Коррекционная работа с детьми с сдвг

При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца.
Время проведения - 50-60 минут.

«Гиперактивные дети доставляют и родителям,

и учителям очень много хлопот и забот.

Но первое, что я хотела бы сказать родителям, -

чрезмерная активность не зависит от желания ребенка.

Он вертится, крутится, отвлекается не потому,

что хочет досадить взрослым.

трудность концентрации внимания,

постоянные отвлечения - это показатели

не очень благополучного развития нервной системы.»

- профессор БЕЗРУКИХ М.М.

СДВГ – невнимательность, импульсивность, гиперактивность.

Проявления - нарушение организации деятельности, речевые нарушения, сенсомоторные нарушения, нарушения восприятия, не сформированность навыков интеллектуальной деятельности, «мягкая» невротическая симптоматика, школьные трудности, асоциальное поведение.

· недостаточно внимателен к деталям

· с трудом удерживает внимание

· как бы не слушает говорящего

· не может довести дело до конца

· с трудом организует свою деятельность

· избегает выполнения задания

· отвлекается на внешние раздражители

· дрыгает руками или ногами, крутится

· не может усидеть на месте, когда это требуется

· носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается

· с трудом может тихо играть

· всегда «заведен», «как будто внутри мотор».

· чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди

· прерывает других, вмешивается в чужой разговор.

Родители, педагоги, воспитатели О детях с СДВГ: непонимание, неадекватные претензии неадекватные советы и требования, неадекватные реакции, неадекватные методы, неадекватные требования.

Результат Ребенок с СДВГ: низкая самооценка, повышенная утомляемость, низкая работоспособность, низкая учебная мотивация, трудности в обучении письму и чтению, нарушение взаимопонимания, повышенная тревожность, обиды, страхи.

Работа с таким ребенком строиться с учетом его сильных и слабых сторон. Как правило, эти дети имеют очень высокий уровень интеллектуального развития. В школе ими чаще всего бывают недовольны, потому что они невнимательны, у них плохой почерк и много ошибок, они часто тянут руку, но когда их спрашивают, отвечают невпопад, выполняют не те задания, не только сами отвлекаются, но отвлекают других детей. К сожалению, такие дети, несмотря на высокий интеллект, часто попадают в коррекционные классы.

При организации занятий с непоседами имеет значение все, что окружает ребенка. Ребенок занимается дома, его не должно ничто отвлекать. Лучше, если это будет либо отдельная комната, либо какая-то отгороженная часть комнаты, при этом стоит выключить радио, телевизор, стараться не разговаривать громко, чтобы не отвлекать ребенка от занятий. Стол, за которым занимается гиперактивный ребенок, не должен быть ничем завален, там могут быть только книги или учебник, которыми он пользуется, тетрадь, ручка, карандаш, т.е. только то, что ему необходимо для конкретной работы. Обязательным является зрительный контакт, позволяющий привлечь внимание ребенка. Во время занятий «собирается» все внимание ребенка. Это может быть взгляд, слово, фраза, например: «Начинаем работать, будь внимателен», и только после этого что-то объясняю. Несмотря на высокий уровень интеллектуального развития, гиперактивным детям иногда приходится два-три раза объяснять одно и то же задание, два-три раза давать инструкцию. Это происходит не потому, что ребенок неспособный, непонятливый, а потому что он выхватывает только часть фразы, часть инструкции. Именно поэтому любая инструкция, которая дается гиперактивному ребенку, должна быть однозначна, проста, должна быть короткой, и в ней не должно быть ни одного непонятного слова. Сложные, многоступенчатые задания лучше разделить на части.

Гиперактивные дети лучше работают в классе, если материал им уже знаком. Если сегодня прочитать и разобрать то, о чем будут говорить завтра в школе, тогда есть гарантия, что этот урок не пройдет впустую.

В процессе занятий часто поощряю ребенка. И не только за хорошее поведение и хорошо выполненное задание, но и за старание, и за желание работать. Порой гиперактивные дети оказываются в сложных ситуациях, потому что могут потерять контроль над собой, стать раздражительными и даже агрессивными. В ответ на какое- нибудь незначительное замечание такой ребенок может бросить книгу, разорвать тетрадь, с такими детьми это бывает. Как быть в этих случаях? Во-первых, не следует делать резких замечаний, во-вторых, ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, лучше отвлечь его, успокоить, а потом, как и в любых таких случаях с другими детьми, в спокойной обстановке разобрать ситуацию.

Цель программы: повысить обьем внимания. Увеличение концентрации внимания. Программа развития, для успешных детей в обучении, и для детей испытывающих трудности обучения. Развитие внимания, произвольности и самоконтроля элиминация гиперактивности и импульсивности элиминация гнева и агрессии. Занятия могут быть полезны для детей с трудностями самоконтроля, с дефицитом внимания и гиперактивностью. Программа учебно-игровых занятий, направленных на развитие способности к планированию своих действий и самоконтролю над ними.

Методы: Интеллектуальные игры, двигательная гимнастика мозга, самомассаж. Занятия проходит в игровой форме с элементами, видео, аудио, театральных и игрушечных персонажей.

Диагностика: Нейропсихологическая д иагностика уровня развития проводится в начале учебного года (стартовая диагностика), в течение учебного года (текущая диагностика) и в конце учебного года (итоговая диагностика).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Растяжка "Половинка".
Цель: оптимизация тонуса мышц.
И.п. - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

2. Дыхательное упражнение.
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

3. Глазодвигательное упражнение.
И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям) сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым,а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
o "Колечко".
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

o "Кулак-ребро-ладонь".
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

5. Функциональное упражнение "Послушать тишину".
Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса.
И.п. - сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

6. Функциональное упражнение с правилами "Костер".
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Ребенок садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) "жарко" ребенок должен отодвинуться от "костра",
по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру",
по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками,
по команде "искры полетели" - хлопать в ладоши,
по команде "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг "костра". Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

7.Упражнения на концентрацию внимания: «лабиринт», «Соединение цифр».

8. Функциональное упражнение "Море волнуется. ".
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Ребенку предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:
Море волнуется - раз!
Море волнуется - два!
Море волнуется - три!
Морская фигура - замри!
Ребенок замирают в одной из поз. По команде инструктора "Отомри!" упражнение продолжается.

9. Релаксация "Поза покоя".
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно -
Расслабление приятно!

Оценка качества усвоения материала определяется в течение года путем проведения промежуточных диагностических тестирований и в конце года определением уровня готовности ребенка к переходу к следующему обучаемому звену.

Материал необходимый для занятий: компьютер, веб-камера, принтер, бумага А4, колонки. Стол, стул, тетрадь, карандаш. Ковер, мяч, фитбол.

Ахутина Т.В. Пылаевна Н. Безруких М.М.

В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.

Особенности коррекционной работы с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Первое, что мы замечаем у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – чрезмерную и ненаправленую активность. Внимание ребенка привлекает абсолютно все, но оно ни на чем не удерживается. Регуляция слабая. В школе, детском саду ребенок ввязывается во все конфликты, он крайне несобран при интеллектуальной норме. Часто такие дети получают характеристику: «Умный ребенок, но ужасное поведение».

1. Гиперактивность (избыток моторной активности)

- неловкие беспорядочные движения,

- несформированность мелкой моторики, праксиса,

- часто опережающее моторное развитие (как правило, раньше начинают ходить),

2. Нарушение внимания

- трудности в удержании,

- непоследовательность в поведении,

- несформированность регуляторной функции (здесь и сейчас),

- поступки опережают намерения,

- трудности в регулировании действий,

- трудности в соблюдении правил,

- постоянная болтовня из-за несформированности внутренней речи.

Эти три признака могут проявляться у ребенка в большей или меньшей степени.

Характерная черта умственной деятельности – цикличность. Мозг работает 3 – 5 минут, потом ему требуется отдых. Невозможность удержать и сохранить внимание ребенок компенсирует двигательной активностью. Требование «сидеть прямо, не возиться и не отвлекаться» для такого ребенка является невыполнимым противоречием. Если заставить его сидеть неподвижно, то резко снижается работоспособность головного мозга.

В то же время, такие дети любознательны, живы, интеллектуально сохранны, в том, что их интересует, демонстрируют знания, превышающие возрастную норму.

Причины возникновения синдрома.

1. Последствия родовой травмы или осложнения перинатального периода.

Головной мозг получает слабые повреждения. Сразу после воздействия другие здоровые клетки берут на себя функции пострадавших. Нервная система работает с двойной нагрузкой. При любой стрессовой ситуации возможно резкое ухудшение состояния центральной нервной системы.

2. Нарушение биохимического баланса в ЦНС.

При дисбалансе между возбуждением и торможением нарушается нейропроводимость.

3. Нарушение кровообращения головного мозга при патологии сосудов, сколиозах, зажимах. Уровень активности головного мозга не стабилен, требуется постоянная двигательная стимуляция, усиленным движением. В этом случае движение – механизм компенсации недостаточного питания головного мозга.

4. Наследственный характер, генетическая предрасположенность.

В основном передается от отца к сыну. У девочек СДВГ встречается реже из-за больших компенсаторных возможностей, но проявляется в более тяжелой форме.

5. Заболевания раннего детского возраста.

Депривационное воздействие на еще не сформировавшиеся системы.

6. Воздействие токсических веществ (в том числе лекарственных), недостаточное питание, асфиксия, наркотическое отравление плода, неблагоприятная экологическая ситуация и т.д.

Комплексный подход при работе с СДВГ.

1. Двигательная коррекция помогает поднять уровень работоспособности, позволяет урегулировать контроль.

Этапы двигательной коррекции:

- «Радость движения» - активизация вестибулярно – моторной активности.

Основная задача – стимуляция вестибулярного аппарата.

Цель – разгрузить психику от ощущения запрета, дать радость от движения.

Общая стимуляция дает повышение активности головного мозга.

В обычной жизни ребенка постоянно ограничивают в движении не давая активизировать мозг. Используются любые активные движения, которые не требуют сложной регуляции («паучок», «бревнышко» без программы и т.д.). При этом двигательная активность ребенка ничем не тормозится. К движениям добавляются сенсорные программы – кочки, массажные коврики, опознавание фигур наощупь, выполнение упражнений с завязанными глазами, например, ползание с завязанными глазами на звук и т.д.

- «Я могу остановиться» - развитие умения управлять движением.

Игры с командой «стоп!» звуковой, визуальной и т.д. (веревки, кегли, игрушки – ограничитель пространства, голосовые, музыкальные и шумовые звуки).

Ребенок должен понять, что он сам может управлять своими движениями, например, остановиться, когда прекратиться музыка или передвигаться, не сходя с ковра.

Используются упражнения «Огонь –лед», «Берег река», «День – ночь», «Робот», когда заранее оговоренная часть тела является «выключателем» и т.д.

- «Подумай и сделай» - преодоление импульсивности, более сложная регуляция.

После сигнала «Стоп!» дается пауза для обдумывания действий, так как основная проблема такого ребенка – «Некогда думать, прыгать надо». Ребенок замирает, дается структурированная инструкция: «Остановись, посмотри, подумай, сделай».

Составляется план действий, формируется структура деятельности.

Для структурирования и осознания действия важно проговаривание.

Используются упражнения с переключением для развития произвольности. Команды желательно подавать словесно, используя разные виды заданий (смена позы или движения на слова определенной группы – женские или мужские имена, съедобное – несъедобное, цвета: красный - синий и т.д.). Пауза, насыщенная речью регулирует действие.

Продолжительность каждого этапа зависит от возможностей ребенка. Освоение задач предыдущего этапа – повод для перехода к следующему. Этапы двигательной коррекции могут проходить в рамках одного занятия или идти курсами.

После прохождения этих трех этапов можно подключить более сложные упражнения.

Задача – выработать регуляторную способность, перевести движения на осознанный уровень.

2. Психотерапия (работа с эмоциональной сферой).

3. Развитие внимания и когнитивная коррекция.

Когнитивная программа тоже проходит в несколько этапов.

Сначала достигаются устойчивые результаты в развитии одной функции, потом работа проводится уже над несколькими одновременно.

4. Развитие волевых навыков и саморегуляции.

5. Развитие коммуникативных навыков.

6. Семейная консультация.

1. Организация внешнего пространства.

Важно помочь ребенку с организацией пространства. Ему необходима устойчивость внешнего мира, что бы он мог направить энергию на упорядочение себя.

Сюда входит строгий режим дня и постоянный режим (ритуал) занятий, засыпания, приготовления уроков, например, перед сном всегда йогурт, пижама, сказка, что обеспечит плавный переход от активности к спокойствию. Правила поведения и временные режимные моменты должны быть незыблемы.

Часто СДВГ поддерживается семейными ошибками, например, если родители реагируют только на ситуации, выходящие за рамки нормы. Когда ребенок затихает, мама не обращает на него внимания. Если похвала нейтральна, а замечание эмоционально, ребенок предпочитает получать замечания и ведет себя соответственным образом.

2. Организация времени.

Для детей с СДВГ очень трудны правила с контролем времени. Проводился эксперимент, когда детям с СДВГ на выбор предлагалось нажать на кнопку через одну секунду и получить за это одну конфету или через 20 секунд за пять конфет. Большая часть детей нажимала на кнопку сразу.

3. Не апеллировать понятиями далекого будущего.

Понятия отдаленного будущего детьми с СДВГ не воспринимаются. Не имеет смысла рассказывать о том, что если сегодня не будет сделано задание, то это повлияет на результат обучения в школе.

Максимально воспринимаемые временные понятия – сейчас, сегодня вечером, завтра.

При выполнении задания, дети без СДВГ после похвалы при продолжении выполнения улучшают результат. Дети с СДВГ значимо меняют результат, только если их не просто похвалить, а указать на допущенные ошибки. Увидеть свои ошибки самостоятельно ребенок не может из-за слабой регуляции. Успешное и неуспешное выполнение задания сразу должно анализироваться, проговариваться. Начинать работу лучше с заведомо успешных заданий, дать ребенку настроиться, войти в ритм, потом можно приступать к более сложной работе, а после, учитывая цикличность мозговой активности ребенка с СДВГ, опять дать простое задание.

На поздних этапах работы можно включать элементы планирования деятельности.

Структура СДВГ и методы его коррекции

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ ) – это сложный симптомокомплекс, имеющий многоуровневые причины и соответственно многоуровневое его решение.

  • На медицинском уровне
  • На уровне работы мозга
  • На психологическом уровне
  • На педагогическом уровне
  • Отсюда становится понятно, почему проблему вашего ребёнка не смогут решить только психологи и логопеды, только неврологи и педиатры, а сама проблема, возможно, находится за пределами компетентности психиатров.

    Мы же, понимая таким образом проблему СДВГ - имеем чёткие алгоритмы диагностики и коррекции поведения ребёнка с СДВГ .

    Коррекцию психологических и психофизиологических нарушений у ребёнка мы берём на себя. И работаем в тесном сотрудничестве с остеопатом, кинезиологом, гомеопатом, неврологом, нейропсихологом, педагогическим психологом и другими специалистами по мере необходимости, в зависимости от конкретной ситуации. И – главное: эта проблема вполне решаема.

    СДВГ – это сложный симптомокомплекс, действительно имеющий многоуровневые причины и соответственно требующий его многоуровневго решения.

    Итак, СДВГ – излечим, вот стратегия решения проблемы:

    На медицинском уровне

    Мы видим у 98% детей с СДВГ повреждения шейного отдела позвоночника в родах. В виде гипермобильности С2-4 (второго–четвёртого) шейного позвонка [подробнее – здесь: Атлант и родовые повреждения шеи ]. Ситуация настолько типична, что некторые рентгенологи воспринимают эти симптомы уже как норму.

  • Изменение технологий акушерского родовспоможения в России.[Подробнее здесь: Ратнер А.Ю. Неврология новорождённых: Острый период и поздние осложнения/ А.Ю. Ратнер. - 4-е изд. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 368 с. ISBN 978-5-94774-897-0]
  • Коррекция последствий родовых повреждений шейного отдела позвоночника и восстановление кровообращения головного мозга. Работа с шеей мануального терапевта, остеопата. (В идеале – обязательно нужно проводить такую коррекцию в период новорожденности). В Юго-Восточной Азии, Китае коррекцию шейного отдела позвоночника ребёнка акушеры делают сразу, прямо у ног матери. То же делали бабки-повитухи на Руси. (Автор в 50-х годах прошлого века застал эти технологии).
  • На уровне работы мозга

    В последние годы наши исследования показывают замедление созревания мозга у современных детей. Более совершенный мозг стал медленнее созревать.

    Если 100 лет назад мозг детей созревал в 9 лет и в гимназию детей отдавали в 9-10 лет, то сегодня мы видим созревание не ранее, чем в 15,5-16,5 лет. (Достаточно сказать, что дети всё чаще начинают говорить только в 3,5-4,5 года).

    Среди детей, рождённых после 2000 года, примерно у 98% мы видим амбидекстрию (амби- двойной, декструм - правая рука). То есть эти дети не праворукие и не леворукие, а "двурукие". Соответственно, их мозг работает иначе.

    Помощь в ускорении созревания мозга

    Восстановление кровообращения сосудов мозга ребёнка, повреждённых в процессе родов.

  • Освобождение зажатых крупных сосудов шеи и нервных окончаний шейного отдела позвоночника, получивших повреждение в родах.
  • Стимулирование развития капилляров и прекапилляров головного мозга ребёнка.
  • Стимулирование созревания нервной ткани мозга у вашего ребёнка.
  • Освобождение крупных сосудов шейного отдела позвоночника

    Желательно пройти курс коррекционной работы с шеей и головой у остеопата. Вот адрес надёжных сертифицированных специалистов: “Единый национальный регистр остеопатов России”: http://www.enro.ru/

    Цель - освобождение зажатых крупных сосудов, питающих мозг ребёнка.

    "Таблетками" этого достичь невозможно.

    Стимулирование развития капилляров и прекапилляров для питания и дыхания мозга ребёнка

    Например. Гингко Билоба + Магний B 6 [Методика, разработанная израильскими коллегами].

  • Гингко Билоба . обладая мягким ноотропным эффектом, улучшает межнейронную регуляцию клеток головного мозга мягкий фибринолитический эффект раскрывает самые тонкие, как паутина микрокапилляры, обеспечивая доступ кислорода и питательных веществ к созревающим участкам мозга [Про Гингко Билоба читайте здесь ].
  • Стимулирование созревания нервной ткани мозга

  • Магний B6 Примерно к четвёртому-пятому месяцу терапии, незрелые нейроны (нервные волокна) головного мозга ребёнка покрываются белковой миелиновой оболочкой. Получается своеобразный “кабель”. Сигнал идёт более точно и экономично. Внешне это выглядит как “более взрослое” поведение вашего ребёнка. [Про Магний В6 читайте здесь ].
  • На психологическом и психофизиологическом уровнемы видим

  • общий инфантилизм в поведении ребёнка, то есть, выраженное отставание в поведении и реакциях на окружающее
  • быстрое истощение работы мозга и отсюда – трудности удержания внимания
  • сниженная мотивация к обучению
  • быстрое истощение аудиального канала, ребёнок «не слышит» обращённые к нему просьбы
  • спонтанные действия: «сначала делает, потом думает»
  • На наш взгляд, такие поведенческие нарушения обусловлены в первую очередь незрелостью головного мозга за счёт родовых повреждений много лет назад. Особенностью психофизиологической незрелости являются выраженные внешние признаки инфантилизма. А также благодаря уникальным адаптационным свойством центральной нервной системы ребёнка по типу “парабиоза Н.Введенского”. Отсюда особенности методик коррекции.

  • Нейропсихологическая коррекция
  • Дефектологическая коррекция
  • Коррекционная работа логопеда.
  • БОС – биологическая обратная связь
  • Транскраниальная микрополяризация
  • Кроме того, в настоящий момент существует несколько нефармакологических подходов к методам лечения СДВГ, которые могут сочетаться с фармакологической коррекцией, либо использоваться независимо.

  • Нейропсихологический (при помощи различных упражнений).
  • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Может применяться только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга, в противном случае поведенческая терапия неэффективна.
  • Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).
  • Нутрициальный. Восполнение дефицитов определенных микронутриентов, которые участвуют в синтезе и секреции серотонина и катехоламиновых нейротрансмиттеров. Известно, что СДВГ характеризуется нарушениями уровней этих нейротрансмиттеров [Википедия]
  • На педагогическом уровне

    Формирование внутреннего контроля у ребёнка. Это комплекс методов педагогической коррекции, психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике помогает гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

    Основные методы медикаментозной коррекции СДВГ

    Подход, распространённый в СДВГ — это ноотропные препараты, вещества, по мнению некоторых специалистов улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые, по утверждениям производителей, улучшают обмен веществ мозга.

    О с новные методы коррекции в США:

    В США и Западной Европе эту проблему видят несколько однобоко - только c психиатрической и неврологической точки зрения. СДВГ ими рассматривается, как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что дети «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

    Стоит ли удивляться, что непонимание причин СДВГ привело к назначению таким детям только лишь психостимуляторов, модифицирующих лишь внешнее, гиперактивное поведение, типа риталин, страттера, концерта и др. (Игнорируя патогенетические причины). И продолжают их принимать иногда до 30-летнего возраста

    Комитет по правам ребёнка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы коррекции и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».

    Итак, как подметил Фридрих Энгельс

    в своей книге "Диалектика природы"

    является критерием истины".

    В том числе и в подходах к диагностике и коррекции синдрома дефицита внимания.

    Владимир Николаевич Пугач, кандидат медицинских наук, доцент по социальной и инженерной психологии, www.indigo-papa.ru

    LiveInternet LiveInternet

    Упражнения для психомоторного развития детей с синдромом гиперактивности

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

    Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

    Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

    Дефицит активного внимания:

    1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

    2. Не слушает, когда к нему обращаются.

    3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

    4. Испытывает трудности в организации.

    5. Часто теряет вещи.

    6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

    7. Часто бывает забывчив. Двигательная расторможенность

    1. Постоянно ерзает.

    2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

    3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

    4. Очень говорлив.

    1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

    2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

    3. Плохо сосредоточивает внимание.

    4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

    5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

    6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

    Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

    Диета. которая может помочь Вашему ребёнку.

    Фосфат-ридуцирующая диета (продукты, от которых следует отказаться).

    Молоко, творог, молочные продукты

    Кока-кола, многие фруктовые соки

    Продукты из овса, включая мюсли и хлопья

    Орехи и продукты из орехов

    Попкорн, марципан, нуга, продукты из какао, а так же шоколад и крем из нуги и орехов

    Рекомендуемые для питания детей с гиперкинетическим синдромом продукты.

    Овощи: горошек, морковь, соя, цветная капуста, краснокочанная капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы

    Фрукты: яблоки, груши, бананы

    Гарнир: картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис

    Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, льняное семя

    Хлеб: пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока

    Жиры: кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима

    Мясо: говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю)

    Напитки: не подслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг

    Приправы: йодированная соль

    Важно указать, что некоторые биологически активные вещества, такие как комплекс витаминов группы В, цинк, хром, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и ряд других оказывают существенную питательную поддержку мозгу и уменьшают проявления гиперактивности.

    Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

    Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить &ldquoнет&rdquo, &ldquoнельзя&rdquo, &ldquoпрекрати&rdquo - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

    Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. .

    Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную &ldquoтерриторию&rdquo). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

    Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

    Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от

    И не забывайте, что самая важная для детей деятельность - игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

    Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что &ldquoНоровистые дети похожи на розы - им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту&rdquo (Мэри Ш. Курчинка

    Когда становится совсем тяжело . вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках!

    &ldquoНоровистые дети похожи на розы - им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту&rdquo (Мэри Ш. Курчинка)

    Авторская разработка учителя-логопеда МБОУ Гимназия №1 г. Курчатова

    Малец М. В. опубликовано КИНПО (ПК и ПП) СОО, 2011 г.

    Источники:
    sites.google.com, dohcolonoc.ru, www.indigo-papa.ru, www.liveinternet.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное