам органического характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции — энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также осложнения при различных инфекционных и вирусных заболеваниях, травмы головного мозга. Поражение нервной системы чаще возникает у недоношенных детей и в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии при родах.

    Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна.

    Персональный сайт учителя-дефектолога Сергеевой Надежды

    Каталог статей

    Цель - развитие внимания, мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков, развитие памяти.

    Задание: из предложенного набора слов, ребенок должен выделить одно лишнее слово, остальные слова обобщить в одну группу.

    стол, стул, кровать, чайник

    лошадь, кошка, собака, сом

    елка, береза, дуб, земляника

    огурец, репа, морковь, банан.

    «Раздели на группы»

    Цель - развитие мышления, умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

    Задание: ребенок должен предложенные предметы объединить в группы по общим, существенным признакам.

    Набор слов: штаны, ботинки, сапоги, сандалии, шапка, рубашка, панама, юбка, платье, берет, кофта, валенки, пальто, туфли, шуба, кепка, платок, шляпа, кроссовки.

    Цель: развитие произвольного внимания и вербальной памяти.

    Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т.д. Всего 10-12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т.к. инструкция произносится только два раза: « Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, а красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.

    Цель - развитие словесно-логического мышления

    Задание: Детям раздаются картинки с изображением различных предметов. Они должны выстроить цепочку из картинок, подбирая картинки друг к другу по смыслу и объясняя свой выбор

    «Подбери слово к слогу»

    Цель – развитие фонематического восприятия, вербальной памяти

    Задание: Дети читают слог и вспоминают слова, которые начинаются на данный слог.

    «Определи по части целое»

    Цель – развитие мышления, вербальной памяти

    Задание: Логопед называет части предмета, ребенок угадывает какой предмет имеетмя в виду. Каблук. подошва … Спинка, подлокотник … Капюшон, рукава…

    Цель – развитие фонематического восприятия, чувства ритма.

    Задание. логопед показывает картинки рифмующихся слов. Дети должны найти пары слов и по возможности сочинить небольшое двустишье.

    Цель – развитие вербальной памяти, внимания, закрепление правильного звукопроизношения

    Задание. Логопед выкладывает перед ребенком картинки (5-7 шт) на определенный закрепляемый звук и просит называть их по порядку в прямом и обратном порядке, в это время логопед топает ногой при проговаривании какой-нибудь картинки и ребенок должен запомнить ту картинку, на которую топнули и в следующий раз уже не называть ее, картинка становится «невидимой».

    Цель – развитие вербальной памяти, внимания, закрепление правильного звукопроизношения

    Задание. Игра проводится с несколькими детьми. Логопед раздает детям картинки с определенным закрепляемым звуком. Один ребенок выбирается покупателем. Остальные два, три – торговцами. Они должны одновременно сказать свои слова, так, чтобы покупателю трудно было их услышать. Задача покупателя правильно услышать слова и назвать их. За это он получает те самые картинки с изображением названных предметов-товаров)

    Игры-задания для детей старшего дошкольного возраста

    Цель - развитие понятийного мышления.

    Задание: ребенок должен закончить предложенное ему начало предложения.

    Лимоны кислые, а сахар…

    Собака лает, а кошка…

    Ночью темно, а днем…

    Трава зеленая, а небо…

    Цель - развитие внимания, воображения, мышления, памяти, активизация словаря.

    Задание. ребенок должен вспомнить, что получится в итоге из предложенного понятия.

    Слова: яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко.

    «Не пропусти профессию»

    Цель - развитие способности к переключению внимания, расширения кругозора.

    Задание: из предложенных слов ребенок должен выделить название профессии и хлопнуть в ладоши (или позвонить в колокольчик, постучать в бубен и т.д.).

    Набор слов: лампа, водитель, ножницы, липа, врач, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец.

    Цель: развитие произвольности внимания, быстроты реакции.

    Описание игры: Взрослый читает стихи о животном мире. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?"

    Прилетели птицы: Прилетели птицы:

    Голуби, синицы, Голуби, синицы,

    Мухи и стрижи… Цапли, соловьи,

    Окуни и воробьи.

    Голуби, синицы, Прилетели птицы:

    Аисты, вороны, Голуби, синицы,

    Галки, макароны Палки и стрижи,

    Голуби, синицы, Прилетели птицы:

    Лебеди, куницы, Голуби, синицы,

    Галки и стрижи, Аисты, кукушки,

    Чайки и моржи. Маленькие плюшки

    Цель: развитие мышления, речи.

    Описание игры: есть слова, которыми мы называем много разных предметов. Например, головка – у человека, куклы, головка лука, чеснока, ракеты. Детям предлагается предложить свои варианты для следующих слов:

    ИГОЛКА (шприц, ель, сосна, еж, для шитья)

    ЗВОНОК (у велосипеда, дверной звонок)

    НОС (у человека, самолета, корабля, чайника)

    УШКО (у куклы, иглы, у кошки)

    НОЖКА (стул, гриб, мебель, ребенок)

    РУЧКА (у ребенка, чайника, чемодана, у двери)

    МОЛНИЯ, ГЛАЗОК, ГОРЛЫШКО, ЯЗЫЧОК, КРЫЛО.

    Цель: развитие вербальной памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий.

    Количество играющих: любое.

    Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т.д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 -12 человек.

    Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.

    Описание игры: дети должны в течение 10-15 секунд внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов (или их деталей) одного и того же цвета, например, красного. Затем дети поворачиваются лицом к педагогу, который дает задание перечислить все красные предметы в группе. Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя.

    Комментарий : для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

    "Кто без чего не обойдётся".

    Цель: развитие словесно-логического мышления.

    Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему. Без садовника… собаки… забора… земли. Почему?"
    Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

    Примерные задания .
    Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
    Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
    Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
    Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
    Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
    Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
    Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

    Цель: развитие фонематического восприятия, слухового внимания, автоматизация нарушенных звуков.

    Описание игры: Взрослый показывает ребенку ряд картинок. Например: душ, шина, ушко и т.д. (то есть те слова, которые могут быть частью более длинного слова). А затем называет слова, в которых дети должны услышать слова-названия картинок.

    По душ ка, м ушка . ма шина, колот ушка, вер шина, душ но, воз душ ный и пр.

    Источники:
    cyberleninka.ru, www.maam.ru, pedlib.ru, nsergeeva.ucoz.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное